Развитие монологической речи у дошкольников: виды и особенности речи. Блог Лого-Эксперт

виды и особенности речи. Блог Лого-Эксперт

Блог Лого-Эксперт

начинающему логопеду речь формирование речь

Речь человека – это показатель его интеллектуального и культурного развития. Она не возникает сама по себе, а является составной частью общения с другими людьми. Для детей дошкольного возраста очень важно научиться содержательным и аргументированным высказываниям. Они должны связно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли. Такая форма речи называется монологической, которая является центральной в связной речи.

Умение связно, максимально точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние, в том числе, и на эстетическое развитие детей: при составлении рассказов, пересказах ребенок использует образные слова, выражения, которые он узнал из различных художественных произведений.

Если ребенок умеет рассказывать, то он становится более общительным, он преодолевает свою застенчивость, становясь более уверенным в себе.

К тому же, правильное развитие монологической речи является очень важным для дальнейшего обучения в школе.

Речь дошкольников часто бывает достаточно бедной и невыразительной, что вызвано недостаточным словарным запасом и плохо сформированным грамматическим строем речи. Именно это мешает развиваться умению ребенка вести монолог, т.е. формировать самостоятельное и четкое высказывание.

Дети младшего и среднего дошкольного возраста не знают большого количества слов, что приводит к тому, что они не могут составить даже самый простой и короткий рассказ. Другая сложность в развитии монологической речи связана с необходимостью удерживать смысловую целостность информации. Если в ходе беседы ребенок может опираться на высказывания собеседника, что само собой направляет ход диалога, то при монологе нужно концентрироваться на своих же собственных высказываниях. Для детей это оказывается достаточно сложной задачей, поэтому их речь получается недостаточно логичной и обрывистой.

Для каждого возраста характерен свой уровень развития связной речи. Для детей 3-4 лет доступна простая форма диалогической речи, при этом они только начинают учиться связно излагать свои мысли. Дети допускают много ошибок при определении действия, качества предмета и построении предложений.

С младшего дошкольного возраста нужно особое внимание уделять навыкам разговорной речи. При этом к каждому высказыванию ребенка нужно относиться максимально бережно. Если он не знает значение слова, то нужно обязательно ему его объяснить. Сначала детей учат выполнять действия по словесному поручению (принести игрушку), затем отвечать на вопросы, слушать взрослого и повторять за ним. Все вопросы, которые вы задаете, должны быть понятны для ребенка.

В среднем дошкольном возрасте предпринимается ряд действий для развития связной речи. Большое внимание уделяется активизации словаря, объем которого должен составлять порядка 2500 слов. Ребенок в этом возрасте должен не только понимать, но и использовать в своей речи наречия и прилагательные. Детей постепенно подводят к самостоятельному составлению небольших по объему рассказов по игрушке, картинке.

У детей старшего дошкольного возраста развитие монологической речи находится на достаточно высоком уровне. В норме они уже должны освоить пересказ и рассказ – основные типы монологической речи.

У монологов дошкольников есть три основные формы:

  1. Описание.
  2. Повествование.
  3. Рассуждение.

Первые попытки монолога у детей появляются примерно в 2-3 года. Выглядеть это может по-разному. К примеру, ребенок может посадить перед собой свои игрушки и начать что-то им рассказывать. Но такие высказывания не объединены общим смыслом, как того требует описательное и повествовательное сообщение.

Описание каких-то явлений или предметов представляет собой небольшой и связный рассказ. Распространено составление рассказов по картинке:

  • Составление описательного рассказа по предметной картинке.
  • Составление описательного рассказа по сюжетной картинке.
  • Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картинке.
  • Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок.
  • Составление описательного рассказа по пейзажной картинке.

Ребенок должен описать сюжет картинки, рассказать о ее героях, отметить какие-то важные детали. Важно добиваться того, чтобы дети правильно называли действия и предметы в соответствии с тем, что изображено на картинке.

Сначала описание может состоять из 2-3 слов. Наводящие вопросы педагога помогут ребенку понять, на какие детали стоит обращать внимание. Постепенно рассказ обрастает новыми подробностями, обогащается дополнительными словами, в результате чего развивается связность и выразительность речи.

Примерная последовательность рассказов по картинке выглядит следующим образом:

  • Составление рассказа на основании наводящих вопросов педагога.
  • Описание картинки по образцу.
  • Самостоятельное рассказывание.

Детям старшей дошкольной группы можно уже ставить более сложные задачи. К примеру, можно поставить перед ребенком задачу проявить фантазию, рассказав, какие события могли предшествовать тому, что изображено на картинке. Либо другой вариант – рассказать о том, что произошло потом.

Повествование по своей сути представляет устное сочинение на заданную тему. Помимо рассказа по сюжетной и предметной картинке, рассказ может основываться на каких-то бытовых событиях, личных историях, которые пережил ребенок, а также на сочинении собственной истории, для чего нужно проявлять фантазию.

В случае с описанием бытового случая ребенок может рассказать о том, что собака во дворе долго искала и наконец нашла кость (либо любая другая бытовая ситуация). Личная история – рассказ о поездке с родителями на дачу, детский лагерь и т.д. Сочинение собственной истории – это небольшой рассказ на заданную педагогом тему (или произвольную), что дополнительно помогает развивать творческое воображение.

В ходе повествования важно следить не только за связностью речи, но и за логичностью рассказа ребенка. Не допускайте, чтобы ребенок перескакивал с одной темы на другую. К примеру, если он рассказывал о том, как папа чинил машину, а дальше он уже говорит, что пошел играть в футбол, то нужно задавать ему уточняющие вопросы: «Ты только что говорил про папу, а дальше говоришь, что пошел делать? Что произошло до этого?»

Рассказы ребенка из его личного опыта вводятся в средней дошкольной группе. Темы для них подсказывают праздники, экскурсии и т.д. Обычные прогулки также помогают в развитии монологической речи путем составления простых рассказов о явлениях природы.

В старшем дошкольном возрасте рассказы составляются уже без наглядного материала. Усложняются темы, рассказы приобретают описательный характер.

Оно относится к самым сложным формам монологической речи, поэтому его развитию следует уделять повышенное внимание.

Рассуждение опирается на основные компоненты:

  • описание факта;
  • поиск аргументации;
  • выяснение причинно-следственных связей;
  • вывод.

В дошкольный период умение рассуждать, как правило, используется для нахождения ответов на вопросы «Зачем?», «Почему?», «Для чего?».

Для примера можно взять любое явление природы, какое-нибудь действие и т.д. К примеру, можно порассуждать о том, для чего человеку машина, зачем детям нужно учиться в школе и т.д. Чтобы рассуждать на такие темы и составлять осознанное, подробное и четкое высказывание, у ребенка уже должен быть хорошо развит словарный запас, иначе он просто не сможет правильно изложить свои мысли.

Пересказ представляет собой творческое воспроизведение литературного образа. Пересказ должен быть достаточно точным и максимально приближен к оригиналу.

В каждой возрастной группе есть своя специфика, но присутствуют и общие базисы. План следующий: чтение литературного произведения, беседа по вопросам, повторное чтение и сам пересказ.

С детьми младшего дошкольного возраста проводится подготовительная работа, основная задача которой заключается в формировании умения слушать, отвечать на поставленные педагогом вопросы.

Обучение пересказу начинается с воспроизведения простых сказок («Колобок», «Репка» и т.д.). На этом этапе эффективным методом обучения пересказу является тот, когда дети включаются в повторный рассказ воспитателя, повторяя 1-2 слова или целое предложение.

Работа по обучению пересказу детей среднего дошкольного возраста усложняется. Дети учатся не только рассказывать короткие рассказы, но и выразительно передавать разговоры персонажей сказки или рассказа. Они учатся слушать пересказы других детей, находить в них неточности и несоответствия оригинальному тексту.

Детям старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные литературные произведения. Задача ребенка – связно, выразительно, грамматически правильно и последовательно передать содержание прочитанного, при этом без опоры на вопросы педагога. При пересказе важно использовать авторские слова и выражения.

Устную монологическую речь можно развивать не только в ходе занятий с педагогом, но и в повседневной жизни ребенка. В частности, этому способствует любое общение родителей с ним.

С 2 лет можно читать разучивать прибаутки, потешки. С 4 лет детям уже доступны такие типы монолога как описание и повествование.

Показывая ребенку новый предмет, нужно обязательно обсудить его, а также предложить ему описать его внешние характеристики. Объектом описания может быть все что угодно: игрушки, бытовые предметы и т.д.

Важно побуждать ребенка чаще высказывать свое мнение по любому поводу:

  • Какая погода на улице была во время сегодняшней прогулки?
  • Кто прав и виноват в конфликте, который произошел на детской площадке?
  • Спорные моменты в поведении героев рассказа или мультфильма.
  • Любая ситуация на улице. К примеру, мальчик помог бабушке перейти пешеходный переход. Нужно спросить, правильно ли он поступил и почему такой поступок считается правильным.

Специальные занятия по развитию монологической речи – это лишь часть работы. В овладении этим навыком помогает знакомство с окружающим миром, природой, художественной литературой, наблюдение за явлениями природы и т.д. Кроме того, большую роль в развитии связной монологической речи играет живое общение ребенка с родителями и сверстниками.

2 Нравится

начинающему логопеду речь формирование речь

Связанные статьи

  • Как развить речь у ребенка: советы от логопеда
  • Как появилась человеческая речь: механизмы формирования речи
  • Диагностика нарушений письменной речи
  • Формирование слоговой структуры слова
  • Техника речи: как научиться красиво говорить

И получите чемоданчик логопеда в подарок
в первом же письме! 🎁

Особенности развития монологической речи современных старших дошкольников

Проблема развития связной речи всегда остается актуальной, поскольку выступает одной из центральных образовательных задач в дошкольном возрасте, влияя на формирование личности ребенка и его социализацию, успешность в школьном обучении.

В процессе формирования связной речи постепенно происходит усложнение речевых способностей ребенка. В старшем дошкольном возрасте диалогическая речь сменяется монологической. В отличие от диалогической речи, которая является ситуативной, монологическая речь характеризуется развернутостью, организованностью, произвольностью, что требует от ребенка обдумывания речевого высказывания, способности найти подходящую языковую форму для выстраивания монолога. Структурные компоненты монолога определяют его целостность, при этом начало монолога определяет содержательную его часть, а конец монолога подводит итог высказыванию [2, с. 34].

Разработкой проблемы развития связной речи дошкольников, в том числе монологической речи детально занималась А.М. Леушина. Проведя ряд исследований выстраивания детьми монологических высказываний, А.М. Леушина доказала, что пересказ является не просто воспроизведением текста, а представляет собой самостоятельную творческую деятельность ребенка. Исследования А. М. Леушиной показали, что при одних формах обучения ситуативность речи дошкольников снижается, например в пересказах после прослушивания рассказов, а при других формах ситуативность речи снова возвращается (при введении в пересказ картинок дети начинают больше опираться на них). При этом, развитие связной речи проходит период освоения ситуативной речи и далее происходит овладение контекстной речью. Это процесс обусловлен степенью умственного развития ребенка, а также формами и условиями общения с окружающими [5, с. 78].

На основании своих исследований А.М. Леушина разработала методические рекомендации по обучению детей творческому рассказыванию, развивающему монологическую речь. Автор подчеркивает, что необходима определенная последовательность в обучении: детям младшего дошкольного возраста можно предлагать завершать фразу, начатую воспитателем, в средней группе это может быть составление небольших рассказов к своим рисункам, старших дошкольников уже можно привлекать детей к творческому рассказыванию с большей степенью детской инициативности.

В качестве современных исследований развития монологической речи детей дошкольного возраста можно отметить исследования О.В. Ефимовой и Л.Г. Шадриной, С.А. Овсянниковой. О.В. Ефимова и Л.Г. Шадрина дают характеристику описания как одной из форм связной монологической речи ребенка. С точки зрения авторов, обучать дошкольников описанию необходимо поэтапно: сначала называя предмет описания, затем перечисляя его качества и свойства, возможные действия с предметом, завершается данный процесс оценкой ребенком предмета и обозначением отношения к нему. О.В. Ефимова и Л.Г. Шадрина предлагают следующие виды описания: пофразовое параллельное описание, сопряженное описание и коллективное описание группой детей. Системная поэтапная работа по описанию детьми окружающей действительности позволит, таким образом, сформировать способность ребенка к монологической речи [6, с. 91].

В исследовании С.А. Овсянниковой, представляющем собой популяционное лонгитюдное изучение связной монологической речи старших дошкольников посредством сравнения рассказа и пересказа, были получены следующие результаты: 1) при составлении рассказа детям легче самостоятельно подбирать значимое слово, чем при пересказе вспоминать и воспроизводить предложенное в тексте значимое слово; 2) пересказ прослушанного детьми текста вызывает у них больше затруднений, чем составление рассказа на основе сюжетных картинок [8, с. 102].

Ряд современных исследователей (Е.А. Бабаева, И.Н. Воеводина, М.В. Довидович) отмечают недостаточность использования традиционных методов обучения дошкольников монологической речи. Для того, чтобы заинтересовать детей, сделать процесс обучения максимально интересным и эмоционально насыщенным, необходимы нестандартные, инновационные технологии.

В этом отношении с помощью информационно-коммуникационных технологий, в частности использования компьютерных игр открываются новые возможности в обучении дошкольников монологической речи. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инноваций имеет своей целью улучшение качества обучения, повышение мотивации детей к получению новых знаний. Компьютерные технологии позволяют обеспечить доступность, привлекательность, игровой элемент в процессе обучения детей монологической речи.

Компьютер входит в жизнь современных дошкольников достаточно рано, и может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на формирование личности ребенка в зависимости от того, насколько грамотно и экологично организован процесс включения детей в освоение компьютерных технологий. Педагог должен помнить о санитарных правилах и нормах использования информационно-коммуникационных технологий, обязательно учитывать рекомендуемое время дня для занятий детей на компьютере, проводить зрительную гимнастику для расслабления глаз. В особенности важно уделять внимание подбору компьютерных игр для занятий со старшими дошкольниками, учитывая их возрастные возможности.

Е.А. Бабаевой разработан и проведен программно-методический комплекс «Развитие речи» для детей 6-7 лет с использованием компьютерных технологий, в результате чего автор отмечает позитивный эмоциональный настрой детей, их инициативность в речевых высказываниях. Задания на компьютере вызывают выраженный интерес дошкольников, поскольку проводятся в игровой форме, учитывая ведущую деятельность этого возраста. Педагог берет на себя роль проводника в этом процессе, постепенного ознакомления детей с миром информационных технологий [1, с. 17].

И.Н. Воеводина также отмечает целесообразность использования компьютера, мультимедийных средств в процессе развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста. На занятиях по развитию речи компьютерные игры предоставляют возможности дать детям информацию не традиционным способом, а с помощью интересной видеографики. Дети с интересом выполняют задания, стремясь выражать своими словами впечатления, составляя творческий пересказ, тем самым развивая монологическую речь [3, с. 59].

С точки зрения М.В. Довидович, компьютерные игры при этом не могут заменить традиционную форму обучения с организацией межличностного общения педагога и детей, общения детей друг с другом. Компьютерные игры, в отличие от реальной игровой деятельности, где есть совместность, сотрудничество детей, содержат параллельное взаимодействие играющих. Поскольку в компьютерных играх утрачивается богатство коммуникации, информационно-коммуникационные технологии могут использоваться как дополнительный метод работы по развитию монологической речи дошкольников [4, с. 83].

Описывая свой педагогический опыт, Е. Кульпанович описывает достоинства использования информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития дошкольников, их развивающий характер вследствие интеграции таких аспектов как анимация, графика, музыка, дизайн [7, с. 114].

Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий (компьютерных программ, игр, мультимедийных презентаций) в дошкольном образовательном учреждении позволяет развивать связную речь детей, их способность к выстраиванию монологического высказывания.

Анализ литературы по проблеме использования информационно-коммуникационных технологий, в частности компьютерных разработок в процессе развития у детей старшего дошкольного возраста связной, в том числе монологической речи позволил выявить возрастающую актуальность обращения педагогов к информационным технологиям в ходе образовательного процесса.

Использование компьютерных программ, игр, мультимедийных презентаций позволяет в некоторой степени сместить акцент с вербальных методов обучения на поисковый, творческий метод в освоении детьми монологической речи. В результате чего можно, например, привлечь пассивного ребенка к активной деятельности, сделать обучающий процесс интересным, обеспечить эмоциональную включенность дошкольников, активизировать их познавательную деятельность, мыслительные и речевые способности, реализуя личностно-ориентированный, дифференцированный подход в обучении детей. Педагог в этом процессе в большей мере становится помощником, проводником, сопровождающим каждого ребенка в новую для него область знаний и опыта.

Беседа и чтение с детьми – предотвращение проблем с речью у детей

by Jacky G.

Источник изображения: Blog.stephenpbrown.com

Важность чтения с детьми неоспорима, но как насчет общения с ними? Представьте себе: вы приходите домой с работы в банке и начинаете говорить со своим ребенком о проблемах с неправильными продажами PPI и о том, как банки должны выплачивать выплаты, но вместо этого отклоняете требования, которые позже в массовом порядке утверждает FOS. Единственная проблема? Вашему ребенку всего 3 месяца, и вместо того, чтобы ответить несколькими строками о сроках подачи жалобы омбудсменом в FOS, он просто бросил вам Cheerios. Несмотря на то, что ваш 3-месячный младенец в настоящее время не в состоянии разобраться в тонкостях скандалов со страхованием кредита, разговор с ним и предоставление ему возможности правильно ответить может принести ключевые преимущества для его речи и языкового развития, согласно исследованию, проведенному в США. исследователи Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Но старайтесь придерживаться разговоров, в которых он может участвовать.

Исследование диалогов между взрослыми и детьми

Исследование было опубликовано в июльском номере Pediatrics , журнала Американской академии педиатрии, за июль 2009 года. Исследователи оценили 275 семей с детьми в возрасте от 0 до 4 лет. Для каждого ребенка исследователи изучили уровни воздействия телевизора, речи других детей и речи взрослых. Уровни воздействия измерялись с помощью системы LENA, небольшого регистратора языка. Система LENA была разработана специально для использования логопедами, исследователями и медицинскими работниками. Это также может быть полезно для SLP, которым необходимо собрать языковые образцы у детей. Система LENA позволила исследователям из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе получить всестороннее представление о типичном языке среды участников исследования.

Источник изображения: Info. noldus.com

Выводы исследователей

Согласно результатам исследования, просмотр телевизора не оказал ни отрицательного, ни положительного влияния на языковое развитие детей. Монологи взрослых (односторонняя беседа или монологическое чтение с детьми) несколько положительно влияли на развитие речи. Однако наибольшую пользу ребенку приносили разговоры между взрослыми и детьми. Этот тип языкового воздействия был примерно в шесть раз эффективнее для облегчения развития языка по сравнению с простыми монологами. Ведущий исследователь группы, доктор Фредерик Дж. Циммерман из Школы общественного здравоохранения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, сказал: «Хотя здравые советы (монологи и чтение с детьми вслух) могут не уделять достаточного внимания роли детей в языке. на основе обмена мнениями и важность того, чтобы дети говорили как можно больше».

Искусство беседы: ключевой метод логопедической терапии

Это исследование подтверждает ключевой аспект логопедической терапии: предоставление ребенку языковой среды имеет решающее значение для развития речи и языка. Логопед вашего ребенка, вероятно, уже сказал вам, что одна из замечательных логопедических методик дома — это просто как можно больше разговаривать с ребенком, моделируя правильные речевые модели. Это исследование также подчеркивает необходимость поощрения двусторонних разговоров. Поговорите с SLP вашего ребенка о методах поощрения вокализации, принимая во внимание конкретное речевое расстройство вашего ребенка.

Возможно, ваш малыш более склонен отвечать на вопросы, чем начинать разговор, например. Предоставьте ему возможность ответить «Да» или «Нет» или предоставьте выбор. Например, спросите его: «Ты хочешь сегодня надеть желтую или белую рубашку?» Если ваш ребенок просто указывает на желтую рубашку, не озвучивая свой выбор, скажите слово «желтая» и предложите ему повторить ваш выбор.

И помните, что, несмотря на важность беседы, чтение с детьми также имеет решающее значение, и им нельзя пренебрегать из-за результатов исследования. Грамотность является краеугольным камнем успеха вашего ребенка как в школе, так и после ее окончания. Точно так же, как многие родители каждый день выделяют несколько минут для артикуляционной практики с Speech Buddies, например, выделяйте регулярное время для чтения с детьми каждый день.

 

Новости

Тэги: чтение с детьми, развитие речи и речи, логопедия, логопедические методики, беседы с детьми

Помогаем нашим детям строить позитивные внутренние монологи | Лина Ашар

Мэри Моррисси, вдохновляющий оратор, сказала: «Сомнения подобны маленьким червям, которые ползают в наших умах». Эти «маленькие черви» могут поглощать наши мысли и контролировать наши действия и восприятие. С эволюционной точки зрения наш мозг настроен на страх, и эти мыслительные черви питают нас и влияют на нас, заставляя нас склоняться к страху. Затем мы выбираем оставаться в безопасности, и это подрывает наш потенциал делать больше и быть больше. Так не должно быть, и мы можем научить себя и своих детей осознавать это и мудро выбирать свои мысли. Мы можем выбирать свои мысли и создавать позитивный внутренний монолог и учить этому своих детей. Чем раньше мы начнем эту практику с нашими детьми, тем лучше. Затем это становится важным инструментом, который будут использовать наши подростки, поскольку подростковый мозг особенно чувствителен к стрессу.

Мы можем начать с малого. Помощь детям в развитии позитивного образа себя может стать шагом к развитию позитивного внутреннего монолога. Многие дети, особенно подростки, имеют проблемы с принятием себя. Все, включая их рост, вес, цвет волос, длину волос, очки, брекеты, одежду и т. д., может стать частью их «неуверенного» представления о себе. Кроме того, существуют сложные психологические проблемы, на которые влияет неуверенность в себе. Однако позитивный настрой и отношение помогут детям справиться с собой.

Я помню, как моя трехлетняя племянница Анохи однажды сказала мне, когда плакала в свою тарелку с кукурузными хлопьями: «Лина, тетя, мой мозг только что сказал мне, что я глупая». Это сила человеческого мозга. Мы единственный вид, который, как известно, думает о своем мышлении, известном как метапознание. Внутренний монолог ребенка не просто рождается, он создается из того, что он слышит от других людей. Дети впитывают и усваивают слова, чувства, действия и убеждения окружающих их людей. Когда дети слышат добрые слова, слова похвалы и ободрения, они учатся уважать себя и хвалить усилия других. Если вы критикуете их снова и снова, им становится стыдно за себя. Дети не смогут сказать о себе ничего хорошего, если сначала не услышат это от нас; поощрение в любой форме имеет большое значение для создания положительного отношения.

Поддержка, особенно эмоциональная, также является важной формой поощрения. Нам, родителям, необходимо быть чуткими, когда дети справляются с трудными социальными и эмоциональными ситуациями, такими как смена друзей и романтических отношений.

Мозг подростка устроен таким образом, чтобы испытывать повышенные эмоции, поэтому каждое сложное испытание в это время будет казаться намного более интенсивным. Нам нужно помочь им справиться со своими чувствами и помочь им разобраться в своих эмоциях, а не подавлять их. Непредвзятое признание помогает детям поверить в то, что их эмоции и чувства нормальны, и это способствует построению позитивного диалога.

Кроме того, дети должны признать, что их тело принадлежит им, и они должны любить и принимать его, прежде чем они захотят, чтобы мир принял его. Родители могут помочь повлиять на формирование положительного образа тела с помощью ободряющих слов и советов, которые способствуют принятию ребенка, а также путем подражания. У родителя, который имеет нездоровый образ тела и показывает это такими действиями, как косметическая хирургия и одержимость, родится ребенок с плохим представлением о теле.

Это может помочь научить детей внимательно относиться к словам, которые они используют, своим действиям, своему поведению и ожидаемому поведению других. Дети должны знать, что они могут изменить мысли и образы в своем уме, изменив историю, которую они рассказывают сами себе. Конечно, мы также можем повлиять на эту историю через то, что мы им рассказываем. Таким образом, говоря своим детям, что вы любите их и довольны их добрыми делами, вы можете укрепить хорошее поведение, а также позитивный настрой.

Однако не так-то просто мотивировать ребенка мыслить позитивно. У детей так много голосов в голове, которые говорят им разные и контрастные вещи. Как родители, мы должны научить их следить за тем, какие сообщения посылает им их разум, и как они могут их контролировать. Возможно, научив их представлять свой разум в виде сада, мы сможем помочь им понять, что каждая мысль — это семя, а каждое семя может быть сорняком или прекрасным цветком. Это может побудить детей помнить о мыслях, которые они позволяют расти.

Родители тоже должны следить за тем, что говорят и как реагируют. Кэрол Двек, профессор социальной психологии Стэнфордского университета, исследовала, почему некоторые дети более склонны (и способны) учиться на своих ошибках. Она провела исследование с участием 400 пятиклассников, в котором половина из них была случайным образом оценена как «умная» за хорошие результаты в тесте, а другая половина получила похвалу за свои усилия. Затем они дали всей группе две задачи на выбор:

1. Простая задача, от которой они мало что узнают, но с которой справятся хорошо.
2. Более сложная задача, которая может быть более интересной, но приводить к большему количеству ошибок.

Большинство тех, кого хвалили за «сообразительность», выбрали простую задачу, а 90% тех, кого хвалили за «старание», выбрали более сложную. Вывод заключается в том, что дети не должны бояться совершать ошибки. Детей нужно учить формировать более конструктивное отношение к неизбежной неудаче, сопровождающей обучение. И хотя это в первую очередь достигается с помощью позитивного внутреннего монолога, оно начинается с использования правильных слов ободрения. Мы должны понимать, что мы поощряем, будь то конструктивное или ограничительное.

Жизнеспособной практикой для развития позитивного внутреннего монолога у детей является «мысли вслух». Создание безопасной среды, в которой дети могут общаться и выражать свои чувства, может существенно помочь справиться с негативными мыслями, которые являются признаком того, что ребенку нужна ваша помощь. Именно тогда детям нужна поддержка, чтобы справиться с эмоциями и изменить то, как они описывают обстоятельства. Смещение акцента на положительные результаты и «лучшие надежды» может помочь детям преодолеть негативные мысли.

Кроме того, наши реакции на негативные последствия могут влиять на негативные мысли. Поэтому мы должны помнить о своих реакциях. Чаще всего наши реакции говорят громче, чем наши слова; важность, которую мы придаем отрицательным результатам, определяет, насколько наши дети корят себя из-за этого. Итак, реагируя позитивно, мы создаем возможность для позитивного мышления.

Этот тихий голосок в нашей голове способен изменить очень многое, и мы можем изменить этот тихий голосок в головах наших детей.

Оставить комментарий