Как эффективно вести конспекты
Многочисленные исследования в области нейробиологии не раз доказывали, что письмо от руки способствует лучшему запоминанию. В частности, одна из последних научных работ, выполненная экспертами центра нейронных сетей в Осакском университете, подтвердила, что когнитивные процессы во время записывания ускоряются. Поэтому конспектирование по-прежнему необходимо для эффективного обучения. Но чтобы ваши записи не представляли собой сплошной текст, в котором вы впоследствии ничего не найдете, необходимо использовать разные способы. Т&Р рассказывают о методах и принципах ведения конспектов.
Методы ведения конспектов
«Вопрос — ответ»
Выделяйте основные проблемы и подтемы, в рамках которых необходимо задавать вопросы к новой важной для понимания информации. Например, если речь идет о литературных направлениях, можно задать следующие вопросы: «В чем суть романтизма?», «Кто были представителя направления?», «Чем романтизм отличается от сентиментализма?» Прописывая ответы на эти вопросы, не забывайте об аргументации и упоминании ключевых имен и дат.
Концептуальные карты
Этот метод был разработан Джозефом Новаком — американским педагогом в Корнеллском университете. Основными его преимуществами являются наглядность и выявление причинно-следственных связей между понятиями. Принципы построения концептуальной карты следующие: иерархическая структура (от общего к частному), выделение ключевых понятий, составление связей между ними и их соединение. От центральной темы проводится несколько стрелок к подтемам, от которых идут уже другие ветки. Если термины требуют объяснения, обязательно прописывайте определения внизу или делайте сноски (это зависит от сложности темы).
Метод Билла Гейтса
Американский предприниматель Роб Ховард описал этот метод в своем блоге. Создатель Microsoft Билл Гейтс делит лист на четыре части:
Основные тезисы. В этом столбике необходимо прописать главные мысли и идеи
Заметки и подробности. Здесь подразумевается раскрытие выделенных тезисов и их описание
Примеры.
Вопросы. Обязательно заполняйте этот блок, чтобы впоследствии не забыть о волнующих вас вопросах и найти ответы на них либо после общения с лектором, либо благодаря использованию открытых источников информации
Flow
Сертифицированный коуч Скотт Янг предложил необычный метод конспектирования, предполагающий максимальную вовлеченность слушателя. В данном случае необходимо не просто записывать то, что говорят, а размышлять над этим и фиксировать собственные мысли. Механика следующая: ключевые понятия и тезисы лектора — соображения самого автора на эту тему. Недостаток этого метода в том, что вы можете в процессе собственных размышлений не услышать важную информацию, поэтому необходимо включать диктофон.
Метод Корнелла
Профессор Корнеллского университета Уолтер Паук разработал этот метод конспектирования в 70-х годах. На листке очертите место наверху для заголовка, а внизу страницы проведите горизонтальную черту для выводов. Основную часть разделите на две в пропорции 3:7. В левой части будут основные тезисы, в правой — их раскрытие и детали. Лучше оставлять пространство между предложениями, чтобы при необходимости дописать абзац. В конце не забудьте сделать выводы. Это позволит закрепить пройденный материал и еще раз вспомнить услышанное.
Боксы
Этот способ конспектирования подходит для изучения иностранных слов, дат, исторических событий, биографий. Нарисуйте на листе хаотично несколько боксов — прямоугольников или квадратов, в которые вы будете записывать термины, имена, события и кратко их описывать. Преимущество этого метода — в наглядности представленной информации, что может помочь при запоминании.
Маркирование
Придумайте символы, которые станут вашими маркерами. Определите, что будет означать основную идею (*), примеры (&), детали (#), вопросы (?). Эта наглядная навигация впоследствии поможет увидеть главные тезисы, отделить их от второстепенной информации и вернуться к ним сразу же. Вы также сможете сэкономить время, не прописывая отдельно слова, такие как «вопрос», «главная идея» и т. д.
Общие принципы ведения конспектов
1. Не нужно записывать все
Не стоит делать письменную расшифровку лекции: ваша задача — сразу же фильтровать поступающую информацию и структурировать ее, двигаясь от общего к частному.
2.Разработайте собственную систему стенографии
Придумайте, как сократить ключевые термины, которые будут повторяться на протяжении всей лекции, и часто употребляемые слова. Например, «зн» вместо «значит», «тя» вместо «теория», «пст» вместо «писатель». Помните, сокращения должны быть понятны в первую очередь вам даже через время.
3. Используйте цветные маркеры
Визуальное оформление текста улучшает его восприятие и способствует процессу запоминания. Выделяйте фрагменты разными цветами в зависимости от функции того или иного предложения, будь то основной тезис, вопрос, деталь или пример.
4. В первую очередь обращайте внимание на новую информацию
Не тратьте время на записывание известных вам фактов или же тем, о которых вы сможете прочитать в учебной литературе.
5. Перефразируйте информацию
Не будьте пассивным слушателем, который просто переносит услышанное на бумагу. Размышляйте над поступающей информацией и думайте над тем, как ее можно передать яснее.
6. Используйте значки
Вместо выделений цветом можно использовать значки для вопросов, важных деталей или примеров.
7. Записывайте вопросы, если вам что-то непонятно
Если что-то осталось для вас неясным, сразу же запишите свой вопрос, чтобы вскоре вернуться к нему и заполнить пробел. В противном случае тема будет понята вами не до конца.
Любовь Карась
Теги
#принципы
#методы
#образование
#конспекты уроков
#конспектирование
Как вести конспект – что это такое, 6 методов конспектирования
Конспект – это переваренная вами и структурированная информация, которую вы откуда-то получили. Обычно конспекты используются в учебе, но никто не мешает вам законспектировать доклад на ежегодной конференции. Оформление конспектов – это отдельная наука, потому что разную информацию можно структурировать разными способами. Кроме того, конспекты призваны сэкономить ваше время, поэтому в вопросе «Как делать конспект?» нет однозначного ответа, подходящего всем: оформление конспектов красиво будет более наглядным, но потратит ваше время; составление кратких конспектов без внешней структуризации может помочь вам в короткие сроки записать много информации (привет преподавателям с очень быстрой речью). Ниже – более детально о том, что такое конспект, как писать конспект, какие виды конспектов чаще всего используют и какие необычные виды конспектирования придумывают учащиеся.
Конспекты и их польза
Как вести конспект – основные принципы
Методы конспектирования
Подборка видео по теме
Подведем итоги
Конспекты и их польза
Практика составления конспектов – то, что отличает хороших учеников от посредственных. Для того, чтобы объяснить это, нам нужно выделить проблему, и состоит она из трех пунктов:
- На лекциях дают много информации.
- Не вся эта информация полезна.
- У вас мало времени на ее усвоение.
Типичная хорошая лекция выглядит следующим образом: лектор выделяет проблему, описывает ее предпосылки, описывает ее решение, приводит примеры из жизни.
Предпосылки – это, конечно, очень хорошо, но предпосылки могут быть очень глубокими и запутанными. Решение проблемы – это основное, что вас может интересовать, но лектор вполне может проводить параллели между предпосылками и решением – в этом случае полезная информация будет перемешиваться со второстепенной. Примеры из жизни помогают лучше запомнить материал, но вообще не дают структуры знаниям, примеры из жизни обычно изолированы от остальных тем.
Выход из ситуации – вести краткую запись того, что говорит лектор. Проблема, которая рассматривается на лекции, становится заголовком раздела конспекта – по заголовку можно будет легко эту проблему найти. Предпосылки мы выносим в отдельный столбик и сокращаем до пары слов каждую – если потом мы откроем конспект, чтобы посмотреть на краткое изложение, мы сможем пробежаться глазами по этому столбику и связать в голове эту проблему с другими. Решение мы расписываем тщательно, но – тезисно, чтобы можно было сформировать четкий ответ или алгоритм. Если примеры важны – выносим их в отдельный блок на странице, чтобы быстро выделить глазами при необходимости.
Конспект – это немного больше, чем просто выжимка данных. В процессе составления тематического конспекта вы вынуждены анализировать приходящую информацию – для составления тематического конспекта нужно пропустить через себя все, что вам сказали, сократить это до самого необходимого и написать. Поэтому в процессе написания конспектов вы учите тот материал, который вам преподают – поэтому даже свободное конспектирование будет лучше, чем никакое.
Ну и наконец, процесс ведения записей полезен еще и тем, что вы эти записи потом можете почитать, чтобы повторить материал и лучше его усвоить. Здесь уже начинают играть серьезную роль методы конспектирования (о которых поговорим ниже), поскольку и от стиля написания текста, и от метода ведения конспектов в целом будет зависеть количество времени, которое вам понадобится на повторение.
Свободные неструктурированные конспекты уроков могут отнять у вас 2 часа на то, чтобы повторить материал за последние 3 месяца, в то же время составьте конспект по одному из нижеприведенных методов – и сможете повторить трехмесячный материал за час.
Как вести конспект – основные принципы
Даже в свободных конспектах должны соблюдаться общие принципы оформления конспектов, иначе эффективность конспектирования существенно снизится. Вот эти принципы:
- Структура. Все методы ведения конспектов предполагают наличие определенной структуры. 3 основных подхода составления плана: дерево, блоки, поток. При древовидной структуре запись вести нужно от центра – вписываете в центр основную мысль, от которой ветвями отходят остальные. При использовании блоков вести запись нужно иначе – вы формулируете основные мысли в виде изолированных блоков, которые связываете между собой. Поток – самый простой вариант, вы просто записываете одну за другой основные мысли по ходу изложения материала.
- Краткость. Все способы конспектирования ориентированы на то, что вы записываете только основную мысль, а второстепенное отбрасываете. Желательно, чтобы одна мысль умещалась в одно предложение.
- Сокращения. Для конспектирования текста используется сокращение везде, где это можно. «Таким образом» – «т.о.», «из этого следует, что» – «->» и так далее. Но не переусердствуйте – вы должны понимать, что здесь написано. Желательно заранее продумать все сокращения и собрать их в легенду на первой странице конспекта.
- Визуализация. Необязательный (вести конспекты можно и без него), но крайне полезный принцип. Простенькие зарисовки и стрелочки, указывающие на связи, помогут вам лучше структурировать и запомнить материал.
- Подведение итогов. Крайне полезный и недооцененный принцип. Обычно конспекты составляются второпях, и на какой-то вывод времени не остается. Но лучше все же выделить время (даже уже после лекции) и написать 3-4 предложения вывода – тогда вы сможете повторять плановый конспект по одним только выводам, и это существенно ускорит процесс повторения большой темы.
Методы конспектирования
Корнелла
Метод лучше подходит для предметов, темы которых слабо друг с другом соприкасаются и могут быть разбиты на изолированные логические блоки. В верхней части листа вы пишете тему, центральную часть листа вы делите на 2 блока: основные моменты (слева) и подробное объяснение (справа). Левую часть лучше делать меньшей по объему. Внизу вы оформляете набор основных тезисов в виде вывода.
Блоки
Этот метод лучше применять тогда, когда вам нужно законспектировать много информации с одинаковой структурой. Создаете однотипные блоки для информации и вписываете в них что-либо. Отлично подходит для исторических личностей.
Метод предложений
Для использования этого метода вам не нужны навыки составления конспектов – вы просто берете планы уроков и записываете их в виде предложений, каждое – с новой строки. Таким образом у вас получается поток из ценных мыслей. Желательно нумеровать предложения – так вы сможете в последующих мыслях делать ссылки на предыдущие, это поможет вам создать нелинейную структуру.
Ментальная карта
Если вам нужны необычные методы конспектирования, ментальная карта – отличный пример. В центре – основная мысль (или тема), от которой расходятся смысловые ветви. Эти ветви заканчиваются узлами, от которых в свою очередь расходятся другие ветви. Вести ментальную карту по каждой теме может быть тяжело, но этот метод можно комбинировать с остальными – например, на первой странице конспекта по истории вы составляете ментальную карту темы, а на последующих страницах раскрываете каждый узел другим методом конспектирования.
Таблицы
Если вам приглянулся метод блоков, но для вашей информации он не совсем подходит, присмотритесь к таблицам. По сути, таблицы – это набор взаимосвязанных блоков, только здесь немного больше свободы в действиях.
Отступы
Если вы когда-либо писали код на Python, этот метод записи вам прекрасно знаком. Его суть – в том, что темы отступами разбиваются на блоки, а блоки, в свою очередь содержат ключевую информацию и тоже могут содержать в себе блоки. Ведение конспекта отступами – один из самых недооцененных видов, поскольку отступы позволяют структурировать информацию без особых временных затрат.
Единственное слабое место этот метода – подтемы, которые содержат в себе много ключевой информации, в этом случае блок может занимать больше страницы, и такую информацию будет непросто воспринимать визуально.
FAQ
Какой способ лучше?
Идеального способа нет, конкретный выбор зависит от ваших предпочтений и характера конспектируемой информации. Попробуйте несколько способов и оставьте тот, который вам больше по душе.
Что лучше – конспект от руки или печатный конспект?
На ваш выбор, никаких ограничений здесь нет. Единственный момент – конспекты с графической структурой (выделение блоков, стрелочки дорожных карт) проще рисовать от руки. В другой стороны, если вы владеете слепой десятипальцевой печатью – вы будете быстрее набирать конспект на клавиатуре.
Подборка видео по теме
- Авторский вариант конспекта.
- Основные правила и способы ведения конспекта.
- Варианты конспектов для ленивых.
Подведем итоги
Тезисно:
- Конспект – это краткая структурированная выжимка из преподаваемого материала.
- Конспект помогает не только повторять материал, но и усваивать его, потому что в процессе составления конспекта вы вынуждены анализировать информацию.
- Вариантов ведения конспектов – масса, они различаются как по структуре, так и по подходу в целом.
- Общепризнанного идеального метода конспектирования не существует – пробуйте разные варианты и оставляйте те, которые подходят лично вам.
Руководство по ведению заметок – Adult Student.com
Делать хорошие заметки необходимо для успешной учебы в колледже. Вот несколько расширенных пояснений и советов, которые помогут вам.
- Во время лекции делайте заметки на правой стороне бумаги.
- Записывайте полные фразы и утверждения, а не отдельные слова.
- Отметьте, выделите или подчеркните точки, на которые обращает внимание инструктор.
- Как можно скорее после лекции закончите незаконченные предложения и заполните материал, который вы не успели написать. В следующий раз, когда вы будете заниматься, вы превратите свой план в тестовые вопросы. Каждая лекция обычно содержит от пяти до семи хороших экзаменационных вопросов. Напишите их на левом поле.
- Оставьте заднюю часть каждой страницы пустой. Используйте его позже, чтобы делать учебные заметки и задавать вопросы из других источников, таких как учебник или заданное чтение.
Эта процедура поможет вам организовать лекции в вопросы и ответы. Планируйте выходить из каждой лекции с несколькими вопросами и ответами. Скорее всего, они будут на следующем тесте!
Стиль контура:
Ниже вы найдете скелет контура, а также образец:
Заголовок/Дата: Основная тема или предмет.
![]()
- Основной раздел или категория в теме.
Список важных заявлений.
- история, факты, эксперименты, первый исследователь
- второй исследователь, другие эксперименты.
- Подтверждающие факты и подробности
- Второй крупный раздел в тематической области.
- факты, новые взгляды, исследования
Образец – Форма плана:
Если ваши записи аккуратны и максимально приближены к плану, у вас будет гораздо больше шансов превратить их в хороший набор вопросов. Эти записи были сделаны на вводной лекции по психологии. Тема была учебная.
Intro Psych — 17 ноября
ОБУЧЕНИЕ
- Модификация поведения – Первый исследователь Б. Ф. Скиннер
- Основные принципы:
- Экспериментатор должен дождаться появления определенного поведения.
- Подкрепляемое поведение имеет тенденцию к усилению (Примечание: термин является подкреплением, а не вознаграждением)
- Игнорируемое поведение имеет тенденцию к уменьшению
- Наказуемое поведение может быть временно подавлено, но может
усилиться, наказание может быть подкрепляющим!- План отслеживания положительных результатов:
- Укажите желаемое наблюдаемое поведение.
- Выберите эффективное подкрепление.
- Измерить текущий уровень желаемого поведения.
- Следите за малейшим увеличением желаемого поведения.
- Дайте подкрепление как можно быстрее.
- Классическое обусловливание – Первый исследователь Иван Павлов
Он заметил, что у собак выделяется слюна, когда звонит колокольчик, сигнализирующий о времени кормления.
- Сосредоточьтесь на автоматических рефлексах.
Метод сводки:
Вот пример приведенной выше информации в сводной форме:
Обучение
Б.
Ф. Скиннер, , работавший с голубями, был первым исследователем, применившим модификацию поведения. Он сказал, что экспериментатор должен дождаться появления поведения, а затем подкрепить это поведение. Без подкрепления поведение имеет тенденцию к снижению, но наказание может усилить поведение, поскольку оно подкрепляет. В большинстве случаев желаемое поведение нужно подкреплять как можно быстрее. Иван Павлов был первым исследователем, изучавшим классическую обусловленность. Он заметил, что у собак в его лаборатории выделялась слюна, когда он звонил в колокольчик, даже без еды. CC фокусируется на автоматических рефлексах.
Метод сопоставления:
Наконец, краткий пример приведенной выше информации в визуальной картографической форме:
Из заметок, подобных этим, легко разработать практические вопросы, близкие к тому, что задает инструктор.
Примечание: Может быть полезно использовать собственные сокращения для часто повторяющихся слов. Просто убедитесь, что вы можете вспомнить, что они обозначают! (Основной список сокращений может быть полезен для создания ).
Ведение заметок | Усиленный!
Чтобы эффективно вести заметки, вы должны понимать, что их основная ценность не в записи, которую вы создаете, а в самом процессе. Процесс ведения заметок направляет коды памяти, которые вы создаете. Ведение заметок — это способ сделать информацию осмысленной. Поэтому он эффективен только в том случае, если вы перефразируете, систематизируете и осмысливаете информацию, делая заметки.
Ведение заметок — это способ сделать информацию значимой.
Что это значит? Что значит сделать информацию значимой? Это означает соединение новой информации с существующими знаниями. Чем больше связей вы сделаете, тем лучше вы поймете информацию.
Связь — это основа того, что делает информацию значимой.
Почему важно придавать смысл информации?
Потому что связь — это ключ к запоминанию. Чем больше у вас связей, тем больше у вас точек доступа к информации, а значит, тем легче будет ее извлечь.
Факты, которые вы уже хорошо знаете и легко запоминаете, действуют как точки привязки .
Чем больше опорных точек вы сможете подключить, тем более значимой станет новая информация и тем легче вы ее запомните.
Задумайтесь об этом на мгновение. Когда вам говорят что-то новое, вы понимаете это только в той мере, в какой можете соотнести это с чем-то, что вы уже знаете.
Вот цитата из Полное руководство для идиотов по Microsoft Office :
После того, как вы выберете источник данных для использования, помощник по слиянию отобразит диалоговое окно «Параметры этикетки», в котором вам будет предложено указать тип и размер почтовых наклеек, на которых вы собираетесь печатать.
Если вы ничего не знаете о компьютерах, это будет полная тарабарщина, и вы никак не сможете ее запомнить. Если у вас есть некоторый опыт работы с Microsoft Office, но нет опыта слияния писем, то вы как бы понимаете, что происходит, но у вас недостаточно точек привязки, чтобы действительно понять это — и Но если вы уже знакомы с Mail Merging и просто хотите знать, как делать метки, то у вас будет хорошо организованная, прочная группа фактов, уже записанных в памяти, и новый факт будет легко вставлен. Вы это поймете и запомните — в той мере, в какой ваш существующий кластер информации о слиянии писем был сильным и хорошо связанным.
Это как выучить новое слово. Фронтон , например. Если бы вам сказали, что это треугольная часть, венчающая фасад здания в греческом стиле, — при условии, что вы еще не знаете этого слова и не имеете особых знаний об архитектуре, — вы вряд ли вспомните ее без многократного повторения. натыкаясь на это. Вы можете установить связь