Понятие этики как науки и дисциплины: 1.2 Этика: немного теории

Этика как научная дисциплина

В сегодня, вся планета охвачена массовой истерией. У многих возникает ощущение, что времени жизненного цикла не хватает ни на что. Люди пытаются успеть за этот короткий промежуток успеть все. Главный фактор – это финансовое благополучие. Заработать миллионы и жить в роскоши, мечта практически всех. Но вот тут, как раз и можно сказать, что само человечество просто-напросто потеряло моральное начало. Всеобщая демократизация, практически развязала всем руки и мысли. У любого спросить, а чего он хочет добиться в жизни? Он ответит, что богатства и власти, однозначно.

Все это приводит к тому, что человек лихорадочно бежит, пытается добиться этих неведомых сокровищ. Хаотичное стремление за короткий промежуток времени, сделать то, что их озолотит. Но если посмотреть реально, то таких целей добиваются единицы. Отсюда и возникает всеобщая истерия. Время идет – а я ничего не успел добиться. Такому мышлению поддаются те личности, потерявшие настоящую нить самой жизни. Во всех странах мира учебные заведения пытаются восстановить такой философский предмет, как – этикет. Дело в том, что как раз он показывает человеку, как можно испытывать удовольствие и чувство удовлетворенности, совершенно от других вещей. К примеру: искусство, наука, образование, религия, познание мира или даже спорт.

На многих мировых политических аренах, говорят о том, что люди потеряли понимание традиций в целом. И в этом случае они правы. Посмотрите вокруг, и вы увидите, как разрушаются исторические памятники во время непонятных войн. Войн, которые ведутся за полезные ископаемые, а в итоге это – власть и богатство. Наплевательски относятся к историческим памятникам и разрушают их. А нового мы ничего не создаем, для своих предков. Небоскребы и ядерные отходы, вот наследие наших детей.

СОДЕРЖАНИЕ

Так что же такое – этика?

Для того чтобы понять что это такое, нужно разобраться с термином «мораль». Эти два слова очень тесно переплетаются в этой философской сфере.   Мораль проще звучит для русского человека, как – нравственность. Учение об этикете изначально создавалось для населения, как свод своеобразных правил. Как жить среди общества, сплоченность, патриотизм, противостояние агрессии. Но в современном понятии добавились еще и дополнительные этические стороны. Что такое самоотдача, дружба, милосердие, и само понимание смысла жизни. Все перечисленные качества, это – нормы нравственности. Список можно бесконечно дополнить и другими положительными характеристиками. А вывод из этого можно сделать один, этикет – это наука об изучении морали и нравственности общества. Давайте попробуем более подробно поговорить о важности, которую она несет в себе.

История этики

Ее изучение началась еще в Античные времена. Она содержала в себе такие моральные принципы, как стремление человека быть полезным для общества, восприятие земного существования как единственной целью и самое главное – познать себя. Сама природная потребность была везде однотипная, а поведение людей везде различалось. Появилась необходимость сравнить законы и правила поведения различных народностей.

Именно Аристотель считается основоположником этики, как науки. Систематизировав собранные к тому времени данные о морально-этических взглядах на людей и мир, он дал этой науке и название. Даже в трех написанных им работах, в названии присутствует это слово. На самом начале становления такой науки, было понятно, что ее нельзя отделять отдельно от философии. Аристотель считал основными параметрами умеренность и благоразумие. Он считал, что основой были в поступках людей. А знания были второстепенными. И вот тут появляется прочная связь, между благо, и способы его достижения.

Очень интересен тот факт, который применим и к сегодняшнему дню. Теории очень сильно развивались и в разных направлениях. Подмена основных понятий присутствовала повсеместно. Самый яркий пример – религиозная этика. Религия объявила свои нормы божественными, так сказал Бог. И такая система – как бы обязывает людей перед Богом. А у не верующих людей, свои принципы. Вот на этой почве часто возникают социальные, и даже массовые конфликты.

Классификация этических норм

Разнообразие нравственных ценностей на сегодняшний день очень широко и разнообразно. Немецкий философ Николай Гертман, определил основную классификацию этических ценностей. И на сегодняшний день, большинство учебников и изданий опираются именно на эту теорию. По его мнению, они делятся на – основные и частные. Основные состоят из блага и благородства, полноты и чистоты. Частные в свою очередь состоят из трех направлений:

  • Искренность, правдивость, скромность, смирение, любовь к ближнему, надежда и верность эти качества присущи, морали «культурного круга христианства»;
  • Мудрость, справедливость, храбрость и самообладание имеют свойство для ценностей античной морали. Из учений Аристотеля сюда включены принципы середины;
  • Личная любовь, любовь к дальнему, и дарящая добродетель, уже относят к прочим ценностям.

Разделы этики

Знания по этическим познаниям разделили на три основных раздела, поговорим о каждом из них по отдельности.

  1. Теоретическая этика. Итоги достижений в различных науках, легли в основоположение этого раздела. Происхождением человечества, принципу его исторических поступков. А также различные стороны морали и нравственности людей. Вот именно этими направлениями занимается предметная область – теоретическая этика. Методологической базой, значится идея научного познания этикета.
  2. Нормативная этика. Действенная практика этого раздела, значится разработка нравственных достоинств и одновременное поддержание их. Но не на пустом месте, а с помощью применения аргументированных доводов и доказательств. Любой критически мыслящий индивид, часто использует эти принципы в жизни. Нормативная этика способна превратить внешние для личности моральные нормы в чувства, и они будут мотивировать действия личности;
  3. Изучением проблем узкоспециализированного поведения личности. Занимается прикладной раздел этикета. К примеру, она учит людей конкретным действиям при различных жизненных ситуациях. Это может быть свод норм и правил при определенной профессиональной деятельности. С учетом самой профессии и определенных сложившихся условий.

Современная этика

Сегодня она переживает, честно сказать не лучшие времена. Традиции и принципы, которые присваивались обществу, начали терять свое значение. Объясняется это глобальными процессами, быстрым темпом производства и развивающееся общество. Происходит переориентация общества на массовое потребление. Появились такие направления в обществе, как феминизм, который очень сильно влияет на этическую сторону между половых отношений. Институт семьи практически разрушен и потерял свой смысл. Если собрать статистику, хотя бы по российской федерации, легко увидеть количеств разводов, стремится к количеству заключенных браков. Происходит это, благодаря средствам массовой информации, посмотрите любые западные фильмы. И вы увидите, что у них жизнь матери с ребенком без отца – норма. И также мы, постепенно скатываемся в эту бездну. Гуманность и человечность, стали разделять по половым признакам – мужественность и женственность.

Принципиально проблемной современного этикета стала относительно недавно. Все нравственные ценности крутятся вокруг наиболее сложных, конфликтных ситуациях нашей жизни. Этическая тематика сегодня стала главной интеллектуальной линией в современной и западной философии. Такие резкие изменения даже получили название «Этический поворот». Сегодня кругом и повсеместно проявляются признаки подмены понятий. Важнейшим негативным влиянием на такую ситуацию, является – двойственность нравственности, как социального явления.

Этика- как предмет исследования — Ассоциации Налогоплательщиков Казахстана

Этика- как предмет исследования

 

Э́тика — философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность.

Первоначально смыслом слова “этос” было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее.

В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует. Термин «этика» иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Некоторые исследователи отмечают сложности с определением предмета этики как философской дисциплины. В отличие от естественных наук, чей предмет связан с миром природных явлений, что даёт возможность обозначить предмет указанием на объекты реальности, этика и философия предполагают усвоение некоторого минимума философских знаний, чтобы пришло понимание предмета. Обзор истории этических представлений позволяет ознакомиться с предметом этики.

Основные проблемы этики

·                 Проблема критериев добра и зла, добродетели и пороков.

·                 Проблема смысла жизни и назначения человека

·                 Проблема свободы воли

 

Классификация этических ценностей

Согласно Н. Гартману, всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:

·                 ценности античной морали – справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаются аристотелевы ценности, основанные на принципе середины;

·                 ценности «культурного круга христианства» — любовь к ближнему; правдивость и искренность; надежда и верность; доверие и вера; скромность, смирение, дистанция; ценности внешнего обхождения;

·                 прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь.

 

Современное состояние этики

·                 Современность приводит с одной стороны к релятивации этики (нигилизм), а с другой стороны — к расширению поля этического: понятие добра распространяется на взаимоотношения с природой (биоцентрическая этика) и научные эксперименты (биоэтика).

·                 На волне феминизма этика получила гендерное истолкование: вместо абстрактной гуманности или человечности (критика которых достигла апогея впостмодернистской концепции «смерти человека») добродетели могут группироваться по оппозиции мужественности и женственности.

·                 Альбертом Швейцером выдвинут принцип благоговения перед жизнью, основанный на этике ненасилия Льва Толстого и Махатмы Ганди. В своей книге «Культура и этика» А. Швейцер проанализировал историю этики и её состояние в XX веке, а также наметил пути её развития.

·                 Тейяр де Шарден в своем труде «Феномен человека» объединяет традиционную этику с теорией эволюции.

·                 Развитие медицины и биотехнологий привело к быстрому развитию биоэтики как анализа возникающих при принятии медицинских, судебно-юридических и прочих подобных решений этических затруднений.

·                 Логико-математические аспекты морального выбора изучаются в теории игр, пример — дилемма заключённого.

 

Являясь практической, нравственной философией, описывающей правильное и достойное поведение, этика в то же время является системой знаний о природе и происхождении морали. Это определяет наличие двух основных её функций — нравственно-воспитательной и познавательно-просветительской, поэтому в этике можно выделить две области — нормативную этику, направленную на жизнеучение и теоретическую этику, познающую мораль. Это разделение на разные, хотя и взаимосвязанные дисциплины оформилось во 2-й половине XX века.

Теоретическая этика

Теоретическая этика — это научная дисциплина, которая рассматривает мораль как особое социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от остальных социальных явлений. Теоретическая этика изучает происхождение, историческое развитие, закономерности функционирования, социальную роль и другие аспекты морали и нравственности. Её методологической основой являются знания, концепции и идеи, касающиеся научного познания морали.

Существуют научные дисциплины помимо этики, изучающие мораль в составе своей предметной области:

·                 Социология и социальная психология занимаются общественными функциями морали, декларируемые ею правила в сравнении с другими общественными явлениями;

·                 Психология личности изучает физиологическую основу морали;

·                 Логика и лингвистика — язык морали, правила и формы нормативно-этической логики.

Результаты исследований, полученных этими науками, имеющие отношение к сущности, происхождению и функционированию морали и нравственности, использует и обобщает теоретическая этика.

Метаэтика

Направление аналитической этики, анализирующее саму этику как научную дисциплину, а также происхождение и значение этических категорий и понятий методами логико-лингвистического анализа. С метаэтикой связываются этические исследования начала и середины XX века. Первым исследованием в области метаэтики считается работа Джорджа Э. Мура «Принципы этики». Вопросами о предмете, структуре и назначении этики в словарях, справочниках и учебниках фактически занимается метаэтика.

Нонкогнитивизм, как направление метаэтики, подвергает сомнению когнитивный статус этики, то есть познаваемость этических понятий в связи с их неопределённостью и, соответственно, сам факт допустимости существования этики как науки. Стремясь адекватно исследовать разнообразные этические концепции и разобраться в аргументах когнитивизма и нонкогнитивизма, метаэтика использовала понятия и представления общей философии и аксиологии, общей и социальной психологии, социологии, биологии и т. д. когнитивистский подход не ограничен одной только областью этики, он является одним из важнейших методологических принципов философии сознания в целом. Тем самым знание понимается не в узком смысле этого слова (как отражение реальности), но и включает в себя человеческие ценности, цели, нормы, предпочтения, интересы, волю, аффекты и пр. Реально в истории философии фактически господствовал когнитивизм, он представлялся непосредственным и самоочевидным, не требующем обоснования или формулирования.

 

 

8(727)2-247-693

Автор: Управление государственных доходов по Наурызбайскому району г. Алматы Главный специалист Каржаубаев Н.Т.

Наука и этика не должны быть разделены

Наука и этика не должны быть разделены

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Опубликовано:
  • Пол Копленд 1  

Природа том 425 , страница 121 (2003)Процитировать эту статью

  • 27 тыс. обращений

  • 6 цитирований

  • 10 Альтметрический

  • Сведения о показателях

Прогресс исследований должен быть свободен от религиозного и политического вмешательства.

Сэр

Прискорбно, что этика была отделена от науки и переименована в биоэтику. Этика является неотъемлемой частью науки. Как и наука, она требует от нас быть последовательными и эмпирически обоснованными в наших интерпретациях действий ученых. Этика науки и сама наука имеют общую цель — понять в человеческом смысле действия ученых по манипулированию физическим миром.

Разделение науки и этики было вызвано растущим интересом неученых к действиям ученых. Неблагоприятным результатом этого стал переход от последовательной и оправданной научной методологии к подходу, основанному на часто плохо определяемой «личной философии» и «интуитивном чувстве», например, как описано в переписке Д. П. Лидера: «Репродуктивная клонирование: покушение на человеческое достоинство» ( Nature 424 , 14; 200310.1038/424014c).

Такие «интуитивные ощущения», несомненно, играют определенную роль в науке, но бесполезны для правильного понимания. Реакции наблюдателей-неспециалистов на сложные этические проблемы, поднятые передовой наукой, такой как исследования эмбриональных стволовых клеток, не более оправданы или полезны, чем их мнения о технических трудностях, которые еще предстоит преодолеть. Центральный вопрос в этических дебатах вокруг эмбриона заключается не в том, правильно ли убивать невинных людей, а в том, что представляет собой эмбрион и его дезагрегация. Знакомство специализированного научного сообщества с фактами ставит его в привилегированное положение при определении интерпретации или интерпретаций, которые лучше всего подтверждаются фактами.

Возникновение биоэтики как самостоятельной дисциплины привело к конфронтации между этикой и наукой, которая затемнила сходные цели обеих. Серьезную озабоченность вызывает все более политический и религиозный характер биоэтики и ее влияние на направление и прогресс науки. Наука и этика науки — это две стороны одной медали, имеющие дело с одними и теми же эмпирическими данными и действиями одних и тех же ученых.

Помимо размышлений о своих действиях с точки зрения будущего экспериментального дизайна, ученые должны объяснить значение своих действий в более широком научном и человеческом контекстах. Ученые должны взять на себя ведущую роль в обеспечении того, чтобы научный прогресс был этичным и свободным от политического вмешательства, насколько это возможно, хотя бы по той причине, что только они могут это сделать.

Информация о авторе

Авторы и принадлежности

  1. Департамент биохимии, Университет Отаго, Box 56, Dunedin, Новая Зеландия

    Paul Copland

Авторы

  • . Pulor
  • . также ищите этого автора в PubMed Google Scholar

  • Права и разрешения

    Перепечатка и разрешения

    Об этой статье

    Эту статью цитирует

    • Ученые должны заниматься этическими последствиями своей работы: комментарий к Cepeda-Emiliani et al.

      • Эрик Дж. Каннингем

      Международный журнал исследований импотенции (2022)

    • Использование драмы для продвижения аргументации в научном образовании

      • Пабло Антонио Арчила

      Наука и образование (2017)

    Философская дисциплина — PHI220 Этика и общество

    Этика: дисциплина в философии

    Этот материал основан на оригинальной работе Джорджа Мэтьюза и подготовлен при поддержке сообщества Rebus https://press. rebus.community/intro-to-phil-ethics

    Можно ли когда-нибудь солгать, чтобы защитить кого-то от вреда? Действительно ли возможна бескорыстная щедрость, или мы, люди, всегда так или иначе движимы эгоистичными заботами? Должна ли верность семье, друзьям и ближайшему окружению превалировать над обязанностью подчиняться закону? Подобные вопросы, принадлежащие к богатой и сложной области моральных размышлений, несомненно, представляют собой знакомые виды вопросов, даже если может показаться, что нет ясного способа ответить на них, кроме как пожать плечами и утверждать, что «это все зависит…». Моральная философия или этика (я использую здесь эти термины как синонимы в широком смысле, несмотря на различия между этими терминами, которые иногда делаются) — это та ветвь философии, которая занимается критическим изучением такого рода вопросов, наряду с с неявными предположениями и теоретическими обязательствами, которые за ними стоят.

     

    Этика — это раздел философской теории ценностей, посвященный исследованию общих правил, определяющих, регулирующих и ограничивающих нашу социальную жизнь, а также более абстрактному рассмотрению самой моральной оценки. Таким образом, он также рассматривает такие вопросы, как наличие общих или даже универсальных принципов, к которым мы можем обратиться в нашей попытке решить конкретные этические дилеммы, с которыми мы можем столкнуться. Как могут выглядеть такие принципы и почему мы на самом деле должны им следовать, когда они требуют от нас отказаться от наших импульсов или интересов? Желательны ли вообще универсальные принципы в качестве цели этических размышлений и человеческого развития? Совершенно очевидно, что моральные размышления и размышления лежат в основе того, что значит быть человеком, представителем вида, зависящим друг от друга, но в то же время часто ненадежным и авантюристическим. . Тем не менее моральное мышление ставит перед нами глубокую загадку. Мы все близко знакомы с моральным мышлением, и в то же время может показаться совершенно неясным, как подходить к нему иначе, как фрагментарно, опираясь на полученные идеи, привычные подходы и интуицию. И это, конечно, не из-за отсутствия попыток разобраться в природе, происхождении и основе суждений о добре и зле. Они восходят, по крайней мере, к началу письменной истории, о чем свидетельствуют некоторые из самых ранних дошедших до нас письменных артефактов, таких как стела Хаммурапи из древней Месопотамии и надписи буддийского царя Ашоки на столбах и валунах из Гангской равнины в древней Индии.

     

    В этой книге исследуются некоторые из основных теоретических подходов к моральной философии, исходя из убеждения, что мы можем и должны подвергать моральные размышления критическому анализу в поисках истины (или, возможно, истин) об этике. На этапе подробного изложения различных философских подходов к морали и моральному мышлению может быть полезно с самого начала провести различие между тремя различными способами, которыми мы могли бы подойти к моральному мышлению. Прежде всего мы могли бы применить подход, аналогичный подходу ученых, заинтересованных в понимании и объяснении некоторого данного набора явлений. Мы можем назвать такой подход «дескриптивной этикой», поскольку он связан с описанием и объяснением работы моральных размышлений, как это происходит в сознании реальных людей. Хотя этот подход служит отправной точкой для некоторых современных подходов к этике, в целом философы менее заинтересованы в описании и объяснении морального мышления, чем второй из двух подходов, который более непосредственно затрагивает оценочную сторону вопросов с который мы начали. То есть философы, в отличие от ученых, заинтересованы не только в прояснении и объяснении работы этического мышления, но и в изучении случаев, которые могут быть приведены в пользу конкретных моральных принципов и подходов. Эта «нормативная» или «предписывающая» сторона философской этики будет центральной во многих главах этого текста, поскольку они исследуют различные философские аргументы относительно того, почему тот или иной подход к этике на самом деле должен быть тем, который мы принимаем, а не его теоретические соперники. Однако мы можем задаться вопросом о том, в первую очередь, оправдание такого пристрастного подхода к этике. Это подводит нас к третьему способу подхода к этике, когда мы делаем шаг назад от конкретных подходов и рассматриваем этическое мышление как таковое в его отношении к другим аспектам нашей интеллектуальной и эмоциональной жизни.

    Оставить комментарий