Архив записей треков сезона 2021/22
Константин Леонтьев
Юрист компании «Директ-Медиа», к.ю.н., доцент
Варианты охраны интеллектуальных прав в образовательной деятельности
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Идеи не охраняются. Но современное законодательство об интеллектуальной собственности имеет множество инструментов для охраны формы выражения таких идей и, в ряде случаев, их содержания, а также охраны основных признаков, используемых для повышения узнаваемости проектов. Нами будут рассмотрены основные проблемы, связанные с созданием и использованием объектов интеллектуальных прав при осуществлении образовательной деятельности.
21.11.2022
14:00–15:00 МСК
Айкуш Калачян
Педагог, музыкант, коуч, консультант во вопросам воспитания детей, эксперт по современным методикам образования
Воспитание волевых качеств у детей дошкольного возраста
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Воля — это важнейшее качество человека разумного, который не только может принимать решения, но и терпеть неудобства, приложить необходимые усилия, чтобы реализовать свои цели, задачи, при этом оставаясь верным своим жизненным ценностям.
Важно с детства помогать привить это качество. А ещё важней не мешать тому, чтобы вырос волевой человек. Часто мы встречаем людей с выученной беспомощностью. Именно с помощью взрослых эти люди в детстве потеряли веру в свою силу и уверовали в свою беспомощность. На вебинаре рассмотрим, как можно развивать волю в детях дошкольного возраста.
22.11.2022
12:00–13:00 МСК
Татьяна Телегина
Автор-разработчик и ведущая онлайн-курсов, профессиональный библиограф, старший преподаватель университета
ГОСТ 2018. Библиографическое описание составной части ресурса (аналитическое описание)
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
На этом вебинаре разберем вопросы: как сделать библиографическое описание статьи из журнала, из сборника, главы из книги и чем оно отличается от библиографического описания целых книги или журнала. На что следует обращать внимание, глядя на библиографическое описание, чтобы не ошибиться и не потерять время при поиске нужного источника. А также рассмотрим структуру (схему) и состав библиографического описания составной части ресурса.
Спикер вебинара — автор курса «Библиография для небиблиографов»: directacademia.ru/page8613504.html
23.11.2022
12:00–13:00 МСК
Ольга Магонова
Педагог-психолог, заведующая отделом по работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
Создание условий для сенсорного развития дошкольников
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. В раннем возрасте необходимо развивать все сенсорные каналы. На каждом этапе развития анализаторы чувствительны к тем или иным воздействиям. Важно не упустить сенситивный период. О том как сделать развитие ребенка интересным мы поговорим на вебинаре.
25.11.2022
12:00–13:00 МСК
Юлия Амлинская
Преподаватель русского языка как иностранного и испанского языка, руководитель международной онлайн-школы для билингвов Russificate Kids, член МАПРЯЛ
Опыт создания и развития языковых школ в онлайн-формате
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Вебинар будет посвящён созданию и основным этапам развития языковой онлайн-школы.
Будут затронуты такие вопросы как создание сайта, перевод сайта на другие языки, публикация информации, ведение блога, особенности административной работы и работы в социальных сетях, ведение бухгалтерии.
28.11.2022
12:00–13:00 МСК
Ольга Хахлова
Кандидат педагогических наук, доцент, семейный психолог
Механизмы психологической защиты у педагогов: как не допустить профессиональной деформации
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Педагогическая деятельность достаточно сложна своей разноуровневостью, помимо профессиональных компетенций, практического опыта, существует очень высокая эмоциональная составляющая. Педагог находится в постоянном взаимодействии с детьми, родителями, коллегами, что неизбежно приводит к эмоциональному истощению и выгоранию. В современных реалиях требования к педагогической деятельности и возрастают и быстро меняются, и если ранее выгорание происходило один раз в 3−5 лет, то сейчас мы сталкиваемся с тем, что эмоциональное истощение происходит каждый год.
Очень важно педагогу быть в ресурсе, в контакте с самим с собой, чтобы его деятельность была продуктивной. Однако, это невозможно без регулярной профилактики выгорания. Одним из последствий эмоционального выгорания является профессиональная деформация, как механизм психологической защиты.
29.11.2022
12:00–13:00 МСК
Константин Костюк
Генеральный директор компании «Директ-Медиа»
«Именитые ученые»: новый информационный ресурс для науки и культуры
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
В сети распространилось много биографических справочников и энциклопедий. Но до сих пор нет биографической библиотеки! Каждую книгу нужного автора приходится искать отдельно. Мы познакомим вас с совершенно новым уникальным ресурсом, который собирает книги не по темам, а по именам. 2000 персоналий культуры и науки, труды которых имеют непреходящую ценность для науки и культуры, и собрания сочинений которых представлены в нашем сервисе.
01.12.2022
12:00–13:00 МСК
Инна Журова
Учитель-логопед, нейропсихолог, олигофренопедагог
Пескография как инновационная технология в развитии дошкольников
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Современные условия дали толчок к поиску инновационных, интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих комфортное пребывание в условиях ДОУ, сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка и способствующие развитию творческой, интеллектуально развитой личности.
Одной из таких технологий стала пескография. Рисование песком — один самых необычных способов творческой деятельности. Пескография — это уникальная возможность отобразить свой внутренний мир и лучше познать мир окружающий. На вебинаре поговорим подробнее, что такое пескография, какие цели она преследует и каким образом можно внедрить данную технологию в образовательную деятельность ДОУ.
16.12.2022
13:00–14:00 МСК
Исследователям
В данном разделе содержится информация для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей, занимающихся научно-исследовательской работой: услуги, предоставляемые библиотекой, электронные ресурсы, стандарты и другие полезные сведения.
Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук
Информационные материалы
Справочно-информационный фонд библиотеки включает в себя официальные периодические издания Российской книжной палаты, Российской государственной библиотеки, Федерального института образования и информационные материалы ВИНИТИ, ИНИОН, Федеральной службы государственной статистики, включающие в себя отечественные и зарубежные публикации по естественным, точным, техническим и общественным наукам.
Воспользоваться данными изданиями вы можете в Отделе сопровождения исследовательской деятельности (2 этаж, вход из зала каталогов).
Справочно-информационные издания
Контактный телефон: +7 (383) 244-01-59
Понедельник-пятница: с 9.00 до 17.00
Оформление результатов научно-исследовательской работы:
При оформлении библиографического списка к научной, дипломной или курсовой работе необходимо руководствоваться требованиями, установленными следующими стандартами:
ГОСТ Р 7.0.108—2022 Библиографические ссылки на электронные документы, размещенные в информационно-телекоммуникационных сетях
Настоящий стандарт устанавливает общие правила составления библиографических ссылок на электронные документы, размещенные в информационно-телекоммуникационных сетях для всеобщего ознакомления и использования (информационные ресурсы сетевого распространения).
Настоящий стандарт предназначен для авторов, редакционно-издательских работников и библиографов.
ГОСТ Р 7.0.100–2018 Библиографическая запись. Библиографическое описание
Стандарт устанавливает общие требования и правила составления библиографического описания ресурса, его части или группы ресурсов: набор областей и элементов библиографического описания, последовательность их расположения, наполнение и способ представления элементов, применение предписанной пунктуации и сокращений.
Настоящий стандарт распространяется на выходные формы библиографического описания традиционной и машиночитаемой каталогизации, которое составляется центрами государственной библиографии, библиотеками, органами информации, издателями, другими библиографирующими организациями и лицами.
Настоящий стандарт не распространяется на правила составления библиографических ссылок.
ГОСТ 7.82-2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов
Стандарт устанавливает общие требования и правила составления библиографического описания электронного ресурса: набор областей и элементов библиографического описания электронного ресурса, набор областей и элементов библиографического описания, последовательность их расположения, наполнение и способ представления элементов, применение условных разделительных знаков.
ГОСТ 7.80-2000 Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления
Стандарт устанавливает общие требования к заголовку библиографической записи и правила его составления: набор сведений, последовательность их приведения, применение условных разделительных знаков. Распространяется на основные виды заголовков, используемых в библиографических записях.
Стандарт не распространяется на библиографические ссылки.
ГОСТ Р 7.0.12-2011. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке.
Стандарт устанавливает общие требования и правила сокращения слов и словосочетаний на русском языке в библиографических ссылках на все виды документов.
ГОСТ 7.11-2004 Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках
Стандарт определяет правила сокращения слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографических описаниях документов.
ГОСТ Р 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления
Стандарт устанавливает общие требования и правила составления библиографической ссылки: основные виды, структуру, состав, расположение в документах. Стандарт предназначен для авторов, редакторов, издателей.
ГОСТ 7.0.83-2012 Электронные издания.
Стандарт устанавливает основные виды электронных изданий, а также состав и место расположения выходных сведений в электронных изданиях.
ГОСТ Р 7.0.11-2011 Диссертация, автореферат диссертации
Стандарт устанавливает общие требования к оформлению кандидатских и докторских диссертаций и авторефератов диссертаций по всем отраслям знаний.
Распространяется на диссертации, представленные в виде рукописи или в виде научного доклада, не распространяется на диссертации в виде изданной монографии.
Примеры библиографического описания:
- Книги
- Статьи
- Диссертации и авторефераты диссертаций
- Электронные ресурсы
Межбиблиотечный абонемент (МБА)
Если Вы не нашли в электронном каталоге библиотеки необходимый для написания научно-исследовательской работы документ, предлагаем воспользоваться услугой межбиблиотечного абонемента (МБА).
Контакты: +7 (383) 244-18-49, доп. 108, e-mail: [email protected] зав. отделом Перемикина Тамара Анатольевна
Понедельник-четверг: с 9.00 до 17.00, пятница: с 9.00 до 16.00, выходные дни – суббота, воскресенье.
Подробнее об услуге
Электронная доставка документов (ЭДД)
Данная услуга позволяет Вам заказать статьи из журналов и сборников, имеющихся в фонде библиотеки НГПУ.
Для заказа нужной статьи необходимо отправить заявку в Отдел сопровождения исследовательской деятельности по электронной почте: lib_fedorovana@nspu.
ru. Обратите внимание, услуга ЭДД платная “Прейскурант дополнительных (платных) услуг
Срок выполнения заказа – до рабочих 3 дней.
Часы работы: понедельник – пятница: с 9-00 до 17-00, выходные дни: суббота, воскресенье
Контактный телефон: +7 (383) 244-01-59
Подробнее об услуге
Информирование в системе ИРИ и ДОР
Библиографическое информирование – это библиографическое обслуживание в соответствии с долговременными (постоянно действующими) запросами (например, преподавателя по той или иной учебной дисциплине, руководителя по проблемам управления высшей школой и т.д.). Цель его – активное доведение новой библиографической информации до потенциальных и реальных потребителей, раскрытие информационных ресурсов библиотеки.
Избирательное распространение информации (ИРИ)
Избирательное распространение информации (ИРИ) позволяет систематически получать сигнальную информацию о новых изданиях и документах по постоянным и разовым запросам, сформулированными абонентами.
Дифферинцированное обслуживание руководителей (ДОР)
Дифферинцированное обслуживание руководителей (ДОР) содействует принятию руководителями обоснованных решений по конкретным проблемам, задачам, вопросам в области педагогики и методики высшей школы.
Контакты: +7 (383) 244-01-59, доп. 117, e-mail: lib_stacenkoiy@ nspu.ru – гл. библиограф Стаценко Ирина Юрьевна
Понедельник-четверг: с 9.00 до 17.00, пятница: с 9.00 до 16.00, выходные дни – суббота, воскресенье.
Подробнее об услуге
Индексы УДК, ББК
УДК – Универсальная десятичная классификация – система классификации информации, широко используется во всем мире для систематизации различных видов документов и организации каталогов и картотек.
ББК – Библиотечно-библиографическая классификация – система отечественной библиотечной классификации изданий, предназначена для организации библиотечных фондов, каталогов и картотек.
Для получения индексов УДК/ББК перед передачей своей работы на печать, следует обратиться в Отдел сопровождения исследовательской деятельности (1 этаж библиотеки, каб. 19а).
Понедельник-четверг: с 9.00 до 17.00, пятница: с 9.00 до 16.00, выходные дни – суббота, воскресенье.
Контакты: +7 (383) 244-12-34, доп. 109, e-mail: [email protected] – зав. отделом Федорова Наталия Анатольевна
Для сотрудников и студентов университета услуга бесплатная.
Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)
Национальная информационно-аналитическая система, аккумулирующая более 7 миллионов публикаций российских авторов, а также информацию о цитировании этих публикаций из более 4500 российских журналов. Она предназначена не только для оперативного обеспечения научных исследований актуальной справочно-библиографической информацией, но является также и мощным инструментом, позволяющим осуществлять оценку результативности и эффективности деятельности научно-исследовательских организаций, ученых, уровень научных журналов и т.
д.
Подробнее в разделе НАУКОМЕТРИЯ
- Нормативно-правовые документы
- Работа с авторским профилем в системе Science Index-автор
- Презентации
АНТИПЛАГИАТ.ВУЗ
Проверить научные/дипломные работы Вы можете с помощью системы «Антиплагиат.ВУЗ», которая позволяет организовать в учебном заведении целостный процесс проверки диссертаций и студенческих работ на наличие заимствований.
Логин и пароль для входа систему выдается представителю кафедры в Отделе формирования фондов (1 этаж библиотеки, каб.17).
Контакты: +7 (383) 244-12-34, доп. 102, e-mail: [email protected] – зав. отделом Ильенко Светлана Владимировна.
НЭИКОН (Национальный электронно-информационный консорциум) открывает доступ к архивным коллекциям ряда ведущих издательств, начинающийся, как правило, с первого выпуска первого журнала и заканчивающийся определенным годом.
- Annual Reviews – журналы (ежегодники) с 1936 по 2006 год;
- Cambridge University Press – журналы с 1827 по 2012 год;
- IOP Publishing – журналы с 1874 по 2000 год;
- Oxford University Press – журналы с 1849 по 2012 год;
- Nature Publishing Group – журнал Nature с 1869 по 2011 год;
- Royal Society of Chemistry – журналы с 1841 по 2012 год;
- SAGE Publications – журналы с 1890 по 2011 год;
- Taylor and Francis – журналы с 1798 по 2012 год;
- The American Association for the Advancement of Science – журнал Science с 1880 по 1996 год;
- Wiley (American Geophysical Union) – журналы с 1990 по 1996 год.

Российская государственная библиотека — крупнейшая публичная библиотека мира.
Часть документов Электронной библиотеки» РГБ находится в открытом доступе, Вы можете читать их не выходя из дома. Для того чтобы обратиться к их полнотекстовой версии достаточно установить подключение к интернету и программу Acrobat Reader. Документ откроется в формате pdf, что позволяет читать его с экрана.
Как найти нужный документ в электронной библиотеке? Кто имеет доступ к Электронной библиотеке РГБ? Где можно прочитать документ, находящийся в ограниченном доступе? Ответ на эти и многие другие вопросы Вы найдете на сайте РГБ.
В ЭБ РГБ представлены следующие коллекции:
- Библиотека диссертаций (так же на на портале НЭБ)
- Старопечатные книги
- Универсальное собрание
- Нотная коллекция
- Научная и учебная литература
- Коллекция рукописей
Электронный читальный зал Национальной электронной библиотеки (НЭБ) объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.
На портале НЭБ в рамках электронных читальных залов возможен доступ к Электронной библиотеке диссертаций РГБ.
Пользователи НЭБ имеют возможность:
– Откройте любую книгу, нажав кнопку «Читать». Откроется окно с формой авторизации на портале «Госуслуги».
– Введите логин и пароль своей учетной записи на портале “Госуслуги”.
– После успешной авторизации книга откроется в этом же окне. Можно открывать и читать сколько угодно книг за сессию – после успешной авторизации все книги будут открываться сразу.
Дата последнего обновления:
03 Ноября 2022 г. 15:32
6 советов, как провести потрясающую академическую презентацию
6 советов, как провести потрясающую академическую презентацию
Таня Голаш-Боза, Доцент социологии Калифорнийского университета
11 января 2022 г.
Один из самых простых способов выделиться на научной конференции — сделать фантастическую презентацию.
В этом посте я расскажу о нескольких простых приемах, которые сделают вашу презентацию выдающейся. Хотя для создания хорошей презентации требуется время, она того стоит.
Совет № 1. Используйте PowerPoint с умом
Изображения обладают большой силой. Исследование показывает, что изображения помогают памяти и обучению. Используйте это в своих интересах, находя и используя изображения, которые помогут вам донести свою точку зрения. Один трюк, который я усвоил, заключается в том, что вы можете использовать изображения, в которых есть пробелы, и вы можете вставлять слова в эти изображения.
Вот один такой пример из презентации, которую я давал об обеспечении соблюдения иммиграционного законодательства.
PowerPoint — отличный инструмент, если вы используете его эффективно. Как правило, это означает использование большого количества визуальных элементов и относительно небольшого количества слов. Никогда не используйте шрифт размером менее 24 пунктов.
И, пожалуйста, никогда не помещайте презентацию на слайды и не читайте со слайдов.
Совет № 2. У академических презентаций есть формула. Используй это.
Как только вы станете экспертом в проведении великолепных презентаций, вы сможете отклониться от формулы. Однако, если вы новичок в презентации, вы можете следовать ему. Это немного зависит от области, однако я приведу пример из своей области — социологии — чтобы дать вам представление о том, как должен выглядеть формат:
- Введение/Обзор/Крючок
- Теоретическая основа/Исследовательский вопрос
- Методология/выбор случая
- Предыстория/обзор литературы
- Обсуждение данных/результатов
- Анализ
- Заключение
Совет № 3: Аудитория хочет услышать о вашем исследовании. Скажи им.
Одна из самых распространенных ошибок, которую я наблюдаю у людей, выступающих с презентациями, заключается в том, что они представляют только ту информацию, которую я уже знаю.
Обычно это происходит, когда они проводят почти всю презентацию, изучая существующую литературу и предоставляя справочную информацию по своему конкретному случаю. Вам нужно только обсудить литературу, с которой вы непосредственно взаимодействуете и вносите свой вклад. Ваша справочная информация должна включать только то, что абсолютно необходимо. Если вы проводите 15-минутную презентацию, к 6 -я -я минута, вам нужно обсудить ваши данные или тематическое исследование. На конференциях люди собираются, чтобы узнать о ваших новых и захватывающих исследованиях, а не для того, чтобы услышать резюме старых работ.
Совет №4: Практикуйтесь. Упражняться. Упражняться.
Вы всегда должны полностью отрепетировать свою презентацию, прежде чем выступать с ней. Вы можете чувствовать себя глупо, выступая с презентацией перед своей кошкой или малышом, но вам нужно сделать это снова и снова. Вам нужно потренироваться, чтобы убедиться, что ваша презентация укладывается в временные параметры.
Практика также улучшает его течение. Нельзя тренироваться слишком много раз.
Совет № 5: соблюдайте лимит времени
Если у вас есть десять минут на выступление, подготовьте десятиминутный материал. Больше не надо. Даже если у вас есть только семь минут, вы должны закончить в отведенное время. Если вы пишете свою презентацию, общее эмпирическое правило — две минуты на напечатанную страницу с двойным интервалом. Для пятнадцатиминутного выступления у вас должно быть не более 7 страниц материала через два интервала.
Совет № 6: не читайте свою презентацию
Да, я знаю, что в некоторых областях чтение является нормой. Но можете ли вы честно сказать, что вы чувствуете себя вовлеченным, когда слушаете, как кто-то читает свою презентацию на конференции? Если вам абсолютно необходимо читать, я предлагаю вам читать так, чтобы никто в аудитории не заметил, что вы читаете. Я видел, как люди делали это успешно, и вы тоже можете это сделать, если будете писать разговорным тоном, несколько раз потренироваться и читать свою статью с эмоциями, убежденностью и разнообразием тона.
Какие советы вы можете дать докладчикам? Какая одна из лучших презентаций, которые вы видели? Что сделало его таким фантастическим? Дайте нам знать в комментариях ниже.
Хотите узнать больше о процессе публикации? Академия исследователей Wiley — это онлайн-программа обучения авторов, призванная помочь исследователям развить навыки и знания, необходимые для успешной публикации. Узнайте больше об академии исследователей Wiley.
Изображение предоставлено Таней Голаш-Боза
Прочтите версию на китайском языке здесь.
Правило 20.10.30 в PowerPoint
Перейти к содержимомуПредыдущий Следующий
Я страдаю чем-то, что называется болезнью Меньера — не волнуйтесь, вы не можете заразиться от чтения моего блога. Симптомы болезни Меньера включают потерю слуха, шум в ушах (постоянный звон) и головокружение. Существует множество медицинских теорий о его причине: слишком много соли, кофеина или алкоголя в рационе, слишком много стресса и аллергии.
Таким образом, я работал над ограничением контроля над всеми этими факторами.
Однако у меня есть другая теория. Как венчурному капиталисту, мне приходится слушать, как сотни предпринимателей представляют свои компании. Большинство этих презентаций — дерьмо: шестьдесят слайдов о стартапе «подана заявка на патент», «преимущество первопроходца», «все, что нам нужно сделать, — это заставить 1% людей в Китае покупать наш продукт». Эти ноты такие паршивые, что я теряю слух, в ушах постоянно звенит, и время от времени мир начинает вращаться.
Чтобы предотвратить эпидемию синдрома Меньера в сообществе венчурных капиталистов, я пропагандирую правило 10/20/30 в PowerPoint. Все очень просто: в презентации PowerPoint должно быть десять слайдов , продолжительностью не более двадцати минут , и содержать шрифт не менее тридцати пунктов . Пока я занимаюсь венчурным капиталом, это правило применимо к любой презентации для достижения соглашения: например, привлечение капитала, продажа, создание партнерства и т.
д.
Десять слайдов . Десять — оптимальное количество слайдов в презентации PowerPoint, потому что нормальный человек не может понять более десяти понятий на собрании, а венчурные капиталисты — это нормально. (Единственная разница между вами и венчурным капиталистом в том, что ему платят за то, что он играет на чужие деньги). Если вам нужно использовать более десяти слайдов, чтобы объяснить свой бизнес, у вас, вероятно, нет бизнеса. Десять тем, которые волнуют венчурного капиталиста:0005
- Проблема
- Ваше решение
- Бизнес-модель
- Основная магия/технология
- Маркетинг и продажи
- Конкурс
- Команда
- Прогнозы и вехи
- Статус и временная шкала
- Резюме и призыв к действию
Двадцать минут . Вы должны представить свои десять слайдов за двадцать минут. Конечно, у вас есть часовой интервал, но вы используете ноутбук с Windows, поэтому потребуется сорок минут, чтобы заставить его работать с проектором.
Даже если установка пройдет идеально, люди опоздают и уйдут раньше. В идеальном мире вы делаете презентацию за двадцать минут, и у вас остается сорок минут на обсуждение.Тридцатипунктовый шрифт . Большинство презентаций, которые я вижу, имеют текст, набранный десятиточечным шрифтом. В слайд втискивается как можно больше текста, а затем ведущий его читает. Однако, как только аудитория понимает, что вы читаете текст, она читает раньше вас, потому что она может читать быстрее, чем вы можете говорить. В результате вы и аудитория не синхронизированы.
Люди используют мелкий шрифт по двум причинам: во-первых, они недостаточно хорошо знают материал; во-вторых, они считают, что чем больше текста, тем убедительнее. Полная чушь. Заставьте себя не использовать шрифт меньше тридцати пунктов. Я гарантирую, что это улучшит ваши презентации, потому что вам нужно найти наиболее важные моменты и уметь их хорошо объяснить. Если «тридцать баллов» слишком догматичны, то предлагаю вам алгоритм: узнайте возраст самого старшего человека в вашей аудитории и разделите его на два.


Даже если установка пройдет идеально, люди опоздают и уйдут раньше. В идеальном мире вы делаете презентацию за двадцать минут, и у вас остается сорок минут на обсуждение.