Россия и восток и запад эссе: Россия — это Запад или Восток?: realistromantic — LiveJournal

Восток – Запад. Куда Россия держит путь? — Клуб «Валдай»

Географически промежуточное положение России привело к формированию концепции посредника между Востоком и Западом. Возникает вопрос: если Россия сейчас выбирает поворот на Восток, то насколько он решителен? Тот ли это поворотный момент, при котором Россия будет уже не в состоянии повернуть назад?

В этом году на региональной конференции международного дискуссионного клуба «Валдай» в Сингапуре активно обсуждался вопрос о потенциальной роли России в развитии азиатских и евразийских институтов, от региональных структур безопасности до партнёрств в области торговли и инвестиций.

Плодотворные, подробные дискуссии были сконцентрированы на том, каким образом Россия может углублять взаимодействие со странами Азии на многих уровнях. Однако это взаимодействие в настоящее время главным образом управляется давлением изнутри, подчеркнул программный директор клуба «Валдай» Тимофей Бордачёв. Поэтому крайне важно изучить внутреннюю динамику и перспективы её долгосрочной устойчивости.

Иными словами, возникает вопрос: если Россия сейчас выбирает поворот на Восток, то насколько он решителен? Или, перефразируя историка Джорджа Маколея Тревельяна, тот ли это поворотный момент, при котором Россия будет уже «не в состоянии повернуть назад»?

Трудно разделить внутренние и внешние факторы внешней политики страны. Это особенно верно в отношении исторического взаимодействия России со странами Азии. Географически промежуточное положение России привело к формированию концепции посредника между Востоком и Западом.

Является ли Россия европейской или азиатской страной, и какой аспект её идентичности должен быть доминирующим? По каким стандартам Россия должна судить о себе, по западным или азиатским? Какую роль может играть Россия в Европе или Азии, принимая во внимание её лиминальность? Такие вопросы становятся особенно актуальными сегодня, принимая во внимание степень идеологической поляризации в современном международном дискурсе.

Западные страны утверждают универсальную ценность своих норм по определению суверенитета, прав и обязанностей гражданина, роли государства, а также права на экспорт определённых стилей свободы и демократии. А «поворот в Азию» открывает для России идеологическое пространство по построению собственных международных норм вовлечённости.

Не следует считать, что текущее взаимодействие России с Азией полностью или даже в значительной степени зависит от внешнего давления со стороны Запада. На самом деле, как уже упоминалось выше, географические и демографические позиции России делают это неизбежным. Причастность России к Азии имеет долгую историю. Необходимость развивать Восточную Сибирь и Дальний Восток России восходит к временам Ермака Тимофеевича; ранние контакты с империей Цин и отказ от прозелитизма позволили российской миссии в Пекине занимать привилегированное положение с XVII века. Но многочисленные «повороты» России в сторону Азии исторически были обусловлены давлением извне, и как только давление спадало, страна снова поворачивалась на Запад.

Одно из последних устойчивых движений России в восточном направлении началось 160 лет назад в результате дипломатической изоляции, которая последовала за Крымской войной. Поражение в 1856 году вызвало широкомасштабные внутренние реформы, а также имперскую экспансию, которая привела к вовлечению в российскую орбиту Центральной Азии и больших территорий Восточной Азии. Однако в эпоху, когда статус великой державы было принято определять на карте Европы, Россия снова вернулась к своим западным соседям, особенно в свете подъёма Германии.

К Великому океану – 4: Поворот на Восток. Предварительные итоги и новые задачи Доклад
Для России выбор в пользу только Европы или только Азии не просто невыгоден, но потенциально опасен, поскольку Россия, оставаясь страной европейской цивилизации, движется к естественному для неё в новом мире состоянию великой евразийской атлантико-тихоокеанской державы.

Таким образом, вопрос заключается в том, может ли нынешний поворот России быть устойчивым и может ли он ускориться. Напрашиваются параллели с XIX веком – вторая посткрымская оттепель может подорвать азиатский поворот и вновь вернуть Россию назад к традиционным центрам тяжести в Европе и ближнем зарубежье. Теперь, однако, детерминанты власти и влияния больше не лежат исключительно в Европе или на Западе; Азия вновь бросает вызовы, будь то военные, экономические или нормативные. И «поворот назад», который имел смысл 100 лет назад, возможно, в настоящее время больше не имеет смысла. Это не означает, что Европа и Запад могут быть исключены из любого широкого азиатского партнёрства. Может быть востребована поистине многополярная политика, в которой отношениям России с Азией придаётся такое же особое значение, как и отношениям с Европой.

Роль России как промежуточного звена может только содействовать продвижению вперёд. Внутреннее экономическое развитие, торговля и демографический спад толкнули Россию в сторону развития своих азиатских границ и формирования общего языка с азиатскими соседями.

Это может быть подкреплено более радикальной переориентацией с точки зрения идентичности, а именно –возвращение к идее России как евразийской цивилизации, развитие которой имеет как восточные, так и западные траектории. Такие взгляды не были редкостью в XIX веке. Они служили в качестве идеологической основы для поздней имперской экспансии в Туркестане и Восточной Азии.

Избавленные от имперской наивности, внутренние, даже экзистенциальные аспекты российской идентичности могут иметь далеко идущие последствия в плане переориентации политики России. Например, следует исходить из того, что дальневосточные территории не являются далёкой, богатой природными ресурсами квазиколонией, а неотъемлемой частью России; взаимодействие с Азией является не только ответом на «растущий Китай» или предлагаемые региональные инфраструктурные проекты, но и наследием нескольких веков близких и сложных взаимозависимостей между народами, обществами и империями. Короче говоря, чтобы «поворот в Азию» был для России крепким и устойчивым, он не должен быть «поворотом» сам по себе, а стать кульминацией утверждения статуса страны как евразийской державы.

Русская ДНК Почему Россия никак не может сделать выбор между Западом и Востоком: Политика: Мир: Lenta.ru

Нужно ли России постоянно выбирать между Европой и Азией? Какую роль наша страна будет играть на международной арене в XXI веке? Об этом размышляли доктор исторических наук, профессор МГУ Андрей Андреев, директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин и доктор экономических наук, профессор МГИМО Георгий Толорая в ходе вебинара «Запад и Восток: почему Россия все время делает выбор?», организованного журналом «Россия в глобальной политике» совместно с Советом по внешней и оборонной политике (СВОП) и факультетом мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. Модерировал дискуссию главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель президиума СВОП Федор Лукьянов. «Лента.ру» записала основные тезисы выступлений экспертов.

Наследница Византии

Дмитрий Тренин

Дмитрий Тренин: Проблема вечного выбора между Востоком и Западом кроется в нас самих, поскольку мы сейчас пытаемся найти равновесное положение в мире. В XX веке наша страна обладала статусом сверхдержавы и претензией на мировое лидерство, а после краха коммунистической системы Россия стремилась встроиться в расширяющийся Запад. При этом альтернативным сценарием была интеграция вокруг России в качестве исторического ядра Евразии всего постсоветского пространства.

События последних двух лет поставили крест на всех этих планах. Выяснилось, что Россия не может полностью интегрироваться в какую-либо часть света, поскольку для этого ей пришлось бы признать свое подчиненное положение по отношению к США или Китаю. Разумеется, оба эти варианта для нас неприемлемы — этому категорически препятствует наша «русская ДНК», поэтому России ничего не остается, кроме как плыть в море глобальной политики в одиночку. На самом деле в этом нет ничего плохого: чтобы перенимать передовые знания, технологии и практики, сейчас уже не обязательно становиться частью какой-либо системы (например, той же западной).

Поэтому выбор России — это сама Россия, которая вполне способна стать самодостаточной державой. Понимание этого факта особенно полезно на фоне явного нежелания наших ближайших союзников — от Белоруссии и Армении до Казахстана и Киргизии — следовать в фарватере российской политики на евразийском пространстве. При этом не следует надеяться на быстрый закат Запада: в течение нескольких десятилетий он останется наиболее мощным, передовым и привлекательным регионом мира.

Андрей Андреев

Андрей Андреев: Наша страна слишком большая, чтобы полностью куда-то интегрироваться. Когда мы говорим о пресловутом русском выборе между Западом и Востоком, прежде всего должны понять, что подразумевать под этими терминами. Если под Востоком понимать географическое пространство от Стамбула до Токио, то Россия в силу исторических причин всегда была с ним мало связана, а примерно с начала XVIII века практически вообще не пересекалась. С этого времени все столкновения Российской империи с евразийским пространством были скорее реакцией на внешние вызовы. Например, присоединение Средней Азии во второй половине XIX века для России стало вынужденным шагом — ответом на экспансию Великобритании.

Встреча Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 12 февраля 2016 года

Фото: Max Rossi / Reuters

Поэтому условный «Большой Восток» нашу страну никогда всерьез не интересовал. Если говорить о противопоставлении Запада и Востока в подлинно историческом понимании, то более уместно вести речь о расколе на западное христианство Рима (католичество) и восточное христианство Византии (православие). Несмотря на многочисленные попытки его преодоления, этот разлом существует до сих пор. Россия — это последняя держава, которая пытается нести в себе византийское историческое наследие, и поворот на Восток для нее означает разворот к самой себе, потому что в культурно-историческом смысле нет иного Востока, кроме самой России.

Трудный подросток Европы

Георгий Толорая

Георгий Толорая: Того Востока, который присутствует в нашем политическом дискурсе, на самом деле не существует. В азиатских странах сейчас с изумлением наблюдают за кульбитами российской внешней политики и ее так называемым «поворотом на Восток».

Материалы по теме:

Россия — это неотъемлемая часть европейской иудео-христианской цивилизации, хотя особенная и не вполне благополучная. Наша страна — своеобразный enfant terrible (франц. «несносный ребенок» — прим. «Ленты.ру») в семье европейских государств — именно так нас воспринимают и на Западе, и на Востоке. Российская цивилизация и культура не имеют ничего общего ни с конфуцианской и индуистской ментальностью, ни с ближневосточным образом жизни — это наши соседи, и не более того.

России нужно не на Восток поворачиваться, а решать свои проблемы с Западом. В то же время мы должны грамотно выстраивать свои отношения со стремительно развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом, который в перспективе претендует на мировое лидерство в экономической, технологической и военно-политической сфере. Было бы наивно думать, что после разрыва с Западом Россию примут на Востоке с распростертыми объятиями. Сегодня самая главная наша задача — суметь вписаться в сложный, быстро меняющийся мир.

Андреев: Споры о том, является ли Россия частью Запада или Востока, начались с противостояния западников и славянофилов в 30-е годы XIX века. В общественной мысли предыдущего XVIII века подобных категорий просто не существовало, хотя об особенностях русского национального характера стали говорить уже в эпоху Екатерины II.

Причиной ожесточенной полемики о месте России между Западом и Востоком в середине XIX века стал рост национального самосознания и поиск собственной идентичности. Это была эпоха становления национальных государств, которая не завершилась и поныне. У нас в России тоже была сформулирована собственная национальная идеология, которая наследовала средневековой традиции противостояния латинского Запада и православной Византии. Россия объявила себя преемницей Византийской империи, поэтому противоборство с Западом превратилось в фундамент русской национальной идеи.

Главная наша особенность — сочетание имперскости с национальной традицией. Россия так и не стала национальным государством, и неясно, нужно ли ей таковым становиться, поскольку любое национальное государство предусматривает наличие господствующего этноса.

Министр иностранных дел КНР Ван И, министр иностранных дел Индии Сушма Сварадж и министр иностранных дел России Сергей Лавров на международной встрече Россия — Индия — Китай. 18 апреля 2016 года

Фото: Максим Змеев / Reuters

Тренин: Российская империя, несмотря на отдельные ее негативные особенности, внесла большой вклад в мировую цивилизацию, но имперский период русской истории остался в прошлом. Сейчас Россия вполне самодостаточна в своих нынешних границах, но она нуждается в трансформации из сегодняшнего постсоветского состояния в полноценное национальное государство, основанное не на этническом, а на гражданственном принципе. Иными словами, это должно быть государство, где все россияне, независимо от национальной или религиозной принадлежности, считаются равноправными свободными гражданами.

Материалы по теме:

Для этого России нужна современная национальная элита, которая у нас пока отсутствует. В том, что наша страна перестала быть империей и сверхдержавой, нет ничего ущербного: мы по-прежнему играем существенную роль в международных делах и способны отстаивать свои национальные интересы.

Христианские корни Запада и России

Толорая: Запад с его либеральной демократией — это уникальный феномен в мировой истории, своего рода нечаянное отклонение от ее магистрального пути. Я считаю, что возникновение в средневековой Европе общества, в центре которого стоит человек, счастливым образом изменило всю судьбу человеческой цивилизации.

Если говорить об особенностях восточного менталитета (речь идет прежде всего о Восточной Азии), то к ним относятся: приоритет интересов государства над интересами личности, строгая социальная иерархичность и беспрекословный авторитет старших по возрасту и должности, целеустремленность и дисциплина. Во всех этих обществах очень мало внимания уделяется вопросам духовности (в европейском смысле) — религия является скорее общественным институтом, чем средством самоидентификации личности. Большинство азиатов в нашем понимании атеисты: они проще относятся к вопросам жизни и смерти, больше внимания уделяют культу предков, чем спасению собственной души.

Азиатским обществам свойственна склонность к длительному монотонному труду, но им очень не хватает креативности. Любопытно, что сегодня многие современные азиатские фирмы зачастую нанимают на должности, где необходим творческий подход, русских или американских специалистов. Те придумывают новые продукты, а аборигены с упорством муравьев воплощают их идеи в жизнь.

Андреев: Конечно, наше общество сильно отличается от описанных выше народов с конфуцианской коллективистской ментальностью, и в этом главную роль играет вера. Христианство — единственная мировая религия, обращенная напрямую к личности человека, к его индивидуальности. Любой христианин в течение всей своей жизни решает вопросы только своего личного спасения, и эта изначальная атомизированность стала основой всей христианской цивилизации.

Фото: David W Cerny / Reuters

Наиболее сильно это воплотилось на Западе, который во многом выстроен на представлении о правилах и нормах совместного сосуществования миллионов таких индивидуумов. Если говорить о западных либеральных ценностях, то они являются продуктом длительного исторического развития и проистекают из нашего общего христианского наследия. По своей сути они просты и прагматичны, поскольку сформировались постепенно и стали результатом общественного компромисса, выстраданного в ходе многовековой ожесточенной борьбы. Неукоснительное соблюдение закона, приоритет образования, самоуправление и демократия — к этим незыблемым теперь ценностям Запад пришел не сразу, но именно они сформировали его в нынешнем виде.

Материалы по теме:

Для России все вышеперечисленное до сих пор во многом в диковинку: она так и не определилась, нужно ли воспринимать эти ценности. Мы должны осознать, в чем сходимся и чем отличаемся от исторического Запада, с которым имеем общие христианские корни.

Тренин: Безусловно, Россия — это страна европейской культуры. Определяясь с восточным или западным вектором своей внешней политики, она ни в коем случае не изменяет своей идентичности: это проблема отношений с соседями, а не самовосприятия. На вопрос «кто мы?» ответ дан уже давно: Россия — страна восточноевропейской (но не западной) культурной традиции. И хотя у нас есть элементы других культур и традиций, все они давно и добровольно стали составной частью преобладающей универсальной русской культуры.

Россия между Востоком и Западом: восприятие и реальность

Восток или Запад: продолжающаяся дискуссия

Должна ли Россия быть частью Востока или Запада? Российские политики, ученые, писатели и мыслители обсуждают этот вопрос уже несколько сотен лет. Хотя соглашение еще не достигнуто, обсуждение, далеко не чисто академическое, имело практические политические последствия. То, как российские лидеры позиционировали себя в этой дискуссии и куда, по их мнению, Россия должна двигаться в тот или иной период, напрямую влияло как на внутреннюю, так и на внешнюю политику правительства. Анализ этой дискуссии может внести важный вклад в изучение российской политической культуры и оценить перспективы сотрудничества Москвы и возможной интеграции с Европой.

Царская Россия: европейская или особенная?

Противопоставление Запада (изначально Европы) Востоку в европейской мысли восходит к Древней Греции, а именно к V веку до н.э., когда греки столкнулись с растущей угрозой со стороны могущественной Персидской империи, расположенной в части света которую греки называли «Азией». Со времен греко-персидского конфликта Европа ассоциировалась с политической свободой, и «противостояние между Грецией и Персией рассматривалось греками как представление между Европой и Азией и выступало за свободу, а не за деспотизм». Ближе к закату Римской империи после распространения христианства противостояние Европы и Азии стало рассматриваться как борьба между христианством и язычеством. Связывая апокалиптическое видение Нового Завета с закатом Римской империи, некоторые христианские мыслители интерпретировали предсказанный конец света как торжество Азии над Европой.

Связанные книги

В то время как в раннем Средневековье христианство рассматривалось как нечто большее, чем Европа, к шестнадцатому веку, после падения большинства неевропейских христианских государств перед турками, когда турецкие армии угрожали сердцу Европы, началась борьба с Османской империей. рассматривать как борьбу между Европой (теперь христианской) и Азией. Идеи классической древности о принципиальном противопоставлении Европы и Азии были возрождены такими мыслителями-гуманистами, как Эразм Роттердамский и Хуан Луис Вивес. К XVII–XVIII векам среди европейских (прежде всего английских, шотландских и французских) интеллектуалов возникло новое понимание европейской цивилизации. Идея прогресса получила распространение, и теперь Европа рассматривалась как динамично развивающаяся цивилизация, движущаяся во всех сферах (технологической, экономической, социальной и политической, организационной и даже нравственной) к большей сложности, совершенству и свободе. Европейский путь считался нормальным и естественным и противопоставлялся пути Востока, многие страны которого стали более известны в результате новых географических открытий и начала колониальной экспансии.

Влияние этих новоевропейских идей на русское общество XVIII века было непосредственным. Возник вопрос, которого раньше никогда не ставили: должна ли Россия быть частью Востока или Запада? В восемнадцатом веке ответ был ясен. Со времен Петра Великого, называвшего свою политику «открытием окна в Европу», прогресс и процветание страны ассоциировалось с Западом.

Up Front

История показывает, как правильно восстановить Украину: борьба с коррупцией

Лилли Блюменталь, Калеб Симон, Норман Эйзен и Робин Дж. Льюис

Четверг, 20 октября 2022 г.

Получайте ежедневные обновления от Brookings

Введите адрес электронной почты

H-Diplo: Обсуждения | H-Net

Обсуждение, опубликованное Майклом Эвансом в субботу, 29 октября 2022 г.

Документы о том, как администрация Кеннеди похоронила Quid Pro Quo, который разрешил ракетный кризис

Письма обвиняют президента Кеннеди в том, что он является автором политических нападок на посла ООН Эдлая Стивенсона

Питер Корнблух

Обсуждение, опубликованное Дайан Н.

Лаброс в субботу, 29 октября 2022 г.

График публикаций H-Diplo на период с 31 октября по 11 ноября:

Неделя с 31 октября:

Обсуждение опубликовано Изабель Рор в пятницу, 28 октября 2022 г.

Архив Американского еврейского объединенного распределительного комитета (Джойнт) рад сообщить, что он принимает заявки на участие в программе стипендий на 2023 год.

Обсуждение, опубликованное Майклом Эвансом в пятницу, 28 октября 2022 г.

Объединенный комитет начальников штабов: «Президент чувствует, что время уходит»

Каскад человеческих ошибок, очаги возгорания с ядерным вооружением 27 октября едва не привели к Третьей мировой войне случайно

Обсуждение опубликовано christopher ball в пятницу, 28 октября 2022 г.

H- Diplo ОБЗОР 455

Обсуждение, опубликованное Джеффри Ф. Грешем в четверг, 27 октября 2022 г.

Всем, у кого есть какие-либо текущие книжные проекты, связанные с морем, рассмотрите возможность подачи предложения в Palgrave Studies in Maritime Politics and Security

Обсуждение опубликовано Мелани Торрент в четверг, 27 октября 2022 г.

Мягкая сила в современном Содружестве: подходы, возможности и вызовы

 

Обсуждение опубликовано christopher ball в среду, 26 октября 2022 г.

H-Diplo Обзор статьи 1146

Обсуждение опубликовано christopher ball в среду, 26 октября 2022 г.

Уважаемые читатели H-Diplo:

Мы рады сообщить, что выпуск журнала H-Diplo’s Journal Watch [jw] за четвертый квартал 2022 года теперь доступен в Интернете по адресу https://hdiplo.org/to/JW-Q4-2022.

Journal Watch отслеживает ведущие научные журналы на наличие статей, представляющих особый интерес для ученых в области дипломатии, международных отношений и международной истории.

Оставить комментарий