Речевой этикет и риторика: Самообразование «Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет». | Материал по развитию речи (средняя группа):

Содержание

Глава 6. Речевой этикет

Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным.

В. Ключевский

Основы

риторики

как

искусства красноре-

Критика и принципы

ее воспри-

ятия Речевой этикет

Культура

деловой

дискуссии

Подготовка и про-

ведение деловой

Организация публичного

се

Риторика (греч. rhetorikē) – теория и искусство красноречия, ораторского искусства. Искусство деловой речи (деловая риторика) – это прикладное направление риторики, ориентированное прежде всего на обеспечение деловых людей (предпринимателей, менеджеров) правилами культурной речи. Искусство деловой речи учитывает коммуникацию как специфическую форму взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. «Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка.

Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познания, как инструмент мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является основным механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность. Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода»1.

Подчеркнем, что язык – важнейшее универсальное средство человеческого общения. Он живет и развивается, соединяя в себе две куль-

1 Гойхман, О.Я., Надеина, Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 7.

157

туры: книжно-литературную и устно-народную. Деловые люди должны знать, что для современного русского литературного языка характерно наличие обязательных норм: фонетических интонационных, фразеологических, грамматических и стилистических.

Норма – совокупность определенных средств и правил, складывающихся как результат отбора элементов культурной речи из числа наиболее пригодных для обслуживания коммуникативных потребностей общества. В пределах литературной нормы существуют варианты речи (книжной и разговорной), причем разговорная является предпочтительной. За пределами литературной нормы находятся профессиональные, просторечные и устаревшие варианты. При решении вопроса о нормативности культурной речи ориентируются на образцы, взятые из русской художественной литературы XIX – XX вв., отчасти на язык современных средств массовой информации, а также на речь старшего поколения интеллигенции.

Неумение владеть речевой коммуникацией на должном уровне – это весьма существенная причина, отличающая слабо подготовленных предпринимателей и менеджеров в работе с персоналом и предполагающая низкий уровень культуры в коллективе. Убедиться в этом несложно, если прислушаться и присмотреться, как они применяют давно апробированные методы коммуникативного воздействия словом, так же как внушение, убеждение и подражание. Тем более, неприемлемо использование нелитературной речи и нецензурной брани.

Ораторское искусство или красноречие заложено в профессиональных стандартах подготовки руководителей и специалистов. Риторика как важнейший вид искусства требует обстоятельного изучения и постоянного совершенствования.

Принципы речевого этикета

Деловая риторика предусматривает использование следующих принципов речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сенсорность, экспрессивность, интенсивность. Рассмотрим кратко каждый из них.

Доступность. Этот принцип заложен во взвешенности содержания речи, учете культурно-образовательного уровня аудитории слушателей, а также их производственного и жизненного опыта. В основном, люди рассчитывают на то, что им хочется услышать. Поэтому следует заранее установить социальный состав слушателей, на которых предстоит обратить внимание в общении. Например, служащие, руководители, рабочие, женщины, научные работники, студенческая молодежь, пенсионеры и т.д. Здесь полезен прием доступности содержания речи, использования еще не всем известной информации с точки зрения оригинальности и новизны, достоверности приводимых фактов, сочетания разнохарактерных сведений.

158

Ассоциативность. Данный принцип означает вызов сопереживания

исовместных размышлений, достигаемый обращением к рациональной и эмоциональной памяти сидящих в аудитории. Здесь уместны известные приемы аналогии, ссылки на похожие прецеденты, образность высказываний. Специальным рядом приемов в зависимости от специфики выступлений может быть музыка, живопись, поэзия, видеофильмы, слайды, фильмы, компьютерные анимации.

Сенсорность. Здесь акцент делается на чувствительность и разносторонность человеческих ощущений, эффективное воздействие на психику людей и активизацию процесса усвоения информации. Это достигается умелым применением исторических примеров, звука, света, рисунков, графических моделей в коммуникационном общении с аудиторией.

Экспрессивность. Предполагает эмоциональную напряженность речи, актерского мастерства, наличие лекторского «куража» за счет использования выразительности мимики, жестов, позы выступающего, динамики речи и других видов невербальных коммуникаций. Такая изнутри идущая раскрытость оратора должна свидетельствовать о его полной самоотдаче. Конкретные формы экспрессивности – выражение радости или грусти, сострадания и сопереживания, тихая и громкая речь, использование иронии и юмора, хороших анекдотов и др.

Интенсивность. Как принцип речевого воздействия характеризует темы подачи информации, степень подвижности выступающего во время общения. Многие люди испытывают нужду в дифференцированном темпе изложения и усвоения услышанного, т.к. монотонная спокойная речь усыпляет и быстро надоедает. Необходимо учитывать темперамент людей, их готовность к принятию определенного вида информации, личную заинтересованность в ней. Так, деловое краткое выступление на Совете директоров акционерного общества, доклад об итогах хозяйственной деятельности на собрании трудового коллектива

ияркое публичное выступление на митинге различаются по темпу и интенсивности. Важно как умение вписаться в настроение аудитории, так и умение предложить приемлемый темп усвоения информации, особенно для рабочих, пенсионеров, молодых студентов.

Данные принципы коммуникационного общения приобретают максимальную выразительность лишь при умелом использовании риторического инструментария.

Инструменты риторики

Практическое назначение риторического инструментария – придать коммуникационному общению возможность влиять на мысли и чувства людей. Он выступает в виде определенного набора так называемых коммуникационных приемов и способов. В литературе их иногда называют эффектами, что не совсем верно с экономической точки зре-

159

ния. К ним относятся: визуальный имидж, первая фраза, логическая аргументация, квантовый выбор информации, интонации и паузы, художественная выразительность, релаксация, дисперсия.

Визуальный имидж рассчитан на впечатление от внешнего вида выступающего, который вызывает симпатию или антипатию еще до того, как начал говорить. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный, открытый взгляд – все это вызывает у людей положительные эмоции еще до начала речи выступающего и, наоборот, неопрятная одежда, плохое владение невербальными коммуникациями, грубая простонародная речь создают антиимидж выступающему.

Первая фраза закрепляет первоначальное впечатление от выступающего. Главным средством воздействия первоначальных фраз является заключенная в них привлекательная информация. Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации и сопровождаемой оригинальными примерами; может быть неизвестной, но хорошо и просто поданной. Очень важно при подготовке к выступлению определить основные социальные группы аудитории, ее настроения и ожидания, особенности эмоционального склада. Поэтому надо располагать набором начальных фраз, ориентированных на социальные группы, преобладающие в аудитории (см. главу 10 учебного пособия).

Логическая аргументация основана на внутреннем содержании и четкой структуре выступления, которая придает ему обоснованность и убедительность. Логика – это внутренняя организация речи, ее внешней стороной является теоретическая и практическая аргументация. К теоретической аргументации относятся: научные положения, концепции, методы исследования, полученные результаты и их достоверность. Практическая аргументация – это конкретные факты, цифры, статистические данные, исторические примеры, законы, нормативные документы.

Квантовый выброс информации является одним из действенных риторических приемов для поддержания внимания аудитории. Он основан на заранее продуманном размещении по всей речи новых мыслей, аргументов, примеров. Оратор активизирует внимание, выбрасывая через определенные временные интервалы кванты свежей информации, которые закрепляют ранее высказанные доводы и поддерживают внимание аудитории.

Интонации и паузы − весьма доступный и продуктивный риторический инструмент. Специалисты считают, что интонация и паузы способствуют приращению информации, рассчитанной на особенности человеческого восприятия, приблизительно на 15%. Определенные ассоциации вызывает у людей придание слову или фразе определенной голосовой тональности. В итоге происходит информативное при-

160

ращение к тому, что говорит оратор. Весьма деликатным риторическим инструментом является пауза. Ее применение эффективно тогда, когда у оратора есть уверенность, что его слушатели активно включились в коммуникационный процесс, их мышление, память и воображение полностью задействованы. Именно в таком случае для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации, активного подключения подсознания полезна пауза. Однако пауза должна быть кратковременной − от 5 до 15 секунд.

Художественная выразительность связана с умением превра-

щать мысли в соответствующие слова и грамотно строить предложения, основываясь на художественных примерах, исторических образах, рассказах об известных деятелях искусства. Логика речи подсказывает, какие фразы достойны занять место в речи (народная пословица, четверостишье, высказывание великих людей). Это могут быть художественные фразы, которые не нарушают смысл изложения, обеспечивают речевое воплощение, доступное для осмысления основной массой аудитории.

Релаксация используется оратором как прием, помогающий слушателям. Важное значение имеет умение слушать. Чем сложнее выступление, тем большие усилия надо прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Цель релаксации достигается при снятии эмоциональной напряженности. Классическим примером этого является юмор. Благодаря ему создается естественная пауза для отдыха и появляется возможность для восстановления эмоциональной энергии.

Запоминаемость устной информации. Устная информация имеет большой недостаток – она быстро забывается, искажается. Известная деловая игра «Испорченный телефон» показывает, что при передаче одного и того же сообщения шестому переговорщику информация искажается на 100%! Желательно знать от 10 до 20 анекдотов на все случаи жизни, которые украсят любое выступление и запомнятся аудитории. Однако рассказывать нужно не более трех анекдотов, иначе выступление превратится в вечер плохого юмориста.

Для обоснования запоминаемости приведем такие данные: если за 100% обозначить замысел выступления, то его словесную форму обретает 90%, из которых 80% получили устное звучание, при этом 70% были услышаны аудиторией, из объема услышанной информации аудитории понятны были 60%, а в памяти через несколько часов осталось только 25%от первоначальной информации 2. Поэтому речь, доклад, выступление, лекцию нужно обязательно дополнять письменной информацией (конспектом).

2 Кибанов, А.Я и др. Этика деловых отношений: Учебник / А. Я. Кибанов, Д.К. Захаров,

В.Г. Коновалова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 144-145.

161

нравственное и эстетическое содержание . Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать

Этос есть для речи содержательный принцип, но он задает поведению и форму, наполняющуюся разным содержанием в зависимости от социальных, житейских, индивидуальных обстоятельств. Мораль образует как бы внутреннюю сферу жизненной ориентации в отношениях с людьми, внешней стороной являются нормы этикета.

Об этикете следует говорить как о несомненном достижении человеческой культуры, цель которого – облагораживание человека. Человеческая природа и социальный порядок являются продуктами отношений, основанных на взаимных уступках людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу. Этикетные формы речевого поведения служат достижению понимания, согласия и взаимодействия, а значит, благоустраивают отношения между людьми. Задача этикета, таким образом, это создание устойчивых представлений о совокупности допустимых средств в общении. В этикете себя проявляет традиция, она сохраняет и передает культурную информацию. С помощью этикета человек научается нормам коллективного бытия, не получаемым от рождения, а вырабатываемым исторически и обретаемым индивидуально. Хороший тон, речевая культура, воспитанность состоят из бесчисленного множества внешних приемов, называемых этикетом, и в основе своей имеющих доброту и нравственность. Именно на этом построены нормы европейского социально-бытового красноречия. В знаках учтивости проявляется «естественная» выразительность, тем не менее, фиксируются они правилом, которое обязывает применять эти знаки. Подобный способ выражения основывается на

коллективной привычке, на соглашении.

Этикет как компонент общения регулирует его эффективность. Речевой этикет как совокупность словесных форм вежливости и учтивости призван способствовать легкому, непринужденному, свободному, приятному и продуктивному общению. Этикет – явление историческое и национальное, первоначальной формой его был придворный порядок, или протокол, главным назначением которого – организация поведения таким образом, чтобы возвеличить царствующую особу и утвердить придворную иерархию.

В дальнейшем «правила учтивости» вышли за рамки исторических, национальных и сословных границ и получили более общее этическое и эстетическое назначение для человеческого общежития. Но вопрос о том, являются ли они знаками благожелательности и внимания или узаконенной формой притворства и лицемерия, остался. До сих пор еще есть сторонники той точки зрения, что правила этикета носят сугубо формальный характер и не ставят человека перед проблемой свободного выбора между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, предлагая готовые модели конкретного действия.

Хорошие манеры демонстрируют естественное и непринужденное благородство. Этический смысл речевого этикета проявляется в том, что с его помощью можно выразить признание достоинства и значимости человека, с которым приходится вступать в контакт. При всем разнообразии этикетных форм это

ритуализированное общение выражает поддержку и уважение другого лица. Благодаря взаимному соблюдению ритуала достигается согласие. Оформленное этикетом общение облагораживает и возвышает его участников. Как и мораль, этикет есть одна из форм регуляции чело веческого поведения. Для воспитанного человека соблюдение этих правил привычно и не вызывает особых затруднений.

Правила и формы этикета, хорошие манеры, благовоспитанность приобретаются человеком в процессе жизни. Речевые ритуалы особенно важны в семье, именно в отношениях со своими родными проявляется настоящая воспитанность. Доброжелательность, нежность, забота, такт, уважение в отношении к ребенку, мягкая и спокойная, простая и ясная манера разговаривать – вот первые уроки хорошего отношения между людьми, лучшее наследство, получаемое ребенком. В этом наследстве: тональность домашних речевых отношений, семейный лексикон, ответственность за судьбу другого, великодушие и бескорыстие, способность владеть собой в конфликтной ситуации, не раздражаться, умение оценить свои промахи и ошибки, извиниться. Взрослый человек в общении с другими членами общества приноравливает и корректирует свою форму общения к речи окружающих.

Это такие способы и формы общения, при которых все чувствуют себя хорошо. Кроме того, в каждой профессиональной среде вырабатываются свои характерные черты языка. Уместность языковых манер укрепляет репутацию, помогает людям чувствовать себя комфортно и уверенно в любых ситуациях повседневного и делового общения. Сложившиеся правила поведения позволяют избежать ненужных конфликтов, натянутости в отношениях. Интерес к языку, речевому ритуалу равнозначен интересу к людям.

Уже в аристотелевской норме середины явно проступают черты носителя этой нормы – изящного, хорошо воспитанно го, во всем руководствующегося законами красоты гражданина полиса; в отличие от худшего, «варварского» типа людей, закон, обнаруживаемый в умеренности, щедрости и великодушии, образует благородный, свободный человеческий образец. Человек, желавший быть уважаемым за свой нрав, должен был соблюдать

середину во всяком движении чувств. Благородство манер связывалось прежде всего с благородством происхождения и воспитания, важной речевой обязанностью считалось прославление доблестей и подвигов своих предков. Значимость человека была обусловлена общественным положением, рангом, титулами, званиями, заслугами. Для поддержания различия между отдельными слоями общества использовались особые формы признания, утверждения, символики, привилегий. Возникновение этикета детерминировано сознанием, что каждый свободный гражданин имеет самоценность, отличную от простой полезности невольника, раба. Высшие слои общества, желая выделить собственную исключительность и превосходство, свое особое положение, подчеркивали его с помощью особой атрибутики и особых правил поведения. Этикет поддерживал иерархическое расслоение общества.

В XVII – XVIII вв. Парижский королевский двор выработал особенности той утонченности быта, обстановки, манер, которая сначала становится обязательной для французского дворянина, а потом служит образцом культуры поведения для всей образованной Европы. Обучение этикету стало основной частью воспитания знатного человека, аристократа. Усвоение правил хорошего тона как отличительный признак светского человека олицетворяло его высокое происхождение, благо родство, просвещенность, что противопоставлялось грубости, вульгарности, невежеству.

Автономность, самостоятельность, индивидуализм – вот черты личности Нового времени с ее кодексом безупречной репутации, соблюдающей этикет для достижения успеха во всех сферах жизнедеятельности.

Из Западной Европы этикет пришел в Россию. Само понятие стало входить в российскую культуру по мере формирования и укрепления российской государственности. Но уже и для древнерусского человека умение хорошо, т. е. образно, умно и тактично, говорить являлось основанием всеобщего уважения. Многие древнерусские обряды учили «добре глаголати», задавали формы

благоречия. К началу XVIII в. на смену патриархальным требованиям «Домостроя» приходят новые требования. Они связаны с петровскими ре формами, изменившими самые разные сферы русской жизни. Составленную Императорской академией наук по заказу Петра Вели кого книгу «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому об хождению. Собранное от разных авторов» можно считать первым учебником, который давал советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь при дворе и в свете успех.
Принадлежность к дворянству означает обязательность определенных правил поведения, принципов чести; важнейшие из них: приветливость, смирение и учтивость.

Язык образованного общества Петровской эпохи характеризуется усилением черт казенного официально-правительственного стиля. Процесс социального переустройства сопровождается вторжением новой терминологии из западноевропейских языков. Из официальной сферы, касающейся государственной жизни, науки, техники, ремесел, иноязычные слова проникают в разговорную лексику образованно го общества. Так происходит «европеизация» русско го языка, соответствующая облику реформирующегося государства. Мода на новый европейский стиль речи вела к тому, что некоторые представители высшего света почти утрачивали способность правильного, нормального употребления русского языка. Введение Петром дипломатических приемов, «маскерадов», ассамблей способствовало также расширению круга общения дворянской знати с иностранцами. При Петре Великом возрос интерес к делу воспитания молодого поколения, государство стало инициатором приобщения женщины к просвещению.

В екатерининское время московское высшее общество, как свидетельствуют историки, было далеко не на высоте – под золотыми расшитыми кафтанами «таились старинные грубые нравы». Модный молодой чело век назывался щеголем, вертопрахом, денди или петиметром. Он откровенно игнорировал все отечественное. Великосветская манерность доходила до крайностей. Дерзость обращения и шокирующая небрежность в разговоре – таков был неписаный кодекс светского поведения. Искусственной скукой, позой разочарования и пресыщенности показывали свою «глубину». Дамская речь отличалась особой артикуляцией, томной и нечеткой, картавящей и пришепетывающей. Разные социальные слои не имели общности культурного языка. Этикет выражал связь субъекта с системой социальных отношений. Вся сфера официальной жизни была миром игры. Задачей исключительной важности является организация и проведение бала. Грамматика бала задавала ритуализированные формы светского общения. Это было целостное театрализованное представление, где царили типовые эмоции и слова.

Танцы как организующий стержень вечера определяли стиль речевых взаимоотношений. «Мазурочная болтовня» требовала не только поверхностных тем, но также занимательности и ос троты разговора.

С особой пышностью в XVIII в. проходили маскарады, празднества и гуляния. На них потоком лились хвалебные гимны, канты-виваты, парадные поздравления и речи, стихи и оды в адрес монархов. Этикет во всех его проявлениях продолжал регламентировать и организовывать отношения в обществе. Центрами общения, а значит, и местом распространения светских манер, становятся домашние театры. Восхищаясь театральными героями, зритель стремился подражать им в жизни. Фиксированные позы и жесты, живописность и витиеватость словесных формул, сценичное игровое поведение – этим моделям театра старались подражать. Стиль речи приближался к нормам, выработанным в чисто литературной сфере. Как замечает Ю. М. Лотман, эстетическая игровая сущность такого поведения заключалась в том, что становясь Катоном, Брутом, Пожарским, Демоном или Мельмотом и ведя себя в соответствии с этой принятой на себя ролью, русский дворянин не переставал одновременно быть именно русским дворянином своей эпохи.

Вопросам воспитания хороших манер и правилам поведения в светском обществе посвящалась специальная литература. Книги, такие как «Краткое руководство к оратории Российской, сочиненное в Лаврской семинарии в пользу юношества, красноречию обучающегося», «Детская риторика, или Благоразумный вития, к пользе и употреблению юношества сочиненная», «Сокращенный курс российского слога», «Риторика в пользу молодых девиц, которая равным об разом может служить и для мужчин, любящих словесные науки», «Краткая реторика в пользу любящего российский слог юношества», сборник «Нравственная энциклопедия», журнал Петербургского Сухопутного шляхетского корпуса «Приятное с полезным», журнал Н. И. Новикова «Модное ежемесячное издание», который, по сути, был журналом изящной словесности, способствовали совершенствованию речевых манер. Авторы учили тому, что владеть речью не значит непременно произносить речи, это умение наладить общение в любой ситуации. Человек хорошего тона представляет собой образец изящно возделанной натуры, он есть гармоничное сочетание наружного и внутреннего, нравственного умения жить. Благовоспитанность облегчает отношения с другими людьми, дает душе уверенное спокойствие. Это не только внешняя церемонность: воспитанные люди всегда терпеливы и снисходи тельны. Истинная вежливость, которой свойственно постоянное чувство расположения к людям является одним из важнейших условий человеческого достоинства.

Этикет как неотъемлемая часть общей гуманитарной культуры передавал от поколения к поколению представления о настоящей воспитанности. С течением времени нормы речевого этикета становились всеобщими правилами регуляции человеческого общения. Этикет можно рассматривать как путь взаимопроникновения быта и культуры, он объединяет в себе правила поведения и общечеловеческие ценностные ориентации. По утверждению Ю. М. Лотмана, формы бытового поведения, ориентированные на художественные нормы и законы, пережиты эстетически; «поэтику быта» можно считать одной из важнейших типологических характеристик культуры.

Как информировать, убеждать или мотивировать свою аудиторию


12 июня 2018 г.
– Джини Бекири

Убедительная речь необходима в самых разных ситуациях; от спора с коллегой до снижения цены и выступления. Риторика является ключом к развитию этого навыка. В этой статье мы обсудим, как использовать риторику для эффективного публичного выступления.

Что такое риторика?

Риторика – это наука и искусство убедительно писать и говорить. Его цель — информировать, обучать, убеждать или мотивировать определенную аудиторию в конкретных ситуациях. Он берет свое начало со времен древних греков.

Риторика есть искусство управлять умами людей – Платон

Риторика – это не просто инструмент, используемый только в выступлениях, вы используете его в повседневной жизни, когда, например, вы раскрываете определенные части своих выходных только определенным людям.

Трактат о риторике

Аристотель утверждал, что существует три типа убедительной речи:

  1. Судебная / судебная риторика – рассматривает справедливость или несправедливость обвинений и устанавливает доказательства о прошлом. Используется в основном в суде.
  2. Эпидейктическая/демонстративная риторика – хвалит или порицает и заявляет о текущей ситуации. Он используется, например, в речах на свадьбе и выходе на пенсию и т. д.
  3. Symbouleutikon / совещательная риторика – пытается заставить аудиторию действовать, говоря о возможном будущем. Политики часто используют этот подход, и речь Мартина Лютера «У меня есть мечта» является хорошим примером.

Риторические ситуации

Чтобы использовать риторику, вы должны сначала:

  1. Проанализировать риторическую ситуацию, в которой вы находитесь – эффективной речью является та, которая соответствует риторической ситуации (контексту)
  2. Определите, что необходимо сообщить
  3. Дайте стратегический ответ, используя риторические инструменты

Анализируя риторическую ситуацию, подумайте о следующем:

Ритор (вы сами) – человек, выступающий перед аудиторией. Ваши личные характеристики и убеждения будут влиять на то, что вы решите сказать, например:

  • Возраст
  • Пол
  • Географическое положение
  • Образование
  • Предыдущий опыт
  • Социально-экономический статус и т. д.

Аудитория – люди, которых вы пытаетесь убедить. Обычно те же факторы, которые влияют на ритора, влияют и на аудиторию. Подумайте о том, что они уже знают. Какие вопросы или оговорки могут у них возникнуть? Какие у них ожидания? Где вы должны соответствовать этим ожиданиям и отклоняться от них?

Настройка – ситуация, которая вызывает потребность в вашем выступлении, например, текущие события, место, период времени, политическая ситуация и т.д. Где и когда происходит выступление? Как это влияет на вас? Например, выступления могут отличаться в разных странах.

Тема – должна соответствовать риторической ситуации, в которой вы находитесь. Как ваша тема ограничивает то, что вы можете сделать для аудитории? В зависимости от вашей аудитории, что вы должны включить или исключить?

Цель – зачем ты это говоришь? Это:

  • Развлекать
  • Обучать
  • Убеждение
  • Инициировать действие и т. д.

Пять канонов и три обращения

Пять канонов риторики

Пять канонов риторики – инструменты для создания убедительных речей:

  1. Изобретение – процесс развития аргументации. Для этого вам нужно подобрать эффективный контент и отсортировать все, что вы могли бы сказать, и решить, что следует включить или исключить. Должен быть баланс между тем, что аудитория должна услышать, и тем, что вам нужно сказать.
  2. Аранжировка — после того, как вы определились с содержанием, вы должны организовать и упорядочить свою речь, чтобы произвести наибольшее впечатление, например, подумать о том, какой длины должен быть каждый раздел, что должно следовать из одной точки и т. д.
  3. Стиль – решение о том, как представить выбранные вами аргументы, включая тактическое обдумывание того, как ваша аудитория отреагирует на выбранные вами слова. Возможно, включите визуализацию или другие методы, чтобы вызвать эмоции. (См. риторические приемы и инструменты)
  4. Память – запоминание вашей речи.
  5. Доставка – включает вашу проекцию, жесты, зрительный контакт, произношение, тон и темп.
Три призыва

Согласно Аристотелю, риторика опирается на три призыва: этос, логос и пафос. Это способы убеждения, используемые для убеждения аудитории.

  1. Ethos : ваш авторитет и характер
  2. Пафос : эмоциональная связь со слушателями
  3. Логос : логический и рациональный аргумент
Развивайте навыки карьеры онлайн

Ускорьте свою карьеру с отмеченными наградами курсами и реалистичной практикой.

Начать бесплатную пробную версию

Этос – этическая привлекательность

Этос заключается в том, чтобы убедить вашу аудиторию в том, что у вас хороший характер и вы заслуживаете доверия, поэтому вашим словам можно доверять. Этос должен быть установлен с самого начала вашего выступления, иначе аудитория не примет то, что вы говорите. На самом деле мораль часто закладывается еще до презентации, например, вы можете быть генеральным директором компании, перед которой вы выступаете, поэтому вас уже воспринимают как специалиста.

Характеристики этоса

Существуют четыре основные характеристики этоса:

  1. Надежность и уважение
  2. Сходство с аудиторией
  3. Орган
  4. Опыт и репутация/история
Улучшите этику
  • Убедитесь, что люди знают о вашем опыте, рекламируя себя, например, убедитесь, что люди могут легко получить доступ к отзывам, обзорам, статьям и т. д.
  • Во введении обратите внимание на свой характер.
  • Расскажите личные истории, которые покажут аудитории, что вы следуете своим собственным рекомендациям, потому что они с большей вероятностью поверят вам по другим пунктам, которые нелегко подтвердить.
  • Факты, статистика и цитаты должны быть актуальными и из авторитетных источников, например, если вы выберете из социальных сетей или веб-сайта Mind статистику о тревоге, вы должны выбрать веб-сайт Mind, так как он имеет высокий уровень, который, в свою очередь, увеличивает ваш идеал.
  • Будьте беспристрастны, признав, что вы и ваша оппозиция согласны хотя бы в одном вопросе. Это подчеркивает, что вы заслуживаете доверия, потому что вы относитесь к теме с вниманием и справедливостью.
  • Держите свои обещания, например, во время вопросов и ответов вы, возможно, согласились узнать ответ на вопрос и рассказать всем – убедитесь, что вы делаете это, чтобы вас считали честным.

Пафос – эмоциональная привлекательность

Пафос – убеждать, апеллируя к эмоциям аудитории. Пафос скорее увеличит шансы вашей аудитории:

  • Понимание вашей точки зрения
  • Принятие ваших аргументов
  • Действия по вашим запросам
Усиление пафоса
  • Используйте аналогии и метафоры — связывая свои идеи с чем-то, о чем ваши слушатели уже знают и к чему сильно относятся, может вызвать эмоциональную реакцию. Например, «Они ужасны» по сравнению с «Они ядовиты». Это будет использовать знания аудитории о том, что яд — это плохо, и поэтому с этим вопросом нужно разобраться.
  • Используйте эмоционально заряженные слова, например, скажите «Эта кисть спасает жизни», а не «Эта кисть потрясающая». Еще один способ сделать заявление более эмоциональным — использовать яркие и чувственные слова, которые позволяют аудитории испытать эмоции. Например, «Запах дома твоих бабушек и дедушек» усилит память, надеюсь, теплые воспоминания, и, следовательно, вызовет определенные эмоции.
  • Убедитесь, что эмоция, которую вы хотите вызвать, подходит для контекста:
    • Положительные эмоции, такие как радость, должны быть связаны с вашими заявлениями.
    • Негативные эмоции, такие как гнев, должны быть связаны с претензиями вашего соперника.
  • Наглядные пособия иногда могут быть более действенными, чем слова
  • Рассказывание историй — быстрый способ установить эмоциональную связь
  • Соответствуйте тому, что вы говорите, языку тела, лицу и глазам
  • Вы можете оправдать надежды аудитории, описав позитивную будущую ситуацию, если предложенные вами действия будут выполнены

Логос – логическая апелляция

Логос апеллирует к логике, полагаясь на интеллект аудитории и предлагая доказательства в поддержку вашего аргумента. Логотипы также развивают этос, потому что информация заставляет вас выглядеть знающим. Логос важен, потому что логические аргументы нелегко отбросить.

Улучшение логотипов

Будьте исчерпывающими : Убедитесь, что ваши пункты и аргументы понятны

  • Используйте язык, понятный вашей аудитории. Избегайте жаргона и технической терминологии
  • Используйте рисунки и диаграммы
  • Сделайте отношения между вашими доказательствами и выводами ясными
  • Используйте аналогии и метафоры

Будьте логичны : Убедитесь, что ваши аргументы имеют смысл и что ваши утверждения и доказательства не являются неправдоподобными. Разработайте план действий с противоположными точками зрения, в которые уже могут поверить ваши слушатели.

  • Убедитесь, что аудитория вовлечена, задавая ей занимательные вопросы.
  • Говорите о противоположных взглядах, поскольку это позволяет вам объяснить, почему ваши логические аргументы более разумны.
  • Постройте свою аргументацию на широко распространенных убеждениях аудитории – банальностях. Например, главной ценностью компании и, следовательно, банальной может быть фраза «Сострадание делает нас лучшей компанией». Используйте обыденность публики как факт и применяйте ее к новой ситуации. Поэтому, если вы хотите побудить своих сотрудников присоединиться к комитету, используйте, например, их расхожие фразы, а не свои убеждения: «Этому комитету нужны внимательные и добросердечные люди».

Будьте конкретны : Основывайте свои утверждения на фактах и ​​примерах, так как ваши аргументы будут приняты быстрее, чем что-то неконкретное и неконкретное. Чем легче принимаются доказательства, тем легче будут приниматься выводы.

  • Факты и статистика не подлежат обсуждению, и они означают правду.
  • Визуальные доказательства, такие как объекты и видео, трудно оспорить.
  • Ссылки на специалистов и авторитеты по теме повышают качество ваших доказательств и, следовательно, ваших утверждений.
  • Расскажите истории, например, тематические исследования или личный опыт. Зрители хотели бы услышать ваши собственные истории, если вы специалист, например, «Когда я проводил раскопки в Ноттингеме…»

Существует неопределенность в отношении того, какой столп является наиболее важным. Аристотель считал, что логос жизненно важен, но когда он используется сам по себе, он не оказывает влияния. Поэтому убедитесь, что вы относитесь ко всем трем столпам с одинаковой важностью, чтобы добиться успеха в убеждении вашей аудитории.

Риторические модусы

Риторические модусы — это паттерны организации, используемые для создания определенного эффекта на аудиторию. Они помогают усилить этос, пафос и логос говорящего.

Рассказ
  • Рассказ истории или рассказ о событии.
  • Использует факты – что произошло, где это произошло, когда это произошло и кто там был.
  • Помогает расположить информацию в логическом порядке — обычно в хронологическом порядке.
  • Цель : вызвать определенные эмоции у аудитории.
Описание
  • Воссоздание, изобретение или визуальное представление человека, места, объекта, события или действия с помощью слов
  • Это помогает аудитории представить, что описывается
  • Используйте точные глаголы и существительные и яркие прилагательные
  • Использование пяти чувств особенно полезно
  • Цель : вызвать определенные эмоции у аудитории
Аргументация/убеждение
  • Формулирование вашего мнения по проблеме – доказательство или оспаривание точки зрения или проблемы.
  • Состоит из представления доказательств.
  • Аргументация обычно использует индуктивные аргументы, дедуктивные аргументы или их комбинацию:
    • Индуктивные рассуждения. Формирование обобщений на основе данных. Например: «Все тематические парки, в которых я был, были безопасными. Это тематический парк. Так что он должен быть безопасным».
    • Дедуктивные рассуждения – Формирование выводов из обобщений. Например. «Мне не нравятся оживленные места. В этом торговом центре очень многолюдно. Так что мне этот торговый центр не понравится».
  • Убеждение — тип аргументации с призывом к действию, направленный на аудиторию.
  • Цель : спикер пытается заставить аудиторию согласиться с их мнением, а в случае убеждения спикер пытается заставить аудиторию действовать.
Изложение
  • Объективное информирование, обучение или представление идей. Экспозиция может использовать следующие приемы:
Иллюстрация/пример
  • Использование доказательств для объяснения общей идеи или утверждения.
  • Чем убедительнее ваши доказательства, тем больше вероятность того, что аудитория примет во внимание ваши доводы.
  • Обычно используется для поддержки аргумента.
  • Используйте доказательства, подходящие для вашей темы и аудитории.
  • Выясните, сколько доказательств вам нужно использовать для поддержки вашего аргумента в зависимости от:
    • Насколько сложна тема
    • Знания аудитории
  • Цель : придает вашим заявлениям/аргументам больше правдоподобия и помогает аудитории быстрее их понять.
Определение
  • Объяснение значения слова, идеи и т. д. для вашей аудитории и/или объяснение того, чем они не являются.
  • Это сложнее, чем искать термин в словаре, потому что вы можете дать новое определение распространенному термину или объяснить термин, который обычно используется неправильно, например, слово «депрессия».
  • Изменяя то, что, по мнению зрителей, означало понятие, они могут видеть и думать об этом понятии по-другому.
  • Есть несколько способов определить что-то, это не обязательно должен быть клинический способ — вы можете использовать риторические стратегии, которые будут обсуждаться позже.
  • Цель : помочь аудитории увидеть вещи с вашей точки зрения.
Анализ процесса
  • Объяснение того, как происходит то или иное событие или как что-то делается или как что-то работает, например, как шить или как пережить смерть близкого человека.
  • Эта процедура обычно объясняется четкими шагами.
  • Цель : предоставить четкую информацию, чтобы аудитория могла полностью ее понять – чем больше аудитория понимает, тем больше вероятность того, что она будет убеждена.
Отдел
  • Разделение одного понятия на более мелкие.
  • Это может быть полезно для вас, выступающего, поскольку может дать аудитории представление о том, как вы видите концепцию.
  • Цель : помочь аудитории понять сложный вопрос.
Классификация
  • Часто рассматривают разнообразные группы объектов и находят сходство.
  • Ритор создает категории на основе сходства и дает каждой категории имя.
  • Назначение : полезно для организации сложных вопросов.
Развивайте навыки карьеры онлайн

Ускорьте свою карьеру с отмеченными наградами курсами и реалистичной практикой.

Начать бесплатную пробную версию

Причина и следствие
  • Изучение причин ситуации и ее последствий.
  • Причины помогают понять, почему что-то произошло, а следствие помогает понять, что могло произойти или что произошло.
  • Особенно полезно, когда оратор может показать причинно-следственную связь, которую аудитория раньше не замечала, потому что это помогает аудитории увидеть ситуацию по-другому.
  • Часто вызывает споры, так как не всегда легко определить эту связь.
  • Цель : определить, как понятия связаны друг с другом.
Сравнение и противопоставление
  • При сравнении рассматриваются сходства, а при сопоставлении — различия.
  • Чем больше различаются две вещи на первый взгляд, тем интереснее будет найти сходство.
  • Цель : в целом показать, что что-то лучше другого, показать неожиданное сходство или помочь аудитории понять человека, место, идею и т. д. по отношению к другому.

Риторические приемы и инструменты с примерами

Риторические приемы могут быть полезны для оказания помощи в следующих способах убеждения: невозможность.

  • Пример: “Когда летают свиньи!”

Аллитерация – появление одной и той же буквы или звука в начале нескольких слов, близких по близости друг к другу.

  • Пример: «Собака глубоко нырнула».
  • Пример: «Может быть, она родилась с этим. Может быть, это Мэйбеллин».

Аллюзия – отсылка к событию, литературному произведению, человеку и т. д., обычно в рамках массовой культуры.

  • Пример: «Всего 10 фунтов, ты ведешь себя как Скрудж».

Анафора – повторение слова или фразы в последовательных фразах.

  • Пример: «Как вы знаете, у нас есть iPod, лучший музыкальный плеер в мире. У нас есть iPod Nano, совершенно новые модели, цвета вернулись. У нас есть потрясающий новый iPod Shuffle». – Стив Джобс

Antanagoge – когда за отрицательным пунктом следует положительный для уменьшения воздействия.

  • Пример: «Это дорого, но не ломается»

Антиметабол – фраза или предложение повторяются в обратном порядке.

  • Пример: «Это даже не начало конца, но, возможно, конец начала». – Уинстон Черчилль

Антифразис – фраза или слово, противоположное своему буквальному значению для создания иронического или комического эффекта.

  • Пример. Позвоните своему другу Tiny, даже если его рост 6 футов 5 дюймов.

Антитезис – две противоположные идеи соединены в предложении для контраста.

  • Пример: «Это один маленький шаг для человека и гигантский скачок для человечества». – Нил Армстронг

Appositive – помещает существительное или фразу рядом с другим существительным в описательных целях.

  • Пример: «Ваш друг Сэм ждет вас снаружи».
  • Пример: «Невролог, известный специалист в области детской неврологии, просмотрел снимки».

Эпаналепсис – повторение начальной части предложения в конце того же предложения.

  • Пример: «Сегодня я хочу, чтобы это было сделано сегодня».

Эпитет – использование прилагательного или словосочетания для подчеркивания характеристик человека. Часто это прилагательное или фраза становится связанной с человеком и может использоваться с его именем или вместо его имени.

  • Пример: Орел Эдди

Epizeuxis – повторяет одно слово в непосредственной последовательности для выделения.

  • Пример: «Этот фильм был великолепен, великолепен, великолепен».

Гипербола – преувеличение, которое не следует понимать буквально.

  • Пример: «Мне нужно выполнить кучу работы».
  • Пример: «Я замерзаю».

Метанойя – намеренно исправить только что сделанное заявление, чтобы усилить или смягчить его.

  • Пример: «Это сделало мой день, нет, мой месяц».

Метафора – сравнение, сделанное путем утверждения, что одно есть другое.

  • Пример: «Этот торт — рай».

Метонимия – когда что-то упоминается по имени чего-то тесно связанного с ним.

  • Пример: обращение к деловым профессионалам как к «костюмам».
  • Пример: обращение к королевской семье как к «короне».
  • Пример: обращение к тарелке с едой как к “блюду”.

Ономатопея – слова, похожие на звук, который они описывают.

  • Пример: Кап, хлоп, гул, бах

Оксюморон – сочетание противоречивых слов.

  • Пример: Жестокая доброта, наверное, секрет полишинеля

Параллелизм – использует в предложении компоненты, сходные грамматически или по конструкции, звучанию или значению. Это делает предложения более плавными, добавляя ритм.

  • Пример: «Собака лаяла, звонил колокольчик и кричали дети».

Персонификация – Приписывание человеческих характеристик чему-то нечеловеческому.

  • Пример: “Трафик замедлился до минимума”.

Simile – сравнивает одну вещь с другой, чтобы сделать описание более ярким, обычно использует “как” или “как”.

  • Пример: «Легкий как перышко».

Преуменьшение – преднамеренное представление ситуации менее важной или серьезной, чем она есть на самом деле. Вы можете использовать его для юмора, чтобы быть вежливым или оставаться скромным в чем-то.

  • Пример: Вы получили награду за произведение искусства, но говорите: «Ничего страшного». (Скромный)
  • Пример: Ваш друг обеспокоен тем, что люди смотрят на пятно на его футболке, вы говорите: «Я бы даже не заметил, если бы вы ничего не сказали». (Вежливо)
  • Пример: Вы выходите на улицу в пальто и понимаете, что очень жарко: «Я, может быть, слишком одет». (Юмор)

Критика риторики

Некоторые люди считают, что риторика является разновидностью лжи или ложного поведения и манипуляций. Однако, даже когда вы критикуете риторику, вы участвуете в риторическом акте, потому что пытаетесь заставить других согласиться с вами.

Риторика хорошо работает во многих ситуациях, например, в бизнес-презентациях, лекциях и т. д. Таким образом, риторика — хороший инструмент, но, как и в случае с другими инструментами, вам решать, как его эффективно использовать.

Какова роль риторики в выступлениях? (с картинками)

`;

Язык

Факт проверен

Марк Уоллакотт

Согласно Аристотелю, роль риторики в речах состоит в том, чтобы убедить слушателя в точке зрения оратора. Это не означает, что оратору это удастся, но смысл речи состоит в том, чтобы достичь этой цели. Разные виды риторики в выступлениях преследуют разные цели; одни речи направлены на то, чтобы убедить людей голосовать за тот или иной закон или человека, другие используются, чтобы убедить людей изменить свое мнение, а в крайних случаях речи могут быть использованы для разжигания революции и насилия. Когда все сказано и сделано, роль речи состоит в том, чтобы заставить слушателей делать то, что хочет говорящий.

Аристотель определял риторику как акт убеждения. С точки зрения речей, риторика – это попытка одного человека убедить многих людей в его или ее аудитории. Аристотель считал, что ритор или оратор должен овладеть всеми приемами ремесла, чтобы преуспеть в роли риторика в речах. Он также считал, что риторика должна быть нейтральной и не субъективной, а это означает, что акт убеждения основан на объективном мнении. Однако не все риторы согласны с этим.

Роль риторики в речах почти такая же, как и роль других форм дискурса. Он сыграл важную роль в развитии мыслей, движений и политики во всем мире. От диалектики ее отличает то, что за риторикой не следует встречная позиция, и она также не предполагает никакой дискуссии. Риторика – это односторонняя система передачи информации и мнений.

Риторика в речах играет важную роль в демократиях по всему миру. Речи предоставляют политикам платформу для убеждения людей голосовать за них или их интересы. Хотя использование риторики таким образом важно, это не всегда жизненно важно для успеха политика. Некоторые политики, такие как президент США Барак Обама и премьер-министр Великобритании Тони Блэр, смешивали риторику с харизмой, чтобы помочь завоевать власть; Отсутствие у Джорджа Буша ораторских способностей не помешало ему подняться на высший политический пост в Америке. Древнеримский философ Цицерон, известный своими риторическими способностями, не смог использовать эти навыки для обретения власти.

Немногие предвыборные речи помогли сформировать национальное сознание, но большее количество политических речей по ключевым вопросам помогли. Одной из ключевых речей в формировании современной Америки является речь Мартина Лютера Кинга-младшего «У меня есть мечта». Такие речи выходят за рамки своей первоначальной роли изменения мнений непосредственных слушателей и помогают также формировать мнения последующих поколений.

Риторика не всегда играет положительную роль в обществе и истории.

Оставить комментарий