Познай самого себя эссе – сочинение про познание самого себя

сочинение про познание самого себя

Для того чтобы стать нравственным и воспитанным человеком, необходимо хорошо знать самого себя: и то хорошее, что в нас есть, и наши недостатки. Кроме того, нужно знать или хотя бы представ­лять, какими вы хотели бы или считали необходимым стать, к че­му вы стремитесь, что для вас обозначает, например, понятие «нравственный человек». Только в таком случае, сравнив себя с ва­шим идеалом, вы сможете увидеть, что вам следует усовершенство­вать в себе, и определить, как это следует делать.
Путь к самопознанию у каждого свой, но начинать его следует с ана­лиза своих поступков и оценки их или с наблюдения за самим собой.
Бывает ли так, что вы с любезной улыбкой помогаете на улице учительнице, которую встретили случайно, нести сумку с покуп­ками, а через несколько минут расталкиваете пожилых людей, чтобы поскорее войти в троллейбус? Если вы поступаете именно так, то в вас много показного; вы притворяетесь воспитанным толь­ко тогда, когда вам это выгодно, или на глазах у знакомых.
Настоящая вежливость, нравственность — это не праздничный наряд, а повседневная одежда, которая всегда должна быть чистой и красивой. Нельзя на людях быть благородным рыцарем, а дома — разбойником, который кричит, скандалит, хлопает дверями; или в школе — пиратом, атакующим девочек и учеников младших клас­сов, а дома — образцом поведения.
А как с вашими чувствами ответственности и обязательности? Умеете ли вы хранить чужие тайны? Научились ли вы смирять за­висть к успехам своих одноклассников? Умеете ли вы проявлять такт и деликатность в разных жизненных ситуациях?
Человек может самосовершенствоваться только тогда, когда, наблюдая за собой, старается сформировать самооценку. Материал с сайта http://iEssay.ru
Если человек, осознавая свои положительные качества, объек­тивно, решительно и критически относится к своим недостаткам и на этом основании формирует реальные жизненные планы, касаю­щиеся культурных, моральных, физических и интеллектуальных вопросов, — то такая позиция является наиболее благоприятной для самоусовершенствования. Чем раньше задумается человек над тем, каким он хочет или должен быть, тем больше у него будет возможностей и времени для того, чтобы приблизиться к своему идеа­лу. И чем раньше он станет на путь самоусовершенствования, тем большее расстояние ему удастся по нему пройти

otvet.mail.ru

Познай самого себя — произведение. Интернет библиотека для школьников

С чего начинается самопознание? Видимо, из отношения к самому себе. Оценка себя зависит от воспитания и от осознания себя в этом бурном мире. Мы все получаем разное воспитание. К сожалению, делая первые шаги самоосознания, мы начинаем сравнивать себя с другими людьми, в первую очередь со своими ровесниками. Если же есть мудрые наставники рядом, то следует обратиться к ним, чтобы иметь возможность пообщаться с ними на эту тему. Хотя очевидным является то, что самосознания включает знание своего происхождения, цели в жизни, восприятие близких людей. Самосознание предполагает ответ на вопрос: «Что я хочу и что я могу в этой жизни?» Критично, как будто со стороны, посмотреть на себя, — это тоже момент самосознания, ибо вопрос «Какой я?» — чрезвычайно важное, так же как «Что я могу? Какие у меня способности?» Настолько это важно, что от этого будет зависеть будущий выбор жизненного пути.

По моему мнению, главным в познании себя должна быть искренность и правдивость, ибо можно пытаться обмануть других относительно хорошего поведения и т.п., себя же невозможно. Поэтому надо быть искренними прежде всего перед собой, не надо изображать себя лучше, чем ты есть на самом деле. Хочешь хорошо знать себя — следует уже сейчас пробовать свои усилия прилагать к различным видам деятельности, а в школе таких возможностей множество. Понятное дело, что это не только уроки, конкурсы, олимпиады, это может быть что-то свое, как сейчас все говорят, — это может быть «собственный проект». Почему бы не попробовать? Правильно народная мудрость говорит: «Под лежачий камень вода не течет». Поэтому надо себя испытывать, не упускать ни одной возможности такой проверки собственных способностей.

Если я уникальный, неповторимый, то все остальные так же уникальные и неповторимые, об этом следует помнить постоянно. Самопознание личности направлено прежде всего на себя, а уже потом на себя лично среди других людей: как они относятся к нам, как воспринимают нас т.д. Самопознание имеет определенную завершенность по отношению к окружающей среде и к людям, которые нас окружают, а также базируется на уважении человеческого достоинства каждого человека, с кем судьба постигнет свести, требовательность прежде всего к себе, помощи другим людям.

lib4school.ru

Познай самого себя

«Познай самого себя» — было записано на храме Аполлона в греческих Дельфах. Эту фразу древний философ Сократ заложил в основу своего трактата о познании. Он изучал место человека в этом мире. С тех пор пронеслось много веков, но вопрос о месте человека в мире и его возможности самому творить свою судьбу остается актуальным и по сей день.

Человеку очень трудно принять ответственность за самого себя. Исторически сложилось, что людям внушалась мысль о предопределенности судьбы, о том, что источник, который движет жизнь человека находится вне него. Людям предписывалось не гневить богов и покорно следовать течению жизни.

Таким образом, перед каждым человеком стоит проблема нравственного выбора: следовать судьбе без сопротивления или самому попробовать ее построить. Исходить надо из принципа, что делает жизнь человека наполненной, счастливой и полноценной. Любая позиция несет человеку благо, если она не заставляет человека страдать.

Человек, который слепо следует течению жизни, все явления мира рассматривает с позиций случайности. Невезение в общественной и личной жизни он списывает на плохую судьбу или такое стечение обстоятельств. Весь негатив оборачивается внутрь человека, заставляя его страдать и испытывать чувство несправедливости, собственное бессилие и невозможность изменить ситуацию.

Такой человек склонен жаловаться и плакать, но не производить решительных действий для изменения порядка вещей. Любое несовпадение жизненных планов и внешних обстоятельств расценивается им как происки злодейки-судьбы. Вот так может сложиться жизнь человека, если он неправильно определяет свое место в мире.

В реальности, правда, существует небольшая часть людей, рассматривающих жизнь как отражение собственного внутреннего мира. Такие люди готовы взять на себя ответственность за выбор собственной жизни.

Познание самого себя необходимо человеку для осознания меры ответственности за самого себя. С позиций ответственного человека жизнь представляется отражением того, что человек готов получать от нее, на что внутренне настроен. Ценность этого подхода состоит в том, что человек не воспринимает окружающий мир как препятствие, а как средство для творения новой своей жизни.

Как только человек начинает воспринимать реальность отражением собственного «Я», меняется жизнь и реальность вокруг него.

ethicscenter.ru

Эссе «Помогает ли литература человеку познать самого себя?»

Помогает ли литература познать человеку самого себя?

В последнее время можно услышать, что Россия из самой читающей страны мира превратилась в нечитающую. Почему это произошло, неужели чтение книг стало немодным и неактуальным? Если надо читать, то зачем? Чтобы получить информацию? Так для этого есть Интернет. Для чего же еще необходимо читать? А читать нужно, чтобы познать окружающий мир и самого себя.

Действительно, литература помогает познать человеку самого себя. Ведь литература – это отражение всего жизненного опыта прошлых поколений. Каждое произведение – это маленький урок жизни, показывающий читателю «что хорошо, а что плохо». Благодаря книгам мы не только становимся грамотными, но и воспитаем в себе любовь к Родине, к природе и близким нам людям, уважение к старшим. Как говорил В.Г.Белинский: «Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание».

Первые уроки, которые преподает нам книга, мы получаем еще в раннем детстве, когда родители читают для нас сказки.. В них мы видим, как добро побеждает зло, как трудолюбие воспитывает в героях выносливость и, самое главное, терпение. Также они воспитывают в нас уважение к старшим и сострадание к окружающим.

Ребенок вырастает и у него появляется первые проблемы, первые трудноразрешимые для подростка вопросы, такие как: взаимоотношение с родителями и сверстниками, появляются ситуации, ставящие в позицию выбора. Первая любовь, которая не всегда бывает взаимной, и поэтому требуется помощь, совет, который поможет пережить эту трудную ситуацию. И опять же мы обращаемся к литературе. Книга – это мудрый советчик, который не задает лишних вопросов, а наоборот, помогает решить волнующие читателя проблемы. Книга – это друг, который делает то, что любой другой не способен, сохранять молчание, когда ты хочешь подумать.

В них можно увидеть отражение своих чувств и эмоций, тем самым избежать ошибок, сделанных героем. Ведь как говорят: «на ошибках учатся». И пока ты сам не научишься делать правильные выводы из извлеченных уроков, так и будешь совершать ошибки».

Читая книги, мы можем перенестись в разные страны и эпохи, можем почувствовать себя в роли принцессы или короля. Книга – это мир, и, если ты не странствовал, то ты прочел всего одну страницу. Книга, как небольшая машина времени, которая может перенести нас туда, куда мы захотим. Книга помогает поставить читателя на место героя и понять, а как бы он поступил в той или иной ситуации, смог бы ты вынести те испытания, которые выпали на долю героев книги. Читая произведение «Дети блокады», так хочется попасть туда в блокадный Ленинград, помочь бедным и несчастным людям. Хочется эвакуировать их в безопасное место, подальше от этой страшной Войны, и обеспечить их теми условиями жизни, в которых они жили раньше до войны. И встает передо мной вопрос, а смогла бы я пережить те ужасы войны, которые выпали на долю тех детей, как бы я поступила на их месте? Этим и хороша книга, что она заставляет задуматься, проанализировать свою жизнь и свои возможности.

Или, благодаря книге, можно построить свой маленький мор, в котором ты будешь чувствовать себя комфортно, безопасно и удобно, не смотря ни на что. Этот мир будет огражден от зла, ненависти и многого другого. Свой (маленький) мир я представляю так: это небольшой цветущий сад, в котором растет много красивых цветов. Неподалеку находится маленький пруд, в нем плавают белые лебеди. Все вокруг спокойно и ничто не может это разрушить. И это мой мир, он отличается от мира Маленького принца, но схож с ним в том, что там хорошо мне, я в ответе за то, что там происходит….

Книга также помогает познавать себя, учит разбираться в людях, например, отличать, где правда, а где ложь, видеть в людях хорошие черты характера даже за плохими поступками. Красиво и правильно выражать свои чувства. Во многих произведениях, можно встретить трогательные признания в любви, чувство сострадания и многое другое. Книга дает нам маленькие наброски жизни, с которыми мы уже сами решаем, что делать и как их правильно использовать в своей жизни. Ведь жизнь – это длинная дорога, никогда не знаешь, что ждет тебя за тем поворотом, но благодаря книгам ты будешь немного, но предупрежден. Как говорят люди: «Предупрежден, значит вооружен».

Несомненно, литература помогает познать себя, ведь познание происходит через мнение других людей, окружающей среды и многое другое. Литература обладает большим потенциалом, но им нужно уметь пользоваться. С помощью книг, можно познать то, на что способны (с помощью фантазии), что чувствуете (путем сопереживанию герою), немного нового о себе (когда просто узнаете или соотносите что-то или кого-то с собой) и так далее. У литературы есть не только информативная функция, но и формирующая. Познавая себя, начинаешь оценивать себя, исправляешься. Не верите — посмотрите на тех людей, которые обожают читать литературные произведения.

Литература, как составная часть воспитания, раскрывает в людях новые чувства, черты характера, и иногда даже таланты. Как говорили наши далекие предки: «Люди перестают думать тогда, когда перестают читать!».

 

Автор материала: Д. Куклева (8 класс)

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Что значит познать себя | Этика. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, конспект, сочинение, ГДЗ, тест, книга

Для того чтобы стать нравственным и воспитанным человеком, необходимо хорошо знать самого себя: и то хорошее, что в нас есть, и наши недостатки. Кроме того, нужно знать или хотя бы представ­лять, какими вы хотели бы или считали необходимым стать, к че­му вы стремитесь, что для вас обозначает, например, понятие «нравственный человек». Только в таком случае, сравнив себя с ва­шим идеалом, вы сможете увидеть, что вам следует усовершенство­вать в себе, и определить, как это следует делать.

Путь к самопознанию у каждого свой, но начинать его следует с ана­лиза своих поступков и оценки их или с наблюдения за самим собой.

Бывает ли так, что вы с любезной улыбкой помогаете на улице учительнице, которую встретили случайно, нести сумку с покуп­ками, а через несколько минут расталкиваете пожилых людей, чтобы поскорее войти в троллейбус? Если вы поступаете именно так, то в вас много показного; вы притворяетесь воспитанным толь­ко тогда, когда вам это выгодно, или на глазах у знакомых.

Настоящая вежливость, нравственность — это не праздничный наряд, а повседневная одежда, которая всегда должна быть чистой и красивой. Нельзя на людях быть благородным рыцарем, а дома — разбойником, который кричит, скандалит, хлопает дверями; или в школе — пиратом, атакующим девочек и учеников младших клас­сов, а дома — образцом поведения.



А как с вашими чувствами ответственности и обязательности? Умеете ли вы хранить чужие тайны? Научились ли вы смирять за­висть к успехам своих одноклассников? Умеете ли вы проявлять такт и деликатность в разных жизненных ситуациях?

Человек может самосовершенствоваться только тогда, когда, наблюдая за собой, старается сформировать самооценку. Материал с сайта //iEssay.ru

Если человек, осознавая свои положительные качества, объек­тивно, решительно и критически относится к своим недостаткам и на этом основании формирует реальные жизненные планы, касаю­щиеся культурных, моральных, физических и интеллектуальных вопросов, — то такая позиция является наиболее благоприятной для самоусовершенствования. Чем раньше задумается человек над тем, каким он хочет или должен быть, тем больше у него будет возможностей и времени для того, чтобы приблизиться к своему идеа­лу. И чем раньше он станет на путь самоусовершенствования, тем большее расстояние ему удастся по нему пройти.

Самооценка — формирование определённого отношения к своим положительным качествам (преимуществам) и не­достаткам.

iessay.ru

Познай самого себя

Сомнение («я знаю,
что ничего не знаю») должно было, по
учению Сократа, привести к самопознанию
(«познай самого себя»). Только таким
индивидуалистическим, путем, учил он,
можно прийти к пониманию справедливости,
права, закона, благочестия, добра и зла.
Материалисты, изучая природу, пришли
к отрицанию божественного разума в
мире, софисты подвергли сомнению и
осмеяли все прежние взгляды, — необходимо
поэтому, согласно Сократу, обратиться
к познанию самого себя, человеческого
духа и в нем найти основу религии и
морали. Таким образом, основной
философский вопрос Сократ решает как
идеалист: первичным для него является
дух, сознание, природа же — это нечто
вторичное и даже несущественное, не
стоящее внимания философа. Сомнение
служило Сократу предпосылкой для
обращения к собственному Я, к субъективному
духу, для которого дальнейший путь вел
к объективному духу — к божественному
разуму. Идеалистическая этика Сократа
перерастает в теологию. Развивая свое
религиозно-нравственное учение, Сократ
в противоположность материалистам,
призывающим «прислушиваться к
природе», ссылаться на особый
внутренний голос, якобы наставлявший
его в важнейших вопросах, — знаменитый
«демон» Сократа.

Сократ был цельным
человеком, для которого собственная
жизнь была философской проблемой, а
важнейшим из проблем философии был
вопрос о смысле жизни и смерти. Не
отделяя философии от действительности,
от всех прочих сторон деятельности,
он еще меньше повинен в каком бы то ни
было расчленении самой философии. Его
мировоззрение было столь же цельным,
земным, жизненным, столь же полным и
глубоким выражением духовной жизни и
античного мира.

.
Сдвиг филосовских интересов был в начите
оратора, он внимательно дослушивал речь
до конца. Затем же начина задавать свои
во­просы, задавал так чтобы у собеседника
и мысли не возникло о
“провокации”.

Иногда собеседники нехотя отвечали
ему, а иногда и с большой охотой вступали
в полемику. Получив ответ на свой первый
вопрос, он задавал сле­дующий, затем
эта ситуация повторялась и так до тех
пор пока собеседник не начинал
противоречить сам себе! Доведенный до
отчаянья оппонент спрашивал Сократа
“а
сам он знает ответ на свои вопросы”

– нет отвечал он по-этому и спросил!
“Знаю,
что ничего не знаю”

– одно из известнейших изречений
Сократа.
Что же оно означает? Очень строгое к
себе отношение, недооценка самого себя
или что-то еще. По про­шествию многих
столетий принято считать, что эта фраза
являет собой необ­ходимость более
глубокого познания самого себя!

Сократ любил две
вещи: истину и человека. Истину видел в
раскрытии таких понятий, как «благо»,
«красота», «справедливость», «мудрость»,
и перенесении этих понятий на человека.
Но подобная истина может быть постигнута
только в процессе самопознания («познай
самого себя»). В спорах Сократ доказывал
целесообразность и разумность человека,
в спорах рождалась истина. Он одним из
первых глубоко раскрыл сферу духовного
как самостоятельную реальность,
провозгласив ее как нечто не менее
достоверное, чем бытие воспринимаемого
мира.

Я знаю
только то, что ничего не знаю.

Кто
хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!

У солнца
есть один недостаток: оно не может видеть
самого себя.

лавная
мысль Сократа заключается в абсолютной
бесконечности добра и знания, которые
неразрывно связаны. Невозможно поступать
мужественно или благочестиво, не зная,
что значат эти два противоположных
понятия. Поступок только тогда имеет
нравственность, когда человек делает
его осознанно и по внутреннему позыву.
Если же он ведет себя положительно
только потому, что верная философия
жизни, у него не будет причин быть
добродетельным.

Философия
Сократа в основном была нацелена на
человеческую душу, которая подчинена
своим собственным законам. Эти законы
не произвольны, как хотели доказать
противники Сократа. «Познай самого
себя» Сократ понимал как руководство
к действию и самосовершенствованию. И
вот эту истину уже никто не смел
оспаривать, настолько она была
исключительной в своей простоте и
логичности.

‘Я
знаю только то, что ничего не знаю’. Это
излюбленное выражение, кредо сократовской
собственной позиции. ‘ Я ничего не знаю’
— это значит, что как бы далеко я ни
продвинулся в одиссеях мысли, я не
успокаиваюсь на достигнутом, не обманываю
себя иллюзией, что поймал жар-птицу
истины. Не будем забывать, что Сократа
сопровождали не только восторженные
взгляды, но и взгляды, полные ненависти.
Особенно возненавидели Сократа те из
софистов, которые сделали искусство
доказывать правое и неправое своей
профессией. Кто покушается на самодовольство
темных и пустых людей, тот сначала
человек беспокойный, потом нестерпимый,
и наконец, преступник, заслуживающий
смерти. Первым полушутливым, полусерьезным
обвинением против Сократа явилась
постановка в 423 году комедии Аристофана
‘Облака’. В которой Сократ изображается
мастером ‘кривых речей’. В один из дней
399 года до н.э. жители Афин читали
выставленный для всеобщего обсуждения
текст:

‘Это обвинение написал и
клятвенно засвидетельствовал Мелет,
сын Мелета, пифеец, против Сократа, сына
Софраникса из дома Алопеки. Сократ
обвиняется в том, что он не признает
богов, которых признает город, и вводит
других, новых богов. Обвиняется он и в
развращении молодежи. Требуемое наказание
— смерть’. Мошенники мысли не простили
Сократу его иронии, слишком разорительной
для них. В речах Сократа на суде, с большой
художественной силой переданных
Платоном, поражает то, что он сам
сознательно и решительно отрицает себе
все пути к спасению, он сам идет навстречу
смертному приговору. В его рассуждениях
подспудно бьется мысль: раз уж, афиняне,
вы дошли до такого позора, что судите
мудрейшего из эллинов, то испейте чашу
позора до дна. Не меня, Сократа, судите
вы, а самих себя, не мне выносите приговор,
а себе, на вас ложиться несмываемое
клеймо. И вот меня, человека медлительного
и старого( Сократу было тогда 70 лет ),
догнала нала та, что настигает не так
стремительно,- смерть, а моих обвинителей,
людей сильных и проворных,- та, что бежит
быстрее,- испорченнсть. Я ухожу отсюда,
приговоренный вами к смерти, а мои
обвинители уходят, уличенные правдою
в злодействе и несправедливости. У
порога смерти Сократ пророчествует,
что тотчас после его гибели постигнет
афинян кара более тяжелая, чем та, которой
его покарали. Сократ сам осудил себя на
смерть, и, уже осужденный, твердо отказался
от реальной возможности бежать из тюрьмы
и уйти в изгнание. Он добровольно дал
распять себя на кресте ‘ отеческих
законов ‘ и поступил весьма хитроумно
и дальновидно, лучшим образом
продемонстрировав неистинность этих
законов всему миру. Пророчество Сократа
сбылось: позор пал на головы его судей,
и прежде всего на головы обвинителей.
Они, так же как тиран, судивший Зенона
Элейского, были побиты каменьями и, как
сообщает Плутарх, повесились, так как
не вынесли презрения афинян, лишивших
их ‘огня и воды’.
Суть
же философии Сократа составили 3 его
знаменитых принципа, 3 его знаменитых
идеи: идея самосознания — «познай
самого себя; идея философской скромности
— «я знаю, что я ничего не знаю»; идея
тождества знания и добродетели —
«добродетель — это знания».

1.
Идея самосознания — «познай самого
себя.
Эта
надпись была сделана в Дельфийском
храме. Сократ же сделал ее основой своих
философских поисков. Он провозгласил,
что самосознание есть смысл предмета
Философии. Почему? Познание всего сущего
(т.е. постижение истины во всей ее глубине
обо всем) невозможно. Такое знание
содержит Абсолют — Бог. Для человека же
это недостижимо, т.к. тайна мира у Бога,
а для человеческого познания доступен
только он сам, полагал Сократ. Поэтому
прежде чем, познавать весь мир, надо
открыть тайну самого себя (свои достоинства
и недостатки). Эти слова Сократа современны
и сегодня в философской проблеме
самосознания. Уровень самосознания
личности — это уровень культуры личности
вообще.

2.
Идея философской скромности — «я знаю,
что я ничего не знаю».
В
этом принципе он видел, что путь мудрости
— это путь поиска истины. Этот поиск —
бесконечен. Как известно, Дельфийский
оракул назвал Сократа самым мудрым из
греков. Сократ решил выяснить почему
оракул назвал его мудрейшим и пришел к
выводу после опроса именитых мудрецов:
«Люди думают, что они мудры, так как
они все знают, а я знаю, что ничего не
знаю, поэтому дельфийский оракул назвал
меня мудрейшим». Итак, путь мудрости
— это путь бесконечного поиска истины.
То есть чем больше раздвигаются границы
человеческого знания, тем больше
осмысливается безграничность поиска
дальнейшего познания.

Этим
человеком был Сократ. Он первый
по-настоящему заставил греческий ум
направить все свои силы не ВНЕ человека,
а В человека.

“Человек – мера всех
вещей!” – убеждали софисты.

“Человек,
познай самого себя!” – убеждал
Сократ.

Человек, познавая мир, в
сущности, познает ни его, ни мир, а лишь
самого себя, возможности своей натуры,
учил Сократ. Ведь весь объем учения того
или иного философа – это лишь способности
ума этого философа и только.
большинстве
древних культур Путь имел дополнительные
определения. Это был Путь самосовершенствования,
Путь самопознания. «Познай самого себя»
— эта надпись на фронтоне Дельфийского
храма, где производились самые известные
древнегреческие пророчества, стала в
человеческой культуре своеобразным
паролем, свидетельствующим о знании и
принадлежности к великому Пути. Эта же
фраза была жизненным девизом философа
Сократа.

Познай самого себя

 

С латинского: Nosce te
ipsum [носцэ тэ ипсум]. Древнегреческий
оригинал: Giiothise auton [гноти сэ аутон].

Ошибочно приписывается
древнегреческому философу Сократу.

Надпись на храме
Аполлона в Дельфах. Как сообщает философ
Платон в своем диалоге «Протагор», это
плод совместных раздумий «семи великих
мудрецов» Древней Греции. Он пишет, что
однажды Фалес, Питтак, Биант, Солон,
Клеобул, Мисоне и Хилон (VI в. до н. э. )
собрались в храме Аполлона в Дельфах и
в результате долгого диспута пришли к
абсолютной, по их мнению, истине. Найденную
истину — «познай самого себя» — они и
написали на стене храма в Дельфах. Отсюда
традиционное название этого тезиса —
«заповедь Дельфийского оракула».

Что же касается
Сократа, то он сделал это выражение
весьма популярным, разъясняя его своим
ученикам, широко используя в своих
беседах и выступлениях. Вышеупомянутый
древнегреческий философ Хилон эту же
мысль развивал так: «Познай самого себя,
и ты познаешь богов и Вселенную».

Употребляется в
смысле: человеку необходимо понять, что
он хочет (что сделает его истинно
счастливым) и какими возможностями для
достижения этой цели он располагает.

Деятельность
софистов, а затем и Сократа означала
изменение предметного поля философии.
Она послужила основанием для этических
школ. До них философия познавала внешний
по отношению к человеку мир, природу.
Сократ же утверждал, что она непознаваема,
а познать можно только душу человека и
его дела, в чем и заключается задача
философии. В центре внимания Сократа,
как и некоторых софистов,- человек. Но
он рассматривается Сократом только как
нравственное существо. Призыв «Познай
самого себя!» и утверждение: «Я
знаю, что я ничего не знаю» стали для
Сократа определяющими. Это исходные
тезисы сократовской философии. Оба они
выражали ее суть — вопросы познания и
нравственности. Целью его философских
исканий является стремление помочь
людям, чтобы они нашли «сами себя».
Изучение природы и объяснение природных
явлений, Сократ считал излишним и
принципиально невозможным делом.

Поэтому,
в истории древней европейской философии
учение Сократа воспринимается как некий
водораздел. До Сократа она в основном
изучает природу, в которой человек
представляет собой только одну из
малейших частей. После Сократа философия
утверждает проблему человека в качестве
главной темы своих размышлений, продолжая
тем самым гуманистическую линию
философских исканий софистов, которые
с одинаковым успехом занимались не
только проблемами человека, но учили
математике, физике, астрономии и другим
наукам.

Третий изъян
сократической философии связан с
девизом: «Познай самого себя».
Самопознание — достойная цель. Но далеко
не все проблемы науки и философии
решаются самопознанием.

Человеческая
душа (сознание) подчинена своим собственным
законам, которые отнюдь не произвольны,
как хотели доказать софисты; самопознание
имеет внутренний критерий истинности:
если знание и добро тождественны, то,
познавая себя, мы должны делаться лучше.
Знаменитую дельфийскую максиму «Познай
самого себя» Сократ понимал как призыв
к моральному самосовершенствованию и
в этом видел истинное религиозное
благочестие.

studfiles.net

Человеку недостаточно познать самого себя

«Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и в конце концов изменить себя и сформировать.» (Ф.Бэкон)

    Автор в своем высказывании затрагивает проблему социального познания, отдавая ведущую роль в нем самопознанию – познанию самого себя. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

    Из курса обществознания мы знаем, что  самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Процесс самопознания начинается с самых ранних лет, с того момента, как ребенок начинает выделять свое «Я» из окружающего его мира, и продолжается всю жизнь. Человек познает себя, основываясь не только на самонаблюдении и самоанализе, он познает себя и через других людей, анализируя их поведение и их оценки своей личности. В результате формируется самооценка человека.

Эта проблема действительно актуальна на сегодняшний день. Существуют несколько этапов самопознания. Во-первых, это главные потребности и ведущие интересы человека. Во-вторых, это человек в социальном пространстве. В-третьих, это среда деятельности человека. И, наконец, четвертый этап — это то, что человек должен делать, чтобы открыть и реализовать свое предназначение.

     Я согласна с автором данного высказывания. Так, например, родители, не устающие заслуженно восхвалять поступки своих детей, воспитывают успешных, уверенных в себе людей. Яркой иллюстрацией этих слов может служить автобиографический роман Ромена Гари «Обещание на рассвете», описывающий, как безграничная вера его матери в то, что ее сын «станет французским посланником, кавалером ордена Почетного легиона и будет одеваться по-лондонски», определила его судьбу. Одной из особенностей социального познания является большая доля субъективизма. Действительно, общество, познавая само себя, не может дать объективную оценку своим действиям. Так, советские люди во времена СССР представляли причины второй мировой войны не так, как люди западные или современные россияне, потому что некоторые факты умалчивались, искажались, окрашивались в тона господствующего мировоззрения. Например, в учебниках по истории говорилось о том, что немцы напали на Брестскую крепость 22.06.1941 г., но умалчивалась информация о том, что в 1939 году немцы отбили эту крепость у поляков и передали в дар СССР.

ru.essays.club

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о