Правило вычисления производной сложной функции: Ошибка 404 Страница не найдена
Правило вычисления производной сложной функции: Ошибка 404 Страница не найдена
Содержание
как найти, вычислить и понять с нуля
Решать физические задачи или примеры по математике совершенно невозможно без знаний о производной и методах ее вычисления. Производная – одно из важнейших понятий математического анализа. Этой фундаментальной теме мы и решили посвятить сегодняшнюю статью. Что такое производная, каков ее физический и геометрический смысл, как посчитать производную функции? Все эти вопросы можно объединить в один: как понять производную?
Ежедневная рассылка с полезной информацией для студентов всех направлений – на нашем телеграм-канале.
Геометрический и физический смысл производной
Пусть есть функция f(x), заданная в некотором интервале (a, b). Точки х и х0 принадлежат этому интервалу. При изменении х меняется и сама функция. Изменение аргумента – разность его значений х-х0. Эта разность записывается как дельта икс и называется приращением аргумента.
Изменением или приращением функции называется разность значений функции в двух точках. Определение производной:
Производная функции в точке – предел отношения приращения функции в данной точке к приращению аргумента, когда последнее стремится к нулю.
Иначе это можно записать так:
Какой смысл в нахождении такого предела? А вот какой:
Геометрический смысл производной: производная от функции в точке равна тангенсу угла между осью OX и касательной к графику функции в данной точке.
Физический смысл производной: производная пути по времени равна скорости прямолинейного движения.
Действительно, еще со школьных времен всем известно, что скорость – это частное пути x=f(t) и времени t. Средняя скорость за некоторый промежуток времени:
Чтобы узнать скорость движения в момент времени t0 нужно вычислить предел:
Кстати, о том, что такое пределы и как их решать, читайте в нашей отдельной статье.
Приведем пример, иллюстрирующий практическое применение производной. Пусть тело движется то закону:
Нам нужно найти скорость в момент времени t=2c. Вычислим производную:
Правила нахождения производных
Сам процесс нахождения производной называется дифференцированием. Функция, которая имеет производную в данной точке, называется дифференцируемой.
Как найти производную? Согласно определению, нужно составить отношение приращения функции и аргумента, а затем вычислить предел при стремящемся к нулю приращении аргумента. Конечно, можно вычислять все производные так, но на практике это слишком долгий путь. Все уже давно посчитано до нас. Ниже приведем таблицу с производными элементарных функций, а затем рассмотрим правила вычисления производных, в том числе и производных сложных функций с подробными примерами.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Правило первое: выносим константу
Константу можно вынести за знак производной. Более того – это нужно делать. При решении примеров по математике возьмите за правило – если можете упростить выражение, обязательно упрощайте.
Пример. Вычислим производную:
Правило второе: производная суммы функций
Производная суммы двух функций равна сумме производных этих функций. То же самое справедливо и для производной разности функций.
Не будем приводить доказательство этой теоремы, а лучше рассмотрим практический пример.
Найти производную функции:
Решение:
Правило третье: производная произведения функций
Производная произведения двух дифференцируемых функций вычисляется по формуле:
Пример: найти производную функции:
Решение:
Здесь важно сказать о вычислении производных сложных функций. Производная сложной функции равна произведению производной этой функции по промежуточному аргументу на производную промежуточного аргумента по независимой переменной.
В вышеуказанном примере мы встречаем выражение:
В данном случае промежуточный аргумент – 8х в пятой степени. Для того, чтобы вычислить производную такого выражения сначала считаем производную внешней функции по промежуточному аргументу, а потом умножаем на производную непосредственно самого промежуточного аргумента по независимой переменной.
Правило четвертое: производная частного двух функций
Формула для определения производной от частного двух функций:
Пример:
Решение:
Мы постарались рассказать о производных для чайников с нуля. Эта тема не так проста, как кажется, поэтому предупреждаем: в примерах часто встречаются ловушки, так что будьте внимательны при вычислении производных.
С любым вопросом по этой и другим темам вы можете обратиться в студенческий сервис. За короткий срок мы поможем решить самую сложную контрольную и разобраться с заданиями, даже если вы никогда раньше не занимались вычислением производных.
Вычисление производных сложных функций
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 6Следующая ⇒
Дифференцирования сложной функции: .
Обратим внимание на запись . Здесь две функции – и , причем функция , образно говоря, вложена в функцию . Функция такого вида (когда одна функция вложена в другую) и называется сложной функцией.
Функцию будем называтьвнешней функцией, а функцию – внутренней (или вложенной) функцией.
! Данные определения «внешняя» функция, «внутренняя» функция являются неформальны и применяются только для того, чтобы легче было понять материал.
Пример 1. Найти производную функции .
Решение.Под синусом находится не просто буква «икс», а целое выражение , поэтому найти производную сразу по таблице не получится. Также замечаем, что здесь невозможно применить первые четыре правила, вроде бы есть сумма, но дело в том, что «разрывать на части» синус нельзя.
В данном примере функция – это сложная функция, причем многочлен является внутренней функцией (вложением), а тригонометрическая функция синус – внешней функцией.
Первое, что необходимо сделать при нахождении производной сложной функции состоит в том, чтобы разобраться, какая функция является внутренней, а какая – внешней.
В данном простом примере понятно, что под синус вложен многочлен . В том случае, когда нет очевидности как функция внутренняя, а какая внешняя, можно использовать следующий прием.
Представим, что нужно вычислить на калькуляторе значение выражения при (вместо единицы может быть любое число).
Что необходимо вычислить в первую очередь?В первую очередь
нужно будет выполнить следующее действие: , поэтому многочлен и будет внутренней функцией . Во вторую очередьнужно будет найти , поэтому синус – будет внешней функцией .
После того, как разобралисьс внутренней и внешней функциями применяем правило дифференцирования сложной функции .
Сначаланаходим производную внешней функции (синуса), смотрим на таблицу производных элементарных функций и замечаем, что . Все табличные формулы применимы и в том, случае, если «икс» заменить сложным выражением, в данном случае:
Обратите внимание, что внутренняя функция =9x+6 не изменилась.
Очевидно, что
Результат в чистовом оформлении выглядит так:
Далее берем производную внутренней функции, она очень простая:
Постоянный множитель обычно выносят в начало выражения:
Пример 2.Найти производную функции
Решение.Записываем:
Разбираемся, где у нас внешняя функция, а где внутренняя. Для этого пробуем (мысленно или на черновике) вычислить значение выражения при . В первую очередь нужно сосчитать чему равно основание: , значит, многочлен и есть внутренняя функция. И, только потом выполняется возведение в степень , следовательно, степенная функция – это внешняя функция.
Согласно формуле , сначала нужно найти производную от внешней функции, в данном случае, от степени. Разыскиваем в таблице нужную формулу: . Повторяем еще раз:любая табличная формула справедлива не только для «икс», но и для сложного выражения. Таким образом, результат применения правила дифференцирования сложной функции следующий:
Когда находим производную от внешней функции , внутренняя функция не меняется. Теперь осталось найти совсем простую производную от внутренней функции.
Пример 3. Найти производную функции а) ; б)
Решение.
а)
б) .
Пример 4.Найти производную функции
Решение. Чтобы продифференцировать корень, его нужно представить в виде степени . Таким образом, сначала приводим функцию в надлежащий для дифференцирования вид:
Анализируя функцию, приходим к выводу, что сумма трех слагаемых – это внутренняя функция, а возведение в степень – внешняя функция. Применяем правило дифференцирования сложной функции:
Пример 5. Найти производную функции .
Решение. Здесь можно использовать правило дифференцирования частного, но гораздо выгоднее найти производную через правило дифференцирования сложной функции: .
Подготавливаем функцию для дифференцирования – выносим минус за знак производной, а косинус поднимаем в числитель:
Косинус – внутренняя функция, возведение в степень – внешняя функция.
Находим производную внутренней функции, косинус сбрасываем обратно вниз:
Рекомендуемые страницы:
Математика онлайн
Решение математики онлайн
Math34.biz – это современный способ решения математики, в том числе для сравнения самостоятельных решений с машинными вычислениями.
Пользование сервисом удобно и понятно каждому человеку, попавшему на сайт впервые. Сразу выбираете нужный калькулятор, вводите необходимые данные по вашей задаче и нажимаете кнопку «Решение». За считанные секунды ответ готов.
Чтобы не возникало трудностей с вводом данных, мы подготовили специальную статью Как вводить данные? Помимо правил написания формул и чисел, в ней вы можете увидеть, как правильно вводятся различные константы и математические функции.
О калькуляторах
По мере возможности добавляются новые математические калькуляторы. На сегодняшний день их более 85.
Если не удалось найти нужный калькулятор, которым может быть решена ваша математическая задача, или есть предложение по улучшению имеющегося калькулятора, пожалуйста, сообщите об этом на почту [email protected]
Преимущества
1. Бесплатно Решение математики онлайн не будет вам стоить ни копейки. Наш сервис абсолютно бесплатный и доступен любому пользователю интернета.
2. Без регистрации Для пользования калькуляторами не требуется регистрации на сайте, отнимая время на заполнение почтовых ящиков и других личных данных.
3. Подробные решения На многие задачи вы получите пошаговый развернутый ответ, что позволяет понять, каким образом было получено решение задачи.
4. Разные способы решения задач Для популярных калькуляторов доступны разные методы решения задач, если они применимы, что позволяет, во-первых, лучше понять, как решается задача известным вам способом, а, во-вторых, научиться решать ту же самую задачу альтернативными методами.
5. Точность вычислений В полученном ответе не приходится сомневаться, ведь мощная система расчета обеспечивает высокую точность при решении математических задач онлайн.
Однако, мы не исключаем возможность каких-либо ошибок, ведь известно, что алгоритмы пишутся хотя и очень умными, но всё же людьми. В случае обнаружения ошибки, пожалуйста, не поленитесь и сообщите нам о ней.
%d0%b4%d0%b8%d1%84%d1%84%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%bd%d1%86%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5%20%d1%84%d1%83%d0%bd%d0%ba%d1%86%d0%b8%d0%b8 — со всех языков на все языки
Все языкиАбхазскийАдыгейскийАфрикаансАйнский языкАканАлтайскийАрагонскийАрабскийАстурийскийАймараАзербайджанскийБашкирскийБагобоБелорусскийБолгарскийТибетскийБурятскийКаталанскийЧеченскийШорскийЧерокиШайенскогоКриЧешскийКрымскотатарскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧувашскийВаллийскийДатскийНемецкийДолганскийГреческийАнглийскийЭсперантоИспанскийЭстонскийБаскскийЭвенкийскийПерсидскийФинскийФарерскийФранцузскийИрландскийГэльскийГуараниКлингонскийЭльзасскийИвритХиндиХорватскийВерхнелужицкийГаитянскийВенгерскийАрмянскийИндонезийскийИнупиакИнгушскийИсландскийИтальянскийЯпонскийГрузинскийКарачаевскийЧеркесскийКазахскийКхмерскийКорейскийКумыкскийКурдскийКомиКиргизскийЛатинскийЛюксембургскийСефардскийЛингалаЛитовскийЛатышскийМаньчжурскийМикенскийМокшанскийМаориМарийскийМакедонскийКомиМонгольскийМалайскийМайяЭрзянскийНидерландскийНорвежскийНауатльОрокскийНогайскийОсетинскийОсманскийПенджабскийПалиПольскийПапьяментоДревнерусский языкПортугальскийКечуаКвеньяРумынский, МолдавскийАрумынскийРусскийСанскритСеверносаамскийЯкутскийСловацкийСловенскийАлбанскийСербскийШведскийСуахилиШумерскийСилезскийТофаларскийТаджикскийТайскийТуркменскийТагальскийТурецкийТатарскийТувинскийТвиУдмурдскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийУзбекскийВьетнамскийВепсскийВарайскийЮпийскийИдишЙорубаКитайский
Все языкиАбхазскийАдыгейскийАфрикаансАйнский языкАлтайскийАрабскийАварскийАймараАзербайджанскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийКаталанскийЧеченскийЧаморроШорскийЧерокиЧешскийКрымскотатарскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧувашскийДатскийНемецкийГреческийАнглийскийЭсперантоИспанскийЭстонскийБаскскийЭвенкийскийПерсидскийФинскийФарерскийФранцузскийИрландскийГалисийскийКлингонскийЭльзасскийИвритХиндиХорватскийГаитянскийВенгерскийАрмянскийИндонезийскийИнгушскийИсландскийИтальянскийИжорскийЯпонскийЛожбанГрузинскийКарачаевскийКазахскийКхмерскийКорейскийКумыкскийКурдскийЛатинскийЛингалаЛитовскийЛатышскийМокшанскийМаориМарийскийМакедонскийМонгольскийМалайскийМальтийскийМайяЭрзянскийНидерландскийНорвежскийОсетинскийПенджабскийПалиПольскийПапьяментоДревнерусский языкПуштуПортугальскийКечуаКвеньяРумынский, МолдавскийРусскийЯкутскийСловацкийСловенскийАлбанскийСербскийШведскийСуахилиТамильскийТаджикскийТайскийТуркменскийТагальскийТурецкийТатарскийУдмурдскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийУзбекскийВодскийВьетнамскийВепсскийИдишЙорубаКитайский
Презентация для урока “Производная сложной функций”
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок-экскурсия
Методы и приёмы: информационный, частично-поисковый, взаимообучения, метод ошибок, словесный, наглядный.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, устная, письменная.
Цели урока:
Образовательные:
ü Сформировать у учащихся понятие сложной функции.
ü Изучить алгоритм вычисления производной сложной функции;
Показать его применение при вычислении производных.
ü Научить выполнять простейшие задания на применение правила дифференцирования сложной функции.
Развивающие:
ü Продолжить развитие умений логически и аргументировано рассуждать, используя обобщения, анализ, сравнение при изучении производной сложной функции.
ü Способствовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.
Воспитательные:
Воспитывать наблюдательность в ходе отыскания математических зависимостей, продолжить формирование самооценки при осуществлении дифференцированного обучения, повышать интерес к математике.
ü Воспитание познавательной активности, воспитать у учащихся любовь и уважение к предмету, научить видеть в ней не только строгость, сложность, но и логичность, простоту и красоту.
ü Воспитание любви к Родине.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны иметь представление о сложной функции и правилах ее дифференцирования, уметь выполнять простейшие задания на применение правила дифференцирования сложной функции.
Используемые учебники и учебные пособия:
ü Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под ред. А.Е. Абылкасымовой;
ü Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под ред. А.Н.Колмогорова.
Мультимедийная презентация учителя “Производная сложной функции”, тесты, подготовленные средствами MS PowerPoint, карточки для индивидуальной работы.
План урока:
I. Организация начала урока.
II. Проверка выполнения домашнего задания.
III. Актуализация опорных знаний и умений.
IV. Усвоение новых знаний.
V. Первичная проверка понимания учащимися учебного нового материала.
VI. Закрепление знаний.
VII. Контроль и самоконтроль знаний.
VIII. Задание на дом.
IX. Оценка знаний.
X. Подведение итогов урока.
Ход урока:
I. Организация начала урока. Формулировка темы урока и постановка целей. (2 мин)
(Слайд 1,2)
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас с вами необычный урок. Тема урока “Производная сложной функции”. Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Мне бы хотелось взять эпиграфом к нашему уроку высказывание
(Слайд 3)
Эпиграф:
«Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет».
Готфрид Вильгельм Лейбниц
Значит, на уроке нам необходимы знания прошлых уроков.
У вас на столе лежат различные задания и лист оценивания. Внесите туда свою фамилию. Все достигнутые результаты вы будете заносить в таблицу, после чего подсчитаете баллы и оцените себя.
Сегодня на уроке мы повторим понятие производной, правила вычисления производных, научимся находить производную сложной функции.
Открываем тетради, записываем число и тему урока. Урок у нас с вами будет необычный потому, что отправимся мы сегодня в путешествие. А куда? Узнаем, если проверим ваше домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания. (Слайд 4)
Вы дома вычисляли производные функции.
Теперь сопоставьте свой ответ с буквой на листке тестов и составьте предложение.
Итак, получилось слово “КОКШЕТАУ”.
И сегодня на уроке мы не только изучим новую тему, но и проследим основные этапы жизни нашего города Кокшетау.
III. Актуализация опорных знаний и умений.
Проверим знание определений, формул и правил.
Устно: Вставьте пропущенные слова.
1)Производной функции в точке называется число, к которому стремится отношение (приращения функции к приращению аргумента)
2) Нахождение производной функции f называется (дифференцированием).
3) Производная суммы равна (сумме производных).
4) Постоянный множитель можно выносить за знак производной.
Задание1.
Вам предлагается карточка, в которой работая в паре, для каждой формулы вы должны найти ответ, соединив их стрелкой. (слайд 7)
Задание 2.
Найдите производные функции: (слайд 8)
Группа Cтепень (основан 1824г. как военное укрепление Кокчетав)
Группа Теорема (статус города Кокчетав приобрел в 1862г)
Группа Константа
В 1993г Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Казахстан город Кокчетав был переименован в Кокшетау
Сейчас мы выясним, как называются функции под номерами 5, как вычисляются их производные.
IV. Усвоение новых знаний
Сложная функция — это функция от функции. Если g — функция от x, то есть g=g(x), а f — функция от g: f=f(g), то функция h=f(g) — сложная. А g в этом случае называют промежуточным аргументом. Еще часто f называют внешней функцией, а g — внутренней. Лучший способ понять, что такое сложная функция — рассмотреть примеры сложных функций.
Если h=f(g), где g=g(x), то есть h — сложная функция, то производная сложной функции находится по следующему правилу: h’=f’(g(x))·g’(x), то есть производную внешней функции g надо умножить на производную внутренней функции f.
Примеры.
Итак, мы выяснили, что такое сложная функция.
Алгоритм вычисления сложной функции h(x) = f(g(x)).
определить внешнюю функцию f(g)
найти производную внешней функции f'(g)
определить внутреннюю функцию g(x).
4) найти производную внутренней функции g'(x)
найти произведение производной внутренней на производную внешней функции f’(g(x))·g’(x).
Каждому дается памятника с алгоритмом.
Примеры.
V.Первичная проверка понимания учащимися учебного нового материала.
Задание 3.
Задайте формулами элементарные функции f и g, из которых составлена сложная функция h(x)=f(g(x))
Ответы:
Задание 4. Перед вами 5 решённых примеров, среди которых есть правильные, остальные с ошибкой. Определите правильный пример (назовите его номер), в остальных исправьте ошибки.
Получаем, примеры, с номерами 1, 4, 5
Численность населения Кокшетау 154 тыс.человек
Решение записывают в тетради, номера правильных ответов записывают в оценочный лист.
VI. Закрепление знаний.
Задание 5 (Работа у доски по учебнику).
№ 154
VII. Контроль и самоконтроль знаний.
Задание 6
Тесты (индивидуально).
Вам предлагается за определённое время решить небольшой тест. Запишите ответы в оценочный лист. Сопоставьте полученные ответы буквам и прочтите зашифрованное слово.(слайд 13)
Какое слово у вас получилось? Бурабай
VIII. Задание на дом.
(Слайд 15)
Группы Степень и Теорема: Стр. 107 № 157
Группа Константа: стр.107 № 157, стр. 150 № 3
IX. Оценка знаний.
Заполнение оценочного листа, выставление оценок.
X. Подведение итогов урока.
С помощью слайдов, созданных в программе Power Point, мы выполнили большой объем работы, повторили теорию, решали различные задания, выполняли устные упражнения, провели самопроверку, получили возможность самостоятельной деятельности, ознакомились с достопримечательностями Кокшетау и статистическими данными.
Вот и подошел к концу наш урок. Тест и вычисления показали, что большинство из вас поняли новый учебный материал. Я довольна вашими результатами и вашей работой в группах. (Слайд 17)
воспитание ответственного отношения к учебному труду, воли и настойчивости для достижения конечных результатов при нахождении производных сложных функций;
формирование умения рационально, аккуратно оформить задание на доске и в тетради.
воспитание дружеского отношения между студентами при проведении урока.
Обеспечение занятия:
таблица производных;
таблица Правила дифференцирования;
карточки для игры домино;
карточки – задания для индивидуальной работы;
карточки – задания для проверочной работы.
Студент должен знать:
определение производной;
правила и формулы дифференцирования;
понятие сложной функции;
правило нахождения производной сложной функции.
Студент должен уметь:
вычислять производные сложных функций, используя таблицу производных и правила дифференцирования;
применять полученные знания к решению задач.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Вступление
Готовность группы к работе
Постановка цели занятия
II ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
а) Вопросы для фронтального опроса:
Что называется производной функции в точке?
.Что такое дифференцирование?
Какая функция называется дифференцируемой в точке?
Что значит вычислить производную по алгоритму?
Какие правила дифференцирования вы знаете?
Как взаимосвязаны непрерывность функции в точке и ее дифференцируемость в этой точке?
б) Индивидуальный работа по карточкам
в) Игра «Домино»
х/
0
()/
С/
()/
()/
f /(x)
()/
()/
()/
()/
()/
()/
()/
()/
()/
()/
()/
()/
2х
()/
1
В комплекте «Домино» 20 карточек. Пары перемешивают свои карточки, делят пополам и начинают раскладывать домино с карточки, в которой заполнена только правая или левая часть. Далее вы должны найти на другой карточке выражение тождественно равное выражению на первой карточке и т. д. В результате получается цепочка.
Домино считается разложенным только тогда, когда все карточки использованы и крайние половинки последней и первой карточки пустые.
Если не все карточки разложены, значит, вы где – то допустили ошибку, и её нужно найти.
Студенты, работающие в паре должны оценить друг друга и выставить оценки в лист контроля. Критерии оценки написаны на конвертах.
Критерии оценки:
“5” – без ошибок;
“4” – 1-2 ошибки;
“3” – 3-4 ошибки.
Решение: .
Пример 4 Постановка проблемной ситуации: найти производную функции
у =ln( cos x).
Мы имеем здесь логарифмическую функцию, аргументом которой служит не независимая переменная х, а функция cos x этого переменного.
Как называются такого рода функции?
[Такого рода функции называются сложными
функциями или функциями от функций.]
Умеем ли мы находить производные сложных функций?
[Нет.]
Значит, с чем мы должны сейчас познакомиться?
[С нахождением производной сложных функций.]
Как будет звучать тема нашего сегодняшнего занятия?
[Производная сложной функции]
Студенты сами формулируют тему и цели урока, преподаватель записывает тему на доске, а студенты – в тетради.
III ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Правила и формулы дифференцирования, рассмотренные нами на прошлом занятии, является основными при вычислении производных.
Однако если для несложных выражений пользование основными правилами не представляет особого труда, то для сложных выражений, применение общего правила может оказаться делом весьма кропотливым.
Цель нашего сегодняшнего занятия рассмотреть понятие сложной функции и овладеть техникой дифференцирования сложной функции, т.е. техникой применения основных формул при дифференцировании сложных функций.
Производная сложной функции
Из примера видно, что сложная функция это функция от функции. Следовательно, можно дать следующее определение сложной функции:
Определение: Функция вида
y = f ( g (x) )
называется сложной функцией, составленной из функ ций f u g, или суперпозицией функций f и g.
Пример: Функция у =ln(cos x) есть сложная функция, составленная из функций
у = ln u и u = cos x .
Поэтому сложную функцию часто пишут в виде
y = f(u), где u = g(x).
Внешняя функция Промежуточная
функция
При этом аргумент х называют независимой перемен ной, а u – промежуточным аргументом.
Вернемся к примеру. Производную каждой из этих функций мы можем вычислить, используя таблицу производных.
Как же вычислить производную сложной функции?
Ответ на этот вопрос дает следующая теорема.
Теорема: Если функция u = g(x) дифференци руема в некоторой точке х0, а функция y=f(u) дифференцируема в точке u0 = g(x0), то сложная функция у=f(g(x)) дифференцируема в данной точке x0.
При этом
или
,
т.е. производная от у по переменной х равна производной от у по переменной и, умноженной на производную от и по переменной х.
Правило:
Чтобы найти производную сложной функции, надо ее правильно прочитать;
Чтобы правильно прочитать функцию, надо определить в ней порядок действий;
Функцию читаем в обратном порядку действий направлении;
Производную находим по ходу чтения функции.
А теперь разберем это на примере:
Пример1: Функция у =ln( cos x) получается последовательным выполнением двух операций: взятия косинуса угла х и нахождения от этого числа натурального логарифма:
.
Функция читается так: логарифмическая функция от тригонометрической функции.
Продифференцируем функцию: у = ln( cos x)=ln u, u=cos x.
.
На практике такое дифференцирование производится гораздо короче и проще, во всяком случае, без введения записи и.
Искусство дифференцирования сложной функции заключается в умении видеть в момент дифференцирования только одну функцию (именно – дифференцируемую в данный момент), не замечая пока другие, откладывая их видение до момента дифференцирования.
Будем использовать при дифференцировании дополненную таблицу производных.
.
Пример2: Найти производную функции у = (x3 – 5х + 7)9.
Решение: Обозначив в «уме» u = х3 – 5x +7, получим у = u9. Найдем:
и
По формуле имеем
4 ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ ПРИ РЕШЕНИИ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
1) ;
2) ;
3) ;
4) ;
5) ;
5 САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
5.1 Проверочная работа в форме теста
Спецификация теста:
Тест гомогенный;
Тест закрытой формы;
Количество заданий – 3;
Время выполнения задания – 5мин.;
За правильный ответ испытуемый получает 1 балл,
за неправильный – 0 баллов.
Инструкция: выберите правильный вариант ответа.
Критерии оценки:
“5” – 3 балла
“4” – 2 балла
“3” – 1 балл
Студенты решают на листочках и проверяют ответы с помощью ключа, представленного на доске. Ставят оценку в лист контроля (самоконтроль).
Вариант 1
Выберите правильный вариант ответа
Производная функции равна:
а) ; б) ; в) .
Производная функции равна:
а) ; б) ; в) .
Вычислить производную для функции :
а) ; б) ; в) .
Вариант 2
Выберите правильный вариант ответа
Производная функции равна:
а) ; б) ; в) .
Производная функции равна:
а) ; б) ; в) .
Вычислить производную для функции :
а) ; б) ; в) .
Вариант 3
Выберите правильный вариант ответа
Производная функции равна:
а) ; б) ; в) .
Производная функции равна:
а) ; б) ; в) .
Вычислить производную для функции :
а) ; б) ; в) .
Вариант 4
Выберите правильный вариант ответа
Производная функции равна:
а) ; б) ; в) .
Производная функции равна:
а) ; б) ; в) .
Вычислить производную для функции :
а) ; б) ; в) .
Ключи ответов
№ задания
1 вариант
2 вариант
3вариант
4 вариант
ответ
ответ
ответ
ответ
1
в
б
в
а
2
б
б
б
в
3
а
в
в
в
6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6.1 Подведение итогов
рефлексия;
выставление оценок;
сдача листов контроля.
Производная имеет очень большое применение в геометрии, физике, механике, экономике, в приближенных вычислениях, при исследовании функций. Вы будете использовать производную в ходе изучения дисциплины Основы алгоритмизации и программирования при составлении программ для работы с графикой.
Н.И. Лобачевский “… нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…”
6.2 Домашнее задание
Лист контроля
Фамилия, имя студента
Работа на уроке
игра “Математическое домино”
Тест
Итоговая оценка
Лист контроля
Фамилия, имя студента
Работа на уроке
игра “Математическое домино”
Тест
Итоговая оценка
Лист контроля
Фамилия, имя студента
Работа на уроке
игра “Математическое домино”
Тест
Итоговая оценка
Лист контроля
Фамилия, имя студента
Работа на уроке
игра “Математическое домино”
Тест
Итоговая оценка
Лист контроля
Фамилия, имя студента
Работа на уроке
игра “Математическое домино”
Тест
Итоговая оценка
Правила дифференцирования в математике | univer-nn.ru
Производная алгебраической суммы функций
выражается следующей теоремой.
Теорема 1. Производная суммы (разности) двух дифференцируемых функций равна сумме (разности) производных этих функций:
(u±v)’ = u’±v’
Следствие. Производная конечной алгебраической суммы дифференцируемых функций равна такой же алгебраической сумме производных слагаемых. Например,
(u — v + w)’ = u’ — v’ + w’
Производную произведения функций определяет
Теорема 2. Производная произведения двух дифференцируемых функций равна произведению первой функции на производную второй плюс произведение второй функции на производную первой, т. е.
(uv)’ = u’v + uv’
Следствие 1. Постоянный множитель можно выносить за знак производной (cv)’ = cv’ (с = const).
Следствие 2. Производная произведения нескольких дифференцируемых функций равна сумме произведений производной каждой из них на все остальные.
Например, (uvw)’ = u’vw + uv’w + uvw’
Производная частного двух функций
выражается следующей теоремой.
Теорема 3. Производная частного двух дифференцируемых функций определяется формулой
Производную сложной функции выражает
Теорема 4. Если y = f(u) и и = (ф(х)) — дифференцируемые функции своих аргументов, то производная сложной функции у = f (ф(х)) существует и равна произведению производной этой функции по промежуточному аргументу на производную промежуточного аргумента по независимой переменной, т. е.
Очень часто в задачах по математике на производные даются сложные функции, например, y = sin(cos5x). Производная такой функции равна -5sin5x*sin(cos5x)
Смотрите пример вычисления сложной функции на следующем видео