Отчет по производственной практике на Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю
Основным документом, регламентирующим взаимодействие Алтайкрайстата и Администрации Алтайского края, является «Государственный контракт на оказание информационных услуг». Объем информационных услуг определяется перечнем работ, выполняемых по региональному плану статистических и экономических работ и перечнем работ, выполняемых по федеральному плану статистических работ. Администрации края, всем ее подразделениям направляется региональный заказ, который включает перечень региональных обследований, статистических материалов и аналитических публикаций и в котором предлагается сделать отметку о заказе. Затем анализируются представленные материалы и формируется заказ.
Рис.1- Схема
взаимодействия Алтайкрайстата с органами
исполнительной власти
ГУЭИ
Раздел
2. Организационное поведение
Территориальный
орган Росстата возглавляет руководитель,
назначаемый на должность и освобождаемый
от должности руководителем
Руководитель Алтайкрайстата:
– назначает на должность и освобождает от должности работников;
– утверждает положения об отделах Территориального органа Росстата;
– распределяет обязанности между своими заместителями;
– утверждает структуру, штатное расписание Алтайкрайстата;
–
представляет в установленном порядке
предложения в Федеральную службу государственной
статистики по работникам и другим лицам,
осуществляющим деятельность в установленной
сфере, к присвоению почетных званий и
награждению государственными наградами
Российской Федерации.
Руководитель Алтайкрайстата несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Алтайкрайстат полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Исходя из этого можно сделать вывод, что руководителем организации используется авторитарная модель организационного поведения, основывающаяся на власти. Предполагается, что работников надо направлять, принуждать к работе, в чем и состоит основная задача руководства. В сложившимся коллективе имеют место как формальные, так и неформальные группы. Формальная группа – это группа, созданная по воле руководства, существует на основании приказов. Сотрудники, выполняя свои должностные обязанности, по роду своей деятельности, должны взаимодействовать в данной группе. Неформальная группа – это спонтанно образовавшаяся группа по причине потребности в принадлежности, в помощи, защите, общении. Не существует на основе документов.
Конфликты на предприятии
Количество заместителей руководителя Территориального органа Росстата устанавливается руководителем Федеральной службы государственной статистики. Руководитель Алтайкрайстата имеет трех заместителей: Прокопова Г.А., Третьяков В.А., Гладких Г.И.
Структурными подразделениями
Ознакомившись
с системой методов управления в
трудовом коллективе можно сделать вывод,
что в данной организации руководитель
применяет экономические методы управления,
т. е. воздействует на материальные интересы
людей, ориентирует на выполнение определенных
показателей или заданий и на вознаграждение
за их выполнение. Применение социально-психологических
методов управления позволяет руководителю
регулировать межличностные отношения
в коллективе, повышать эффективность
стимулирования деятельности сотрудников,
проводить воспитательную работу в коллективе,
укреплять дисциплину и создавать устойчивый
морально-психологический климат в коллективе,
что значительно повышает производительность
труда.
В
масштабах такого учреждения как
Территориальный орган
Рис.2. – Организационная структура отдела
Начальником
отдела является Ерохина Ольга Александровна,
а заместителями: Адодина Наталья
Александровна и Донских Алексей Федорович.
Раздел
3. Производительность труда
Специфика
труда государственных служащих
состоит в том, что они: выполняют труд,
который выражается в обосновании целей
и направлений общественного развития;
непосредственно материальных ценностей
не создают, но обеспечивают условия их
производства; обеспечивают рациональность
и эффективность общественных отношений,
явлений и процессов; обладают особым
предметом труда – информацией. Все это
говорит о том, что затраты их труда невозможно
установить традиционными методами нормирования
труда.
В Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю не производится расчет и планирование производительности труда на одного рабочего и одного работающего предприятия. Отдел статистики труда, науки, образования и культуры осуществляет сбор и обработку сведений официальных статистических наблюдений, выпуск обобщенной статистической информации, информационно-аналитического материала по статистике труда, заработной платы, занятости и безработицы, сбор и обработка наблюдений по статистике образования, культуры, туризма, спорта и отдыха.
В отделе за каждым специалистом закреплена форма статистической отчетности, которую он контролирует.
Таблица
1- Формы статистической отчетности
Наименование формы | Индекс формы | Периодичность | Уровень |
Сведения о приостановке и возобновлении работы трудовых коллективов | 1-ПР | месячная | районный |
Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда | 1-Т (условия труда) | годовая | районный |
Сведения о просроченной задолженности по заработной плате | 3-ф | декадная месячная | районный |
Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности | 1-т | годовая | районный |
Сведения о численности, заработной плате и движении работников | П-4 | месячная | районный |
Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия | ПМ | квартальная | районный |
Неполная занятость и движение работников | П-4 (НЗ) | месячная | районный |
Сведения
о дополнительном профессиональном
образовании федеральных | 2-ГС(ГЗ) | годовая | районный |
Сведения
о дополнительном профессиональном
образовании муниципальных | 2-МС | годовая | районный |
Сведения о наличии и движении контингента учащихся и численности обученных по договорам в образовательных учреждениях, реализующих программу начального профессионального образования | 1 (профтех) 5 (профтех) | годовая | районный |
Сведения о численности и оплате труда работников органов государственной власти и местного самоуправления по категориям персонала | 1-Т (ГМС) | квартальная | районный |
Сведения о составе затрат организаций на рабочую силу | 1 (рабочая сила) | 1 раз в 2 года | районный |
Численность и потребность организаций в работниках по профессиональным группам | 1-Т (проф) | 1 раз в 2 года | районный |
Наука | |||
Сведения о работе аспирантуры и докторантуры | 1-НК | годовая | краевой |
Сведения о создании и использовании передовых производственных технологий | 1-технология | годовая | районный |
Сведения об инновационной деятельности организации | 4-инновация | годовая | районный |
Сведения о технологических инновациях малого предприятия | 2-МП инновация | годовая | районный |
Сведения о выполнении научных исследований и разработок | 2-наука | годовая | районный |
Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве,связанных с ними товаров | МП (микро)-сх | годовая | районный |
Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами | 1-лицензия | годовая | районный |
Основные сведения о деятельности организации | 1-предприятие | годовая | районный |
Платные услуги | |||
единовременная | единовременная | ||
Сведения об объеме платных услуг населению | 1-услуги | годовая | районный |
Туризм,отдых,спорт | |||
Сведения о деятельности туристской фирмы | 1-турфирма | годовая | районный |
Сведения о деятельности коллективного средства размещения | 1-КСР (годовая) | годовая | районный |
Сведения о деятельности коллективного средства размещения | 1-КСР (краткая) | годовая | районный |
Сведения о детско-юношеской спортивной школе | 5-ФК | годовая | районный |
Сведения о физической культуре и спорте | 1-ФК | годовая | районный |
Образование и культура | |||
Сведения о направлении на работу выпускников,окончивших ВПО по очной форме | 1-вуз (распределение) | годовая | краевой |
Сведения
о численности детей,стоящих на
учете для определения в | 78-РИК | годовая | районный |
Сведения о негосударсвенном общеобразовательном учреждении | ОШ-1 | годовая | районный |
Сведения о вечерних общеобразовательных учреждениях | СВ-1 | годовая | районный |
Сведения
о детском оздоровительном | 1-ОЛ | годовая | районный |
Сведения об общедоступной библиотеке | 6-НК | годовая | районный |
Сведения о деятельности музея | 8-НК | годовая | районный |
Сведения о деятельности театра | 9-НК | годовая | районный |
Раздел
4. Организация оплаты труда
Заработная плата и другие выплаты начисляются и выплачиваются Работнику в соответствии со штатным расписанием, положениями, регулирующими оплату труда, служебным контрактом, трудовым договором. Заработная плата работнику выплачивается 2 раза в месяц:
- не позднее 7 -го числа месяца следующего за расчетным – окончательный расчет за отработанный месяц;
- не позднее 22-го числа текущего месяца – аванс.
Гражданскому
служащему устанавливается
– ежемесячной
надбавки к должностному
– ежемесячной
процентной надбавки к
– премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением о премировании, установлении надбавок к должностным окладам, оказании материальной помощи, утвержденным приказом Росстата;
– других
выплат, предусмотренных
Размеры должностного оклада и оклада за классный чин увеличиваются по Решению Президента Российской Федерации согласно части 11 статьи 50 Федерального закона и устанавливаются приказом Территориального органа Федеральной службы государственной статистки по Алтайскому краю.
Отчет о производственной практике в . Саранск, республика Мордовия территориальный орган Федеральной службы государственной статистики
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»
Факультет экономический
Кафедра статистики
ОТЧЕТ
о производственной практике
студента 4 курса, 409 группы
по специальности 080601 Статистика
Место прохождения практики: г. Саранск, республика Мордовия территориальный орган Федеральной службы государственной статистики
срок прохождения
практики: _______30. 04.12 — 21.07.12__________
Автор отчета ____________________
Обозначение отчета ОП-02069964-П-С-12
Руководитель практики:
от предприятия _____________________
от университета _____________________
подпись, дата
Отчет защищен ____________________
Саранск, 2012 г.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
прохождения производственной практики студента
4 курса 409 группы по специальности 080601
Статистика
Луниной Алины Владиславовны
(Ф.И.О.)
Наименование структурного подразделения | Вопросы программы | Календарный срок | Ответственный руководитель |
Мордовиястат | Изучение организационной | 1 неделя 30.04.12 — 07.05.12 | |
Отдел статистики населения, здравоохранения, услуг, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства ФСГС г. Саранска, респ. Мордовия | Рассмотрение документации и изучение программ отдела статистики населения, здравоохранения, услуг, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства | 2 неделя 08. | |
Отдел статистики населения, здравоохранения, услуг, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства ФСГС г. Саранска, респ. Мордовия | Изучение поступающей | 3 неделя 16.05.12- 23.05.12 | |
Отдел статистики населения, здравоохранения, услуг, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства ФСГС г. Саранска, респ. Мордовия | Изучение основных показателей статистики населения, здравоохранения, услуг, образования, культуры и ЖКХ по Республике Мордовия | 4 неделя 24.05.12 – 31.05.12 | |
Отдел статистики населения, здравоохранения, услуг, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства ФСГС г. | Статистика труда | 5 неделя 01.06.12 — 08.06.12 | |
Отдел статистики населения, здравоохранения, услуг, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства ФСГС г. Саранска, респ. Мордовия | Демографическая статистика | 6 неделя 11.06.12 — 18.06.12 | |
Отдел статистики населения, здравоохранения, услуг, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства ФСГС г. Саранска, респ. Мордовия | Статистика финансов и цен | 7 неделя 19.06.12 — 26.06.12 | |
Отдел статистики населения, здравоохранения, услуг, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства ФСГС г. Саранска, респ. Мордовия | Статистика предприятий | 8 неделя 27. | |
Отдел статистики населения, здравоохранения, услуг, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства ФСГС г. Саранска, респ. Мордовия |
Выполнение индивидуального |
9 неделя 05.07.12 — 12.07.12 | |
Написание отчета по практике | Оформление отчета, обработка статистических данных, построение таблиц и графиков, характеристика, отзыв о практике. |
10 неделя 13.07.12 – 21.07.12 |
Руководитель практики
от предприятия___________________
(подпись)
Руководитель практики от кафедры _____________________________
(подпись)
ДНЕВНИК
производственной практики
студентки Луниной Алины Владиславовны
экономического факультета 4 курса 409 группы
по специальности 080601 «Статистика»
Наименование базы практики: Отдел статистики населения, здравоохранения, услуг, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства территориального органа Федеральной службы государственной статистики города Саранска, республики Мордовия
Начало практики: 30 апреля 2012г. окончание 21 июля 2012г.
(дата) (дата)
Руководитель практики от предприятия: Чапоргина Л.И.
Дата | Раздел тематического плана практики | Краткое описание работы | Подпись руководителя практики |
1 неделя 30.04.12 — 07.05.12 | Изучение организационной | Общее ознакомление с организацией. История развития организации. Ознакомление с положением об организации. | |
2 неделя 08.05.12 – 15.05.12 | Рассмотрение документации и изучение программ отдела статистики населения, здравоохранения, услуг, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства | Прием статистической информации. Изучение
инструкции по статистическим отчетам,
разрабатываемым в отделе. | |
3 неделя 16.05.12- 23.05.12 | Изучение поступающей | Изучение поступающей | |
4 неделя 24.05.12 – 31.05.12 | Изучение основных показателей статистики по Республике Мордовия | Изучение основных показателей статистики населения, здравоохранения, услуг, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства | |
5 неделя 01.06.12 — 08.06.12 | Статистика труда | Обследования населения по проблемам занятости: 1) Форма 3-ф – сведения о просроченной
заработной плате. 2) Форма П-4 – сведения о размере заработной платы и движении работников. 3) 1-ГС,2-МС -о составе муниципальных служащих. 4) Условия труда | |
6 неделя 11.06.12 — 18.06.12 | Демографическая статистика | Сведения о демографической ситуации в Мордовии. | |
7 неделя 19.06.12 — 26.06.12 | Статистика финансов и цен | В статистику с 1995г. внедрены унифицированные формы: П-1 – сведения о производстве товаров и услуг; П-2 – сведения о инвестициях; П-3 – сведения о финансовых результатах товара; П-4 – сведения о размере заработной платы; ПМ – сведения о деятельности малых предприятий. | |
8 неделя 27.06.12 — 04.07.12 | Статистика предприятий | Статистика предприятия 1) промышленная статистика; 2) торговые услуги; 3) строительство. | |
9 неделя 05.07.12 — 12.07.12 | Выполнение индивидуального | Общая характеристика миграции населения. Статистический анализ миграции населения по Республики Мордовия. Ее прогнозирование | |
10 неделя 13.07.12 – 21.07.12 | Написание отчета по практике | Оформление отчета, обработка статистических данных, построение таблиц и графиков, характеристика, отзыв о практике. |
Содержание
Введение
1. Основы функционирования и принципы деятельности ТО ФСГС г. Саранска республики Мордовия.
1.1 Общее положение
о Территориальном органе
государственной статистики по Республике Мордовия
1. 2 Основные функции,
задачи и структура отдела
статистики населения,
2. Индивидуальное задание: Статистический анализ миграции населения и ее прогнозирование на примере Республики Мордовия.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Производственная практика длилась с 30.04.12 г. по 21.07.12 г. Она проходила в отделе статистики населения, здравоохранения, услуг, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства территориального органа Федеральной службы государственной статистики (ТО ФСГС) города Саранска Республики Мордовия. В течение практики совмещалось ознакомление с организацией, изучение форм государственного статистического наблюдения, анализ статистической информации.

Основная цель производственной практики – знакомство со статистикой как с отраслью практической деятельности: углубление полученных теоретических знаний, приобретение необходимых практических навыков работы в органах государственной статистики.
Основные задачи:
- знакомство со структурой и функциями территориального органа Федеральной службы государственной статистики, а также с основными направлениями его работы;
- изучение работы отраслевых отделов статистики;
- ознакомление с единой системой классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и Статрегистром;
- овладение общими навыками проведения статистического исследования;
- ознакомление с основами построения и функционирования информационно–аналитической системы организации;
- изучение деятельности подразделений, занимающихся сборами и обработкой статистической информации, и порядка ее передачи на вышестоящий уровень;
- изучение форм статистической отчётности, методологии статистического учета, методологических разработок органов государственной статистики, используемых при проведении статистических наблюдений и расчетах важнейших статистических показателей, публикуемых в официальных статистических сборниках;
- приобретение навыков проведения статистических наблюдений, обработки и анализа статистических материалов предприятий в соответствии с построением экономико-статистических работ;
- закрепление теоретических знаний по статистике
- сбор теоретических и практических материалов для научных докладов и курсовых работ.
В ходе практики мы выяснили,
как организовать и провести статистическое
наблюдение и рассчитывать различные
статистические показатели. Мы узнали
о принципах организации
В качестве индивидуального задания я проанализировала миграцию населения за ряд последних лет и ее прогнозирование. Исходные данные для анализа были взяты мной в отделе статистики населения, здравоохранения, услуг, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства.
- Основы функционирования и принципы деятельности ТО ФСГС
г. Саранска республики Мордовия.
1.1 Общее положение
о Территориальном органе
Территориальный орган
федеральной службы государственной
статистики – единственный орган
в Мордовии, владеющий многоотраслевой
и постоянно обновляющейся
Данные выпускаются в виде сборников, бюллетеней, докладов, обзоров, аналитических записок, экспресс-информаций, справочников, классификаторов. Информация систематизируется по отраслям и позволяет нам выбрать правильные ориентиры в получении информации.
Информация ТО ФСГС по Республики Мордовия необходима Вам:
· Если Вы – предприниматель: отследить инфляционные процессы и принять обоснованные решения при заключении сделок и договоров, получить компенсации за причиненный ущерб, снизить риски, связанные с инфляционными изменениями. Владение оперативной, достоверной, полной информацией является необходимым условием эффективных финансово-кредитных операций, инвестиционной политики, оценки и формирования обоснованных управленческих решений.
· Если Вы – менеджер,
маркетолог: определить свое место в сфере
деловых интересов вашей фирмы, искать
партнеров и узнать информацию о конкурентах,
определить благоприятную нишу на рынке
товаров и услуг, расширить бизнес.
· Если Вы – научный работник, работник органов управления и финансово-экономических служб: в ТО ФСГС Вы найдете многоаспектную информацию, отражающую динамику социально – экономического развития края, необходимую для выполнения прогнозных расчетов, планирования развития отдельных отраслей региона.
· Если Вы – студент или аспирант вуза: использовать в своих работах данные статистических исследований, выполняемых комитетом.
Полученные и обработанные данные, поступающие в Мордовиястат от организаций, учреждений, предприятий всех форм собственности и ведомственной принадлежности, предоставляются в Госкомстат РФ. Без этих сведений невозможны оценка ситуации в стране, оперативное реагирование на нее и стратегическое планирование.
В соответствии с Положением о Территориальном органе Федеральной
службы государственной статистики по
Республике Мордовия следует, что Положение
разработано в соответствии с Положением
о Федеральной службе государственной
статистики, утверждённым постановлением
Правительства Российской Федерации от
30 июля 2004г. №399.
Мордовиястат является
Федеральным органом
1. функции по сбору
и обработке официальной
2. в порядке и случаях,
установленных
Мордовиястат в своей деятельности руководствуется Конституцией, конституционными законами и законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией и законами Республики Мордовия, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Мордовия, Положением о Росстате, постановлениями, приказами и указаниями Росстата, Положением о Мордовиястате.
ТО ФСГС по РМ осуществляет
свою деятельность во взаимодействии
с другими органами исполнительной
власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями
и иными организациями, расположенными
на территории г. Саранска и Республики
Мордовия.
Основными задачами Мордовиястата являются:
- участие в работе Росстата по реализации государственной политики в области государственной статистики;
- обеспечение выполнения Федеральной программы статистических работ;
- представление официальной статистической информации Росстату, органам власти и управления Республики Мордовия, главному федеральному инспектору, общественности, а также в установленном Росстатом порядке зарубежным организациям;
- участие в работе Росстата по разработке и совершенствованию системы статистических показателей, научно обоснованной статистической методологии для проведения государственных статистических наблюдений;
- участие в развитии информационной системы государственной статистики и взаимодействие с другими государственными информационными системами в едином информационном пространстве Российской Федерации;
- подготовка и выпуск информационно-аналитических материалов;
- обеспечение хранения и защиты официальной статистической информации.
Rosstat/EFTA/UNECE Workshop on Modernization of Official Statistics
Statistics
- Modernisation of Official Statistics
10 – 12 June 2014
Nizhny Novgorod Russian Federation
Название документа | Документы | Презентации | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
АНГЛИЙСКИЙ | РУС | РУС | РУС | |||
Повестка дня | ПДФ | ПДФ | ||||
Информационная записка | ПДФ | ПДФ | ||||
Отчет | ПДФ | ПДФ | ||||
Отчет представлен на CES | ПДФ | |||||
Справочные документы: | ||||||
Типовая модель статистического бизнес-процесса (ТМПСИ) | ПДФ | |||||
Общая статистическая информационная модель (GSIM) | ПДФ | ПДФ | ||||
Общая архитектура статистического производства (CSPA) | ПДФ | ПДФ | ||||
Проблемы модернизации официальной статистики: стимулы, видение и стратегия Группы высокого уровня по модернизации статистического производства и услуг (HLG) | РРТ | РРТ | ||||
Сессия 1: Стандарты и инструменты для модернизации статистического производства и услуг | ||||||
Модернизация в Istat | РРТ | |||||
Типовая модель статистического бизнес-процесса (GSBPM) | ||||||
Введение в ТМПСИ – ЕЭК ООН | РРТ | РРТ | ||||
Национальные примеры инициатив и опыта внедрения ТМПСИ | ||||||
Армения | РРТ | РРТ | ||||
Азербайджан | РРТ | РРТ | ||||
Беларусь | РРТ | РРТ | ||||
Общая статистическая информационная модель (GSIM) | ||||||
Введение в GSIM – ЕЭК ООН | РРТ | РРТ | ||||
Использование GSIM в Статистическом управлении Норвегии | ППТХ | |||||
Применение Типовой модели статистического бизнес-процесса в российской статистической практике | РРТ | ППТХ | ||||
Общая архитектура статистического производства (CSPA) | ||||||
Введение в CSPA – ЕЭК ООН | РРТ | РРТ | ||||
Внедрение CSPA в Статистическом управлении Нидерландов | ППТХ | РРТ | ||||
Специальная сессия | ||||||
Совершенствование веб-сайтов статистических управлений СНГ и создание веб-портала CIS-STAT | РРТ | РРТ | ||||
Сессия 2: Стандарты передачи данных и метаданных и документация | ||||||
Стандарт SDMX и международный обмен информацией | РРТ | РРТ | ||||
Введение в систему обмена статистическими данными и метаданными (SDMX) объяснение | ||||||
Казахстан | РРТ | ППТХ | ||||
Узбекистан | ППТХ | РРТ | ||||
Национальные примеры инициатив и опыта внедрения ОСДМ | ||||||
Введение в Инициативу по документированию данных (DDI) — ЕЭК ООН | РРТ | РРТ | ||||
Национальные примеры инициатив и опыта внедрения DDI | ||||||
Кыргызстан | РРТ | ППТХ | ||||
Монголия | ППТХ | РРТ | ||||
Таджикистан | ППТХ | ППТХ | ||||
Сессия 3: Внедрение стандартов и инструментов в странах СНГ и Монголии: подведение итогов и дальнейшие действия | ||||||
Модернизация Статистического управления Норвегии | ППТХ | РРТ | ||||
Брошюры | ||||||
Брошюра GSIM | ПДФ | ПДФ | ||||
Модернизация статистического производства и услуг | ПДФ | ПДФ | ||||
Статистическое производство на основе стандартов 2014 | ПДФ | ПДФ | ||||
Дополнительный документ | ||||||
ТМПСИ версия 5.![]() | ПДФ | |||||
Тайная экономика: что скрывает статистика для России
Сокрытие статистики не позволяет тем, кто работает в отечественной экономике, установить, что происходит на самом деле, ухудшает качество анализа и публичных дебатов и приводит к спекулятивной рыночной торговле на основе разрозненных данных.
За четыре месяца с начала войны с Украиной Кремль заблокировал публичный доступ к беспрецедентному объему экономической статистики. Те, кто работает вне правительственной машины, остались работать в темноте, и качество независимых оценок и прогнозов соответственно пострадало.
Официально блокировка статистики направлена на защиту российских компаний и частных лиц от западных санкций. Однако более вероятно, что Кремль боится публиковать данные, раскрывающие все масштабы экономического коллапса или размер ежемесячных расходов на войну. Точно так же может скрываться формирование новых каналов теневого импорта, которые можно было бы отследить.
С апреля 2022 года российские власти ограничили доступ ко всей статистике внешней торговли, в том числе касающейся экспорта, импорта и торговли в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Глава Федеральной таможенной службы Владимир Булавин заявил, что новые уровни секретности необходимы для предотвращения «неправильных оценок, спекулятивной торговли и неверного толкования в отношении импорта». Для сравнения, до войны российская таможня засекретила только данные, касающиеся торговли военными товарами, самолетами и ядерными материалами.
Свободно доступная статистика импорта действительно может быть опасна для Кремля. Они прольют свет на ключевую проблему для российских производителей: структурные дефициты, возникающие в результате оттока иностранных поставщиков комплектующих и разрыва технологических и производственных цепочек.
Масштабы этой проблемы были очевидны уже по цифрам промышленного производства за апрель, предоставленным Росстатом. По сравнению с апрелем 2021 года производство автомобилей сократилось на 85,4 процента, производство лифтов — на 48 процентов, стиральных машин — на 59 процентов, холодильников — на 46 процентов.
Автомобили, оборудование и другие транспортные средства составили почти половину всего российского импорта (49,2%) в 2021 году, а в мае продажи новых автомобилей в России упали на 83,5%. На «недружественные государства», которые ввели санкции против России, приходилось около 62 процентов импорта в прошлом году. Технологическая изоляция российской экономики приведет к падению уровня жизни: техника, автомобили, строительные материалы и многое другое будет либо труднодоступным, либо недоступным для многих из-за скачка цен.
Без доступа к западным технологиям и товарам технологическое развитие России неизбежно повернется вспять, в том числе в ключевых секторах, таких как нефть и газ. Вторичные санкции, применяемые Соединенными Штатами, также ограничат импорт технологий из Китая, что усугубит отступление России.
Еще одна возможная цель сокрытия торговой статистики — не дать правительствам западных стран получить точную картину масштабов теневого импорта подсанкционных товаров и обеспечить прикрытие сторонним странам, поставляющим такие товары в Россию, что позволит им избежать вторичных санкций. Эта цель станет возможной, если Россия выйдет на неформальные договоренности, маскирующие потоки товаров от некоторых соседей, таких как член ЕАЭС Казахстан и Турция, которая смогла нажиться на антироссийских санкциях.
Ранее статистика российского экспорта позволяла отслеживать тенденции, объемы и направления поставок нефти и газа, имеющих решающее значение для Кремля и в настоящее время приносящих рекордные излишки. По оценкам Bloomberg, в 2022 году экспорт нефти и газа принесет России рекордные 285 миллиардов долларов. Согласно официальной российской статистике, нефтегазовые доходы федерального бюджета за январь выросли на 45% в годовом выражении, увеличившись с 3,1 трлн рублей до 5,7 трлн рублей.
Данные других стран-импортеров из России все еще доступны, но их не всегда достаточно для получения полной картины. Нефть — отличный пример, поскольку ее нелегко отследить. Возможно, например, что Европа импортирует значительное количество российского сорта Urals, но в этом нельзя быть уверенным, так как он перемешан с другими вариантами и значится в статистике под другим названием.
Внешняя торговля — далеко не единственная область, которая подверглась новым уровням секретности. Центробанк, например, перестал публиковать информацию о структуре золотовалютных резервов России: с конца марта обновляются данные только по общим суммам, без детализации по конкретным активам. После введения санкций против своего банковского регулятора Россия потеряла доступ к примерно 300 миллиардам долларов, хранящимся в странах Запада: примерно к половине резервов, которые Россия накопила к началу войны. Только золото и китайский юань остались под контролем центрального банка.
Точно так же правительство разрешило российским компаниям прекратить публикацию данных до конца 2022 года, а центральный банк больше не требует от банков предоставления ключевых данных, предусмотренных российскими стандартами бухгалтерского учета. Центральный банк также разрешил финансовым организациям, в том числе негосударственным пенсионным фондам и страховым компаниям, скрывать информацию о контролирующих лицах и участниках их органов управления. Росавиация, федеральное агентство воздушного транспорта, прекратило публикацию данных о пассажиропотоке авиакомпаний и аэропортов в марте, и так далее.
Дефицит информации усугубился уходом иностранных компаний, которые ранее предоставляли точную статистику. Вскоре после начала войны финансовая компания Refinitiv покинула Россию, и доступ к терминалам Bloomberg был потерян. Это затруднило работу независимых аналитиков и увеличило расходы предприятий, которым теперь приходится покупать данные в других местах.
Наконец, с мая 2022 года Кремль лишил всех российских налогоплательщиков информации о том, как государство тратит их деньги: Минфин засекретил текущую информацию обо всех расходах федерального бюджета и источниках финансирования его дефицита. В апреле, накануне этого изменения, бюджетная статистика показала рост военных расходов России почти на 150 процентов (630 миллиардов рублей против 275 миллиардов рублей в апреле 2021 года) при падении на 18 процентов доходов от других секторов. чем нефть и газ. Сейчас невозможно точно отследить текущие ежемесячные расходы на войну, экономику и социальные обязательства. Все, что осталось, — это сводные данные о расходах и доходах.
Основные экономические показатели Росстата по-прежнему находятся в свободном доступе, но их достоверность вызывает все больше вопросов. Еще в 2020 году, во время пандемии, была введена практика публикации данных в вечернее время, чтобы минимизировать внимание к более разочаровывающим цифрам. Особо чувствительные показатели, такие как демографическая статистика, свидетельствующая о катастрофическом сокращении населения России, теперь публикуются только вечером каждую пятницу. Ранее данные Росстата публиковались в течение дня и практически ежедневно.
Озабоченность качеством оценок Росстата существует давно, в первую очередь в связи с регулярными ретроспективными обзорами с массированием цифр в нужном направлении. В 2019 году экономист Кирилл Тремасов после очередной такой проверки назвал ее «рисунком, а не статистикой», что привело к публичному спору с тогдашним министром экономического развития Максимом Орешкиным (ныне помощник Владимира Путина по экономике). Спустя месяц Росстат прекратил ежемесячную публикацию ключевого социального показателя, отражающего изменение доходов россиян. В мае 2022 года пост главы Росстата занял бывший подчиненный Орешкина в Минэкономразвития Сергей Галкин.
Политические соображения определяют, какие данные следует скрывать, и это делается для того, чтобы скрыть как слабые, так и сильные стороны, пояснил источник в Росстате, добавив, что официально власти не обязаны публиковать экономическую статистику.
В Федеральном плане статистических работ указывается, какие показатели должны рассчитываться и какими министерствами, но не указывается, должны ли они публиковаться. «У государства есть вся необходимая информация для принятия решений. У бизнеса, экспертного сообщества и журналистов сейчас меньше информации», — отметил источник.
Засекречивание экономической и бюджетной статистики затрудняет понимание происходящего всеми игроками отечественной экономики, ухудшает качество анализа и общественного обсуждения, приводит к спекуляциям на рынках на основе отрывочных данных.