ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН:ПИСАТЬ ИЛИ НЕ ПИСАТЬ? – Кутбилим
Наряду с нареканиями по поводу многочисленной писанины в школьной документации, не отстал от всеобщей полемики и план-конспект урока. Мнения по написанию планов урока разделились и появился вопрос «а нужно ли писать план урока, если и так все знаешь наизусть, если не пользуешься им в процессе урока, если одну и ту же тему пишешь из года в год, если одну и ту же тему по одному конспекту в параллельных классах преподносишь по-разному?»
Вопрос конечно интересный, но планирование урока никто не отменял, ведь это визитная карточка учителя, право на проведение урока и вообще скелет урока. А вот оживит ли этот скелет учитель, доведет ли урок до сознания детей, познакомятся ли дети с ожившим скелетом – это волшебство, мастерство учителя.
И тем не менее вопрос остается открытым. Добрая половина учителей старой закалки, привыкшая к требованиям советского образования, пишет конспекты не уставая, не пропуская ни одной нотки, но по устаревшим правилам, далеким от современного Государственного Стандарта. Они не приемлют написания в «табличной» форме. Так же эту форму конспектов считают очень нудной и трудоемкой (много писанины) и учителя постсоветского межвековья. Молодежь старается влиться в процесс развития образования и шагает в ногу со временем.
Коварное нашествие пандемии COVID-19 заставило встрепенуться все сферы социума, но особенно оно было заметно в сфере дошкольного, среднего и высшего образования. Цифровизация заняла позиции и обучение перешло в дистанционное обучение. За время учебы в онлайн режиме учителя успели выразить недовольство по загруженности деловыми бумагами и отчетностью. И возник вопрос: обязательно ли писать или можно, опытным, не писать плана-конспекта к уроку? Но как же тогда организовать учебный процесс?
Подготовка к уроку
О, урок! Ты — солнце
Ш. Амонашвили
Урок — это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) образовательного процесса. Провести хороший урок — дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами, закономерностями и принципами образовательного процесса. Но как учесть при планировании урока все необходимое, как не упустить самого главного?
Такую схему предложила передовой педагог из Города Гродно Оскирко Елена.
По поводу планов-конспектов по Стандарту многие опытные учителя считают, что детальное изложение материала, обозначение действий учителя и учащихся во время учебного процесса является лишней писаниной, которую вполне и в полном объёме мог удовлетворять план урока старого образца, то есть с чётко обозначенными целями, ходом урока и кратким описанием достижения целей.
Зачем нужен конспект урока?
Продумав содержание и методику проведения урока, учитель выполняет разработку конспекта урока. В нем фиксирует все то, к чему он пришел в результате изучения специальной и методической литературы, структурно-функционального анализа и своих размышлений над предстоящим уроком. Конспект отражает педагогический замысел урока и является его сценарием, моделью, раскрывая ход (последовательность) урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия, определить соотношение звеньев урока. На уроке же следует руководствоваться не конспектом, а развернутым планом.
Разрабатывая конспект, учитель выясняет:
— нужна ли на этом уроке проверка знаний умений и навыков, изучение нового, закрепление и повторение, задание на дом;
— какова последовательность расположения этих звеньев обучения;
сколько времени следует отвести на каждый этап работы.
При написании конспекта учитель отбирает оптимальное сочетание приемов, методов, средств и организационных форм обучения.
Методы: словесные, наглядные, печатные или практические методы, репродуктивные или проблемно-поисковые.
Также используются самостоятельные виды деятельности или под руководством учителя.
Надо четко себе представлять слабые и сильные стороны методов и их сочетаний. Каждый метод лучше решает одни задачи и хуже другие, осложняет или упрощает восприятие нового. Поэтому речь может идти только о целесообразном их сочетании. Решение о методах и приемах работы учитель принимает после отбора содержания и планирования задач с учетом специфики класса и своего стиля работы.
Учитываются состояние учеников, их возможное настроение (например, в предпраздничные дни) и работоспособность (какой по счету урок), возможности учебного кабинета, имеющееся время (для всех этапов урока, с учетом выполняемых учениками заданий).
В конспекте урока учитель прописывает формулировку вопросов для фронтального опроса, прописывает переход к началу изложения нового материала, записывает выводы, формулировки и обобщения. Излагается также тот или иной вид рассказа учителя на уроке, методика преподавания. Учитель намечает вопросы и задания учащимся по ходу изложения нового, способы работы с учебной презентацией, предусматривает демонстрацию/запись терминов и схем на экране или доске. Все это позволяет достичь четкости и выразительности на уроке, сделать рассказ ярким, эмоциональным и убедительным. Дословная запись дает возможность подготовиться к свободному (без использования конспекта) изложению материала на уроке.
Конспект включает: наименование темы урока, цель, задачи, перечень оборудования, содержание учебного материала и методику его изучения.
Правомерно ли вменять в обязанность учителя писать конспект урока
Правомерно ли вменять в обязанность учителя писать конспект урока
В данное время учителя задаются вопросом «Имеет ли право директор школы включить в текст должностной инструкции учителя обязанность иметь план-конспект каждого урока, в котором обязательно должны быть записаны цели и задачи?»
Прямого ответа на поставленный вопрос нет, так как в качестве основы для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учётом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников, применяются квалификационные характеристики.
В соответствии с разделом «Должностные обязанности» квалификационной характеристики по должности «учитель» в должностной инструкции и (или) трудовом договоре могут предусматриваться следующие обязанности, непосредственно связанные с составлением отчётной документации:
— разработка рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ;
— осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
А между тем
В целях сокращения отчётности учителей при выполнении соответствующих должностных обязанностей, разрабатывается перечень обязательной документации для руководителей образовательных организаций и учителей, в котором есть календарный план урока. Но форма и содержание составления поурочного плана урока обязательно стандартной быть не может, это рабочий инструмент учителя и должен соответствовать методике преподавания, опыту, фантазии.
«Не нужно загружать учителя дополнительной работой. Учитель должен иметь три документа: рабочую программу, классный журнал и дневник. А планирование урока – это индивидуальная настольная работа каждого учителя. Форма и содержание написания поурочного плана требует творческого подхода», — такого мнения придерживается Алмаз Токтомаметов президент КАО.
Айнура Асаналиева,
«Кут Билим»
Так нужно ли писать поурочные планы или нет?
← Предыдущая
Создать дискуссию
Следующая →
30 лет назад,когда я пришла в школу, поурочных разработок не было,и нам каждый день приходилось писать планы.Теперь все изменилось:в поурочных разработках все:,,от сих до сих,,.Я не пойму:для чего переписывать из учебника в тетрадь,если можно пользоваться разработкой?
Ответить на вопрос
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
Вот что нашла в Интернете.
1. О том, что в кабинете должны быть в наличии тематическое и поурочное планирование указано в Письме Минобрнауки РФ от 01.04.2005 N 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательного учреждения». В Письме Минобразования РФ от 07.02.2001 N 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений» указано, что работники на которых возложена ответственность за осуществление внутришкольного контроля большую часть рабочего времени должны отводить на документальное изучение результатов деятельности учителя (классные журналы, тематическое и поурочное планирование, анализ освоения образовательных программ).
2. Учителя, действительно, могут не писать поурочные планы, но при проведении проверки обязаны представить информацию по проведению урока и самоанализ урока, в котором должно быть отражено следующее: тип и вид урока, какое место занимает урок в изучаемой теме, цели, задачи урока и т.п. Если учитель затрудняется представить данную информацию, по итогам проведенной проверки, можно вынести замечание учителю и обязать его писать поурочные планы.
Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
А чтоб не скучно было!
Карине Рафаеловна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #2 пользователя Бурых Елена Владимировна
Точно!!!::smile1::
Галина
Ответ на сообщение #2 пользователя Бурых Елена Владимировна
В «Дополнительных разъяснениях по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей» (раздел II Приложения к письму Общероссийского профсоюза образования от 07. 07.2016 г. № 323) сказано:
«В целях сокращения отчётности учителей при выполнении соответствующих должностных обязанностей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования (далее – органы исполнительной власти), и руководителям образовательных организаций (далее – организации) рекомендуется исключить практику запроса у учителей конспектов и (или) диагностических карт уроков, а также планов подготовки к государственной итоговой аттестации, отчётов об их выполнении и т. п., так как соответствующие материалы (в случае их составления) являются рабочим инструментарием учителя, а не отчётной документацией, составление которой предусмотрено должностными обязанностями».
Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #58 пользователя Галина
Спасибо! Однако, рекомендуется, а этим все сказано…
Чиранова Татьяна Сергеевна
Все зависит от вашей администрации. Мне легче по своим планам работать, чем по тем, которые сейчас “штампуют”
Вадия
Ответ на сообщение #4 пользователя Чиранова Татьяна Сергеевна
Согласна с Вами. У нас тоже пока администрация к этому относится лояльно. Формально урок можно расписать по всем требованиям, а пользы может и не быть.
Аникеенко Наталья Владимировна(эксперт сообщества)
А у нас в этом году директор на первом педсовете предупредил, что будет проверять поурочные планы, и чтобы они обязательно были. Жуть! Я всегда готовлюсь к урокам, но оформлять всю эту “шапку” урока очень не люблю. Она мне абсолютно не нужна. А именно формулировка всех этих целей и задач занимает огромное количество времени, а не конкретно подготовка. Придется писать.
Карине Рафаеловна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #5 пользователя Аникеенко Наталья Владимировна
У нас точно такая же ситуация.Я в эти планы и не смотрю,просто они мне не нужны. Получается,что зря трачу время…::smile9::
Вадия
Ответ на сообщение #5 пользователя Аникеенко Наталья Владимировна
Пока пишешь всё это, все интересные идеи могут перегореть.
Карине Рафаеловна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #9 пользователя Вадия
А на самом деле так и есть!::smile41::
власова Наталья Николаевна
Ответ на сообщение #6 пользователя Карине Рафаеловна
Планы пишу, но расписываю только что и как объясняю (“новый материал”) и прорешиваю задачи. А вот как это “сработает” на уроке и в какой последовательности – зависит от множества факторов. Жесткие рамки прописанного плана и, тем более, технологической карты, меня сковывают, я начинаю нервничать, что не укладываюсь в спланированный хронометраж урока – ведь работаем с живыми людьми. Каким-то шестым чувством (или это опыт и интуиция?), взглянув на пришедших к тебе учеников, понимаешь, что и в какой последовательности на уроке делать, что пропустить, что переставить, от чего отказаться.
Аушева Елена Васильевна(эксперт сообщества)
Зачем поурочка, если у каждого есть методичка, а в началке – по всем предметам ВСЁ-ВСЁ расписано??????? Дурдом какой-то, мало у нас бумажек!!!
Карине Рафаеловна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #7 пользователя Аушева Елена Васильевна
Вот я об этом и говорю!::smile21::
Межуева Марина Викторовна
А в Татарстане не только поурочные планы должны быть, но (в скором времени) обязательны технологические карты урока по требованиям ФГОС и отражение элементов-структур Сингапурской методики преподавания в поурочных разработках. На этом фоне, просто поурочный план – не проблема.::smile0::
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #10 пользователя Межуева Марина Викторовна
::smile42::::smile49::
Карине Рафаеловна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #10 пользователя Межуева Марина Викторовна
Я очень надеюсь,что в Министерстве образования найдутся умные люди,которые пересмотрят эту проблему.
Касимова Людмила Михайловна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #10 пользователя Межуева Марина Викторовна
А разве учитель обязан использовать на уроке те технологии, которые угодны кому-то сверху? Или они всей республикой работают по Сингапурским технологиям?
Аушева Елена Васильевна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #10 пользователя Межуева Марина Викторовна
Карине Рафаеловна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #26 пользователя Аушева Елена Васильевна
::smile5::::smile5::::smile5::
Аушева Елена Васильевна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #13 пользователя Карине Рафаеловна
Карине Рафаеловна, Вы полагаете , они найдутся???? да еще и умные?????? Это в Министерстве-то????::smile3::
Светлана Александровна Максимова
Либо планы, либо уроки) Конечно, всё это должно быть, но и количество уроков в день у учителя должно тогда резко сократиться.
Касимова Людмила Михайловна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #15 пользователя Светлана Александровна Максимова
Достаточно сценария урока, так сейчас называется план, вроде бы. Если учитель продумал урок и подготовил необходимый материал, совсем не обязательно писать план.
Светлана Александровна Максимова
Ответ на сообщение #17 пользователя Касимова Людмила Михайловна
У нас не требуют плана на каждый урок, сценария и т.д. Если есть результаты работы, то учитель знает, что делает. Я, например, больше времени потрачу лучше на качественный анализ работ, нежели на написание строгого плана. Да, создаю для себя план, но он далек от того, который требуют от учителя.
Карине Рафаеловна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #17 пользователя Касимова Людмила Михайловна
Вы абсолютно правы!::smile2::
Карине Рафаеловна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #18 пользователя Светлана Александровна Максимова
Я Вам завидую. ..::smile12::Хочу в Вашу школу!::smile23::
Светлана Александровна Максимова
Ответ на сообщение #20 пользователя Карине Рафаеловна
Да, у нас замечательная школа) Тьфу-тьфу-тьфу))))
Карине Рафаеловна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #22 пользователя Светлана Александровна Максимова
::smile2::::smile2::::smile2::
Аушева Елена Васильевна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #15 пользователя Светлана Александровна Максимова
Должно-то оно должно, только ХТО ж его сократит, это количество, если нехватка учителей, у нас (и у меня в т.ч.) у многих 7-10 уроков в день, тут надо всю ночь писать))))))))
Отредактировано 13-09-2017 19:59
Светлана Александровна Максимова
Ответ на сообщение #27 пользователя Аушева Елена Васильевна
Ну, это понятное дело… конечно, это утопия))))
Светлана Александровна Максимова
Комментарий был удалён пользователем 13 сен 2017 в 20:36
Карине Рафаеловна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #27 пользователя Аушева Елена Васильевна
Ой,мамочки,как Вы работаете столько?::smile49::::smile49::::smile49::
Касимова Людмила Михайловна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #22 пользователя Светлана Александровна Максимова
Как здорово, когда учитель говорит, что его школа замечательная. У нас, например, очень демократичная и понимающая администрация.
Аушева Елена Васильевна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #33 пользователя Карине Рафаеловна
А что делать, Карине Рафаеловна, работаем. Например, в моем классе завтра анг.язык – 9тым уроком!!!, то есть девочки-“англичанки” в школе с утра и до 17.20. А вчера музыка была 10тым и закончилась у муз.педагога в 18.15. ::smile13::
Светлана Александровна Максимова
Ответ на сообщение #35 пользователя Касимова Людмила Михайловна
Мне есть, с чем сравнивать))))
Волкова Наталья Александровна
Нам сказали писать технологические карты всем и на каждый урок. Это столько времени надо, бумаги и прочее::smile39::
Карине Рафаеловна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #21 пользователя Волкова Наталья Александровна
Мне кажется,что это безобразие никогда не закончится. ::smile49::
Аушева Елена Васильевна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #24 пользователя Карине Рафаеловна
У нас, тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, пока ничего не требуют. Да и кто их проверять будет, когда в школе 46 классов, из них ровно половина – началка))
Карине Рафаеловна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #30 пользователя Аушева Елена Васильевна
Везет же некоторым…::smile11::::smile11::::smile11::
Нигириш Светлана Владимировна
Ответ на сообщение #30 пользователя Аушева Елена Васильевна
Вам везет! Радуйтесь!::smile0::
Нигириш Светлана Владимировна
Ответ на сообщение #21 пользователя Волкова Наталья Александровна
И бумаги! и краски! УЖАС!
Лукьянова Оксана Яронимовна
У нас книга для учителя. Там расписан каждый этап урока. Я подчеркиваю нужное и себе на листок краткий план. Правильно, если учитель сможет проанализировать свой урок достойно, то вопросов не возникнет
Карине Рафаеловна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #25 пользователя Лукьянова Оксана Яронимовна
Здорово!Мне нравится этот подход!::smile7::
Нигириш Светлана Владимировна
В началке и правда ВСЕ расписано! Есть сейчас книги- технологические карты. Но нам все равно сказали печатать технологическую карту на каждый урок. ДЛЯ ЧЕГО??? Мы их и не открываем. Для администрации, для проверки. ЧТОБЫ БЫЛО!!!!Пишу для себя краткий конспект, прорешиваю задачи. ::smile0:: Делаем двойную работу А у нас и правда бумажек мало!::smile13::
Карине Рафаеловна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #39 пользователя Нигириш Светлана Владимировна
Я думала,что только в нашей школе бардак-оказывается во всей стране.::smile9::::smile9::::smile9::
Аушева Елена Васильевна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #43 пользователя Карине Рафаеловна
Что Вы, конечно, везде, просто в разных местах оно по-разному. А по большому счету бардак везде. И самое печальное – МЫ, УЧИТЕЛЯ, НИЧЕГО НЕ МОЖЕМ ИЗМЕНИТЬ((
Карине Рафаеловна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #46 пользователя Аушева Елена Васильевна
Вы абсолютно правы!
Нигириш Светлана Владимировна
Ответ на сообщение #43 пользователя Карине Рафаеловна
БАРДАК ПО ВСЕЙ СТРАНЕ! Вы правы!!! ::smile25::
Карине Рафаеловна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #50 пользователя Нигириш Светлана Владимировна
::smile13::::smile13::::smile13::
Екатерина
у нас тоже приходиться писать поурочный планы, что занимает массу времени, а что делать в любой момент могут придти проверить
Карине Рафаеловна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #44 пользователя Екатерина
Да,только для проверяющих!
Аушева Елена Васильевна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #44 пользователя Екатерина
Видимо, у вас школа небольшая, начальству заняться нечем::smile3::
Аушева Елена Васильевна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #44 пользователя Екатерина
А при наших 46 классах и 1350 учащихся проверять – нереально)
Екатерина
Ответ на сообщение #47 пользователя Аушева Елена Васильевна
У нас колледж достаточно большой, просто могут в любой момент придти на урок и первое что попросить это поурочное планирование и КТП
Аушева Елена Васильевна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #52 пользователя Екатерина
А по Закону – Вас должны предупредить о том, что придет проверка в такой-то день.
Екатерина
Ответ на сообщение #54 пользователя Аушева Елена Васильевна
Нас предупреждают, весит график посещения занятий, только указан не конкретный день, а неделя, и я знаю что на любой урок в течение этой недели может придти проверяющий
Аушева Елена Васильевна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #55 пользователя Екатерина
Я думала, что без предупреждения.
Грохоткина Ирина Дмитриевна
По своим планам легче работать, чем по поурочным разработкам.Хотя на уроке практически в него не смотришь, а в некоторых ситуациях приходится от него отступать, перестраиваться на ходу.
Карине Рафаеловна(эксперт сообщества)
Ответ на сообщение #53 пользователя Грохоткина Ирина Дмитриевна
Вы абсолютно правы!
Темы: Нужен совет!
Похожие дискуссии:
- 100 книг по психологии
- Бесплатный сыр только. .. в мышеловке или за деньги?
- Всё сложное – просто.
- Кинезиологические упражнения в помощь учителю
- Конкурс КТП начальных классов
- Конкурсы для педагогов ССУЗов и студентов.
- Мама, а ты влюблялась, когда в школе училась?
- Плоский живот за 48 часов: чудеса детокса
- Секретные продукты питания или как сохранить здоровье при напряженной жизни педагога.
- Участие студентов в конкурсе WorldSkills
Краткое руководство для учителей
Быть учителем непросто — управлять, планировать, исполнять и творить — творческие, уникальные умы — непосильная, но приносящая удовлетворение работа. Обучение и развитие учащегося посредством практических занятий и деятельности по решению проблем – это навык, которым должен обладать каждый учитель.
Оригинал: Планы SourceLesson используются учителями для составления плана курсовой работы для своих учеников. Эти подробные планы разделены на несколько учебных мероприятий, которые экономят много времени, а также являются качественным и подробным справочником, когда он будет представлен в классе.
Из этой статьи вы узнаете, как составить хороший план урока и лучше организовать свои занятия.
10-шаговое руководство по написанию четкого плана урока
Хороший план урока — это подробное руководство по тому, что учащиеся будут изучать и как это будет эффективно выполняться в классе.
Несмотря на то, что у разных учителей есть свои стили управления, наличие шаблона плана урока очень ценно, так как он позволяет вам продумывать каждый шаг, готовиться перед презентацией своим ученикам и понимать, какие цели обучения обеспечат максимальное обучение.
<<Получите скидку 20% на профессионально написанный план урока>>Давайте посмотрим, как составить хороший план урока за 10 конструктивных шагов.
1. Постановка целей обучения
Первый шаг к пониманию целей и задач плана урока – определение необходимых целей обучения.
Это определит, что и как ваши ученики будут понимать план урока, как они будут работать над этим в классе, что от них ожидается и каковы основные выводы урока.
Вот советы, которые следует учитывать при написании целей:
- Конкретные, ясные, простые и привлекательные;
- Четко сформулируйте результат обучения на этом уроке;
- Соответствует образовательному стандарту школы/колледжа;
- Соответствует теме и имеет отношение к ней;
- Задачи реалистичны, измеримы и достижимы;
- Ориентирован на действия и ограничен во времени.
2. Перечислите вспомогательные требования и материалы
Для каждой дисциплины или предмета вам могут потребоваться определенные инструменты или вспомогательные материалы для выполнения плана урока. Таким образом, очень важно составить список всего оборудования или материалов, которые могут понадобиться вашим ученикам для каждого из этих предметных планов, для гораздо более плавного и несложного процесса, который может достичь максимального обучения.
Храните необходимые маркированные материалы в отдельном и безопасном месте или, если необходимы компьютеры, убедитесь, что вы зарезервировали их для бесперебойной работы. Не забудьте добавить в закладки каждый сайт или включить ссылки, которые вам понадобятся, чтобы представить своим ученикам план урока.
Учебные материалы могут также включать материальные предметы или даже нематериальные ресурсы, начиная от пробирок и заканчивая проекторами, от сборников рассказов до онлайн-презентаций, от раздаточных материалов до карандашей и ручек. Определите тип и количество ресурсов, которые вам потребуются для вашего конкретного плана урока.
Включите аудио- и визуальную деятельность, особенно когда речь идет о научных исследованиях, таких как биология, психология или физика. Это повышает уровень усвоения материала и делает урок интересным и увлекательным.
3. Спланируйте учебную деятельность
Запишите интересные занятия и учебные упражнения, связанные с вашим конкретным предметом, чтобы привлечь внимание вашего ученика и взаимодействовать с ним таким образом, чтобы подчеркнуть его стиль обучения и мыслительные способности.
Спланируйте несколько видов деятельности и примеры, которые помогут укрепить ум учащихся, расширить их творческие способности и развить их физические и социальные навыки. Следите за тем, чтобы эти учебные занятия были интерактивными, а также теоретическими, чтобы сохранить баланс между наличием ссылок на бумаге и реальными приложениями.
Всегда будет проще, если вы спланируете, что ваши учащиеся должны изучить в ходе этих занятий, в каких и скольких группах они должны быть, реалистичные сроки для каждого занятия и соответствуют ли они целям обучения.
Вот интересное выступление Кэтрин Тиммеш на TEDx, посвященное использованию творчества в качестве инструмента обучения.
4. Подробно запишите процедуры и инструкции
Для хорошо выполненного плана урока важно записать подробные и обширные заметки о процедуре учебных действий и их пошаговое изложение инструкции.
Ваши подробные инструкции должны включать:
- Необходимые материалы;
- Цели обучения;
- Предметные задания;
- Детали содержания;
- Оценки и уровни оценок;
- Инструкции по презентации;
- Студенческие объединения;
- Методы самостоятельной практики;
- Игры или интерактивные упражнения;
- Возможности обучения;
- Конкретные методы обучения, которые вы хотели бы использовать.
Признайте предшествующие знания вашего учащегося по предмету и/или учебной программе и, соответственно, поставьте задачу на уроке, чтобы побудить его использовать свои предварительно приобретенные навыки, критическое, аналитическое и творческое мышление и стратегии командной работы.
Набросок плана урока поможет вам наглядно представить, как вы могли бы проводить уроки. Это также поможет вам определить отсутствующие компоненты, проблемы с инструкциями или потенциальные препятствия, с которыми вы или ваши ученики можете столкнуться во время этих действий.
5. Установите временные рамки для каждого занятия
Как учителя, вы должны знать, как трудно выполнить весь план урока, имея возможность преподавать все, что вы запланировали. Крайне важно создать конкретный и реалистичный график для каждого занятия, чтобы добиться максимального обучения и вовлеченности ваших учеников.
Вместо того, чтобы включать все сразу, разделите и разделите планы уроков на день, неделю и/или раз в два месяца. Подумайте о том, чтобы сузить свой список занятий, чтобы включить в него важные понятия, идеи и упражнения, которые вы хотели бы, чтобы ваши ученики выполняли и изучали.
Расставьте приоритеты целей обучения, подготовьте дополнительное время в конце для вопросов и обсуждений и будьте гибкими или готовыми скорректировать планы уроков, если это необходимо.
6. Организуйте план урока
Чтобы упростить процесс и организовать доступ к плану урока, создайте план, добавив необходимые упоминания и соответствующую информацию по вашему предмету. Оставьте место для дополнительных задач, методов, материалов и отведенное место для наблюдений и рекомендаций.
Соберите всю эту информацию вместе и сопоставьте ее в своем черновике, чтобы, когда придет время представлять план урока, у вас был готовый полный и подробный план для справки.
7. Определите методы оценивания и выставления оценок
При планировании завершения плана урока вы должны разработать критерии и методы для оценки того, насколько хорошо ваши учащиеся понимают и усваивают материал в ходе вашей учебной деятельности. Это определит, достигнута ли цель вашего плана урока.
Лучший способ проверить знания и понимание учащихся — устные и письменные тесты, формативное оценивание, индивидуальные и групповые проекты, опросы учащихся и многое другое. Вы также можете оценить их критическое мышление и навыки решения проблем в ходе групповых обсуждений или обсуждений с коллегами один на один.
Получите отзывы об этих опросах пульса, чтобы проанализировать, что сработало для ваших учеников, а что нет. По сути, это поможет улучшить ваш план урока в следующий раз.
8. Предвидеть трудности
Не каждый план урока будет идеальным и будет соответствовать вашим желаниям. Поэтому лучше всего попытаться предотвратить все возможные последствия проблем, проблем и технических ошибок с самого начала.
Вы можете столкнуться с многочисленными организационными проблемами или трудностями восприятия со стороны ваших учеников. Не каждый учащийся будет иметь одинаковые навыки осмысления, понимания и письма, и в этом случае важно, чтобы ваши методы обучения были настолько инклюзивными и гибкими, насколько это необходимо.
9. Создайте краткое изложение плана урока
Чтобы завершить и обобщить весь план урока, создайте краткое изложение своей темы. Добавьте важные идеи и детали, которые вы хотели бы обсудить в классе, и включите краткий обзор основных моментов вашего плана урока.
Запишите себе, чтобы у вас было немного времени, чтобы оценить, как прошел ваш план урока. Признайте, если что-то пошло не по плану или потребовались некоторые дополнения.
10. Просмотрите и назначьте домашнее задание
При необходимости для расширенного обучения и закрепления всей информации из вашего плана урока вы можете давать короткие и увлекательные домашние задания. Это было бы эффективным бонусным занятием для ваших учеников, позволяющим сохранить все, что они узнали в классе.
Они могут быть в форме:
- Вопросы для коротких эссе;
- обзоры карточек;
- Вопросы с несколькими вариантами ответов;
- Групповые/индивидуальные проекты;
- Письменные отчеты;
- Презентации Powerpoint.
Заключение
Создание хорошего плана урока для ваших учеников — сложная задача, но она должна быть приоритетом для всех учителей.
Без надлежащего шаблона это может стать трудным процессом, и вы можете получить ошибочные знания о том, что вам нужно включить в план урока, как планировать свою деятельность и какие результаты обучения, по вашему мнению, достигают ваши ученики.
Воспользуйтесь нашим руководством по плану урока для учителей, чтобы сделать процесс преподавания и обучения более плавным и беспроблемным для вас и ваших учеников.
Если вы впервые пишете план урока, вам может помочь Writers Per Hour. Наши опытные авторы могут составить профессионально написанный план урока, который поможет вам организовать урок и стать более эффективным учителем.
Стратегии эффективного планирования урока
Стилиана Милкова
Центр исследований в области обучения и преподавания
План урока представляет собой дорожную карту инструктора о том, что учащиеся должны изучить и как это будет эффективно выполняться во время занятий. Прежде чем планировать свой урок, вам сначала нужно определить цели обучения для собрания класса. Затем вы можете спланировать соответствующие учебные мероприятия и разработать стратегии для получения отзывов об обучении учащихся. Успешный план урока учитывает и объединяет эти три ключевых компонента:
- Цели обучения учащихся
- Преподавательская/учебная деятельность
- Стратегии проверки понимания учащихся
Указание конкретных целей обучения учащихся поможет вам определить виды учебно-методической деятельности, которую вы будете использовать в классе, а эти виды деятельности определят, как вы будете проверять, достигнуты ли цели обучения (см. рис. 1).
Этапы подготовки плана урока
Ниже приведены шесть шагов, которые помогут вам при создании первого плана урока. Каждый шаг сопровождается набором вопросов, которые призваны подтолкнуть вас к размышлению и помочь вам в планировании вашей учебной и преподавательской деятельности.
(1) Основные цели обучения
Первым шагом является определение того, что вы хотите, чтобы учащиеся узнали и смогли сделать в конце урока. Чтобы помочь вам определить цели обучения учащихся, ответьте на следующие вопросы:
- Какова тема урока?
- Чему я хочу, чтобы студенты научились?
- Что я хочу, чтобы они поняли и смогли сделать в конце урока?
- Что я хочу, чтобы они вынесли из этого урока?
После того, как вы наметите цели обучения для классного собрания, ранжируйте их по степени важности. Этот шаг подготовит вас к управлению временем занятий и достижению более важных целей обучения, если у вас мало времени. Ответьте на следующие вопросы:
- Какие наиболее важные концепции, идеи или навыки я хочу, чтобы учащиеся могли понять и применить?
- Почему они важны?
- Если бы у меня не хватило времени, какие из них нельзя было бы пропустить?
- И наоборот, какие из них я мог бы пропустить, если бы мне не хватило времени?
(2) Разработка введения
Теперь, когда у вас есть цели обучения в порядке их важности, спланируйте конкретные действия, которые вы будете использовать, чтобы заставить учащихся понять и применить то, что они узнали. Поскольку у вас будут разные студенты с разным академическим и личным опытом, они могут быть уже знакомы с этой темой. Вот почему вы можете начать с вопроса или задания, чтобы оценить знания учащихся по предмету или, возможно, их предвзятые представления о нем. Например, вы можете провести простой опрос: «Кто из вас слышал о Х? Поднимите руку, если есть». Вы также можете получить справочную информацию от своих учеников перед занятием, отправив учащимся электронный опрос или попросив их написать комментарии на каталожных карточках. Эта дополнительная информация может помочь сформировать ваше введение, учебные действия и т. д. Когда у вас будет представление о том, насколько учащиеся знакомы с темой, вы также поймете, на чем следует сосредоточиться.
Разработайте творческое введение в тему, чтобы стимулировать интерес и стимулировать размышления. Вы можете использовать различные подходы для вовлечения учащихся (например, личный анекдот, историческое событие, дилемма, наводящая на размышления, пример из реальной жизни, короткий видеоклип, практическое применение, наводящий вопрос и т. д.). При планировании введения рассмотрите следующие вопросы:
- Как мне проверить, знают ли учащиеся что-либо по теме или имеют ли они какие-либо предвзятые представления о ней?
- Какие распространенные идеи (или, возможно, неправильные представления) по этой теме, с которыми учащиеся могут быть знакомы или которые могут их поддержать?
- Что мне сделать, чтобы представить тему?
(3) Спланируйте конкретные учебные действия (основную часть урока)
Подготовьте несколько различных способов объяснения материала (примеры из реальной жизни, аналогии, наглядные материалы и т. д.), чтобы привлечь внимание большего числа учащихся и привлечь внимание к разным стилям обучения. Когда вы планируете свои примеры и действия, оцените, сколько времени вы потратите на каждое из них. Выделите время для расширенного объяснения или обсуждения, но также будьте готовы быстро перейти к другим приложениям или проблемам и определить стратегии, которые проверяют понимание. Эти вопросы помогут вам разработать учебные задания, которые вы будете использовать:
- Что я сделаю, чтобы объяснить тему?
- Что мне сделать, чтобы проиллюстрировать тему по-другому?
- Как привлечь учащихся к теме?
- Какие уместные примеры, аналогии или ситуации из реальной жизни могут помочь учащимся понять тему?
- Что нужно сделать учащимся, чтобы лучше понять тему?
(4) Запланируйте проверку на понимание
Теперь, когда вы объяснили тему и проиллюстрировали ее различными примерами, вам необходимо проверить понимание учащимися – как вы узнаете, что учащиеся учатся? Подумайте о конкретных вопросах, которые вы можете задать учащимся, чтобы проверить их понимание, запишите их, а затем перефразируйте, чтобы вы были готовы задавать вопросы по-разному. Постарайтесь предугадать ответы на ваши вопросы. Решите, хотите ли вы, чтобы учащиеся отвечали устно или письменно. Вы можете посмотреть «Стратегии расширения мышления учащихся», http://www. crlt.umich.edu/gsis/P4_4.php, которые помогут вам сгенерировать некоторые идеи, и вы также можете задать себе следующие вопросы:
- Какие вопросы я задам учащимся для проверки понимания?
- Что должны сделать учащиеся, чтобы продемонстрировать, что они следуют?
- Возвращаясь к моему списку целей обучения, какое задание я могу предложить учащимся, чтобы проверить, достигнута ли каждая из них?
Важной стратегией, которая также поможет вам в управлении временем, является предвидение вопросов учащихся. При планировании урока решите, какие вопросы будут продуктивными для обсуждения, а какие могут отвлечь класс. Подумайте и определите баланс между охватом содержания (достижением ваших целей обучения) и обеспечением понимания учащимися.
(5) Подготовьте заключение и предварительный просмотр
Пройдитесь по материалу, пройденному в классе, резюмируя основные моменты урока. Вы можете сделать это несколькими способами: вы можете сами сформулировать основные моменты («Сегодня мы говорили о…»), вы можете попросить учащегося помочь вам обобщить их или даже попросить всех учащихся записать на листе бумаги. лист бумаги, что, по их мнению, были основными пунктами урока. Вы можете просмотреть ответы учащихся, чтобы оценить их понимание темы, а затем объяснить все неясное на следующем уроке. Завершите урок не только резюмированием основных моментов, но и предварительным просмотром следующего урока. Как тема связана с предстоящей? Этот предварительный просмотр подстегнет интерес учащихся и поможет им связать различные идеи в более широком контексте.
(6) Создайте реалистичную временную шкалу
GSI знают, как легко упустить время и не охватить все многочисленные пункты, которые они планировали охватить. Список из десяти целей обучения нереалистичен, поэтому сузьте его до двух-трех ключевых понятий, идей или навыков, которым вы хотите научить учащихся. Преподаватели также согласны с тем, что им часто приходится корректировать свой план урока во время занятий в зависимости от того, что нужно ученикам. Ваш список приоритетных целей обучения поможет вам принимать решения на месте и корректировать план урока по мере необходимости. Наличие дополнительных примеров или альтернативных видов деятельности также позволит вам проявить гибкость. Реалистичный график будет отражать вашу гибкость и готовность адаптироваться к конкретной среде в классе. Вот несколько стратегий для создания реалистичной временной шкалы:
- Оцените, сколько времени займет каждое из действий, затем запланируйте дополнительное время для каждого
- Когда вы готовите план урока, рядом с каждым заданием укажите, сколько времени, по вашему мнению, это займет
- Запланируйте несколько минут в конце занятия, чтобы ответить на оставшиеся вопросы и подвести итоги
- Запланируйте дополнительное задание или вопрос для обсуждения на случай, если у вас останется время
- Будьте гибкими — будьте готовы адаптировать свой план урока к потребностям учащихся и сосредоточиться на том, что кажется более продуктивным, а не придерживаться первоначального плана
Презентация плана урока
Сообщите своим ученикам, что они будут изучать и делать на уроке, это поможет им быть более заинтересованными и не сбиться с курса. Вы можете поделиться своим планом урока, написав краткую повестку дня на доске или четко сказав учащимся, что они будут изучать и делать на уроке. Вы можете набросать на доске или в раздаточном материале цели обучения для класса. Предоставление осмысленной организации учебного времени может помочь учащимся не только лучше запоминать, но и следить за вашей презентацией и понимать смысл занятий в классе. Четко видимая повестка дня (например, на доске) также поможет вам и учащимся не сбиться с пути.
Размышление о вашем плане урока
План урока может работать не так, как вы ожидали, из-за ряда посторонних обстоятельств. Не расстраивайтесь – это случается даже с самыми опытными педагогами! Потратьте несколько минут после каждого занятия, чтобы подумать о том, что сработало хорошо и почему, а что вы могли бы сделать по-другому. Выявление успешной и менее успешной организации учебного времени и занятий облегчило бы адаптацию к непредвиденным обстоятельствам в классе. Для получения дополнительных отзывов о планировании и управлении временем занятий вы можете использовать следующие ресурсы: отзывы учащихся, наблюдение коллег, просмотр видеозаписи вашего обучения и консультации с сотрудником CRLT (см. также, Улучшение преподавания: получение отзывов , http://www.crlt.umich.edu/gsis/P9_1.php и Форма раннего отзыва , http://www.crlt.umich.edu/gsis/earlyfeedback.pdf ).
Заключение
Чтобы быть эффективным, план урока не должен быть исчерпывающим документом, описывающим каждый возможный сценарий в классе. Он также не должен предвидеть ответ или вопрос каждого учащегося. Вместо этого он должен предоставить вам общее описание ваших целей обучения, задач обучения и средств их достижения. Это напоминание о том, что вы хотите сделать и как вы хотите это сделать. Продуктивный урок — это не тот, на котором все идет точно по плану, а тот, на котором и ученики, и преподаватели учатся друг у друга.
Дополнительные ресурсы
Онлайн:
Видеоролики GSI Мичиганского университета, активно привлекающие студентов к практическим занятиям: https://crlte.engin.umich.edu/engineering-gsi-videos/
Планирование Сессия первого дня: как составить план урока на первый день занятий: http://gsi.