Конспект и правила его составления — Студопедия
Поделись
Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.
Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.
Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, – это не конспект.
В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.
Конспектирование может осуществляться тремя способами:
– цитирование (полное или частичное) основных положений текста;
– передача основных мыслей текста «своими словами»;
– смешанный вариант.
Все варианты предполагают использование сокращений.
При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:
1. проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;
2. выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;
3. записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.
Разделяют четыре вида конспектов:
– текстуальный
– плановый
– свободный
– тематический.
Текстуальный (самый простой) состоит из отдельных авторских цитат. Необходимо только умение выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку.
Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время.
Плановый – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.
Недостаток:
Свободный конспект – индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста.
Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.
Тематический конспект – изложение информации по одной теме из нескольких источников.
Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.
Как составлять конспект:
1. Определите цель составления конспекта.
2. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.
3. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
4. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
5. Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.
6. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.
7. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.
8. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы “ступеньками” подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
9. Используйте реферативный способ изложения (например: “Автор считает…”, “раскрывает…”).
10. Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Оформление конспекта:
1. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
2. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
3. Соблюдать правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
4. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом – подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным – подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым – делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.
Основные ошибки при составлении конспекта:
1. Слово в слово повторяет тезисы, отсутствует связность при пересказе.
2. Конспект не связан с планом.
4. При передаче содержания текста потеряна авторская особенность текста, его структура.
Описание— это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков.
Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.
Примеры описания в научном и художественном стиле.
1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
6 методов эффективного конспектирования
- Задачи конспектирования
- Недостатки простой записи информации
- 4 правила конспектирования
- 6 эффективных методов конспектирования
- Способы конспектирования
- Приложения, которые помогут в конспектировании
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Методы конспектирования помогут сохранить бОльшую и главную часть услышанной информации. Они пригодятся не только школьникам и студентам в учебе, но и тем, кто уже давно занимается трудовой деятельностью. Нет никакой разницы между конспектированием лекции на уроке или речи спикера на вебинаре.
Нет одного универсального способа, но из представленных методик вы всегда сможете выбрать и адаптировать ту, которая будет наиболее удобной для вас. В нашей статье мы расскажем о способах ведения конспекта, разберем основные правила этого процесса и поговорим об электронных помощниках, которые позволят упростить процесс.
Задачи конспектирования
Прежде чем говорить о том, как конспектировать правильно, напомним, что конспект является сжатым содержанием какой-либо темы, оформленным в письменном виде. С помощью конспекта можно быстро освежить и закрепить в памяти важную информацию.
Первые конспекты мы начинаем составлять еще в школе. Затем конспектируем лекции в институте. И если мы делаем это грамотно, то даже небольшая тетрадка может стать достойной заменой толстому учебнику и поможет подготовиться к зачету или экзамену.
Задачи конспектированияУже во взрослой жизни, когда начинаем работать, мы тоже часто сталкиваемся с необходимостью конспектирования. Может потребоваться конспектирование научного текста, книги, семинара, текста выступающего на совещании или чего-то еще.
Все это говорит о том, что нельзя недооценивать пользу навыка конспектирования. Он способствует быстрой и легкой фиксации информации, а также последующему ее восстановлению и закреплению в памяти. Отсюда существенная экономия времени и сил, интеллектуальных ресурсов и психической энергии.
Недостатки простой записи информации
Один из популярных методов конспектирования — обычная запись информации за лектором. Техника заключается в повествовании, записи включает пункты и подпункты, сокращения. Цветные чернила используются по желанию. Однако этот метод не эффективен, поскольку не акцентирует внимание на сути услышанного, и отсутствует визуализация.
По мнению психолога Т. Бьюзена от этого подхода мало пользы:
- Ключевые слова и понятия в тексте теряются.
- Информацию трудно запоминать. В сплошном тексте трудно ориентироваться и выделить самое главное.
- В конспекте остается ненужная информация, за прочтением которой вы потом потеряете время.
- Не появляются ассоциации с ключевыми словами, тезисами.
Альтернативой этому способу могут послужить техники описанные ниже. Адаптируйте каждую их них под себя или сочетайте друг с другом.
4 правила конспектирования
Конспектируйте только самое важное
Это один из ключевых моментов. Не записывайте за преподавателем каждое слово. Так вы быстро устанете физически и эмоционально, ваше внимание будет сосредоточено не на материале, а на том, чтобы успеть записать. Вы мало что запомните, а потом ещё и не сможете разобраться в своих записях.
Чтобы оставаться вовлечённым:
- Дослушайте предложение, сказанное лектором, до конца, осмыслите информацию и выделите в ней только самое важное. Запишите слова и понятия, которые больше всего отражают тему: имена, даты, связки, примеры.
- Старайтесь пересказать суть своими словами, без подробностей.
- Не записывайте то, что и так уже знаете, обращайте внимание в первую очередь на новую информацию. Например, если вы знаете, что первый полёт на Луну был в 1969 году, нет смысла записывать это.
Если вы конспектируете книгу — не поддавайтесь искушению переписывать всю её целиком. Сначала прочитайте главу, раздел или подтему полностью: так вы увидите общую картину и выделите только то, что действительно важно.
Сокращайте
Обычно преподаватель говорит быстрее, чем может записывать студент, поэтому:
- Подумайте, как сократить ключевые термины и слова, которые часто повторяются. Например, «зн» вместо «значит», «ф-я» — «функция». Пишите аббревиатуры: ЦА — «целевая аудитория», РОП — «руководитель отдела продаж».
- Используйте символы: стрелку → вместо «следовательно», ↑ — вместо «увеличение», + в значении «положительно».
- Цифры пишите знаками.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 19556
Вы можете придумать собственную систему обозначений. А чтобы расшифровать записи через какое-то время — сделайте на первой странице или в конце тетради ключ и внесите туда все символы и их значения.
Структурируйте информацию
Делайте акценты, чтобы в записях было легче ориентироваться и читать их:
- Ставьте даты, записывайте имена лекторов и нумеруйте страницы.
- Выделяйте главные части конспекта: название курса, тему, заголовки, подзаголовки, определения, ключевые слова, выводы, делайте списки.
- Пишите с одной стороны листа, а новую идею — с новой строки, разбивая на абзацы. Оставляйте отступы между строками, потом впишете там свои примечания.
Визуализируйте, используйте графику
Включайте в конспект таблицы, схемы, графики, формулы, рамки и рисунки. Такие подсказки выделяются среди текста и легче запоминаются.
Визуализируйте, используйте графикуСимволы — стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, пометки: ! — «важно», N.B. — «обратить внимание!».
6 эффективных методов конспектирования
Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.
- Метод Корнелла
В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.
Когда полезен: для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.
Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает лектор. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
Точный инструмент «Колесо компетенций»
Для детального самоанализа по выбору IT-профессии
Список грубых ошибок в IT, из-за которых сразу увольняют
Об этом мало кто рассказывает, но это должен знать каждый
Мини-тест из 11 вопросов от нашего личного психолога
Вы сразу поймете, что в данный момент тормозит ваш успех
Регистрируйтесь на бесплатный интенсив, чтобы за 3 часа начать разбираться в IT лучше 90% новичков.
Только до 13 февраля
Осталось 17 мест
В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.
- Метод боксов
Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.
Когда полезен:
- при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
- для сопоставления нескольких понятий.
Возьмите удобный вам формат листа бумаги. Начертите несколько одинаковых квадратных или прямоугольных «боксов». Лучше распределить их на странице хаотично, чтобы не воспринимать всё как единую таблицу.
Если знаете тему, заранее впишите в «боксы» заголовки и подзаголовки. Это поможет быстро структурировать информацию внутри блоков.
Записывайте в «боксы» важную информацию по каждой ключевой мысли или понятию.
Метод боксов- Метод нумерации
Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.
Когда полезен метод: для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.
Возьмите тетрадь и ручки двух цветов. Во время лекции пишите тезисно — желательно, чтобы фразы умещались в одну строку.
Присваивайте номер каждой строке. Используйте ручку цвета, отличного от того, каким пишете основной текст.
Если в новом тезисе есть отсылка к написанному ранее, поставьте в конце предложения соответствующую пометку. Например, «см. № 3».
- Метод таблиц
Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.
Когда полезен:
- при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
- при конспектировании большого количества фактов,
- чтобы свести несколько элементов в одну систему,
- чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.
Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.
Метод таблиц- Метод индексов
Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.
Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.
Когда полезен: когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.
Составьте список значков, которые вы будете использовать. Например: квадрат — выучить наизусть, круг — прочитать в учебнике, знак вопроса — уточнить у преподавателя и так далее.
Запишите принятые условные обозначения на форзаце тетради, даже если хорошо их запомнили.
Потренируйтесь пользоваться индексами на записях занятий, чтобы не запутаться в «прямом эфире»
- Метод ментальных карт
Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.
Когда полезен:
- для разбора больших сложных тем,
- для анализа литературных произведений,
- при написании эссе,
- в подготовке докладов.
В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.
2 способа конспектирования
Часть людей пишет конспекты от руки, а другие — печатают. У всех есть сложившиеся предпочтения, но мы попробуем подойти к этому вопросу рационально и рассмотреть плюсы и минусы каждого способа.
Печатать гораздо быстрее, чем писать от руки. Напечатать за то же время можно примерно в два раза больше информации. Исходя из этого, электронная версия конспекта может быть информативнее, плюс создать её можно быстрее.
При работе с ноутбуком гораздо проще отвлечься от основной задачи — конспектирования, ведь там кроме приложения для заметок — целая вселенная. При этом мозгу требуется время, чтобы снова сфокусироваться на конспекте после отвлечения.
Согласно исследованию Принстонского университета конспекты, написанные от руки, гораздо эффективнее в контексте обучения и запоминания информации. В рамках этого исследования студентов разделили на две группы. Одна конспектировала лекции от руки, другая — на ноутбуках. Через некоторое время студенты написали тест по материалам лекции и те, кто писал от руки, в среднем набрали в два раза больше баллов, чем другая группа.
Одна из причин такого эффекта — временное ограничение. Так как конспектирование от руки занимает больше времени и просто физически есть возможность записать лишь часть информации, при ведении такого конспекта приходится мысленно структурировать и анализировать материал ещё до его записи. И это значительно улучшает запоминание.
Вероятнее всего, наиболее актуальны результаты этого исследования именно для обучения в формате лекций, когда время ограничено. Если временных ограничений нет и в любой момент можно вернуться к материалу, то даже при наборе текста на компьютере можно анализировать информацию и выделять главное.
Здесь как раз помогут эффективные методы конспектирования, потому что обычное переписывание не принесёт нужного результата. В итоге такой подход позволит минимизировать разницу по сравнению с рукописными конспектами
Приложения, которые помогут в конспектировании
В современном мире существуют сервисы, помогающие автоматизировать ведение записей. Они не заменяют, но существенно облегчают составление плана конспекта. Грамотно выделяют основные моменты, обрабатывают материал и подают его в удобной форме.
- Преобразует звучащую речь в текст.
- Телефонное онлайн-приложение, преобразующее речь лектора в написанный текст.
- Конвертирует печатный текст в рукописный. Любая статья из книги преобразуется в рукописный текст лекции.
- Писец. Преобразует электронный конспект в рукописный.
- Систематизирует написанное, облегчая запоминание текста лекции.
- ЭБС Лань. Создание лекций по пройденному материалу в одном окне с дополнительными возможностями выгрузки, записи и цитирования.
Методов конспектирования бесконечно много. Мы описали самые востребованные. Важно, чтобы учащийся, ознакомившись с ними, самостоятельно определил наиболее удобные. Если это будет сделано правильно, конспектирование станет успешным подспорьем в учёбе и в работе.
Продвижение блога – Генератор продаж
Рейтинг:
4. 63
( голосов 16 )
Поделиться статьей
Стратегии прослушивания заметок | Текущие студенты UNSW
Ведение эффективных заметок в лекциях и учебных пособиях является важным навыком для учебы в университете. Хорошее ведение заметок позволяет постоянно записывать ключевую информацию, которую вы можете интегрировать в свои собственные записи и использовать для повторения экзамена. Надежные и точные заметки также снижают риск плагиата. Это поможет вам понять, откуда пришли ваши идеи и как и что вы думаете об этих идеях.
Шесть веских причин делать заметки
- Примечания представляют собой полезную запись ключевой информации и источников этой информации.
- Написание заметок поможет вам запомнить услышанное.
- Создание заметок поможет вам сконцентрироваться и эффективно слушать.
- Выбор того, что следует записывать, повышает ваше понимание.
- Заметки создают ресурс для подготовки к экзамену.
- Заметки, сделанные на занятиях, часто содержат информацию, которую нельзя найти где-либо еще.
Делать заметки или слушать: что важнее?
Вы получите максимальную отдачу от лекций, если будете делать и то, и другое, но не сосредотачивайтесь на том, чтобы изложить все до такой степени, что вы упустите то, что говорит лектор. Помните, что важно активно слушать и думать.
Слайды лекций обычно представляют собой план лекций. Они направляют ваше слушание и помогают определить ключевые темы и понятия. Обратите внимание на то, что появляется на них, но не ограничивайте свои заметки простым копированием. Информация обычно очень ограничена по сравнению с тем, что говорит лектор, поэтому эффективнее слушать лекцию и делать записи. Большинство лекторов делают свои слайды доступными перед занятием, поэтому распечатайте их и сделайте дополнительные заметки во время лекции.
Перед лекцией: подготовьтесь
Подготовка перед лекцией дает базовые знания, необходимые для того, чтобы быть эффективным слушателем и эффективным студентом.
- Знайте, о чем будет лекция. Проверьте план курса для еженедельных тем.
- Сделайте все необходимые предварительные чтения.
- Если перед занятием доступны слайды лекций, загрузите их.
- Просмотрите конспекты предыдущих лекций.
- Настройка блокнотов/документов для ведения заметок.
- Приходите вовремя и садитесь впереди – чтобы делать хорошие заметки, вам нужно ясно слышать и видеть.
Начало работы: Советы по форматированию
Чтобы эффективно делать заметки, вам нужна удобная система создания заметок. Хорошо организованные заметки облегчат их понимание и изучение.
Разработайте систему и придерживайтесь ее. Составьте свои заметки так, чтобы каждый раз у вас был последовательный, знакомый формат.
- В начале семестра решите, будете ли вы писать свои заметки от руки или на машинке.
- Если вы пишете от руки, имейте одну тетрадь для каждого курса или большую тетрадь для всего.
- Убедитесь, что ваши заметки четко обозначены. Перед каждой лекцией или учебным пособием напишите дату, тему и номер лекции/недели вверху каждой страницы. Пронумеруйте каждую страницу.
- Использование макета страницы с двумя столбцами помогает различать информацию лекции и ваши мысли. Разделите каждую страницу на две колонки: правая колонка должна занимать около двух третей страницы — именно здесь вы делаете заметки. Столбец слева — это место для вопросов и дополнительных заметок, которые можно добавить позже (если вы левша, сделайте левый столбец областью для заметок).
- Если вы используете ноутбук, вам может быть полезно подготовить шаблоны документов, основанные на тех же принципах. Дополнительные советы см. в разделе «Ведение заметок с помощью электронных устройств»
Во время лекции: Стратегии эффективного ведения заметок
Концентрация и внимание
Приходите готовыми активно слушать и учиться, а также критически мыслить. Анализ и вопросы информации помогают вам сосредоточиться и понять то, что вы слышите.
Не пытайтесь записывать все сказанное
Будьте избирательны — вам не обязательно записывать всю лекцию. Эффективное ведение конспектов при прослушивании включает в себя распознавание ключевых понятий, определение и выбор того, что относится к делу. Выслушайте общий аргумент и отметьте основные моменты и ключевую информацию.
Как узнать, что важно?
Различать основные пункты, уточнения, примеры, «вафли» и новые пункты по слушаю :
- вступительные замечания. Лекции часто начинаются с полезного обзора ключевых идей или тем темы. Это поможет вам понять «большую картину».
- словесные «указатели», указывающие на то, что вот-вот будет сказано что-то важное. Лекторы часто сигнализируют ключевую информацию такими фразами, как: «Есть четыре основных аспекта», «Это важно…» или «Подводя итог».
- повторений. Важные моменты часто повторяются, особенно во вступлении и заключении.
- Фонологические сигналы (голосовой акцент, изменение громкости, скорость, эмоции и акцент) часто указывают на важную информацию.
- заключительные замечания. Большинство лекций заканчиваются кратким изложением, повторением основных идей и указанием того, как тема связана с предстоящим материалом.
Ищите:
- невербальные сигналы (мимика, сигналы руками и телом), которые указывают на то, что говорится что-то важное.
- визуальные подсказки (обратите внимание на то, что изображено на изображениях, обратите внимание на ссылки на имена и источники)
После лекции
Чтобы получить максимальную отдачу от ваших заметок, важно просмотреть их и повторно активно работать с ними несколько раз.
Просматривайте свои записи, пока лекция свежа в памяти. Повторение помогает вам вспомнить, что было сказано, укрепляет ваше понимание и помогает выявить пробелы в ваших знаниях.
Для просмотра:
- Прочитайте свои заметки. Убедитесь, что они четкие и разборчивые. Очистите их – исправьте орфографические ошибки, расширьте аббревиатуры, приведите в порядок почерк (при необходимости).
- Вставьте пропущенные слова или информацию и добавьте все, о чем вы, возможно, подумали после лекции.
- Кодируйте свои заметки — используйте цвет и символы, чтобы обозначить структуру и выделение, выделить основные разделы, основные моменты и диаграммы. Используйте разные цвета, чтобы выделить основные моменты, классифицировать различные темы и связать понятия или информацию.
- Объясните и проясните диаграммы, написав простую версию их значения.
- Определите все, что требует дальнейшего уточнения.
Пометьте и сохраните свои заметки вместе с любыми раздаточными материалами лекций.
Советы по повторному взаимодействию с заметками
- Попробуйте «разбить» похожие фрагменты информации на категории, которые вам легче запомнить.
- Перепишите ключевые понятия своими словами.
- Добавляйте в примечания свои вопросы, чтобы помочь вам вспомнить ключевые идеи.
- Напишите краткий общий итог заметок.
- Подумайте о самом процессе обучения — что вас смущает? Как вы решали проблемы или уточняли свое понимание?
См. далее: Техники и советы по прослушиванию конспектов
Конспект лекций | История | Колледж свободных искусств и наук
Точные заметки будут полезны, когда вам нужно просмотреть материал для экзамена или задания. В дополнение к тому, что вы просто запоминаете содержание лекции, ваша стратегия ведения заметок может помочь вам разобраться с материалом и более полно понять историческую тему, событие или вопрос. Таким образом, вы должны рассматривать ведение заметок как интерактивный процесс, а не просто секретарские навыки. Это больше, чем просто помощь памяти. Ведение заметок и повторение являются частью процесса анализа материала.
Текущие исследования подтверждают эти идеи, а также показывают, что окончательные результаты на экзаменах и работах могут быть улучшены, если используются определенные методы ведения заметок. Это руководство предложит:
- Методы и практика ведения заметок.
- Способы использования ваших заметок при подготовке к экзаменам и работам.
- Перед занятием:
- Прочитайте текст перед уроком. Это позволяет составить обзор основных идей, второстепенных моментов и определений важных понятий.
- Определите знакомые и незнакомые термины. Посмотрите термины перед уроком. Будьте готовы выслушать объяснения во время лекции. Попросите профессора объяснить неясные идеи.
- Обратите внимание на неясные части показаний. Перед уроком подготовьте вопросы. (Послушайте объяснение во время лекции.)
- Во время занятий:
- Сядьте впереди.
Меньше отвлекающих факторов, легче слышать, видеть и понимать материал.
- Дата и номер каждой страницы, задания и раздаточного материала. Это поможет, когда вы начнете готовиться к экзамену или готовить конспекты для сочинения.
- Не пытайтесь все записывать. Делайте заметки краткими. Чем больше времени вы посвящаете написанию, тем меньше внимания вы можете уделить пониманию основных моментов и определению плана и аргументации лекции. Никогда не используйте предложение, когда можно использовать фразу, или фразу, когда можно использовать слово. По возможности используйте сокращения и символы.
- Обратите внимание на план лекции. Большинство лекций основаны на простом плане. Прислушайтесь к ключевым фразам и словам, которые определяют, что представляет собой эта структура, и распознайте, где вы находитесь в плане в любой момент времени.
- Начинайте заметки к каждой лекции с новой страницы.
Это дает больше свободы в организации, например, так что вы можете разместить заметки по теме из лекции с заметками по той же теме из чтения.
- Как правило, используйте свои слова , а не просто цитируйте слова лектора. Формулы, определения, правила и конкретные факты должны быть скопированы точно.
- Разработайте кодовую систему ведения заметок для обозначения вопросов, комментариев, важных моментов, сроков выполнения заданий и т. д. Это поможет отделить посторонний материал от основной части заметок (например, ‘!’ для важных идей, ‘?’ для вопросов или [личные комментарии за скобками]). Вы можете даже разработать свои собственные символы для часто используемых слов или идей (например, «∆» для изменения или «С» для века).
- Следите за подсказками инструктора . Если инструктор что-то пишет на доске или над головой, вероятно, это важно. Если инструктор повторяет какую-то мысль во время лекции, обязательно запишите это.
- Сядьте впереди.
- Перед занятием: