Почему с отличниками в школе тоже может быть сложно? — REPIT Блог
Казалось бы, всё просто: троечник — это плохо, отличник — хорошо. Но в реальной жизни есть не только чёрное и белое, а потому учителя иногда не справляются именно с отличниками в школе.
Почему с отличниками в школе тоже может быть сложно?Отличник и троечник: в чём разница?
Мысль о том, что к троечнику и отличнику в школе просто нельзя применять одинаковый подход в обучении, заняла меня особенно сильно в тот момент, когда я одновременно взялся за обучение двух учеников 10 класса (самое забавное, что они были тезками — их обоих звали Ваня): отличника и троечника-ударника.
Я решил провести сравнительный анализ по нескольким пунктам и записал это все в таблицу, для того чтобы сделать индивидуальную программу обучения для каждого.
| Отличник | Ученик со средней успеваемостью | |
|---|---|---|
| Интерес к предмету | Не особо заинтересован в предмете.![]() | Не особо заинтересован в предмете. |
| Усвоения материала | ● Необходимо два и более занятия на повторение; ● больше предпочитает слушать, нежели говорить; ● стесняется решать задачи, и пробовать новые методы. | ● Необходимо одно занятие на повторение; ● пытается освоить все достаточно быстро; ● придумывает собственные методы решения; ● плохо запоминает правила. |
| Психологическое состояние | ● Напряженность, и переживание за оценки и экзамены; ● боязнь совершить неправильных ход, боязнь ошибки; ● завышенные требования к себе; ● неумение в стрессовой ситуации сконцентрироваться на задании. | ● Плохие отношения с учителями; ● неуверенность; ● переживание за экзамены; ● депрессия; ● уверенность в том, что что его никто не понимает; ● быстрая переключаемость; ● спокойное отношение к ошибкам; ● отсутствие концентрации. |
| Выполнение домашнего задания, дисциплинированность | ● Выполняет ДЗ; ● дисциплинирован, сам делает дополнительные задачи. ![]() | ● Чаще всего не выполняет ДЗ; ● зачастую опаздывает, отсутствие дисциплины. |
Возможно, вас удивят эти характеристики, но это частные случаи, а ни в коем случае необязательные черты, которые свойственны всем отличникам и всем троечникам во всех школах.
Из сравнения я понял, что оба ученика находятся не в самых комфортных состояниях: ни тому ни другому не легче. Что у отличников, что у троечников есть свои сильные и слабые стороны.
И настоящий педагог должен пытаться улучшать сильные стороны и сводить к минимуму слабые. Вот и вся суть индивидуального подхода. Это довольно просто понять, но гораздо сложнее воплотить.
Усложняет ситуацию ещё и тот факт, что отличник отличнику рознь.
Отличники бывают разные
Я выделил два основных типа отличников в школе:
- Первый тип — это трудолюбивые дети, которые стремятся получать хорошие оценки.
Ихможно описать несколькими словами: чрезмерно ответственные, прагматичные, дотошные, трудолюбивые, высокомерные. В зависимости от обстоятельств и причин, толкнувших их на путь завоевания только “пятёрок”, все эти характеристики имеют большее или меньшее проявление. Однако есть и отличники, которые больше уделяют внимание оценкам, нежели знаниям, а есть отличники, которые стремятся к знаниям и попутно получают хорошие оценки. - Второй тип — это, скажем так, уникумы, очень способные дети, которым без труда удается получать пятерки. Такие дети со способностями больше скучают на уроках, иногда не могут удержать внимание на занятии, да и в целом зачастую теряют интерес к обучению. И неудивительно — понимание материала к ним приходит достаточно легко.
Еще стоит отметить, что есть те, кто получают пятерки хитростью. Например, хорошо списывают или вызываю симпатию учителей, могут заплакать или вымолить положительную оценку. Но это совсем другая история.
И, как ни странно, мой опыт доказывает мне, что с отличниками далеко не всегда легче, чем с троечниками.
А порой даже и сложнее.
Ученики, сконцентрированные на хороших оценках — проблема?
У меня есть ученица, которая слишком сильно переживает за свои оценки. Я часто слышу от нее такие фразы:
Я получила четверку, но мне нужно пять, я недовольна этим.
Я не знаю, как решать эту задачу, поэтому даже не бралась.
Я решила списать, потому что мне нужна хорошая оценка, а знания потом получу.
В целом эти фразы и описывают весь список проблем человека, сконцентрированного на результате, то есть на оценке. Никто не против того, чтобы человек стремился к хорошим результатам, но ставить это во главу угла определенно не стоит.
Первый и один из самых неблагоприятных моментов при обучении отличника — он боится сделать ошибку.
Это не позволяет ему развиваться, ведь именно ошибки позволяют нам расти над собой. Отличники не могут решать те задачи, которые не решали ранее, они сразу же опускают руки и даже не пытаются что-то придумать, они лишь следуют той инструкции, которую знают.
Они откладываю изучение чего-то нового на потом, не рискуют, решают по-старому, не двигаются дальше.
Второй аспект — отличники слишком требовательны к себе.
Они не могут ударить в грязь лицом, что порождает психологический дискомфорт, некоторую замкнутость. Отсюда могут возникнуть нервные срывы, проблемы с социализацией и отсутствием желаний чем-то заниматься, или — что еще страшнее — во взрослой жизни вообще может пропасть интерес ко всему.
А третий аспект связан со счастьем. Отличники, настроенные на результат, получают удовольствие,только когда узнают о своей положительной оценке — а это секундное счастье.
Поэтому в промежутках между счастливыми моментами, они не чувствуют себя хорошо, они все ждут результата, вместо того чтобы жить счастливо.
Как быть с отличниками в школе?
Для начала определите тип отличника, это не составит труда.
Первый тип (дисциплинированный отличник)
Как ни странно, с послушным и трудолюбивым учеником может быть непросто:
- Сначала надо сдвинуть его с мертвой точки. Лично я, когда слышу фразу “Я не знаю, как решать эту задачу”, сразу же прошу ученика рассказывать, о чем он думает, и устраиваю емумозговой штурм. Прошу его придумывать что-то, не связанное с методами решения задачи, воображать и фантазировать. Также прошу объяснить мне задачу: что дано и что требуется в этой задаче. Иногда при пересказе у него появляются свежие идеи и мысли.
- Также стоить потихоньку приучать к тому, что ученик может ошибаться. Сделать упор на то, что, может, задачу он решил и неправильно, но зато получил опыт и теперь будет знать, как надо поступать. Хвалить за риски и не осуждать за ошибки! Также можно продемонстрировать на какой-нибудь задаче, что есть несколько способов решения задачи и он может применить любой метод, если будет пробовать новое.
- Прививать любовь к решению задач.
Не акцентировать внимание на результате, а вызывать положительные эмоции во время выполнения задания — например, при решении задачи можете придумать какое-нибудь забавное условие или рассказать смешную историю. - Таким детям можно задавать достаточное количество домашнего задания, но во время занятий уделить время истории своего предмета или интересному событии, пытаться заинтересовать.
- Ну и, конечно же, понемногу объяснять, что оценка — это далеко не самое важное. Привести пару примеров двоечников, добившихся успеха. И успокаивать таких детей при получение плохих оценок, выслушать их и попробовать подбодрить.
Они должны знать, что, если они получат плохую оценку, меньше их уважать и любить не будут!
Второй тип (уникум)
Если отличник второго типа, то тут все немного проще:
- Ему надо дать задачи, которые он не сможет решать, чтобы вызвать интерес.
- Затем стоит подогревать интерес задачами все сложнее и сложнее, периодически обсуждая теорию и продолжая обучение в том же духе.

Читайте также:
8 причин, почему отличник в школе — не отличник в жизни / AdMe
Любого родителя радуют достижения ребенка. Приятно, когда сын или дочь прекрасно справляется с заданиями в школе и регулярно получает одобрение учителей. Некоторые родители к этому привыкают. А другим кажется, что быть отличником — прямая обязанность ребенка. Они продолжают давить, даже когда он теряет интерес к какому-то предмету.
Но так ли хорошо получать одни пятерки и прилежно зубрить уроки?
Мы в ADME составили список пояснений, почему быть отличником в школе не равно быть успешным в жизни. И нашли причины, по которым требование от ребенка одних пятерок может привести к весьма удручающим последствиям.
1. Испортит здоровье
© Moonrise Kingdom/ American Empirical Pictures
Если ребенок успевает хорошо учиться, заниматься спортом и общаться со сверстниками, значит, все отлично. Но в реальном мире многие дети испытывают большие нагрузки.
Довольно редко работа ребенка ограничивается одной школой. Часто родители добавляют к этому уроки музыки, английского и другие дополнительные кружки. Плюс обязанности по дому.
В попытке вырастить из наследника гения родители не учитывают возможностей его организма. Часто равнодушно относятся к физическим нагрузкам, если только ребенок сам не проявляет к ним интереса. Видимо, поэтому все больше детей в мире страдает лишним весом, а свободное время проводит за компьютером, чтобы отключиться от реальности. Однако физическое и психическое здоровье ребенка важны так же, как и интеллект: их необходимо развивать и защищать, чтобы вырастить полноценную личность.
2. Не научится правильно расставлять приоритеты
© Beverly Hills, 90210/90210 Productions, © Golden Globe Awards
Что важнее: получить пятерки по всем предметам в четверти или разбавить оценки четверками, но подготовиться к важной конференции, которая поможет поступить в вуз? Ответ, казалось бы, очевиден.
Но только не для тех, кто привык учиться на отлично. В старшей школе таким детям по-прежнему важнее получать одобрение учителей и родителей, чем выбирать то, что поможет им состояться во взрослой жизни.
Хорошие оценки — это хорошо. Но важнее научить ребенка не механически зубрить материал, а ориентироваться в реальной жизни и определять, что на самом деле будет для него полезно.
3. Не научится самостоятельно мотивировать себя
© depositphotos, © depositphotos
Может показаться, что отличники — это самые мотивированные дети. Но это не всегда так. У многих с ранних лет, из-за давления родителей, закрепился навык хорошо учиться и вовремя выполнять домашнюю работу. В старшей школе такие дети продолжают прилежно учиться, но избегают других занятий, где нужно самостоятельно себя контролировать. Других мотивирует страх перед наказанием или разочарованием родителей, и именно это заставляет их усердно учиться.
Взрослому человеку приходится самостоятельно себя хвалить, подбадривать и заставлять.
У тех, кто в детстве не привык делать что-либо без внешнего давления, есть риск довольно быстро превратиться из отличника в неудачника.
4. Не разовьет социальные навыки
© Harry Potter and Sorcerers Stone/Warner Bros., © Harry Potter and Prisoner Azkaban/Warner Bros
В подростковых фильмах отличников избегают и дразнят, а они не могут постоять за себя. И этот стереотип, к сожалению, не всегда далек от истины. Знания не заменят общения. Можно сколько угодно говорить себе, что ваш ребенок особенный и не ровня невоспитанным одноклассникам. Или думать, что он пойдет в вуз — и все изменится. Но социальные навыки не появляются из ниоткуда. Их, как и другие, надо развивать. Иначе в конце концов умный ребенок будет завидовать обаятельному однокласснику-троечнику, который легко общается с девочками и нравится учителям так, что они завышают ему оценки.
Ко взрослому возрасту человеку важно научиться заводить связи и легко общаться с другими. Не стоит изолировать ребенка от сверстников ради хороших оценок.
5. Привыкнет оценивать себя и других по внешним достижениям
© Richie Rich/Warner Bros, © Stand by Me/Sonypictures
Дети недолюбливают отличников еще и потому, что они считают себя лучше других. Но упрекать в этом ребенка сложно: с ранних лет он привыкает думать, что хорошие оценки делают хорошим и его, а плохие — наоборот.
Такая логика не только помешает завести друзей, но и может испортить взрослую жизнь. Ведь если оценивать себя только по достижениям, любая неудача будет превращать из победителя в лузера. Важно воспитать в ребенке безусловную ценность себя и других, чтобы он понимал, что оценки, да и другие внешние достижения тоже, не определяют ни его личность, ни личность окружающих.
6. Будет избегать неудач
© Les Choristes/Vega Film AG
Всем рано или поздно приходится столкнуться с провалом. И лучше, если это произойдет рано. Тогда ребенок научится справляться с неприятными эмоциями и двигаться дальше. Если же он привыкнет к мысли, что все должно даваться легко, во взрослой жизни, скорее всего, неудач он будет избегать и бояться.
Для людей, которые привыкли оценивать свои способности как врожденные, провал — это сигнал о том, что они не так уж умны и талантливы. Те, кто понимает, что способности развиваются, относятся к неудачам как к урокам и неизбежным ошибкам на пути к совершенствованию. Проще говоря, ребенку полезнее получить тройку, исправить ее и вынести из этого урок, чем отчаянно зубрить и трястись от ужаса, что он ее получит.
7. Не научится мыслить креативно
© Home Alone/20th Century FOX
Высокие оценки — во многом результат хорошей памяти и усидчивости. Но взрослая жизнь не дает готовых решений и не выставляет баллы за результаты теста. Ребенку придется столкнуться со сложными этическими вопросами, регулярно делать выбор в ситуациях, где нет однозначно правильного решения, самостоятельно анализировать данные и делать выводы на их основе.
Фантазия, мышление и логика гораздо полезнее в жизни, чем умение вызубрить за вечер два параграфа. Стоит сосредоточиться на развитии у ребенка этих навыков, а не на получении идеальных оценок.
8. Не научится отстаивать свою точку зрения
© Billy Elliot/StudioCanal
Если сын или дочка усердно зубрит, ответственно выполняет задания и покорно следует всем вашим указаниям, не стоит радоваться покладистости и послушанию.
Дети готовы днями играть в футбол, запоем читать книги по истории или фантастику. И это нормально — отстаивать свои интересы и стараться избегать того, чего делать не хочется. Если ребенка не интересует ничего, кроме хороших оценок, он старается выполнять все требования взрослых и боится возражать — дело плохо. Покорность и слабый характер — не лучшие черты для взрослой жизни. Лучше предоставить ребенку хотя бы минимальную свободу и ответственность в принятии решений, в том числе и в учебе. Это разовьет самостоятельность и облегчит дальнейшую жизнь.
Учиться на отлично, конечно, неплохо. Но нет ничего страшного и в том, чтобы иметь средние оценки. В конце концов, успех в жизни определяет не школьный аттестат. А как оценки в школе повлияли на вашу дальнейшую жизнь?
Фото на превью Richie Rich/Warner Bros, Stand by Me/Sonypictures
Пребывание в классе с отличниками улучшает результаты тестов учащихся.
Мы попытались выяснить, почемуС кем вы ходите в школу, имеет значение. Почти все мы, будучи детьми или родителями детей, чувствовали влияние хороших и плохих одноклассников в школе.
Существует большое количество исследований, показывающих, что лучшие сверстники могут помочь улучшить результаты тестов ребенка. Но гораздо меньше известно о том, как эти эффекты сверстников на самом деле имеют место между одноклассниками. Это связано с тем, что механизмы, с помощью которых сверстники положительно влияют на других учащихся, трудно определить.
Результаты нашего исследования приближают нас к пониманию того, как работают эффекты сверстников.
Мы обнаружили, что родительские инвестиции увеличиваются, когда ребенок учится в классе со сверстниками с более высокими показателями. Это может частично объяснить, почему результаты тестов у учащихся в таких классах повышаются. Но мы также обнаружили, что, хотя их результаты тестов могут расти, мало что еще. Например, количество времени, которое учащийся тратит на учебу в классе с более успевающими сверстниками, не увеличивается.
Наше исследование показывает, что положительное влияние сверстников проявляется без каких-либо дополнительных усилий со стороны ученика.
Объединение обширных данных и социального эксперимента
Наше исследование является первым в своем роде, в котором проверяются многие возможные механизмы, лежащие в основе передачи эффектов сверстников.
Мы проверили 19 различных способов положительного влияния сверстников на своих одноклассников. Они делятся на три основные категории: поведение учащихся, родительские инвестиции и школьная среда. Они охватывают такие механизмы, как учебная деятельность учащихся и участие в занятиях, стремления и ожидания поступления в университет, время родителей, родительская поддержка и строгость, а также участие учителей.
Мы использовали данные национального тайваньского опроса по вопросам образования, в котором приняли участие более 20 000 учащихся, родителей, учителей и администрации школ. Данные включают характеристики учащихся, такие как количество часов, которые они тратят на учебу в неделю, уровень образования родителей и количество времени, которое учащиеся проводят со своими родителями.
Мы проанализировали эти данные по средним школам Тайваня (в возрасте от 12 до 14 лет или от 7 до 9 лет).в Австралии), где учеников распределяют по классам случайно. Таким образом, мы могли бы сравнить детей в одной и той же школе в классах с более или менее успевающими сверстниками.
Каждый учащийся проходит стандартизированный тест в начале 7-го класса и еще один тест в начале 9-го класса. Мы измерили прогресс, достигнутый этими учащимися.
Мы сравнили детей, у которых были одинаковые результаты тестов в начале 7-го класса, и контролируемые характеристики, которые, как мы знаем, влияют на результаты тестов. К ним относятся родительское образование, сколько времени каждый ученик тратит на учебу и мотивация учителя. Единственная разница между сравниваемыми нами студентами с точки зрения влияния на академические результаты заключалась в том, в какой класс они попали случайно.
У учеников лучших классов были более высокие оценки
Для простоты мы можем объяснить это так. В одной школе учатся два ученика. Один из них случайно попадает в класс, где результаты стандартизированных тестов являются средними по стране. А другой назначается в класс, где результаты тестов являются лучшими в стране. В остальном эти два студента идентичны.
Два года спустя мы проверили результаты обоих этих детей.
В нашем исследовании учащийся, приписанный к лучшему классу, продвинулся дальше, чем учащийся среднего класса.
Читать далее: Наше исследование в Китае показало, что учащиеся, испытывающие затруднения, могут сбить с толку остальных учеников.
В 7 классе оба ученика правильно ответили на 31 вопрос из 75 стандартных тестов. Два года спустя учащийся в классе со средними результатами тестов по-прежнему правильно ответил на 31 вопрос, в то время как учащийся в классе с лучшими результатами тестов правильно ответил почти на 32 вопроса.
Это на 2,4% больше правильных ответов.
Хотя это может показаться небольшой разницей, она статистически значима и аналогична результатам предыдущих исследований. Однако наше исследование выходит за рамки этого.
Что еще мы нашли
Мы также показали, что два года спустя учащийся из класса с лучшими результатами тестов на 1,6 процентных пункта чаще стремился поступить в университет, чем учащийся из класса со средними результатами тестов. А самый лучший ученик в классе был на 2 процентных пункта более уверен в своей способности поступить и поступить в университет.
Более поздний вывод (который еще не опубликован) заключался в том, что учащиеся, назначенные в высший класс, не изменили количество часов, которые они тратили на учебу.
Однако родители ребенка, отнесенного к классу с более успешными сверстниками, проводили больше времени со своим ребенком и оказывали ему более общую эмоциональную поддержку два года спустя, чем родители ребенка со средним баллом теста класс.
Причины взаимного влияния остаются загадкой
Путем тестирования большего количества потенциальных механизмов, чем раньше, наше исследование исключает многие возможные пути воздействия сверстников, выдвинутые гипотезой в предыдущей работе. Например, мы не обнаружили влияния успешных сверстников на инициативу учеников в классе, списывание, плохое поведение и прогулы, а также на инвестиции родителей в частные уроки и стремление их ребенка поступить в университет. Также не было различий в восприятии учащимися школьной среды и вовлеченности учителей.
Хотя наше исследование показывает, что успешные сверстники положительно влияют на поведение учащихся и родителей, сами по себе они не объясняют большую часть положительного влияния на результаты тестов в наших данных. Другими словами, вещи, которые действительно меняются — стремления и ожидания, а также родительские инвестиции — не в полной мере учитывают преимущества успешных сверстников.
Читать далее: Улучшит ли сортировка классов по способностям оценки? Это зависит от смеси
Тот факт, что наше исследование не дало более четкой общей картины того, как на самом деле работают эффекты сверстников, свидетельствует об их сложности.


Ихможно описать несколькими словами: чрезмерно ответственные, прагматичные, дотошные, трудолюбивые, высокомерные. В зависимости от обстоятельств и причин, толкнувших их на путь завоевания только “пятёрок”, все эти характеристики имеют большее или меньшее проявление. Однако есть и отличники, которые больше уделяют внимание оценкам, нежели знаниям, а есть отличники, которые стремятся к знаниям и попутно получают хорошие оценки.
Не акцентировать внимание на результате, а вызывать положительные эмоции во время выполнения задания — например, при решении задачи можете придумать какое-нибудь забавное условие или рассказать смешную историю.