Понятие счастья в философии: Что такое счастье? — все самое интересное на ПостНауке

Что такое счастье с точки зрения науки

«Счастье — удовлетворение наших желаний», — говорил И. Кант. «Счастье — борьба», — считал Карл Маркс. «Счастье — непременное условие прогресса», — думал Питирим Сорокин. Социологи, философы, культурологи, психологи, нейробиологи рассматривают счастье как необходимый компонент человеческой жизни, однако единой формулы так и нет. Т&Р рассказывают о разных концепциях счастья в науке.

Эндорфин противостоит гормнам стресса. Дофамин вызывает эйфорию и отвечает за более долговременное чувство удовлетворенности и стабильное эмоциональное состояние. Серотинин помогает расслабиться и попасть в потоковое состояние. Окситоцин создает устойчивые устойчивые нейронные связи с объектом, поэтому его называют гормоном привязанности.

Аристотель один из первых исследовал вопрос счастья и определял его как «деятельность души в полноте добродетели». Иными словами, счастья можно достичь только через благо. В философии эпикуреизма счастье было неразрывно связано с удовольствиями. Впоследствии это стало основным принципом гедонизма.

В стоицизме счастье заключено в самом человеке, который способен делать правильный моральный выбор и тем самым делать благо. Для этого мы должны быть смелыми и безмятежными. В XVII веке такие философы, как Декарт, Спиноза и Лейбниц, считали, что счастье заключается в приобретении высших благ.

Утилитаристы, например Джон Милль, считали, что человек должен стремиться и к счастью других. В основе лежит принцип пользы — моральная ценность поступка определяется степенью его полезности для общества. С развитием идей капитализма счастье связывали исключительно с материальными благами.

Психологи часто называют счастье положительным аффектом — настроением или эмоциональным состоянием, вызываемым в целом положительными мыслями и чувствами. Положительный аффект контрастирует с плохим настроением и негативом, состоянием ума, описываемым как отрицательный аффект, при котором люди пессимистично относятся к своим достижениям, жизненной ситуации и перспективам.

Между деньгами и счастьем есть прямая связь: чем выше уровень жизни, тем выше уровень счастья. В бедных государствах деятельность людей в основном направлена на выживание, а не на развитие, получение удовольствий и расширение комфорта. Специалисты Либертарианского аналитического центра Cato Institute утверждают, что экономическая свобода коррелирует со счастьем в контексте западной смешанной экономики. Согласно определенным стандартам, восточноевропейские страны, управляемые коммунистическими партиями, были менее счастливы, чем западные, и даже менее счастливы, чем другие столь же бедные страны.

В социологии категория счастья изучается для анализа современного общества. Счастье также выполняет социальную функцию, побуждая объекты к изменениям. Международная социологическая сеть Gallup International определяет уровень счастья в различных странах. Респондентам задают один вопрос: считают ли они себя счастливыми, — и просят определить степень. Однако универсального измерителя счастья не существует: все зависит от того, как сам субъект себя ощущает.

Мы все желаем друг другу «счастья» в Новый год, однако что значит «быть счастливым»? Обязательно ли для этого занимать руководящую должность, покупать дом у моря и путешествовать? Участвуйте в марафоне счастья, разберитесь в его компонентах, выигрывайте призы и подарки и, наконец, найдите ответ на вопрос «Что делает нас счастливыми?».

Любовь Карась

Теги

#практикуемсчастье

#карточки

#наука

#концепция

#счастье

Понятие счастья в религии и философии

[Сила слабых] [ФеминоУкраина] [Модный нюанс] [Мир женщины] [Женская калокагатия] [Наши публикации] [Коммуникации] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] […Поверила любви] [В круге света] [Уголок красоты] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [Это Луганск…]
[Afield — на главную] [Психология для жизни]

       Обычно счастьем называют высшее состояние радости, чувство упоения от обретённости предмета сильного желания, восторженной (глубокой) удовлетворённости от того, что цель достигнута. Поскольку желания и цели у людей различны, то и счастье понимается по-разному.
       Каждый человек имеет своё представление о счастье: для одних это материальное благополучие, для других наличие смыла в жизни, для третьих — это сочетания множества различных факторов: положительных эмоций, межличностного общения, здоровья и др.

       Как можно определить понятие «счастья» с точки зрения философских взглядов? Понимание «счастья» чаще всего зависит от решения вопроса о природе человека, смысле, назначении человека, от эпохи и культуры.
       В античной философии существовало два основных представления о счастье. Гедонистическое направление (основано Аристиппом из Кирены, род. ок. 435 —ум. ок. 355 гг.до н. э.), в котором счастье — есть сиюминутные наслаждения, чувственная радость, удовольствие как мотив и цель всего поведения человека. Эвдемонистическое направление (термин «эвдемония» введён Аристотелем) — рассматривало счастье, как стремление к полному, устойчивому, целостному благу, счастье как мотив и цель всех стремлений.
При этом для эвдемонистического счастья обязательно наличие внешнего фактора, внешней оценки со стороны, т. е. данное направление является объективным. Данное положение об объективности эвдемонистического направления подтверждается этимологией слова eudaimonia, которое переводится как «судьба человека под покровительством богов». Под объективностью, в этом случае, подразумевается наличие внешнего, божественного или случайного фактора, который ведёт за собой состояние счастья.
       Кроме этих двух основных подходов к пониманию счастья, каждый философ Античности, так или иначе, касался понятия счастья, ещё в I векедо н. э. римский философ Варрон насчитал 289 различных точек зрения на счастье, так например, для Аристотеля «Свободное применение своего таланта есть счастье», для Платона «Счастье (эвдемония) — заключается в знании совершенства чисел», для Цицерона: «Все, обладающие добродетелью, счастливы. Счастливее всех тот, кто зависит только от себя», — этот список можно продолжать бесконечно, и в каждом новом определении будет какая-то одна точная идея, без которой счастье действительно невозможно.

       Начало нового летоисчисления ознаменовалось новым взглядом на понимание и достижение счастья. Евангельское понимание счастья подразумевает, прежде всего, смирение с тем, что дано человеку — и физически, и метафизически. Основным аргументом в пользу такого понимания счастья в христианской мысли является текст первой из девяти заповеди блаженств — «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», который традиционно истолковывается в смысле возведения добродетели смирения на первое место среди всех прочих христианских добродетелей. Счастье возможно лишь там, где человек отдаёт себя, жертвует собой ради тех, кого он любит. Лишь жертвенная любовь делает людей счастливыми.
       В качестве необходимого условия достижения как трансцендентного счастья, а именно — вечной блаженной жизни, так и счастья земного — Православная Церковь выдвигает участие человека в одном из семи таинств, в ходе которого совершается одновременно физическое и метафизическое единение Бога и человека — таинство святого причастия. Термин, который используется для обозначения этого таинства, говорит о том, что здесь происходит присоединение человека к Божественной благодати, которая даёт человеку жизнестойкость. Отсюда можно сделать вывод, что в Православии человеческое счастье невозможно без причастия.
       Здесь же необходимо отметить, что этимологический анализ термина «счастье» позволяет в некоторой степени приблизиться к определению смыслового пространства его как философского понятия. Корень слова «часть», однокоренные ему слова «участь», «участник», «причастность», «причастие», приставка «с» в русском языке означает соединение с чем-либо, совместное бытие, сопричастие чему-то. Таким образом, получается, что понятие «счастье» в данном контексте можно понимать как соединение с некоей частью — а именно, со своей собственной долей, то есть осознание своей судьбы, своего места и назначения. В таком понимании счастья, счастье становится возможным, когда в жизни существует смысл, цель, предназначение, возникает осмысленность.

       В XIX — начале XX века, в российской религиозной философии развернулась интенсивная критика идеи счастья как главного основания и объяснительного принципа жизни человека. В. Соловьев утверждал, что понятие счастья, как и понятия пользы и наслаждения, не имеет нравственной природы и не может служить основой этики. Принцип стремления к счастью бессодержателен: из него выводятся абсолютно противоречащие друг другу учения, счастье эквивалентно остановке всех стремлений и неведению добра и зла. По этой же причине идея счастья не может служить объяснением человеческой жизни, а мысль человека об устроении своём на земле по принципу счастья является ложной.
       В. Розанов,Н. Бердяев,А. Введенский и другие философы противопоставили принципу стремления к счастью принцип стремления к смыслу как направленности на что-то ценное в мире. Счастье по-прежнему рассматривалось как субъективное переживание, но уже не замкнутое в себе, а интенциональное переживание, порождаемое открытием и реализацией смысла посредством действий в мире.
Эмпирические исследования последнего десятилетия в русле позитивной психологии свидетельствуют в поддержку этого понимания.
       В многовековой истории понятия счастья можно выделить одну основную дихотомию: «объективное-субъективное» его понимание. К объективному относится эпоха Античности, затем, начиная с раннехристианских учений, постепенно начинает укрепляться субъективное понимание счастья, которое заключается в ощущении состояния счастья, вне зависимости от внешних факторов. В двойственной, субъективно-объективной природе феномена счастья заложена его двойная обусловленность — объективная, бытийная, связанная с условиями и обстоятельствами жизни человека, и субъективная, связанная с внутренним миром человека и определяющая его восприятие жизни, отношение к ней, её смысловое принятие. Эта дихотомия переходит из философии в психологию, где также существуют объективный, субъективный подходы к психологии счастья, и в последние десятилетия именно психология пытается найти способ разрешения этой дихотомии, рассматривая счастье как интенциональное переживание, синтезируя понимание счастья как объективного блага и как субъективного переживания.
По материалам психологического центра Просвет – психологическая помощь при депрессии и панических атаках.

Опубликовано на сайте Afield.org.ua (Поле надежды) 3 марта 2010 г.




Mar 19 2010
Имя: zerom   Город, страна:
Отзыв:
Мир внутри наших желаний. Касаясь вопросов постижения и исследования мира, раз за разом приходишь к выводу, что все ограничивается нашими органами чувств и определяется нашими желаниями. Психология личности » методы и психология общения.


Apr 08 2010
Имя: Ирина   Город, страна: Москва
Отзыв:
Главное, не впадать в депрессию.


Apr 08 2010
Имя: Аленка   Город, страна:
Отзыв:
Что может быть объективным критерием счастья?


May 08 2010
Имя: kshost   Город, страна:
Отзыв:
Сайт бесплатно в Екатеринбурге под ключ, хостинг, домен, дизайн, контент. Становись партнером, приведи друзей и получи бонус.


May 08 2010
Имя: uwiki.ru   Город, страна:


Отзыв:
стремления к счастью принцип стремления к здоровому образу жизни


May 08 2010
Имя: open   Город, страна:
Отзыв:
Понимание «счастья» чаще всего зависит от решения вопроса о природе человека, смысле, назначении человека, от поставленных целей.


Jun 21 2010
Имя: Dodtis   Город, страна:
Отзыв:
очень хороший блог из всех подобных которых я встречал в поиске!

Философия счастья — Философия всего

“…нет ничего хорошего для человека, кроме того, что делает его справедливым и умеренным, смелым и свободным, и нет ничего плохого, кроме того, что порождает противоположные пороки. ” -Марк Аврелий

Свобода – интересная штука. Это один из даров жизни, который мы больше всего воспринимаем как должное, но в то же время то, чего мы жаждем больше всего. Свобода — наше самое постоянное стремление, но каждый скажет вам, что то, что мы в конечном счете хочу — это «счастье». 10 способов стать счастливее 12 способов увеличить свое счастье СЕЙЧАС

Слово счастье стало настолько двусмысленным, что все попытки определить его сегодня просто кажутся тщетными.Счастье сейчас слишком субъективно, чтобы принимать единственное определение. Каждый из нас уникален и достаточно развит, чтобы понимать, что один размер действительно не подходит всем. Он неизмерим и непоследователен. Даниэль Гилберт описывает эту уязвимость в своей книге «Спотыкаясь о счастье», изображая человека, которому дали стакан воды в пустыни. В этот момент человек, несомненно, описал бы свое состояние как чрезвычайно счастливое. Но принесет ли тот же глоток воды такое же счастье через год, когда он окажется вне пустыни? Если он, как и большинство из нас, не может сразу контекстуализировать значение чего-то, что так часто считается само собой разумеющимся, но, вероятно, не будет. с. Разведенка, вероятно, когда-то была «счастлива» в браке.

Попробуйте спросить кого-нибудь, «счастлив» ли он, а затем приготовьтесь к неловкой паузе, во время которой он изобретает социально приемлемый ответ, одновременно ища причины, почему на самом деле это не так. Расплывчатость и необъятность этого слова делает вопрос почти без ответа. Мы, в силу того, что мы люди в чрезмерно стимулированном мире, были приучены преувеличивать то, чего нам не хватает, и преуменьшать то, что у нас есть. Вот почему наш инстинкт, когда его спрашивают, счастливы ли мы, не отвечает т , чтобы сразу сказать: «Да! Я жив и дышу. У меня есть крыша над головой, и мне никогда не приходится думать о том, откуда возьмется моя следующая капля воды», а скорее: «Хм, ну, я не совсем там, где хочу быть… [вставить все вам здесь не хватает — супруга, желаемой зарплаты, лучшего тела и т. д.]. Должны ли у нас быть цели? Да! Должно ли одной из этих целей быть счастье? Нет. Потому что мы никогда не найдем его и, кажется, никогда не узнаем, что это такое на самом деле. Только задним числом создается иллюзия, что мы это испытали.

Воспроизведите запись своих воспоминаний о колледже.

Обратите внимание на то, что вы не помните: периодический стресс из-за расходов, болезненный страх перед неподготовленной презентацией, которую вы должны были сделать на следующий день, или друзья, которые вас предали. Наш разум — забавная штука, предпочитающий признавать только хорошее в прошлом и плохое в настоящем.

“…нет ничего хорошего для человека, кроме того, что делает его справедливым и умеренным, храбрым и свободным, “, – говорит Марк Аврелий. Эта цитата из его личного дневника, ставшего основным текстом стоической философии, «Размышления», должна остановить нас. Для человека нет ничего хорошего, кроме того, что делает его… свободным.

Итак, я собираюсь доказать, что мы хотим не счастья, а свободы. Свобода в наших стремлениях, от наших обид, над нашей личностью… Свобода быть самим собой. Причина, по которой мы хотим постоянно совершенствоваться в жизни, заключается в том, что мы верим, что каждая ступенька сделает нас в некотором роде свободнее. Этот рейз. Это деловое занятие. Эта уникальная возможность. Ключ в том, чтобы знать, когда эти желания действительно являются излиянием нашей очень человеческой потребности в свободе или поверхностным образом, полностью созданным кем-то другим. Если первое, стремись к нему изо всех сил. Если это последнее, это, вероятно, не делает вас справедливый, умеренный, смелый или свободный.

Теперь я понимаю, что вы, возможно, не слышали об этом в таком ключе — о том, что наше глубочайшее человеческое стремление на самом деле не счастье, а свобода. Люди постоянно пытаются создать счастье. Есть причина, по которой ежедневно публикуются десятки статей о том, как быть счастливым, но редко о том, как быть свободным. Легко рассказать кому-то, как быть счастливым — дайте ему список ежедневных практик и аффирмаций под копирку, и они вдохновятся прожить еще один день. Упражнение! Медитируйте! Рано вставать! Скажи себе, что этот день твой! Хотя каждая из этих вещей хороша, полезна для здоровья и даже рекомендуется лично, если вы живете жизнью, несовместимой с тем, что действительно заставляет вас чувствовать себя свободным, они помогают нам просто терпеть в лучшем случае.

Мы хотим большего, чем просто терпеть. Мы хотим наслаждаться.

Наше стремление к свободе ежедневно проявляется бесчисленными способами — от поверхностных желаний до насущных потребностей. Мы хотим финансовой безопасности, потому что нам нужны варианты — возможность выбирать, что мы делаем, где мы это делаем и когда. Мы хотим зарабатывать на жизнь тем, что нам нравится, потому что это позволяет нам чувствовать себя настоящими как можно чаще. Мы хотим жить в поток . Мы хотим общения, потому что хотим свободы выражения любви, которая глубоко внутри каждого из нас. Ведь что такое любовь без объекта? Подумайте о людях, которые знают вас лучше всего — ваших самых близких друзьях, вашей семье (если вам повезет), человеке, в которого вы влюблены. Как бы вы описали свои чувства рядом с ними?

Бесплатно. Свободен быть лучшим или худшим.

Свобода — это еще и причина, по которой мы любим вечера, выходные, алкоголь, игры, музыку и все, что позволяет нам войти в состояние кажущейся «бездумности». Ради аргумента, мы собираемся определить бессмысленный как что-либо, преследуемое без какой-либо конкретной, великой цели (например, просмотр Netflix просто потому, что вы хотите смотреть Netflix). Расслабление ума, расслабление, прогулки — все это нормально. Они становятся проблематичными только тогда, когда эти действия становятся нашим единственным средством удовлетворения, а затем внезапно мы размышляем обо всех ночах с Netflix и выпивкой и удивляемся, почему мы не счастливы.

“Уму нужно дать отдых, но так, чтобы он мог освежиться, а не расслабляться до тех пор, пока он не развалится на части”. -Сенека

Я собираюсь сделать здесь что-то безумное и рассказать вам то, что никто другой не скажет — проблема не в Netflix или выпивке. Проблема в ваших намерениях и ожиданиях, когда вы делаете эти вещи. Или что-нибудь. Я думал, что они сделают меня счастливым, мы думаем в ретроспективе, размышляя о наших низких остатках на счетах и ​​притупленных умах. Но вместо того, чтобы красть моменты радости у самих себя через сожаление, все, что нам нужно — это осознать, что счастья, которое мы искали, никогда не было. Скорее, то, чего мы хотим в этом опыте, — это отстаивать свободу и чувствуют себя свободными. С этой точки зрения жизнь становится серией экспериментов, в которых мы определяем комбинации опыта, которые лучше всего достигают этого, вместо того, чтобы жить в вечном плаче о том, почему вы все еще не удовлетворены.

Наше удовлетворение заключается в осознании того, что свобода — это то, что нам нужно — в работе, в отдыхе, в жизни в целом. Мы настраиваемся на разочарование, когда ожидаем от события или действия счастья, когда на самом деле мы хотим выражения и переживания свободы. Это означает, что нам не нужно расстраиваться, когда ожидания не оправдываются, так как мы можем просто соответствующим образом перекалибровать в следующий раз. Свободен ли я в принятии этого решения, и может ли оно сделать меня справедливым, сдержанным, смелым и свободным?  

Мы достигаем свободы в выборе действия и свободы , переживая наши любимые стороны нашего человеческого существования — смех, глубокую работу, расслабление, наслаждение, общение. Когда мы понимаем, что свобода — это то, чего мы хотим, мы пользуемся тем, насколько она доступна на самом деле. Счастье, напротив, это мираж, за которым мы изнуряем себя в погоне. Ищите не то, что, по вашему мнению, сделает вас счастливым, а ищите то, что заставляет вас чувствовать освобождает , а делает только то, что . Стремитесь настолько глубоко осознать себя, чтобы то, что вызывает это ощущение, было для вас очевидным. Это наша ответственность и наш покой.

«Чтобы завоевать истинную свободу, вы должны быть рабом философии. Человек, который отдается [философии], не имеет отсрочки ее применения … он [освобождается] на месте, само служение философии есть свобода .” -Seneca

Счастье – Routledge Encyclopedia of Philosophy

Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • контент заблокирован

    1

    История счастья

  • контент заблокирован

    2

    Современные теории счастья

  • содержимое заблокировано

    3

    Междисциплинарное исследование счастья

  • содержимое заблокировано

    Библиография

Тематический

  • К
  • Бессер, Лоррейн Л.

DOI

10.4324/9780415249126-L033-2

Версии

  • содержимое заблокировано

    версия 2

  • контент разблокирован

    версия 1

Опубликовано

2021

. счастье/v-2


Счастье – это фундаментальная благоразумная ценность. Это что-то хорошее для человека, у которого оно есть. Большинство философов признают, что между счастьем и благополучием существует разница, и те, кто занимается междисциплинарными исследованиями, рассматривают счастье как субъективное благополучие.

Историко-философские дискуссии о счастье оказали давнее влияние на современный дискурс. Теория эвдемонии Аристотеля представляет взгляд на счастье, характерный для человеческой природы, и отдает приоритет роли разума и добродетели в его развитии. Другие исторические философы, в том числе Эпикур и Милль, отстаивают гедонистические взгляды на счастье, согласно которым счастье состоит в удовольствии.

Современный анализ счастья включает расширенные дискуссии о гедонизме, многие из которых пытаются охарактеризовать удовольствие таким образом, чтобы сделать гедонизм жизнеспособным как теорию человеческого счастья. Поведенческий гедонизм утверждает, что удовольствие проистекает из про-отношения субъекта к своему опыту, в то время как феноменологический гедонизм придерживается обычного взгляда на удовольствие, согласно которому удовольствие характеризует его ощущаемое качество.

Другие выдающиеся современные теории счастья включают теорию эмоционального состояния, согласно которой счастье — это эмоциональное состояние, порождающее чувство счастья, и взгляд на удовлетворенность жизнью, согласно которому счастье состоит в одобрении своей жизни — будь то когнитивное суждение о том, что жизнь человека идет так, как он хочет, или аффективное состояние удовлетворения своей жизнью, или некоторая комбинация того и другого. В то время как гедонизм сосредотачивается на эпизодическом ощущении счастья, как теория эмоционального состояния, так и теория удовлетворенности жизнью пытаются объяснить счастье как состоящее в стабильном, длительном состоянии.

За последние несколько десятилетий значительно увеличилось количество междисциплинарных исследований счастья, которые многое узнают об источниках счастья, а также о природе его достижения. Это исследование показывает важность установления отношений, а также переживания таких эмоций, как сострадание и благодарность.

Оставить комментарий