О границах неразрешимости «Проблемы безбилетника» | Юданов
1. Автономов В. С. и др. (2004). 50 лекций по микроэкономике. СПб.: Экономическая школа. Т. 2.
2. Гринберг Р. С., Рубинштейн А. Я. (2013). Индивидуум & государство: экономическая дилемма. М.: Весь мир.
3. Гринберг Р. С., Рубинштейн А. Я., Белоусова О. М., Нуреев Р. М. (2016). Экономика общественного сектора (новая теория): Учебник. М.: Инфра-М.
4. Кемени Дж., Снелл Дж. (1970). Конечные цепи Маркова. М.: Наука.
5. Олсон М. (1995). Логика коллективных действий: Общественные блага и теория групп. М.: ФЭИ. С. 240-241.
6. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. (1992). Микроэкономика. М.: Экономика; Дело.
7. Пыркина О. Е., Юданов А. Ю. (2014). Модернизация экономики и проблема противодействия неоплаченному потреблению общественных благ // Экономика и управление в машиностроении. № 2. С. 18-23.
8. Стиглиц Дж. Ю. (1997). Экономика государственного сектора. М.: Изд-во МГУ; Инфра-М.
9. Уинтер С.
Дж. (2001). Теория Коуза и проблемы компетентности и корпорации // Природа фирмы / Под ред. О. И. Уильямсона, С. Дж. Уинтера. М.: Дело. С. 268-294.
10. Юданов А. Ю., Беккер Е. Г. (2008). Безбилетник или фальшивомонетчик? (Об одном решении неразрешимой проблемы) // Теневая экономика 2007: Научный ежегодник / Сост. Ю. В. Латов, под общ. ред. Л. М. Тимофеева. М.: РГГУ. С. 360-376.
11. Abásolo I., Tsuchiya A. (2012). Blood donation as a public good: An empirical investigation of the freerider problem. Sheffield Economic Research Paper Series (SERP), No. 2012004.
12. Antinyan A., Corazzini L., Neururer D. (2015). Public good provision, punishment, and the endowment origin: Experimental evidence. Journal of Behavioral and Experimental Economics, Vol. 56, No. C, pp. 72-77.
13. Boadway R., Song Z., Tremblay J. (2007). Commitment and matching contributions to public goods. Journal of Public Economics, Vol. 91, No. 9, pp. 1664-1683.
14. Delaney J., Jacobson S. (2015).
The good of the few: Reciprocal acts and the provision of a public bad. Journal of Behavioral and Experimental Economics, Vol. 58, No. C, pp. 46-55.
15. Hampton J. (1987). Free-Rider problems in the production of collective goods. Economics and Philosophy, Vol. 3, No. 2, pp. 245-273.
16. Hardin R. (1971). Collective Action as an Agreeable n-Prisoner’s Dilemma. Behavioral Science, Vol. 16, No. 5, pp. 472-479.
17. Hardin R. (2013). The free rider problem. In: E. N. Zalta (ed.). The Stanford encyclopedia of philosophy. Online encyclopedia. URL http://plato.stanford.edu/archives/ spr2013/entries/freerider/
18. He J. (2012). Counteracting freeriding with team morale – an experimental study. Project Management Journal, Vol. 43, No. 3, pp. 62-75.
19. Heckathorn D. D. (1996). The dynamics and dilemmas of collective action. American Sociological Review, Vol. 61, No. 2, pp. 250-277.
20. Hogg T., Huberman B. A. (2008). Solving the organizational free riding problem with social network.
AAAI Spring Symposium: Social Information Processing, pp. 24-29.
21. Kahn D. A., Kahn J. H. (2011). Free rider: A justification for mandatory medical insurance under health care reform? Michigan Law Review First Impressions, Vol. 109, pp. 78-85.
22. Leeson P.T., Coyne C. J., Duncan T.K. (2014). A note on the market provision of national defense. Journal of Private Enterprise, Vol. 29, No. 2, pp. 51-55.
23. Macy M. W. (1990). Learning theory and the logic of critical mass. American Sociological Review, Vol. 55, No. 6, pp. 809-826.
24. Magnus J. R., Polterovich V. M., Danilov D. L., Savvateev A. V. (2002). Tolerance of cheating: An analysis across countries. Journal of Economic Education, Vol. 33, No. 2, рp. 125135.
25. Manzano G., Prado S. A. (2015). Liberalizing trade of environmental goods and services: How to address the freerider problem. Philippine Institute for Development Studies Policy Notes, No. 201511.
26. More M. (1983). Private police and the free rider problem.
Libertarian Alliance Political Notes, No. 17.
27. Musgrave R. A., Musgrave P. B. (1989). Public finance in theory and practice. 5th ed. N. Y.: McGrawHill.
28. Musgrave. R. A. (1959). The theory of public finance. N. Y.: McGrawHill.
29. Olson F., Cook M. L. (2006). The complexities of measuring free rider behavior: Preliminary musings. Presented at the ISNIE. Institutions: Economic, Political and Social Behavior, Boulder, Colorado.
30. Ostrom E. (2003). How types of goods and property rights jointly affect collective action. Journal of Theoretical Politics, Vol. 15, No. 3, pp. 239-270.
31. Ostrom E., Gardner R., Walker J. (1994). Rules, games, and common-pool resources. Ann Arbor, MI: University of Michigan Press.
32. Runge C. F. (1984). Institutions and the free rider: The assurance problem in collective action. The Journal of Politics, Vol. 46, No. 1, pp. 154-181.
33. Samuelson P.A. (1954). The pure theory of public expenditures. Review of Economics and Statistics, Vol.
36, No. 4, pp. 387-389.
34. Sandler T. (2013). Buchanan clubs. Constitutional Political Economy, Vol. 24, No. 4, pp. 265-284.
35. Sanghavi S., Hajek B. (2005). A new mechanism for the freerider problem. SIGCOMM’05 Workshops, August 22-26, Philadelphia, USA, ACM 1595930264/05/0008, pp. 122-127. URL http://users.ece.utexas.edu/~sanghavi/p2pecon.pdf.
36. Stroup R. L. (2000). Free riders and collective action revisited. Independent Review: A Journal of Political Economy, Vol. 4, No. 4, pp. 485-500.
37. Weismuller J. P. (2012). Social movements and free riders: Examining resource mobilization theory through the Bolivian Water War. Macalester Review, Vol. 2, No. 2, Article 4.
Проблема безбилетников в Республике Саха (Якутия)
В настоящее время нередко слышишь от окружающих, что проблема безбилетника очень актуальна не только во всем мире и в стране, но и, в частности, у нас в Республике Саха (Якутия).
Что же это такое? Проблемой безбилетника считают то, что потребитель общественного блага старается уклониться от его оплаты, и в результате безбилетники занижают ценность потребляемого им общественного блага, а это приводит к снижению объемов производства этого блага. Таким образом, возможность бесплатного потребления общественных благ обусловливает неэффективность их производства.
Проблема безбилетника возникает в тот момент, когда человек сознательно не желает платить за общественное благо, думая, что всё получит бесплатно. Одним из ярких примеров проявления проблемы безбилетника является феномен уклонения граждан от уплаты налогов, идущих на обеспечение общественных благ.
Большинство товаров и услуг, производимых на рынке, являются частными товарами и услугами. Однако некоторые товары и услуги производятся общественным сектором или самим государством. Общественные товары потребляют совместно и не исключают из потребления. Например, люди, не платившие за товар или услугу, не могут быть лишены возможности получать выгоду от их использования, это объясняет не исключение из потребления.
Совместное потребление означает, что потребление продукта одним лицом не уменьшает его количество, доступное для других потребителей. Именно такие товары считаются чистыми общественными товарами и услугами.
В конце концов, может сложиться такая ситуация, когда никто не будет платить и предоставление чисто общественного блага всем окажется совсем невозможным. Другими словами, в потреблении чисто общественного блага заинтересованы все, но, к сожалению, платить не хочет никто. В связи с этим задача производства чисто общественных благ сводится к вопросу «Как обеспечить их производство при наличии безбилетников?». Мы приведем несколько основных примеров безбилетников, с которыми сталкиваемся все мы в обычной повседневной жизни.
Рассмотрим ситуацию безбилетников у нас в Якутии. В первую очередь, это острая проблема неуплаты гражданами за жилищно-коммунальные услуги, например, за свет, воду холодную и горячую, газ, которые являются жизненно важными услугами государства для жизни населения.

Далее наглядно можем увидеть проблему безбилетников в общественных транспортах, которые несут убытки за счет так называемых «зайчиков». «Зайцы-прыгуны» не платят за проезд. В наших автобусах не установлены турникеты, как, например, в центральных городах России, контролирующие оплачивают ли пассажиры за услугу перевозки. Даже есть такая ситуация, что в последние годы тарифы на проезд продолжают расти, при этом качество перевозок осталось на прежнем уровне, и люди в знак протеста сознательно не платят. Раньше водители автобусов чаще обращали внимание на тех, кто злостно не платил за проезд, но со временем им надоело ругаться с безбилетниками, что привело к увеличению «зайцев». Во многих автобусах не работают контролеры, то есть сами водители берут оплату за проезд, не успевая всех проверить. Обычно не штрафуют за неоплату билета. Безбилетника либо высаживают на ближайшей остановке, либо берут с него стоимость проезда.
Также проблему безбилетников можно увидеть в достопримечательных местах города Якутска. В пример можно привести городской центральный парк культуры и отдыха. Огромная территория, прекрасное озеленение. Но очень часто наблюдаем, что некоторые горожане выбрасывают мусор на землю, не дойдя несколько метров до мусорного контейнера. От этого в общественном парке повсюду бутылки, пакеты, упаковки. Парк становится грязным, неухоженным, что не хочется лишний раз посетить и прогуляться. Однако в последнее время многим людям привилось чувство ответственности за наши красивые места, и они начали все-таки доходить до мусорных баков.
Следующий пример — городское освещение. Целью основного городского освещения является обеспечение безопасности движения на улицах города. И пешеходы, и водители транспортных средств нуждаются в освещении дорог и тротуаров в тёмное время суток.
Решение вопросов утилизации мусора на территории Якутии по-прежнему оставляет желать лучшего. Коммунальные службы явно не справляются со всеми возрастающими объемами работ, да и денег под уборку территорий, вывоз мусора и уничтожение продукции выделяется не так уж и много. А откровенно говоря — мало или совсем ничего. А ведь нарастающие объемы мусора в городской черте — это не просто очаги неприятного запаха и заражения территории. Неубранная территория и не вывезенный мусор начинают работать по принципу снежного кома. Например, на улице прохожий и рад был бы выкинуть обертку от мороженного или пачку из-под сигарет в урну, да урна забита, а вокруг буквально высятся горы мусора, вывоз отходов, мусора не осуществляется.
Далее рассмотрим медицинскую помощь государства в виде вакцинации и диспансеризации. Основными из способов, благодаря которому сокращается вероятность некоторых заболеваний, являются именно вакцинация и диспансеризация. Вакцинируемые несут некоторые затраты, такие, как дискомфорт, время, деньги, риск заболеть от плохой вакцины. Они получают некоторый частный выигрыш — уменьшение вероятности заболеть, но основная часть выигрыша, на самом деле, это общественное благо. Во многих случаях частные затраты превышают частный выигрыш, но общественный выигрыш, включая уменьшение возможности возникновения заболевания, значительно превышает затраты. Учитывая интерес общества в сокращении заболеваемости людей, государство использует доступные ему механизмы принуждения и делает вакцинацию обязательной для индивидуумов.
Еще один пример безбилетников — ловля рыбы в реке Лена, в котором водится достаточно большое количество видов рыб. У всех рыбаков отсутствует право собственности на рыбы, находящихся в этой реке. Также рыбаки не соперничают за вылавливаемую рыбу из-за большого количества рыб в данной реке. Но с течением времени ситуация может поменяться и рыб может стать меньше. Из чего следует, что сохранение рыбы требует введения соответствующих механизмов, компенсации издержек производства данного общественного блага. Один из таких механизмов хорошо известен: национализация рыбы и продажа государственных лицензий рыболовам. Другой способ позволяет обойтись без участия государства. Речь идет об установлении или разграничении прав собственности. В идеале, рыболовы могут сесть за стол переговоров и прийти к соглашению о приватизации некоторого участка реки именно для рыболовства или о введении ограничений ловли рыбы с целью предотвращения ее, может быть даже, исчезновения.
Услуги пожарной службы в некоторых обществах финансируются добровольно. Некоторые люди отказываются делать взносы в пожарные службы. И все же там, где здания расположены близко друг от друга, пожарники обычно потушит огонь в доме такого лица вследствие угрозы пожара для строений тех, кто вносит вклад в их содержание. Однако бывают случаи пожаров в отдельно стоящих зданиях таких людей, в которых пожарные команды отказывались тушить огонь. Это пример, когда исключение из пользования общественного блага, возможно. Пожарная служба может лишить своих услуг тех, кто отказывается ее содержать. Пожарные службы утверждают, что при отсутствии подобных санкций каждый стал бы безбилетником.
Если решить проблему безбилетника методом исключения, то это приводит к недопроизводству общественного блага, значит, предоставление чисто общественных благ становится возможным только при участии государства. Если в этом случае вмешается государство, то производство общественных благ будет финансироваться за счет налогов населения, но и тут, как видим, отражается проблема безбилетника.
Таким образом, не существует какого-либо универсального решения этой проблемы. Каждый сам выбирает быть ему безбилетником или честно за все общественные блага платить, как на самом деле должно быть. Но все же, для того, чтобы общественные блага предоставлялись нам в полном объеме и с полной отдачей, как правовой народ, мы должны попытаться побороться с проблемой безбилетника, начиная с себя и заканчивая всем обществом.
Литература:
- Восколович Н. А., Жильцов Е. Н., Еникеева С. Д. Экономика, организация и управление общественным сектором: Учебник/ Москва, 2012 — с.105–112.
- Дьячкова А. В. Экономика общественного сектора: практикум: Учебно-методическое пособие для студентов бакалавров / Екатеринбург, 2013 — с.62–68.
- Михалкина Е. В. Экономика общественного сектора: Учебник / Ростов-на-Дону, 2014 — с. 71–75.
- Нуреев Р. М., Гринберг Р. С., Рубинштейн А. Я. Экономика общественного сектора: Учебник / Москва, 2015. Сер. Магистратура — с.
144–149. - Филатова Н. Г., Огородников В. И., Брызгалова И. В. Экономика общественного сектора: Учебное пособие для студентов всех форм обучения / Новосибирск, 2014 — с. 201–206.
Основные термины (генерируются автоматически): благо, проблема безбилетника, услуга, городское освещение, пожарная служба, проблема безбилетников, Россия, самое дело, частный выигрыш, Якутия.
Проблема безбилетника: объяснение, причины и решения
По
Команда Инвестопедии
Полная биография
Участники Investopedia имеют разный опыт работы, и за более чем 20 с лишним лет свой вклад внесли тысячи опытных писателей и редакторов.
Узнайте о нашем редакционная политика
Обновлено 29 декабря 2020 г.
Рассмотрено
Эрика Расур
Рассмотрено Erika Rasure
Полная биография
Эрика Расур, основатель Crypto Goddess, первого учебного сообщества, созданного для женщин, чтобы узнать, как инвестировать свои деньги — и себя — в криптовалюту, блокчейн и будущее финансов и цифровых активов.
Она является финансовым терапевтом и всемирно признана ведущим экспертом и преподавателем в области личных финансов и криптовалюты.
Узнайте о нашем Совет финансового контроля
Факт проверен
Аманда Беллучко-Чатем
Факт проверен Аманда Беллучко-Чатем
Полная биография
Аманда Беллучко-Чэтэм — редактор, писатель и специалист по проверке фактов с многолетним опытом изучения тем личных финансов. Специальности включают общее финансовое планирование, развитие карьеры, кредитование, выход на пенсию, подготовка налогов и кредит.
Узнайте о нашем редакционная политика
Что такое проблема безбилетника?
Проблема безбилетника — это нагрузка на общий ресурс, создаваемая его использованием или чрезмерным использованием людьми, которые не платят за него свою справедливую долю или вообще ничего не платят.
Проблема безбилетника может возникнуть в любом сообществе, большом или маленьком.
В городской местности городской совет может обсуждать вопрос о том, как заставить жителей пригородов вносить свой вклад в содержание дорог и тротуаров или в защиту полиции и пожарных служб. Общественное радио или вещательная станция посвящает эфирное время сбору средств в надежде получить пожертвования от слушателей, которые не делают взносов.
Ключевые выводы
- Свободный проезд считается провалом традиционной системы свободного рынка.
- Проблема возникает, когда некоторые члены сообщества не вносят свою справедливую долю в стоимость общего ресурса.
- Их неспособность внести свой вклад делает ресурс экономически невыгодным для производства.
Понимание проблемы безбилетника
Проблема безбилетника — это проблема экономики. Это считается примером провала рынка. То есть это неэффективное распределение товаров или услуг, которое происходит, когда некоторым людям разрешается потреблять больше, чем их справедливая доля общего ресурса, или платить меньше, чем их справедливая доля затрат.
Бесплатная езда препятствует производству и потреблению товаров и услуг традиционными методами свободного рынка. Для безбилетника нет особого стимула вносить свой вклад в коллективный ресурс, поскольку он может пользоваться его преимуществами, даже если не делает этого. Как следствие, производитель ресурса не может получить достаточную компенсацию. Общий ресурс должен субсидироваться каким-либо другим способом, иначе он не будет создан.
Когда возникает проблема безбилетника
Проблема безбилетника как экономическая проблема возникает только при определенных условиях:
- Когда каждый может потреблять ресурс в неограниченном количестве.
- Когда никто не может ограничить чье-либо потребление.
- Когда кто-то должен производить и поддерживать ресурс. То есть это не природное озеро, это бассейн, и кто-то должен был взять на себя его строительство и обслуживание.
Экономисты отмечают, что в этих условиях ни один бизнес не стал бы добровольно производить товары или услуги.
Когда возникает проблема безбилетника, бизнес отступает. Либо общий ресурс не будет предоставлен, либо государственный орган должен предоставить его за счет средств налогоплательщиков.
С экономической точки зрения проблема возникает, когда каждый может потреблять ресурс в неограниченных количествах, никто не может ограничивать чье-либо потребление, но кто-то должен производить и поддерживать ресурс.
С положительной стороны, некоторые люди в каждом сообществе продемонстрируют, что они чувствуют ответственность за то, чтобы платить свою справедливую долю. Некоторое сочетание высокого чувства доверия, положительной взаимности и чувства коллективного долга заставляет их платить свою справедливую долю.
Помимо экономики
Проблема безбилетника может возникнуть, когда ресурс используется всеми и является бесплатным для всех. Как воздух. Если сообщество устанавливает добровольные стандарты загрязнения, которые побуждают всех жителей сокращать использование углеродосодержащего топлива, многие отреагируют положительно.
Но некоторые отказываются что-либо менять в своих привычках. Если достаточно следовать стандартам, качество воздуха улучшится, и все жители выиграют в равной степени, даже безбилетники.
Проблема безбилетника
Решения проблемы безбилетника
Сообщества, столкнувшиеся с проблемой безбилетника, могут попробовать любое из нескольких решений.
- Правительство решает проблему, собирая и распределяя налоговые доллары для субсидирования общественных услуг. Теоретически налоги пропорциональны доходу, поэтому можно добиться справедливого распределения затрат.
- Сообщества могут превратить свой общедоступный ресурс в частный или клубный ресурс, взимая взносы, чтобы каждый, кто его использует, вносил в него свой вклад.
- Сообщества могут взимать небольшую плату со всех. Это ограничит чрезмерное потребление и со временем может даже подстегнуть альтруистическое поведение. То есть многим людям может понравиться идея внести небольшой вклад в ресурс, которым они пользуются.

Проблема безбилетника: определение, пример, решения
Эксперты Insider выбирают лучшие продукты и услуги, чтобы помочь вам принимать разумные решения с вашими деньгами (вот как). В некоторых случаях мы получаем комиссию от наших партнеров, однако наше мнение остается нашим собственным. Условия применяются к предложениям, перечисленным на этой странице.
- Проблема безбилетника — это экономическая концепция провала рынка, которая возникает, когда люди пользуются общим ресурсом, не внося в него вклад.
- Частные компании обычно не могут получить прибыль от предоставления общественных благ, поэтому они обычно поставляются государством и оплачиваются за счет налогов.
- Решения проблем безбилетников различаются в зависимости от того, как вы ожидаете, что потребители будут вести себя.
- Читайте другие истории от Personal Finance Insider.

Спасибо за регистрацию!
Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.
В жизни есть вещи, за которые не нужно платить. Но это не обязательно означает, что они бесплатны, это просто означает, что стоимость не ложится на вас. Если вы можете потреблять что-то — будь то музыка на улице или общественный парк — без необходимости платить за это, это делает вас безбилетником.
Когда слишком много безбилетников потребляют общий ресурс, становится трудно поддерживать этот ресурс, что известно как проблема безбилетника.
В чем проблема безбилетника? В экономике товары определяются двумя характеристиками: исключаемостью и соперничеством.
Исключаемость означает, что после того, как товар предоставлен, вы можете исключить людей из его использования, даже если они не платили за его использование. Соперничество означает, что потребление товара одним человеком означает, что другой человек не может потреблять этот товар, или их собственное использование умаляется.
Проблема безбилетника — это сбой рынка, который происходит, когда товар не является конкурирующим и неисключаемым, также известный как общественное благо. Как только общественное благо создано, «все выгоды приватизируются, а затраты социализируются», — говорит Тарун Кушваха, профессор маркетинга в Школе бизнеса Университета Джорджа Мейсона. Другими словами, люди могут потреблять товар, не платя при этом свою справедливую долю его содержания.
Примечание: Сбой рынка — это распространение товаров и услуг на свободном рынке, которое не может максимизировать эффективность.
Из-за проблемы безбилетника затраты на поддержание общественного блага значительно перевешивают любую прибыль, которую они могут получить, что препятствует частным компаниям производить их на свободном рынке.
Обычно предоставление этих товаров, таких как национальная оборона или транспортная инфраструктура, ложится на плечи правительства. Эти общественные блага могут избежать проблемы безбилетника, потому что технически вы платите правительству за предоставление этих услуг — через налоги.
Однако в небольших сценариях, когда сообщество пытается обеспечить общественное благо, может быть трудно преодолеть безбилетников.
Пример проблемы безбилетникаВ качестве примера проблемы безбилетника предположим, что районная ассоциация собирает пожертвования на ремонт тротуара по соседству. Если они соберут достаточно денег, они смогут переделать тротуары во всем районе. Это означает, что даже если вы не сделаете пожертвования, вы все равно сможете пользоваться преимуществами этого соседского проекта.
К сожалению, если все осознают это, у любого отдельного человека будет очень мало стимула делать пожертвования.
Предполагая, что все в вашем районе действуют исключительно в своих личных интересах, есть вероятность, что ваш район застрянет в старом, потрескавшемся районе, пока кто-нибудь не починит его. В этом и заключается проблема безбилетника.
Проблема безбилетника часто обсуждается по одной причине: трудно найти решение, которое сохраняет что-то неисключаемое. «Мы всегда пытались разработать системы для решения этой проблемы, но это непросто», — говорит Кушваха.
Интересно, что решения различаются в зависимости от ожидаемого вами поведения потребителей или, другими словами, от того, считаете ли вы людей эгоистичными или альтруистичными.
Приватизировать общественные блага: С экономической точки зрения, когда люди по своей сути эгоистичны, вы не можете рассчитывать на то, что потребители вносят свой вклад в общественное благо. Если вы верите в это, говорит Кушваха, «у вас никогда не будет полностью бесплатного общественного блага, которое будет устойчивым в будущем навсегда.
В конце концов оно потерпит неудачу», — говорит он.
Одним из решений было бы приватизировать общественное благо и сделать его исключаемым или полностью избавиться от него. Например, некоторые закрытые парки доступны только для жителей близлежащих районов. В нашей ситуации с тротуаром ассоциация домовладельцев может просто отказаться от проекта и внедрить требования к домовладельцам по содержанию участка тротуара перед их домом.
Призыв к альтруизму: В большинстве экономических моделей мы предполагаем, что потребители рациональны, а это означает, что они будут делать выбор, исходя из того, что для них наиболее выгодно. Хотя это предположение упрощает экономическую теорию в больших масштабах, на практике это не обязательно верно. Люди не всегда рациональны в том смысле, в каком их предполагает экономика, что предлагает способ борьбы с проблемой безбилетника.
Вместо того, чтобы лишать возможности выбора, вносить или не вносить свой вклад в общественное благо, этот подход побуждает людей вносить свой вклад, потому что это правильно.

144–149.
