О границах неразрешимости «Проблемы безбилетника» | Юданов
1. Автономов В. С. и др. (2004). 50 лекций по микроэкономике. СПб.: Экономическая школа. Т. 2.
2. Гринберг Р. С., Рубинштейн А. Я. (2013). Индивидуум & государство: экономическая дилемма. М.: Весь мир.
3. Гринберг Р. С., Рубинштейн А. Я., Белоусова О. М., Нуреев Р. М. (2016). Экономика общественного сектора (новая теория): Учебник. М.: Инфра-М.
4. Кемени Дж., Снелл Дж. (1970). Конечные цепи Маркова. М.: Наука.
5. Олсон М. (1995). Логика коллективных действий: Общественные блага и теория групп. М.: ФЭИ. С. 240-241.
6. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. (1992). Микроэкономика. М.: Экономика; Дело.
7. Пыркина О. Е., Юданов А. Ю. (2014). Модернизация экономики и проблема противодействия неоплаченному потреблению общественных благ // Экономика и управление в машиностроении. № 2. С. 18-23.
8. Стиглиц Дж. Ю. (1997). Экономика государственного сектора. М.: Изд-во МГУ; Инфра-М.
9. Уинтер С. Дж. (2001). Теория Коуза и проблемы компетентности и корпорации // Природа фирмы / Под ред. О. И. Уильямсона, С. Дж. Уинтера. М.: Дело. С. 268-294.
10. Юданов А. Ю., Беккер Е. Г. (2008). Безбилетник или фальшивомонетчик? (Об одном решении неразрешимой проблемы) // Теневая экономика 2007: Научный ежегодник / Сост. Ю. В. Латов, под общ. ред. Л. М. Тимофеева. М.: РГГУ. С. 360-376.
11. Abásolo I., Tsuchiya A. (2012). Blood donation as a public good: An empirical investigation of the freerider problem. Sheffield Economic Research Paper Series (SERP), No. 2012004.
12. Antinyan A., Corazzini L., Neururer D. (2015). Public good provision, punishment, and the endowment origin: Experimental evidence. Journal of Behavioral and Experimental Economics, Vol. 56, No. C, pp. 72-77.
13. Boadway R., Song Z., Tremblay J. (2007). Commitment and matching contributions to public goods. Journal of Public Economics, Vol. 91, No. 9, pp. 1664-1683.
14. Delaney J., Jacobson S. (2015). The good of the few: Reciprocal acts and the provision of a public bad. Journal of Behavioral and Experimental Economics, Vol. 58, No. C, pp. 46-55.
15. Hampton J. (1987). Free-Rider problems in the production of collective goods. Economics and Philosophy, Vol. 3, No. 2, pp. 245-273.
16. Hardin R. (1971). Collective Action as an Agreeable n-Prisoner’s Dilemma. Behavioral Science, Vol. 16, No. 5, pp. 472-479.
17. Hardin R. (2013). The free rider problem. In: E. N. Zalta (ed.). The Stanford encyclopedia of philosophy. Online encyclopedia. URL http://plato.stanford.edu/archives/ spr2013/entries/freerider/
18. He J. (2012). Counteracting freeriding with team morale – an experimental study. Project Management Journal, Vol. 43, No. 3, pp. 62-75.
19. Heckathorn D. D. (1996). The dynamics and dilemmas of collective action. American Sociological Review, Vol. 61, No. 2, pp. 250-277.
20. Hogg T., Huberman B. A. (2008). Solving the organizational free riding problem with social network. AAAI Spring Symposium: Social Information Processing, pp. 24-29.
21. Kahn D. A., Kahn J. H. (2011). Free rider: A justification for mandatory medical insurance under health care reform? Michigan Law Review First Impressions, Vol. 109, pp. 78-85.
22. Leeson P.T., Coyne C. J., Duncan T.K. (2014). A note on the market provision of national defense. Journal of Private Enterprise, Vol. 29, No. 2, pp. 51-55.
23. Macy M. W. (1990). Learning theory and the logic of critical mass. American Sociological Review, Vol. 55, No. 6, pp. 809-826.
24. Magnus J. R., Polterovich V. M., Danilov D. L., Savvateev A. V. (2002). Tolerance of cheating: An analysis across countries. Journal of Economic Education, Vol. 33, No. 2, рp. 125135.
25. Manzano G., Prado S. A. (2015). Liberalizing trade of environmental goods and services: How to address the freerider problem. Philippine Institute for Development Studies Policy Notes, No. 201511.
26. More M. (1983). Private police and the free rider problem. Libertarian Alliance Political Notes, No. 17.
27. Musgrave R. A., Musgrave P. B. (1989). Public finance in theory and practice. 5th ed. N. Y.: McGrawHill.
28. Musgrave. R. A. (1959). The theory of public finance. N. Y.: McGrawHill.
29. Olson F., Cook M. L. (2006). The complexities of measuring free rider behavior: Preliminary musings. Presented at the ISNIE. Institutions: Economic, Political and Social Behavior, Boulder, Colorado.
30. Ostrom E. (2003). How types of goods and property rights jointly affect collective action. Journal of Theoretical Politics, Vol. 15, No. 3, pp. 239-270.
31. Ostrom E., Gardner R., Walker J. (1994). Rules, games, and common-pool resources. Ann Arbor, MI: University of Michigan Press.
32. Runge C. F. (1984). Institutions and the free rider: The assurance problem in collective action. The Journal of Politics, Vol. 46, No. 1, pp. 154-181.
33. Samuelson P.A. (1954). The pure theory of public expenditures. Review of Economics and Statistics, Vol. 36, No. 4, pp. 387-389.
34. Sandler T. (2013). Buchanan clubs. Constitutional Political Economy, Vol. 24, No. 4, pp. 265-284.
35. Sanghavi S., Hajek B. (2005). A new mechanism for the freerider problem. SIGCOMM’05 Workshops, August 22-26, Philadelphia, USA, ACM 1595930264/05/0008, pp. 122-127. URL http://users.ece.utexas.edu/~sanghavi/p2pecon.pdf.
36. Stroup R. L. (2000). Free riders and collective action revisited. Independent Review: A Journal of Political Economy, Vol. 4, No. 4, pp. 485-500.
37. Weismuller J. P. (2012). Social movements and free riders: Examining resource mobilization theory through the Bolivian Water War. Macalester Review, Vol. 2, No. 2, Article 4.
Никита Савин: как решить «проблему безбилетника» при распределении общественных благ
Специалисты по коммуникациям накопили инструментарий для работы с потребителями частных благ, гораздо слабее дело обстоит с общественными благами, предназначенными для коллективного использования. В какой мере уместна роль государства, какие проблемы лучше решать в рамках низовой самоорганизации, как добиться рассредоточенной ответственности — об этом шла речь на вебинаре Никиты Савина, доцента факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, академического руководителя магистерской программы «Коммуникации в государственных структурах и НКО».
Когда говорят о частных благах, имеют в виду товары и услуги, приобретаемые для личного потребления, «это то, за что мы конкурируем с другими, доступа к этим благам нет у широкого круга потребителей», пояснил Никита Савин. Поведение потребителей здесь давно изучено, побудительные причины приобретения частных благ хорошо известны, инструментов, чтобы управлять ими, существует множество. Он привел такой простейший пример, как расположение товаров, которые нужно продать в первую очередь, на полке на уровне глаз.
Говоря о благах общественных, часто приводят не самый актуальный, но показательный пример с маяком. И с помощью этого примера показывают, что роль государства нельзя убирать из экономики. Маяк нужен всем, кто занимается судоходством, его свет помогает независимо от юрисдикции потребителя. «Кто его построил? Конечно же, государство. Государство исторически является тем институтом, который возникает для гарантии производства общественных благ», — рассказывает эксперт.
Когда мы говорим об общественных благах, то сразу видим множество проблем. Одна из них, ахиллесова пята этой сферы, — «проблема безбилетника». Особенно ярко она видна на примере общественного транспорта, который тоже является общественным благом. «Давайте абстрагируемся от моральной стороны дела и посмотрим с точки зрения кондовой микроэкономики: зачем платить, какой в этом смысл, если все имеют возможность пользоваться благом, но никто в частности не отвечает», — говорит эксперт.
Доля пассажира в финансировании систем общественного транспорта ничтожно мала, и, если вы не заплатите, система не обрушится. Так что с точки зрения рациональности разумно не платить. Но есть кондукторы и контролеры как самый известный способ борьбы с безбилетниками.
Фото: iStock
Как же быть? «У государства есть более эффективный, исторически успешный способ — через налогообложение. Это то, за что отвечает государство, и то, что оно умеет делать хорошо. При этом налоги позволяют решить проблему рассредоточенной ответственности», — считает Никита Савин. Если мы сами не платим за благоустройство районов, новые поликлиники, то государство, город вводят фиксированный тариф за доступ к благам, в том числе к образованию, здравоохранению.
Однако государство часто ведет себя неэффективно, поскольку бюрократия стремится к осваиванию средств и расширению своего контроля. В то же время, если к делу, которое касается общественных благ, подключают коммерческие структуры, это вызывает общественное недовольство. Никита Савин напомнил о том, какой скандал разразился, когда в 2015 году вводилась система «Платон» — дополнительная плата с грузовиков массой более 12 тонн, — которая действует и по сей день. Острота момента усугублялась тем, что сбор этого платежа «был отдан на откуп частному оператору, который часть средств отдавал в казну, часть оставлял себе».
Казалось бы, разумно: появляется посредник, который заинтересован в том, чтобы налоги собирались хорошо. Но когда деньги за пользование общественными благами, в данном случае дорогами, собирает частное предприятие, это вызывает протест граждан. Рассуждения выглядят примерно так: мы платим налоги государству, частью которого являемся, значит, в определенном смысле платим самим себе. И следовательно, если кто-то получает доход с наших денег и обогащается с помощью общественных благ, это неправильно.
«Но на государстве свет клином не сошелся», — говорит ученый. Он напомнил об истории одной швейцарской деревни, которая сыграла важную роль в формировании экономической теории второй половины ХХ века. Эта история вдохновила Элинор Остром, первую женщину — лауреата Нобелевской премии по экономике. Речь шла о правилах пользования общественным пастбищем. Это конфликтное дело было улажено в итоге на низовом уровне. А Элинор Остром математически показала, что граждане способны решать подобные вопросы сами, не привлекая государство. «Проблема безбилетника» в системе пользования общественными благами была решена в рамках низовой самоорганизации, в кооперации.
Опыт также показывает, что в первую очередь нужно решать коммуникационные задачи. Показателен пример одной успешной петербургской благотворительной НКО, которая блестяще организовала помощь бездомным в Северной столице — точки питания, ночлег, прачечные. Но когда предприняли попытку перенести этот опыт в Москву, столкнулись с колоссальным сопротивлением жителей района, который был выбран для старта инициативы.
Проблема безбилетника – Экономическая помощь