План по литературе как писать: Как составить план к тексту? Принципы рубрикации текста / Законодательная Дума Томской области

Что такое план рассказа и как его составить

1

February

2023

Количество просмотров: 214

Время чтения: n- минут(а)

Если история не собственного сочинения, запомнить её сложнее, поэтому нужно сначала правильно составить план рассказа. И как это сделать, мы с вами сейчас разберём.

Содержание:

  • Что такое план рассказа и зачем он нужен
  • Как правильно составить план рассказа
  • Виды планов рассказа
  • Примеры составления разных видов плана
  • Подведём итоги

Все мы знаем, что младшеклассники — это те ещё выдумщики. С каким неподдельным увлечением и энтузиазмом рассказывают они о своих приключениях, даже если это просто история о том, как ребёнок по дороге в школу увидел гоняющуюся за голубями кошку.

А вот когда дело доходит до пересказа текста из учебника по литературе, здесь иногда возникают трудности. Если это история не собственного сочинения, запомнить её сложнее, поэтому нужно сначала правильно составить план рассказа.

И как это сделать, мы с вами сейчас разберём.

Что такое план рассказа и зачем он нужен

План рассказа — это ключевые фразы или формулировки из каждой части произведения, которые кратко передают содержание и расположены последовательно.

План помогает лучше запомнить произведение, не упустить главное и не перепутать местами описанные в нём события. Правильно составленный план показывает, что ребёнок хорошо понял прочитанный текст. 

Составлять план рассказа дети учатся во 2 и 3 классах, но это умение пригодится ребёнку и в старших классах на всех предметах, где есть работа с текстами: на литературе, русском языке, истории, географии и т. д. Поэтому очень важно научиться правильно составлять план рассказа в младших классах.

Каким должен быть план рассказа:

  • последовательным: его пункты идут в том же порядке, что и события в произведении;
  • кратким: каждый пункт плана — это одно, редко два коротких предложения;
  • содержать основное — в плане упускаются все подробности, описания, малозначительные детали;
  • состоять не менее чем из трёх пунктов: произведение принято делить как минимум на три части — вступление, основную часть и вывод. Даже если мы разделим заданный текст на эти части и по каждой сформулируем один пункт плана, то в нём получится уже три пункта. Но лучше эти части поделить на фрагменты поменьше и составить план хотя бы из пяти-шести пунктов, иначе по нему сложно будет пересказать произведение;
  • одинаково оформленным: если пункты обозначаете арабскими цифрами, то делайте так во всём плане. Если подпункты маркируете, например, буквами, то лучше не обозначать какие-то из них русскими, а какие-то латинскими. Желательно внутри одного плана использовать буквы какого-то одного алфавита, чтобы план был оформлен в едином стиле и выглядел эстетично.

Как правильно составить план рассказа

Итак, чтобы правильно составить план рассказа, можно использовать следующий алгоритм.

  1. Прочитайте текст. Не важно, что ребёнок, возможно, уже изучил его в школе. Дома нужно снова его прочитать: вдумчиво, не торопясь, лучше два раза.

Если попались непонятные слова, обязательно объясните ребёнку их значение, иначе он может упустить смысл целой части текста.

Если к тексту есть иллюстрации, рассмотрите их вместе, обсудите, какие именно моменты на них изображены.

Сразу после этого приступайте к написанию плана.

  1. Определите тему текста. Спросите ребёнка: «О чём именно этот рассказ (сказка, отрывок)?». Это будет темой произведения.

Задайте ему наводящие вопросы:

  • кто главные герои;
  • какое событие произошло;
  • когда всё происходило;
  • как всё началось;
  • чем всё закончилось и т. д.

Спросите, какую главную мысль, по мнению ребёнка, автор хотел донести до читателя этим произведением, что именно он хотел сказать — это будет идеей произведения.

Ответы ребёнка на эти вопросы помогут убедиться, что он хорошо понял прочитанное. Без понимания самого произведения составить план рассказа не получится.

  1. Разделите текст на смысловые части. Снова перечитывая произведение, отметьте вместе с ребёнком начало новых частей карандашом прямо в учебнике, чтобы он видел их границы и смог работать с каждой конкретной частью.

Новая часть должна отличаться от предыдущей каким-то новым содержанием, мыслью, событием или действием. На сколько частей вы разделите текст — столько и будет пунктов в вашем плане рассказа.

  1. Выделите в каждой части главную мысль. Спросите ребёнка, что наиболее ярко запомнилось ему в этом небольшом отрывке. Предложите ему придумать название к отрывку. Возможно, он сам сможет сформулировать готовый пункт плана. Если же сразу не получится, помогите ему прийти к основной мысли, опять же задавая наводящие вопросы.

Кратко запишите сформулированные по отрывкам названия. Это можно сделать в виде вопроса, тезиса, цитаты и т. д. Всё зависит от того, какой именно вид плана рассказа был задан учителем.

  1. Отредактируйте получившийся план. Перечитайте его, поправьте, если требуется. Посмотрите, нет ли повторов. Уберите то, что можно убрать, оставив самое основное.

  1. Перескажите текст. Опираясь на план, ребёнок должен сам пересказать произведение. Если план составлен грамотно, ребёнок без труда перескажет содержание, отразив в своём пересказе самое главное.

Виды планов рассказа 

Есть несколько видов планов. Если учитель не задал составить конкретный вид плана, то можно выбрать любой из них, какой больше понравится. Главное, чтобы ребёнку было удобно по нему восстановить содержание произведения и кратко его пересказать, если требуется.

Виды планов:

  • Вопросный. В нём каждый пункт записан в виде вопроса. Развёрнуто отвечая на эти вопросы, ребёнок как раз и сможет кратко пересказать произведение. Пример пункта такого плана для сказки «Колобок»: «Как старуха испекла колобок?».

  • Назывной. Такой план записывается с помощью существительных или существительных в сочетании с прилагательными. Например: «Старик, старуха и колобок».

  • План-опорная схема. Он состоит из «опор» — слов или коротких выражений из произведения. В них содержится основной смысл частей, на которые поделили произведение. Здесь могут быть выписаны важные цифры, даты, названия чего-либо, факты и т. д. Например: «Старуха печёт колобок».

  • Тезисный. Тезис — это короткая формулировка, в которой заключена основная мысль части текста. Тезисы могут представлять собой полноценные предложения. В тезисном плане часто используется много глаголов. Например: «Старуха испекла колобок по просьбе старика».

  • Цитатный. Состоит только из цитат. Цитаты — это предложения или отрывки предложений, которые взяты прямо из произведения в неизменённом виде. Например: «Испеки мне, старая, колобок».

  • Комбинированный. Он же смешанный, а это означает, что здесь можно использовать и сочетать пункты из разных видов планов. Например, первый пункт записать в виде вопроса, второй в виде тезиса, третий в виде цитаты, четвёртый снова в виде вопроса и т. д.

А ещё все планы делятся на простые и сложные (или развёрнутые). В сложном плане, в отличие от простого, пункты делятся на подпункты, которые подробнее раскрывают содержание пунктов. Сложные планы удобно составлять к произведениям большого объёма, чтобы при пересказе не упустить все важные эпизоды и события.

Примеры составления разных видов плана

А теперь давайте составим разные виды планов пересказа. Для этого возьмём хорошо известную всем сказку «Колобок».

Вопросный план:

  1. Как старуха испекла колобок?
  2. Почему колобок укатился?
  3. Кого колобок встретил первым?
  4. Как колобок повстречался с волком?
  5. Как колобок встретил медведя?
  6. Чем закончилась встреча с лисой?

Назывной план:

  1. Старик, старуха и колобок.
  2. Сбежавший колобок.
  3. Заяц.
  4. Волк.
  5. Медведь.
  6. Лиса.

План-опорная схема:

  1. Старуха печёт колобок.
  2. Колобок сбежал.
  3. Встреча с зайцем.
  4. Встреча с волком.
  5. Встреча с медведем.
  6. Встреча с лисой и конец колобка.

Тезисный план:

  1. Старуха испекла колобок по просьбе старика.
  2. Колобку надоело лежать.
  3. Колобок встретил зайца.
  4. Колобок встретил серого волка.
  5. Колобок встретил медведя.
  6. Колобок встречает лису и пропадает.

Цитатный план:

  1. «Испеки мне, старая, колобок».
  2. «Надоело колобку лежать».
  3. «… а навстречу ему — заяц».
  4. «… а навстречу ему — серый волк».
  5. «… а навстречу ему медведь идёт».
  6. «… а навстречу ему — лиса».

Комбинированный план:

  1. Как старуха испекла колобок?
  2. Колобку надоело лежать.
  3. Встреча с зайцем.
  4. Волк.
  5. «… а навстречу ему медведь идёт».
  6. Чем закончилась встреча с лисой?

Подведём итоги

Составить план рассказа, не зная его содержание, невозможно. Если план составлен правильно, по нему ребёнок без труда перескажет содержание произведения.

 

Чтобы составить план, нужно:

  1. Прочитать произведение.
  2. Определить его тему и идею.
  3. Разделить текст на смысловые части.
  4. В каждой части найти самое главное и кратко записать в виде пунктов.
  5. Перечитать готовый план, убрать лишнее, дополнить, если это необходимо.
  6. Пересказать текст по получившемуся плану. Если нужно — внести изменения. И снова пересказать текст, как говорится — «на чистовик».  

Составление плана рассказа — это очень важное и нужное школьнику умение. Чтобы ваш ребёнок научился максимально хорошо составлять план рассказа, зарегистрируйте его на образовательной платформе iSmart, которая имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  • в  разделе «Русский язык» вы найдёте множество заданий на определение темы и главной мысли текста, составление плана текста и прочее. Выполнив все задания подтемы, ребёнок гарантированно освоит учебный материал;
  • задания составлены педагогами и методистами так, чтобы было интересно даже самому немотивированному ребёнку;
  • платформа удобная, простая и интуитивно понятная, на ней ребёнок сможет заниматься самостоятельно. А у родителей появится свободное время для домашних дел или семейного отдыха;
  • занимаясь регулярно по 15-20 минут в день, ваш ребёнок отлично закрепит материал и сможет улучшить успеваемость на 1-2 балла.

Регистрируйте ребёнка на платформе iSmart и начинайте заниматься!

общие советы по составлению плана

Каждый школьник и студент слышал о таком понятии как «план». Планы пишут по уже готовым текстам или для создания собственных сочинений. 

Планы для разных типов речи (описание рассуждение, рассказ) имеют свои нюансы, не исключение и план сочинения-рассуждения по литературе, как его писать, расскажет данная публикация.

Содержание

  • 1 Общие советы по составлению плана
  • 2 План сочинения-рассуждения
  • 3 Рекомендации по составлению плана
  • 4 Подведем итог

Общие советы по составлению плана

Составить план – это значить разбить текст на логические фрагменты, предложения в которых объединены микротемой. Как правило, таковыми являются абзацы.

План нужен, чтобы не запутаться

Нельзя путать тему и микротемы: первая охватывает весь текст, а последние – лишь отдельный его аспект.

Например, общая тема – «Значение доброты в жизни человека».

Микротемы – «Что такое доброта», «Что для меня доброта», «Добрые поступки окружающих», «Проблема доброты в литературе».

Важно правильно оформить пункты плана.

Предпочтительно использовать развернутые словосочетания или простые предложения, которые едины по смыслу, но требуют дальнейшего развития мысли.

Одно слово в качестве пункта плана не годится, так как имеет слишком узкое значение и «втиснуть» в него главную мысль не получится.

Сложные же предложения заключают в себе законченный тезис. План нужно составлять так, чтобы через него легко «просматривалось» будущее сочинение, был виден ход развития мысли автора.

План сочинения-рассуждения

Чтобы грамотно составить план данного типа сочинения, нужно иметь представления об особенностях структуры рассуждения. Если вы призабыли, из каких частей оно состоит, напомним:

  1. Ключевая мысль (тезис). Эта же часть будет вступительной (или продолжение вступления).
  2. Аргументы, которые образуют основную часть.
  3. Заключение (собственные выводы).

На основе этой структуры можно составить как простой, так и сложный план (с подпунктами). Выбор зависит от предпочтений автора и особенностей темы.

Шаблон простого плана:

  1. Главный тезис или словосочетание, отображающее микротему вступительной части.
  2. Аргумент 1.
  3. Аргумент 2.
  4. Аргумент 3.

    Если хотите, вы можете составить сложный план

  5. Словосочетание, отображающее содержание выводов.

Шаблон сложного плана:

  1. Главный тезис или словосочетание, отображающее микротему вступительной части.
  2. Словосочетание, отображающее содержание основной части.
  3. Аргумент 1.
  4. Аргумент 2.
  5. Аргумент 3.
  6. Словосочетание, отображающее содержание выводов.

Обратите внимание! Оптимальное количество аргументов – 3-5. Недостаточная аргументация может стать причиной низкой оценки.

Так как план пишется для сочинения-рассуждения по литературе, в нем обязательно должен присутствовать литературный пласт. Как правило, его включают в аргументы, например «проблема рока на примере образа…», «поступок… и проблема дружбы».

Очень важно следить за тем, чтобы аргумент соответствовал ключевому тезису и названию основной части (в сложном плане). «Литературные» аргументы можно разбавить примерами из собственного опыта или фильмов (если они гармонично вписываются в содержание).

Сочинение по литературе может быть направлено на анализ одного произведения сквозь призму конкретной проблемы или же на рассмотрение нескольких произведений. Этот факт нужно обязательно учесть и отобразить в плане.

Рекомендации по составлению плана

Советуем сделать еще несколько «узелков на память», которые сослужат хорошую службу при написании плана:

  1. Перед составлением плана нужно вникнуть в тему и подумать, какой ключевой тезис выдвинуть (если он не заявлен темой) и какие аргументы для его доказательства или опровержения есть в произведении.

    Можно пользоваться не только арабскими цифрами

  2. Не нужно делать слишком детальный план, в нем стоит отобразить только основные моменты.
  3. Не всегда получается сразу придумать название для заключительной части, так как она выплывает из содержания. Можно обозначить этот пункт плана словом «выводы».
  4. Заключительный пункт можно сформулировать на основе ключевого тезиса. Например, к тезису «Существует ли женская дружба (по роману…)?» можно составить заключительный пункт «В чем секрет женской дружбы».
  5. Предпочтительнее для сочинения рассуждения сложный план, так как он точно отображает структуру рассуждения.

При оформлении сложного плана можно использовать римские и арабские цифры (образец сверху) или арабские цифры (для пунктов) и маленькие буквы со скобками (для подпунктов).

Подведем итог

Написание плана – первый шаг к хорошему сочинению. Для того, чтобы составить хороший план, нужно вчитаться в тему, сформулировать ключевую мысль будущего рассуждения и решить, что с ней сделать – доказать или опровергнуть.

Далее необходимо определить возможные аргументы (на основе сочинения). На основе этого можно составить простой или сложный план, обращая внимание на правильность формулировки его пунктов. После проверки на правильность – план готов.

Некоторые учащиеся хитрят: пишут сочинение, а уже на его основе – план. Конечно же, такая организация работы не несет пользы, а вот время отбирает. Для того чтобы план стал хорошим помощником, не поленитесь составить его на совесть перед написанием текста.

На создание первых планов будет тратиться достаточно сил и времени, зато после нескольких тренировок формулировки пунктов будут сами приходить в голову.

В этом видео вы узнаете о подготовке к сочинению-рассуждению:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Планирование обзора — Обзоры литературы — Руководство по исследованиям

Планирование обзора

 

Процесс исследования и написания обзора литературы обычно включает следующие этапы:

  1. Определение темы обзора литературы – определение проблем
  2. Планирование вашего подхода к исследованиям и обзору литературы
  3. Поиск литературы
  4. Управление результатами вашего исследования
  5. Оценка текстов
  6. Критическое чтение и анализ текстов
  7. Написание обзора литературы

Поскольку все это требует времени, лучше начать заранее и дать себе достаточно времени для сбора и анализа литературы.

Определение темы

Прежде чем разрабатывать стратегию поиска, вам необходимо сформулировать тему обзора.
Важно учитывать масштаб вашей темы и цель вашего исследования.
Вам, возможно, потребуется немного почитать справочную информацию, чтобы составить обзор темы вашего обзора, прежде чем планировать свое исследование и обзор литературы.

Чтобы развить тему обзора, она должна быть контекстуализирована.
При размещении темы в контексте полезно подумать о следующем:

  • Кто является целевой аудиторией?
  • Какова цель исследования?
  • Каков объем темы исследования?
  • Какой период времени?
  • Каково географическое покрытие?
  • Каковы соответствующие/связанные дисциплины?

Для поиска литературы вам потребуется дополнительно определить тему вашего обзора:

  • Опишите вашу тему в общих и узких понятиях и определите отношения между этими понятиями
  • Определите ключевые слова и фразы, которые лучше всего описывают вашу тему
  • Найдите определения для любых терминов, с которыми вы не знакомы — тематические словари и энциклопедии помогут вам определить соответствующие термины и понятия
  • Рассмотрите синонимы и альтернативные термины
  • Принимать во внимание научные и общеупотребительные термины
  • Рассмотреть варианты написания
  • Решите, следует ли вам использовать контролируемую лексику (например, медицинские предметные рубрики (MeSH)), а также естественный язык

Планирование контрольного списка проверки

  1.     Как вы определите, что уже известно о вашей теме?
  2.     Как вы будете выявлять пробелы в знаниях по теме?
  3.     Как вы будете определять области для дальнейшего изучения, которые были определены другими исследователями?
  4.     Как вы будете определять значительных исследователей в этой области?
  5.     Как вы определите, есть ли разные мнения по теме?
  6.     Как вы определите, какие области вызвали споры по теме?
  7.     Какие методологии вы могли бы рассмотреть для своего исследования?
  8.     Какие источники информации могут быть вам полезны?
  9.     Какой период времени будет охватывать ваш обзор?
  10.     Кто является целевой аудиторией вашего обзора литературы?

Планирование обзора — обзоры литературы

Планирование обзора литературы

Написание обзора литературы потребует времени для сбора и анализа исследований, относящихся к вашей теме, поэтому лучше начать заранее и дать себе достаточно времени для сбора и анализа источников.

Процесс написания обзора литературы обычно включает следующие этапы:

  1. Определите свой исследовательский вопрос
  2. Спланируйте свой подход к исследованию и обзору
  3. Поиск в литературе
  4. Проанализируйте найденный материал
  5. Управление результатами вашего исследования
  6. Написание отзыва

Определение вопроса исследования

Одна из самых сложных частей обзора литературы — разработать хороший исследовательский вопрос. Вам не нужен исследовательский вопрос, который настолько широк, что охватывает слишком много областей исследований, и на него невозможно дать обоснованный ответ.

Для определения вашей темы может потребоваться первоначальный обзор литературы по вашей теме, чтобы получить представление о масштабах вашей темы. Выберите интересующую тему и выполните предварительный поиск, чтобы узнать, какие исследования проводятся и какие тенденции в этой тематической области.

Оставить комментарий