Платон мне друг, но истина дороже. Кого выбрать: друга или правду?
В споре, как говорят, рождается истина. Однако взгляды на истину у всех могут кардинально отличаться. Именно поэтому вопрос «Кому отдать предпочтение в спорной ситуации: другу или правде?» занимает умы многих мыслителей еще с древних времен.
Самой знаменитой фразой, ставшей для многих идеологией в решении важных морально-нравственных вопросов, стала: «Платон мне друг, но истина дороже», произнесенная древнегреческим философом Сократом.
История появления фразы
Вокруг знаменитого высказывания «Платон мне друг, но истина дороже» (лат. «Amicus Plato, sed magis amica Veritas») ходит много домыслов и предположений. Споры о том, кому же на самом деле принадлежат эти слова, не утихают и по сей день.
Признание авторства за Сократом усложняется еще и тем, что древнегреческий мыслитель не оставил после себя ни одного труда в письменном виде, т.к. считал, что запоминание устных диалогов укрепляет память и развивает логику и мышление у его слушателей.
Поскольку документально подтвердить этот факт невозможно, на помощь нам приходят работы других мыслителей. Одним из таких произведений стало сочинение не менее знаменитого ученика и последователя Сократа Платона «Федон», повествующее о последних часах жизни его наставника, беседах и рассуждениях с друзьями о вечном.
Великий философ был приговорен к казни за крамольные политические и религиозные суждения. В последние часы жизни, описанные в сочинении, перед тем, как принять яд, Сократ, беседуя со своими последователями, произносит фразу: «Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об истине».
Мы не знаем наверняка, действительно ли Сократ произнес эти слова. Поэтому вся парадоксальность этой ситуации в том, что фактический автор Платон стал одновременно ее героем, ведь именно в таком, измененном виде, его слова дошли до нас и стали частью мировой культуры.
Мысль о главенстве истины над приятельскими отношениями проходит красной нитью через идеи многих мыслителей. Позже мы можем встретить ее во многих других трудах авторов всех времен и народов.
Так, например, Аристотель, кому так же ошибочно присваивают авторство фразы, произнес нечто подобное. В своем сочинении «Никомахова этика» он писал: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине».
В сочинениях других античных авторов можно встретить слова о том, что Сократ им мил, но «истина всего милее».
Похожие высказывания можно встретить и в работах более позднего периода. Известный немецкий церковный реформатор Мартин Лютер, живший в средневековой Европе, в своей работе «О порабощенной воле» высказался: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть». А испанский писатель Мигель Сервантес в романе «Дон Кихот», опубликованном в 1605 году, присваивает похожую фразу Аристотелю. Кстати, именно после выхода в свет романа она приобрела особую популярность.
Еще одним близким по смыслу является выражение «Истина дороже дружбы» (лат. «veritas magis amicitiae»), которое более радикально показывает намерение говорящего отказаться от дружбы ради правды.
Значение фразы
На сегодняшний день изречение Сократа «Платон мне друг, но истина дороже» больше, чем фразеологизм. Оно стало идеологией и принципом жизни для многих людей и используется во всех ситуациях, когда перед человеком встает нравственный выбор: занять сторону дружбы или же не отходить от истинной точки зрения.
Данное высказывание помогает взвесить все «за» и «против» прежде чем сделать выбор. Только избавившись от субъективности суждений и симпатии к своему оппоненту и основываясь на сухих фактах и цифрах, можно говорить о правильности выбора.
Истина и точное знание – вот те высшие и абсолютные ценности, которыми должны руководствоваться люди. Авторитет человека и личные отношения не могут являться аргументом при принятии решения. Однако многие зачастую совершают неправильный выбор, ставя на чашу весов веру именно в эти вещи.
В идеальном мире выбор стоит делать в пользу правды, не опираясь на личное отношение к своему оппоненту. Но реально ли принимать подобные решения каждый раз? Всегда ли люди могут поставить моральные и нравственные принципы выше человеческого общения? Все ли из них могут принести в жертву дружеские, партнерские и любовные отношения ради сохранения общепризнанных ценностей и моральных устоев?
Как занять позицию истины, чтобы не обидеть друга?
В жизни существует масса примеров, когда перед человеком встает нравственный выбор между дружбой и истиной. Нравственные дилеммы, как правило, являются самыми сложными, потому что на кон может быть поставлено слишком много: теплые отношения и моральные ценности и принципы, в которые верит человек.
Кто-то при этом совершенно точно решает для себя, что истина важнее любого человеческого общения. Кто-то, наоборот, желает сохранить положительные эмоции, связывающие его с оппонентом, жертвуя при этом своими убеждениями.
Руководствуясь идеей о том, что истина в споре важнее дружбы, мы, тем не менее, признаем и даем понять своему собеседнику, что:
- Мы не умаляем важности дружбы и по возможности хотим сохранить теплые отношения.
Наши взгляды на предмет спора могут отличаться, и это никак не должно сказаться на нашей с ним коммуникации.
- Истина, которую мы выбираем, является не нашей точкой зрения, а объективной и общепринятой. Это значит, что мы не ставим свое мнение выше мнения оппонента, а берем за основу проверенные и правдивые факты и обстоятельства.
Помнить об этом важно каждый раз, когда возникают какие-либо споры и задача отстоять правду является одной из главных. Правда должна быть выше любых жизненных обстоятельств. Однако при этом не стоит ставить под угрозу сохранение такой важной формы взаимодействия между людьми как дружба.
Как нужно вести себя, чтобы избежать крайностей: не лишиться всех близких людей вокруг ради соблюдения морали и не прогибаться под каждого человека, боясь озвучить свои мысли? Мы подготовили ряд советов, которые помогут достичь баланса в подобного рода ситуациях.
Старайтесь всегда сохранять человеческие отношения
Сразу обозначьте своему собеседнику, что вы дорожите отношениями с ним и что, несмотря на разницу во взглядах, они не будут испорчены.
Оценивайте поступок или слова оппонента, а не его личность. Помните, что кому-то ваши взгляды могут не нравиться точно так же.
Здоровый, конструктивный спор очень важен, потому что именно в нем, как правило, и рождается истина. А разрывать отношения только из-за разницы во взглядах – не самое удачное решение.
Говорите прямо
Споры тем и хороши, что позволяют оппонентам открыто взглянуть на ситуацию с разных сторон. Не бойтесь высказывать свое мнение открыто, но не забывайте при этом об основных правилах поведения во время них, чтобы не задеть чувства оппонента и не вывести конструктивный спор в неуправляемый конфликт.
Избавьтесь от эмоций
В психологии есть такое понятие как диссоциация, позволяющее абстрагироваться от эмоционального контекста и трезво взглянуть на ситуацию со стороны.
Не давайте спору накладывать отпечаток на ваши дальнейшие отношения. Если вы не согласны по одному пункту, это совсем не значит, что вы должны быть не согласны с человеком во всем остальном.
В любом конфликте негативные эмоции, берущие верх над разумом, приводят к проигрышу. Поэтому вооружитесь аргументами и холодным рассудком и выстраивайте свой диалог в соответствии с техникой переговоров.
Анализируйте
Не поддаться эмоциям позволяет и умение задавать себе правильные вопросы, которые могут вывести ход ваших мыслей в рациональное русло:
- Чью сторону я принимаю в этом споре?
- Какие доводы и аргументы есть у моего оппонента?
- Какие доводы и аргументы есть у меня?
- Что движет мной при принятии решения: факты или эмоции?
- Как эмоции мешают мне сделать правильный выбор?
Рационально анализируя любой, даже самый жаркий спор, вы сможете отделить объективную правду от эмоциональной предвзятости к своему собеседнику.
Не настаивайте на собственной правоте
Не пытайтесь переубедить оппонента. Помните, что каждый человек имеет право на собственную точку зрения. Тот факт, что в данный период жизни он считает именно так, совершенно не означает, что он никогда не начнет мыслить по-другому. К тому же никто не обязан соответствовать вашим ожиданиям.
В разные периоды жизни вы так же, как и он, могли мыслить совершенно иначе. И это не сделало вас хуже: наоборот, вашу личность сформировало именно то многообразие мнений и взглядов, которые вы через себя пропустили, выбрав максимально приемлемые для себя.
Так что вместо того чтобы настаивать на своей точке зрения и пытаться навязать ее партнеру, примените метод Сократа, с помощью которого собеседник сам придет к верному умозаключению. Выхлопа от подобной тактики будет в разы больше, чем от принуждения занять вашу сторону.
Споры и разница во взглядах – постоянные спутники думающих людей. Отказываться от общения с человеком, с которым вас многое связывает, можно, пожалуй, лишь в тех ситуациях, когда ваши морально-нравственные ориентиры диаметрально противоположны. Во всех остальных случаях умение слышать оппонента и четкое обозначение своей позиции позволяют прийти к консенсусу, а иногда и к появлению новых, более гениальных идей.
Заключение
Поиски истины – сложный процесс, который занимал тысячи умов во все времена. Однако еще сложнее не просто найти истину, но и не поддаться искушению прикрыть глаза на правду, поддавшись дружескому порыву.
Фраза «Платон мне друг, но истина дороже», пройдя через несколько тысячелетий, не потеряла своей ценности и актуальности, став при этом девизом многих. Как только она станет жизненным принципом для каждого человека, мы сможем говорить о создании честного и высокоморального общества.
Ключевые слова:1Коммуникации, 1Риторика
77. Как вы понимаете выражение Аристотеля «Платон мне друг , но истина дороже»?
Источником данного выражения является то, что Аристотель был учеником Платона, а также его другом. И когда Платон занял определенную позицию, произнес определенные идеи, Аристотель раскритиковал его учение и выступил против его позиции.
Данное
выражение Аристотеля я понимаю так, что
если ты сомневаешься и абсолютно не
согласен с мнением своего пусть даже
самого лучшего друга, нужно уметь занять
свою позицию. Если этот друг будет
пытаться провести какие-либо провокации,
нужно иметь силу, храбрость, чтобы
сохранить и придержаться своего мнения.
Никогда нельзя сдаваться, когда ты не согласен с мнением других ,надо высказать свое мнение, свою мысль, если считаешь ее правильной. Истина является верховенством даже в самых противоречивых ситуациях.
В наше время, данное выражение используется для того, чтобы показать, что даже мнение самого авторитетного человека не дает ему право считать , что его мнение самое правильное и все должны принять его мнение как истину. Утверждение можно принять, если считаешь что оно является истиной, но, с другой стороны, если истиной оно не является, то его нужно опровергнуть.
Я
считаю, что выражение «Познай самого
себя» заключается в том, что человек –
это существо, которое способно мыслить.
Познавая весь мир, мы устанавливаем
особенности предметов, явлений, которые
нас окружают. Человек с помощью познания
формирует для себя знание о мире.
Когда человек неправильно осознает то, зачем и каким образом он живет в мире, он очень часто потерпев неудачу, скидывает это все на судьбу, говоря, что так и должно быть. Мир меняется, человек должен меняться вместе с ним, а не сдаваться при всякой трудности.
Познавая мир, его изменения, его предметы, явления, реальность, человек должен адаптироваться к нему, ко всему, что в нем происходит, даже несмотря на то, что кажется, что ничего не изменить, это судьба.
Сколько известно случаев, когда человек выживал в самых экстремальных, сложных ситуациях. Ведь нужно не спирать все на судьбу, а нужно брать ответственность за себя, за свою жизнь, осознавать, что жизнь в наших руках. Пусть даже судьба и существует для каждого из нас, но мы ее способны изменить, какие бы задачи она нам выставляла. Познавая свои возможности изменить себя, мир, человек познает то, зачем он сюда пришел.
Человек
должен осознать, что он – это «Я», который
живет в мире, и, воспринимая полностью
реальность вокруг него, он сможет
изменить свое место в жизни. Я знаю
немного людей, которые воспринимает
изменение мира как лучшее, как то, с
помощью чего они смогут изменить свою
жизнь. Но такие люди есть, и, как я думаю,
они способны познать самого себя и
правильно определить свое место в жизни.
Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей
математика. Почему Ньютон утверждает: «Платон — мой друг, Аристотель — мой друг, но мой величайший друг — истина»?
спросил
Изменено 4 года, 9 месяцев назад
Просмотрено 5к раз
$\begingroup$
- математика
- физика
- биографические данные
$\endgroup$
6
$\begingroup$
Ньютон (я предполагаю, что атрибуция верна) просто перефразировал известную латинскую фразу, традиционно приписываемую Платону (хотя и не встречающуюся ни в одном из аутентичных произведений Платона).
Подробнее здесь: https://en.wikipedia.org/wiki/Amicus_Plato,_sed_magis_amica_veritas
$\endgroup$
$\begingroup$
Возможно, стоит упомянуть, что эта цитата также сильно напоминает отрывок из Аристотеля. В Никомаховой этике (нумерация Беккера 1096а) мы читаем (перевод Роджера Криспа):
ἀμφοῖν γὰρ ὄντοιν φίλοιν ὅσιον προτιμᾶν τὴν ἀλήθειαν.Ибо можно любить обоих, но тем не менее священный долг предпочитать правду своим друзьям.
Поскольку аналогичная цитата приписывается Платону, это может объяснить, почему Ньютон считает нужным ссылаться на обоих философов в своей версии.
$\endgroup$
$\begingroup$
Это он сказал, когда был студентом в Кембридже. Краеугольным камнем «научного» образования в то время было чтение Аристотеля. Поэтому он начал читать Аристотеля.
Но новые идеи уже «витали в воздухе». Случайно Ньютон заглянул в Евклида… потом в Декарта… и начал думать о “новой науке”, то есть настоящей, отбросив Аристотеля, как он этого заслуживает. Источник: Westfall, Never in rest (стандартная научная биография Ньютона).
$\endgroup$
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Зарегистрируйтесь с помощью Google
Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но никогда не отображается
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но не отображается
Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie
.
«Платон — мой друг, но истина — лучший друг»
Добрый день, уважаемые читатели Take in Mind! Платон (428/427-348/347 до н.э.) был величайшим древнегреческим философом, основателем Академии и платонистской традиции. Его философское мировоззрение практически безгранично. Его работы из Corpus Platonicum представляют собой дискуссионный и исследовательский материал для многих поколений философов, историков, социологов, политологов, теологов и многих других. Его вклад в развитие нашей цивилизации практически невозможно оценить. Его имя заслуженно входит в список самых известных интеллектуалов в истории человечества… И этот список эпитетов можно продолжать и продолжать.
Но сегодня мы не будем говорить о Платоне-философе, о его философском наследии и его вкладе в современную науку. Нет, на этот раз мы хотим поговорить о Платоне-человеке. Тем самым мы также проверим утверждение о несовместимости гениальности и злодейства – на этот раз в отношении величайшего философа.
Что мы знаем о Платоне? Он родился в аристократической семье во время восемьдесят восьмых Олимпийских игр (как упоминается в «Хрониках» Аполлодора). Его отец Аристон был потомком последнего афинского царя Кодры и афинского государственного деятеля Солона; его мать Периктиона, тоже из рода Солона, была двоюродной сестрой Крития, одного из тридцати тиранов. Платон, третий сын Аристона и Периктиона, получил от родителей имя Аристокл в честь деда.
В юности готовился к политической деятельности. Он научился гимнастическим упражнениям у борца Аристона из Аргоса. Скорее всего, Аристон дал ему имя Платона вместо его первоначального имени из-за его крупной фигуры. Но некоторые говорят, что он получил это имя от широты (πλατύτης) своего красноречия или, возможно, потому, что у него был очень широкий (πλατὺς) лоб. Есть свидетельства того, что он боролся на Истмийских играх, занимался живописью, писал дифирамбики, лирические поэмы и трагедии.
Существует легенда, что Сократу приснился сон, в котором он увидел лебедя на коленях, который тут же распустил перья и взлетел высоко, издавая сладкую ноту. На следующий день к нему пришел Платон, и Сократ назвал его птицей, которую он видел. Сочувствие было взаимным: Платон уже собирался соревноваться за приз за трагедии в театре Бахуса, когда, выслушав речь Сократа, сжег свои стихи, сказав ( он не удержался и добавил немного драмы ):
Вулкан, иди сюда; Платону нужна твоя помощь.
Платон решил отказаться от мечты о политической карьере и сосредоточился только на философии. Отныне двадцатилетний Платон стал учеником Сократа.
После смерти Сократа в 399 г. до н.э. Платон на десять лет покинул Афины и путешествовал с другими молодыми философами по южной Италии, Сицилии и Египту. Приехав однажды к сиракузскому тирану Дионисию, Платон попытался изложить там свои идеи о том, как лучше всего управлять государством. Дионисий мало что понял из слов Платона, стал подозревать философа в заговоре и продал философа в рабство.
Его друзья помогли ему выбраться из этой беды, заплатив выкуп. Вернувшись в Афины (примерно в 388-387 гг. ), Платон купил землю и основал собственную школу – Академию.
Много любопытных фактов о Платоне можно найти в книге Диогена Лаэртского «Жизни и мнения выдающихся философов» (III в. н.э.). Вот некоторые из них, которые могут оказаться очень полезными для понимания его личности. Тем не менее приходится делать поправку на обычаи эпохи и ту среду, в которой жил и работал Платон.
Начнем:
О его отношениях с другими философами:
…Он объединил принципы школ Гераклита и Пифагора и Сократа; ибо он имел обыкновение философствовать о том, что является предметом ощущения, согласно системе Гераклита; на тех, с которыми общается интеллект, по Пифагору; а в политике — согласно Сократу… И ему очень помогал Эпихарм, поэт-комик, большую часть произведений которого он переписал, как говорит Алким в своих сочинениях, адресованных Аминте…
О человеческих отношениях Платона:
… Молон, питавший большую неприязнь к Платону… Ксенофонт тоже, по-видимому, не очень-то дружелюбно относился к нему: и соответственно, как бы в соперничестве друг с другом , обе написанные книги с тем же названием, Банкет, Защита Сократа, Нравственные воспоминания. Затем один написал «Киропедию», а другой — книгу о политике; а Платон в своих «Законах» говорит, что «Киропедия» — это просто роман, ибо Кир не был таким человеком, каким он описан в этой книге. И хотя оба они так много говорят о Сократе, ни один из них никогда не упоминает другого, за исключением того, что Ксенофонт однажды упоминает о Платоне в третьей книге своих воспоминаний.
Рассказывают также, что Антисфен, собираясь прочесть написанное им, пригласил его присутствовать; и что Платон, спросив, что он собирается читать, сказал, что это эссе о неприемлемости противоречия. «Как же, — сказал Платон, — вы можете писать на эту тему?» а потом показал ему, что тот спорит по кругу. Но Антисфен был раздражен и составил диалог против Платона, который он назвал Сафоном; после чего они всегда были врагами друг другу…
…Сократ, услышав, как Платон читает Лизис, сказал: «О Геракл! сколько лжи наговорил обо мне молодой человек. Ибо он записал очень много вещей, как изречения Сократа, которые он никогда не говорил.
…Платон также был большим врагом Аристиппа; соответственно, он плохо отзывается о нем в своей книге о душе и говорит, что он не был с Сократом, когда он умер, хотя он был в Эгине, недалеко… за то, что он пользовался большим уважением у Дионисия, а впоследствии пришел в нужду и был презираем Платоном, но поддерживался Аристиппом. И Идоменей говорит, что речь, которую Платон приписывает Критону в тюрьме, когда он советовал Сократу бежать, на самом деле была произнесена Эсхином, но что Платон приписал ее Критону из-за его неприязни к другому…
Кстати, мы нашли еще одно мнение (впрочем, нам очень трудно судить, насколько оно непредвзято!) о человеческих взаимоотношениях Платона. Философ-неоплатоник Олимпиодор Младший (495-570) в своей книге «Жизнь Платона» писал:
…Здесь Тимон-мизантроп связан только с Платоном. Но Платон очень многих увлекал к философской дисциплине, готовя мужчин, а также женщин7 по мужественной привычке быть ему слушателями и доказывая, что его философия заслуживает величайшего добровольного труда: ибо он избегал сократовской иронии, не беседовал на Форуме и в мастер-классы, ни пытаться увлечь молодых людей своими речами. Прибавьте также, что он не принял почтенной клятвы пифагорейцев, их обычая держать свои ворота закрытыми и их ipse dixit, так как он хотел вести себя более политически по отношению ко всем людям…
О «человечестве» с рабами:
Назад к рукописи Диогена:
…Однажды, когда Ксенократ пришел к нему в дом, он пожелал, чтобы тот высек для него одного из своих рабов, за что сам не мог сделать это потому, что он был в страсти; и что в другой раз он сказал одному из своих рабов: «Я бы побил тебя, если бы не был в страсти»… часть своего времени занимался философией, из-за чего его назвали Академической школой; на его похоронах присутствовали все ученики этой секты. И он составил свою волю в следующих условиях:
«Платон оставил эти вещи и завещал их следующим образом. — Ферма в округе Гефестиад, ограниченная с севера дорогой от храма Кефисиада, а с юга — храмом Геркулеса. , который находится в округе Гефестиад; и на востоке имением Архестрата Фреаррианина, а на западе имением Филиппа Холлидиана, не может быть продано или отчуждено, но будет принадлежать моему сыну Адиманту, насколько это возможно. То же самое будет и с моим поместьем в округе Эйресидов, которое я купил у Каллимаха и которое ограничено на севере владениями Евримедонта Мирринского, на юге — владениями Демократа из Ксипеты, на востоке — владениями Евримедонта. Мирринусский, а на западе у Кефиса; я также оставляю ему три мины серебра, серебряный кубок весом в сто шестьдесят пять драхм, кубок весом в сорок пять драхм, золотое кольцо и золотое ухо. кольцо, весом вместе четыре драхмы и три обола. Эвклид, каменотес, должен мне три мины. Я оставляю Диане ее свободу. Моих рабов Тихона, Викту, Аполлониада и Дионисия я завещаю моему сыну; и я также отдаю ему всю свою мебель, каталог которой есть у Деметриуса. Я никому ничего не должен»…
Снова процитируем Олимпиодора:
…Когда он был близок к смерти, он явился во сне себе преображенным в лебедя, который, переходя с дерева на дерево, причинил много [с. 8] труд птицеловов. Согласно сократовскому Симмиасу, этот сон означал, что его значение будет с трудом воспринято теми, кто пожелает раскрыть его после его смерти. Ибо толкователи подобны охотникам в своих попытках объяснить концепции древних. Но его значение не может быть воспринято без больших трудностей, потому что его сочинения, как и сочинения Гомера, следует рассматривать физически, этически, теологически и, короче говоря, многогранно; ибо эти две души, как говорят, были рождены всегармонически: и, следовательно, сочинения Гомера и Платона требуют всестороннего рассмотрения…
Вообще Платон был явно не таким уж «простым» человеком. Кто-то может связать это с независимостью гениев, кто-то с его неповторимой харизмой, кто-то с многосторонним взглядом на жизнь. Особенно в связи с этим хотелось бы закончить пост словами величайшего мыслителя:
Первая и величайшая победа – победить себя; быть побежденным самим собой есть самое постыдное и гнусное из всего.
и
Хорошим людям не нужны законы, чтобы заставить их действовать ответственно, в то время как плохие люди найдут способ обойти законы.