Пожилой человек в социальной структуре российского общества: 1.8. Пожилой человек в социальной структуре общества

День пожилого человека: история праздника, традиции, поздравление

День пожилого человека: история праздника, традиции, поздравление 28.09.2020 00:00

1 октября отмечается Международный День пожилых людей. Возможно, он отмечается в октябре потому, что осень года отождествляется с осенью жизни. В золотую осеннюю пору мы чествуем тех, кто все свои силы и знания посвятил своему народу, кто отдал здоровье и молодость молодому поколению. Не зря второе название этого дня – день добра и уважения. Можно иногда в современном обществе столкнуться с унижением, неуважением и дискриминацией людей пенсионного возраста. Мы должны говорить им спасибо, ведь знания и мудрость пожилых людей могут внести огромный вклад в дело развития людских ресурсов и обеспечения устойчивого экономического развития в контексте наукоемкой экономики XXI века. Этот вклад пойдет на благо как самих пожилых людей, так и всего общества в целом. Конечно, в каждом отдельном случае должны быть, прежде всего, учтены пожелания самих пожилых людей. Международный День пожилых людей – это особенный день для старших граждан по всему миру. На сегодняшний день во всем мире насчитывается около 600 млн. человек, возраст которых составляет 60 лет и более. В нашем быстро стареющем мире «ветераны жизни» играют важную роль. Они передают накопленный опыт и знания, помогают своим семьям. Зрелые люди – это новая сила для развития.

Возникновение праздника

Самое главное торжество для всех наших бабушек и дедушек – это День пожилого человека.


История праздника берет свое начало еще в 70-х годах прошлого века. Первые мысли о его создании пришли на ум ученым, которые всерьез задумались о старении населения и о влиянии людей старшего возраста на развитие экономики. Сначала День пожилых людей начали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 80-х годов во всем мире. День пожилых людей празднуется с большим размахом в скандинавских странах. Но вернёмся на несколько десятилетий назад, к истокам этого праздника. Основателем дня пожилого человека считается Япония.

Отмечать “День престарелых” предложил в 1947 году Масао Кадоваки, староста небольшой деревни в префектуре Хёго. Днем для празднования выбрали 15 сентября – и уборка урожая завершена, и погода благоприятная установилась. Собрали совет старейшин и девизом праздника утвердили: “Улучшим жизнь в деревне, учась мудрости у стариков, уважая их и перенимая их опыт”. С 1950 года почин празднования подхватили в других деревнях, и традиция постепенно охватила всю страну. Позднее стали считать выражение “День престарелых” не совсем этичным, и с 1964 года название было изменено на “День пожилых людей”. А с 1966 года день стал национальным праздником – Днем почитания пожилых людей.

В последние годы, говоря о пожилых людях, в Японии все чаще стали использовать выражение “серебряный возраст” и надо сказать, что “серебряный возраст” в Японии, в большинстве своем, ведет здоровый образ жизни и выглядит превосходно. И, несомненно, что японская пословица – “Познавать новое, обращаясь к старому” – очень хорошо отражает связь поколений в Японии и позволяет понять, что культ старшего поколения, в хорошем смысле этого слова, здесь весьма ощутим. Всего, чего достигла страна после разрухи, оставленной, Второй мировой войной, она обязана им – тем, кому сегодня за 70. Поэтому День почитания пожилых людей – это светлый и всеми любимый праздник.

Не каждая страна имеет пешеходную “серебряную зону”. До 2003 года День почитания пожилых людей праздновали 15 сентября, а с 2003 года, в результате частичного пересмотра “Закона о национальных праздниках”, он был перенесен на третий понедельник сентября.

В 1982 году в Вене, столице Австрии, прошла Первая Всемирная ассамблея, которая затронула проблему старения населения. Представители разных стран рассказывали о жизни людей престарелых и делились друг с другом опытом. Это стало важным вопросом для правительств стран, ведь социальное и экономическое положение людей почтенного возраста играет важную роль в развитии любого государства, независимо от его местоположения. Проблему обеспечения ветеранам жизни достойной старости нужно было решать.

Организация Объединенных Наций, конечно же, не могла не поддержать решение ассамблеи, вследствие чего Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1990 года было установлено: 1 октября – День пожилого человека.

Вторая ассамблея по проблемам старения в Мадриде в 2002 году этот праздник поддержала и отметила основные направления работы в плане обеспечения людям спокойной и достойной старости:

– улучшение медицинского обслуживания;

– увеличение доходов;

– улучшение социального обеспечения;

– увеличение внимания общества к своим старикам;

– обеспечение занятости тем, кто имеет силы и опыт и желает работать даже на пенсии.

Сначала День пожилых людей начали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 80-х годов во всем мире. В России идею праздника поддержали, ведь кто из нас не вспомнит свое детство, любимую бабушку и ее заботу! Нигде в мире нет такого, как у нас, чтобы внуки составляли смысл жизни большинства бабушек и дедушек, а родители беззаветно доверяли им детей.

В Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 года. 1 июня 1992 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации постановил поддержать мировую инициативу и объявил 1 октября – Днем пожилых людей, не только мировым, но и нашим отечественным праздником. В этот день, который стал достаточно популярным не только среди стариков, но и у молодых людей, в России происходит много интересного.

Правительство приурочивает к этой дате какие-то финансовые подвижки, увеличение пенсий, расширение льгот и т.д. Составляются фильмы и концертные программы по центральным каналам так, чтобы они были интересны пожилым людям. Региональные власти проводят свои мероприятия. Пенсионеры и сами в состоянии себя развлечь. Советы ветеранов, клубы по интересам, народные хоры – инициаторы множества встреч, концертов, конкурсов, чаепитий и в столице, и в самой глухой деревне России.

 

И конечно, очень важно, как воспринимают праздник молодые. Ведь старикам приятно, когда их дети, внуки, правнуки звонят в этот день, приезжают, оставляя все дела и посвящая вечер своим близким, отчему дому, семье.


Значение праздника

В России большое значение имеет праздник День пожилого человека. История праздника состоит из множества этапов. Но не только Россия заботится о населении старшего возраста. Другие страны уделяют большое внимание своим пенсионерам. Ведь они принимают участие в общественной жизни. Например, в Африке дети, больные СПИДом, оставшиеся без родителей, находятся под присмотром бабушек и дедушек.
Их нельзя не благодарить, ведь они делают для нас очень многое. А в Испании, например, уход за больными осуществляется в основном людьми пожилого возраста, особенно женщинами. В каждом государстве стали зарождаться, а со временем и вовсе установились определенные традиции.

Празднование в других странах

Праздник сначала отмечали в Европе, особенно в северных странах, где уровень жизни гораздо выше остальных. Постепенно он перешел и в южные государства, и в США. Появились свои традиции. В силу своих финансовых возможностей в разных государствах в этот день проводятся различные мероприятия. Но всё же главной целью остается поощрение пожилых людей. В разных странах этот праздник носит различные названия.
В США, например, это National Grandparents Day, что в переводе значит «День бабушек и дедушек”

В Китае – «Праздник двойной девятки»

Праздник двойной девятки выпадает на девятый день девятого месяца по китайскому лунному календарю, отчего и получил своё название.Согласно традиционной теории об Инь и Ян, число 9 относится к Ян, что означает положительную, мужскую энергию. Девятый день девятого лунного месяца — это день, когда встречаются два номера Ян. С древних времён Двойная девятка считалась важным праздником.

В китайском языке слово «девять» произносится так же, как и «долголетие». Поэтому выражение «две девятки» в китайском языке используется, чтобы пожелать людям преклонного возраста долгих лет жизни. На празднике принято выражать почтение пожилым людям.Таким образом, повелось так, что молодёжь в этот день отдаёт дань уважения людям преклонного возраста, а те в свою очередь хорошо проводят время. Многие компании организовывают для пенсионеров туры с восхождением в горы или другие экскурсии. Молодые вывозят старших в пригород или отправляют им в этот день подарки.

В 2016 году День пожилого человека в Китае будут праздновать 9 октября. (2017 год – 28 октября 2018 год – 17 октября 2019 год – 7 октября 2020 год – 25 октября)

В Японии – «День уважения к престарелым».

 

Но название праздника не меняет его сути – во всех странах отдают дань почтения пожилым людям.

Международный праздник поддержали и многие другие государства на территории бывшего Советского Союза.

1 октября чествуют своих стариков жители Белоруссии и Украины, Латвии и Молдавии, а также Азербайджана.

 

Символы и логотипы праздника

Оказывается, у этого праздника даже есть свои логотипы. За рубежом он обычно обозначается как земной шар на белом фоне. Колосья пшеницы, словно обнимающие земной шар – это колыбель. Почему именно земной шар является символом такого события, как День пожилого человека? История праздника гласит, что это изображение символизирует глобальность и масштабность.

В России логотипом этого праздника является ладонь. Рука всегда была символом доброты, помощи, примирения.

В России большое значение имеет праздник День пожилого человека. История праздника насчитывает уже много ежегодных событий, их результатом становится новый взгляд на наших старших сограждан. Они должны ощутить свою востребованность и почувствовать любовь и благодарность не только родных, но и государства в целом. Пусть осень их жизни будет теплой и солнечной!

 

Материал предоставлен сайтом: https://ped-kopilka.ru/blogs/rima-ahatovna-afanaseva/den-pozhilogo-cheloveka-istorija-prazdnika-tradici-pozdravlenie.html

Автор: Афанасьева Римма Ахатовна


1 октября – Международный день пожилых людей

«И пусть, взрослеет возраст, но, 
Душою возраст вечно молод, 
Пусть, будет так, как быть должно – 
Пусть, будет возраст, людям, дорог…» 
В. Скворцова

Международный день пожилых людей был учрежден по инициативе ООН (Резолюция № A/RES/45/106) 14 декабря 1990 г. В 1991 году, ООН приняла документ «Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей», где утверждается, что люди пенсионного возраста имеют право на независимость, участие, реализацию своего потенциала и должный уход, причем «независимо от их экономического вклада».

В России Международный день пожилых людей стали отмечать в 1992 году, после принятия Постановления Президиума Верховного Совета РФ № 2890/1-1 «О проблемах пожилых людей».

Цель праздника: сохранение семейных ценностей, проявление уважения, доброты, заботы о cтаршем поколении.

В этот день проходят различные фестивали, организуемые ассоциациями в защиту прав пожилых людей, конференции и конгрессы, посвященные их правам и их роли в обществе, концерты, праздники, благотворительные акции.

У праздника есть свои логотипы. За рубежом логотип обозначается как земной шар на белом фоне. Колосья пшеницы, словно обнимающие земной шар – это колыбель.


Почему именно земной шар является символом Дня пожилого человека? История праздника гласит, что это изображение символизирует глобальность и масштабность. В России логотипом является раскрытая ладонь – символ доброты и помощи.


Недавно Всемирная Организация Здравоохранения опубликовала доклад о старении и здоровье пожилых людей. Глобальный труд включает сотни исследований, посвящённых различным аспектам жизни и оказания медицинской помощи старшему поколению.

Почему вдруг пожилые люди привлекли столь пристальное внимание не только специалистов ВОЗ, но и общества во всем мире? Ответ прост. Население планеты неуклонно стареет, и надо заблаговременно подготовиться к такому повороту событий. Вопросов, на которые предстоит найти ответ, очень много. Как добиться, чтобы люди сохраняли активное долголетие, крепкое здоровье, чтобы пожилые не были обузой для семьи и общества?

Дорогие наши бабушки и дедушки! На нашем сайте в разделе Школа «Долго и счастливо» вы можете узнать о преимуществах и условиях ведения здорового образа жизни, о необходимости профилактики, раннего выявления, своевременного лечения заболеваний, о факторах, способствующих сохранению здоровья. Приглашаем всех граждан старшего поколения раскрыть свой секрет долголетия! Жить долго и счастливо, сохраняя активность, крепкое здоровье и благосостояние, может каждый!

Поздравляем вас с праздником – Международным днем пожилых людей! Желаем вам самого главного – здоровья, радостного сияния глаз, не терять молодости души и мечтаний, делиться со следующими поколениями мудростью и опытом. А жизнь пусть будет полна приятных минут.

Как в Москве отметят Международный день пожилых людей

«Московское долголетие» – проект Правительства Москвы для горожан старшего возраста, которые стремятся к самореализации. В каждом районе города организованы кружки и секции. Участники могут бесплатно заниматься танцами, рукоделием, живописью, спортом, пением и многим другим.

Записаться в интересную для вас секцию рядом с домом можно в любом центре социального обслуживания или во время открытых уроков в парках, предоставив необходимые сведения (номер и серию паспорта, СНИЛС, социальную карту москвича).

Парки, в которых можно отметить Международный день пожилых людей:

– Бабушкинский парк, 30 сентября, 15:00;

– Таганский парк, 1 октября, 10:00;

– парк «Красная Пресня», 1 октября, 11:00;

– Сиреневый сад, 1 октября, 14:00;

– Измайловский парк, 1 октября, 15:00;

– Перовский парк, 1 октября, 15:00;

– Лианозовский парк, 1 октября, 16:00;

– усадьба Деда Мороза, 1 октября, 16:00;

– Воронцовский парк, 1 октября, 17:00;

– музей-заповедник «Царицыно», 2 октября, 11:00;

– парк Победы на Поклонной горе, 2 октября, 13:00;

– парк «Фили», 7 октября, 14:00.

Россия – Социальная структура

Россия Содержание

В середине 1990-х российское общество переживало мучительный переход от тоталитарной структуры к протодемократии неизвестного персонаж. На протяжении большей части советской эпохи общество было атомизировано, так что коммунистический режим и его «приводные ремни» (официально санкционированные организации и учреждения всякого рода, от торговли союзов с молодежными группами) могли полностью контролировать и контролировать каждого человека. Гражданского общества не существовало. Линии контроля шли сверху вниз, через жесткую иерархию, построенную и укомплектованную правящими Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС — см. Глоссарий).

Постсоветская Россия медленно стремится к созданию гражданского общества и восстановить семью и другие основные институты как функциональные единицы внутри общества. В середине 1990-х привычка к доверию, личному ответственность, общественные работы и гражданское сотрудничество остались не сформированы в большей части российского общества, так как социальные установки предыдущие десятилетия остались нетронутыми.

Те, кто придерживается таких взглядов видел мало между крайностями тоталитаризма и социальной анархия; отойдя от упрощенного руководства прежнего, большая часть общества испытывала сильное искушение принять последнее.

Социальная стратификация

Возможно, наиболее важным фактом о социальной структуре России является эта идеология больше не определяет социальный статус. В советское время, членство в КПСС было вернейшим путем к карьерному росту и богатство. Политические решения, а не рыночные силы определяли социальные статус. Несмотря на марксистско-ленинские (см. Глоссарий) представления о бесклассовом общества, Советский Союз имел могущественный правящий класс, номенклатура , в состав которого входили партийные чиновники и ключевой персонал в правительстве. и другие важные отрасли, такие как тяжелая промышленность. Этот класс понравился привилегии, такие как просторные квартиры, загородные дачи и доступ к специальные магазины, школы, медицинские учреждения и места отдыха.
социальное положение и доходы членов номенклатуры росло по мере того, как они продвигались на более высокие посты в партии.

Социальная структура Советского Союза характеризовалась самосохранение и ограниченная мобильность. Доступ к высшему образованию, необходимым условием политического и социального прогресса, неуклонно сдерживается в послевоенные десятилетия. Так называемый период стагнации. что совпало с длительным пребыванием на посту председателя КПСС Л. И. Брежнева (в офис 1964-82) имел как социальный, так и политический подтекст. Более того, вялая экономика того периода сокращала возможности для социального мобильность, тем самым подчеркивая различия между социальными группами и далее увеличить разрыв между

номенклатура и остальные общество.

Члены городского рабочего класса (пролетариата), от имени которых партия, якобы правящая, обычно жили в тесных многоквартирных домах, каждый день часами стояли в очереди, чтобы купить еду и другие предметы первой необходимости, и посещал частые обязательные сеансы политической идеологической обработки.

Точно так же крестьянство влачило скудное существование, почти не возможность облегчения. Сельскохозяйственные рабочие составляли дно слой советского общества, получавший наименьшую оплату, наименьшие возможности для социального прогресса и наименьшее представительство в номинально всеобъемлющее руководство КПСС.

Посткоммунистическое общество также характеризуется широким богатство и привилегии. Несмотря на отсутствие жесткой классовой структуры, социальная расслоение, основанное на богатстве, очевидно и усиливается. Номенклатура

существовавшая в советское время, исчезла с распадом КПСС, но многие из его членов использовали свои постоянные связи с промышленностью и финансировать, чтобы обогатиться в зарождающейся капиталистической системе. Согласно 1995 исследование, проведенное Российской академией наук, более 60 процентов богатейших миллионеров России и 75 процентов новой политической элиты, бывшие члены коммунистической номенклатуры , а 38 процентов российских предпринимателей занимали экономические должности в КПСС. Богатство новых капиталистов, составляющих 1 к 2 процентов населения, происходит от собственности частных имущество, запрещенное при коммунистическом режиме; из бывших операции на черном рынке, которые теперь осуществляются на законных основаниях; и из репатриация средств, которые были тайно переведены за границу во время Советская эпоха. Предприниматели приобрели бывшие госпредприятия приватизированы государством (часто используя связи с государственными власти, чтобы добиться благоприятного обращения) и открыли банки, фондовые биржи и другие предприятия, типичные для рыночной экономики (см. и финансы; Приватизация, гл. 6). К середине 1990-х в России еще не было средствами установилась полноценная рыночная экономика, но эпоха капитализм, прерванный большевистской революцией, был на подъеме.

Самые успешные из новых капиталистов практикуют бросающиеся в глаза потребление в экстравагантных масштабах, езда на роскошных западных автомобилях, носить дорогую одежду и украшения и часто посещать стильные рестораны и клубы, которые находятся далеко за пределами досягаемости обычных русские. русский бизнесмены с портфелями наличными приобрести дорогую недвижимость в элитных районах Западной Европы и Соединенные Штаты. Другие регионы мира, такие как город Лимассол на Кипре превратился в виртуальный российский анклав. где незаконные коммерческие операции способствуют подпитке экономики. Русский капиталисты, пытающиеся достичь высокого уровня законными средствами тем не менее, должны платить деньги за защиту преступным группам, особенно в более крупные города.

В первой половине 1990-х разрыв между самыми богатыми и беднейших граждан России неуклонно росла, и это стало источником социальное отчуждение, потому что новые успешные русские вызывают возмущение и часто предполагается наличие криминальных связей. В 1995 году Всемирный банк (см. Глоссарий) оценил дихотомию России между самой высокой и самой низкой экономические эшелоны наравне с широким разрывом между богатыми и бедными в Аргентина и Турция.

Однако к 1996 разрыв немного уменьшился. По данным Госкомстата, в 1995 г. самые богатые 10 процентов россиян зарабатывали в 13,5 раза больше, чем беднейшие 10 процентов. В 1996 году этот показатель сократился до 12,8 процента. предполагая, что больше людей разделяло богатство. Согласно с отчеты в 1996 году, выставление напоказ роскошных автомобилей, одежды и другие формы материального благосостояния стали менее распространенными в крупнейших российских городов, особенно Москвы, которая является центром нуворишей Население.

Вероятность непредставления сведений о доходах по самому высокому социально-экономическому уровню делает реальный разрыв больше, чем показывает официальная статистика. общее снижение уровня жизни в 1995 году выявляется на 8 процентов снижение в розничной торговле и по опросам общественного мнения. Например, в начале 1995 г. около 56% респондентов заявили, что их материальное положение снизился, а 17 процентов сказали, что он улучшился.

Другой опрос выявили 68 процентов респондентов, утверждающих, что живут за чертой бедности линия в 1995, по сравнению с 56 процентами в предыдущем году. Такой самовосприятие виктимности продвигают платформы антиреформ политические партии, обещающие возвращение к гарантированному благополучию советское время (см. Выборы 1995 г., гл. 7).

Подкласс молодых бизнесменов, в основном банкиров и биржевых маклеров, управляет новыми торговыми и инвестиционными рынками в Москве и Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург, оставаясь в стороне от запутанной, производственный сектор. Эта группа, очень заметная часть жизни в крупные города в середине 1990-х, воспользовался юношеским гибкость, которая позволила ему охватить совершенно новый набор правил для экономического успеха, в то время как старшие поколения России – за исключением проницательных

номенклатурных членов , которые стали частью нувориши – были гораздо менее способны адаптироваться к постсоветскому миру.

Положение рабочего класса и крестьянства резко ухудшается. отличие от представителей нового класса капиталистов. Политические репрессии уменьшилось, но экономические лишения увеличились. Хотя больше товаров доступны, они часто не по карману среднему рабочему. Полная занятость, практически гарантированная основа выживания в коммунизм, больше не является нормой (см. Безработицу, гл. 6). В нижней конец социальной шкалы, «трудящиеся бедняки» трудятся преимущественно в сельском хозяйстве, образовании, культуре, науке и здравоохранении, большинство из которых считаются сферами занятости среднего класса на Западе. Состояние сотрудников, которые особенно страдают от инфляции из-за нечастых корректировки заработной платы, часто оказываются ниже официальной черты бедности.

Молодые родители с небольшим опытом работы и более чем одним ребенком особенно вероятно, чтобы быть членами работающей бедноты. В 1993 году около 57 процент семей, классифицированных Всемирным банком как бедные, имели один или несколько детей, а 86 процентов семей с тремя и более детьми были относятся к группе с самым низким доходом. Большинство неполных семей также принадлежал к этой группе. В группах с низким доходом люди с родственники обычно живут лучше, чем те, у кого их нет (особенно одинокие пенсионеры), так как формировались неформальные сети жизнеобеспечения Советская эпоха продолжает оказывать поддержку значительному сегменту общество.

Политика гласности (см. Глоссарий) конца 1980-х гг. новая молодежная культура, принявшая нонконформистскую одежду, употребление наркотиков, музыку и антиистеблишментную позицию молодежи на Западе, в то время как искренне ищет ответы на вопросы о прошлом России и ее потенциальное будущее. Социальные и экономические стрессы и разочарования 1990-х годов полностью вытеснили большинство молодых россиян из молодежной культуры, а те немногие, кто добился какого-то успеха перешли к дальнейшим крайностям, таким как гедонизм и дикая экономическая спекуляция. В городах, клубах и барах, все под надежной защитой платежи в мафия –как растущая организованная преступность в России группы называются местами сбора, в которых представлены различные наркотики (в т.ч. грибы, собранные в лесу возле ст. Санкт-Петербург), алкоголь и форма русской рок-музыки, полная протест в конце 1980-х, но с тех пор был разбавлен, чтобы расширить свой рынок обращаться. Этот небольшой, но очень заметный класс молодежи делится на сотни тусовки (песн., тусовка ), взаимно исключительные социальные круги, которые обеспечивают чувство идентичности, но изолируют своих членов от остального общества. Что есть у тусовки общими являются декаданс, склонность к риску и готовность предаваться причудливым формам массового поведения.

Пользовательский поиск

Источник: Библиотека Конгресса США

Социальное положение и национальность в российских республиках

В настоящее время людей в России разделяют не столько этнические или культурные различия, сколько более глубокие проблемы, лежащие в сфере политики, отметила Леокадия Дробижева, заведующая кафедрой Института этнографии и антропологии РАН, Москва. К Дробижевой присоединилась Виктория Коротеева, старший научный сотрудник Института этнографии и антропологии Российской академии наук, Москва, на лекции в Институте Кеннана 3 апреля 2000 г.

Дробижева и Коротеева провели исследования в Татарстане, Башкортостане и Саха (Якутия) проанализировать участие различных этнических групп в трансформационном процессе; как новые социальные разделения, возникшие в результате переходного периода, влияют на межэтнические отношения; и как появляются новые солидарности.

По словам Дробижевой, этническое разнообразие влияет на социальное разнообразие и социальную дифференциацию. После финансового кризиса августа 1998 г. общая социальная структура России изменилась. В настоящее время существует небольшой высший класс, снижение доли среднего класса и резкое увеличение числа людей, относящих себя к низшему классу. Однако в национальных республиках ситуация иная, комментирует Дробижева. В Татарстане, Башкортостане и Саха значительная часть людей по-прежнему идентифицирует себя как часть среднего класса. При этом доля отнесенных к низшему классу среди русских выше, чем среди коренного населения. Дробижева привела статистику, показывающую, что реальное положение этносов изменилось не столько, сколько их представления.

Между регионами существуют различия в том, что значит быть средним классом. Именно здесь, по мнению Дробижевой, вступают в игру этнокультурные особенности, влияющие на самовосприятие людей. На вопрос, что значит быть богатым, респонденты в Татарстане ответили, что это значит иметь свой бизнес. Для россиян быть богатым означало иметь деньги и иметь возможность тратить их по своему усмотрению. Для якута, кроме денег, важно было иметь хорошую работу.

По мнению Дробижевой, поскольку представления о том, что значит быть успешным, различаются, люди разного этнического происхождения не всегда могут понять, каковы культурные ожидания других. Часто в основе межнациональной напряженности лежит скорее субъективное восприятие своего положения в обществе, чем реальный объективный статус, констатировала Дробижева.

Виктория Коротеева далее описала этническую и социальную структуру в опрошенных республиках. В отличие от Татарстана и Башкортостана среди общин Саха существует территориальная и профессиональная сегрегация. Народ саха живет в основном в сельской местности и занимается преимущественно сельским хозяйством и некоторыми интеллектуальными занятиями, такими как преподавание. И наоборот, русские в Саха являются городскими жителями и заняты в промышленности. Однако во всех обследованных республиках титульные национальности занимали непропорционально большое количество должностей как в государственной, так и в экономической сфере. Это знаменует собой новое культурное разделение труда, считает Коротеева.

Следуя из этих представлений, продолжила Коротеева, доступ к власти и статус культуры и языка являются дополнительными индикаторами статуса этнических групп. В случае с Татарстаном в советский период более низкий статус татарской культуры и языка среди городских татар способствовал толчку к политическим изменениям и изменению статуса татарской и русской культур. По мнению Коротеевой, сейчас, в постсоветскую эпоху, политический статус является важнейшим измерением общего социального статуса. У многих российских респондентов существовало убеждение, что титульные группы имеют больше шансов на продвижение в правительстве и лучший доступ к рабочим местам, поэтому их политический статус в их глазах снизился. Это снижение повлияло на их восприятие общего социального статуса и привело к тому, что многие русские в республиках оказались в самом низу социальной лестницы, отмечает Коротеева.

Дробижева рассказала о том, как формируются новые идентичности и солидарности. По мнению Дробижевой, основные идентичности респондентов в республиках и других регионах – социальные и профессиональные. Две другие идентичности — этническая и государственная — рассматриваются некоторыми как конкурирующие. Однако Дробижева утверждала, что эти идентичности дополняют друг друга. Люди могут идентифицировать себя как принадлежащими к той или иной этнической группе, а также являющимися гражданами Российской Федерации.

Оставить комментарий