Как написать эссе на ЕГЭ по обществознанию: подробный план
ЕГЭ по обществознанию уже который год остаётся самым популярным предметом по выбору у выпускников. Главные сложности, которые возникают у школьников на экзамене, связаны с 29-м заданием, — эссе. Наш блогер, учитель истории и обществознания Ирина Потапенко, рассказывает, по какому плану стоит писать сочинение, чтобы получить максимальный балл.
Ни для кого не секрет, что самое сложное и при этом — самое творческое задание в ЕГЭ по обществознанию — это задание 29, то есть сочинение, или как многие любят его называть, эссе. Сложно с этим не согласиться. Сочинение вызывает затруднение у всех старшеклассников, которые готовятся сдавать обществознание. Поэтому я и сделала эту инструкцию.
Критерии оценивания эссе по обществознанию
Критерий 1 — самый важный. Если выпускник не раскрыл смысл высказывания и по К1 получил 0 баллов, то и по всем остальным критериям выставляется 0 баллов. Что же нужно, чтобы получить максимальный балл по К1? Чтобы раскрыть смысл высказывания, необходимо выделить одну или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, или в контексте высказывания сформулировать один или несколько тезисов, требующих обоснования. Например: «Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс). В своём высказывании автор говорит о роли налогов в жизни общества, своевременная уплата налогов отражается на уровне благосостояния людей в государстве. Мы указали основную идею высказывания. Эксперт видит, что ученик понимает смысл высказывания, и ставит 1 балл.
Критерий 2 в эссе по обществознанию — «теоретическое содержание мини-сочинения». По К2 выпускник может получить 2 балла. Получить максимальный балл по этому критерию — непросто. Необходимо указать ключевые понятия, написать теоретические положения. В К1 мы выделяем идею, а далее в эссе раскрываем её, используя понятия, научное обществознание. На уроках я советую ученикам опираться в этом вопросе на учебники. Возьмём высказывание Холмса: налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц государству. Налоги выполняют ряд функций: распределительная (распределение доходов между разными социальными слоями общества), фискальная (обеспечение финансирования государственных расходов) и стимулирующая (стимулирование научно-технического прогресса).
За критерий 3 можно получить 1 балл. Наличие и корректность рассуждений, выводов. Что это все значит? В эссе должны быть последовательные и непротиворечащие рассуждения, не должно быть допущено ошибок с точки зрения научного обществознания, то есть ученик правильно использовал все термины и объяснил их значение.
Критерий 4
- Факты общественной жизни, в том числе — сообщения из СМИ, модели ситуаций.
- Личный социальный опыт, просмотренные фильмы, театральные постановки, прочитанные книги.
- Материалы учебных предметов (история, география, литература и т. д.)
Факты не должны содержать смысловые и фактические ошибки, которые могут привести к искажению сути высказывания. Будьте осторожны! Используйте примеры, суть которых вы понимаете, особенно это касается исторических фактов. За два правильно приведенных факта ученик получает 2 балла.
Итого — 6 баллов за все сочинение.
План написания эссе
- Цитата. Проблема, поднятая автором; её актуальность.
- Смысл высказывания.
- Собственная точка зрения.
- Аргументация на теоретическом уровне.
- Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
- Вывод.
А теперь рассмотрим пошагово все рекомендации, которые важно учесть при написании эссе. Прокомментирую каждый пункт нашего плана для эссе и составим алгоритм написания.
Заостряю ваше внимание: писать цитату ОБЯЗАТЕЛЬНО! При написании цитаты обязательно пишем автора высказывания: «Автор размышляет на тему…». Поясняем смысл высказывания: «Автор считает, что…». Выражаем свою точку зрения (обязательно писать. Возможен любой из вариантов, но только один!): «Я согласен (согласна) с мнением автора, Я не согласен (не согласна) с мнением автора, Я согласен (согласна) с мнением автора в., но в случае с… не соглашусь, т. к». Дальше — теория: «В подтверждение своей точки зрения приведу следующие теоретические аргументы…». Подбираем пример, закрепляем теорией: «Также можно выделить следующие теоретические аспекты данной темы (проблемы)…». Ещё один пример. Вывод: «Таким образом, автор…».
Предвкушая ваш вопрос о том, как правильно использовать данный алгоритм, приведу сразу пример заполненной таблицы готовым сочинением.
Готовое эссе.
29.1. «Создает человека природа, но развивает и образует его
общество». (В. Белинский)
Автор размышляет на тему биосоциальной сущности человека. Автор считает, что человек обладает биологической природой — организм с физиологическими потребностями, а также социальной — личность человека, формируемая в процессе социализации. Я согласна с мнением автора.
Формирование человека, как существа биосоциального, то есть личности, проходит в процессе социализации. Под социализацией в обществознании понимают процесс становлении личности в среде себе подобных, то есть в обществе. Процесс социализации включает в себя три этапа: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Немаловажную роль играют агенты социализации — первичные и вторичные (окружающие люди и различные социальные институты).
Например, на стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему.
Человек, собственно, обучается быть личностью. Это совсем не так просто, как кажется, на первый взгляд. Примером тому является герой Р. Киплинга Маугли, который оказался в изоляции от общества. Мальчика вырастила стая волков и он был лишь биологическим существом.
Также можно выделить следующие теоретические аспекты данной темы (проблемы). Все-таки природа влияет на формирование личности. Именно она закладывает на генетическом уровне определенные задатки, да и влияет на социализацию личности исходя из индивидуальных особенностей человека (внешность, характер, строение и пр.). Задатки как анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей, в процессе социализации способствуют успешной деятельности личностей.
Например, человек обладает специфическими индивидуальными особенностями, данными природой, — уникальный музыкальный слух, как у Моцарта или Бетховена. Развивая этот задаток с детства, можно достичь значительных успехов в жизни. Можно рассмотреть и пример известного австралийского мотивационного оратора Ника Вуйчича, мецената, писателя и певца, рождённого с редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию всех четырёх конечностей. Несмотря на страшный недуг, Ник сумел пройти достойно социализацию и стать выдающимся примером того, что биологические особенности могут повлиять на развитие, даже если они ограниченные.
Таким образом, автор прав в своём высказывании. Действительно, человека создает природа и она же влияет на дальнейшее становление личности в обществе в процессе социализации.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: LStockStudio / Shutterstock
План (структура) эссе по обществознанию / Блог / Справочник :: Бингоскул
добавить в закладки удалить из закладок
В ЕГЭ по обществознанию 29 задание считается сложным – написание эссе по высказыванию, выбранному из пяти предложенных.
Эссе — это краткое сочинение в прозе, выражающее личную позицию автора по конкретному поводу.
Алгоритм написания эссе по обществознанию:
- Ознакомиться с критериями оценивания эссе.
- Внимательно прочитать все высказывания;
- Выделить в каждом главную идею;
- Подумать, для какой идеи сможете быстрее всего подобрать аргументы;
- Выписать на отдельном листе бумаги высказывания.
- Эмпирических примеров добавить не менее двух, но можно привести и больше.
- Следить за качеством примеров: они должны быть приведены без ошибок. Пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста.
- Вступление
- Отражение проблемы в тексте:
- формулировка проблемы
- почему эта проблема сегодня актуальна?
- Комментарий проблемы
- о чем пишет автор
- как пишет автор
- к какому выводу приводит читателя
- Авторская позиция
- Позиция ученика:
- согласие/несогласие с автором
- собственная позиция
- Аргументация (2 аргумента)
- Вывод — заключение
Теперь более подробно о структуре:
1.
Цитата.Для каждой темы постарайтесь подобрать цитаты. Только они должны быть обоснованными и сопровождаться примерами. Чтобы смог аргументированно опровергнуть или согласиться с автором высказывания.
2. Проблема и ее актуальность.
Клише:
Данная проблема является актуальной в условиях…
- …глобализации общественных отношений;
- …формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
- …обострения глобальных проблем современности;
- …особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
- …развития международной интеграции;
- …современной рыночной экономики;
- …развития и преодоления мирового экономического кризиса;
- …жесткой дифференциации общества;
- …открытой социальной структуры современного общества;
- . ..формирования правового государства;
- …преодоления духовного, нравственного кризиса;
- …диалога культур;
- …необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
Помни! К теме нужно периодически возвращаться, чтобы не увлечься рассуждениями не по теме. Это считается ошибкой.
3. Смысл высказывания.
Помни! Не стоит повторять дословное высказывание. Своими словами сформулировать основную мысль. Для этого используй клише:
- «Смысл данного высказывания состоит в том, что…»
- «Автор обращает наше внимание на то, что…»
- «Автор убеждён в том, что…»
4. Собственная точка зрения.
Определение своей позиции заключается в согласии или не согласии с автором полностью или частично. Или поспорить с автором и высказать свою точку зрения.
Используй клише:
- «Я согласен с автором в том, что… »
- «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу…»
- «Автор был прав, утверждая, что…»
- «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)»
- «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»
- «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться»
- «А не задумывались ли вы над тем, что…?»
5. Теоретическая аргументация.
Необходимо использовать знания по обществознанию: термины, понятия, мнения ученых, направления научной мысли.
Помни! Не нужно перегружать эссе терминологией. Нужно быть уверенным в их правильном понимании и подходящем использовании. Примеры заготовьте заранее.
6. Примеры из социальной практики, истории и литературы.
Эмпирический уровень:
- Использование примеров из социальной практики, истории, литературы.
- Использование собственного опыта из жизни.
Помни! При использовании примеров из истории или личного опыта, обращай внимание на их убедительность. Примеры заготовьте заранее.
7. Вывод.
В заключении подводится итог рассуждения — 1-2 предложения.
Используйте клише:
- «Таким образом, можно сделать вывод…»
- «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»
Решай:
- задание 29 ЕГЭ по обществознанию.
- варианты ЭГЭ по обществознанию.
Поделитесь в социальных сетях:
23 октября 2018, 11:51
Could not load xLike class!
Как спланировать эссе
Эта страница является первой из двух, описывающих процессы, связанные с созданием эссе для академических целей, для школы, колледжа или университета.
На этой странице описаны этапы планирования написания эссе, которые важны для всего процесса.
Вторая страница, Написание эссе, содержит дополнительную информацию о шагах, необходимых для написания эссе. Мы рекомендуем вам прочитать обе страницы, чтобы получить полное представление.
Развитие навыков написания эссе требует практики, времени и терпения. Ваши навыки написания эссе будут улучшаться и развиваться по мере того, как вы будете больше писать.
С помощью наставника курса (учителя или лектора) и коллег (других студентов), а также благодаря конструктивной обратной связи от маркера вашей работы написание эссе станет проще по мере вашего продвижения в учебе и повышения вашей уверенности.
На этой странице описаны общие рекомендации по планированию эссе, включая то, что вы должны делать и чего вы должны избегать. Однако важно, чтобы вы понимали конкретные требования вашей школы, колледжа или университета.
Написание эссе поможет вам рассмотреть вопросы, затронутые в вашем курсе, и связать их с вашим собственным опытом, образом мышления, а также с любым дополнительным чтением и исследованиями, которые вы, возможно, предприняли для решения темы эссе.
Написание эссе (или другого задания) является важной частью учебного процесса. При написании задания обучение происходит по мере того, как вы обдумываете и интерпретируете затронутые вопросы (вместе с мнениями других авторов по данному вопросу).
Представление вашего опыта и демонстрация понимания вашего задания, с точки зрения маркера, продемонстрируют ваши знания предметной области.
Цель эссе
Первоначальное значение эссе — « попытка » или попытка чего-либо. Поэтому уместно рассматривать написание эссе как учебное упражнение.
Эссе и другие академические работы концентрируют внимание и побуждают вас делать выводы о том, что вы изучаете.
Письмо зачастую является наилучшим способом усвоения и систематизации информации. Письмо помогает выделить любые области, которые вы не полностью поняли, и позволяет сделать дополнительные разъяснения. Он развивает ваши способности к критике, анализу и самовыражению, а также дает вам возможность опробовать свои идеи и идеи других авторов по данному вопросу.
Отзывы, которые вы получаете от маркера вашего эссе, должны помочь улучшить ваши навыки обучения, письма, исследования и навыки критического мышления .
Что ищет маркер?
Поскольку эссе – в контексте этой страницы – является оцениваемой частью работы, может быть очень полезно подумать о том, что будет искать человек, который будет оценивать работу, маркер.
Хотя разные типы эссе в разных предметных областях могут значительно различаться по стилю и содержанию, есть несколько ключевых понятий, которые помогут вам понять, что требуется от вас и вашего эссе.
При отметке задания маркер будет искать некоторые из следующих элементов, которые продемонстрируют, что вы можете:
- Найдите соответствующую информацию и используйте ее, чтобы сосредоточиться на вопросе или теме эссе.
- Логично, четко и лаконично структурировать знания и информацию.
- Читать целенаправленно и критически. (подробнее см. на нашей странице: Critical Reading )
- Свяжите теорию с практическими примерами.
- Анализ процессов и проблем.
- Будьте убедительны и аргументируйте свою позицию.
- Найдите ссылки и объедините информацию из разных источников.
Ответьте на вопрос
Одним из основных факторов, о котором всегда стоит помнить, является то, что маркер обычно выставляет оценки только за то, насколько хорошо вы ответили на вопрос сочинения.
Скорее всего, у маркера будет набор критериев или рекомендаций по выставлению оценок, которые будут определять, сколько баллов может быть выставлено за каждый элемент вашего эссе.
Помните, что вполне возможно написать выдающееся эссе, но не ответить на первоначальный вопрос. Скорее всего, это будет означать низкую оценку.
Планирование эссе
Планирование — это процесс определения того, что вы хотите включить в эссе.
Хорошо спланированное и организованное эссе указывает на то, что ваши идеи в порядке; это делает пункты ясно и логично. Таким образом, хорошо спланированное и структурированное эссе позволяет читателю или маркеру легко следить за высказываемыми мыслями.
Задания для эссе обычно формулируются одним из следующих способов:
- В виде вопроса
- Дано заявление, и вас просят его прокомментировать
- Приглашение « обрисовать» , « обсудить» или « критически оценить» конкретный аргумент или точку зрения
Помните всегда напишите свое эссе на основе вопроса, который задайте и , а не по другому аспекту предмета. Хотя это может показаться очевидным, многие студенты не полностью отвечают на вопрос эссе и включают нерелевантную информацию. Основная цель академического эссе – дать ответ на поставленную задачу достаточно подробно.
Чтобы помочь вам в этом, вам может пригодиться следующий список этапов.
Составление плана сочинения
Приведенный ниже план сочинения состоит из десяти шагов.
Часто полезно выполнить первые шесть шагов вскоре после получения вопроса для эссе. Таким образом, информация будет свежей, и вы с большей вероятностью будете думать о своем плане эссе, когда занимаетесь другими делами.
- Внимательно изучите вопрос сочинения.
- Полностью напишите вопрос для эссе.
- Потратьте некоторое время, не менее получаса, на обдумывание предметной области.
- Запишите свои мысли по теме вопроса, его объему и различным аспектам.
- Перечислите слова или фразы, которые, по вашему мнению, необходимо включить.
- Обратите внимание на основные моменты, которые вы должны указать, чтобы ответить на вопрос.
Если на данном этапе вы не уверены, что включить, поговорите со своим наставником или сверстником, чтобы уточнить, что вы на правильном пути.
Когда вы закончите первые шесть шагов и почувствуете, что знаете, как действовать дальше, продолжайте расширять свои первоначальные мысли и строить более подробный план эссе.
- Просмотрите все материалы курса или раздаточные материалы к лекциям и начните составлять более подробный план. Просмотрите свои собственные конспекты лекций и, если что-то покажется вам относящимся к заданию, напишите, где это найти, в подробном плане .
- Запишите, где вы найдете необходимую информацию по каждому из пунктов вашего подробного плана (конспекты лекций, раздаточные материалы по курсу и т. д.). Укажите на схеме, где, по вашему мнению, необходимы дальнейшие исследования.
- Запишите источники дополнительной информации, книги, журналы, веб-страницы и средства массовой информации по мере необходимости.
- Будьте осторожны, чтобы ваш план не стал слишком сложным; придерживайтесь основных моментов и сохраняйте их отношение к вопросу.
- Если вам дали список для чтения или базовый учебник, проверьте соответствующие разделы.
- См. нашу страницу: Источники информации , чтобы узнать больше о том, где можно найти необходимую информацию для своего эссе.
- Когда ваш план будет готов, остановитесь и подумайте о пропорциях – сколько всего слов вам нужно написать и сколько слов выделить для каждого раздела вашего эссе.
- Академические эссе обычно имеют ограничение на количество слов, и написание в пределах ограничения на количество слов является важным соображением. Многие учебные заведения будут наказывать студентов за неправильное написание слов — например, вопрос сочинения может потребовать эссе из 2000 слов, может быть льгота в 10%, поэтому допустимо все, что составляет от 1800 до 2200.
- Подумайте об основных элементах, которые необходимо осветить в сочинении. Убедитесь, что вы выделили наибольшее количество слов в «основной части эссе», а не в второстепенной части.
- Решите, сколько места вы можете выделить каждому разделу плана. Например, треть страницы для введения, полстраницы для пункта 1 с двумя подпунктами, полторы страницы для пункта 2 с пятью подпунктами и т. д. Хотя вы не будете следовать такой пространственной схеме. жестко, это позволяет вам держать все под контролем и знать, сколько деталей нужно добавить, сохраняя баланс эссе, как вы изначально планировали.
Конечно, вы будете вносить небольшие коррективы в свой план эссе по мере написания. Однако не вносите серьезных изменений, если вы не уверены в альтернативе и в том, как она вписывается в вашу первоначальную схему.
Наличие четкого плана эссе делает реальную задачу написания эссе намного более эффективной.
Информация для студентов и преподавателей
Крис Дрю, доктор философии
Получите мою бесплатную электронную книгу «Преодоление прокрастинации» сегодня!
Построено с помощью ConvertKit
«ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».
Джессика Т.
Студент социальных наук
«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».
Салли Р.
Бакалавр образования Студент
«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».
Кристин С.
Студент молодежной программы
«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».
Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент
Take the Essay Writing Course
As Featured InThe Economist
Readers Digest
Times Higher Education
eLearn Magazine
What I Teach
Academic Writing Навыки
Поиск
Советы по учебе в колледже
Поиск
Руководства по тематическому исследованию
Поиск
Поиск руководств по изучению
TOP Academic Writic
Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.
Как не прокрастинировать во время учебы
Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.
Как начать эссе (если не знаешь, что написать)
Иногда первое предложение самое сложное.