Релятивизм этический софистов: Этический релятивизм софистов | Zenodo

Релятивизм софистов и этический антропологизм Сократа. — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов…

Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда…

Динамика и детерминанты показателей газоанализа юных спортсменов в восстановительном периоде после лабораторных нагрузок до отказа…

Интересное:

Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы…

Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории.

..

Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 41Следующая ⇒

Антропологический период античной философии: релятивизм софистов и этический рационализм Сократа.

Софисты, обучавшие искусству убеждать, красиво говорить и правильно аргументировать свои мысли, а главное – искусству опровергать суждения противной стороны. Для представителей школы софистов ( Протагор, Горгий, Критий и др.) характерно:

– критическое отношение к окружающей действительности

– стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли

– неприятие старых традиций, правил, основанных на недоказанном знании

– действительность сущ. только в мыслях человека. Сократ в центр своей философии ставит проблему человека как морального существа. Мыслитель, чье имя стало символом философии, занимался прежде всего природой нравственности человека, определением добра и зла, справедливости любви, то есть того, что составляет суть души человека. Этическая доктрина Сократа:

-познание – главная цель и способность человека

-любое знание есть добро

-любое зло совершается от незнания

Сократ впервые применяет слово диалектика, обозначая им искусство вести эффективный спор, диалог, направленный на достижение истины путем противоборства мнений.

Философ был занят поисками рационального, логического, понятийного обоснования моральной политики и права. Власть, основывающуюся на воле народа и на государственных законах, он именовал государством.

Мир идей» и «Мир вещей» в философии Платона. Учение о человеке и познании.

Платон полагает, что путем диалектики мыслящий дух восходит к «идеям», вечным первообразам существующего. Мир идей, по учению Платона, существует самостоятельно, отдельно от мира вещей и от человеческих мыслей. Их существование – вечное спокойствие. Мир идей пребывает в особой области пространства, отдельной от чувственного мира, сверхчувственной. Представление Платона об идеях есть ни что иное, как представление об общих понятиях, вечно неизменных; но они кажутся ему самостоятельными существами, существами реальными, отдельными от предметов. Это не мысли человека, и даже это не мысли божества; это реальные предметы, существующие особо от предметов мира вещей; это субстанции чувственных предметов, существующие отдельно от них, познаваемые только мышлением, а не чувствами; это прототипы чувственных предметов.

Число их бесконечно.

Согласно Платону, каждому классу предметов соответствует особая идея, а вся область понятий, какие можно составлять через выделение чего-нибудь одинакового в нескольких отдельных предметах, и есть мир идей. Не входят в мир идей лишь те индивидуальные особенности предмета, которые принадлежат исключительно ему одному. Не идея лишь то, в чем нет одинаковости ни с чем ни в каком другом предмете; чуждо миру идей лишь недоступное пониманию, мелочное и непрерывно изменчивое в индивидуальном предмете.

Высочайший принцип всего существующего и последняя цель мышления, – абсолют, как теперь это называют – обозначается у Платона (в трактате «Государство») термином «идея добра»; она в невидимом мире идей то же самое, что в видимом солнце; она источник всего бытия и всякого познания. Неопределенность выражения «идея добра» вошла в поговорку у греков. Впрочем, нет сомнения, что этот термин был у Платона равнозначен понятию о Боге или о божественном принципе, что под названием «идея добра» он мыслил духовное существо, разумное, хотя и не безусловно свободное от подвластности законам необходимости.

Предмет исследования диалектики – то, что истинно существует, мир идей. Предмет физики – мир вещей: мир чувственного бытия, возникновения и перемен. Это чувственное бытие – лишь тень, очерками которой обрисовывается истинное бытие, лишь призрак мира идей. Чувственные предметы мира вещей не могут быть полными проявлениями идей; идея только смутно отражается в них; единая, она раздробляется в своих чувственных проявлениях на множество предметов мира вещей, и сущность её закрыта в них покровом материи. В одном из диалогов Платона, «Тимее», говорится, что существует общий субстрат всех чувственных явлений, материал, из которого формируются все чувственные предметы, и в который снова разлагаются их составные части; этот общий материал мира вещей, находящийся в вечном круговороте видоизменений – нечто особое от идей и от чувственных явлений.

Все материальные предметы мира вещей – лишь формы проявлений этого общего, бесформенного субстрата, невидимого, не имеющего никаких определенных качеств, но способного принимать всяческие очертания.

Он – «пространство», помещение для всего возникающего, но само не имевшее начала, вечное. Исследователи философии Платона расходятся между собою во мнениях о том, как именно должно понимать этот субстрат мира вещей. Одни полагают, что Платон представлял себе его как вечную материю, существовавшую до возникновения вселенной, хаотически волновавшуюся, и заключавшую в себе перепутываемые беспорядочным движением, смутные формы и качества всех элементов чувственного мира; по мнению других, этот общий субстрат всех мира вещей – пространство. Неодинаково решают исследователи и тот вопрос, как именно думал Платон о чувственных представлениях. По мнению одних, он считал эти представления субъективными мыслями, чувственный мир вещей – лишь смутным продуктом воображения; по мнению других, он полагал, что качества представлений о внешних предметах обусловливаются качествами этих предметов, то есть, приписывал чувственным предметам существование вне человеческой жизни.

Чувственный мир вещей, происшедший из бесформенного субстрата, находится в процессе непрерывного видоизменения. В этой изменчивости явлений материального мира не могут уловить ничего постоянного ни чувства, ни мышление; действительно существующий элемент материальных явлений есть лишь тот, который вносится в них идеями. Истинно существует только мир идей; явления мира вещей – лишь тени идей, подобные истинно существующему, но сами не имеющие реальности, не имеющие истинного существования.

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)…

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства…

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой…

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим. ..



Релятивизм софистов и этический антропологизм Сократа. — Студопедия

Поделись  

В ранней классике софисты стремятся рассматривать субъективную сторону познавательного процесса. Яркими представителями софистики были: Протагор (5 в. до н. э.), Горгий (5-4 в. до н. э.) и др. Их интересует человеческое сознание и способы воздействия на него, как навязать свою точку зрения оппоненту, как доказать всё, что угодно. Софисты исходят из того, что знание субъективно, а все истины относительны (релятивны). Мерой истинности суждения выступает сам человек, отсюда его знаменитый тезис – «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют». Таким образом, знания субъективны. Если человек – мера всех вещей, то всё зависит от его оценки, он исходит из своих интересов, человек – мера существования самих вещей.

Софисты отрицали существование общезначимой морали и права. Право и справедливость – это то, что принимается в силу традиций или власти и реально служит сильным, которые творят право. Иногда слабое большинство пытается себя защитить правом. Согласно воззрениям софистов, нет единой установленной морали, а есть лишь различные эгоистические цели и интересы.

Главная цель сократовской философии – восстановить авторитет знания, который поколебали софисты. Они пренебрегали истиной ради денег и богатства. Для Сократа (5–4 в. до н. э.) истина – его возлюбленная, он верен ей. Мудрец полагает, что «истина объективная или общая для всех, существует», и она рождается в процессе диалога.

Он разрабатывает диалектический метод, который состоял из иронии и майевтики (рождение мысли, понятия). Цель майевтики – всестороннее обсуждение какого-либо предмета, выяснение сущности и выражение её в понятии.

Именно Сократ первый вывел знание на уровень понятия, его метод преследовал главную цель – достижение понятийного знания. Он ставит проблему общих понятий, идей и чувственно воспринимаемых вещей, понятие родового общего. Общее может быть обнаружено не чувствами, а разумом. Философ был уверен, что общее тесно связано с вещами и при объяснении мира, событий необходимо начинать с общего.

Для Сократа высшая мудрость состоит в умении различать добро и зло. Он первым заговорил о нравственной философии, главная цель которой – исследование природы человека. Знание – это благо, и есть только одно зло – невежество.

Объективный идеализм Платона и его учение об идеальном государстве.

Взгляды Платона(5-4 в. до н.э.) складываются в систему, в которую входят: учение о бытии; учение о Боге, учение о мире; учение о происхождении мира; учение о душе; учение о познании; учение о нравственности учения об обществе. Система объективного идеализма Платона состоит из: Онтологии, действительности, космологии, гносеологии, этике, идеальное государство. Прежде всего, оригинальным является учение об идеях. Согласно этому учению, мир чувственных вещей не есть мир действительно сущего: чувственные вещи находятся в непрерывном изменении, то возникают, то гибнут. Чувственные вещи обязаны своим бесплотным прообразам, которые Платон называет идеями. Идеи вечны, неизменны, безотносительные, они не зависят от условий пространства и времени.

Идеальный мир Платона противостоит обычному миру не только как абстрактное – конкретному, сущность – явление, оригинал – копии, но и как добро – злу. Поэтому самой идеей у Платона выступает идея добра как такового – источник истины, красоты и гармонии.

Философия Платона характеризуется также своеобразным противопоставлением тела и души. Тело – смертно, а душа бессмертна. Тело живого существа создано из частиц огня, земли, воды и воздуха, одолженных у тела космоса.По Платону индивидуальная душа состоит из двух частей: разумной и неразумной.

Суть теории познания Платона заключается в тезисе, что знание — это припоминание того, что когда-то душа знала, а потом забыла.

Платон выдвигает собственный образец государственного совершенства, в истории философии получила название “идеальное государство Платона“.Совещательное, защитное и деловое.

Философия Аристотеля.

Аристотель (4 в. до н э). Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: “Что есть вещь?” Ар-ль делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя– это первичный материал, потенция вещей.Формапридает материи актуальное состояние, т.е превращает ее из возможности в действительность. Т о, Ар-ль понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Ар-лю – это активное начало, начало жизни и деятельности. Аристотель выделяет 4 вида причин бытия:1) Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. 2)Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть. 3)Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования вещей. 4)Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы “Почему?” и “Для чего?”. Ар-ль всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное. Под энтелехией Ар-ль понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса.

Учение о перводвигателе. Т.к. движение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. “Первый двигатель” для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, перводвигатель не обладает материей, он есть чистая форма – цель. Душаявл-ся формой по отношению к материи. Однако, по Ар-лю, присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животное и человек.



Софисты и истоки естественного права | Оскар Пайк

Софисты получают плохие отзывы. Их с одинаковой язвительностью отвергли и Платон, и Аристотель, написавшие свои наиболее влиятельные произведения, по сути, как антисофистские трактаты.

Но заслужили ли софисты свою репутацию? Прежде чем мы сможем ответить на этот вопрос, мы должны определить весьма неуловимое определение «софиста». Говоря современным языком, софистика просто означает лицемерие; ложное утверждение, внешне правдоподобное. Первоначальное определение исходит от софистской школы древних Афин; слабо определенная группа странствующих ученых, которые преподавали философию более широким массам. Таким образом, часто рекламируемое определение софизма состоит в том, чтобы получать вознаграждение за обучение мудрости. Хотя это, безусловно, было отличительной чертой софистов, это не характеризует вероучения в целом. Только несколько избранных софистов, например, вызывали гнев и порицание Платона. Платон направил свою критику на нечто гораздо более конкретное.

Софизм приобрел известность при афинском демократическом порядке. Прошли те времена, когда власть не терпела противоречий — политика должна осуществляться через риторику . Только с помощью убеждения потенциальные должностные лица могли навязать свою волю полису . Первоначально такая договоренность вырвала власть у традиционной аристократии — узурпация, подстрекаемая мечтательным родом Клисфена. Статус, богатство и рождение больше не обязательно означали власть. Как будто бы.

Принесла ли демократия небесный порядок, в котором слуги государства бескорыстно служили своим подданным? К великой тревоге прародителей демократии; нет. Как и ожидалось, бесправная аристократия быстро восстановила свои прерогативы. Раскулаченные дворяне просто нанимали софистов для обучения их риторике. Превосходная риторика в сочетании с хорошим происхождением (которое всегда вызывало и всегда будет вызывать восхищение) означало, что афинская аристократия обладала большим влиянием, чем когда-либо прежде.

Софисты были просто эрудированными учеными, реагирующими на рыночный спрос. Это стоит подчеркнуть, так как это одна из причин, почему софисты не придерживались монолитной, последовательной философии. В отличие от эпикурейцев, стоиков или циников, софисты не разделяли определенного набора убеждений. Это была разношерстная компания с очень разнородным набором убеждений  — «динамическая» школа, если вы извините за банальность. Несмотря на расхождения во взглядах, были и некоторые общие знаменатели. Наиболее интересным из них является уникальное софистское описание nomos и phusys . Древнегреческие слова «закон» (конвенция) и «природа» соответственно, софисты использовали это различие в качестве аналитической основы для понимания естественных прав. Это забытое наследие софистов; дискурс о естественных правах, предшествовавший Аквинскому, Гроцию, Левеллерам и Локку.

Древнее афинское понимание свободы сильно расходится с современным пониманием свободы. Бенджамин Констан, один из самых мудрых теоретиков классического либерализма XIX в.век, отмечено:

Последняя [древняя свобода] заключалась в коллективном, но непосредственном осуществлении нескольких частей полного суверенитета; в обсуждениях на площади о войне и мире; в формировании союзов с иностранными правительствами; в законах о голосовании, в вынесении приговоров; при проверке счетов, актов, управления магистратов; в призыве их явиться перед собравшимся народом, в обвинении, осуждении или оправдании их. Но если это и было тем, что древние называли свободой, то они признавали совместимым с этой коллективной свободой полное подчинение индивидуума авторитету сообщества.

Афинский политический ландшафт был антагонистичен концепции естественных прав. Как и все древнегреческие полисы, афинское право основывалось на обычаях и условностях. Поскольку социальные нормы сильно отличались от полиса к полису, греческий закон был заведомо плюралистическим. Эта правовая неоднородность придавала правдоподобие идее nomos (конвенция) как окончательного арбитра добра и зла. Платон и Аристотель оба придерживались этой точки зрения.

Однако софисты не согласились. Поэтическое изложение софистской позиции дает Антигона в одноименной пьесе Софокла, где она упрекает своего дядю Креона за его произвольное законодательство:

Это было достоянием общественности… но Юпитер не объявлял мне эти законы. И Справедливость, живущая с богами ниже , не посылала таких законов людям . Я не думал, что что-либо из того, что вы провозгласили, достаточно сильно, чтобы позволить смертному победить богов и их неписаные и неизменные законы. Они существуют не сегодня и не вчера, а существуют вечно, и никто не знает, где они впервые появились.

Софисты в целом согласились, что мораль принадлежит к сфере phusys . Phusys — это, по сути, протогротовское понимание прав как имплицитно существующих. Однако, в отличие от Гроция, софистские права обитали в аморфной природе , а не в человеческом разуме а-ля Гроций. Тремя особенно примечательными софистами этого убеждения были Алкидам, Ликофрон и Калликл.

Ритор-софист Алсимадас одним из первых предположил, что все люди одинаково свободны и не могут быть рабами по своей природе. Неизбежный — и несколько нервирующий — вывод? Первая формулировка закона равной свободы была сделана софистом .

Еще один софист, Ликофрон, пожалуй, самый очаровательный из трех. За исключением, возможно, Лао-Цзы, Ликофрон был одним из первых сторонников государства ночного сторожа. Ликофрон считал, что политическая власть должна ограничиваться только защитой жизни и свободы своих граждан. Любое нарушение его прерогатив ночного сторожа морально недопустимо, говорит Ликофрон. Опять же, анализ Ликофрона предшествует анализу Локка, Бентама, Юма, Берка, Милля и Бентама. Предвидение многих софистов весьма примечательно.

Текст о софистах был бы неполным без краткого упоминания Калликла. Калликл довел черту phusys-nomos до абсолютной крайности. Калликл считал, что nomos — хитрая авторитарная конструкция, призванная поработить человека. В частности, он считал, что nomos был изобретен слабыми, чтобы поработить сильных. Можно провести параллель со Штирнером в том, что Калликл считал общество чем-то надуманным и неестественным. Подобно тому, как Штирнер отвергает общество как «привидение», Калликл отвергает общество как средство заманивания в ловушку человека и его обмана.

Софисты считали мораль априорным фактом существования, осуждая платоновский и аристотелевский номократический релятивизм. Они наметили новую основу этики; рамки, которые выходят за рамки человеческих условностей и обычаев. Несмотря на юридический и моральный плюрализм, они стояли на своем — отстаивая всеобщий закон , собственность человека на себя — как нерушимую и непреложную.

Софисты — самая очерненная и униженная философская группа во всей древней истории — породили современный мир.

Софисты – мы мера всех вещей – ФилософияMT

Опубликовано Адриан Камиллери

Сегодня, называя кого-то софистом , часто имеют неодобрительный смысл. Мы часто используем этот термин для обозначения определенного типа людей: неряшливого политика, теневого юриста или какого-либо другого деятеля, умеющего искажать правду с помощью умных, но ложных аргументов. Эти аргументы, хотя и кажутся обоснованными, были бы совершенно поверхностными и лишенными реальной ценности.

Термин «софист» восходит к Древней Греции и связан со словом «софия», означающим мудрость. Со времен Гомера sophos относилось к человеку, который был экспертом в своей профессии или ремесле. Со временем оно стало обозначать кого-то мудрого в человеческих делах, таких как политика и этика: «мудрецов» в ранних греческих обществах.

Кто такие софисты?

Демократия зародилась в Афинах примерно в 6 веке до н.э. Чтобы это сработало, людям нужно было уметь говорить убедительно; мы называем это «риторикой»: искусством эффективного и убедительного общения.

«Софист» стал обозначать ряд лекторов, писателей и учителей различных предметов, которые жили в греческих городах между V и IV веками до нашей эры. Они рассуждали о природе языка и культуры. Они также преуспели в использовании и преподавании риторики. Часто их нанимали состоятельные люди. Афины, процветающий город, были идеальным местом для их встречи.

Пока Сократ обнимал и много говорил об универсальных и объективных истинах, у софистов были свои сомнения. Они говорили о релятивизме, где истина, знание и мораль не являются абсолютными и существуют только в определенном культурном, социальном и историческом контексте. Для софиста знание просто субъективно; нет никакой внешней или объективной истины.

Протагор: «Человек есть мера всех вещей»

Платон приписывает Протагору из Абдеры (ок. 490–420 до н. э.) изобретение роли «профессионального» софиста, получающего плату за свои услуги. Он делает это в отличие от Сократа, единственной мотивацией которого была правда, а не плата.

Протагора прежде всего помнят за утверждение следующего:

1. «Человек есть мера всех вещей».

2. Он мог заставить «худший (или более слабый) аргумент казаться лучшим (или более сильным).

3. Нельзя было сказать, существуют боги или нет.

Протагор оказал значительное влияние на развитие и историю философии. Его релятивизм вдохновил Платона на поиск абсолютных и объективных форм знания, которые могли бы каким-то образом закрепить моральное суждение.

Мерой всех вещей является человек. О вещах, которые есть, то (или как) они есть, а о вещах, которых нет, то (или как) их нет.

цитируется Секстом Эмпириком в Adversus Mathematicos VII 60
Горгий: моральная истина — вымысел

Горгий (483–375 гг. до н. э.) был еще одним софистом и ритором. Родился на Сицилии (в то время союзник Афин), его основным занятием было преподавание риторики. К сожалению, подавляющее большинство его сочинений было утеряно из-за времени и значительных изменений более поздних переписчиков.

Нравственный нигилизм

Его прозвали Горгием нигилистом за моральный нигилизм. Нигилизм обычно понимается как вера в бессмысленность жизни и как отказ от религиозных и моральных принципов. Ничто не может быть действительно известно или сообщено.

Аргументы Горгия можно было найти в О Несуществовании , которого, к сожалению и по иронии судьбы, больше не существует. То, что мы знаем о его аргументах, приходит к нам из комментариев других авторов.

Кажется, он разработал следующие аргументы:

  1. Ничего не существует . Если бы существовало само существование, оно было бы либо вечным, либо порожденным. Если оно вечно, оно не имеет начала и, следовательно, безгранично. Если оно безгранично, то оно «нигде» и, следовательно, не существует. Если, с другой стороны, существование порождается, оно должно исходить из чего-то существующего. Тем не менее, это что-то привело бы к тому же противоречию, которое мы только что обрисовали.
  2. Даже если что-то и существует, оно непостижимо . Мы можем представить колесницы, мчащиеся по морю, но это не делает их реальными. То, что происходит в уме, коренным образом отличается от того, что происходит в реальном мире.
  3. Даже если бы мы могли понять, мы, конечно, не смогли бы передать содержание этого понимания друг другу . То, что мы открываем друг другу, есть не внешняя субстанция, а просто logos — наши мысли о вещах, которые не являются реальным делом, а лишь внутренними, мысленными представлениями, принципиально отличными от действительного мира.

Как мы видели, софисты атакуют понятия объективной истины и морали. У Протагора истина и мораль относительны; сам человек, а не бог или некий неизменный закон, является высшим источником ценности. Легко применить релятивизм к вещам, которые зависят от вкуса. Возьмем в качестве примера клубнику: если вам нравится клубника, то вы, скорее всего, скажете, что она вкусная, а если вам не нравится клубника, вы, скорее всего, скажете, что это не так. В таком случае условия хороший и плохой очень сильно связаны с индивидуумом. Это качества, которые мы обычно принимаем как относящиеся к тому, кем является субъект. Следовательно, мы называем вкус субъективным . У Горгия, если считать его нигилистом , у нас отнята даже последняя часть моральной соломы. Мораль становится фикцией.

Когда истина теряет свою универсальность, все становится немного запутанным даже с моральной точки зрения. Мерилом вкуса в клубнике, машинах или песнях становится не только человек, но и такие понятия, как истина, красота, справедливость и добродетель, на которых Сократ настаивал бы.0007 не субъективны, но объективны и универсальны, и подвержены тому же релятивизму.

Оставить комментарий