Поселок котовского одесса: Посёлок Котовского, Суворовский район, Поскот, Одесса

Посёлок Котовского | это… Что такое Посёлок Котовского?

Посёлок Котовского (разг. “Поскот”) — неофициальное наименование жилого массива им. Котовского — части Суворовского района города Одессы, самой северной части города. Это большой и самый удаленный от центра жилой массив Одессы, составляющий примерно одну седьмую её площади. По разным данным население составляет от менее 200 тысяч до более чем 300 тысяч человек (по наиболее реалистичным оценкам — 185 тысяч [1]), что сопоставимо с населением среднего украинского города (например, Симферополь, Луцк). Отдаленность от центра города (14 км) не является привлекательным фактором при приобретении недвижимости и проживании в условиях неплохой экологии из-за того что по узкому перешейку между лиманами (Пересыпи) проложена только одна дорога, которая в часы пик не справляется со значительным потоком транспорта, что регулярно порождает заторы. Также в периоды дождей случаются затопления Пересыпи, а в результате снегопадов дорогу заносит снегом, из-за чего несколько дней в году может практически отсутствовать сообщение между Посёлком и центром города (кроме длинного пути через Окружную дорогу и с. Усатово). Уже более 30 лет данную транспортную проблему планируют решить прокладкой магистрали Север-Юг, но по состоянию на 2012 год строительство продвигается крайне медленно, на посёлке вообще ничего не сделано. Был даже проект построить гигантский мост через залив, но всё осталось на бумаге. На данный момент трасса, соединяющая посёлок Котовского с центром города, Николаевская дорога, обладает двумя полосами для движения в каждую сторону плюс реверсивная полоса, работающая с 15 до 21 часа в направлении на посёлок, а с 22 до 14 часов в направлении города. Аварии, нередко случающиеся на этой трассе, приводят к длиннейшим заторам. Вместе с тем непонятно, почему при расширении этой трассы не было сделано три полноценных полосы в каждую сторону и была построена реверсивная полоса, ведь место позволяло это сделать.

Посёлок Котовского по всему восточному побережью омывается Чёрным морем, а на северо-востоке Куяльницким лиманом. Даже от самой отдаленной точки района расстояние до моря не более 5 километров. Рядом расположен морской курорт Лузановка и известный на территории бывшего СССР пионерский лагерь «Молодая гвардия».

Район вытянулся с юго-запада на северо-восток примерно на 4 км, ширина достигает 2,5 км. Планировка района крайне неудачная, с благоустройством большие проблемы. Удивительно, что в своё время не был использован опыт планировки старой Одессы (которая по площади близка к посёлку) — квадратно-гнездовой с кварталами длиной около 150 метров и сравнительно широкими улицами. Для посёлка с таким большим населением он имеет лишь две центральных магистрали (пр-т Добровольского и Днепропетровскую дорогу, из которых лишь последняя обладает тремя полосами движения в каждую сторону) и одну поперечную (ул. Заболотного). Гигантские (буквально километровые) кварталы с запутанными, узкими и зачастую перегороженными так или иначе внутридворовыми проездами создают большие трудности для транспорта и повышают нагрузку на вышеупомянутые центральные магистрали. Некоторые улицы существуют практически лишь на бумаге, например, ул. Махачкалинская, которая представлена небольшим (200 м) тупиковым отрезком в самом начале при общей длине улицы 800 м, другие (ул. Крымская) представляют собой короткие отрезки автомобильной дороги и длинные пешеходные участки; улица Жолио-Кюри, проходящая вдоль железной дороги, так и не заасфальтирована до конца и представляет собой грунтовую дорогу между ул. 29-й линией и Марсельской, соответственно практически непроходимую для легковых автомобилей; улица Курская, называясь улицей, фактически является внутридворовым проездом, ширина которого не позволяет разеъхаться даже двум легковым автомобилям, не говоря уже про пешеходов — местных жителей, подъезды которых находятся буквально в 10 м от проезжей части. Свою лепту вносит полное отсутствие подземных и надземных переходов и почти полное — «карманов» для стоянки автотранспорта и остановки автобусов (в итоге самая главная улица, проспект Добровольского, по сути предлагает одну полосу для движения в каждую сторону, т.к. стоящие у дороги автомобили занимают правую). В районе Северного рынка постоянно пробки по этой причине — проспект Добровольского и ул. Бочарова превращены в стихийные стоянки, двигаться быстро там невозможно из-за постоянного маневрирования автомобилей, выезжающих со стоянки или ищущих место, не говоря уже про пресловутый правый ряд, который постоянно занят, кроме как глубокой ночью. То же самое на Днепропетровской дороге напротив рынка. Автобусы, стоящие на остановках порой три-пять минут, также не улучшают ситуацию.

Внутри же дворов ситуация тоже не лучшая. Помимо упомянутых трудностей для автомобилей там приходится нелегко даже пешеходам. Пройти напрямик даже пешком далеко не всегда возможно из-за хаотичной застройки гигантских кварталов. Новичок, случайно оказавшийся в центре такого квартала, особенно в тёмное время суток, запросто может заблудиться! Пешеходных дорожек мало, они узкие. Зачастую приходится идти по обычной тропинке, которая в дождливое время превращается в болото. Почва разносится ногами на асфальт, и весь район покрывается слоем жидкой грязи. Освещение внутри дворов нередко отсутствует, фонари горят через один.

Другой проблемой посёлка является отсутствие полноценной объездной дороги. В итоге транзитный транспорт проезжает половину района, прежде чем свернуть на ул. Заболотного и далее выехать на Окружную дорогу. Это увеличивает количество транспорта, заторы, уровни шума и загазованности на проспекте Добровольского. Объездная дорога есть (через с. Ильчёвку и Корсунцы), но она длинная, извилистая и неудобная, и никто особо не следит за перенаправлением туда транзитного транспорта.

Городской транспорт на посёлке Котовского представлен трамваями и автобусами, среди которых преобладают «маршрутки» — «Богданы», «Эталоны» и т.п. автобусы, как правило, украинского и китайского производства на 20 сидячих мест и, как порой шутливо пишется на наклейках, «стоячих немеряно». Стоимость проезда в трамвае 1,50 грн, в автобусе 2,50 независимо от расстояния (ранее по посёлку было дешевле). При этом весь транспорт ориентирован не на обслуживание района, а на сообщение с другими, прежде всего с центром. В итоге им удобно пользоваться для передвижения вдоль центральных магистралей, но попасть с одной на другую можно уже только пешком… Хотя расстояние от, к примеру, авторынка «Москвич» до ТЦ «Семья» по ул. Заболотного составляет более полутора километров — даже здоровому человеку это не менее 15-20 минут ходьбы, а для пожилых людей, женщин с детьми, инвалидов это может быть намного дольше. Что касается сообщения с другими районами города, в целом эта проблема решена, хотя это занимает немало времени. Основные автобусные маршруты пролегают либо по проспекту Добровольского, либо по Днепропетровской дороге и связывают посёлок с центром города, ж.д. вокзалом, Слободкой, Черёмушками, посёлком Таирова и др. районами Одессы. Также есть несколько маршрутов из окрестных сёл (Красносёлка, Свердлово и др.), которые проходят через большую часть посёлка Котовского. Большинство маршрутов по одной магистрали имеют «близнеца», идущего по другой, например, №130 по пр-ту Добровольского совпадает за пределами посёлка Котовского с №170, идущим на посёлке по Днепропетровской дороге. Вместе с тем, многие маршруты удобны лишь жителям посёлка, находящимся вблизи конечной остановки, т.к. посёлок достаточно большой, чтобы можно было попасть на любую конечную пешком. Так, маршруты №145 и №232 идут с ул. Заболотного, и тем, кто живёт в районе ул. Паустовского они доступны лишь с пересадкой, что увеличивает общее время в пути. С другой стороны, автобусы, стартующие с окраин посёлка (ул. Паустовского) уже через две остановки заполнены до отказа, поэтому живущим в центре района не остаётся сидячих мест, а порой и вообще тяжело сесть в автобус. Таким образом, говорить об удобном сообщении посёлка Котовского в целом со всеми остальными районами города не приходится — есть только удобное сообщение одних микрорайонов посёлка с другими районами Одессы. В среднем автобус идёт с ул. Паустовского до Соборной площади или ж.д. вокзала 40-50 минут. Одни маршруты (№190) ходят очень часто, других (№130) можно дожидаться по 15-20 минут, а порой и часами (№165). При этом, как ни странно, их близнецы (для №130 это №170) могут ходить заметно чаще. Некоторые маршруты прекращают ходить сравнительно рано или настолько увеличивают и без того немалый интервал движения, что теряется смысл ждать их (№165), но большинство ходят до 23 часов.

В итоге среднее время, необходимое, чтобы попасть в центр города с посёлка городским транспортом, составляет 1-1,5 часа. В утренние и вечерние часы, а также в случае аварий может быть намного дольше. Когда-то (в советское время) посёлок Котовского сообщался с центром при помощи катеров-паромов, ходящих из Лузановки в одесский порт, но в годы независимости это прекратилось, причал разрушился, и сейчас даже нет планов возобновить это удобное сообщение, а бывшие паромы используются в качестве прогулочных катеров для туристов в порту.

Существует стереотипное мнение, что посёлок Котовского — неблагополучный район, а одно издание вообще приравняло его к пятерке самых неблагополучных районов страны. В 1970-90 гг. это так и было. В частности, печально известный район примыкающего с другой стороны железной дороги посёлка Шевченко под названием «Палермо» «славился» наркоманскими притонами. Однако за десятки лет многое изменилось, и теперь здесь криминальных элементов не больше, чем в других спальных районах города, а сам посёлок Котовского — красив, тих и уютен, воздух намного чище, чем в центре города. В последние годы электро-, тепло- и водоснабжение посёлка Котовского значительно улучшились, перебои довольно редки и непродолжительны (по крайней мере, в сравнении с другими районами города), мусор вывозится регулярно. Жилой фонд, в большинстве своём построенный в 1980-е годы, находится в сравнительно хорошем состоянии, чего нельзя сказать про центральную часть города. Другим преимуществом района является высокий уровень покрытия компьютерных сетей и кабельного телевидения (в целом характерное явление для спальных районов с многоэтажными домами), простота подключения и невысокая абонентская плата. Сравнительно легко найти стоянку для автомобиля, вдоль железной дороги много гаражных кооперативов, многие держат автомобиль во дворе дома. Инфраструктура посёлка с начала века значительно развилась, теперь здесь есть собственные большие торговые центры («Ривьера», «Семья», «Таврия» на ул. Паустовского), много универсамов «Копейка», «Сельпо» и др. Цены на продукты питания ниже, чем в центре города. Здесь хорошо жить тем, кто имеет собственный автомобиль, здесь же и работает и ценит свежий воздух, простор, покой и тишину, отсутствие толп и скученности, близость к природе и морю. Следует отметить, что цены на недвижимость здесь заметно ниже, чем в центре города и несколько ниже, чем в другом «спальном» районе Одессе, посёлке Таирова.

Вместе с тем благоустройство района оставляет желать лучшего, как описано выше, а транспортная проблема стоит остро как на самом посёлке, так и в отношении сообщения с другими районами Одессы. К сожалению, за годы независимости практически ничего не сделано для благоустройства посёлка и улучшения сообщения с центром города (за исключением реконструкции Николаевской дороги, которая выразилась в добавлении реверсивной полосы) на фоне благоустройства многих других районов Одессы (расширение ул. Щорса, пр-та Маршала Жукова, ул. Успенской, Тираспольской, Фонтанской дороги, ул. Балковской и др.). Городские власти фактически игнорируют транспортную проблему района, максимум, что делается — латаются дыры в асфальте, даже разметка наносится раз в несколько лет (а вытирается за полгода), хотя в центре Одессы можно заметить немало перемен к лучшему.

История

Посёлок Котовского назван в честь командира красной армии и советского политического деятеля, Котовского Григория Ивановича. Возник этот район Одессы изначально как город-спутник, посёлок для рабочих завода «Центролит» и предприятий Пересыпи. Впоследствии (по некоторым данным, в 1981 г.) он был искусственно введён в состав города с целью придать последнему статус миллионника [2]. Проект был утверждён в 1969 г. Строительство началось в 1960-е годы вблизи железной дороги, продолжаясь к проспекту Добровольского в 1970-е и к Днепропетровской дороге в 1980-е, а после перерыва в 1990-е возобновилось за Днепропетровскую дорогу в сторону с. Фонтанки. Соответственно можно заметить, что 5-этажных домов хрущёвского типа больше всего между проспектом Добровольского и железной дорогой, и совершенно нет в районе Днепропетровской дороги, а относительно современные дома преимущественно находятся на ул. Сахарова.

Ссылки

  • На картах Google

Самый большой жилмассив Одессы показали с высоты (ФОТО, ВИДЕО)

Летаем над поселком Котовского – самым большим и самым отдаленным спальным жилмассивом Одессы.

В нашем видесюжете – полет над поселком Котовского со стороны железной дороги у станции Одесса-Восточная и со стороны Куяльника. Поселок Котовского виден весь целиком на фоне моря – акватории Одесского залива. 

Жилмассив “за Лузановкой”, не просто на окраине тогдашней Одессы, а совсем за городом, начал расти в 1950-х гг., когда здесь начали выдавать земельные участки под индивидуальное строительство. К 1960 году здесь уже было более трех с половиной тысяч участков, которые располагались примерно от Лузановки до улицы Марсельской.

От Лузановки прокладывались сразу две линии трамвая – одна в Крыжановку (маршрут №8, ее затем ликвидировали уже в 1972 году) и вторая с 1965 года по Старокиевской дороге до 35-й линии (сейчас это улица Академика Заболотного).


Панорама всего поселка Котовского от станции Одесса-Восточная, вдали виден Одесский залив и центр Одессы на другом берегу

С 1965 года началось строительство многоквартирных домов вдоль Старокиевской дороги. Первоначально это были панельные пятиэтажки-“хрущевки”. Затем из привозных панелей в 1968 году начали собирать девятиэтажные дома – одесские заводы ЖБИ не справлялись с нагрузкой и долго не могли освоить производство панелей и блоков для высотных домов.  

Уже с середины 1970-х началось строительство типовых панельных 9-. 12- и 16-этажных домов, особенно вдоль двух главных магистралей района – проспекта Добровольского (в честь погибшего космонавта переименовали Старокиевскую дорогу) и Днепропетровской дороги. К 1972 году на поселке Котовского жило уже около 30 тысяч человек, а в 1980 году население перевалило за 100 тысяч человек. К 1990 году здесь жили около 150-170 тысяч человек.


Панорама всего поселка Котовского со стороны Куяльника, вдали видно море с мысом Северный Одесский (он же мыс Е)

По Генплану Одессы 1965 года предполагалось, что строительство вдоль Старокиевской дороги через некоторое время будет выделено в отдельный город-спутник Одессы – как это сделали с городом Ильичевском. А жители будут работать, в основном, на заводе “Центролит” и расположенных рядом с ним предприятиях Кулиндоровского промышленного узла, а также в порту и на Пересыпи. Но в итоге новый жилмассив остался частью Одессы, так как множество его жителей работали в Одессе, в том числе в городских учреждениях.. Кроме того, в новом жилмассиве остро не хватало социальной инфраструктуры – медучеждений, школ, вообще не было ВУЗов, было мало магазинов и прочего сервиса. Все это делало жилмассив очень зависимым от общегородской жизни. Кроме того, Одесса получила статус города-миллионника с полагающимися ему привилегиями в виде улучшенного снабжения и увеличенного финансирования.

И выделение поселка Котовского в отдельный город лишило бы Одессу этого статуса.


Поселок Котовского вдоль улицы Генерала Бочарова

В 1990-е годы темпы застройки поселка Котовского снизились, но не прекратились. А после примерно 2000 года активизировалось строительство в районе так называемого “поля чудес” – пространства между Днепропетровской дорогой и дорогой на город Южный. Здесь как на территории города Одессы, так и на территории соседних населенных пунктов вроде Крыжановки или Лесков также интенсивно строятся высотные здания и коттеджи. 

В итоге, общее население поселка Котовского вместе с прилегающими к нему кварталами на территории Крыжановки и Лесков, а также вместе с кварталами частного сектора между Лузановкой и высотной застройкой, поселком Шевченко, селом Ильичанка, достигает до 280 тысяч человек. Данные о населении получены, в основном, за счет анализа численности избирателей на последних парламентских и местных выборах 2019 и 2020 годов.

Более “старая” часть застройки поселка Котовского сформировалась вдоль проспекта Добровольского с трамвайной линией – здесь, в пешеходной доступности от трамвая, живут до 150 тысяч человек. Новое строительство здесь ведется ограниченно – так как для новостроев уже не хватает места. А основной объем строительства идет вдоль бывшей Днепропетровской дороги (сейчас улица Семеня Палия). Также начинает застраиваться поле между улицей Паустовского и Кулиндоровским промышленным узлом.

В постсоветское время на поселке Котовского очень широко развилась вся необходимая социальная инфраструктура – магазины, торговые центры, аптеки, сервис и так далее. Однако, строительство новых школ и детских садов очень сильно отстает от темпов строительства жилья. Здесь же несколько лет назад завершили строительство новой детской поликлиники. 


 

ТЕГИ: одесса, новости одесса, одесские новости, аэросъемка в одессе, поселок котовского, аэросъемка

Новостройки в районе Жилой массив.

Котовский, Одесса – каталог новостроек Жилого района. Котовский с актуальными ценами

Г

Вне плана

Строящийся

Перепродажа

Коммерческая недвижимость

В любом городе

Страна

Все страны Грузия Албания Андорра Аргентина Армения Австралия Австрия Беларусь Бельгия Белиз Босния и Герцеговина Болгария Канада Хорватия Кипр Чешская Республика Дания Египет Эстония Финляндия Франция Германия Греция Венгрия Индия Индонезия Ирландия Израиль Италия Казахстан Кыргызстан Латвия Литва Люксембург Малави Малайзия Мальта Мексика Молдова Монако Черногория Нидерланды Новая Зеландия Северная Македония Норвегия Панама Парагвай Польша Португалия Румыния Россия Сербия Сингапур Словакия Словения Испания Швеция Швейцария Таиланд Турция ОАЭ США Украина Великобритания Уругвай Азербайджан

City

AnyBila TserkvaBilohorodkaBorkyBoryspilBrovaryBryukhovychiBuchaChabanyChaikyCherkasyChernihivChernivtsiDniproDublyanyHatneHorishniiHostomelIlichankaIrpinIvano-FrankivskKamyanets-PodilskyiKharkivKhersonKhmelnytskyiKhodosivkaKotsyubynskeKriukivshchynaKropyvnytskyiKryzhanivkaKyivLiskyLutskLvivLymankaLysynychiMakarivMelitopolmizhhiryaMykolaivMyrhorodMyronivkaNovosilkyObukhivOdessaPetropavlivska BorshchahivkaPidhirtsiPishchankaPoltavaPolyanitsyaProliskyPrymorskPustomytyRadekhivRivneShchaslyveShevchenkoveSofiivska BorschahivkaSokilnykyStryiSumyTairoveTernopilUkrainkaUzhhorodVinnytsiaVynnykyVyshhorodVyshneveYuzhiiZaporizhzhiaZazymieZhovkvaZhytomyrZolochiv

Округ станция метро

ЛюбойАркадияБлижний МлыныйХлебный поселок (Застава II)ЧубаевкаIV-3 “Дмитриевка”КиевскийЛанжеронМалый ФонтанМалиновскийШкольный микрорайонНовая ШвейцарияРадостныйПриморскийСахалинчикОдВО поселок Приморское Садовое Общество Деревня Средний ФонтанСлободка-ВоронцовкаСудостроительный поселокСуворовский район СлободковскийБольшой фонтанЖевава. Котовский ЗОР поселок

Тип недвижимости

Aparment building

Apart-hotel

Townhouse

Cottage

Villa

Hotel

Apartment

Apart-hotel

Penthouse

Таунхаус

Коттедж

Гостиница

Вилла

Тип недвижимости

Office

Retail

Street retail

Stock

Production

All purposes

Purpose

Cafe/Restaurant

Bakery

Beauty салон

Аптека

Банк

Медпункт

Автосервис

Супермаркет

Магазин

Цена

Price, $/m 2

Price, $

Installment

Hot Deals

Buy with cryptocurrency

Crowdfunding

Cashback

Дополнительные фильтры

Search

Square, m 2

Square, m 2

Floors

Distance to sea, m

Bedrooms

AnyStudio12345 and more

Bedrooms

AnyStudio12345 and more

Building phase

ЛюбойФундамент на 30%Корпус готовФасад готовВыполнен

Состояние

ЛюбойЧерные стеныБез отделкиПод ключ

Состояние

Любое Черные стены Без отделки Свежий ремонт Требуется ремонт

Construction type

AnyMonolythBrickPanelWooden

Heating type

AnyCentralGasElectricity

Sale status

All optionsAvailable for saleSold

Building condition

AnyNew buildingOld building


Additional options

Has furniture

Has home appliances

Underfloor отопление

Конвекторы


Инфраструктура

Детская площадка

Near kindergarten

Near school

Near supermarket

Near hospital

Fitness


Service

Parking

Underground parking

Reception

Intercom

Pool

Spa


Security

Security

Видеонаблюдение

Цена

По дате добавления

По рейтингу

Найдено 1 объект(ов)


Резиденция Премиум

748$ — 1457$ / м 2

Код: 835 | 9 этажей

%имя%

% Имя %

Новые здания в районах Одессы

Prymorskyy 43

Киевский 22

Малиновский 15

Suvorovsky 8

Arcadia 4

Small Fountain 3

odvo. 0002 Sakhalinchyk 2

Shipbuilding settlment 2

Primorye Garden Society Village 2

New Switzerland 2

Large fountain 2

Slobidka-Vorontsovka 2

Rejoicing 1

Blyzhni Mlyny 1

ZOR settlement 1

Middle Fountain 1

Чубаевка 1

Жевахова Слободка 1

Хлебный поселок (Застава II) 1

Ланжерон 1

IV-3 “Дмитриевка” 1

Школьный квартал 1

Сколько новостроек от застройщиков в районе Жилой район. Котовский?

Какая средняя цена за кв.м. для новостроек в районе, где жилой массив. Котовский находится?

Пожалуйста, заполните форму, чтобы получить обратный звонок от нас

Имя Телефон

Лучшее время, чтобы позвонить вам Позвоните сейчас

Запрос обратного вызова отправлен. Спасибо!

Мишка Япончик, еврейский «воровской король» Одессы.


Легенда об одесском гангстере Мишке Япончике, Робин Гуде Молдаванки, продолжает жить благодаря Исааку Бабелю, который использовал знаменитые деяния Япончика для создания персонажа Бенни Крика в своих «Одесских рассказах». Спасибо также Михаилу Водяному, сыгравшему в фильме роль Бенни Крика/Япончика. И спасибо Леониду Утёсову, известному советскому певцу, который красочно вспоминает Япончика в своих мемуарах.

Винницкий Михаил Вольфович родился 30 90 150 90 151 октября 1891 г. в Одессе Молдаванского уезда. Его отец, Меер-Вольф, был уважаемым биндюжником (грузовиком на большой биндюжной телеге) на Больничной улице и слыл в городе вязалкой с очень жестким нравом, особенно в пьяном виде. Отец рано умер, и Мишка работал в матрасной мастерской, а затем электриком на авиационном заводе «Анатра».

Но, как и отца, его влек мир галантных кавалеров и прекрасных дам, мир денег, который он наблюдал в богатом аристократическом центре Одессы. У Мишки был дерзкий решительный характер, репутация борца, у него были амбициозные планы на будущее.

Его прозвали «Япончик», что значит «японец», за его черные волосы, скуластое лицо и раскосые глаза.

В 1905 году, во время еврейских погромов, Мишка участвовал в отрядах самообороны, организованных еврейской общиной, и получил оружие, которое оставил себе. Вскоре с отрядом бесстрашных анархистов Япончик стал совершать облавы на магазины и богатые квартиры. И отправить одесским купцам письма с требованием сдать средства «на нужды революции», заверенные печатью с черепом и костями.

30 августа -го -го года 1907 года пятнадцатилетний Мишка Винницкий участвовал в набеге на мучной магазин купца Ланцберга, на Балтийском тракте. Затем 28 октября состоялся очередной налет на квартиру Ландера. 6 декабря -го года Мишка был арестован случайно, во время облавы, в публичном доме на улице Болгарской. Приговор Одесского военного окружного суда – двенадцать лет. По другой версии, Япончик получил срок за дерзкое убийство начальника милиции на углу Дальницкой и Степовой.

Находясь в тюрьме, Япончик нашел деревенского подростка, получившего небольшой срок, и взял его под свою защиту. И он так его очаровал, что согласились поменять не только фамилии, но и уголовные обвинения. Так через несколько лет Мишка оказался на свободе. Мошенничество вскоре было раскрыто. Но криминальная полиция, не желая позорить себя перед вышестоящими инстанциями, решила не раскрывать эту ошибку. И, дабы замести следы. Фото Япончика изъяли из уголовного дела, что еще не раз поможет бандиту в его криминальной карьере.

Воровской король Молдаванки

Мишке было 24 года, когда он решил, что пришло время покорять преступный мир Одессы. В один из осенних дней Мишка навестил одноглазого рыжебородого Мейера Герша, местного главаря воров Молдаванки, чтобы подать заявление о вступлении в «дом». Он быстро завоевал авторитет среди одесских рейдеров и начал собирать собственную банду из лихих молдавских головорезов. Постепенно весь криминальный мир Одессы признал его своим лидером. Всего через два года Япончик взошел на трон предводителя всех молдавских рейдеров и контрабандистов, а это несколько тысяч человек. А правой рукой Мишки и консультантом по тактике объединения всех воровских группировок в одну огромную банду стал одноглазый Мейер Герш.

Банда Япончика

Люди Япончика проникли повсюду. Они наводили ужас на одесских скотопромышленников, лавочников, мещанских купцов и безропотно платили Мишке щедрую дань. Япончик представил своих людей полиции и порекомендовал, какие звания и сколько «положить за пазуху». Одесская полиция была на растерзании. Такого еще не было в Российской империи.

Япончик также занимал первенство в Стране по организации преступного синдиката, в который входили банды из других провинций. Он наладил поступление средств в свою казну из различных регионов России. В «организации» существовало строгое разделение на криминальные профессии. Были артиллеристы, наемные убийцы, торговцы, аферисты и так далее. Работа хорошо оплачивалась. Одесское общество рассказало о ошеломляющих налетах на рестораны, театры и места, где собиралась коммерческая элита. В какой-то момент быть не ограбленным Япончиком для купца стало просто не почетно. Что-то вроде понижения.

Популярность Мишки Япончика в Одессе была настолько велика, что о нем еще при жизни слагали легенды. По Дерибасовской шел коренастый франт с раскосыми глазами в ярко-кремовом костюме и желтой соломенной шляпе-канотье, с галстуком-бабочкой и букетом лилий в петлице в сопровождении двух телохранителей из числа самых заядлых рейдеров. Полицейские почтительно поклонились. У него также было кресло в Оперном театре в первом ряду, куда он ходил со своей красавицей-женой.

Каждый день Япончик ходил в кафе Фанкони, где у него был свой столик. Расположенное в центре города, в гуще коммерческой жизни, кафе было превращено в его «штаб», чтобы биржевые маклеры были в курсе всех сделок. Там гангстер почувствовал себя равным среди равных.

Но Король Воров ввел еще и «рейдерский кодекс», нарушение которого каралось не только изгнанием из «дома», но и смертью. В молодости он услышал от португальского моряка рассказ о японской мафии якудза в Нагасаки, члены преступной организации которой договорились об общих правилах и никогда их не нарушали. Согласно этому «кодексу», врачи, адвокаты и художники получили право жить и работать в мире. Грабить и оскорблять их считалось строжайшим нарушением «закона».

Япончик жаждал признания интеллигенции. Он любил посещать литературные и музыкальные вечера. Однако большая часть культурного класса Одессы сторонилась его. Поэтому он придумал циничный ход в своем стиле. Япончик грабил каждого известного музыканта или артиста, гастролировавшего в городе, в результате чего несчастному приходилось обращаться к Мишке с просьбой вернуть его вещи. Он выказывал сожаление, качая головой и долго цокая языком. Потом он закончил тем, что извинился за плохое воспитание своих мальчиков и отвел артиста в свой гардероб и предложил взять все, что он сможет унести. Вещи жертвы были возвращены, и был произнесен тост за дружбу. Говорят, даже оперный певец Федор Шаляпин попался в искусно расставленные Мишкой сети.

На Молдаванке Япончик часто устраивал шумные застолья. На столах были выставлены контрабандные продукты, оливки, жареная и фаршированная рыба, апельсины, овощи и водка, подаваемые в ведрах. Столы были заполнены бесплатной едой. В благодарность молдавские женщины района назвали Мишку Япончика королем.

Среди преступного мира Япончик дружил с известным бессарабским разбойником Григорием Котовским, частым посетителем игорных притонов и клубов, знатоком искусства переодевания, в форме жандармского офицера или бедной армии капитан с таким же рвением. Когда Котовский сидел в тюрьме в ожидании приговора, Мишка организовал план эффектного побега. В годы Гражданской войны Котовский стал красным комбригом и отплатил Мишке предательством в самое тяжелое для бандита время.

Гражданская война в России

Король воров обрел огромную власть во время Гражданской войны. В разгар боевых действий банда под предводительством Япончика насчитывала, по разным данным, от двух до десяти тысяч вооруженных головорезов. Они очень хорошо знали город и даже имели много опорных пунктов на окраинах.

С 1917 по 1920 год в Одессе сменилось более десятка властей. Каждый установил свой порядок. Находчивость Мишки Япончика не раз спасала банду от беды. Он очень тонко чувствовал настроение начальства и благодаря такому настрою всегда спасал свой «дом» в самый последний момент.

В декабре 1918 года социалисты и анархисты решили штурмовать городскую тюрьму, в которой приняли участие и бандиты Япончика, чтобы освободить своих товарищей вместе с другими политзаключенными. Штурм возглавил сам Мишка, вооруженный револьвером и, как ни странно, лимоном в руке. Освобожденные бандиты в тюремной одежде остановили трамвай и раздели пассажиров, чтобы переодеться.

Такая маневренность заставила городские власти принять решение арестовать Япончика и покончить с неудобным конкурентом в городе. Но это удалось только деникинскому генералу Шиллингу, командующему Одесским военным округом. Он направил в кафе «Фанкони» нескольких офицеров контрразведки. Они сидели за соседним столиком и пили турецкий кофе. Когда телохранители Япончика ушли, вооруженные офицеры вытащили револьверы, намереваясь ликвидировать Короля. Мишка прислонился к стене и пытался договориться с офицерами, чтобы не выстрелить в спину. Стали собираться зрители, чего и хотел Япончик. Белые офицеры не хотели стрелять в людном месте и решили отвезти Мишку в свой штаб для получения дальнейших распоряжений.

Слухи об аресте Япончика распространились по Одессе и дошли до Молдаванки. Через полчаса к зданию контрразведки подбежали вооруженные рейдеры. Они перекрыли улицу фаэтонами. К перепуганным часовым подошли несколько человек и в вежливой одесской манере попросили срочно сдать Мишку. Шиллинг долго сопротивлялся. Но страх взял верх. Король вышел на порог и вежливо поклонился окаменевшим часовым.

Япончик пытался примириться с белыми и даже отправил письмо военному губернатору Гришину-Алмазову, но безрезультатно. Затем он объявил войну «охотникам за золотом»: вступал с ними в стычки, развязывая настоящие уличные бои.

Деникинские офицеры и городские власти, были возмущены наглостью Царя одесских рейдеров. Газеты всячески клеймили Япончика позором. На каждой витрине магазина, в каждом полицейском участке, ресторане, казино и отеле была его фотография в профиль и в анфас. Но арестовывать его больше не решались.

В начале апреля 1919 года красные вернулись в Одессу. К Япончику пришли представители Ревкома матросов с просьбой организовать охрану во время концерта по сбору средств для сирот погибших за революцию. По городу были расклеены плакаты известных артистов с припиской: «Порядок гарантирован. До 2 часов ночи в городе не будет грабежей». А внизу подпись: «Моисей Винницкий, он же Мишка Япончик». Одесситы могли безбоязненно ходить по ночному городу. Люди Япончика патрулировали, обеспечивая их безопасность.

Прошло несколько дней. И, как всякое правительство в Одессе, большевики стали устанавливать свои порядки, в которых не было места Япончику и его банде. Были проведены рейды. Особенно пострадали Слободка и Молдаванка. Япончик спокойно отнесся к деятельности нового правительства. Но когда большевики стали расстреливать его людей без суда и следствия, Мишка на несколько недель пропал из города для анализа новой ситуации и понял, к своему великому разочарованию, что Россия будет большевистской. Поэтому, чтобы спасти свою многотысячную воровскую армию, у него было два варианта: либо бороться с большевиками, либо сдаться новому порядку. Но Япончик сделал неожиданный ход в своем стиле.

31 мая 1919 года он опубликовал в газете «Известия Одесского Совета рабочих депутатов» письмо, в котором рассказывал, как отсидел 12 лет за революционную деятельность, побывал на фронте, участвовал в разгоне контрбанд и даже реквизировал бронепоезд. В начале июня начальнику Особого отдела ВЧК 3-й Украинской армии Фомину сообщили, что в кабинете его ждет Мишка Япончик. Он так испугался, что приказал немедленно отряду изъять оружие у Япончика. К их большому удивлению, у Мишки не оказалось ни пистолета, ни перочинного ножа. И еще большим удивлением было увидеть восторженное отношение чекистов к Япончику, ведь они слышали рассказы о его дерзких подвигах.

Я хочу, чтобы мои ребята под моим командованием влились в ряды Красной Армии. У меня есть оружие, деньги тоже. Мне нужно только ваше разрешение, чтобы сформировать отряд.

Мишка Япончик

Фомин немедленно связался с командующим армией Николаем Худяковым. После непродолжительного совещания в Реввоенсовете было решено дать добро на формирование полка. После этого Мишка Япончик сразу приступил к боевой и политической подготовке своего полка, получившего название «54-й советский полк».

Это была самая странная часть Красной Армии. Командиром был Япончик, начальником штаба — Мейер Зайдер по прозвищу Майорчик, бывший владелец публичного дома. Красноармейские бандиты маршировали по Одессе с двумя еврейскими оркестрами, впереди своего командира Мишки верхом. Одесситы гордились своими бандитами. Многие плакали и махали платками.

В начале июня 1919 года поползли упорные слухи о наступлении большой армии генерала Деникина. Мишка направил командованию 3-й Украинской армии предложение сформировать из своих ребят отдельный полк и нанести удар по врагу на его же территории. Командование Красной Армии удивилось тому, что бандит лучше их разбирается в военной стратегии, но все же решило направить 54-й советский полк (2400 человек) на борьбу с националистической армией Петлюры.

23 июля полк Япончика прибыл в Бирзулу (до 2016 года Котовск, ныне Подольск). Полк вошел в состав 2-й бригады Г.И. Котовский, старый знакомый Мишки. Бой с Петлюрой длился несколько часов. Полк Япончика не только выдержал атаку своих рубежей, но, ко всеобщему удивлению, пошел в атаку. Япончик выполнил задание с минимальными потерями и победил. Враг отступил. Как ни странно, победу Япончика не оценил Котовский, опасавшийся его влияния на солдат. Более того, Япончик знал о дореволюционных делах Котовского, когда тот был бессарабским разбойником.

Другие красные лидеры тоже завидовали. Поэтому все комбриги, офицеры штаба и политкомиссары дивизии собрались на секретное совещание, на котором единогласно решили: разоружить полк и ликвидировать его командира. Япончик ожидал подобного исхода, но рассчитывал на помощь Котовского. К сожалению, этот поддержал заговор против своего бывшего друга, опасаясь за свою личную карьеру красного комбрига.

Япончик был слишком искусен, чтобы не понять заговора с целью его ареста и уничтожения его подразделения. Он приказал части полка обходными путями вернуться в Одессу. Сам он со ста шестнадцатью бойцами отправился за припасами. План был прост и гениален. На станции Помощная Япончик со своими людьми захватил поезд и заставил машинистов ехать в Одессу.

Но комиссар 54-го полка Фельдман предал своего командира. 4 августа на рассвете в Вознесенске поезд Япончика поджидал отряд красных кавалеристов. Япончика объявили арестованным, а его бойцов заперли в вагонах, изолировали от своего командира. Он вежливо попросил повторить заказ. Ему сказали во второй раз и потребовали сдать оружие. Япончик усмехнулся, повернулся к кавалеристам спиной и впереди них стал удаляться в сторону лесополосы. Ошарашенный такой наглостью комбат Урсулов ​​выстрелил. Мишка обернулся и достал револьвер, выставил генеральскую шашку и подошел к боевику. Раздались выстрелы. Когда дым рассеялся, Япончик лежал на земле, смертельно раненный.

116 бойцов отряда Мишки арестованы и под конвоем отправлены к месту расстрела. Через шесть лет в селе Чабанка под Одессой славный красный командир Котовский был застрелен Мейером Зайдером, бывшим начальником штаба Япончика. Это была месть за предательство короля.

Леонид Утёсов

Маленький рост, коренастый, быстрые движения, раскосые глаза — это Мишка-Япончик. Япончик» — за раскосые глаза — его бандитский, воровской «псевдоним». «Настоящая его фамилия Винницкий. и сделали его королем криминального мира одесского масштаба. Храбрый, предприимчивый, он сумел заполучить всю Одессу отморозков.

Оставить комментарий