Результаты теста iq норма: Уровни IQ и их расшифровка

Насколько вы умнее соседа, или Стоит ли доверять тестам IQ? – Хэтти Герц

Хэтти Герц, 12 сентября 2019, 10:05 — REGNUM Тесты на интеллект сегодня доступны в интернете платно и бесплатно и, кажется, набирают популярность: их все чаще проводят в школах и других учебных заведениях, и даже перед собеседованием на работу — видимо, работодатели хотят удостовериться, что кандидат дотягивает до нормы, и не уверены, что могут определить это через беседу. Но что на самом деле измеряют эти тесты и о чём говорят показатели?

Иван Шилов © ИА REGNUM

IQ (коэффициент интеллекта) — одна из загадочных и будоражащих умы аббревиатур. Коэффициент интеллекта интересен многим. И многим, кто проходит тесты, хочется увидеть в итоге балл выше среднего, а кому-то даже любопытно сравнить свои показатели с результатами знаменитостей, и таких списков в Сети немало.

Коэффициент интеллекта, конечно, окружён не только фактами, но и ошибочными устоявшимися представлениями. И самым первым из них можно отметить эти самые списки известных людей с показателями их IQ. Разумеется, если задуматься, то становится очевидно, что они не имеют ничего общего с реальностью, ведь включённые туда Эйнштейн, Бонапарт, Фрейд, Дарвин, Бетховен, Ньютон, Микеланджело и другие никогда в жизни не проходили этих тестов или и вовсе жили задолго до их изобретения (первые попытки измерить IQ появились в конце 19-го века, а первый тест был разработан в начале 20-го века и до второго десятилетия был ориентирован только на оценку развития детей). И присваивать их интеллекту определённые или даже приблизительные цифры на самом деле невозможно, хоть это и делают, пожалуй, не реже столь популярной ныне посмертной постановки психиатрических диагнозов. Конечно, все понимают, что Эйнштейн и другие были очень умными людьми, добившимися весьма многого в жизни, и кажется, что прикинуть их IQ довольно легко, поэтому такие списки обычно и не вызывают скепсиса.

Изменение уровня интеллекта у выдающихся мыслителей в возрасте 17 и 17-26 лет. По этому графику во всех случаях (за исключением показавшего стабильность Франклина) этот уровень после 17 лет возрастал, порой весьма существенно (как у Ньютона) или до высочайшей отметки (как у Гёте)

Но познакомившись немного поближе с понятием коэффициента интеллекта, становится ясно, что данные IQ живших когда-то людей — всего лишь гадание на цифрах, едва ли в своей истинности ушедшее дальше какой-нибудь френологии.

Другое ошибочное представление — чем выше IQ, тем лучше, и тем умнее человек. Это утверждение тоже кажется вполне логичным, но с ним не всё так просто и очевидно. Разумеется, способность успешно решать задачки коррелирует с развитым умом. Но на самом деле, результаты IQ теста показывают лишь способность человека решать конкретный тип задач и близость его интеллекта к интеллекту составителя теста. А если натренироваться решать такие задачи, то показатели совсем ни о чём не будут говорить.

Интеллект понятие гибкое, комплексное, динамичное, сложно измеряемое и проявляющееся по-разному в разных культурах и образе жизни.

Лесник может не знать базовых вещей по истории или культуре, в отличие от хорошо образованного горожанина, но может обладать внушительными познаниями по географии, флоре и фауне своей местности, а также в области сохранения среды и знать тысячу способов применения растений, быть интересным рассказчиком и ориентироваться в хаотичном пространстве природы так, как некоторые горожане не смогут даже с GPS. С высокой вероятностью он не получит хорошего результата в тесте, но разве это скажет что-то о его реальном интеллекте? Довольно хорошо подобный пример проиллюстрирован у Конана Дойла в виде его литературного персонажа Шерлока Холмса, который не слишком глубоко интересовался политикой, ограниченно ориентировался в литературе и астрономии и даже не помнил, что Земля вращается вокруг Солнца. И вообще интересовался в основном тем, что так или иначе могло пригодиться ему в работе. Но его познания в областях, связанных с криминалистикой, были обширны, а сила его интеллекта, способность читать людей и делать точные выводы были блестящими (как мы знаем, прототипом Холмса был реальный человек).
Получил бы Холмс высокий балл по IQ тесту? Едва ли.

Успешное решение задач в том или ином тесте совсем не показатель хорошего живого ума и необязательно говорит о способности человека успешно решать разные задачи повседневной жизни (обратное тоже справедливо). Люди с очень высоким IQ нередко оказываются менее приспособленными к жизни и хуже социализируются, чем те, у кого более низкий (но в пределах нормального) показатель. Как следствие, люди с очень высоким IQ могут добиваться в жизни намного меньше того, что от них ожидается. Пожалуй, меньшинство из них идёт в науку и другие сферы, требующие изрядного умственного напряжения. Многие даже выбирают профессии, которые никак не связаны с интеллектуальной деятельностью. Отчасти это связано с давлением ожиданий окружения, отчасти с меньшим упорством в постановке и достижении целей — представление о собственном интеллектуальном превосходстве может расслаблять и создавать иллюзию, что всего можно добиться без труда. А кто-то просто плохо справляется с задачей социализации, а как мы знаем, социальные связи тоже играют одну из важнейших ролей в достижении целей.

Ещё одно заблуждение заключается в представлении, что IQ — это что-то точное и относительно постоянное. На самом же деле, уровень IQ может ощутимо меняться с течением лет и даже день ото дня, и на итоговый результат может повлиять целый ряд факторов, таких как самочувствие, настроение, стресс, вызванный недавними событиями, конфликт в отношениях и даже самое обыкновенное и часто неизбежное переживание — особенно, если человека тестируют перед собеседованием на работу.

Немаловажным фактором, влияющим на результат, являются язык и культурная принадлежность тестируемого. Лучше всего проходить тесты на родном языке, но и это не всегда гарантирует достоверный результат, особенно, если в тесте есть задачи, так или иначе связанные с культурными особенностями (скажем, у африканца и француза с высокой вероятностью будет один родной язык, но большая разница между двумя культурами не позволит получить даже относительно адекватный результат без качественной адаптации теста).

Другой момент, который может снизить итоговый балл, — это ошибки или некорректные инструкции самих тестов. Разумеется, встретить их можно практически где угодно: в книжках, на сайтах, на собеседованиях. Например, в одном из самых доступных тестов Айзенка на русском языке в инструкции сказано:

Задание из теста на интеллект описывает правило, по которому нужно найти слово для решения ряда задач. Между тем в самих вариантах ответа это правило нарушено. В итоге, испытуемый отвечает либо «неверно», либо дольше

И тем не менее уже в первом тесте человек сталкивается с нарушением этого правила, что приводит либо к «неверному» ответу, либо к увеличению времени, потраченного на конкретную задачу, несмотря на то, что сами вопросы очень простые и ответы очевидны, пока не пересчитаешь точки. В задаче под номером 5 правильный ответ «мера». Для номера 21 правильный ответ «урон», для номера 30 — «крен», а для 33 — «приз». Однако, в самих задачах количество точек превышает число четыре, иногда даже намного:

№5 — «мера», №21 — «урон», №30 — «крен», №33 — «приз». Число точек, как мы видим, больше четырех, иногда намного — хотя по условиям задачи их должно было быть строго по четыре в каждом случае

По сути, никто не может гарантировать качество теста, если он проходится не в специализированном учреждении, где работают профессионалы с хорошо проверенными надёжными материалами. Правда, там вряд ли придётся решать задачки из книжки с ограничением по времени в полчаса. Если человек получил направление пройти подобный тест, то он будет комплексным, многозадачным и скорее всего растянется на несколько приёмов, потому что длительная интенсивная работа над решением разных заданий весьма истощает внимание, и обоим — тестируемому и тестирующему — требуется большой перерыв на отдых для получения адекватной картины. Мне самой доводилось проходить тест Векслера для взрослых в психоневрологическом институте Испании, и на это ушло три дня. Тест оценивал скорость реакции, общую эрудицию, словарный запас, рабочую память, пространственное ориентирование и ещё целый ряд аспектов.

А на обработку результатов специалистами ушло ещё несколько недель. Весь процесс был действительно увлекательным, и повторить такое дома самостоятельно не представляется возможным даже при наличии всех необходимых материалов. Суть такого серьёзного теста, разумеется, не в том, чтобы узнать какой-то конкретный показатель в цифрах, а чтобы оценить общие когнитивные способности. Особенно это может быть полезно, если человек заметил у себя те или иные изменения. Например, повысилась утомляемость, стал чаще отвлекаться или забывать чайник на плите, начал путать буквы при письме и т. д.

Серьёзный подход к тесту Векслера, гарантирующий качество исследования, предполагает проведение его профессионалами в спецучреждении, сам же тест может длиться до нескольких дней, а обработка его результатов — до нескольких недель

Ольга Шклярова © ИА REGNUM

Однако, чтобы удовлетворить своё любопытство и узнать приблизительный показатель IQ, необязательно обращаться в специализированные учреждения и тратить на это много дней, и даже не нужно покупать книги. Сегодня в Интернете очень много тестов, которые обещают показать вам заветную цифру и отдать этому не более часа, а иногда всего минут двадцать. Одним из таких ресурсов является, например, IQ Global Test — платформа тестирования интеллекта. Там предлагается пройти 40 вопросов и получить результат, который будет посчитан на основе затраченного на прохождение времени, количества правильных ответов, региона проживания, возраста и пола. Каждый верный ответ оценивается в зависимости от его сложности и процента людей, которые смогли эту задачу решить: чем ниже процент успешно справившихся с вопросом, тем выше балл за него назначается. Разумеется, такие скоростные тесты являются, скорее, разминкой для ума, что совсем не бесполезно. Положительная сторона таких более простых тестов в их доступности и отсутствии необходимости работать со специалистом в паре. Однако, говорят ли о чём-то результаты и есть ли от всего этого польза — большой вопрос.

Тест на интеллект не покажет, насколько человек умён, интересно ли с ним беседовать, хорошо ли он справляется с нестандартными задачами в жизни, насколько он эффективен в стрессовых ситуациях, умеет ли использовать своё положение, легко ли адаптируется к новым обстановке или технологиям и добьётся ли в жизни своих целей, научных высот или общественного признания, насколько он креативен и склонен к оригинальности в мышлении. IQ — это просто цифра, в то время как самым точным показателем интеллекта, пожалуй, остаётся неуловимая и неизмеряемая динамичная кривая его проявления в повседневной жизни.

Диагностические возможности Краткого отборочного теста

Год издания и номер журнала: 

2005, №3

Интегральный показатель интеллекта человека, оцененный с помощью тестов (IQ или иной), является одной из одной из наиболее практически значимых индивидуально-психологических характеристик человека, позволяющих дать оценку его возможностей и прогноз поведения в разнообразных сферах деятельности человека (Анастази, Урбина, 2001; Дружинин, 2001). Поэтому потребность практической психологии в простом и надежном инструменте интегральной диагностики интеллекта достаточно велика, однако известно лишь несколько тестов, которые могут быть использованы для этих целей для русскоязычных испытуемых. Широко известные интеллектуальные тесты Айзенка (Айзенк, 1996) являются популярными и их использование в профессиональных целях некорректно. Кроме того, они предназначены в первую очередь для лиц с интеллектом выше среднего, и вызывают значительные трудности и фрустрацию, связанную с многочисленными неудачами, у лиц, чей интеллект несколько ниже среднего. Прогрессивные матрицы Равена (Равен, Курт, Равен, 1996) позволяют надежно оценить интеллект, если изданы в хорошем полиграфическом исполнении, но слишком часто используются в сокращенном варианте с уменьшенными картинками, что существенно снижает их надежность. Кроме того, они не дают возможность оценить вербальный интеллект, что часто является необходимым.

Краткий отборочный тест, или КОТ (Бузин, 1992, 1998) не обладая отмеченными недостатками, имеет ряд несомненных достоинств, прежде всего:

– Быстрота и простота проведения тестирования (всего 15 минут), а также относительная простота размножения самого теста (3 листа) и обработки.

– Адекватная сложность для контингентов с различным интеллектуальным уровнем: от школьников из класса коррекции до выпускников престижных вузов и успешных предпринимателей.

К ограничениям данного теста, которые необходимо знать тем, кто им пользуется, можно отнести скоростной характер теста, который не дает возможность оценить способность испытуемых к выполнению заданий высокого уровня трудности. Кроме того, необходимость выполнять задания теста с высокой скоростью создает преимущества для более молодых испытуемых и трудности для испытуемых старше 40 лет; это необходимо учитывать при оценке результатов.

Одним из главных недостатков КОТ является отсутствие популяционных норм и немногочисленность возрастных и профессиональных групп, нормы для которых приведены в руководстве к тесту. Кроме того, далеко не все советы и рекомендации по использованию теста могут быть безоговорочно приняты практическими психологами (например, испытуемому с недостаточно развитыми вербальными способностями “можно рекомендовать чтение толковых словарей, словарей крылатых выражений и слов, пословиц и поговорок, словарей иностранных слов и двуязычных словарей и решать лингвистические задачи”).

Накопленный нами опыт применения КОТ показывает, что его использование целесообразно и эффективно для решения широкого круга задач практической психологии. Цель данной статьи – процемонстрировать диагностические возможности применения КОТ и дать методические рекомендации по использованию теста для решения разнообразных задач практической психологии.

1. Основные показатели КОТ

Основным показателем теста, позволяющим дать интегральную оценку интеллекта, является количество правильных ответов, данных за 15 минут (стандартное время выполнения теста). Результат испытуемого следует сравнить с имеющимися данными по соответствующим возрастным и профессиональным группам (как уже отмечалось, русскоязычных популяционных норма для КОТ пока нет). В дополнение к руководству к тесту можно использовать таблицы 1-3. Следует отметить, что представленные в них данные получены на группах от 10 до 40 человек (тестирование проводили студенты ИППиП) и не могут считаться полноценными тестовыми нормами. Результат испытуемого, укладывающийся в интервал M + – sigma , где М – среднее по группе, а sigma – стандартное отклонение, следует признать соответствующим возрастной или профессиональной норме (его показывают около двух третей испытуемых в данной популяции).

Дополнительные диагностические возможности появляются тогда, когда после выполнения заданий на время испытуемому предоставляется возможность закончить задание без учета времени (для раздельного подсчета заданий выполненных за 15 минут и без учета времени целесообразно через 15 минут заменить испытуемому ручку, использовав для замены другой цвет). При этом появляются возможности как для элементов структурного анализа интеллекта, так и для учета таких показателей, как дополнительно затраченное на решение время и количество дополнительно решенных заданий, которые дают возможность косвенно оценить мотивацию испытуемого.

Структурная оценка интеллекта на основе КОТ затруднительна в связи с разным количеством заданий, соответствующим разным аспектам интеллекта и их разной сложностью, но в некоторых случаях возможна. Однако следует учесть, что подобные данные недостаточно надежны и могут использоваться лишь для самой приблизительной оценки. Целесообразно выделение следующих типов заданий, которые ориентированы преимущественно на выявление одного из факторов в структуре интеллекта.

1. Значение слов и фраз (20 заданий, возможно выделение заданий со словами и с фразами) – вербальный фактор

2. Математические последовательности (4 задания) – числовой фактор, низкий уровень сложности.

3. Математические задачи (13 заданий) – числовой фактор, средний и высокий уровень сложности.

4. Логические задачи (4 задания) ближе всего к общему интеллекту (по Спирмену), причем представленный заданиями относительно высокого уровня сложности.

5. Пространственные задачи (4 задания) – пространственно-символической фактор.

6. Осведомленность (3 задания).

7. Внимание (2 задания).

Для каждого типа задания подсчитывается количество заданий, решенных верно, решенных неверно (с ошибкой) и пропущенных (ответ не был дан) – см. ниже пример подсчета; пропущенные ответы можно объединить при подсчете с решенными неверно. Поскольку количество заданий для большинства типов невелико, то, как правило, имеет смысл оценивать лишь соотношение вербального и числового фактора, представленного относительно большим количеством заданий; содержательно оценивать уровень развития других факторов имеет смысл лишь при нулевом или 100%-ном результате по данному фактору.

2. Использование КОТ для решения практических задач обучения

Практика применения теста показывает, что тест обладает адекватной сложностью для школьников от 10 лет и выше и может использоваться для оценки интеллекта школьников, начиная с 5 класса.

Показаны достоверные различия по результатам теста между школьниками одного и того же возраста, обучающимися в различных типах учебных заведений: между учащимися обычных классов и классов коррекции, школы-интерната, а также интерната для подростков, совершивших противоправные действия; между школьниками общеобразовательных школ и гимназий (гимназических классов), лицеев, языковых школ. Также показаны достоверные различия по результатам теста между учениками с хорошей и плохой успеваемостью. Все это доказывает прогностическую ценность результатов КОТ для отбора учащихся в разные типы учебных заведений и для оценки успешности обучения.

На основе имеющихся данных можно предположить, что показатели КОТ различаются для разных типов учебных заведений, но в меньшей степени для различных регионов России. Однако учитывая разную практику обучения и отбора в разных школах и отсутствие популяционных норм, при использовании данных КОТ в конкретном учебном заведении следует руководствоваться прежде всего данными тестирования, полученными именно в этом заведении; данные таблицы 1 могут быть использованы для сравнения и приблизительной оценки.

Можно предложить следующие примерные рекомендации по использованию результатов КОТ для решения практических задач обучения.

При отборе учащихся в гимназии, лицеи и другие учебные заведения с повышенными требованиями к учащимся целесообразно ориентироваться на показатель КОТ не ниже, чем М-sigma для контингента учащихся этого учебного заведения.

При организации дифференцированного обучения желательно выделять в отдельные классы (группы) учащихся, чей показатель КОТ выходит за пределы М+-sigma для данного класса или школы.

При отсутствии возможностей для дифференцированного обучения следует учитывать, что учащиеся, чей результат по КОТ ниже, чем М-sigma, могут испытывать сложности при освоении школьной программы, и учителям следует уделять таким ученикам особое внимание. Учащиеся, чем показатель КОТ выходит за пределы М+sigma желательно предлагать задания повышенной сложности или рекомендовать поступление в гимназию (лицей)

При этом следует учитывать, что тестирование интеллекта является лишь одной из составных частей в комплексе мероприятий по отбору учащихся и их распределению по уровням обучения; тестирование не может подменять учета оценок, результатов вступительных испытаний, мнения учителей и школьного психолога и т.п. Следует также учитывать, что уровень общих способностей, измеряемый тестами интеллекта (и в частности, КОТ) у школьников достаточно изменчив, следовательно ни в коем случае нельзя рассматривать результат теста как “диагноз” или “приговор”, что, к сожалению, нередко встречается. Поэтому школьным психологам следует быть особенно внимательны при сообщении результатов тестирования учителям, чтобы не создавать у них неверных установок по отношению к ученикам.

3. Использование КОТ в профессиональном консультировании

При профессиональном консультировании КОТ крайне редко используется в качестве единственного диагностического инструмента; поэтому данные КОТ как правило рассматриваются в комплексе с другими психодиагностическими показателями, результатами бесед и другими данными, используемыми в процессе консультирования. Однако хотя и редко, но бывают ситуации (как в приведенном ниже примере), когда именно результаты КОТ оказываются наиболее значимыми для процесса консультирования.

а) Интегральный показатель

При консультировании по развитию карьеры работающих специалистов или студентов старших курсов вузов следует сравнивать результат испытуемого с имеющимися показателями профессиональной группы, наиболее сходной с профессией испытуемого. При результатах выше М+sigma велика вероятность успешного карьерного роста; часто целесообразно получение дополнительного образования.

Пример. Елена, 28 лет, старшая медсестра хирургического отделения больницы. Школу окончила с серебряной медалью, мечтала стать врачом-хирургом, однако не продолжила образование после медицинского училища из-за рождения детей. Руководство больницы неоднократно предлагало Елене поступать учиться, но она отказывалась, считая, что “поезд ушел, мозгов не хватит”. Перед выполнением теста сомневалась в своих возможностях: “Какой интеллект, были мозги да усохли”. За 15 минут выполнила верно 35 заданий. После ознакомления с результатом и сравнения его с таблицей, аналогичной таблицам 2-3 из данной работы, у нее “словно крылья выросли”: появилась вера в свои способности. Через несколько месяцев после тестирования успешно сдала экзамены в медицинский институт.

Результату, выходящему за пределы М-sigma, далеко не всегда соответствует низкая профессиональная успешность. Однако возможности профессионального роста, изменения характера работы, освоения новых технологий у таких работников как правило ограничены, что следует учитывать при профессиональном консультировании. Стоит также отметить, что клиенты крайне редко считают причиной своих трудностей в работе или учебе недостаточно высокий интеллектуальный уровень, как правило, они используют механизмы психологической защиты, чтобы объяснить эти трудности или игнорировать их. Подобная ситуация может потребовать работы консультанта, выходящей за рамки профессионального консультирования.

При профессиональном консультировании старшеклассников и выпускников школ следует сравнить показатель испытуемого с данными студентов учебного заведения, сходного по профилю и “престижности” с учебным заведением, куда собирается поступать испытуемый. При результате испытуемого ниже среднего следует оценить мотивацию достижения испытуемого (высокая мотивация достижения повышает вероятность успешного поступления в вузе и обучения в нем), а также его желание и возможность интенсивной подготовки к вступительным экзаменам. При результате ниже М-sigma следует рассмотреть вопрос целесообразности поступления в данный вуз или возможности платного обучения. По нашим данным, возможность поступления на бесплатное обучение в авторитетных столичные вузы проблематична при показателе КОТ ниже 18-20. Следует также учитывать, что лица, имеющие показатели ниже М-sigma для данного вуза, часто испытывают существенные трудности в обучении, которые могут частично компенсироваться высокой мотивацией и интенсивными занятиями.

б) Структурный анализ

Как уже указывалось, он имеет вспомогательное значение из-за невысокой надежности. Соотношение вербального и математического фактора интеллекта можно, наряду с другими характеристиками, учитывать при выборе в пользу гуманитарного или технического образования. При консультировании взрослых имеет смысл обращать внимание на очень низкие показатели при решении математических задач, что является органичением для профессий, требующих манипулирования с числовым материалом (продавец-кассир, бухгалтер и пр. ). Большое количество пропущенных (не имеющих ответа, даже неправильного) математических задач в условиях отсутствия ограничения во времени решения встречается сравнительно часто и свидетельствует о низкой самооценке своих математических способностей.

в) Особенности мотивации

Особенности мотивации можно оценить, учитывая время, затраченное на выполнение заданий по истечении обязательных 15 минут, количество заданий, выполненных в дополнительное время, а также количество заданий, оставшихся без ответа (пропущенных). В связи с отсутствием четких критериев для оценки этих показателей в выводах следует быть достаточно осторожным.

Пример. Алина, ученица 10 класса, английской школы, отличница. Собирается обучаться по профессии юриста-международника в престижном вузе. Родители предпочли бы для дочери экономическое образование, однако не настаивают на нем.

За 15 минут Алина выполнила верно 32 задания (интегральный показатель выше среднего для всех имеющихся групп студентов и для всех, кроме одной, групп профессионалов), причем она успела просмотреть все 50 заданий и выполнить (то есть, дать ответы, в том числе ошибочные) 45 из них (32 верно, 13 неверно, поэтому дополнительное время для решения не предоставлялось. Структурный анализ дал следующие результаты:

 всего заданийверноневернопропущено
осведомленность33  
внимание211 
простр. задачи4211
логич. задачи431 
знач. слов и фраз201532
матем. закономерн.44  

Результаты структурного анализа свидетельствуют о превосходстве вербального фактора над математическим. Небольшое количество пропусков свидетельствует о высокой мотивации Алины. Можно предположить тенденцию к перфекционизму у испытуемой: ей удалось дойти за последнего задания за 15 минут, возможно, имело место стремление “решить все”, которое определило излишнюю спешку (ошибка в задании на внимание).

По итогам тестирования, с учетом данных других методик, был предложено несколько гуманитарных специальностей. Получение экономического образования было признано нецелесообразным, с учетом желаний Алины и преобладания вербального, а не математического фактора в структуре интеллекта (невзирая на общий высокий показатель теста, испытуемой удалось решить менее трети математических задач). После обсуждения результатов Алина решила в 11 классе посещать подготовительные курсы при МГУ.

4. Использование КОТ в работе с персоналом.

Результаты применения КОТ в различных контингентах свидетельствуют о наличии взаимосвязи между результатами КОТ и профессиональными достижениями. Так, показаны достоверные различия интегрального показателя КОТ между успешными и неуспешными работниками, между специалистами со средним и с высшим образованием, между руководящим составом и рядовыми специалистами и т.п.

Пример. С помощью теста были обследованы две группы работников телевидения, разделенные на две группы: работающие и не работающие в прямом эфире (редактора и др. ). По сложившейся практике, те, кто вел прямой эфир, отбирались из работников, составлявших вторую группу, причем жесткие правила отбора отсутствовали. Бывали случаи, когда сотрудника, не справившегося с работой в прямом эфире, переводили обратно на редакторскую работу.

При обследовании были обнаруженны высокодостоверные различия по результатам теста между двумя группами. Причем в группе работающих в прямом эфире были показаны результаты КОТ в диапазоне 27-41, за исключением двух человек, показавших результаты 18 и 19. Один из них начал вести прямые эфиры всего несколько недель и на момент обследования было непонятно, насколько успешно он справляется с этой работой. Во второй группе не было показано результатов выше 20 баллов.

Эти и другие подобные данные позволяют считать КОТ полезным инструментом при отборе персонала и решении других задач кадровой работы.

При использовании КОТ для отбора персонала целесообразно предварительно провести обследование уже работающих сотрудников и установить локальные нормы для конкретной организации. Использование норм, установленных в другой организации для той же профессии, нежелательно, т.к. средние результаты теста зависят от многих факторов: региона, кадровой политики организации, конкретных должностных обязанностей сотрудников и т.п. Поэтому данные, полученные для сотрудников той же профессии в другой организации, могут оказаться недостаточно надежными. Однако при отсутствии возможности провести тестирование работающего персонала организации, следует использовать наиболее подходящие данные из таблицы 3.

При решении кадровых вопросов можно предложить отсеивать при отборе сотрудников, чьи результаты не достигают значения М-sigma для уже работающих сотрудников. При результатах, превышающих М+sigma, целесообразно рассматривать вопрос о возможностях служебного роста, продолжения обучения и пр.

Тест может быть использован не только для оценки интеллекта, но и мотивации испытуемых, которая является важнейшим фактором профессиональной успешности.

Пример. Обследована группа торговых представителей (продажа жевательной резинки), поделенная на две подгруппы – успешных и неуспешных (по показателю объема продаж). При сопоставлении групп были выявлены не только различия по результатм выполнения теста за 15 минут (средние результаты составили 21,0 в группе успешных и 14,6 в группе неуспешных), но и различия в поведении в дополнительно отведенное время. В группе успешных агентов все испытуемые продолжили работу по истечении 15 минут, затратив дополнительно от 7 до 28 минут и оставив нерешенными не более 12 заданий. 43% неуспешных агентов отказались от продолжения выполнения теста по истечении 15 минут, а продолжившие затратили дополнительно от 5 до 10 минут, оставив невыполненными от 19 до 22 заданий. Три лучших агента показали лучшие результаты по КОТ (с учетом дополнительного времени)

Литература

Айзенк Г.Ю. (1996) Проверьте свои способности. М., Лань.

Анастази А., Урбина С. (2001). Психологическое тестирование. СПб., Питер.

Бузин В.Н. (1992, 1998) Краткий отборочный тест. М., Смысл (Психодиагностическая серия, выпуск. 4)

Дружинин В.Н. (2001). Когнитивные способности. Структура, диагностика, развитие. М. СПб, PerSe, ИМАТОН.

Равен Дж.К., Курт Дж.Х., Равен Дж. (1996). Стандартные прогрессивные матрицы. М., Когито.

Таблица 1 
Результаты выполнения теста КОТ учащимися средней школы
Контингентсред.ст. откл
5 класс. (Москва)9,53,6
6 класс школы-интерната (Воронеж)6,95,3
6 класс языковой гимназии (Воронеж)17,24,6
7 класс (класс коррекции, Воронеж)6,42,1
7 кл. (спецшкола, девиантные подростки, Московская обл.)7,93,5
7 класса (Черкесск)11,74,0
7 класс. (Москва)12,34,6
7 класс гимназии (Москва)20,43,8
8 класс (Тюменская обл)10,03,8
8 класс (Московская обл. )14,94,8
8 гимназический класс (Московская обл)18,22,8
9 класса (Москва)17,54,5
9 класс (Московская обл.)18,04,4
9 класс лицея при МФТИ25,66,2
10 класс гимназии (Москва)19,64,5
10 класс гуманитарного лицея (Москва)23,34,4
11 класс (Воркута)18,54,4
12 класс вечерней школы (Москва)18,04,3

 

Таблица 2 
Результаты выполнения теста КОТ учащимися высших, средних специальных, профессиональных учебных заведений и курсов
Контингентсред.ст. откл
учащ. ПТУ, спец. столяр-плотник (Москва)11,74,8
учащ. ПТУ, спец. бухгалтер (Москва)12,33,7
учащ. медучилища (Минск)18,54,2
учащ. колледжа, спец. бухгалтер (Москва)18,62,6
студенты мед. ин-та (Караганда)20,26,9
курсанты Суворовского училища21,33,6
студенты Института туризма (Москва)22,97,4
студенты МАТИ, спец-ть менеджмент23,44,3
студенты Пед. ин-та, ф-т начального образования (Тюмень)23,92,1
студенты ф-та дизайна Худож. академии (Минск)24,44,0
студенты ИППиП25,66,7
студенты пед. ин-та, физ-мат. факультет (Тюмень)25,83,5
студенты МГУ, геологический факультет27,05,3
студенты МИФИ28,35,2
учащ. курсов “Эффективный менеджер” (Московская обл.)30,27,9

 

Таблица 3 
Результаты теста КОТ у представителей различных профессиональных и социальных групп
Контингентсред. ст. откл
работники Мосэнерго15,94,8
фотомодели16,54,8
безработные (жен.) (Самара)17,05,0
безработные (Москва)17,87,1
торговые агенты (Москва)17,84,1
бортпроводники (Москва)18,54,9
секретари, экспедиторы АООТ (жен.) (Тюменская обл.)18,91,9
врачи (разные города)20,37,3
актеры, озвучивающие телефильмы (Москва)20,57,1
работники таможенного поста (Белгород)21,65,0
менеджеры, руководство АООТ (муж.) (Тюменская обл.)24,03,0
работники НИЦ металлургического комбината (Моск. обл.)25,66,6
работники страховой компании. (Москва)26,67,0
комментаторы ТВ (прямой эфир) (Москва)29,09,2
менеджмент издательств (Москва, Санкт-Петербург)29,87,2
руководители собственных фирм (муж. ) (Москва)33,24,9

Что означает мой показатель IQ? Объяснение вашего показателя IQ.

Несмотря на то, что у людей разные когнитивные способности и слабости (например, язык, музыка, математика, зрение), устойчивые корреляции между ними показывают нам, что у всех них есть общий компонент, называемый «общим интеллектом» или « G ».

G измеряется с помощью различных психометрических тестов, включая тесты IQ, тесты на пригодность к работе и вступительные экзамены в университет.

Тесты IQ являются наиболее надежными (например, последовательными) и достоверными (например, точными и содержательными) типами психометрических тестов, разработанных психологами. Они хорошо зарекомендовали себя как хороший показатель общего интеллекта или Г .

Тесты IQ широко используются во многих контекстах — образовательных, профессиональных и развлекательных. Университеты используют тесты IQ (например, вступительные экзамены SAT) для отбора студентов, компании используют тесты IQ (тесты на пригодность к работе) для отбора кандидатов, а общества с высоким IQ, такие как Mensa, используют результаты тестов IQ в качестве критерия членства.

Имейте в виду , что многие «тесты IQ» в Интернете не являются ни стандартизированными, ни действительными. Их оценки не имеют смысла, и они не точно измеряют ваш интеллект. Много научной работы уходит на разработку стандартизированного, достоверного теста IQ.

Обзор некоторых действительных онлайн-тестов IQ можно найти здесь. середина, где забивает большинство людей, и сужающийся конец, где забивают лишь немногие. В статистике это называется нормальным распределением .
.

IQ Bell Curve

 

Площадь под кривой между баллами соответствует % в популяции между этими баллами. Баллы на этой колоколообразной кривой IQ имеют цветовую кодировку в единицы стандартного отклонения . Стандартное отклонение — это мера разброса распределения: чем больше стандартное отклонение, тем больше разброс значений в популяции. 15 баллов — это одно стандартное отклонение для большинства тестов IQ. Почти 70% населения набрали от 85 до 115 баллов, то есть плюс-минус одно стандартное отклонение. Очень небольшой процент населения (около 0,1% или 1 из 1000) имеет баллы меньше 55 или больше 145, то есть более чем на 3 стандартных отклонения!

Критический вывод из исследований, проведенных за последнее десятилетие, заключается в том, что IQ не является фиксированным, генетически детерминированным атрибутом. Индивидуальный балл на кривой нормального распределения не является статичным. Со временем — недели, месяцы или годы — уровень IQ может существенно измениться.

Вот общая информация о научно обоснованных методах увеличения IQ в долгосрочной перспективе.

 

Стандартизированные тесты IQ разработаны таким образом, чтобы средний (средний) показатель IQ среди населения в целом составлял 100.   средний показатель IQ’  или «нормальный показатель IQ»  может быть определен как балл от 85 до 115, то есть между плюс и минус одно стандартное отклонение от среднего.

 

IQ 115 и выше можно считать высоким уровнем IQ. Только 15% населения имеют уровень IQ 115 и выше. Волшебного средства не существует, но в целом считается, что:

  • IQ 110 или выше позволяет вам получить образование на уровне колледжа, если вы выберете его.
  • Если у вас IQ 115 или выше, вы способны справиться с когнитивными задачами почти любой профессии и можете достичь самого высокого уровня образования и обучения.

Вступительный балл IQ 124 необходим, чтобы стать членом Международного общества высокого IQ. Это первая точка входа в общество с высоким IQ.

Около 2% населения имеют IQ больше, чем 130 , что является «одаренным» интеллектом. Это IQ, равный 2 стандартным отклонениям от среднего IQ. Это стандарт Mensa – оценка IQ в действительном стандартизированном тесте IQ, необходимая для того, чтобы стать участником Mensa.

Чтобы узнать, как присоединиться к Mensa, щелкните здесь.

 

В этой таблице показано, как можно классифицировать уровни IQ.

 

Таблица шкалы уровня IQ

 

Обратите внимание, что эта шкала IQ не имеет смысла, если вы не получите оценку в результате действительного стандартизированного теста IQ. Большинство этих тестов проводятся профессионалами за плату.

 

Научные исследования показывают, что уровень IQ человека не фиксирован генетически, и IQ можно тренировать. Краткий обзор некоторых направлений этой науки можно найти в статье Как повысить IQ? Тренировка рабочей памяти, смарт-наркотики и tDCS, обзор .

Если вы хотите узнать больше о природе IQ и тестов IQ, подпишитесь на бесплатный контент ниже.

Объяснение диапазона IQ: что такое средний IQ?

Примерно 68% населения имеют IQ от 85 до 115. Но что это значит? В то время как люди обычно называют кого-то «высоким IQ» или «низким IQ» в непринужденной беседе, мало кто уделил время тому, чтобы по-настоящему понять, что такое показатель IQ или как работает IQ-тест.

Что означает IQ?

IQ означает коэффициент интеллекта, и само понятие коэффициента интеллекта и оценок IQ является спорным. Тем не менее, он остается популярным инструментом для трудоустройства и образовательных услуг, особенно в том, что касается помощи в размещении детей в условиях, соответствующих их образовательным потребностям. На самом деле это была цель, поставленная перед Бине, поэтому кажется уместным, что в этом суть его наследия.

Что такое показатель IQ?

Оценка IQ представляет собой числовое представление интеллекта человека в пределах нормализованной шкалы результатов теста. Большинство современных тестов настроены так, что средний балл составляет 100, включая самые популярные тесты интеллекта Векслера. Некоторые тесты IQ, такие как тест Cattell Culture Fair, предоставляют диапазон, а не конкретную оценку для учета ошибки измерения или систематической ошибки теста. Узнать больше о популярных тестах IQ можно по ссылкам ниже.

  • Шкала интеллекта взрослых Векслера
  • Шкала интеллекта Векслера для детей
  • Тесты Вудкока-Джонсона на когнитивные способности
  • Прогрессивные матрицы Raven
  • Шкала интеллекта Стэнфорда-Бине
  • Система когнитивного оценивания Даса-Наглиери
  • Культурная ярмарка Кеттелла III
  • Весы для оценки интеллекта Рейнольдса
  • Основные умственные способности Терстоуна
  • Краткий тест интеллекта Кауфмана
  • Шкалы дифференциальных способностей
  • Батарея многомерных способностей II

Что измеряет IQ?

Это более глубокий вопрос, чем может показаться на первый взгляд. Большинство людей ответили бы просто: «Интеллект». Но что такое интеллект? Многие люди путают интеллект со знаниями, то есть со способностью продемонстрировать то, чему они научились. Вместо этого интеллект определяется Оксфордом как способность приобретать и применять знания и навыки. Трудность заключается в попытке разработать тест, который может последовательно измерять способность человека приобретать и применять знания, независимо от факторов, которые могут повлиять на тест в сторону или против людей из разных культур, образовательных возможностей или личностных качеств.

Например, попытка проверить ребенка из Соединенных Штатов на «общеизвестность» может быть более сложной для ребенка, который родился в другой стране и только недавно переехал в Соединенные Штаты. Со временем появилось больше тестов, чтобы попытаться учесть эти различия и еще больше разбить компоненты интеллекта. Современные тесты направлены на измерение прошлого обучения человека, зрительно-пространственной и слуховой обработки, скорости обработки, кратковременной памяти и абстрактного мышления.

Что такое шкала IQ?

Тесты IQ разработаны в соответствии с распределением кривой Белла. Это означает, что если вы нанесете их на график, они образуют красивую форму, высокую в середине и сужающуюся к обоим концам, что немного похоже на колокол, как вы можете видеть в визуальном распределении шкалы IQ ниже для распределения по шкале интеллекта Векслера.

Стандартное отклонение IQ

Как вы можете видеть, кривая нормального распределения построена таким образом, что большинство значений находятся в середине графика, и по мере того, как значения становятся все выше или ниже, кривая наклоняется вниз по мере того, как их становится все меньше и меньше. точки данных. Это распределение предназначено для того, чтобы средний или средний IQ находился прямо в середине кривой. В данном случае эта оценка равна 100. Вертикальные линии на этой диаграмме представляют собой стандартное отклонение IQ, которое равно 15 для оценок IQ (согласно шкале интеллекта Векслера). Это мера изменчивости набора данных. Более низкое стандартное отклонение означает, что большая часть данных очень близка к среднему значению. Более высокое стандартное отклонение означает больший разброс результатов.

Заштрихованная голубым цветом часть графика представляет одно стандартное отклонение выше и ниже среднего IQ. Как видите, примерно 68% людей попадают в этот диапазон значений IQ от 85 до 115. Если убрать еще одно стандартное отклонение (IQ от 70 до 130), получится более 96% населения.

Что такое средний IQ?

Технически, средний IQ составляет 100 баллов на основе самых популярных стандартных тестов, таких как тесты Векслера и Стэнфорд-Бине. По большому счету, тесты IQ разрабатываются и обновляются с течением времени, чтобы поддерживать средний показатель в 100 баллов. Как показано на приведенной выше кривой нормального распределения, 68 процентов всех показателей IQ попадают между 85 и 115 баллами. Таким образом, по сути, можно сказать, что «нормальный уровень IQ» находится между этим диапазоном IQ. Однако ученые попытались применить более сложный подход к классификации нормального показателя IQ, а также более высокого и более низкого уровня интеллекта.

Что считается высоким IQ?

Высокий IQ — довольно субъективное понятие. Если вашим критерием является допуск в одно из многих обществ с высоким IQ, вам, вероятно, потребуется балл в 98-м процентиле или выше. Это планка, установленная самым популярным обществом с высоким IQ, Mensa, которое требует 98-го процентиля или выше, что составляет минимум 132 балла в тесте Стэнфорда-Бине (который имеет несколько иной диапазон оценок IQ со стандартным отклонением ). 16).

Конечно, эти общества устанавливают высокую планку, и они очень субъективно оценивают показатель IQ.

Многие специалисты стремились классифицировать различные уровни IQ с момента его создания. Одним из первых был Льюис Терман, разработавший шкалу интеллекта Стэнфорда-Бине. Его первоначальная шкала в 1916 году классифицировала средний интеллект как IQ от 90 до 110 с превосходным интеллектом, начинающимся с любого балла выше 110. Свыше 140 “Почти” гений или гений 120–140 Очень высокий интеллект 110–120 Превосходный интеллект 90–110 Нормальный или средний интеллект 80–90 Тупость, редко определяемая как слабоумие 70–80 Пограничная недостаточность, иногда классифицируемая как тупость, часто как слабоумие До 70 лет Определенное слабоумие

За прошедшие годы эта шкала претерпела много изменений, и по мере увеличения количества тестов IQ количество вариаций увеличивалось. В настоящее время двумя наиболее популярными тестами IQ являются шкалы интеллекта Стэнфорда-Бине и Векслера, которые представлены в нескольких вариантах, созданных для разных возрастных диапазонов.

Самые последние классификации IQ для этих тестов выглядят поразительно похожими.

Шкала IQ Стэнфорда-Бине (1986)

Диапазон IQ («отклонение IQ») Классификация
132 и выше Высшее качество
121–131 Улучшенный
111–120 Высокий средний
89–110 Среднее
79–88 Низкий средний
68–78 Медленно обучающийся
67 или ниже Умственно отсталый

Шкала IQ Векслера

Диапазон IQ Классификация
130 и выше Высшее
120–129 Улучшенный
110–119 Высокий средний
90–109 Среднее
80–89 Низкий средний
70–79 Пограничный
69 лет и младше Чрезвычайно низкий

Таким образом, хотя точной цели для того, что считается «высоким IQ», не существует, в общем случае IQ между 115 и 130 считается «нормально одаренным» или «умеренно одаренным». Как правило, детей на этом уровне помещают в развивающие программы или классы для одаренных детей, когда они выявляются в школьные годы. Люди с более высоким уровнем IQ, от 130 до 144, очень одарены и, как правило, требуют большего приспособления, чем ваша стандартная программа обогащения. Они с большей вероятностью будут пропускать классы, рано поступать в колледж и так далее.

Более подробную информацию о конкретных показателях IQ см. на следующих страницах:

  • 120 IQ Score
  • 130 баллов IQ

Какой IQ считается гениальным?

Хотя в некоторых источниках говорится, что IQ уровня гения начинается примерно со 140 или 145, реальность такова, что диапазон тестов IQ, который может быть надежно измерен большинством экзаменов, составляет всего 140 или 145. Для проверки более высоких значений требуется специальная оценка квалифицированными специалистами. гениального диапазона IQ.

Для доказательства этого вам не нужно искать дальше Ричарда Фейнмана. Многие считают его одним из гениев своего времени, однако он с некоторым удовольствием сообщил, что его IQ-тест в старшей школе составил всего 125 баллов. Он отказался присоединиться к Mensa под предлогом того, что его IQ недостаточно высок.

Между тем, он выиграл Патнэм с большим отрывом. Putnam — серьезное математическое соревнование, на котором разыгрываются стипендии. Было высказано предположение, что его тест IQ в старшей школе, должно быть, был строго вербальным тестом, в котором математике уделялось меньше внимания.

Все становится еще сложнее, если у вас есть ребенок, способный, но с особыми потребностями или неспособностью к обучению. Этих детей часто называют «дважды исключительными», что иногда обозначается аббревиатурой 2xE. Их сильные стороны могут маскировать их слабости, в то время как их слабости скрывают их сильные стороны. Без специального тестирования они могут оказаться средними по успеваемости, но при этом скучающими и разочарованными.

Для людей, которые были очень разочарованы, тестирование может быть полезно для точного определения того, что происходит. Определение их сильных и слабых сторон может быть очень освежающим и вдохновляющим. Это может быть самым сильным аргументом в пользу того, чтобы продолжать иметь и использовать тесты IQ, несмотря на их многочисленные недостатки и противоречия, которые вокруг них крутятся.

Если вы получили слишком низкую оценку, которая, по вашему мнению, не отражает ваших способностей, лучше предположить, что вам нужно пройти дополнительное тестирование. В некотором смысле это сработало для Ричарда Фейнмана, и он сделал чрезвычайно успешную карьеру.

Чем отличаются показатели IQ в разных странах мира?

Попытки понять и измерить IQ предпринимались по всему миру, в том числе многочисленные исследования неоднозначного английского психолога Ричарда Линна. Его работа в 2010 году привела к ранжированию результатов для 108 стран, согласно которым у некоторых людей были структурные проблемы с точки зрения размера выборки и ориентации на определенные сегменты их населения. Тем не менее, результаты получили некоторую известность: первое место в рейтинге стран занял Гонконг со средним IQ 108.  

Страна Средний IQ
Гонконг 108
Сингапур 108
Южная Корея 106
Китай 105
Япония 105
Тайвань 101
Исландия 101
Макао 101
Швейцария 100
Австрия 100
Лихтенштейн 100
Люксембург 100
Нидерланды 100
Норвегия 100
Соединенное Королевство 100

На другом конце спектра пять стран этого исследования с самыми низкими баллами включали Нигерию, Свазиленд, Лесото, Мозамбик и Малави.

Какой средний IQ в Америке (США)?

Средний IQ в США, согласно работе Ричарда Линна, в 2009 году был 98, чуть ниже общемирового. в среднем 100 и занял 24-е место в рейтинге IQ по странам. Соединенные Штаты были связаны с Австралией, Чехией, Данией, Францией, Латвией и Испанией.

Какой средний показатель IQ в Канаде?

Согласно исследованию Линн, Канада оказалась на один балл ниже среднемирового показателя в 100 баллов при среднем показателе IQ в 9 баллов.9, на одно очко впереди США.

Изменяется ли диапазон шкалы IQ со временем?

Хотя вы можете предположить, что показатели IQ довольно стабильны, на самом деле они показали постоянное увеличение IQ в большинстве частей мира с момента первой регистрации в начале 1900-х годов. Это явление было впервые замечено Джеймсом Флинном при сравнении результатов военных тестов на IQ 1950-х и 1980-х годов. С тех пор это стало известно как эффект Флинна. В конце концов было обнаружено, что показатели IQ росли в среднем примерно на три пункта за десятилетие. Считается, что это увеличение происходит за счет улучшения логического мышления, решения проблем, формального образования и улучшения питания.

Оставить комментарий