3. 2. Политическая мысль античности (Платон, Аристотель, Цицерон)
Политическое знание в Древней Греции и Риме существовало в форме политической философии. Политическая философия представляет собой попытку понять природу политических явлений на основе тщательного и рассудительного анализа политических фактов. В этот период были сформулированы нормативная (Платона) и аналитическая (Аристотеля) концепции политики, определившие главные направления эволюции политического знания. Традиция классической политической философии состояла в обосновании того, что цель политической жизни есть добродетель, а наиболее благоприятным порядком для добродетельной жизни является аристократическая республика или смешенная (умеренная) форма правления. Развитие политической мысли начального этапа было обусловлено стремлением понять природу политики, определить его место и роль в поддержании классового мира и разрешении возникших проблем.
Наиболее
существенный вклад в развитие политической
мысли внесли Платон своими работами
«Государство» и «Законы», а так же его
ученик Аристотель трактатом «Политика».
Основными темами политического анализа являлись:
Рассмотрение политики как единой формы цивилизованного бытия человека, предполагавшей нерасчлененность государства, общества и отдельного индивида;
поиск идеальной модели государства, способной обеспечить справедливость и порядок.
Политические
идеи Древней Греции и Рима были обобщением
опыта функционирования такой уникальной
общественной формы, как античный полис
(город – государство). Полис представлял
собой особый тип общественного и
государственного устройства, который
опирался на экономический и политический
суверенитет общины свободных собственников
производителей граждан полиса. Этот
суверенитет (принадлежность всей власти
гражданам полиса) предполагал для
каждого гражданина возможность и
обязанность, прежде всего в форме
голосования в народном собрании,
участвовать в решении государственных
вопросов.
Природа
и смысл политики, ее назначение в обществе
выявлялся через соотношение общих и
частных интересов. Термин «политика»
буквально означал «участие в управлении
полисом». По Платону и Аристотелю
политика есть единственная форма
цивилизованного совместного существования
людей.
Однако
обеспечение жизнедеятельности общества
как единого целого Платон и Аристотель
предполагали по-разному. Их трактовки
политики заложили две традиции в анализе
политической сферы, развивавшиеся в
западной политологии.
Платон,
основываясь на интуиции, трактовал
природу политики нормативно и
функционально. Он исходил из того, что
люди от природы наделены различными
способностями и потому предназначены
к выполнению определенной трудовой
операции: одни предназначены заниматься
земледелием, другие ткачеством,
третьи управлением и умственным
трудом и т.д. Следовательно, от природы
граждане полиса наделены различными
возможностями играть определенные
роли, выполнять в полисе конкретные
функции. Суть политики в такой интерпретации
состоит в разделении обязанностей и
полномочий при непременном их согласовании.
Дифференциация и согласование ролей и
функций их носителей обеспечивают
эффективность управления и гарантируют
целостность политического сообщества.
Согласно Платону, который по своим
взглядам был объективным идеалистом,
люди от природы наделены различными
добродетелями в соответствии с качеством
их души. Следуя данному критерию, все
граждане делятся на три группы, три
сословия в зависимости от качества
души.
Исходя из этого, Платон трактовал политику как умение и способность добиваться разделения функций, сохраняя их взаимодействие и целостность самой системы. Функция правления составляет монополию исключительно философов-мудрецов, поскольку только им оно по силам. «Царское искусство, замечал Платон, прямым плетением соединяет нравы мужественных и благоразумных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой и создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую из тканей».
Иная
трактовка политики – аналитическая
(эмпирическая), основанная на наблюдении,
обобщении практики, представлена
Аристотелем.
Обеспечение целостности
и интеграции общества как единой системы
он также выводил из природы человека.
Но если у Платона Политика обеспечивает
порядок и справедливость, преодолевая
известные несовершенства людей, в
первую очередь земледельцев и
ремесленников, через разделение
функций управления и материального
производства, то у Аристотеля политика
вытекает из сущности человека, его
политических качеств. Аристотель
развивал антропологический подход к
политике, называя человека «политическим
животным» обдающим инстинктивным
стремлением к «совместному сожительству».
В «Политике» он писал об этом сущностном
качестве так: «Один только человек
из всех живых существ одарен речью…
Это свойство людей, отличающее их от
всех остальных существ, ведет к тому,
что только человек способен к чувственному
восприятию таких понятий как добро и
зло, справедливость и несправедливость
и т. п. А совокупность всего этого и
создает основу семьи и государства…
Потому-то я и определяю и семью, и
поселение, и полис как общение, а полис
называю вполне завершенным и совершенным
общением».
Политическая мысль античного общества
| Главная | Книги по политологии | Политология (Курс лекций): Т.Н.Овчарова, В.И.Литвинчук | Политическая мысль античного общества |
В Древней Греции политическая мысль обрела форму теорий с присущими им признаками целостности и системности. Жизнь полиса (города-государства) требовала разработки средств, методов совместного проживания людей, групп с разными интересами. В полисе занятия политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан. Понятия общества и государства в политической мысли античности не различались.
Античный мыслитель Платон (427 – 347 до н. э.) изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Наиболее важной и непосредственной формой существования общества он считал государство. Он создал модель идеального государства как сообщества людей, строящих свои отношения на основе справедливости.
Справедливость трактуется Платоном как основополагающий принцип государства, в соответствии с которым каждый на своем месте делает для общества максимум полезного, как воздаяние каждому должного.
Его идеальное государство состоит из трех сословий: правителей-философов, воинов-стражей, а также ремесленников и земледельцев. Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души: разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, стражи защищают общество, ремесленники и земледельцы создают материальные средства к жизни. Первые два сословия не имеют ни собственности, ни семьи.
Основными добродетелями идеального государства Платон считал мудрость, мужественность, рассудительность и справедливость.
К идеальному государству, по мнению мыслителя, ближе всего находится аристократическая республика с мудрым правителем во главе. Другие четыре формы государства – тимократию (власть военных), олигархию (власть небольшого слоя богатых людей), демократию (власть народа) и тиранию (власть одного над всеми) он назвал несовершенными.
По Платону сила государства – в силе его законов. Устанавливаемые в государстве законы должны способствовать установлению справедливых и гармоничных отношений между людьми, устранению междуусобиц. Закону, выражающему интересы большинства людей данного государства, должны подчиняться все – от рядовых граждан до правителей.
Учеником Платона был Аристотель (384 – 322 до н. э.). Он продолжил исследование проблем государства, его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы Аристотель изложил в работе «Политика».
Аристотель считал государство результатом естественного развития, а не божественного промысла. В его представлении город-государство – это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как «политического животного». В человеке заложено инстинктивное стремление к совместному проживанию, результатом чего являются семья, община и, наконец, государство. Главная цель государства – достижение лучшей жизни, общего блага для всех граждан.
Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум критериям: 1)количеству правящих; 2)цели правления. К «правильным» формам он относил монархию, аристократию, политию. В этих случаях верховная власть принадлежит соответственно одному человеку, слою благородных аристократов или же большинству общества, правящих, исходя из общественной пользы. При «неправильных» формах, к которым он относил тиранию, олигархию, демократию, правители исходят прежде всего из своих эгоистических интересов.
Лучшей формой государства он считал по литию. Полития была конкретной формой выражения идеи о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство) и демократии (свобода). Основное положение в политии занимают представители среднего сословия (среднего в имущественном отношении разряда граждан). Чрезмерное богатство, считал Аристотель, развращает, а бедность – озлобляет. Для стабильности государства правление должно осуществляться в интересах среднего класса.
Так можно перевести мысль Аристотеля на современный язык.
Из наследия мыслителей Древнего Рима особое внимание заслуживают идеи Марка Туллия Цицерона (106 – 43 до н. э.). Он соединил в себе мыслителя и политического деятеля, свои взгляды изложил в работах «Республика», «О государстве», «О законах» и др.
Как Платон и Аристотель, он исходил из того, что государство создается для блага людей и отвечает природе человека как существа общественного.
Цицерон не отдает предпочтения ни одной из известных ему форм государства, наилучшим считает смешанный режим, сочетающий достоинства царской власти (заботу монарха о подданных), аристократии (мудрость правителей) и демократии (Свободу народа). Одновременно Цицерон обращается к религии как к некоему духовному основанию осуществления государственной власти.
Цицерон ставит и по-своему решает проблему справедливых законов в государстве, которые могут и должны исправлять пороки, а также наставлять в доблестях. Заслугой Цицерона является то, что он заложил правовой принцип во взаимоотношениях управляемых и управляющих, считал, что под действие закона должны попадать все, а не только некоторые, избранные граждане.
Тем самым он выразил идею правового государства, обоснованную с разных сторон в политических воззрениях Нового времени и современных политологических теориях.
Политическая философия | Определение, история, теории и факты
Кодекс Хаммурапи
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Сократ Аристотель Платон Джон Локк Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Похожие темы:
- марксизм утилитаризм коммунитаризм аграрность анархо-капитализм
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
политическая философия , раздел философии, который на самом абстрактном уровне занимается концепциями и аргументами, связанными с политическим мнением. Значение термина политический
Однако в широком смысле можно охарактеризовать как политические все те практики и институты, которые связаны с правительством. Центральная проблема политической философии заключается в том, как использовать или ограничить общественную власть, чтобы сохранить выживание и улучшить качество человеческой жизни. Подобно всем аспектам человеческого опыта, политическая философия обусловлена окружающей средой, масштабами и ограничениями разума, и ответы, которые сменявшие друг друга политические философы давали на извечные проблемы, отражают знания и предположения своего времени. Политическая философия, в отличие от изучения политической и административной организации, носит скорее теоретический и нормативный, чем описательный характер. Она неизбежно связана с общей философией и сама является предметом культурной антропологии, социологии и социологии знания. Таким образом, как нормативная дисциплина она занимается тем, что должно быть при различных допущениях и как можно достичь этой цели, а не описанием фактов, хотя любая реалистическая политическая теория обязательно связана с этими фактами.
Таким образом, существует различие между политической философией, отражающей мировоззрение сменявших друг друга теоретиков и требующей понимания их исторических обстоятельств, и собственно современной политической наукой, которая, поскольку ее можно назвать наукой, является эмпирической и описательной. . Однако политическая философия — это не просто непрактичная спекуляция, хотя она и может породить весьма непрактичные мифы: это жизненно важный аспект жизни, который, к добру или злу, оказал решающее влияние на политическое действие, ибо допущения на котором ведется политическая жизнь, явно должно влиять на то, что происходит на самом деле. Таким образом, политическую философию можно рассматривать как одну из наиболее важных интеллектуальных дисциплин, поскольку она устанавливает стандарты суждений и определяет конструктивные цели использования государственной власти.
Такое рассмотрение целей, для которых следует использовать власть, в некотором смысле более актуально сегодня, чем это было в более ранние периоды, поскольку человечество имеет в своем распоряжении силу либо создать мировую цивилизацию, в которой современные технологии могут принести пользу человечеству, либо уничтожить себя в погоне за политическими мифами. Таким образом, возможности для политической философии велики, прояснение ее целей и ограничений является неотложным — аспект, действительно, выживания цивилизации.
Несмотря на этот уникальный аспект современной ситуации, и хотя древние политические философии были сформулированы в совершенно иных условиях, их изучение до сих пор освещает жизненно важные вопросы. Вопросы, касающиеся целей правительства, оснований политических обязательств, прав отдельных лиц по отношению к государству, основ суверенитета, отношения исполнительной власти к законодательной, а также природы политической свободы и социальной справедливости, задавались и решались во многих пути на протяжении веков.
Все они имеют фундаментальное значение для политической философии и требуют ответов с точки зрения современных знаний и мнений.
В этой статье описывается, как эти вопросы задавались и на которые отвечали представительные и влиятельные политические философы Запада, начиная с греко-римской античности и заканчивая средневековьем, ранним новым временем, а также 19, 20 и началом 21 веков. За столь долгий промежуток времени исторический контекст этих формулировок сильно изменился, и понимание избранных политических философов требует определенного учета их происхождения. Из-за нехватки места полностью описаны только выдающиеся политические философы, хотя кратко обсуждаются и многие второстепенные фигуры.
Политическая философия | Определение, история, теории и факты
Кодекс Хаммурапи
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Сократ Аристотель Платон Джон Локк Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Похожие темы:
- марксизм утилитаризм коммунитаризм аграрность анархо-капитализм
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
политическая философия , раздел философии, который на самом абстрактном уровне занимается концепциями и аргументами, связанными с политическим мнением.
Значение термина политический само по себе является одной из главных проблем политической философии. Однако в широком смысле можно охарактеризовать как политические все те практики и институты, которые связаны с правительством.
Центральная проблема политической философии заключается в том, как использовать или ограничить общественную власть, чтобы сохранить выживание и улучшить качество человеческой жизни. Подобно всем аспектам человеческого опыта, политическая философия обусловлена окружающей средой, масштабами и ограничениями разума, и ответы, которые сменявшие друг друга политические философы давали на извечные проблемы, отражают знания и предположения своего времени. Политическая философия, в отличие от изучения политической и административной организации, носит скорее теоретический и нормативный, чем описательный характер. Она неизбежно связана с общей философией и сама является предметом культурной антропологии, социологии и социологии знания. Таким образом, как нормативная дисциплина она занимается тем, что должно быть при различных допущениях и как можно достичь этой цели, а не описанием фактов, хотя любая реалистическая политическая теория обязательно связана с этими фактами.
Таким образом, политический философ озабочен не столько тем, как работают группы давления или как с помощью различных систем голосования принимаются решения, сколько тем, какими должны быть цели всего политического процесса в свете конкретной философии. жизни.
Таким образом, существует различие между политической философией, отражающей мировоззрение сменявших друг друга теоретиков и требующей понимания их исторических обстоятельств, и собственно современной политической наукой, которая, поскольку ее можно назвать наукой, является эмпирической и описательной. . Однако политическая философия — это не просто непрактичная спекуляция, хотя она и может породить весьма непрактичные мифы: это жизненно важный аспект жизни, который, к добру или злу, оказал решающее влияние на политическое действие, ибо допущения на котором ведется политическая жизнь, явно должно влиять на то, что происходит на самом деле. Таким образом, политическую философию можно рассматривать как одну из наиболее важных интеллектуальных дисциплин, поскольку она устанавливает стандарты суждений и определяет конструктивные цели использования государственной власти.
Такое рассмотрение целей, для которых следует использовать власть, в некотором смысле более актуально сегодня, чем это было в более ранние периоды, поскольку человечество имеет в своем распоряжении силу либо создать мировую цивилизацию, в которой современные технологии могут принести пользу человечеству, либо уничтожить себя в погоне за политическими мифами. Таким образом, возможности для политической философии велики, прояснение ее целей и ограничений является неотложным — аспект, действительно, выживания цивилизации.
Несмотря на этот уникальный аспект современной ситуации, и хотя древние политические философии были сформулированы в совершенно иных условиях, их изучение до сих пор освещает жизненно важные вопросы. Вопросы, касающиеся целей правительства, оснований политических обязательств, прав отдельных лиц по отношению к государству, основ суверенитета, отношения исполнительной власти к законодательной, а также природы политической свободы и социальной справедливости, задавались и решались во многих пути на протяжении веков.
