Образование и наука Древнего Рима
Культура всякого народа имеет свои отличительные черты. Для Римской культуры была характерна практичность, свойственная всему образу жизни ранней римской общины. Развивалось все необходимое и полезное в повседневной жизни: инженерное искусство, строительство и архитектура, медицина, право.
Еще одной ее особенностью было воплощение римских ценностей: доблести, суровой простоты, нравственной строгости и преданности гражданскому коллективу.
И наконец, римскую культуру отличала несамостоятельность. Сначала образцом для подражания служили этруски, а с III в. до н.э. ими стали греки. Чем бoльшим было греческое влияние и чем роскошнее становилась жизнь римской знати, тем меньше оставалось от «отеческих нравов». Однако полностью древние идеалы никогда не предавались забвению.
Образование
Образование издавна было доступно всем римским гражданам. По словам историка Полибия, легионеры, несущие стражу, получали от офицеров пароль в письменном виде.
Система образования в Риме состояла из трех ступеней. Начальная давала навыки чтения, письма и счета. В 12–13 лет ученики приступали к грамматике, что предполагало изучение греческой и латинской литературы. После этого переходили к риторике, необходимой для того, чтобы составлять и произносить речи. Школы учреждались и содержались на городской счет, в годы империи часть средств на оплату учителей отпускала императорская казна.
Императоры же обеспечивали возможность посещать школы детям из бедных семей. Обеспеченные юноши для завершения образования отправлялись в платоновскую Академию в Афинах, служившую своего рода университетом древности. В Афинах изучали философию и совершенствовали греческий язык. Своя философская школа была и в Александрии. Как центры образования славились Массилия (современный город Марсель), Бурдигала (современный город Бордо), Трир.
Философия
Дух философии с ее поиском ответов на все новые и новые вопросы был чужд практичным римлянам. Во времена Катона философов считали бездельниками, а само слово «философия» было чуть ли не бранным. Сохранился рассказ об одном римском наместнике в Афинах, который, собрав греческих философов, отчитал их за то, что они растрачивают время зря на бесконечные споры. Однако сам Катон хоть и опасался, что под влиянием греческой философии римляне предпочтут «славу речей славе подвигов», выучил греческий, чтобы читать в оригинале наставления философов.
Марк Порций Утический, или Младший. Лувр
В I веке до н.э. по всей Италии стали появляться философские кружки и библиотеки. Самым ярким римским философом был Лукреций – последователь великого греческого философа Эпикура, учившего, что истинное удовольствие заключается в том, чтобы избегать физической и нравственной боли. В поэме «О природе вещей» эпикуреец Лукреций рассуждал о свободе воли человека, о том, что боги не оказывают влияния на судьбы людей, о вечной материи, которая состоит из атомов.
Римский бюст Эпикура
Бюст Сенеки
Среди римских философов было много стоиков, учивших достойному исполнению жизненного долга и готовности к любым переменам. К их числу принадлежали оратор Марк Туллий Цицерон и воспитатель императора Нерона Сенека. Последним великим мыслителем среди римлян был Марк Аврелий, которого часто называли императором-философом. «Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение», – считал этот стоик, которого философия занимала настолько, что способна была отвлечь даже от политических дел.
Наука
Как и в философии, в римской науке главные достижения принадлежат Лукрецию, стремившемуся создать теорию развития природы и общества. Остальные римские ученые были не столько исследователями, сколько собирателями чужих знаний. Благодаря их трудам появились многочисленные наставления в разных сферах деятельности и энциклопедии, например «Естественная история» Плиния Старшего.
Медицина, юриспруденция и лингвистика – науки, в которых римляне смогли добиться наибольших успехов.
Инструменты римских хирургов мало чем отличались от современных, а переломы и вывихи и сегодня лечат, используя правила, выработанные римлянами. Самыми знаменитыми медиками Рима были хирург Цельс и автор труда «Врачебное искусство» Гален. Гален был первым, кто доказал, что мозг, а не сердце, как думали до него, является «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности», что по сосудам течет кровь и что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства».
Бюст Цицирона
Римские юристы сформулировали принципы, на которых строится современное право. Римские лингвисты так отточили латынь, что на протяжении столетий она оставалась языком образования и науки.
Из всех наук римляне особенно выделяли историю – «свидетельницу времен, свет истины, жизнь памяти, учительницу жизни, вестницу старины», как писал о ней Цицерон. Первую историю Рима на латыни написал Катон Старший. Его последователи составляли исторические хроники – анналы, ставшие основой трудов крупнейших римских историков Саллюстия, Тита Ливия и Корнелия Тацита. Все они заботились не только о правдивости своих сочинений, но и об увлекательности изложения.
Ливий Тит
Особенно в этом преуспели Ливий и Тацит. Стремление к живости повествования привело к появлению своеобразного историко-литературного жанра портрета, образцом которого является «Жизнь двенадцати цезарей» Светония. По мере распространения христианства интерес к истории утрачивается, а распространение получают местные хроники событий. Последним крупным римским историком был живший в IV в. Аммиан Марцеллин.
Поделиться ссылкой
9.3. Образование и научные знания в Древнем Риме
Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
веке нашей эры государственной религией Римской империи. Император Феодосий I Великий преследовал представителей культуры, античной философии, религии, которых христиане считали язычниками. В 384–385 годах рядом указов предписано уничтожение античных храмов: Храм Артемиды Эфесской, Храм Артемиды Гемеры и т. д. Эдикт 391 года, ещё более строгий, нанёс последний удар «язычеству», запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах. В 391 году толпа христиан-фанатиков под руководством патриарха Феофила разрушила и сожгла Александрийскую библиотеку, которая была хранилищем античной культуры.
Особое значение в структуре культуры Древнего Рима принадлежало науке. Неоднократно выражалось сомнение в применимости термина «наука» к методам познания мира в античности. Ссылаются обычно в таких случаях па отсутствие в те времена эксперимента, стройной системы знаний с соответственным понятийным аппаратом и точными способами исследования и осмысления полученных результатов, на разрыв между теорией и практикой, а, следовательно, и опирающегося на науку технического прогресса, – словом, на отсутствие всех признаков, характеризующих науку Нового времени. Но необходимо сказать, что античная, в частности римская, наука знала, хотя и в ограниченных масштабах, и эксперимент, и споры о методах познания, она имела ряд достижений, стимулировавших затем развитие науки арабов, а затем и европейцев. Соответственно, римляне достигли успехов в сельском хозяйстве, горном деле, строительстве, медицине, мореплавании, работе землемеров и картографов, а представители философских направлений считали своим долгом научить слушателей и читателей, как себя усовершенствовать и стать счастливым.
196
Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Развивались естественные науки и гуманитарные знания. В науке периода Империи общепринятой была точка зрения о том, что универсум вращается вокруг неподвижной Земли, занимающей центральное положение во Вселенной. Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси, проходящей через центр Вселенной.
Традиционного взгляда о неподвижной Земле в центре Вселенной придерживался и Клавдий Птолемей (около 87 – 165 гг. н. э.), обосновывавший это положение последовательным применением тригонометрии и всей предшествующей математики, отвергал он и гипотезу о вращении Земли вокруг оси. Будучи греком, Клавдий Птолемей имел римское гражданство, и стал одной из крупнейших фигур античной науки. В своём основном труде «Великое построение» Птолемей изложил собрание астрономических знаний древней Греции и Вавилона, а также разместил в нём каталог звёздного неба. Птолемей сформулировал сложную геоцентрическую модель мира, которая была принята в западном и арабском мире до создания гелиоцентрической системы Николая Коперника.
Своими работами был известен Плиний Старший (Гай Плиний Секунд) (23 г. н. э. – 25 августа 79 г. н. э.) – римский писатель-эрудит, автор «Естественной истории», представляющей собой энциклопедию всевозможных знаний, накопленных древним миром о природе и её произведениях, о мироздании, как его понимали греческие и римские ученые. Прежде всего, идут сведения астрономические и физические, затем сведения о земле, её географическом разделении и устройстве её поверхности с указанием народов, её населяющих, городов и гаваней и так далее (всего 37 томов).
Первую историю Рима на латыни написал Марк Порций Катон Старший, известный ещё и своим трактатом «О сельском хозяйстве». Крупным римским историком был Тацит (около 56 – около 117 гг. н. э.) – автор работ «Анналы», «История», «Германия», где освещается не только история Рима, но также
197
Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
общественное устройство и быт древних германцев. К этому времени относится и деятельность античного писателя и философа Плутарха (около 45 – около 127 гг. н. э.), чьё главное сочинение, «Сравнительные жизнеописания выдающихся греков и римлян», включающее в себя около 50 биографий, и сегодня входит в культурный арсенал европейцев.
Значительный вклад в развитие историографии внёс Тит Ливий (59 г. до н. э. – 17 н. э.) – один из самых известных римских историков, автор чаще всего цитируемой «Истории от основания города» («Ab urbe condita»). К сожалению, из 142 книг по истории Рима Тита Ливия сохранилось только 35.
Больших успехов добилась медицина – врач Гален (129 – 199 гг.) проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, дал первое анатомическое описание организма. В этот период были созданы школы для подготовки врачей. Гален начал заниматься хирургией, стал врачом в школе гладиаторов. В возрасте 34 лет Гален переехал в Рим, где получил должность придворного врача императора Марка Аврелия и его сына императора Коммода. Он настолько прославился, что в Древнем Риме были выпущены в обращение монеты с его изображением. В храме Мира Гален открыл курс лекций по анатомии не только для врачей, но и для всех желающих. Гален, впервые применив живосечение, демонстрировал вскрытие собак, свиней, медведей, даже обезьян.
Больших успехов достигло в Риме просвещение. Обучение состояло из трех ступеней: начальной, школы грамматики и школы риторики. Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики. В начальной школе учили читать, писать, считать. В средней школе учителя-грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств – грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астрономию, а также архитектуру и медицину, Последняя ступень представляла собой высшую
198
Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
школу, и в ней обучались искусству красноречия и философии. Владение риторикой было необходимым условием политической карьеры.
В римской системе образования, позаимствовавшей образцы у греков, математика тем не менее отошла на второй план, а на первый выдвинулись право, языки, литература и история. Уроки музыки и гимнастики заменялись верховой ездой и фехтованием. На высшей ступени особое внимание, в отличие от Греции, уделялось не философии, а риторике. На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины.
Центрами научной деятельности были Рим, Александрия, Афины, Карфаген. Греческие ученые приглашались наставниками и воспитателями в богатые римские семьи, а их научными открытиями восхищались римские ученые мужи, использовавшие свои аналитические способности в более практических целях, например, в земледелии или управлении государством. В области науки и философии достижения римлян были скромными. В эпоху Римской империя основными центрами научной деятельности оставались города эллинистического Востока: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген.
Для римлян была характерна любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция – наука о праве. Уже с III века до н. э. можно было получить консультацию профессионального юриста, во II веке до н. э. появляются первые правоведческие исследования, а в I веке до н. э, уже существовала обширная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались и практической деятельностью, выступая на судебных процессах. Памятником римского права являются «Законы Двенадцати таблиц» – в 451– 450 гг. до н. э. была проведена специальной комиссией кодификация государственного закона от имени народа (lex publica) в Древнем Риме. Эти
199
Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
законы сохранились только в отрывках, их содержание реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в сочинениях римских писателей и юристов. Целью этих законов было ослабить противостояние патрициев и плебеев с помощью внедрения в традиционный аграрный порядок равного для всех частного и уголовного права. Право и его важнейшая составная часть – закон были для римлян структурообразующим элементом, как мирового, так и гражданского порядка. Закон богов упорядочивал космос; право, равное для всех граждан, делало город миниатюрным отображением космоса. Пожалуй, ни в одной другой культуре право не занимало столь высокого места в иерархии ее компонентов, не пронизывало до такой степени и философскую мысль, и повседневную жизнь.
Центром изучения философии в Римской империи (как и в классической Греции, и в эпоху эллинизма) оставались Афины. В I – II веках н. э. среди знати особенно популярен был стоицизм, основными представителями которого в это время были Сенека (около 4 г. до н. э. – 65 н. э.) и император Марк Аврелий (121 – 180 н. э.). Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, ничем иным, как самосохранением и самоутверждением и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки – это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела – гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не быть покорным судьбе, не склоняться ни перед какой силой. Цель человека заключается в том, чтобы жить в согласии с природой. Это единственный способ достижения гармонии.
200
Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
9.4.Изобразительное искусство и архитектура, литература и театр
вДревнем Риме
Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, которые познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, инженерные сооружения, гробницы, жилые дома, дороги и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера. С этрусской традицией связан специфический италийский тип жилого дома, композиционным центром которого являлся атриум – обширное помещение типа зала с прямоугольным отверстием в центре перекрытия. Но основным было все-таки влияние греческого искусства. Основные принципы художественной культуры двух народов были в своих истоках различны. Греция даже в период наивысшего расцвета не представляла собой единого государства и единого географического пространства, а лишь конгломерат городов-государств. Рим эпохи расцвета был единым государством, империей, простиравшейся на тысячи километров. Отсюда – совершенно различные задачи архитектуры и масштабы строительства. Греки признавали могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Они создали великое и могучее государство, и весь строй римской жизни определялся этой великой мощью. Личные таланты не выдвигались и не культивировались – социальная установка была совсем другая. Сила государства выражалась, прежде всего, в строительстве, а значит, в архитектуре, которая играла ведущую роль в римском
201
Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
искусстве, а скульптура и живопись были у них только продолжением того, что было сделано в этих художественных отраслях греками.
Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства – города Рима, который в I – III вв. до н. э. насчитывал от 1 до 1,5 млн. жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.
Форумом (лат. forum – площадь, место суда, арена в цирке) в Древнем Риме называли площадь и рынок, являвшиеся, как в Древней Греции агора, центром культурной жизни. Главным форумом Рима был форум Романум. Часто на форумах возводили базилику (от греч. basilike – царский дом) – прямоугольное сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн на три или пять нефов. В них происходили судебные заседания; собирались граждане, вели свои дела торговцы и менялы. Здесь же могли располагаться и органы власти. В императорских дворцах базилики служили тронными залами. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма.
Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имело прежде всего политическое значение. 30-метровую колонну Траяна украшал спиралевидный фриз длиной, в 200м с изображением военных подвигов Траяна увенчала статуя императора, в основание которой была замурована урна с его прахом.
202
Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (от греч. «место, посвященное всем богам»). Это был храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.
Наиболее характерными памятниками римского зодчества являются акведуки, мосты, театры, термы (общественные бани), городские и загородные резиденции императоров и знати, здания государственных учреждений. Амфитеатры и цирки, в которых стравливали животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, – особенность культурной жизни Рима.
Амфитеатр выполнял функцию сооружения для зрелищ (чаще всего гладиаторских боев), имел овальную арену, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. Самым знаменитым являлся Колизей (от лат. colosseus – громадный), амфитеатр Флавиев в Риме, воздвигнутый в 75 – 80 гг. н. э., вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане Колизей представляет собой эллипс окружностью 524 м и высотой 57 м, над которым на 240 мачтах натягивали тент. Амфитеатр был разделен на четыре огромных яруса. Под ареной находились клетки для зверей и кладовые для реквизита. На высоте 3,5 м над уровнем арены размещалась императорская ложа.
Театральная публика, строго соблюдая социальные различия, рассаживалась по рядам, высеченным из мощных каменных блоков. Удобные места предназначены для местных начальников, а сами воины отправлялись дальше; на каменные сиденья; где выгравировано название их сословия. Ступенью выше начала представления ожидали священники и торговцы.
В 28 году до н. э. император Август построил в Галлии амфитеатр – монументальное каменное строение на бетонном фундаменте, имевшее
203
Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
124 выхода и 192 лестницы, которые позволяли свободно входить и выходить 24 000 зрителям, располагавшимся в 34 рядах на трех ярусах. В Колизее, центре проведения всех 45 римских общественных праздников, устраивались жертвоприношения и проводились гладиаторские бои. Первоначально бои устраивали, в честь богов, но затем они стали любимым развлечением римлян.
ВРиме строились великолепные здания общественных бань (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими задами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3-6 этажей. Римские термы играли важную роль в обыденной жизни. Они представляли собой огромные здания со сводчатыми потолками, ставшие своеобразными культурными и общественными центрами. Самые роскошные из римских терм, Термы Каракаллы, построенные в III веке, вмещали до 1300 человек. Под их бетонными сводами находился бассейн с проточной водой величиной с небольшое озеро и огромный зал для занятий гимнастикой. В зданиях терм находились библиотека книг на греческом и латинском языках, кулуары для отдыха, галереи для дружеских бесед. Термы Каракаллы были украшены огромным количеством скульптурных произведений.
Впериод империи значительно улучшилась планировка римских городов.
Вэпоху правления Нерона в Риме разразился пожар, уничтоживший 10 из 14 районов, в которых деревянные постройки располагались вдоль узких улочек. После случившегося император решил отстроить Рим по новому плану – с широкими улицами, каменными домами и роскошным императорским дворцом.
Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с Грецией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строительства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой техники стало невозможным: а Риме разрабатываются и получают широчайшее распространение принципиально новые конструкции – кирпично-бетонные,
204
Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и – что особенно важно – ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы на плечи малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих-рабов. В отличие от греков, складывавших свои здания из великолепно отесанных каменных плит, римляне возводили здания с помощью бетона: каменная или кирпичная оболочка заливались смесью извести и щебня. Затвердевая, эта масса превращала здание в огромный монолит. Бетон, принадлежащий к числу важнейших открытий римлян в области инженерной техники, использовался при сооружении не только целых зданий, но и их фрагментов, например арочных сводов, ставших одним из основополагающих элементов архитектуры.
Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуков), канализации (клоак). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Для связи с основными центрами в империи римляне построили 372 мощенные камнем дороги общей протяженностью около 80 тыс. км.
Одной из первых римских скульптур была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н. э. С IV в. до н. э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было принято специальное решение, по которому многие из них были сняты. Бронзовые статуи, как правило, отливались в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а, начиная со II в. до н. э., греческими скульпторами. Массовое производство статуй не способствовало созданию подлинно художественных произведений. Самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом.
С конца III в. до н. э. на римскую скульптуру начинает оказывать сильное влияние греческая скульптура. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных
205
Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование препятствовали расцвету собственной римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли новые художественные идеи и создали несколько превосходных шедевров («Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря). Под влиянием греческих мастеров римский портрет освободился от наивного натурализма, свойственного этрусской школе, и приобрел черты художественной обобщенности, то есть подлинного произведения искусства.
Господствующей эстетической и концептуальной идеей, пронизывающей римскую скульптуру I – II вв., была центральная идея официальной культуры – идея величия Рима, мощи императорской власти. Эта идея воплощалась в разных скульптурных формах, прежде всего в форме рельефных композиций на стенах различных зданий – храмов, триумфальных арок, алтарей, колонн, амфитеатров, – изображающих сцены военных походов императоров, популярных мифов, где действовали боги и герои, покровители Рима или царствующей династии. Наиболее выдающимися памятниками такого официального рельефа стал фриз колонны Траяна и колонны Марка Аврелия, воздвигнутых ими в честь побед соответственно над даками и маркоманами.
В круглой скульптуре формируется официальное направление – портреты царствующего императора, членов его семьи, приближенных к нему лиц, его предков, покровительствующих ему богов и героев. Большая их часть выполнена в традициях классицизма, предполагающего идеализированный образ могучего и мудрого правителя.
С живописью римляне познакомились также благодаря этрускам, которые, как доказано, широко пользовались ею для украшения своих погребальных склепов и, вероятно, также храмов и жилищ. При императоре Августе Рим имел уже нескольких более или менее искусных живописцев, во
206
Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
главе которых стоял знаменитый Лудий. Но всё это были преимущественно декораторы; живопись же, в строгом смысле слова, не играющая роли пособницы при архитектуре, постоянно оставалась в руках греков. Едва ли не самую главную её задачу составляли портреты.
Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех завоеванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также пейзажные зарисовки. Особенно распространенным видом искусства была мозаика и обработка, драгоценных металлов и бронзы.
В живописи римляне также выказали себя учениками греков, они проявили в ней больше оригинальности, чем в скульптуре, К сожалению, живопись менее долговечна, нежели скульптура, поэтому образцов первой сохранилось меньше, чем примеров второй. Исключением следует считать настенные фрески, обнаруженные археологами в домах Помпеи, Геркуланума и Рима. Их выделяют приятные цвета, живые краски, свобода живописной манеры, свидетельствующие об огромном таланте римских художников. Римская живопись, отталкиваясь непосредственно от греческих образцов, использовала различные возможности для пластического изображения: цветовая и воздушная перспектива, свет и тени создавали иллюзию пространства. Художники часто изображали сцены из повседневной жизни и натюрморты. О живописи эпохи Римской империи мы можем судить, прежде всего, по фрескам, покрывавшим стены домов знати. Само по себе искусство декорирования восходит к греческой традиции расписывания стен и обустройства внутренних двориков скульптурами. Орнаментальная живопись интерьеров в течение I века до н. э. вытеснялась имитацией архитектурного декора и свелась в итоге к живописи и скульптуре «тромлей», что отражало тяготение к пышности.
207
Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Неплохо сохранились фрески нескольких вилл города Помпеи, засыпанных пеплом в результате извержения вулкана Везувия. Они показывают, что художники свободно владели всеми живописными средствами, (богатой палитрой, игрой света и тени, точным рисунком и т. п.). Станковая живопись не сохранилась, но из письменных источников известно, что ведущим жанром был портрет. Наряду с жилищем римляне расписывали домашнюю мебель и посуду.
В отличие от Египта и Греции, искусство использовалось римлянами не для выражения возвышенных чувств и идей, а больше для демонстрации богатства, престижа, статуса.
Раскопки Помпеи и Геркуланума, расчистка остатков терм Тита, находки во многих погребальных склепах вблизи Рима и недавние исследования развалин на Палатинском холме продемонстрировали множество образцов Римской живописи, хотя и относящихся к разряду стенной, чисто декоративной росписи, но в них встречаются изображения отдельных человеческих фигур, целых сцен, пейзажей, неодушевлённых предметов, и эти изображения дают возможность судить о рисунке, композиции, колорите и технике тогдашней живописи вообще.
Помпейская стенная живопись, подобно самим домам, которые были украшены ею, представляется приспособлением взятого от греков к римским вкусу и требованиям. Обыкновенно стена была окрашена в какой-нибудь один, ровный цвет, чаще всего в тёмно-красный или в не особенно яркий жёлтый, реже в чёрный, голубой, зелёный и лиловый; внизу её шла панель более тёмного цвета, повторяющаяся и вверху, под потолком, в виде фриза. Площадь стены обрамлялась тонкими, более тёмными или более светлыми, чем она, полосками, которые, кроме того, разделяли её на панно. В середине этих панно либо изображались одиночные фигуры, как бы летящие в воздухе, например вакханки, танцовщицы, крылатые гении, скачущие сатиры, кривляющиеся
208
Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
мимы и т. п., либо рисовались настоящие картины, содержание которых заимствовалось большей частью из мифологии и героических легенд.
При этом художники почти всегда воспроизводили знаменитые произведения греческих живописцев или свободно подражали их композициям. Таким образом, в числе сюжетов встречаются «Жертвоприношение Ифигении», «Гнев Ахилла», «Воспитание Ахилла», «Расставание Ахилла с Брисеидой», «Персей, убивающий Минотавра», «Освобождение Андромеды», «Нарцисс, любующийся отражением своей фигуры в источнике», и т. д. Попадаются также и сцены жанрового характера с оттенком то сентиментальности, то комизма.
Что касается приёмов исполнения этой живописи, то они были те же самые, как и у греков: художник работал водяными красками по мокрой штукатурке (техника фрески), или же по сухой. Такого же рода, как и помпейские образцы живописи, но гораздо лучше их по художественному достоинству, были произведения её в самом Риме. К сожалению, их дошло до нас очень немного.
Расцвет римского искусства пришёлся на время правления императора Августа. Строилось и ремонтировалось много мостов, акведуков, дорог, отличавшихся, как, в частности, мост в Римини, гармоничностью форм, красивой конструкцией, лаконизмом декора. Замечание Августа в анкирской надписи, что он «принял Рим глиняным, а оставляет его мраморным», не было преувеличением. Большое количество зданий сделало столицу, по всей вероятности, красивейшим городом того времени.
На годы Августа приходится расцвет скульптурного декора, различных рельефов: орнаментальных, мифологических, исторических, полно представленных в Алтаре Мира. Во времена Августа больше, чем раньше, создавалось женских портретов, а также детских, весьма до этого редких. Чаще всего это были изображения жены и дочери принцепса, в мраморных и бронзовых бюстах и статуях мальчиков представали наследники престола.
209
Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Официальный характер таких произведений сознавался всеми: многие состоятельные римляне нередко устанавливали в своих домах такие изваяния, чтобы подчеркнуть принадлежность к правящему роду.
В искусстве времени Августа многое изменилось по сравнению с республиканским. Это были годы оживленной строительной деятельности, широкого распространения скульптурного портрета, пристального внимания к оформлению интерьера фресками, мозаиками, новыми рельефами, статуями. В художественных образах находили выражение новые взаимоотношения людей, человек начинал выступать уже не гражданином республики, но в иной своей сущности, как подданный императора. Искусство становилось государственной деятельностью, во многом подчиненной вкусам принцепса. Империя всё заметнее накладывала отпечаток на творчество мастеров. Официальность в произведениях искусства усиливалась, и в связи с этим принижалась роль народных традиций. Возвеличивание принцепса способствовало усилению подобострастия и лести, вело к утрате искренности.
Получила своё развитие и римская литература. В I веке до н. э, жил прославивший римскую литературу Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.) – оратор, писатель, знаток греческой философии. Его публицистические произведения относят к лучшим образцам римской прозы. Сохранилось более 50 речей Цицерона и его сочинений по теории риторики. Цицерон был не только замечательным писателем и выдающимся оратором, но и видным государственным деятелем, юристом, знатоком философии. Его творчество открыло в римской литературе эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом прозы.
Больших успехов достигла римская поэзия в I веке до н. э. Современниками Цицерона были великие римские поэты Лукреций (около 96 – 55 гг. до н. э.) и Катулл (87/84 – около 54 до н. э.). Лукрецию принадлежит замечательная философская поэма «О природе вещей», представляющая мир
210
Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
комбинацией атомов и дающая понятие теории эволюции. Большую известность из лирических поэтов получил Гораций (65 – 8 гг. до н. э.), в сатирах, лирических «одах» и посланиях которого до нас дошло множество философских рассуждений и житейских наставлений, написанных в духе эпикуреизма и стоицизма. Его трактат «Наука поэзии» стал теоретической основой классицизма. Не менее прославленным поэтом являлся Овидий (43 до н. э. – около 18 гг. н. э.). Его перу принадлежат любовные элегии и послания, проникнутые юмором и иронией дидактические поэмы «Наука любви», «Средства от любви». Мифологический эпос «Метаморфозы» (о «превращениях» людей и богов в животных, созвездия и проч.) и «Фасты» (о римских религиозных праздниках) выступают памятниками европейского значения. Овидий оказал большое влияние на литературу средневековья и Возрождения.
Правление императора Августа (63 до н. э. – 14 н. э.) названо «золотым веком» римской поэзии. Он вошел в историю как правитель, во времена которого жили великие поэты и писатели. Вокруг его друга – богача и покровителя искусств Гая Мецената (?–8 до н. э.), чье имя стало нарицательным, сложился кружок литераторов, возвеличивавших римскую старину. Самый знаменитый из них – Вергилий (70 – 19 до н. э.), прославившийся в качестве автора «Энеиды», написанной по заказу императора Августа и ставшей римским национальным эпосом. В этой поэме Вергилий, реагируя на заказ правителя, пытается возбудить в римлянах национальную гордость сказаниями о великих судьбах их прародителей и, с другой стороны, защитить династические интересы Августа, будто бы потомка Энея через его сына Юлия, или Аскания.
Первыми памятниками римской прозы были законы, договоры и богослужебные книги, но уже в пожаре 387 до н. э. сгорели многие важные документы. В 240 до н. э. римляне познакомились с трагедией и комедией
211
Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
авторства Ливия Андроника, который перевёл на латынь «Одиссею» и по поручению жрецов написал первую латинскую хоровую песнь. Появились элегии в честь представителей знатных фамилий. Самая ранняя элегия сохранилась на памятнике Луция Корнелия Сципиона Барбата и датируется 298 годом до н. э.
Зачатки римской народной драмы появились во время разных сельских празднеств. Основным видом драматических произведений стали ателланы. При Андронике началась поэтическая деятельность Гнея Невия с его эпическим произведением о Первой Пунической войне. После Второй Пунической войны появились произведения поэта Квинта Энния, который впервые ввёл в
латинскую литературу гекзаметр.
В то же время в этот период прославились комедиографы Тит Макций Плавт и Публий Теренций, а сатира стала чисто римским жанром. В заимствованные у греков сюжеты и ситуации они внесли колорит римской жизни. Ими были созданы комедия нравов, в которых отражена повседневная жизнь и основные типажи римского общества. Плавту приписывали создание 130 комедий, из которых до нас дошли 20. Изображая в комедиях скупых отцов, воинов-наемников, богемных юношей, хитрых, находчивых рабов, автор исподволь противопоставлял испорченность греков непорочности римлян. Комедии Плавта были первыми пьесами с ярким римским юмором и сочным латинским языком. Комедии Теренция отличаются точной характеристикой персонажей, тщательной мотивацией поступков и искусной драматургией. Раскрывая основные темы комедий (проблемы семьи, любви и человечности), он избегал вульгарности и грубого юмора Плавта. Его произведения отличались изяществом языка и были рассчитаны на образованных читателей.
Римское театральное искусство в основном шло по пути подражания греческим бытовым комедиям, но было построено на материале из жизни римского общества. Жанр высокой трагедии, берущий начало из античной
212
Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
классики с ее идеями трагическое вины и неизбежного рока, у римлян не получил развития. Он не нашел и не мог найти эмоционального отклика у людей, живших но четким нормам права и рассудочным принципам.
Большую роль в пьесах Плавта играют рабы, благодаря которым действие часто разворачивается и подводится к развязке. В комедиях почти всегда фигурируют прихлебатель (паразит) и сводник. В основе комедий часто лежит любовная интрига, но все они оканчиваются благополучно для главного героя. При этом женские роли на сцене исполнялись мужчинами. Язык его произведений был народным, шутки зачастую непристойные, а действие полно обескураживающих выходок. Использовал музыкальное сопровождение.
Одна из знаменитых комедий Плавта – «Менехмы, или Близнецы». Её сюжет заключается в следующем: В городе Сиракузах жил купец, а у него было два мальчика-близнеца, похожих как две капли воды. Купец поехал за море и взял с собою одного из мальчиков – по имени Менехм. Там был праздник, мальчик потерялся в толпе; его подобрал другой купец – из города Эпидамна, увез к себе, усыновил, а потом подыскал ему жену и оставил все свое состояние. Второй мальчик остался в Сиракузах; в память о пропавшем его переименовали и тоже назвали Менехмом. Он вырос, отправился на поиски брата, долго ездил по всем городам и, наконец, добрался до Эпидамна. Вот тут и столкнулись два близнеца, Менехм Эпидамнский и Менехм Сиракузский, и понятно, что при этом вышло много путаниц и недоразуменийю
При Нероне получил известность «Сатирикон» Петрония Арбитра – одно из произведений художественной латинской прозы. Марк Валерий Марциал и Децим Юний Ювенал также внесли большой вклад в римскую сатиру. Последним крупным писателем периода расцвета империи стал Апулей – сохранилось его полусатирическое произведение «Метаморфозы, или Золотой осёл».
213
Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
ВIII веке появилась раннехристианская литература (Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан, Киприан, Минуций Феликс), усилившая свои позиции в следующем веке (Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Арнобий, Цецилий Фирмиан Лактанций).
Важную роль в римской культуре играли массовые зрелища. Римские зрелища первоначально были связаны с религиозными праздниками, но вскоре стали организовываться и по другим поводам. Древнейшими и самыми людными были игры в Большом цирке. Так называлась природная лощина размером примерно 600 х 150 м между холмами Авентином и Палатином, склоны которых предоставляли места зрителям. Здесь устраивались конские бега. В первые века Республики граждане могли участвовать в состязании и сами, и посылая туда своих коней и рабов. Венок, которым награждался хозяин победившей упряжки, считался столь же почетным, как воинский венок за доблесть. В более позднее время зрительский азарт поддерживался соперничеством цирковых партий (при Республике их было две). Без конских ристалий не обходился ни один праздник.
Свои формы, обращенные к массовой аудитории, имела идеология славы. Так, всенародным зрелищем был так называемый триумф – торжественный въезд победоносного полководца в Рим и ритуальное шествие его к храму Юпитера Капитолийского.
Втеатральное действо обращались и похороны знатного человека. В погребальном шествии участвовали «изображения» (раскрашенные маски) знаменитых предков умершего. По словам Полибия, они надевались на людей подходящего роста и сложения, одетых в соответствии с должностями изображаемых. Они сопровождали тело на колесницах, а впереди них несли знаки отличия. От масок, выносившихся на похоронах, вел свое начало знаменитый римский скульптурный портрет с его интересом к индивидуальным чертам лица, стремлением к правдивости и неприкрашенности.
214
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Следы Древнего Рима в современном мире
Древний Рим оказал большое влияние на современный мир. Хотя с момента расцвета Римской империи прошли тысячи лет, мы все еще можем видеть свидетельства этого в нашем искусстве, архитектуре, технологиях, литературе, языке и праве. От мостов и стадионов до книг и слов, которые мы слышим каждый день, древние римляне оставили свой след в нашем мире.
Искусство и архитектура
Древние римляне оказали огромное влияние на искусство и архитектуру. Мы можем найти следы римского влияния в формах и структурах на всем протяжении развития западной культуры.
Хотя Древняя Греция сильно повлияла на римлян, они смогли улучшить некоторые заимствованные греческие конструкции и изобретения. Например, они продолжали использовать колонны, но форма стала более декоративной и менее структурной в римских зданиях. Древние римляне создавали изогнутые крыши и крупномасштабные арки, которые могли выдерживать больший вес, чем конструкция из стоек и балок, которую использовали греки. Эти арки служили основой для массивных мостов и акведуков, созданных римлянами. Древние любители игр также построили большие амфитеатры, в том числе Колизей. Спортивные стадионы, которые мы видим сегодня, с их овальными формами и многоуровневыми сиденьями, произошли от основной идеи, разработанной римлянами.
Арки Колизея сделаны из цемента, чрезвычайно прочного строительного материала, который римляне изготавливали из подручных средств: вулканического пепла и вулканической породы. Современные ученые считают, что использование этого пепла является причиной того, что такие сооружения, как Колизей, все еще стоят сегодня. Римские подводные конструкции оказались еще прочнее. Морская вода, вступая в реакцию с вулканическим пеплом, образовала кристаллы, которые заполнили трещины в бетоне. Чтобы сделать бетон таким прочным, современные строители должны армировать его сталью. Поэтому сегодня ученые изучают римский бетон, надеясь повторить успех древних мастеров-строителей.
Скульптурное искусство того периода также оказалось довольно прочным. Римляне делали свои статуи из мрамора, возводя памятники великим человеческим достижениям и достижениям. Сегодня в музеях по всему миру можно увидеть тысячи римских артефактов.
Технологии и наука
Древние римляне первыми продвинулись во многих областях науки и техники, создав инструменты и методы, которые в конечном итоге сформировали то, как мир делает определенные вещи.
Римляне были искусными инженерами. Они достаточно хорошо понимали законы физики, чтобы разработать акведуки и лучшие способы улучшения потока воды. Они использовали воду как энергию для питания шахт и мельниц. Они также построили обширную сеть дорог, что было большим достижением в то время. Их дороги были построены путем укладки гравия, а затем вымощены каменными плитами. Система римских дорог была настолько велика, что говорили, что «все дороги ведут в Рим».
Наряду с крупномасштабными инженерными проектами римляне также разработали инструменты и методы для использования в сельском хозяйстве. Римляне стали успешными земледельцами благодаря своим знаниям о климате, почве и других вопросах, связанных с посадками. Они разработали или усовершенствовали способы эффективной посадки сельскохозяйственных культур, а также орошения и осушения полей. Современные фермеры до сих пор используют их методы, такие как севооборот, обрезка, прививка, отбор семян и внесение удобрений. Римляне также использовали мельницы для обработки зерна от земледелия, что повысило их эффективность и наняло много людей.
Литература и язык
Большая часть мировой литературы находится под сильным влиянием литературы древних римлян. Во время того, что считается «золотым веком римской поэзии», такие поэты, как Вергилий, Гораций и Овидий, создали произведения, которые оказали неизгладимое влияние. Например, « Метаморфозы » Овидия вдохновили таких авторов, как Чосер, Мильтон, Данте и Шекспир. Шекспир, в частности, был очарован древними римлянами, которые послужили источником вдохновения для некоторых его пьес, в том числе Юлий Цезарь и Антоний и Клеопатра .
В то время как римская литература оказала глубокое влияние на остальной мир, важно отметить влияние, которое римский язык оказал на западный мир. Древние римляне говорили на латыни, которая распространилась по всему миру с ростом римской политической власти. Латынь стала основой для группы языков, называемых «романскими языками». К ним относятся французский, испанский, итальянский, португальский, румынский и каталанский языки. Многие латинские корневые слова также являются основой для многих английских слов. Английский алфавит основан на латинском алфавите. Вместе с тем в современной системе правосудия до сих пор используется много латыни.
Закон
Использование латинских слов — не единственный способ, которым древние римляне повлияли на западную систему правосудия. Хотя римская система правосудия была крайне суровой в своих наказаниях, она послужила грубым наброском того, как сегодня происходят судебные разбирательства. Например, было предварительное слушание, как и сегодня, когда мировой судья решал, было ли дело на самом деле. Если были основания для дела, дело рассматривал видный римский гражданин, представлялись свидетели и доказательства. Римские законы и их судебная система послужили основой для систем правосудия многих стран, таких как Соединенные Штаты и большая часть Европы.
Древние римляне помогли заложить основы многих аспектов современного мира. Неудивительно, что когда-то процветающая империя смогла так сильно повлиять на мир и оставить после себя неизгладимое наследие.
Римская наука — Энциклопедия всемирной истории
Римляне ассимилировали раннюю греческую науку для своих собственных целей, оценивая, а затем принимая или отвергая то, что было наиболее полезным, так же, как они делали это в других областях, таких как военное дело, искусство и театр. Эта ассимиляция греческой мысли началась во 2 веке до нашей эры, и идеи часто приходили вместе с их практиками. Например, первые специалисты-архитекторы и врачи в римском мире очень часто были греками. Уважение римлян к древнегреческим ученым сохранялось вплоть до конца империи, и поэтому римские ученые, даже если их собственные инновации были в большей степени связаны с уточнениями, чем с прямыми новыми идеями, сумели задокументировать и записать давнюю древнюю традицию научных исследований. мысль, поэтому сохранив ее для потомков. Старый подход историков, согласно которому у римлян не было собственной значимой науки, теперь подвергся переоценке, чтобы отразить их практический вклад в развитие таких областей, как архитектура, инженерия и медицина, которые были подкреплены прогрессом в таких науках, как геометрия, физика, и биология.
Отношение к науке
Одной из заметных особенностей римских ученых было их стремление к авторитетным ответам на любые вопросы, которые у них возникали о мире. Кроме того, для практического ума римлян наука должна была давать полезную информацию, которую можно было бы использовать для обеспечения успешных результатов реальных проектов. Долгие и в конечном счете бесцельные дискуссии и исследования на чисто теоретическом уровне были не для римского ученого. Физика должна была иметь практическое применение для создания эффективных торсионных катапульт, биология должна повышать урожайность сельскохозяйственных культур, а математика и геометрия должны сочетаться, чтобы давать наилучшие ответы и строить самые впечатляющие купола и арки. Это стремление к научным знаниям очень часто спонсировалось богатыми частными лицами, которые стремились получить выгоду от репутации в обществе как активных пропагандистов культуры.
Удалить рекламу
Реклама
Римские научные авторы
Выделяется ряд римских авторов, которые пытались изучить более раннюю греческую науку и превратить эту совокупность знаний с некоторыми новыми открытиями и теориями в корпус практически полезных идей, подходящих для римского образа жизни:
- Катон (р.
234 г. до н.э.) – известный оратор также написал ценный трактат ( De agricultura ), в котором давал советы о том, как вести хорошее хозяйство, с заметками о производстве вина и масла, а также о различных средствах от болезней сельскохозяйственных культур.
- Варрон (р. 116 г. до н. э.) — был самым плодовитым научным автором, хотя очень мало его работ сохранилось. Единственным исключением является Res Rusticae, , в котором описываются лучшие способы управления большим поместьем. Другие его работы по математике, географии, биологии и многим другим живут благодаря его огромному влиянию на более поздних авторов, таких как Витрувий, Плиний, Августин и Марсиан Капелла.
- Цицерон (р. 106 г. до н.э.) – известен как оратор и политик, его большой вклад в науку заключался в переводе греческого корпуса на латынь, а его работы по философии оказались особенно влиятельными в области космологии и физики.
- Юлий Цезарь (р.
100 г. до н.э.) – его Галльские войны включали много по географии, и он написал потерянную работу о звездах.
- Лукреций (94 г. до н.э.) – написал De rerum natura об основных греческих работах по атомистической философии и особенно интересовался оптикой и биологией.
- Нигидий (1 век до н.э.) – писал работы (которые сохранились лишь фрагментарно) по астрономии, зоологии, погоде и человеческой природе.
- Витрувий (1 век до н.э.) – написал влиятельную работу по архитектуре ( De architectura ), которая включала геодезию, городское планирование, математику, принципы пропорций, материалы, астрономию и механику.
- Сенека – его работа по натурфилософии включала изучение метеорологии, землетрясений, вулканов, комет и метеоров.
- Колумелла (р. 50 г. н.э.) – написал наиболее полное руководство по передовой сельскохозяйственной практике.
12 книг, предназначенных для консультирования владельцев крупных поместий, охватывают такие области, как виноградарство, садоводство, животноводство, фермерские календари и лучший план для виллы.
- Маркус Манилий (1 век н.э.) – написал пять томов по астрологии, его Astronomica .
- Помпоний Мела (1 век н.э.) – составил обширный обзор географии Средиземноморья и Северной Европы, опубликованный в его трехтомнике De chorographia .
- Авл Корнелий Цельс (1 век н.э.) – который составил обширную энциклопедию, восемь томов которой, De medicina , исследовали медицинские науки (старые и новые) и такие темы, как диета, терапия и хирургия.
- Скрибоний Ларгус (1 г. до н.э.) – составил справочник Compositones (Предписания) о медицинских средствах, особенно полезных для гладиаторов.
- Плиний Старший (23 г.
до н.э.) – составил 36-томную энциклопедию Naturalis Historia о мире природы – животных, растениях и минералах. Сам он утверждал, что его работа содержит не менее 20 000 фактов.
- Фронтинус (ум. ок. 103 г. н.э.) – сочинил труды по военной науке, особенно по военным машинам, и написал о водных системах Рима в своей De acquis urbis Romae .
- Гален (р. 129 г. н.э.) – греческого происхождения, который стал врачом императоров после того, как начал свою карьеру с оказания медицинской помощи гладиаторам. Он является бесценным источником по более ранним медицинским вопросам, особенно по Гиппократу, но также сам успешно практиковал сложные операции.
Отношение поздней империи к науке
В середине 3 века н.э. научная мысль была преобразована, наряду с религией и философией, мыслителями-неоплатониками Плотином из Египта и Порфирием из Сирии. Одним из многих последующих ученых-неоплатоников, чтобы проиллюстрировать широту обсуждаемых ими предметов, был Марсиан Капелла (ок. 430 г. н.э.), писавший по геометрии, арифметике, астрономии, теории музыки и географии. В дополнение к этому новому подходу монотеизм христианства распространился и стал официальной государственной религией к 4 веку нашей эры. Христиане с осторожностью относились к любым научным теориям, противоречащим их взглядам на вселенную, но эти две позиции не обязательно были антагонистическими, и несколько важных ученых на самом деле были христианами, например Кальцидий (ок. 375 г. н.э.), который много писал о космологии.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Полусферические солнечные часы
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Ученые-медики продолжали активно писать. Известные имена того периода – Марцелл Бордоский (ок. 400 г. н.э.), написавший обширный сборник лекарств, а также Феодор Присциан, Целий Аврелиан (ок. 450 г. н.э.) и Вегеций, которые все опирались на более ранние, часто теперь утерянные, работает. К V веку н.э. и крушению Западной империи римская наука перестала иметь какой-либо идентифицируемый характер, но два автора, которые выделяются из этого периода, – это Кассиодор Сенатор (485 г. н.э.) и Боэций (ок. 520 г. н.э.), которые оба, еще раз продемонстрировал почтение римлян к греческим источникам и традициям.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Научные достижения
Архитектура
Римляне переняли греческие архитектурные ордера, добавили в репертуар композитную капитель и тосканскую колонну и в целом сделали свои здания гораздо более замысловато декоративными. Амбициозные в своих монументальных строительных проектах, они были вынуждены использовать кирпич по-новому, строить широкопролетные арки и поддерживающие контрфорсы, даже изобретать новый тип бетона, который был бы достаточно легким для больших куполов и достаточно водостойким для портовые кроты. Появились новые типы зданий: базилика, триумфальная арка, монументальный акведук, амфитеатр, зернохранилище. Были и огромные банные комплексы с комнатами разной температуры, теплыми полами и бассейнами, и многоэтажные жилые дома для бедняков. Такие проекты требовали сложных конструкций с использованием широкого спектра математических навыков, и в результате акцент был сделан не только на структуру и блоки здания, но и на великолепие пространства, заключенного в этих материалах.
Акведук Pont del Diable, Tarraco
Mark Cartwright (CC BY-NC-SA)
Астрономия и астрология
Римляне переняли многое из того, что греки и птолемеевский Египет ранее достигли в области астрономии. Измерение времени с помощью солнечных часов стало более точным в римский период, когда стали популярными даже переносные солнечные часы, иногда со сменными дисками, чтобы компенсировать изменения местоположения. Общественные солнечные часы присутствовали во всех крупных городах, и об их популярности свидетельствуют археологические находки, такие как 35 только из Помпеи. Семидневная астрологическая неделя была принята во времена правления Августа.
Удалить рекламу
Реклама
Римляне были великими инженерами и постоянно стремились освоить естественную среду и проверить пределы физики.
Астрология, также заимствованная из птолемеевского Египта, была популярна у римлян, и, как и во многих других древних культурах, связь движения небесных тел и знаков зодиака с человеческим опытом воспринималась как несомненная (даже если несколько скептиков среди ученых). Императоры часто использовали астрологов, чтобы продемонстрировать населению, что их решения и политика всегда были лучшими, хотя Август запретил им давать консультации частным лицам.
Сельское хозяйство
Римляне хорошо осознавали, как это задокументировано в работах Колумеллы среди прочих, важность климата, типа почвы и рельефа для обеспечения наилучших производственных результатов. Римляне эффективно использовали методы, знакомые европейским фермерам XIX века н. э., такие как севооборот, обрезка, прививка, отбор семян, дренаж, орошение и внесение удобрений. Некоторые специализированные отрасли, такие как виноградарство, легко соответствовали объему производства производителей CE в 20-м веке. Были разработаны инструменты, начиная от колесных плугов и заканчивая уборочными машинами, запряженными волами, которые значительно повысили эффективность. Мельницы (и сита) были разработаны для производства более тонкой муки для выпечки хлеба, а здания были специально построены для лучшего хранения урожая. Фермеры знали ценность теплиц и даже экспериментировали с генетическими модификациями, например, скрещивая яблоки с тыквами.
Кролик, римская мозаика
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Навыки животноводства также развивались, так что успешно выращивались овцы, коровы, козы, домашняя птица и свиньи. Их размер и качество шерсти свидетельствуют о том, что римляне были такими же опытными, как и любые животноводы до или после. Такие дичи, как кролик, заяц, кабан и олень, успешно выращивались на больших закрытых участках леса. Рыбу и морских обитателей аналогичным образом выращивали в искусственной и контролируемой среде, где вода регулярно менялась (иногда даже нагревалась) и разрабатывались лучшие искусственные корма. Римляне также научились сохранять пищу, используя всевозможные методы, такие как копчение, соление, сушка, соление, маринование в рассоле или уксусе и хранение в меду.
Удалить рекламу
Реклама
Машиностроение
Римляне были великими инженерами и постоянно стремились освоить естественную среду и проверить пределы физики. Акведуки были не только огромными строительными проектами (сооружались до 50 метров в высоту, когда они пересекали долины и доставляли воду на расстояние до 100 км от ее источника), но они также использовали множество инженерных приемов, чтобы улучшить поток воды и повысить ее чистоту: перевернутые сифоны, запорные краны, отстойники. резервуары, аэрационные каскады и сетчатые фильтры. Туннели были построены, чтобы обеспечить более прямые маршруты для акведуков и дорог, и вырыты с геодезической точностью, чтобы войти в гору и выйти из нее точно в нужном месте. Водяные мельницы использовали энергию воды из рек, используя сложные системы колес и шестерен, и использовали полученную энергию для привода мельниц для производства муки, для пил для резки мрамора или для дробления руды в поисках драгоценных металлов.
Война и тот факт, что технологические инновации очень часто гарантировали победу, означали, что римляне стремились усовершенствовать такие основные элементы древнего поля битвы, как осадные машины и артиллерийские орудия. Римское оружие стреляло более крупными снарядами, дальше и точнее, чем когда-либо прежде. Механика торсионных машин была освоена, и они даже придумали способы разборки своей артиллерии, чтобы легко переместить ее в другое место, где ее можно было бы перестроить и снова использовать.
Романская лесопилка
Крис (CC BY)
На противоположной стороне человеческих усилий римляне также использовали свои инженерные навыки в индустрии развлечений. Амфитеатры и цирки сами по себе были архитектурными чудесами, но они также содержали всевозможные механические устройства, чтобы оживить публичные представления. Пока проносились колесницы, играли водные органы, машины имитировали грозы, а в полу арены появились скрытые люки, чтобы волшебным образом ввести экзотических и ужасающих животных в организованный хаос гладиаторских боев и реконструкций сражений.
Удалить рекламу
Реклама
География
Римляне мало что добавили к греческой традиции географии как теоретического предмета, но она стала основной статьей в их энциклопедиях. Военачальники в походах и региональные губернаторы были, пожалуй, величайшими географами римлян, поскольку они наносили на карту области, имеющие практическое значение для их роли. Помпоний Мела действительно попытался составить исчерпывающий каталог людей и мест известного мира, включая моря и места, представляющие исторический интерес, в середине I века нашей эры.0031 Хорография .
Математика и геометрия
Римская математика, как и более ранние греческие взгляды на эту дисциплину, поддерживала прочную связь с философией. Всегда заинтересованная в практическом применении теории, математика также имела тенденцию сосредотачиваться на природных явлениях и астрономии. Римляне применяли математику не только к проблемам архитектуры, но и к таким важным административным задачам, как налоговый учет и землеустройство. Кроме того, чисто математические предметы, которыми занимался Пифагор и другие, изучались как часть стандартного римского образования.
Роман Абак
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Возможно, одной из самых узнаваемых черт римской культуры, которая до сих пор широко используется в современном мире, является римская система счисления. Здесь I = 1, V = 5, X = 10, L = 50, а 1000 представлено буквой М, сокращением от милла / милле (тысяча). Система использует как сложение, так и вычитание для представления цифр (например, XX = 20 и IX = 9). Римляне также использовали дроби, и некоторые числа стали иметь особое значение (например, 365), и даже имена могли быть переведены в репрезентативное число (известно, что Нерон Цезарь в 666)
Медицина
Возможно, самым большим вкладом римлян в область медицины было распространение знаний о медицинских вопросах посредством публикации трактатов и большей доступности простых граждан к профессиональному врачу. В армии были свои назначенные врачи, как и в более крупных частных домах. Врачи также стали более амбициозными в своих операциях, лучше оснащены большим набором специализированных инструментов, от щипцов до ранорасширителей. Врачи также смогли получить ценный опыт, работая с ранеными и ранеными на арене. Еще одним нововведением стало создание специализированных госпиталей в каждом армейском лагере.
Лекарства были произведены и доступны более свободно, чем раньше, с таблетками, часто использующими растения и травы, включая использование морфина через извлеченный маковый сок. Благодаря более тщательному изучению тела после вскрытия такие внутренние повреждения, как повреждение почек и вывихи позвоночника, также могли быть точно диагностированы, даже если их излечение было маловероятным.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
история науки | Определение, естественная философия и развитие науки
история науки
Смотреть все СМИ
- Похожие темы:
- закон трех стадий наука
Просмотреть весь связанный контент →
история науки , развитие науки с течением времени.
На самом простом уровне наука — это знание мира природы. В природе есть много закономерностей, которые человечеству пришлось признать для выживания с момента появления Homo sapiens как вид. Солнце и Луна периодически повторяют свои движения. Некоторые движения, такие как суточное «движение» Солнца, наблюдать просто, в то время как другие, например годовое «движение» Солнца, наблюдать гораздо труднее. Оба движения коррелируют с важными земными событиями. День и ночь обеспечивают основной ритм человеческого существования. Времена года определяют миграцию животных, от которых на протяжении тысячелетий зависело выживание людей. С изобретением сельского хозяйства времена года стали еще более важными, так как неспособность распознать подходящее время для посадки могло привести к голоду. Наука, определяемая просто как знание природных процессов, универсальна для человечества и существует с самого начала человеческого существования.
Однако простое признание закономерностей не исчерпывает полного смысла науки. Во-первых, закономерности могут быть просто конструкциями человеческого разума. Люди делают поспешные выводы. Разум не терпит хаоса, поэтому он конструирует закономерности, даже если их объективно не существует. Так, например, один из астрономических «законов» средневековья заключался в том, что появление комет предвещало великий переворот, подобно тому, как за кометой 1066 г. последовало нормандское завоевание Британии. Истинные закономерности должны быть установлены путем отстраненного изучения данных. Поэтому наука должна использовать определенную степень скептицизма, чтобы предотвратить преждевременное обобщение.
Закономерности, даже если они математически выражены в виде законов природы, удовлетворяют не всех. Некоторые настаивают на том, что подлинное понимание требует объяснения причин законов, но именно в области причинности существуют самые большие разногласия. Современная квантовая механика, например, отказалась от поиска причинно-следственной связи и сегодня опирается только на математическое описание. С другой стороны, современная биология процветает на причинно-следственных цепочках, которые позволяют понять физиологические и эволюционные процессы с точки зрения физической активности таких объектов, как молекулы, клетки и организмы. Но даже если причинность и объяснение признаются необходимыми, нет единого мнения о видах причин, которые допустимы или возможны в науке. Если мы хотим, чтобы история науки имела хоть какой-то смысл, необходимо иметь дело с прошлым на его собственных условиях, и дело в том, что на протяжении большей части истории науки естествоиспытатели апеллировали к причинам, которые современные ученые отвергли бы без промедления. . Духовные и божественные силы считались реальными и необходимыми до конца 18 века, а в таких областях, как биология, глубоко в 19 веке.также й век.
Викторина «Британника»
Лица науки
Галилео Галилей. Андерс Цельсий. Вы можете узнать их имена, но знаете ли вы, кто они на самом деле? Соберите свои данные и проверьте свои знания об известных ученых в этой викторине.
Определенные условности регулировали обращение к Богу, богам или духам. Считалось, что боги и духи не могут быть полностью произвольными в своих действиях. В противном случае правильным ответом было бы умилостивление, а не рациональное исследование. Но, поскольку божество или божества сами были разумны или связаны рациональными принципами, люди могли раскрыть рациональный порядок мира. Вера в предельную рациональность творца или правителя мира действительно могла стимулировать оригинальную научную работу. Законы Кеплера, абсолютное пространство Ньютона и неприятие Эйнштейном вероятностной природы квантовой механики — все они были основаны на теологических, а не научных предположениях. Для чутких толкователей явлений конечная постижимость природы, казалось, требовала какого-то рационального руководящего духа. Примечательным выражением этой идеи является заявление Эйнштейна о том, что чудо не в том, что человечество постигает мир, а в том, что мир постижим.
Таким образом, наука в этой статье должна рассматриваться как знание естественных закономерностей, подвергающееся некоторой степени скептической строгости и объясняемое рациональными причинами. Последнее предостережение необходимо. Природа познается только через чувства, из которых доминируют зрение, осязание и слух, и человеческое представление о реальности смещено в сторону объектов этих чувств. Изобретение таких инструментов, как телескоп, микроскоп и счетчик Гейгера, сделало возможным постоянно расширяющийся спектр явлений, доступных для органов чувств. Таким образом, научное познание мира является лишь частичным, и прогресс науки следует за способностью человека делать явления воспринимаемыми.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В этой статье дается широкий обзор развития науки как способа изучения и понимания мира, от первобытной стадии наблюдения важных закономерностей в природе до эпохальной революции в представлениях о том, что составляет реальность, которая произошла в 20-х гг. физика века. Более подробное изложение истории конкретных наук, включая разработки конца 20-го и начала 21-го веков, можно найти в статьях по биологии; Науки о Земле; и физические науки.