упражнения для левой и правой руки
ВездеСтруныАксессуарыФурнитураЭлектроникаЗвукоснимателиУсиление, эффектыДля мастеровДругоеРемонт гитарГитары
Мы начинаем серию материалов, посвященных тому, как научиться играть на гитаре. Чем она будет отличаться от десятков похожих материалов в интернете? Тем, что мы уберем всю избыточную информацию и постараемся в 4 этапа продемонстрировать вам путь музыканта от дворовой игры на гитаре простым боем до осмысленного понимания строения инструмента и сочинения собственных музыкальных партий с начальными знаниями в музыкальной теории. Но обо все по порядку: запаситесь терпением и будьте готовы усердно трудиться. Поверьте, это того стоит!
Другие материалы из серии:
Этап №1. Общее понятие о гитаре.
Этап №3. Техники и приемы игры на гитаре >>>
Этап №4. Элементарные понятия музыкальной теории. Сочинение собственной музыки >>>
Как научиться играть на гитаре? Этап №2. Развитие координации, улучшение эффективности работы правой и левой руки.
Обучение игре на гитаре – это в целом практически бесконечный процесс, одним из постоянных элементов которого является улучшение техники. В данной статье мы рассмотрим основные принципы улучшения работы правой и левой рук, достижения скоординированности их работы, а также поговорим о постепенном увеличении скорости и чистоты игры.
Перед началом занятий
Обучение игре на гитаре – это тоже физическая активность, во время игры на гитаре работает множество мышц и связок. Именно по этой причине не стоит забывать про разминку: потратьте на нее несколько минут, и ваши занятия станут более продуктивными и менее травмоопасными.
Упражнение 1. В течение 1-2 минут быстро попеременно сжимайте и разжимайте кулак. Это поможет размять связки кистей рук и улучшит приток крови.
Упражнение 2. Сделайте руками «замок» и вытяните их ладонями вперед, потом сделайте аналогичное движение, но направьте руки вверх. Не пугайтесь, если пальцы будут немного хрустеть – это нормальная реакция, если не появляются болевые ощущения.
Упражнение 3. Возьмите в руки какой-нибудь круглый предмет, например, мячик. Покрутите его в руках – это поможет добиться массажного эффекта и улучшит кровоток в кистях рук.
Упражнение 4. Сожмите пальцы в кулак и делайте круговые движения кистями – это разомнет и согреет связки и мышцы предплечий.
Ну что ж, мы размяли наши руки – пора приступать к упражнениям. Начнем с уроков, посвященных улучшению работы левой руки.
Обратите внимание! Все упражнения необходимо рассчитаны на игру под метроном – только так вы сможете научиться играть на гитаре правильно, чисто и быстро.
Начинайте с небольшого темпа, увеличивайте его только тогда, когда уже играете чисто и без ошибок.
Упражнение №1: 1-2-3-4, или хроматическая гамма
На самом деле это не совсем хроматическая гамма, но мы для удобства будем называть ее так. Опять же для удобства восприятия мы будем прилагать к каждому упражнению табулатуру – это схематическое изображение гитарных струн и ладов, которые необходимо зажимать. Самая нижняя строка – 6-я струна, самая верхняя – 1-я.
Ниже представлена табулатура первого упражнения.
Начинаем движение с 1 лада 6-й струны: зажимаем его указательным пальцем, далее ставим средний палец на 2-й лад, безымянный на 3-й, мизинец на четвертый и переходим на пятую струну, где играем ту же последовательность. Играть данную последовательность можно как пальцами правой руки, так и медиатором, при игре медиатором используйте переменный штрих – то есть чередуйте удары вниз и удары медиатором вверх.
Закончив восходящее движение (мы начинаем с шестой струны и двигаемся к первой, то есть двигаемся к повышению высоты звучания – это называется восходящее движение) на 4 ладу первой струны переходим к нисходящему движению: передвигаем мизинец на один лад вправо и начинаем обратную последовательность на каждой из струн по ладам 5-4-3-2.
Данное упражнение универсально и может играть зацикленно в любой позиции на гитарном грифе. Добивайтесь ровного и плавного звучания и переходов между нотами, держите руки расслабленными и не спешите. Кажущаяся простота упражнения обманчива: в начале вы скорее всего будете часто ошибаться, выбирать неверный штрих медиатором и не попадать в темп. Увеличивайте темп постепенно – и это простое упражнение поможет вам значительно улучшить технику левой руки и ее скоординированность с правой рукой.
Упражнение №2: межструнные скачки
Это упражнение является вариацией предыдущего и поможет вам играть межструнные скачки быстро и без грязи. Также оно поможет значительно улучшить ориентацию на грифе и технику левой руки.
Извлекаем ноты аналогично предыдущему упражнению, но каждый раз перескакиваем через струну.
Упражнение №3: «Движение паука»
Здесь также играем по 4 ноты в одной группе; движение левой руки будет похоже на движение паука – отсюда и название упражнения.
Двигаемся до 4 лада 1-й струны, после чего переходим к нисходящему движению от 5 лада 1-й струны.
Упражнение №4: 3 ноты на струну
Начинаем переходить к последовательностям, более похожим на музыкальные гаммы и начинаем приучать пальцы левой руки к полезным и осмысленным движениям. В данном блоке у нас сразу три упражнения – позже вы поймете смысл каждого из них.
Итак, вот табулатуры:
Играем переменным штрихом «вниз-вверх-вниз» по три удара на струну. Обратите внимание, что третья табулатура вначале может показаться вам достаточно сложной из-за растяжки на 5 ладов. Начните играть с высоких позиций, например, с 10 лада. Постепенно двигайтесь к началу грифа: вместе с улучшением техники левой руки у вас будет улучшаться и растяжка пальцев.
Упражнение №5: гаммы
Наконец, одно из самых важных и полезных упражнений как для развития рук, так и для развития музыкального мышления – это гаммы.
Гамма – это последовательное звукоизвлечение нот, входящих в одну тональность. В следующих уроках мы поговорим о том, что это такое и зачем это нужно более подробно. Сейчас же наша задача добиться чистой и быстрой игры в рамках гаммы. На примерах приведены две гаммы: Ля минор и До мажор.
Пробуйте различные структурные сдвиги, которые мы изучали на хроматических гаммах: потренируйте в рамках гаммы межструнные скачки, попробуйте «движение паука» в восходящем и нисходящем движении.
Упражнение №6: арпеджио
Для того чтобы научиться играть на гитаре быстро, чисто и безошибочно нужно развивать не только левую, но и правую руку. Самый простой урок – арпеджио. Взгляните на табы, представленные на рисунке.
Здесь четыре блока –потренируйте каждый из них, добивайтесь ровного и плавного движения правой руки. При движении от толстых к тонким струнам извлекайте ноты ударом медиатора вниз, а при движении от тонких к толстым – ударом вверх.
При этом старайтесь не делать каждый щипок акцентированным – в идеале должно получиться одно плавное и мягкое движение вниз или вверх без скачков.
Упражнение №7: тремоло
За основу возьмем мажорный аккорд Ля, играем по 4 удара переменным штрихом каждую входящую в него ноту, перескакивая через струну.
Для начала выбирайте комфортную скорость, постепенно увеличивая темп. Цель – добиться ровного и чистого звучания при быстрой игре переменным штрихом. Помимо увеличения темпа варьировать упражнение можно и изменяя количество штрихов на каждую ноту: начните с 4, далее попробуйте «выделить» на каждый удар метронома и каждую ноту 3 или 6 ударов медиатором. Когда почувствуете себя уверенно, поэкспериментируйте и с нечетными вариантами: например, 5-ю или 7-ю штрихами на долю.
Упражнение 6 и 7 можно играть как медиатором, так и пальцами – их на первое вполне хватит время для улучшения координации рук и значительного улучшения техники правой руки.
Развиваем обе руки
Представляем пособия для межполушарного развития.
Что даёт развитие правой и левой руки? Надо ли развивать обе руки? Эти пособия дадут на это ответы. И помним, что самый главный инструмент для развития мозга — это руки.
Развитие межполушарного взаимодействия у детей: прописи, Трясорукова Т.П
100 ₽
Развитие межполушарного взаимодействия у детей: прописи, Трясорукова Т.П теперь в вашей корзине покупокРазвитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика. Трясорукова Т.П.
110 ₽
Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика.
Трясорукова Т.П. теперь в вашей корзине покупокРисуем обеими руками. Чудесные клетки. Рабочая тетрадь. ФГОС. Ткачева М.В.
150 ₽
Рисуем обеими руками. Чудесные клетки. Рабочая тетрадь. ФГОС. Ткачева М.В. теперь в вашей корзине покупокПрописи. Развиваем моторику обеих рук. Пушков А.Е.
50 ₽
Прописи. Развиваем моторику обеих рук.
Пушков А.Е. теперь в вашей корзине покупокРазвиваем моторику обеих рук, Пушков А.Е.
60 ₽
Развиваем моторику обеих рук, Пушков А.Е. теперь в вашей корзине покупокНейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие памяти, внимания, моторики
130 ₽Нет в наличии
org/Product”>Рисуем обеими руками. От линии к линии. Рабочая тетрадь. ФГОС. Ткачева М.В.
180 ₽
Нет в наличии
Рисуем обеими руками. Послушный карандаш. Рабочая тетрадь. ФГОС. Ткачева М.В.
160 ₽
Нет в наличии
Прописи для левшей и правшей «Волшебная азбука»
20 ₽
Нет в наличии
Как мозг детей развивается, чтобы сделать их правшами или левшами
Когда дети становятся старше, они предпочитают одну руку другой для выполнения определенных задач, особенно для письма или рисования.
«Ручность» ребенка обычно классифицируется как правая, левая или смешанная, и, как правило, устанавливается примерно в то же время, когда они осваивают язык — примерно в четырехлетнем возрасте. Это остается постоянной характеристикой на протяжении всей нашей жизни.
Теперь мы знаем, что детская рукоять кое-что говорит об организации и функционировании их мозга.
Левое и правое полушария головного мозга контролируют двигательную активность противоположных сторон тела. Тем не менее, левое и правое полушария мозга неодинаковы в своем контроле над различными типами поведения, что приводит к предвзятости одной руки над другой для определенных задач. Доминирование одного полушария над другим в отношении определенного поведения называется церебральной латерализацией.
Ученые считают, что существуют четкие причины эволюции церебральной латерализации. Прежде всего, когда одно полушарие берет на себя управление процессом, снижается вероятность того, что оба полушария будут конкурировать за контроль над реакцией.
Это также позволяет различным процессам, таким как язык и внимание, работать параллельно в двух полушариях.
У подавляющего большинства людей левое полушарие мозга является доминирующим, используемым для речи. И та же самая область левого полушария, которая отвечает за речь, также контролирует действия рук.
В результате большинство людей (около 90%) являются правшами, когда они используют инструменты, такие как ручки, и когда они делают жесты. Психологи-эволюционисты предполагают, что использование инструментов и жесты рук сыграли важную роль в эволюции человеческой речи. Одна теория предполагает, что, поскольку зрение является нашим основным чувством, человеческое общение сначала возникло как жесты рук. По мере того, как мы становились опытными пользователями инструментов, было более эффективно держать руки свободными для использования инструментов, а наше общение переводилось в речь. Структурированные последовательности действий рук, необходимые для изготовления и использования инструментов, возможно, также подготовили мозг к языковому синтаксису.
Чтобы приобрести сложные навыки, такие как речь, дети должны сначала развить основные сенсорные и моторные способности. Психологи развития утверждают, что мелкая моторика, такая как манипулирование объектами и жестикуляция, создает основу для приобретения систем, необходимых для последующего развития речи.
Левый, правый или оба?
Ученые начала и середины 20 века считали леворукость аномалией развития. Это было связано с целым рядом нарушений развития, начиная от языкового дефицита и заканчивая психическими расстройствами. На самом деле, многие дети-левши той эпохи были вынуждены писать правой рукой, чтобы «переучить» их.
Сегодня мы понимаем, что леворукость — это не бинарная характеристика (праворукость или леворукость), а скорее она существует по градиенту, который варьируется от сильно леворукого до сильно праворукого.
По мере того, как дети начинают развивать свои моторные навыки, они могут одинаково использовать как левую, так и правую руку для простых действий, таких как дотягивание до предметов.
Навык развивается со временем и постепенно становится правшой по мере того, как дети переходят от использования «кулачного» захвата, чтобы делать свои первые отметки на странице, к тонкому захвату «тренога», необходимому для мелкой моторики, например, для составления и соединения букв . Наблюдение за детской рукой при мелкой моторике, например при письме, может дать нам представление о том, насколько хорошо два полушария развили свои специализированные способности к обработке данных.
Недавние исследования показывают, что дети, которые являются сильными левшами или правшами, также имеют хорошую церебральную латерализацию и типичную речь. С другой стороны, смешанная рука (отсутствие ведущей руки) связана с нетипичным развитием двигательных и языковых способностей.
Люди с обеими руками составляют около 3–4% населения в целом. Эта цифра возрастает от 17% до 47% в популяции детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). У детей с РАС также проявляются двигательные нарушения уже в семимесячном возрасте. Это говорит о том, что РАС, вероятно, присутствуют и наблюдаются на ранних этапах развития ребенка и, вероятно, оказывают «цепное» влияние на развитие высших когнитивных функций, таких как речь.
Чем может быть полезна рука?
В новом исследовании, над которым я работаю, рассматривается вопрос о том, как можно использовать младенческую рукоять в качестве маркера риска развития у ребенка языковых расстройств. Текущие диагнозы РАС, как правило, возникают относительно поздно, когда дети не могут воспроизводить и понимать базовую речь. Поздняя диагностика может ограничить преимущества, которые могут быть получены от ранних вмешательств и методов лечения. Мозг младенцев невероятно гибок, и правильное раннее вмешательство может улучшить последующее когнитивное развитие и психическое здоровье.
Рукоятие — не единственная особенность наших моторных навыков, возникающая из-за церебральной латерализации. У большинства населения правое полушарие мозга доминирует в реагировании на опасность. Это означает, что мы быстрее распознаем угрожающие лица и выражения, когда они появляются слева (в левом поле зрения), чем справа. Это было продемонстрировано в ряде лабораторных исследований классической психологии, где взрослые быстрее оценивают изображения лиц, выражающих негативные эмоции, представленные слева от них, чем лица, представленные справа.
Картирование путей развития двигательных отклонений и когнитивных способностей у детей дает нам новый способ лучше понять взаимосвязь между организацией мозга, его функциями и поведением.
Развитие рук у малышей
Все, что делает Бэби, может показаться ключом к тому, кем она вырастет, но такие элементарные вопросы, как, какой рукой она будет подписывать свое имя, не всегда легко понять в дети так же молоды, как Бэби.
Для чего-то, что может показаться таким простым, леворукость — это сложный научный вопрос, и до сих пор точно не ясно, почему кто-то оказывается правшой или левшой, поэтому тот факт, что вы с Бэби не уверены, кого она собирается быть не слишком большой сюрприз. Однако по мере того, как она растет, становится все более и более ясно, какую руку она предпочитает.
В возрасте от 2 до 3 лет малыши обычно начинают отдавать предпочтение одной руке, а не другой при выполнении определенных задач, а к 5 или 6 годам рукоять обычно становится твердой . Однако это не обязательно тот или иной вопрос: у многих людей, как у детей, так и у взрослых, есть одна рука, которую они предпочитают для определенных задач, таких как еда, а другая рука для других задач, таких как строительство из блоков, бросание. мяч, или считая на пальцах.
Канадское исследование, проведенное в 2013 году, предполагает, что предпочтение руки может проявляться раньше всего, когда речь идет о еде, а затем распространяться на другие задачи.
С другой стороны, когда взрослые говорят о рукопожатии, пишущая рука является одной из главных тем, которые они обсуждают, но большинство малышей не начинают писать свой первый шедевр, по крайней мере, до 4 или 5 лет. В конце концов, есть некоторые дети, которые начинают проявлять сильное предпочтение руки раньше, в то время как другие остаются несколько амбидекстральными на некоторое время дольше, а некоторые остаются амбидекстральными всю свою жизнь.
Два полюса предположений о том, как формируются формы рукости, во-первых, что рукость в основном генетическая, или, во-вторых, что она в значительной степени зависит от окружающей среды. Факты свидетельствуют о том, что истина находится где-то посередине. Если бы рукость была полностью генетической, не было бы наборов однояйцевых близнецов с разными предпочтениями рук. С другой стороны, если бы леворукость не была хоть в какой-то степени генетической, то, вероятно, не было бы такой сильной склонности к праворукости — лишь около одной десятой части людей являются левшами.
Леворукость также довольно сильно распространена в семьях, хотя и не полностью, что приводит некоторых исследователей к предположению, что существует ген или ряд генов, отвечающих за праворукость, и что дети, у которых нет генетической склонности к праворукости, просто с такой же вероятностью станет правшой, как и левшой.
Большинство исследователей и экспертов считают, что вопрос о рукости более сложен, чем просто вопрос генетики или просто вопрос окружающей среды. Неясно, что делает причиной леворукости, но есть несколько факторов, которые, как было показано , а не , определяют леворукость, включая здоровье ребенка при рождении, положение с работой или семейный доход ее родителей, отношение родителей или доступные учебные ресурсы. ей по мере роста.
Источники
- Донна М. Д’Алессандро. «Когда я узнаю, какую руку она будет использовать?» PediatricEducation.org . PediatricEducation.org, 28 февраля 2011 г. Интернет.
- Джейсон В.


Пушков А.Е. теперь в вашей корзине покупок