Почему сократ отказался бежать из тюрьмы ответы: Почему Сократ отказался бежать из тюрьмы?Почему афиняне поставили памятник Сократу?Они хотели воздать должное его философским…

За что казнили древнегреческого философа Сократа? | Биографии

Однако его ученики считали иначе, и его диалоги были описаны в работах Ксенофонта и, конечно же, Платона, тем самым повлияв на всю историю философии от древнего мира вплоть до наших дней.

К сожалению, как и у любого другого великого человека, у Сократа были недоброжелатели, и благодаря их стараниям, днем 399 г. до н.э. его осудили, признали виновным и приговорили к смерти. И только в 2012 году в Афинах в ходе рассмотрения этого старого судебного разбирательства современный суд с участием профессиональных юристов полностью оправдал Сократа, признав старые обвинения против него несостоятельными.

Так за что же современники осудили столь великого философа?

Сократ родился в Афинах предположительно в 470−469 г.  до н.э. в семье скульптора Софрониска и повитухи Фенареты. В молодости обучался у таких философов, как Парменид, Зенон, Анаксагор, Пифагор, а также общался с великими умами и мастерами своего времени.

Три раза участвовал в военных действиях, в том числе в Пелопонесской войне между Афинами и Спартой. Отличался храбростью и необычайной стойкостью, за что получил уважение в рядах афинского войска.

На тридцатом году жизни, Сократ оставил ремесло своего отца в пользу путешествующего мудреца, целью которого было узнать истину.
Портрет Сократа работы Лисиппа, хранящийся в Лувре
Фото: wikimedia.org

В отличие от тогдашних философов и софистов, он не думал о создании своей школы, не хотел славы публичного оратора и не заботился о приобретении каких-либо богатств за свои идеи и размышления. Тем самым он отличался от всех современных ему философов, заботившихся лишь о личном благосостоянии.

Сократ никогда не стремился к государственной деятельности и довольствовался лишь ролью гражданина, честно исполнявшего свой долг. Он хотел служить своему отечеству не как государственный человек, но как учитель народа и судья нравов.

Сократу было неважно, являлся его собеседник богатым государственным деятелем или бедным нищим, зажиточным торговцем или молодым учеником какой-либо философской школы. Благодаря своему особому методу ведения диалога, он пытался разрешить сложные философские проблемы, прибегая к придуманному им искусству рассуждения — диалектике.

Диалектика, по мнению Сократа — это искусство диалога, понимаемого как постижение истины путем постановки наводящих вопросов и методичных ответов на них.

Часто Сократа можно было найти на городской площади в окружении его учеников и просто тех, кто хотел прикоснуться к мудрости и познать истину. Нередко с ним вступали в дискуссии известные философы того времени, и Сократ, с должным к ним почтением, вел свои рассуждения и размышления.

Сократ был женат и имел трех детей: Лампрокла, Софроникса и Менексена. Его супруга, по имени Ксантиппа, обладала вздорным нравом и скверным характером. Неудивительно, что в культуре ее имя стало нарицательным для сварливых и дурных жен. Одним из самых известных примеров ее натуры служит история о том, как она, оскорбляя Сократа и досадуя на него и свою жизнь, в ярости вылила ему на голову ведро с помоями. В ответ на это Сократ лишь ответил: «После такой бури можно было ожидать, что гроза не пройдет без дождя».

Рейер ван Бломмендаль, «Ксантиппа издевается над философом Сократом в присутствии Алкивиада», ок. 1655 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Ксантиппа не ценила мудрость и великий ум своего мужа и отрицательно относилась к его образу жизни. Отчасти в этом был виноват и сам Сократ, который никак не участвовал в жизни своей семьи, не приносил никаких доходов и не помогал родным. Тем не менее во время его казни Ксантиппа оплакивала своего мужа и сетовала на то, что их дети останутся без отца. При всех своих отрицательных качествах она была заботливой матерью и верной женой.

Образ жизни Сократа, его воззрения и та простота, с которой он вел беседы с представителями разных афинских сословий, причем совершенно бесплатно, не могла быть выгодна тем, кто старался заработать денег на обучении философской мудрости. Более того, сам метод поиска истины, который использовал Сократ, был неудобен тем, кто считал себя великими мудрецами, так как обличал их невежество и глупость.

К тому же, в те времена не было общеобразовательных школ и дети, как правило, обучались либо у своих родителей, либо у софистов за большие деньги. Однако многие молодые люди, воодушевляясь мудростью и славой Сократа, предпочитали вести с ним беседы и учиться у него, тем самым вызывая недовольство у старшего поколения.
«Сократ и молодой Эсхин», фрагмент фрески Рафаэля «Афинская школа» в Ватикане
Фото: ru.wikipedia.org

Из этого старшего поколения появились те, кого Сократ позже называл своими старыми обвинителями. Они упрекали его в развращении неокрепших умов молодежи, в неуважении к устоям общества и богам. Настраивая молодое поколение против него, они боролись за то, чтобы великого философа осудили, и в конце концов, им это удалось.

В суд была подана жалоба некими Анитом и Мелитом о том, что:

«Сократ преступает закон и попусту усердствует, испытуя то, что под землею, да и то, что в небесах, выдавая ложь за правду и других научая тому же».

Вместе же со старыми упреками и нападками со стороны старшего поколения эти обвинения казались обоснованными. Стараясь защищаться самостоятельно, Сократ отказался от штрафа в качестве альтернативы наказанию и предпочел наказание в виде смертной казни. Он считал это проведением судьбы и не принял помощи друзей, предлагавших бежать ему из тюрьмы, так как считал, что любой гражданин должен повиноваться законам своего государства.

Последние дни Сократ провел в окружении своих учеников, рассуждая о бессмертии души человека и о том, как было бы прекрасно встретиться с великими людьми прошлого в загробном мире. Жак-Луи Давид, «Смерть Сократа»

Фото: ru.wikipedia.org

Когда настало время, Сократ принял яд и через несколько минут умер, оставив после себя великое культурное наследие.

Теги: философы, древний мир, Сократ, великие люди, Греция

ЗАНЯТИЕ 3–4 — Студопедия

Поделись  

Тема:АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ

Основные вопросы

1. Представление о душе в досократической философии.

2. Первые психологические теории античности (Пифагор, Гераклит, Протагор, Демокрит).

3. Основные положения материалистических воззрений на природу психического (Эпикур, Лукреций, стоики).

4. Идеалистическая психология Сократа-Платона.

5. Аристотель – величайший систематизатор древнегреческой философии.

6. Плюсы и минусы материалистического и идеалистического понимания души в античности.

Дополнительные вопросы и задания

1. Почему считают, что мифология и философия – это два разных типа мировоззрения? Дайте обоснованный ответ.

2. Объясните, что, на Ваш взгляд, было наиболее значимым для современной науки в развитии представлений о душе у милетцев?

3. Пифагор был близок к учению орфиков о метемпсихозе. Можно ли предположить, каковы причины такой «любви» к переселению душ? Аргументируйте ответ.

4. Почему Сократ отказался бежать из тюрьмы и принял яд из рук своих товарищей?

5. Каким образом Аристотель разрешил спор между Демокритом и Платоном относительно понимания души и тела?

6. Какие основные психологические проблемы решались учеными в период эллинизма?

7. На каком основании можно говорить о появлении категориального строя психологии уже в античности?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1.Изучите литературу:

[осн.: 1; 3; 4; 8; доп.: 4; 25; 27; 35; 36; 38]

2.Законспектируйте:

1) Милетская и пифагорейская школа // Хрестоматия по истории философии : учеб. пособие для вузов. – В 3 ч.– М. : Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Ч. 1. – С. 44–54.

2) Соколова, Е.Е. Диалог 2. Правила искусства «быть счастливым» в сократовских школах // Е. Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М. : Смысл,1995. – С. 67–70.

3) Соколова, Е.Е. Диалог 2. Эпикуреизм, стоицизм, эклектизм, плюсы и минусы материалистического и идеалистического понимания души в античности // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М. : Смысл,1995. – С. 75–82.

4)Марцинковская, Т.Д. Развитие психологии в античности // Т.Д. Марцинковская // История психологии. – М. : Академия, 2002. – С. 34.

3.Составьте кроссворд по вопросам темы.

4.Заполните таблицы:

Табл. 4

Учение, школа досократической психологии Представители Проблематика Понимание души
       

Табл. 5

Психологические теории античности Представители Проблематика Способы решения
       



Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Поиск в Британике

Где на Британских островах?

7 удивительных исторических мест в Африке

Породы собак – просто викторианские кондитерские изделия, ни чистые, ни древние.

Почему Сократ отвергает предложение Критона о побеге?

Эссе, 2014

6 страниц, класс: 1,3

М. А., М. Изд. Феликс Кренке (писатель)


Выдержка

На протяжении всей своей жизни Сократа заботили нравственность, справедливость и душа. Apology и Crito рассказывают историю его суда и заключения. Он излагает свое мнение в разговорной манере и сводит свое мнение о морали, справедливости и душе в одно утверждение. Я склонен рассматривать драматические события перед его смертью как испытание, и я утверждаю, что он прошел его. Он претворяет свои убеждения в жизнь перед лицом смерти и придерживается их, не противореча своему кредо и своим действиям. Далее я собираюсь объяснить и оценить причины, по которым Сократ не бежал из тюрьмы, как рекомендовал его друг Критон. Когда Критон попытался преследовать его, чтобы прекратить его заключение за свой счет, он отверг и ослабил аргументы своих друзей о том, почему он должен уйти до казни. Я подробнее остановлюсь на взглядах Сократа на послушание и справедливость, как они представлены в 9 главе.0157 Критон . Кроме того, я оценю его аргументы в отношении Апологии , которые на первый взгляд противоречат его позиции в Критон .

Когда Критон излагает причины, по которым Сократ покинул тюрьму, он ссылается на долг и храбрость, а также на репутацию Сократа и его друзей. На самом деле Критон не призывает Сократа не подчиняться закону, а «поступать благородно и мужественно». (Strauss qtd. in Johnson 1990: 731) Согласно Критону, хорошая репутация друзей Сократа находится в большой опасности, поскольку люди будут думать, что никто не заботится о том, чтобы помочь ему бежать, когда его должны были казнить. Он не должен беспокоиться ни о деньгах, ни о риске, которому подвергнутся его друзья, потому что они считают это правильным поступком в данной ситуации. Критон пытается убедить Сократа, рассказывая ему о жизни, которую он будет вести после побега. Вдобавок он обвиняет его в несправедливости, поскольку он не пытается уйти, поскольку, по словам Критона, его нежелание бежать позволяет ему присоединиться к усилиям врагов, чтобы убить его. Критон продолжает, заявляя, что он обязан своим детям жить, чтобы воспитывать и обучать их. (ср. Критон 44 в-д) Он не обвиняет его прямо в трусости, но намекает на это, когда говорит, что «будет выглядеть так, как будто мы играли роль труса во всем этом вашем деле» и что ему «стыдно, как на счет [Сократа], так и на […] [его] друзей». ( Crito 45e)

Сначала Сократ отвечает на просьбу Критона, повторяя некоторые аспекты своей философии, которые принимает Критон. Сократ строит свою аргументацию с нуля и в ходе разговора усложняется и усложняется. Он начинает с утверждения, что «всегда следует прислушиваться к советам экспертов, а не к советам большинства, […] особенно в вопросах, касающихся благополучия души, и […] никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя совершать акт несправедливости». ( Критон 46 б) Он получает одобрение Критона и использует эти правила, чтобы заверить Критона, что он не должен слишком ценить мнение людей. Также эти общие правила служат основой для его более поздних аргументов о справедливости. Он приводит Критона к согласию, что важно не «жить, а жить хорошо», а это значит жить «честно и справедливо». ( Crito 48 b) Сократ признает, что если бегство окажется справедливым, он должен сделать все возможное, чтобы достичь свободы. После этого акта признания он продолжает показывать Критону, почему нельзя просто сбежать.

Согласно Сократу, «ни в коем случае нельзя поступать неправильно» и «нельзя даже воздавать несправедливостью, когда тебя обидели», что означает, что даже если смертный приговор можно считать несправедливым, он не позволяет Сократу нарушать Закон и действовать несправедливо в ответ. ( Crito 49 b ) Более того, Сократ и Критон соглашаются в том, что справедливые соглашения должны выполняться. Впоследствии Сократ спрашивает Критона, нарушил бы он справедливое соглашение, если бы бежал, но Критон не отвечает на вопрос. Для прояснения ситуации Критон вводит голос Законов Афин и вступает с ними в искусственный диалог, в котором голос Законов обвиняет его в попытке разрушить законы и все государство. (ср. Crito 50 б) В аргументе, который развивает Сократ, он представляет отношения государства и индивидуума, подобные отношениям отца и ребенка или господина и раба, чтобы проиллюстрировать свое полное подчинение городу. Таким образом, афинянин своим образованием и самим своим существованием обязан государству и служит ему как подчиненный, который не имеет таких же прав, как государство, но получает «долю во всех благах, находящихся […] в [их] распоряжении». (Критон 51 д) . Как афинскому гражданину ему разрешено покинуть город в любое время, что означает, что, если он останется, он соглашается подчиняться законам Афин. Кроме того, он мог бы предложить запретить ему въезд в Афины во время суда, если бы он больше не соглашался с законами. Следовательно, он предпочел смерть изгнанию и одним своим бегством отменил бы свое решение, отменил приговор и сделал бы без санкции государства то, что он мог бы сделать, не нарушая закон во время суда. (ср. Критон 52 c) Как указывает Кертис Джонсон, «Законы […] лучше всего читать как излагающие простой пункт: если кто-то сносно доволен своим городом, он должен подчиняться ему» (731), и, оставаясь в тюрьме, Сократ выполняет соглашение он охотно сделал, остановившись в Афинах. Сократ оправдывает соглашение, которое он заключил с городом Афинами, своими философскими размышлениями о добродетели и добре и заявляет, что гражданин должен повиноваться, если он не может убедить законы в своей невиновности. Сократ не может назвать акт побега нравственным, потому что Законы, а значит, и город, приводят в исполнение приговоры, которые считаются справедливыми и только для блага всех граждан. (ср. Crito 51 а) Убегая, Сократ поступил бы против своей собственной философии и не смог бы говорить о добродетели и добре, не будучи обвиненным в притворстве. Бегство Сократа было бы равносильно попытке разрушить Законы, поскольку ни один гражданин не должен иметь возможности пренебрегать Законами и поступать так, как ему заблагорассудится, если им прикажут иначе. Далее «Законы» опровергают первые аргументы Критона о друзьях Сократа и его детях, указывая реальные последствия открытого нарушения законов, такие как конфискация имущества или изгнание из города Афины, поскольку «любой нарушитель законов может очень можно предположить, что он оказывает разрушительное влияние на молодых и глупых людей», в чем в первую очередь обвиняют Сократа. ( Crito 53 б) Кроме того, его дети будут либо вынуждены отправиться с Сократом в изгнание, где они будут иностранцами, либо остаться в Афинах, где о них должны будут заботиться друзья Сократа, что они сделают и после его смерти. Последствия аргументов Закона резюмируются словами: «Ни в этом мире это не кажется ни лучше, ни справедливее, ни святее — ни [ему], ни его семье — и не будет лучше для [ его], когда он достигнет [и] загробного мира». ( Crito 54 b) Законы Афин относятся к Законам Аида, которые они считают своим братом, и уверяют Сократа, что он, как нарушитель законов, не будет встречен любезно, и поскольку Сократ больше заботится о своей душе, чем о своем теле, это является самым сильным аргументом против просьбы Критона бежать из тюрьмы.

Хотя эти причины остаться в тюрьме понятны и хороши, не так ясно, почему он не попросил запретить его, когда до него дошло, что его дело проиграно. Приговор, справедливый или несправедливый, должен быть приведен в исполнение и принят Сократом, но его можно было бы предотвратить. Я предполагаю, что сам Сократ осознавал тот факт, что он не баловал молодых и не представлял угрозы ни для других граждан, ни для самого города Афин. Впоследствии его причины не бежать хороши и соответствуют его философии, но не позволять этому заходить так далеко. В Федон Сократ приводит аргумент о смерти, заключающийся в том, что нельзя прекращать свою жизнь, потому что она дана богами, и они разозлятся, если то, что они создали, решит разрушить себя. Согласно Сократу, истинный философ приветствует смерть, потому что она освобождает его от телесных потребностей. После смерти он может сосредоточиться на делах, связанных с благополучием души, и обрести истинную мудрость. ( ср. Федон 68) Мне приходит в голову, что технически Сократ не совершал самоубийства, но он определенно повлиял на исход суда в свою пользу. Он не собирался жадно цепляться за жизнь. На самом деле я думаю, что он покончил с собой по собственному желанию, не покончив с собой. Таким образом, будучи приговоренным к смерти и приняв ее, он не ослушался ни богов, ни законов, и ему все же удалось закончить ситуацию так, как он намеревался.

Сократ делает пример из себя и своего испытания, чтобы провозгласить свои мысли о послушании и справедливости. Особенно в Извинении он использует свою большую аудиторию и влияние, которое он предсказывает для суда и приговора. Он применяет свои теоретические принципы добродетели и добра непосредственно к своей ситуации и показывает, что он верен своим убеждениям. Хотя некоторые аспекты Апология и Критон могут показаться противоречащими друг другу, можно показать, что его действия полностью соответствуют тому, чему он учил, когда мы считаем справедливость чем-то большим, чем просто послушание городу. Справедливость, согласно Сократу, — это подчинение высшей власти, которая существует, а именно богу, другим богам, любому человеку, превосходящему его в нравственном смысле, и законам Афин в порядке убывания.

Оставить комментарий