Ядерные двигатели
Введение Двигательные
установки на борту транспортного
средства предназначены для создания
силы тяги или момента импульса. В
последние десятилетия все большее
внимание уделяется таким характеристикам
как расход топлива и создаваемая тяга.
Все большее внимание начинает уделяться
разработкам ядерных двигателей на
транспортных средствах. Одной из наиболее
перспективных областей применения
ядерных ракетных двигателей является
космонавтика. В
настоящее время для полетов на другие
планеты, не говоря уж о звездах, применение
жидкостных ракетных двигателей и
твердотопливных ракетных двигателей
становится все более невыгодным, хотя
и было разработано множество ракетных
двигателей. 1. Силовые установки Ядерная
силовая установка
(ЯСУ) —
это силовая установка, работающая на
энергии цепной реакции деления ядра.
ЯСУ состоит
из ядерного реактора и паро- или
газотурбинной установки, в которой
тепловая энергия, выделяющаяся в
реакторе, преобразуется в механическую
или электрическую энергию. Преимуществами
подобной установки являются неограниченная
автономность передвижения (дальность
хода), и большая мощность двигателей: и
как следствие, возможность длительно
использовать высокую скорость движения,
транспортировать более тяжёлые грузы
и способность работать в тяжёлых
условиях.
Атомный
флот.
Название атомохо́д
(атомное судно) носят суда, использующие
ядерную энергетическую установку в
качестве двигателя. Различают атомоходы
гражданские (атомные ледоколы, транспортные
суда) и военные (авианосцы, подводные
лодки, крейсеры, тяжёлые фрегаты).
Первым в мире атомоходом является
подводная лодка «Наутилус», построенная
в 1954 году в США.
В пятом отсеке находится вырабатывающий энергию дизель-генератор. ![]() Шестой отсек, находится в самом центре АПЛ. Он имеет особую важность, ведь именно здесь находятся два ядерных реактора мощностью по 190 МВт. Реактор относится к серии ОК-650 – это серия водо-водяных ядерных реакторов на тепловых нейтронах. Роль ядерного топлива исполняет высокообогащенная по Атомным подводным флотом обладают шесть стран: США, Россия, Великобритания, Франция, Китай и Индия, имеющие суммарно более ста АПЛ на вооружении. Гражданским атомным флотом располагает Россия. В него входят два атомных ледокола типа Арктика с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил и два ледокола типа Таймыр с однореакторной установкой мощностью 40 тысяч лошадиных сил, а также атомный лихтеровоз. ![]() Неудавшиеся проекты применения ЯСУ. В силу трудностей при использовании ядерной силовой установки не все проекты по её применению могли быть осуществлены. Например, атомовоз — автономный локомотив, приводимый в движение за счёт использования атомной энергии разрабатывался в середине 20-го века, как и атомолёт, но из-за множества нерешённых проблем, в том числе с обеспечением безопасности, проекты были закрыты. 2. Ядерные ракетные двигатели (ЯРД) Ракетный
двигатель является единственным почти
освоенным способом вывода полезной
нагрузки на орбиту Земли [1, 3]. За счёт
преобразования исходной энергии в
кинетическую энергию реактивной струи
реактивного тела в ракетном двигателе
возникает сила тяги. История создания ЯРД. Ядерный ракетный двигатель вырабатывает энергию не при сгорании топлива, как в химическом РД, а в результате нагревания рабочего тела энергией ядерных реакций. Традиционный двигатель этого типа состоит из нагревательной камеры с ядерным реактором, как источником тепла, системы подачи рабочего тела, и сопла. ![]() Конструкция и принцип работы ЯРД были разработаны еще в 50-х годах. Уже в 70-х годах в США и СССР были готовы экспериментальные образцы, которые успешно проходили испытания. Твердофазный советский двигатель РД-0410 с тягой в 3.6 тонны испытывался на стендовой базе, а американский реактор «NERVA» по плану должен был быть установлен на ракету «Сатурн V», однако спонсирование лунной программы было остановлено. Параллельно велись работы и над созданием газофазных ЯРД.
2.1. Устройство и принцип действия ЯРД. Ядерные
ракетные двигатели бывают газофазными,
жидкофазными и твердофазными
в зависимости от агрегатного состояния
ядерного топлива. Также они могут
подразделяться на жидкостные и
импульсно-взрывные. ТЯРД может использовать различные виды термоядерных реакций в зависимости от вида применяемого топлива. В частности, на настоящее время принципиально осуществимы следующие типы реакций: Реакция дейтерий + тритий (топливо D-T)2H + 3H = 4He + n + 17.6 МэВ
Такая реакция
наиболее легко осуществима с точки
зрения современных технологий, даёт
значительный выход энергии, топливные
компоненты относительно дёшевы.
Недостаток её — весьма большой выход
нежелательной (и бесполезной для прямого
создания тяги) нейтронной радиации,
уносящей большую часть выходной энергии
реакции и, как следствие, резко снижающей
КПД двигателя. Тритий радиоактивен,
период его полураспада около 12 лет, то
есть долговременное хранение трития
невозможно. Реакция дейтерий + гелий-32H + 3He = 4He + p + 18.3 МэВ Условия её достижения значительно сложнее. Гелий-3, кроме того, редкий и чрезвычайно дорогой изотоп. В промышленных масштабах на настоящее время не производится. Кроме того, что энергетический выход этой реакции выше, чем у D-T-реакции, она имеет следующие дополнительные преимущества:
При реакции D-3He
в форме нейтронов выделяется всего
около 5% мощности (против 80% для D-T). Другие виды реакцийРеакции между ядрами дейтерия (D-D, монотопливо): 2H + 2H → 3He + n + 3.3 МэВ, 2H + 2H →> 3H + p + 4 МэВ. Нейтронный
выход в данном случае весьма значителен.
p + 6Li → 4He (1.7 MeV) + 3He (2.3 MэВ) 3He + 6Li → 24He + p + 16.9 MэВ p + 11B → 34He + 8.7 MэВ
Рабочее
тело, контактируя с ТВЭЛом, поглощает
энергию и нагревается, увеличивается
в объеме, после чего выходит через сопло
двигателя под высоким давлением. 2.2 Ядерный импульсный двигатель В
основе импульсного двигателя для
космического аппарата лежит концепция
атомного взрыва. 2.3 Другие разработки
В 1960-х
годах США были на пути к Луне. Менее
известным является тот факт, что на
полигоне Невады учёные работали над
одним амбициозным проектом — полётом
на Марс на ядерных двигателях. Проект
был назван NERVA.
В январе 1965 года были произведены
испытания ядерного ракетного двигателя
под кодовым названием «КИВИ» (KIWI). При
испытаниях реактору ЯРД специально
позволили перегреться. При температуре
в 4000 °C реактор взорвался.
Двигатели,
разработанные в рамках проекта Pluto,
планировалось устанавливать на крылатые
ракеты, которые в 1950-х годах создавались
под обозначением SLAM (Supersonic Low Altitude Missile
(сверхзвуковая маловысотная ракета)).
Планировалось построить ракету длиной
26.8 метра, диаметром три метра, и массой
в 28 тонн. В корпусе ракеты должен был
располагаться ядерный боезаряд, а также
ядерная двигательная установка, имеющая
длину 1.6 метра и диаметр 1.5 метра.
СССР
оставался верной идеи создания ЯРД
прямоточной конструкции значительно
дольше, чем США, закрыв проект только в
1985 году. Технические характеристики РД 0410 [9]:
![]() Также в настоящее время ведется разработка ядерной электродвигательной установки — двигательной установки космического аппарата, включающая в себя комплекс бортовых систем, таких как: электрический ракетный двигатель, система электропитания, обеспечиваемого ядерным реактором, система хранения и подачи рабочего тела, система автоматического управления. 3. Проблема межпланетных полетов3.1 Использование гравитационного маневра при полете к МарсуРассмотрим изменение характеристической скорости при полёте с околоземной круговой (опорной) орбиты к Марсу с использованием гравитационного манёвра у Луны [7].
Для перехода с круговой орбиты Земли вокруг Солнца на эллиптическую орбиту перелёта к Марсу (орбиту Гомана) необходима дополнительная характеристическая скорость (рис. 6) [8]:
где
Vкр1 – первая
(круговая) скорость относительно Солнца
на орбите Земли, R1
– радиус орбиты Земли, R2
– радиус орбиты Марса.
Здесь V1 – скорость отлёта из неподвижной относительно Земли точки, расположенной на круговой околоземной орбите. Учитывая, что мы уже движемся по этой орбите с круговой скоростью, для окончательной скорости отлёта к Марсу требуется скорость
Аналогично для перехода с эллиптической орбиты на орбиту вокруг Марса имеем
где Здесь
– первая (круговая)
скорость относительно Марса, – первая
(круговая) скорость на орбите Земли
(рис. С учётом дополнительных затрат на управление и ориентацию (добавляем 5%) получим полную характеристическую скорость: Vхар1 = 1.05·(ΔVз + ΔVмар). Если использовать гравитационный манёвр, то характеристическая скорость уменьшится Vхар2 = Vхар1 – ΔVграв Соответственно выигрыш в скорости составит
Проведём расчёт характеристической скорости с учетом следующих значений радиусов орбит движения Земли и Марса вокруг Солнца:
R1 = 1. а также примем значения радиусов околоземной орбиты и орбиты около Марса R01 = 6.8·106 м, R02 = 3.4·106 м Максимальная скорость, которую мы можем получить при использовании гравитационного маневра у Луны, равняется: ΔVграв = 1680 м/с Тогда имеем ΔVз = 3561 м/с, ΔVмар
= 2133 м/с, Выигрыш в скорости при использовании гравитационного маневра ΔV% = 26.8%. При дальнейших расчетах будем использовать значение скорости ΔVхар2 так как это позволяет нам сэкономить топливо. 3.2 Время полета к Марсу по орбите ГоманаТакже необходимо рассчитать время полета к Марсу по выбранной нами траектории. Для этого используем формулы [8]:
Тогда
время полета составит:
Т ≈ 260 суток. 3.3 Сравнение затрат топлива жидкостного (Ж) и твердофазного ядерного (ТЯ) ракетного двигателя при полете к МарсуДля нахождения массы топлива используем формулу К. Э. Циолковского [3]: Vхар2 = Vк – V0 = Wln(1 + Mт/Mк),
где
Mт − масса
топлива,
Mк −
конечная масса ракеты (без топлива),
Vк −
конечная скорость полета,
V0 −
начальная скорость,
W −
скорость истечения газов из двигателя.
Тогда
Здесь: kТО – весовой коэффициент топливного отсека, kсу – весовой коэффициент системы управления, kду – весовой коэффициент двигательной установки, n – коэффициент перегрузки, g0 – ускорение силы тяжести,Mпг – масса полезного груза. Также можно рассчитать какой процент топлива мы сэкономим при использовании ТЯРД по формуле:
Произведем расчеты при следующих параметрах для ЖРД и ЯРД: ЖРД: W = 4599 м/с, kду =
0. Тогда имеем: Dж = 1.65, Dя = 0.63, Mж = 269903 кг, Mя = 105994 кг
Соответствующая
экономия топлива составит ΔM = 69.7%. Заключение Преимущество,
заключающееся в высоком показателе
удельного импульса ядерных ракетных
двигателей по сравнению с химическими,
очевидно. Для твердофазных моделей
величина удельного импульса составляет
8000-9000 м/с, для жидкофазных – 14000 м/с, для
газофазных – 30000 м/с. Однако, когда речь
идет о ядерном топливе, никогда не
следует забывать о пагубном воздействии
на экологию нашей планеты. Так и в случае
с ядерными ракетными двигателями
необходимо учитывать загрязнение
атмосферы Земли. Литература
|
Как работает ядерный двигатель
- Технологии
11 декабря 2018 г. | Автор: Александр Ким
Как работает ядерный двигатель
Ракетные двигатели на жидком топливе дали человеку возможность выйти в космос — на околоземные орбиты. Однако подобные ракеты сжигают 99% топлива за первые несколько минут полёта. Остатка топлива может не хватить для путешествия на другие планеты, да и скорость будет настолько малой, что вояж займёт десятки или сотни лет. Решить проблему могут ядерные двигатели. Как? Будем разбираться вместе.
Эта статья была опубликована в журнале OYLA №4(20). Оформить подписку на печатную и онлайн-версию можно здесь.
Принцип работы реактивного двигателя очень прост: он переводит топливо в кинетическую энергию струи (закон сохранения энергии), за счёт направления этой струи ракета движется в пространстве (закон сохранения импульса). Важно понимать, что мы не можем разогнать ракету или самолёт до скорости большей, чем скорость истечения топлива — раскалённого газа, выбрасываемого назад.
Космический аппарат New Horizons
Что же отличает эффективный двигатель от неудачного или устаревшего аналога? Прежде всего то, сколько топлива потребуется двигателю, чтобы разогнать ракету до нужной скорости. Этот важнейший параметр ракетного двигателя называется удельный импульс, который определяется как отношение общего импульса к расходу топлива: чем больше этот показатель, тем эффективнее ракетный двигатель. Если ракета практически целиком состоит из топлива (это означает, что в ней нет места для полезного груза, предельный случай), удельный импульс можно считать равным скорости истечения топлива (рабочего тела) из ракетного сопла. Запуск ракеты — крайне дорогостоящее мероприятие, учитывается каждый грамм не только полезного груза, но и топлива, которое тоже весит и занимает место. Поэтому инженеры подбирают всё более и более активное горючее, единица которой давала бы максимальную отдачу, увеличивая удельный импульс.
Подавляющее большинство ракет в истории и современности было оборудовано двигателями, использующими химическую реакцию горения (окисления) топлива.
Они позволили достичь Луны, Венеры, Марса и даже планет дальнего пояса — Юпитера, Сатурна и Нептуна. Правда, космические экспедиции заняли месяцы и годы (автоматические станции Pioneer, Voyager, New Horizons и др.). Необходимо отметить, что все подобные ракеты расходуют значительную часть топлива для отрыва от Земли, и далее продолжают полёт по инерции с редкими моментами включения двигателя.
Космический аппарат Pioneer
Подобные двигатели подходят для вывода ракет на околоземную орбиту, но, чтобы её разогнать хотя бы до четверти скорости света, понадобится невероятное количество топлива (расчёты показывают, что нужно 103200 грамм топлива, при том, что масса нашей Галактики не более 1056 грамма). Очевидно, что для достижения ближайших планет, а тем более звёзд, нам необходимы достаточно большие скорости, обеспечить которые жидкотопливные ракеты не в состоянии.
Газофазный ядерный двигатель
Дальний космос — дело совсем другое. Взять хотя бы Марс, «обжитый» фантастами вдоль и поперёк: он хорошо изучен и научно перспективен, а самое главное — близок как никто другой. Дело — за «космическим автобусом», который сможет доставить туда экипаж за разумное время, то есть, как можно быстрее. Но с межпланетным транспортом есть проблемы. Его сложно разогнать до нужной скорости, сохранив при этом приемлемые размеры и потратив разумное количество топлива.
RS-25 (Rocket System 25) — жидкостный ракетный двигатель компании Рокетдайн, США. Применялся на планере космической транспортной системы «Space Shuttle», на каждом из которых было установлено три таких двигателя. Более известен как двигатель SSME (англ. Space Shuttle Main Engine — главный двигатель космического челнока).

Решением может быть «мирный атом», толкающий космические корабли. О создании лёгкого и компактного устройства, способного вывести на орбиту хотя бы самого себя, инженеры задумались ещё в конце 50‑х годов прошлого века. Главное отличие ядерных двигателей от ракет с двигателями внутреннего сгорания в том, что кинетическая энергия получается не за счёт сгорания топлива, а за счёт тепловой энергии распада радиоактивных элементов. Давайте сравним эти подходы.
Из жидкостных двигателей выходит раскалённый «коктейль» выхлопных газов (закон сохранения импульса), образующихся при реакции топлива и окислителя (закон сохранения энергии). В большинстве случаев это комбинация кислорода и водорода (результат горения водорода — обычная вода). h3O обладает гораздо большей молярной массой, чем водород или гелий, поэтому её труднее разогнать, удельный импульс для подобного двигателя 4 500 м/с.
Наземные испытания NASA новой системы запуска космических ракет, 2016 год (штат Юта, США). Эти двигатели будут установлены на космический корабль Orion, на котором планируется миссия на Марс.
В ядерных двигателях предлагается использовать только водород и разгонять (разогревать) его за счёт энергии ядерного распада. Тем самым идёт экономия на окислителе (кислороде), что уже замечательно, но не всё. Так как у водорода относительно малая удельная масса, нам проще его разогнать до более высоких скоростей. Конечно, можно использовать и другие тепловосприимчивые газы (гелий, аргон, аммиак и метан), но все они не менее чем в два раза проигрывают водороду в самом главном — достижимом удельном импульсе (более 8 км/c).
Так стоит ли его терять? Выигрыш настолько велик, что инженеров не останавливает ни сложность конструкции и управления реактором, ни его большой вес, ни даже радиационная опасность. Тем более никто и не собирается стартовать с поверхности Земли — сборка таких кораблей будет вестись на орбите.
«Летающий» реактор
Как работает ядерный двигатель? Реактор в космическом двигателе намного меньше и компактнее своих наземных аналогов, но все основные компоненты и механизмы управления принципиально те же. Реактор выступает в роли нагревателя, в который подаётся жидкий водород. Температуры в активной зоне достигают (и могут превышать) 3000 градусов. Затем разогретый газ выпускают через сопло.
Однако такие реакторы испускают вредные радиационные излучения. Для защиты экипажа и многочисленного электронного оборудования от радиации нужны основательные меры. Поэтому проекты межпланетных кораблей с атомным движком часто напоминают зонтик: двигатель располагается в экранированном отдельном блоке, соединённом с основным модулем длинной фермой или трубой.
«Камерой сгорания» ядерного двигателя служит активная зона реактора, в которой подаваемый под большим давлением водород нагревается до 3000 и более градусов. Этот предел определяется только жаропрочностью материалов реактора и свойствами топлива, хотя повышение температуры увеличивает удельный импульс.
Тепловыделяющие элементы — это жаропрочные ребристые (для повышения площади теплоотдачи) цилиндры-«стаканы», заполненные урановыми таблетками. Они «омываются» потоком газа, играющего роль и рабочего тела, и охладителя реактора. Вся конструкция изолирована бериллиевыми экранами-отражателями, не выпускающими опасное радиационное излучение наружу. Для управления выделением тепла рядом с экранами расположены специальные поворотные барабаны
Существует ряд перспективных конструкций ядерных ракетных двигателей, реализация которых ждёт своего часа. Ведь в основном они будут применяться в межпланетных путешествиях, которые, судя по всему, уже не за горами.
Проекты ядерных двигателей
Эти проекты были заморожены по разным причинам — недостаток денег, сложность конструкции или даже необходимость сборки и установки в открытом космосе.
«ОРИОН» (США, 1950–1960)
Проект пилотируемого ядерно-импульсного космического корабля («взрыволёт») для исследования межпланетного и межзвёздного пространства.
Принцип работы. Из двигателя корабля, в направлении противоположном полёту, выбрасывается ядерный заряд небольшого эквивалента и подрывается на сравнительно малой дистанции от корабля (до 100 м). Ударная сила отражается от массивной отражающей плиты в хвосте корабля, «толкая» его вперёд.
«ПРОМЕТЕЙ» (США, 2002–2005)
Проект космического агентства NASA по разработке ядерного двигателя для космических аппаратов.
Принцип работы. Двигатель космического корабля должен был состоять из ионизированных частиц, создающих тягу, и компактного ядерного реактора, обеспечивающего установку энергией. Ионный двигатель создаёт тягу порядка 60 грамм, но сможет работать постоянно. В конечном счёте, корабль постепенно сможет набрать огромную скорость — 50 км/сек, затратив минимальное количество энергии.
«ПЛУТОН» (США, 1957–1964)
Проект по разработке ядерного прямоточного воздушно-реактивного двигателя.
Принцип работы. Воздух через переднюю часть транспортного средства попадает в ядерный реактор, в котором нагревается. Горячий воздух расширяется, приобретает большую скорость и высвобождается через сопло, обеспечивая необходимую тягу.
NERVA (США, 1952–1972)
(англ. Nuclear Engine for Rocket Vehicle Application) — совместная программа Комиссии по атомной энергии США и NASA по созданию ядерного ракетного двигателя.
Принцип работы. Жидкий гидрогель подаётся в специальный отсек, в котором происходит его нагревание ядерным реактором. Горячий газ расширяется и высвобождается в сопле, создавая тягу.
Тэги:
технологиикак это работаеткосмостранспорткак это устроено
Ядерные двигательные установки | ANSTO
Плотность энергии ядерного топлива значительно выше, чем плотность энергии всех других используемых видов топлива. Например, уголь — 33 МДж/кг, бензин — 47 МДж/кг, водород — 142 МДж/кг, а U-235 — 8×10 7 МДж/кг. Причина в большой разнице между электронными связями и ядерными связями, что делает ядерное топливо очень привлекательным для двигательных установок. В современных технологиях используется процесс деления (расщепления атомов), который генерирует большое количество тепловой энергии, прямо или косвенно используемой для движения.
Применение
Космос
Использование ядерной силовой установки является единственной практической технологией, которая позволяет развивать полеты в дальний космос к внешним частям Солнечной системы. Фотоэлектрические солнечные батареи не подходят для этой среды. Существует несколько различных концепций реакторных двигателей; однако основное внимание уделяется двум типам ядерных двигательных установок: (i) ядерным электрическим двигателям и (ii) ядерным тепловым двигателям.
Spear Probe — сверхлегкий зонд НАСА с ядерной электрической тягой
Nuclear Electric Propulsion преобразует тепловую энергию, вырабатываемую ядерным реактором, в электричество, которое затем используется для ионизации (положительного заряда) инертного газа-вытеснителя (ксенона, Криптон). На последнем этапе ионизированное топливо ускоряется из двигателя с помощью электромагнитного поля, создавая небольшую тягу, толкая космический корабль вперед.
Эти ионные двигатели малой тяги могут разгонять космические корабли в течение продолжительного времени. Они превосходят химические ракетные двигатели большой тяги короткого замыкания. Ионные двигатели уже развернуты на спутниках и космических зондах; однако они обычно питаются от солнечных батарей, вырабатывающих электроэнергию. Поскольку использование фотоэлектрических солнечных элементов становится неэффективным дальше от Солнца, ядерные двигатели становятся единственным надежным вариантом для полетов в дальний космос.
Схема ядерной тепловой двигательной установки для использования в космосе
Ядерная тепловая двигательная установка напрямую использует тепловую энергию, вырабатываемую ядерным делением в ядерном реакторе. Это не похоже на ядерную электрическую двигательную установку, которая использует тепловую энергию для выработки электроэнергии.
Ядерные тепловые двигатели используют жидкое топливо, такое как сжиженный водород, который прокачивается через активную зону реактора, где он быстро нагревается и расширяется до газа, который затем выталкивается из сопла ракеты, создавая большую тягу и разгоняя космический корабль вперед. Ядерная тепловая двигательная установка примерно в два раза эффективнее химических ракет и может сократить время полета, доставляя большую полезную нагрузку. Например, поездку на Марс можно сократить на четверть. Сокращение времени полета особенно важно для миссий с экипажем, поскольку короткое время в пути снизит воздействие на летный экипаж вредного космического излучения.
Морской флот
На сегодняшний день наиболее успешным применением ядерной силовой установки является оборонное военно-морское применение для атомных авианосцев и подводных лодок.
Ядерная силовая установка дает ряд преимуществ, таких как отсутствие необходимости дозаправки в течение всего жизненного цикла судна, более высокие скорости и отсутствие выбросов парниковых газов. Кроме того, эти системы безопасны, надежны и широко распространены, поскольку они основаны на так называемом реакторе с водой под давлением 9.0008 (PWR) дизайн.
PWR является наиболее распространенной конструкцией реактора для гражданских энергетических реакторов. В этой конструкции реактора легкая вода используется в качестве замедлителя нейтронов, который замедляет быстрые нейтроны, чтобы поддерживать цепную ядерную реакцию в активной зоне реактора. Легкая вода под высоким давлением также используется в качестве теплоносителя, передающего выделяющееся в процессе деления тепло от активной зоны реактора к парогенератору.
В парогенераторе тепло передается воде низкого давления вторичной системы, где вырабатывается пар для привода турбин, которые вращают электрические генераторы, производящие электроэнергию. В принципе, морские ядерные силовые установки очень просто собирают тепло, выделяемое в процессе деления.
Учебное пособие по ядерному реактору | Inspirit
Инструменты для творчества скоро появятся, чтобы вдохновить!
Присоединяйтесь к списку рассылки, чтобы узнать, когда мы запустимся.
Физика
Общая физика
Современная физика
Руководство по исследованию ядерного реактора
Swati Talwar
HS-PS1-8
Ядерный реактор. Ядерный реактор — это машина, которая помогает контролировать реакцию ядерного деления или реакции ядерного синтеза.
Источник
Вы знаете, что происходит на атомной электростанции? Атомная станция — это место, где происходят ядерные реакции с выделением энергии. Эта энергия используется для отопления, производства электроэнергии и т. д. Источником энергии в ядерных энергетических реакторах является урановое топливо. Поскольку мы очень мало знаем о ядерных реакторах, давайте узнаем о них подробнее!
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯДЕРНЫХ РЕАКТОРОВ
Ядерные реакторы можно определить как устройство, которое используется для управления цепными реакциями ядерного деления. Ядерные реакторы являются основными частями любой атомной станции. Они помогают контролировать и сдерживать цепные ядерные реакции, происходящие на атомной станции.
Реакция происходит в физическом процессе, известном как деление , и тепло, выделяющееся в результате реакции, используется для производства пара, который помогает вращать турбину для выработки электроэнергии. Атомная электростанция считается крупнейшим источником надежного производства безуглеродной электроэнергии.
Источник
СХЕМА ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА
Помогает контролировать реакцию ядерного деления. Различные компоненты ядерного реактора следующие:
- Топливо
- Замедлитель в ядерном реакторе
- Стержни управления ядерным реактором
- Напорные трубки
- Парогенераторы
- Хладагент в ядерном реакторе
- Сдерживание
ТИПЫ ЯДЕРНЫХ РЕАКТОРОВ
Существуют следующие типы ядерных реакторов:
- Реактор с водой под давлением (PWR)
- Усовершенствованный газоохлаждаемый реактор (AGCR)
- Реакторы с кипящей водой (BWR)
- Легководный реактор с графитовым замедлителем (LWGR)
- Реактор на быстрых нейтронах (РБН)
- В качестве теплоносителя ядерного реактора наиболее распространенным является вода.
Вода также нагревается для образования пара, который вращает турбины.
- Позже он снова конденсируется, образуя воду, чтобы его можно было снова использовать.
- Считается самым экологически чистым источником энергии.
Часто задаваемые вопросы
В. Какие существуют четыре типа ядерных реакторов?
Четыре типа ядерных реакторов:
- Реактор с водой под давлением (PWR)
- Усовершенствованный газоохлаждаемый реактор (AGCR)
- Реакторы с кипящей водой (BWR)
- Легководный реактор с графитовым замедлителем (LWGR)
В. Сколько ядерных реакторов в Индии?
В Индии имеется 22 ядерных реактора общей мощностью 6780 МВт.
В. В какой стране больше всего ядерных реакторов?
В Соединенных Штатах Америки больше всего ядерных реакторов. В их составе 96 атомных станций мощностью 97 565 МВт.
В. Каков принцип работы ядерных реакторов?
Ядерные реакторы работают по принципу ядерного деления.