Что такое блок-схема? Типы, символы и примеры
Блок-схемы помогают визуализировать последовательность этапов процесса с использованием только фигур и стрелок. Это делает их превосходным инструментом для представления сложной информации в понятной форме.
50M пользователей по всему миру доверяют Miro
Блок-схемы являются популярными инструментами документирования и визуализации процессов. Ввиду своей универсальности они используются в разных сферах для принятия решений, устранения проблем и совершенствования систем. Чтобы вы могли получить максимальную пользу от конструктора блок-схем в Miro, ниже приводится вся необходимая информация о блок-схемах: от определения блок-схем до значений символов на блок-схемах.
Что такое блок-схема?
Блок-схема — это разновидность диаграмм, которая служит наглядным описанием какого-либо процесса, например, рабочего процесса. Используемые в блок-схемах стандартизованные символы и определения помогают визуально описывать разные этапы и решения ‘в рамках определенного процесса. Уже много лет блок-схемы пользуются популярностью в разных сферах деятельности — от инженерного проектирования и образования до компьютерного программирования и управления проектами.
Благодаря своей исключительной динамичности и универсальности, блок-схемы чрезвычайно полезны для описания как простых, так и сложных процессов. Всего лишь взглянув на блок-схему, можно получить общее представление о процессе.
Как правило, при построении блок-схемы используют особые символы, каждый из которых обозначает определенный этап последовательности событий или процесса. Обычно на блок-схему добавляют самые разные элементы, включая действия, материалы, услуги, входные условия и результаты. Когда необходимо принять решение, но вы не уверены в процедуре и необходимых элементах, которые бы обосновывали ваш выбор, использование блок-схемы может значительно облегчить задачу.
Преимущества блок-схем
Применение блок-схем для визуализации процессов может быть полезным как в бизнесе, так и в повседневной жизни. Вот как блок-схемы могут помочь вам и вашей команде.
Наглядность
Наверное, самым важным преимуществом блок-схем является возможность наглядного представления сложных процессов в простом формате для облегчения понимания их устройства. Многие компании в производственной, логистической и управленческой сферах используют блок-схемы для тщательной проработки важных последовательностей действий. Блок-схемы могут также помочь потенциальным заинтересованным сторонам понять рабочие процессы, которые планирует внедрить компания.
Более эффективная коммуникация
Блок-схемы могут быть очень полезными на совещаниях, когда вашей команде нужно понять или донести до других суть важных процессов. Упрощение сложных операций с помощью используемых в блок-схемах символов и определений является эффективным способом ясного представления информации, которую иначе было бы нелегко объяснить.
Надежное документирование
Применение блок-схемы для планирования процессов в компании — это хороший способ задокументировать требуемые мероприятия. Это также превосходный способ оценить прогресс выполнения задачи в вашей компании. Использование цифровых блок-схем — отличный путь внедрения электронного документооборота в ваши рабочие процессы.
Когда следует использовать блок-схемы?
Блок-схемы используются в самых разных контекстах и отраслях. Независимо от отрасли, в которой работаете вы или ваша компания, блок-схемы могут использоваться для облегчения понимания процессов и организации деятельности.
Вот некоторые реальные примеры эффективного применения блок-схем:
1. Разработка и планирование процесса
Разработка нового процесса требует документирования его этапов и последовательности событий. Блок-схема помогает документировать процесс и улучшает его понимание в целом.
2. Изучение процесса для более полного понимания
Сотни размещенных онлайн примеров демонстрируют, как компании используют блок-схемы для выполнения и анализа сложных процессов. Изучая эти блок-схемы, можно лучше понять, как компании следует выстраивать последовательность действий и событий для получения конечного продукта или достижения конечной цели.
3. Объяснение процесса
Во многих компаниях по всему миру отправка подробной блок-схемы полностью заменяет собой длительные совещания. Блок-схемы просты для понимания и наглядно документируют процесс. Они являются чрезвычайно эффективными коммуникационными инструментами.
Символика блок-схем
Для построения большинства блок-схем используются стандартные фигуры и символы. Каждый символ обозначает определенный элемент или этап в последовательности или процессе. Для эффективного построения блок-схемы используйте следующие фигуры.
Овалы
Овалы на блок-схемах являются оконечными элементами. Они используются для обозначения начала и конца последовательности.
Параллелограммы
Параллелограммы обозначают входные условия или результаты процесса.
Прямоугольники
Прямоугольниками обозначают действия.
Ромбы
Ромбы обозначают решения, которые нужно принять. Как правило, от них отходят два альтернативных пути, соответствующих принятому решению.
Линии
Линии и стрелки служат для обозначения выбранных направлений в последовательности.
Типы блок-схем
Прежде чем создавать блок-схему, необходимо решить, какой тип блок-схем лучше всего подходит для иллюстрируемого процесса. Существуют сотни различных типов блок-схем, каждый из которых характеризуется уникальными сценариями использования и результатами. Ниже представлены четыре наиболее часто используемых и полезных типа блок-схем.
Блок-схема процесса
Блок-схема процесса — это наиболее простой из всех типов блок-схем. Такие блок-схемы часто используются для планирования новых проектов и операций. Инженеры и разработчики программного обеспечения часто используют блок-схемы процессов для отслеживания прогресса и понимания следующих шагов, которые следует предпринять для завершения проекта.
Блок-схема плавательных дорожек
Этот тип блок-схем получил такое название, поскольку он позволяет визуально представить процесс без истинного начала или завершения. На подобных диаграммах представляются процессы и действия людей, которые выполняются многократно, «по кругу».
Шаблон диаграммы плавательных дорожек позволяет отобразить повторяющийся процесс, избегая запутанности в получаемой последовательности.
Диаграмма потоков данных
Диаграммы потоков данных используются для коммуникативного сближения разработчиков и пользователей программы или фрагмента программного обеспечения. Этот тип является специализированным: блок-схема содержит значительный объем информации при относительно небольшом количестве соответствующих символов. Предлагаемый в Miro шаблон диаграммы потоков данных позволяет без труда визуализировать этапы или акторов для системы любой сложности.
Диаграмма рабочего процесса
Целью использования диаграммы рабочего процесса является определение эффективной последовательности событий или процессов, которая будет обеспечивать устойчивый и качественный результат. Диаграммы рабочего процесса часто применяются для отображения стандартизованного набора процедур с определенным результатом.
Как создать блок-схему
Теперь, когда вы знаете, где и когда используются блок-схемы и почему они являются важными визуальными инструментами, пора узнать, как они создаются. Предлагаемый Miro конструктор блок-схем — это превосходный инструмент для разработки и построения комплексных блок-схем с участием всей команды. Приступая к использованию этого инструмента, следуйте данному пошаговому руководству.
1. Определите назначение блок-схемы
Прежде чем построить блок-схему, нужно понять, для чего, собственно, вы ее создаете. Запишите цели и результаты, которые вы бы хотели отобразить на блок-схеме, и определите процессы, которые диаграмма должна описывать.
Не пытайтесь охватить слишком много целей на одной блок-схеме. Стремитесь к максимальной простоте блок-схемы — это сделает ее доступной для восприятия. Если вы чувствуете, что пытаетесь объять необъятное на одной диаграмме, попробуйте построить несколько диаграмм — для каждого процесса или группы данных.
2. Используйте шаблон блок-схемы
Шаблон поможет понять, как отобразить ваши процессы, и станет надежной отправной точкой перед добавлением ваших собственных символов. Использование шаблона сбережет время, и вы сразу получите стандартизованные символы блок-схемы. Miro предлагает обширную библиотеку шаблонов блок-схем, которой вы и ваша команда можете воспользоваться.
3. Добавляйте фигуры на блок-схемы
Еще раз ознакомьтесь с описанными выше символами и фигурами, используемыми на блок-схемах, и приступайте к построению схемы вашего процесса. Определите компоненты последовательности и добавляйте соответствующие фигуры для формирования эффективного рабочего процесса.
4. Соедините фигуры линиями и стрелками
Следующий этап — добавление соединительных линий и стрелок для выстраивания последовательности выбранных событий и символов.
5. Привлекайте коллег к работе над блок-схемой
Если блок-схема описывает процесс, который затрагивает других его участников, поделитесь своей блок-схемой с соответствующими людьми. Пригласив к работе над блок-схемой коллег, вы сможете сформировать единое мнение.
Miro позволяет членам команды оставлять отзывы и высказывать предложения с помощью комментариев и заметок в пределах единого виртуального пространства. Такое сотрудничество с учетом контекста поможет вашей команде подготовить полезную и понятную блок-схему, которую смогут использовать все.
6. Поддерживайте блок-схему в актуальном состоянии
Системы и процессы постоянно меняются, поэтому должны меняться и блок-схемы, отображающие эти процессы. Регулярно возвращайтесь к своей блок-схеме и вносите необходимые изменения. Так вы сможете поддерживать ее актуальность. Размещение блок-схемы онлайн в Miro упрощает редактирование блок-схемы и отслеживание ее изменений.
Три примера блок-схем
Прежде чем начать работать с конструктором блок-схем в Miro, ознакомьтесь с несколькими следующими типичными блок-схемами. Описанные ниже блок-схемы служат примерами гибкости и полезности данного инструмента.
Блок-схема веб-сайта
Создание веб-сайта намного сложнее, чем многим кажется. Построение навигационных меню, организация контента и индивидуальная настройка внешнего вида веб-сайта — вот лишь некоторые важные шаги, необходимые для создания веб-сайта, который людям будет интересно посещать. Данный шаблон блок-схемы веб-сайта представляет собой продуманную диаграмму процессов для формирования ориентированного на пользователя опыта использования.
Дерево решений
Ваши решения могут приводить к самым разным результатам для вашего бизнеса, в какой бы отрасли вы ни работали. Возможность серьезных последствий даже самых незначительных решений требует глубокого осмысления всех возможных вариантов развития событий и их влияния на вашу компанию. Данный шаблон блок-схемы дерева решений подскажет, как соединить разные варианты решений c их результатами, чтобы выбрать наилучший маршрут.
Межфункциональная блок-схема
Большинство блок-схем кросс-функциональны в том смысле, что в них учитываются разные возможные результаты.
Рекомендации по созданию блок-схем
Вы уже почти готовы к самостоятельному построению блок-схем. Осталось лишь ознакомиться с некоторыми рекомендациями и рекомендованными подходами к созданию превосходных блок-схем.
1. Блок-схема должна умещаться на одной странице.
Важно, чтобы блок-схемы легко читались и были понятны. Никто не будет листать страницы и держать в голове весь процесс. Если блок-схема умещается на странице, она остается простой и удобной для восприятия.
2. Используйте унифицированные символы, фигуры и цвета.
Использование единообразных символов и фигур на блок-схеме поможет сохранить согласованность процесса и упростит его понимание. Каждый символ должен представлять отдельный элемент процесса.
Если использовать слишком много разных символов, это затруднит восприятие процесса и оценку хода его выполнения. Унификация лежит в основе понятного визуального отображения процесса.
3. Определите назначение блок-схемы перед началом ее создания.
Как объяснялось выше, это важнейший этап при создании блок-схемы. Блок-схемы удобнее всего использовать для представления определенного процесса. Это помогает наилучшим образом реализовать назначение диаграммы.
4. Размещайте данные в последовательности слева направо.
Информация в блок-схемах должна двигаться в том же направлении, в котором мы читаем и пишем. Это помогает сохранить простоту и удобство восприятия структуры блок-схемы.
5. Привлекайте для совместной работы как можно больше участников
Более чем вероятно, что создаваемая блок-схема будет касаться и других членов команды, особенно если это блок-схема бизнес-процесса. Вместо того чтобы создавать несколько блок-схем для одной системы, привлеките к работе участвующих в процессе членов команды.
6. Вносите необходимые изменения.
В устаревшей и неточной блок-схеме мало пользы. Более того, такая блок-схема может привести к путанице и ошибкам, что, в свою очередь, создаст серьезные проблемы для вашей команды. Не забывайте поддерживать актуальность блок-схемы, добавляя в нее новые этапы и данные по мере изменения системы или процесса. Если команда регулярно пользуется документацией, лежащей в основе блок-схемы, это облегчает задачу по поддержанию ее актуальности. В противном случае запланируйте совещания, на которых вы сможете пересматривать все блок-схемы вашей команды и вносить необходимые изменения.
Используйте блок-схемы для визуализации решений.
Теперь вы готовы к созданию, чтению и пониманию блок-схем. Выбрав правильный тип блок-схемы, вы
обеспечите понимание всеми членами команды направления развития проекта и пути, по которому следует идти. Представьте, что блок-схема — это карта,
которая помогает всем найти дорогу.
Можете отправляться в путь! Простой и в то же время эффективный конструктор блок-схем в Miro содержит все необходимое для создания вашей
первой блок-схемы. Шаблоны блок-схем помогут в кратчайшие сроки и без излишних усилий построить профессионально выглядящие блок-схемы.
Как составить схему предложения: основные виды с примерами
Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.
Предлагаю пройти тест — ответить на пять вопросов по схеме предложения.
[quiz-cat id=»2243″]
Ну как, что получили? А теперь объяснения.
Алгоритм составления схемы предложения
- Внимательно прочитайте предложение.
Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное.Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
- Определите, простое или сложное предложение.
- Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
- Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
- Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
- Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
- определение – волнистая линия
- дополнение – пунктир;
- обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
- деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
- причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.
Графические обозначения
Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное — круглыми.
Настя сказала, что она пошла домой.
[-=],(что…).
Графические обозначения в схемеЕще примеры с круглыми и квадратными скобками к схемам на рисунке. Все это сложноподчиненные предложения:
Настя шла и молилась, чтобы мама ее не ругала.
[-==],(чтобы…).
Когда Настя засобиралась домой, пошел снег.
(Когда…),[=-].
В том городе, где находится дом Насти, пошел снег.
[…,(где),=-].
Схема простого предложения
А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:
Настя шла.
[-=].
Это простое предложение, проще некуда. Нераспространенное, так как в нем есть только подлежащее и сказуемое. Двусоставное, так как оба — и подлежащее, и сказуемое — есть.
Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член:
Настя шла домой.
[-=…].
Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член — либо подлежащее, либо сказуемое. Первое предложение — назывное, главный член — подлежащее:
Снег.
[-].
Вот безличное односоставное предложение, где главный член — сказуемое:
Вечереет.
[=].
Вот определенно-личное предложение, в котором главный член — сказуемое.
Желаю тебе добра.
[=…].
Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.
Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:
Настя собиралась домой.
[-=…].
Далее сложное глагольное. Здесь глагол один — «собиралась идти». Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:
Настя собиралась идти домой.
[-=…].
И сложное именное:
Настя рада быть полезной.
[-=…].
Схемы с обращениями и вводными словами
Настя, иди уже домой!
[|O|,…]!
В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.
Пожалуйста, Настя, иди уже домой!
[…|O|,…]!
Вводные слова тоже не являются членами предложения и обособляются вертикальными линиями. Обозначаются они ВВ:
Кажется, Насте пора домой.
[|ВВ|,…].
Схемы с причастными и деепричастными оборотами
«Выйдя из дома» — деепричастный оборот ДО:
Выйдя из дома, Настя внезапно остановилась.
[|ДО|,…].
«постепенно сгущавшийся» — причастный оборот ПО:
Туман, постепенно сгущавшийся, делал передвижение Насти трудным.
[X,|ПО|,…].
Крестиком тут обозначено главное слово «туман». Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.
Деепричастный оборот может стоять в любом месте:
Настя, выйдя из дома, внезапно остановилась.
[…|ДО|,…].
Схемы с прямой речью
В таких схемах обозначаются границы, прямая речь, слова автора и стоящие при них знаки препинания. Например:
«Настя, или домой!» — громко сказал кто-то.
«[П!]»- [а].
Кто-то сказал: «Настя, или домой!».
[A]:«[П!]»
Кто-то сказал: «Настя, или домой!» — и Петя не возразил.
[A]:«[П!]» — [a].
Схема сложного предложения
В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.
Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:
Настя шла, а туман застилал ей дорогу.
[-=],а [-=].
А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:
Снег падал, и ветер усилился.
[-=],и [-=].
Сложносочиненное бессоюзное:
Снег падал, темнело.
[-=],[=].
В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:
Насте рассказали, что ее ждет испытание.
[-=],(что…).
Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:
Насте рассказали, что ее ждет испытание, которое определит ее жизнь.
[-=],(что…),(которое…).
Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:
[-=],
(что…),
(которое…).
Но не всегда несколько придаточных предложений означают, что они все на разных уровнях. Два придаточных могут быть второстепенными по отношению к главному, но абсолютно равны между собой:
Когда Петя подошел, Настя прищурилась, чтобы лучше рассмотреть его.
(когда…),[-=],(чтобы…).
Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.
Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.
Оба придаточных относятся к «Настя прищурилась» — уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:
[-=],
(когда…), (чтобы…).
Схема | познавательный | Британника
- Похожие темы:
- познание
Просмотреть весь связанный контент →
схема , в социальных науках психические структуры, которые человек использует для организации знаний и управления когнитивными процессами и поведением. Люди используют схемы (множественное число от схемы) для классификации объектов и событий на основе общих элементов и характеристик и таким образом интерпретируют и предсказывают мир. Новая информация обрабатывается в соответствии с тем, как она вписывается в эти ментальные структуры или правила. В социальных науках, особенно в когнитивистике, понимается, что люди извлекают знания из различных областей, чтобы делать выводы об отсутствующей или недоказанной информации, например, во время принятия решений или политической оценки. Схемы представляют собой способы, которыми вспоминаются характеристики определенных событий или объектов, определяемые самопознанием и культурно-политическим фоном. Примеры схем включают рубрики, предполагаемые социальные роли, стереотипы и мировоззрения.
Понятие схемы было впервые введено в психологию британским психологом Фредериком Бартлеттом в «Вспоминая: исследование экспериментальной и социальной психологии» (1932). Бартлетт воспринимал организованное знание как сложную сеть абстрактных ментальных структур, отражающих понимание человеком мира, и изучал влияние культурного фона человека на перефразирование и запоминание определенных событий. Например, в одном из своих самых известных исследований он исследовал, могут ли испытуемые вспомнить события, сильно отличающиеся от их собственного окружения, и показал, что чем более культурно их собственное происхождение отличалось от представляемого рассказа, тем меньше вероятность того, что это было то, что участники могли запомнить историю. Бартлетт пришел к выводу, что участники исказили представленную историю в пользу своих собственных культурных стереотипов, а детали, которые было трудно интерпретировать, были опущены, потому что они не соответствовали собственным схемам участников.
В общем, изучающий теорию схем активно строит схемы и пересматривает их в свете повторяющегося воздействия новой информации. Здесь важно отметить, что каждая схема уникальна и зависит от индивидуального опыта и когнитивных процессов. Американский психолог Дэвид Осубель представил свою «теорию осмысленного обучения» в книге «Психология образования: когнитивный взгляд » (1968). Он утверждал, что существует иерархическая организация знаний и что новая информация может быть включена в уже существующую иерархию. Напротив, швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал, что учащимся доступно более одного набора знаний. Пиаже утверждал, что существует сеть контекстно-зависимых сводов знаний и что люди применяют эти своды знаний в соответствии с конкретными ситуациями.
Схемы позволяют воспринять целостную картину события или объекта на основе частичных информационных структур. Эта ссылка возможна, потому что каждая схема имеет главную категорию, так называемый слот, который соединяет разные семантические сети. Например, основной слот «дом» хранит информацию «стена», «крыша» и «пол», и в контексте отношений часть-целое можно сделать вывод, что у дома есть стена, крыша, и пол. При этом каждая схема разработана таким образом, чтобы упростить выводы из представляемого понятия. Например, если известно, что предмет есть дверь, то по определению схемы «дверь» можно считать, что она имеет замок, ручку и петли.
В 1981 году американские исследователи Уильям Брюэр и Джеймс Трейенс изучали влияние схем на человеческую память. В их исследовании 30 испытуемых были доставлены в кабинет главного исследователя и им сказали подождать. Через 35 секунд испытуемых попросили выйти из комнаты и перечислить все, что они могли припомнить, находясь там. Брюэр и Трейенс показали, что испытуемые могли вспомнить все те объекты, которые вписывались в их схему «офисного помещения», и у них была гораздо более ошибочная память о тех предметах, которые не были частью их схемы. Например, 29из 30 испытуемых вспомнили, что в кабинете есть стул, стол и стены, но только восемь смогли вспомнить анатомический череп или блокнот. Интересно, что девять испытуемых упомянули, что видели книги, но на самом деле книг в кабинете не было. Способность вспоминать книги, когда книг не было среди присутствующих объектов, показывает, что память о характеристиках определенных мест зависит от схем, связанных с этими типами мест.
Некоторые стратегии упрощения схем включают стереотипы и архетипы, которые определяют процесс принятия решений. Предыдущие знания играют роль в когнитивной обработке, поскольку ранее существовавшие схемы часто необходимо активировать, чтобы они относились к новой информации. В литературе это описывается как «стимулирующее воспоминание о предшествующих знаниях». Учителя, например, активизируют предварительные знания учащихся, читая заголовок и название перед тем, как приступить к новому предмету, связанному с ним. Другая стратегия обучения заключается в использовании аналогий и сравнений для активации существующей схемы учащегося, в частности, чтобы помочь учащимся провести связи между уже существующими схемами.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Катя Михалак
15 примеров схем (в психологии обучения) (2023)
Когнитивная схема — это когнитивная структура, которая упорядочивает информацию об окружающем нас мире. Это пакет информации в нашем мозгу, который классифицирует объекты и понятия по группам.
Наш мозг любит группировать вещи на основе общих признаков. Мы называем это схемой. Имея в уме схему, мы легче идентифицируем новые объекты и пытаемся определить их на основе наших существующих знаний о похожих объектах и понятиях.
Например, вы можете увидеть малину и узнать, что это ягода, потому что она похожа на клубнику и шелковицу. Здесь вы используете свою ягодную схему.
Другие примеры когнитивной схемы, рассмотренные в этой статье, включают:
- Автомобиль против автобуса (объектная схема)
- Изучение гендерных ролей (ролевая схема)
- Различие времен года (схема события)
- Изучение личных способностей (Я-схема)
В контексте образования схемы (схемы — это множественное число слова схема) постоянно формируются и изменяются по мере того, как учителя представляют ученикам новую информацию. Каждый академический предмет состоит из сотен понятий, которые необходимо запомнить и извлечь для последующей обработки.
Определение схемы
Швейцарский когнитивный психолог Жан Пиаже опирался на концепцию схемы, чтобы сформулировать свою теорию когнитивного развития. Он определил схему как:
«Повторяющаяся последовательность действий, состоящая из составных действий, которые тесно связаны между собой и управляются основным смыслом» (1952, стр. 7).
Дети имеют естественную склонность исследовать окружающую среду и участвовать в повторяющемся поведении. По словам Пиаже, это делается для того, чтобы они могли добавлять информацию к своим существующим схемам и постоянно разрабатывать новые. Эти процессы называются ассимиляцией и аккомодацией.
Существует много типов когнитивных схем, в том числе для объектов, игр, людей, социальной динамики, ролей, событий и себя. Некоторые распространенные типы:
- Схема объекта — Мы изучаем объекты, классифицируя их по схожим свойствам.
- Ролевая схема — Мы узнаем о социальных ролях и профессиях, таких как гендерные роли, учителя, студенты, врачи и так далее. (Гендерная схема считается подтипом ролевой схемы).
- Схема личности — Мы узнаем о людях вокруг нас, о том, каковы их личности и кто они.
- Самосхема — Мы узнаем о себе и о том, что нам нравится, не нравится, чертах и способностях.
- Event Schema — Мы узнаем о том, что происходит и как вести себя во время различных событий. Они развиваются и усложняются по мере того, как мы сталкиваемся с большим количеством событий.
Примеры схем
1. Лошадь против коровы
Тип: Схема объекта
Некоторые из самых ранних схем, которые мы разрабатываем, основаны на сельскохозяйственных животных. Мы узнаем о них из песен и игрушек. Но детям также необходимо улучшить свои схемы, чтобы различать животных, которые кажутся похожими на ребенка.
Например, ребенок может увидеть корову и сказать: «Смотрите! Конь!” Здесь детская схема «лошади», вероятно, основана на том факте, что это довольно большое животное с четырьмя ногами, которое висит в загоне.
Но тут родитель поправляет ребенка: «Нет, милый, это корова. Смотрите, у него короткая шея и вымя!
Затем ребенок должен разделить свою схему лошади на две части в процессе, называемом аккомодацией. Теперь у них есть две отдельные и более сложные схемы: одна для лошади, а другая для коровы.
2. Пчела против мухи
Тип: Схема объекта
Так же, как лошадь против коровы, дети должны научиться отличать пчелу от мухи. Но в этом примере мы также имеем элемент опасности!
Например, ребенок может подумать, что пчела и муха — одно и то же. И вот однажды «полосатая муха» кусает их за руку! Внезапно ребенок начинает узнавать, что есть разница между мошкой и полосатой пчелой.
Они также учатся не бояться мух и, вероятно, им следует избегать пчел.
Многие схемы, которые мы формируем в детстве, связаны с болью и опасностью. Мы запрограммированы на то, чтобы научиться избегать опасности, и мы учимся этому в первую очередь. Таким образом, такие вещи, как пчелы и горячие плиты, являются некоторыми ранними схемами, которые мы разрабатываем.
3. Мужчина против женщины (и гендерные роли)
Тип: Ролевая схема
Гендерная схема относится к представлениям человека о женщине и мужчине. Эта схема также включает нормативное понимание гендерных ролей. Изменяя эти схемы, мы можем создать более равноправный мир.
Уже много десятилетий ученые, педагоги и общественные деятели обеспокоены отсутствием гендерного равенства в науке. Присутствие женщин в научных и технических профессиях уже давно не сбалансировано по сравнению с их коллегами-мужчинами.
С социологической точки зрения, одна из причин такого неравенства заключается в том, что во многих культурах, включая Запад, четко определены роли женщин и мужчин. Эти гендерные роли хорошо известны даже маленьким детям и оказывают значительное влияние на то, как учащиеся формируют свои собственная схема или гендерная схема .
Гендерная схема для девочек и мальчиков состоит из разных компонентов; предполагается, что мальчики интересуются наукой и технологиями, а девочки интересуются общественной деятельностью.
Эти гендерные схемы определяют выбор учащихся в учебных программах и в конечном итоге приводят к недопредставленности женщин в научных и технических профессиях.
4. Автомобиль против автобуса
Тип: Схема объекта
Мы увидим маленького ребенка, выглядывающего из окна своей машины и указывающего на транспортные средства: автомобиль, автобус, грузовик! Здесь дети учатся различать транспортные средства и при этом создают ранние схемы объектов.
Родители часто моделируют раннюю речь, используя простые существительные, такие как «автомобиль», «автобус» и «грузовик». На этих ранних стадиях языкового развития простые существительные могут помочь детям развить свои основные и основополагающие схемы объектов.
Однако может потребоваться некоторое повторение, прежде чем дети разовьют понимание различий между транспортными средствами. Вместо того, чтобы просто повторять термины и указывать на них, мы можем помочь им, указав на индивидуальные различия между каждым транспортным средством, чтобы дети могли более точно сопоставить их со схемой объекта в своем уме.
5. Изучение личных симпатий и антипатий
Тип: Я-схема
Я-схема — это ваше понимание того, кто вы есть. Ребенок медленно развивает свою я-схему по мере того, как он приобретает больше опыта и узнает о своих симпатиях, антипатиях и способностях.
Например, если вы попробуете новую еду и поймете, что вам не нравится эта конкретная еда, тогда вы разовьете чувство того, что вам нравится и не нравится в отношении еды. Здесь вы можете развить я-схему, такую как «Я человек, который не любит есть мясо» или «Я не люблю острую пищу». Это становится частью того, как вы видите и классифицируете себя.
Точно так же вы можете узнать, что вам нравится математика и не нравится история. На этом этапе вы совершенствуете и совершенствуете свою собственную я-схему.
6. Схема для разоренных и неразоренных
Тип: Схема объекта
Одна из самых ранних схем, которые формируются очень маленькими детьми, основана на понятии «разоренный» или «неразоренный». В некотором смысле это неудивительно, потому что дети тратят много времени, пытаясь что-то сломать.
У детей очень четкое представление о том, что представляет собой целостный объект. Когда они сталкиваются с объектом, который не является целым, это нарушает их схему для этого объекта.
Когда эта схема нарушается, это немедленно вызывает состояние замешательства, а иногда и легкую панику. Часто они относят объект к доверенному лицу, осуществляющему уход, с намерением, чтобы этот человек починил объект. Это восстановит схему ребенка, а также восстановит его чувство правильности мира (мы называем это возвращением к «когнитивному равновесию»).
7. Понимание того, откуда берется еда
Тип: Схема объекта
Сначала у большинства детей будет очень простая схема питания: еда предназначена для еды. Учителя пытаются улучшить схему питания ребенка, рассказывая им о происхождении еды. Это улучшит их понимание того, что такое еда на самом деле.
Еда на нашем столе на самом деле имеет долгую историю. Эта история начинается с семян на ферме. Об этом семени заботятся и взращивают, используя ресурсы из окружающей среды. Когда еда готова, ее собирают, до некоторой степени обрабатывают, а затем транспортируют в местный супермаркет.
Там его выбирают покупатели, приносят домой, снова обрабатывают (иногда в виде кулинарии), а затем подают на обеденный стол для употребления.
При обучении детей еде цель состоит в том, чтобы школьная схема питания превратилась из очень упрощенной в гораздо более сложную. Мы хотим, чтобы учащиеся поняли, например, что из семени создается еда, а еда в супермаркете поступает с фермы.
8. Привитие мышления роста
Тип: Я-схема
Схемы — это не только объекты. Они также касаются концепций. Одна концепция, которая у нас есть, касается того, что мы можем и не можем делать. Чтобы помочь детям прогрессировать, нам нужно изменить их схему я-концепции с ограничивающей веры в себя на установку на рост.
Большинство учащихся, особенно младшего возраста, очень легко разочаровываются. Если они пробуют выполнить задание, не могут его выполнить, то тут же хотят бросить… или плакать, в зависимости от возраста. Это большая проблема. Академические предметы усложняются, а не упрощаются.
С точки зрения схемы, у учащегося есть самооценка его способности к обучению. Он состоит в том, чтобы пытаться что-то сделать, и если у вас ничего не получается, значит, вы не можете этого сделать. Таким образом, учителя пытаются изменить эту я-схему, помогая учащимся понять, что учиться означает пытаться, пытаться снова и продолжать пытаться.
Это очень похоже на то, что многие бабушки и дедушки говорили своим детям. Только сегодня это называется «установка на рост»: вера в то, что способности человека со временем могут улучшаться.
Таким образом, преподаватели хотят, чтобы у их учеников развивалось мышление роста как часть их Я-схемы.
9. Схема построения путем изучения окружающего мира
Тип: Все
Малыши и очень маленькие ученики любят исследовать окружающую среду. В классе детского сада учащиеся могут прикасаться ко всему, что видят, использовать предметы для всевозможных творческих целей и пытаться выбежать из класса, когда учитель не смотрит.
Это естественное поведение детей, пытающихся сформировать новые схемы и расширить существующие. Их разум относительно пуст из-за их ограниченного опыта, поэтому почти для каждого объекта, с которым они сталкиваются, у них нет схемы. В этот момент активизируется роль учителя.
Ребенок может поднять недавно обнаруженный предмет, чтобы учитель мог его увидеть. В этот момент учитель обычно произносит название этого объекта, и в этот момент формируются самые зачатки схемы этого объекта.
10.

Ни одна схема не идеальна. Это может привести к некоторым забавным моментам, когда учащимся необходимо усвоить новую информацию для создания новых и более сложных схем.
Возьмем для примера такой сценарий: дома ребенок иногда играет с iPad своего родителя. В нем есть несколько забавных игр, и все, что нужно сделать ребенку, это нажать несколько значков на экране. Это заставляет картинки изменяться или название предмета произносится вслух.
Однажды в школе учительница расстелила в игровой комнате несколько журналов. Цель состоит в том, чтобы обеспечить тактильную стимуляцию и попрактиковаться в координации движений рук, переворачивая страницы. Но, поскольку один ребенок никогда раньше не видел журнала, он начинает тыкать пальцем в картинки.
Конечно, ничего не происходит. Схема ребенка для iPad активировалась, когда он увидел журнал. Но поскольку журнал — это не iPad, ребенок теперь должен усвоить эту информацию и сформировать новую схему для журнала.
Это также отличный пример того, как игровое обучение помогает учащимся разрабатывать схемы.
11. Вещи красного цвета
Тип: Схема объекта
Одним из первых красных продуктов, которые ребенок может попробовать, является клубника. Воспитатель громко скажет «клубничка», и это будет первая схема, которую ребенок сформирует для этого предмета.
В школе учитель готовит урок о красном цвете. Урок включает в себя ряд красных предметов, помещенных в ванну. Предметы бывают разных форм и размеров.
Поначалу этот взрыв визуальных стимулов может быть ошеломляющим для некоторых детей или очень захватывающим шведским столом искушения.
Детям разрешено свободно играть и исследовать предметы. Один ребенок может подумать, что все предметы — клубника, потому что они красные!
Однако по мере того, как вы обучаете их объектам, их схема «красный объект» будет проходить через процесс ассимиляции и аккомодации. Если учитель произносит название каждого предмета, пока ребенок играет с ним, он сформирует схему для этого предмета, состоящую из визуального образа и слова, и отличит этот новый предмет от их первоначального представления о предмете, являющемся клубникой. .
12. Схема ролей ученика/учителя
Тип: Схема ролей
Мы обычно думаем, что схема применяется к объектам или образовательным концепциям, но они также имеют ролевые схемы 1. Например, роль учителя и роль ученика.
Когда очень маленькие дети впервые попадают в школу, иногда им нужно сформировать новую ролевую схему того, что должен делать ученик и что должен делать учитель.
Для избалованных дома детей это может быть настоящим шоком. Они привыкли добиваться своего, и когда они спрашивают/говорят взрослых, чего хотят, обычно получают это. Итак, когда они впервые видят своего нового учителя, первая схема, которая активируется в их сознании, звучит так: «Есть еще один большой человек, который будет делать то, что я говорю».
Затем учитель поможет этому ребенку понять, что в классе роли разные; студенты следуют инструкциям, а не дают их.
13. Рождество и выпускные церемонии
Тип: Схема мероприятия
Каждая школа ежегодно проводит несколько специальных мероприятий. Есть рождественские шоу, музыкальные концерты и, конечно же, выпускные церемонии. Маленький ребенок может войти на выпускной вечер в тот же зал, где проходило рождественское шоу, и сказать «Рождественское шоу!» Здесь схему ребенка нужно будет изменить.
Мать ребенка может сказать: «Это не рождественское представление. Давайте посмотрим, откуда мы это знаем. Посмотрите на стены. Видите, нет мишуры? Новогодней елки нет. Деда Мороза здесь нет».
По мере того, как мать показывает разницу между рождественским представлением и выпускной церемонией, первоначальная схема ребенка о рождественском представлении становится более тонкой, и он создает новую схему выпускной церемонии.
Каждое мероприятие призвано научить детей действовать в различных ситуациях. Например, ребенок может узнать, что ему нужно вести себя тихо во время выпускной церемонии, но может петь во время рождественского представления. Здесь они учатся интегрировать социальные нормы в свои схемы.
Схема, включающая события, а не объекты, называется схемой событий . В ходе академического путешествия ребенок разработает множество схем событий, которые также будут полезны во взрослой жизни.
14. Весь образовательный континуум
Тип: Все
Во многих отношениях весь образовательный континуум, от детского сада до докторантуры, представляет собой длительный процесс усвоения и адаптации схем.
Учащиеся входят в детский сад всего с несколькими сотнями схем, и каждая из них довольно проста и одномерна. Однако по мере продвижения по уровням формируются новые схемы, и многие существующие схемы становятся все более сложными.
Некоторые из этих схем настолько сложны, что для их разработки могут потребоваться годы углубленного обучения в аспирантуре. Даже после всех этих усилий и времени, когда ученый продолжает изучать очень конкретную тему, мировое понимание этого предмета также развивается и меняется со временем. Иногда на протяжении десятилетий… даже столетий.
15. Изучение времен года
Тип: Схема события
В раннем детстве мы часто берем детей на улицу, чтобы посмотреть, как сменяются времена года. Мы могли бы пойти и поиграть с опавшими листьями осенью и со снегом зимой.
В каждой из этих возможностей для обучения на свежем воздухе дети улучшают свое понимание времен года. На самом деле первое предположение ребенка может состоять в том, что есть два безымянных сезона (жаркий и холодный). Затем, когда мы учим их переходным временам года, им нужно разделить свои времена года, чтобы разработать четыре отдельные схемы.
Каждое время года они учатся различать их, глядя на признаки окружающей среды: жару, снег, листву на деревьях и утят в пруду.
Развитие схемы: ассимиляция, аккомодация и когнитивное равновесие
Жан Пиаже, отец теорий когнитивного развития, утверждает, что схема развивается посредством процессов ассимиляции и аккомодации.
Согласно Пиаже, люди сталкиваются с трудностями и проблемами, которые дестабилизируют чье-то существующее понимание схемы. Чтобы вернуться к когнитивному равновесию (состоянию понимания), мы подвергаемся ассимиляции или аккомодации.
Через ассимиляцию мы добавляем новую информацию к существующей схеме. Например, ребенок может увидеть двух собак и узнать, что одна из них лабрадор, а другая мопс. Схему «собака» не нужно разбивать, но к этой схеме необходимо добавить новую информацию, чтобы сделать ее более ясной.
Ребенок добавляет новые знания в существующую схему, чтобы сделать ее более сложной.
Через размещение , мы разбиваем ошибочную схему. Например, если ребенок указывает на кошку и говорит «собака», он ошибся. Они не могут просто добавить новую информацию в схему собаки. Им нужно создать совершенно новую схему: кошачью!
Заключение
Без схем информация об окружающем нас мире была бы неорганизованной и непригодной для использования. Биты информации просто прыгали бы в нашем сознании, как зерна в машине для попкорна, случайные и непредсказуемые. Академическое обучение было бы невозможно. Прогресс в науке, технике или любой другой области знаний просто не произойдет.
К счастью, кто-то изобрел школу. С тех пор люди участвуют в длительном образовательном процессе, который включает в себя непрерывную ассимиляцию и приспособление схем. Дети начинают ходить в школу с очень рудиментарными схемами, которые учителя будут формировать и формировать каждый день на протяжении десятилетий.
Продвигаясь по образовательному континууму, мы можем достичь точки, в которой мы способны изобретать удивительные устройства, медицинские процедуры и технологии, настолько невероятные, что они позволяют нам путешествовать на другие планеты… скоро.
Ссылки
Агосто, Д. (2004). Использование теории гендерных схем для изучения гендерного равенства в вычислительной технике: предварительное исследование. Журнал женщин и меньшинств в науке и технике, 10 , 37. Doi: https://doi.org/10.1615/JWomenMinorScienEng.v10.i1.30
Lips, HM (1995). Сквозь призму математических/научных самосхем: Образы текущих и возможных «я» студентов 1. Journal of Applied Social Psychology, 25 (19), 1671–1699.
Луи С., Фезерстоун С., Макгроу Л., Хейс Л. и Бесвик К. (2013). Понимание схем у маленьких детей: снова! Снова! Лондон: Bloomsbury Publishing PLC.
Пиаже, Дж. (1952). Истоки интеллекта у детей . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: В.В. Нортон и Ко. doi: https://doi.org/10.1037/11494-000
Дэйв Корнелл (доктор философии)
+ посты
Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.
Крис Дрю (доктор философии)
+ сообщения
Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования на Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.