Русские школы в китае: Русская школа в Китае: быть или не быть?

Русские педагоги в Маньчжурии | Словесница Искусств

Неотъемлемая часть общей истории школы и педагогической мысли России — сложившаяся в первой половине ХХ века образовательная система русской диаспоры в Северо-Восточном Китае, базировавшаяся на идеях ценности российского образования, учета региональных особенностей Маньчжурии, этнокультурного взаимодействия с народами Китая. Русская школа и учительство сыграли огромную роль в сохранении национальной культуры, что позволило русским детям в Маньчжурии, находясь в китайском окружении, получить образование, воспитание, сберечь свой язык, национальную самобытность.

Большинство педагогов, работавших в Северо-Восточном Китае, были яркими, талантливыми личностями, отличавшимися достаточно высоким уровнем профессиональных и общественных интересов, пользовавшимися огромным нравственным авторитетом у своих учеников и их родителей.

Среди них первый русский учитель в Маньчжурии И. С. Степанов. Когда в 1898 году первые строители КВЖД стали приезжать сюда вместе с семьями, то их жизненное обустройство в полосе отчуждения началось не только с постройки жилья и церквей, но и организации школ для детей. К концу года в поселке русских поселенцев появилась начальная школа, первая не только в Харбине, но и во всей Маньчжурии. Заведовать этой школой специально пригласили из России Ивана Степановича Степанова, окончившего в 1882 году Учительский институт в Поливановске Московской губернии. Первая школа, принявшая одиннадцать детей, являлась одноклассным начальным училищем. Так было положено начало образовательной деятельности российских педагогов в Северной Маньчжурии.

Другим виднейшим педагогом и общественным деятелем, сыгравшим значительную роль в истории русской школы в Маньчжурии, в воспитании и образовании не одного поколения русских, оказавшихся волею судьбы в Китае, был Николай Викторович Борзов. Окончив историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, он начал свою служебную деятельность в Петербурге учителем в Мариинской женской гимназии, затем служил инспектором Первого Сибирского коммерческого училища в Томске, а с ноября 1905 по 1925 год являлся бессменным директором образцовых Харбинских коммерческих училищ КВЖД (мужского и женского), начальником Учебного отдела дороги. Именно с 1906 года работа в области школьного образования в Маньчжурии приняла вполне планомерный характер. Учебный отдел КВЖД под руководством Н. В. Борзова развернул широкую учебно-образовательную, внешкольную и культурно-просветительскую работу в полосе отчуждения земель, принадлежавших дороге.

Одной из главных функций Учебного отдела было обеспечение школ квалифицированными кадрами. С этой целью организовывались регулярные летние курсы, изыскивались иные возможности для повышения квалификации педагогов. С целью привлечения педагогических кадров учителя в Маньчжурии были причислены к категории служащих дороги и обладали рядом привилегий: обеспечивались квартирами, бесплатным отоплением и освещением, пользовались бесплатным проездом по КВЖД и российским железным дорогам.

Одной из важных инициатив Н. В. Борзова являлась организация им в 1907–1925 годах ежегодных летних учительских съездов КВЖД и Уссурийской дороги. На этих съездах обсуждались воспитательные задачи школы, проблемы развития педагогики и методики преподавания различных школьных дисциплин. Особенность съездов в том, что каждый из них носил свой отпечаток, например, в период начального устройства школ в 1906–1908 годах доминирующими были общие вопросы о постановке школьного дела на КВЖД. С докладами выступали не только учителя Харбина и приехавшие на съезд педагоги железнодорожных училищ, но и приглашенные из России специалисты. Так, на VIII съезде в августе 1914 года учитель железнодорожного училища из Никольска-УссурийскогоИ. Н. Маньков выступил с докладом «Родиноведение в начальной школе Приамурья», где впервые в отечественной педагогике автор ввел термин «краеведение».

На одном из таких съездов в августе 1910 года было создано Маньчжурское педагогическое общество под председательством Н.

В. Борзова, начавшее издавать ежемесячный педагогический журнал «Просветительное дело в Азиатской России». Это был первый русский журнал подобного направления во всей Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. На его страницах отражались традиции воспитания и образования у народов Китая и Японии, что по замыслу издателя должно было способствовать лучшему пониманию национальных особенностей соседних стран, утверждению сотрудничества между ними. Общество организовывало заседания с чтением и обсуждением докладов и рефератов по различным вопросам научного и педагогического характера, чтением публичных лекций и курсов. Лекторами выступали преподаватели средних учебных заведений и местные общественные деятели.

В 1910 году под председательством Н. В. Борзова открылось Общество вспомоществования учащимся высших учебных заведений, окончившим средние учебные заведения Харбина. Оно оказывало студентам — выходцам из Харбина материальную помощь в виде ссуд, которые должны были быть погашены, когда получивший их прочно встанет на ноги. Общество действовало до начала 20-х годов ХХ века, когда в городе открылись свои высшие учебные заведения.

Педагогическая деятельность Н. В. Борзова в Маньчжурии многогранна. Личность и профессиональный опыт начальника позволили ему возглавлять Общество изучения Маньчжурского края (ОИМК), секцию культурного развития этого региона, Первое Объединенное общественное реальное училище в Харбине; организовать Народный университет и Высшие курсы для русских эмигрантов, преобразованные позже в Юридический факультет; преподавать русский язык и историю в Русско-японском институте, читать лекции в Педагогическом институте Харбина.

В 1925 году, после перехода КВЖД (в ее ведении находились Харбинские коммерческие училища и Учебный отдел всех железнодорожных школ) в совместное советско-китайское управление, Н. В. Борзов вынужден был оставить все свои должности и уехать в США. Здесь известный харбинский педагог продолжал педагогическую деятельность в качестве председателя педагогического совета, преподавателя и председателя родительского комитета средней русской школы в Сан-Франциско, издателя ежегодника «День русского ребенка», активного члена Общества помощи русским детям за рубежом, председателя Благотворительно-просветительного фонда им.

 И. В. Кулаева.

Основатели классического мужского образования в Маньчжурии — В. Л. Андерс и Я. А. Дризуль.

Валентин Людвигович Андерс, поляк по происхождению, родился в Амурской области. В 1903 году закончил Санкт-Петербургскийисторико-филологический институт. Затем переехал во Владивосток, где до 1908 года преподавал в мужской гимназии. В 1908–1909 годах содержал гимназию в Никольске-Уссурийском, которую перевел в Харбин вместе с педагогическим персоналом, где возглавил Первую мужскую частную гимназию. Она работала по программам классических гимназий российского Министерства народного просвещения и удовлетворяла всем требованиям, выработанным на последних педагогических конгрессах в Париже и Брюсселе. В. Л. Андерс ввел в учебном заведении широкое самоуправление, поощрял самостоятельность, свободу мышления гимназистов, что проявлялось и в их печатном творчестве; учащиеся разных классов гимназии выпускали небольшие журналы: «Звонок», «Рефератный вестник», «Друг гимназиста», «Друг учащихся».

Директор гимназии стал инициатором проведения традиционных субботних чтений лекций — рефератов на научные и литературные темы: «Памяти русского поэта А. Толстого», «Славянский мир», «Пределы точных наук», «О значении спорта» и другие. В гимназии, которая состояла корреспондентом и поставщиком для Петроградской академии наук, были организованы кружок самообразования, кружок любителей природы, собравший гербарий местных растений из 286 видов, коллекцию насекомых и камней, духовой, симфонический, балалаечный оркестры. Для желающих преподавались музыка и танцы, для учащихся младших классов проводились уроки классного пения и для всех хоровое пение.

Гимназия В. Л. Андерса не пользовалась никакими дотациями, а содержалась исключительно на средства ее владельца. Валентин Людвигович был не только педагогом-практиком. Он написал и издал несколько учебников и учебных пособий по русскому языку, географии, истории, психологии. Когда в 1928 году гимназия была закрыта властями, В. Л. Андерс уехал в Шанхай, где тоже содержал гимназию, но умер талантливый педагог в Харбине.

Пользовалась большой популярностью в Харбине мужская частная гимназия Я. А. Дризуля, открытая в 1911 году. Она имела два приготовительных и три основных класса. Ежегодно тридцать учеников обучались в ней бесплатно. В 1913 году гимназии были даны права правительственной, что давало ее выпускникам возможность поступать в университет без вступительных экзаменов.

Я. А. Дризуль, по национальности латыш, уроженец Лифляндской губернии. Образование получил в то время, когда в Прибалтике преподавание, за исключением начальных школ, велось на немецком языке. С 1887 по 1905 годы он в Рижском учебном округе занимал должность учителя и заведующего в начальных училищах и одновременно был регентом хора в нескольких певческих обществах. В 1905 году Дризуль отправился в Харбин, где стал ближайшим помощником полевого лютеранского проповедника 3-й армии. По окончании Русско-японской войны совершал для образовавшегося уже в то время лютеранского прихода богослужения. Когда открыли в 1906 году коммерческое железнодорожное училище, а потом и гимназию М. А. Оксаковской, он заботился о том, чтобы дети-лютеране в этих учебных заведениях не остались без обучения Закону Божьему. С начала 1907 года Я. А. Дризуль работал в гимназии М. А. Оксаковской преподавателем немецкого языка. В 1920 году он поступил в только что открывшийся в Харбине Юридический факультет и успешно окончил его курс, а в 1924 году стал учиться на открывшихся Высших философско-богословских курсах. В 1930 году епископ в городе Лемзале Лифляндской губернии посвятил Я. А. Дризуля в сан лютеранского пастора и назначил его в Харбин. Духовный сан не мешал ему оставаться на посту директора школы.

С 1918 года он расширил свою гимназию, открыв реальное и коммерческое отделения, три приготовительных и семь основных классов, в которых до 1924 года учились только мальчики, а затем в нее стали принимать и девочек. Эта гимназия была единственной, где продолжалось преподавание латинского языка. В 1931 году на ее 20-летнем юбилее сообщалось, что за 14 выпусков гимназию окончили 560 человек и 150 сдали экзамены экстерном. Многие из ее бывших бедных, «бесплатных», учеников сумели окончить высшую школу и работали инженерами, врачами, педагогами как в Китае, так и в России и других странах. Более состоятельные ученики оканчивали высшую школу в Германии. Гимназия поддерживала живую связь с находящимися за границей прежними воспитанниками.

Основоположницей женского среднего образования в Маньчжурии стала. Мария Сергеевна Генерозова. Она окончила Институт св. Нины в Тифлисе и преподавала в Смольном институте в Петербурге, затем в Красноярске в женской прогимназии. В 1903 году она уехала в Харбин, где учительствовала всю свою жизнь. 15 августа 1903 года М. С. Генерозова открыла Первую женскую частную гимназию в Харбине. Начав свою деятельность с состава 6 преподавателей и 38 учениц, гимназия через год преобразовалась в полную классическую восьмиклассную женскую гимназию, быстро завоевала признание русских харбинцев и увеличила число учениц до 1 200 человек. Их узнавали по обязательной форме — коричневому платью и черному переднику. В гимназии Марии Сергеевны старались прививать учащимся религиозно-моральные устои, развивать чувство любви и долга по отношению к своей Родине. По отзывам бывших учениц, «вся жизнь Марии Сергеевны Генерозовой прошла в служении делу воспитания и образования молодежи, и теперь тысячи воспитанниц вспоминают с благодарностью о своей бывшей начальнице».

Пользовалась большой популярностью у жителей Харбина и женская классическая гимназия Марии Алексеевны Оксаковской, выпускницы Московского Николаевского сиротского института. С открытия гимназии в 1906 году в ней учились дочери руководства и старших служащих КВЖД, а также видных горожан. В 1908 году учебное заведение получило права государственных гимназий Министерства народного просвещения. С этого времени гимназию систематически посещали депутаты и командируемые приамурским генерал-губернатором для ревизии и присутствия на выпускных экзаменах. Деятельную поддержку учебному заведению оказывал сам глава Приамурского округа генерал-губернаторН. Л. Гондатти. Как писал управляющий КВЖД генерал Д. Л. Хорват в связи с юбилеем гимназии, это было «одно из крупнейших на Дальнем Востоке средних учебных заведений с идеальной постановкой учебно-воспитательного дела». Гимназия с ее строгостью до некоторой степени имела атмосферу института благородных девиц. Журнал «Железнодорожная жизнь на Дальнем Востоке» отмечал, что «уровень образования в гимназии был настолько высок, что ему могли бы позавидовать и правительственные гимназии… отрадно было видеть на такой окраине, как Харбин, хорошо поставленное русское учебное заведение».

В женской гимназии М. А. Оксаковской ученицы воспитывались в любви и восприятии тех светлых образов женщин, певцом которых являлся великий Тургенев. Поэтому неслучайны были вечера, посвященные этому знатоку русских женщин, в глубоко русской по духу гимназии. Особенностью этой гимназии было и то, что в нее вместе с православными священниками, преподававшими Закон Божий, для религиозного воспитания учащихся других конфессий были приглашены ксендз и мулла.

Численность учениц, многие из которых учились бесплатно, возрастала с каждым годом: с 17 девочек в 1906 году (первый выпуск состоялся весной 1911 году в количестве 22 учениц) до одной тысячи в 1917 году. После Октябрьской революции 1917 года из России в Маньчжурию хлынул массовый приток беженцев. М. С. Оксаковская организовала в Харбине вечернюю гимназию, затем Первое мужское реальное училище и вечерние гимназические курсы, сделавшие 16 выпусков. При гимназии и реальном училище известный педагог открыла еще три приготовительных класса и детский сад.

После кончины в 1934 году основательницы школ благодарные воспитанники и воспитанницы, рассеянные по всему миру, вспоминали Марию Сергеевну с глубоким чувством уважения, а каждая годовщина ее смерти до 1945 года отмечалась харбинской общественностью.

М. А. Оксаковская и М. С. Генерозова, В. Л. Андерс и Я. А. Дризуль создавали систему гимназического образования дореволюционной России в Маньчжурии, которая закладывала основы всестороннего общего образования. В гимназиях преподавали историю, литературу, арифметику и математику, физику и космографию, географию, русский, французский и немецкий языки, Закон Божий, а также рисование, рукоделие, гимнастику и пение. В женских гимназиях открывались дополнительные педагогические классы, в которых изучались психология, педагогика и методика обучения. Выпускницы женских гимназий имели право преподавать в начальных классах элементарных школ. Гимназии готовили не просто образованных выпускников, они давали основы живописи, музыки, танца, знание иностранных языков, то есть способствовали формированию целого слоя культурных людей.

Подвижнической была деятельность В. М. Салтыкова, директора школы для глухонемых детей, единственной на Дальнем Востоке. Сам глухонемой, он окончил среднюю школу для глухонемых в России и, оказавшись в Харбине, в 1922 году организовал школу для детей с физическими недостатками. В качестве преподавателей занятия в учебном заведении вели члены местного отдела глухонемых, причем совершенно бесплатно. В школе учили грамоте, счету и ремеслу, приобретению некоторых знаний и навыков, необходимых для существования. В первый год обучались 14 детей и 17 взрослых по программам начальных школ по особому методу. Ежегодно школа также издавала однодневную газету, посвященную жизни глухонемых.

Педагогами от Бога, по мнению бывшего харбинца Г. В. Мелихова, были учителя и воспитатели детских дошкольных учреждений, работавшие по новейшей для того времени педагогической системе, предусматривавшей полное и гармоничное развитие ребенка — всех его способностей, талантов и дарований. Одной из известных была подготовительная школа А. Д. Тороповой. До революции Александра Дмитриевна Торопова имела известную на весь Дальний Восток подготовительную школу в Хабаровске. В ее харбинской школе прекрасно было поставлено преподавание английского языка, танцев, рисования, лепки, рукоделия и других видов ручного труда.

Этим же видам деятельности, а также русскому языку, арифметике, Закону Божьему, естествознанию, японскому языку, гимнастике обучали в детском саду и подготовительной школе Клавдии Павловны Чесноковой. Уровень преподавания иностранных языков был настолько высок, что, по словам Г. Мелихова, бывший ученик Игорь Архангельский на встрече в московской Ассоциации «Харбин» наизусть рассказал под аплодисменты на японском языке басню о двух упрямых козликах, встретившихся на узком мостике над речкой.

А. Д. Торопова и К. П. Чеснокова посвятили всю свою жизнь воспитанию и обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста, считая, что педагог должен уметь распознать и понять душу ребенка, обладать широкими и разносторонними знаниями, руководствоваться в работе с детьми вдохновением, чуткостью и тактом. Многие харбинцы, ставшие известными в мире людьми в общественной и научной жизни, были воспитанниками этих детских садов.

Большую роль в воспитании молодого поколения, оказавшегося волей судьбы в чужеродных условиях, в сохранении российского музыкального образования, музыкальной культуры сыграли педагоги харбинских музыкальных школ. Много лет занималась педагогической деятельностью талантливая пианистка Валентина Леонтьева Гершгорина, выпускница гимназии М. А. Оксаковской в Харбине, Парижской консерватории и Римского музыкального педагогического института. В 1920 году она вместе со скрипачом В. Д. Трахтенбергом организовала Первую харбинскую музыкальную школу, которая послужила началом для дальнейшего развития сети музыкальных учебных заведений Харбина и создания консерватории. В школе работали высокопрофессиональные преподаватели по программам Петроградской консерватории и обучалось большое число учеников. В ней учился В. Серебряков, ставший впоследствии заслуженным артистом Татарстана. За два десятилетия своего существования школа выпустила более 200 учеников, многие из которых выдержали экзамены в лучшие консерватории Америки и Европы. Наряду с педагогической работой в интересах популяризации серьезной музыки среди городского населения школа проводила организацию систематизированного цикла камерных и симфонических концертов, ученических утренников. Успешная деятельность школы помогала обеспечить довольно высокий уровень музыкальной жизни в Харбине.

Русские педагоги принесли с собой в Маньчжурию из далекой России горячую любовь к Родине, старые заветы русской школы, национальный дух и национальную культуру. За пять десятилетий существования в Маньчжурии школа, организованная русскими педагогами, дала и России, и миру десятки тысяч образованных людей, которые смогли занять достойную нишу в области науки и культуры. Среди них профессоры Калифорнийского университета В. А. Рязановский и Г. К. Гинс, всемирно известный музыкант О. Л. Лундстрем, российские ученые Г. В. Мелихов, Е. П. Таскина и многие другие.

Ирина ПОТАПОВА,
кандидат исторических наук
Фоторепродукции Валерия Токарского

‹ Сильницкие: в истории семьи – история страны Вверх В Харбин через полвека… ›

Школы для русских и иностранных детей в Китае

Школы Пекина:

Международные школы:
Российская средняя школа при посольстве РФ в Пекине
,  http://schoolbeijing. ru – от 500 долл./полгода, директор В.Б.Попов доступен по телефонам консульства РФ в Пекине, попросить соединить с ним.
Список всех канадских школ в Китае с сайта МИДа Канады
Американская средняя школа Св.Павла Beijing Saint Paul American School от 15 000 долл./год., американский учебный план на англ.языке, пансионатное обучение (с проживанием на территории школы), возможность участия детей в социальной работе (помощь китайскому детдому), 2 часа китайского языка ежедневно.
Пекинская американо-китайская школа Шужэнь-Ribet от 10 000 долл./год, дошкольное, школьное образование. Возможность проживания в школе.
Британский колледж Далвич (Dulwich), британская система образования, на последних двух годах система IB или подготовка сертификата GAC
от 22 500$/год
Британский колледж Хэрроу (Harrow), британская система образования, A-level
от 21 500$/год
Британская школа в Пекине The British school of Beijing от 23100 $/год британская система образования, A-level, ориентация учеников на составление плана обучения и целей в жизни, начиная с начальной школы.
Международная гонконгская школа Юйчун YCIS [/url]от 25 000 долл/год, дошкольное образование и все виды школьного. Китайский учебный план, а также IB
Канадская международная школа в Пекине (CISB School) от 20 000$/год, система IB с 2009 года. Канадская система образования, преподавание на англ.языке.
Канадская международная школа Конкорд в Пекине – до10 000 долл./год, школа с возможностью проживания, выдают канадский и китайский аттестаты
Пекинская сингапурская школа BISS от 21 800$/год, система IB на всех уровнях образования, начиная с первого класса. Сингапур – один из бессменных победителей международных сравнительных исследований по оценке качества общего образования (TIMSS, PISA, PIRLS).
Пекинская городская международная школа – от 23300 долл/год система IB на всех уровнях образования, начиная с первого класса.
Западная академия Пекина – от 25230 долл/год система IB на всех уровнях образования, начиная с первого класса. Школа была создана в 1994 году, это одна из первых англоязычных школ в Пекине, созданных для растущих нужд иностранных специалистов, приглашенных в Пекин

Канадская государственная оффшорная средняя школа SBS в Пекине, от 7 400 долл./год, предлагает своим выпускникам диплом канадского государственного образца a British Columbia Certificate of Graduation (Dogwood Diploma).

China Beijing World Youth Academy От 15 тыс долл./год по программе IB, по кит.программе 8 000 долл./год
Имеет два кампуса по обе стороны дороги на аэропорт: в северном жилом районе Пекина Ванцзин (за 4 кольцом) и в районе гостиницы Holiday Inn, расстояние между кампусами 10 минут пешком. Школа была основана в 2001 году и в тот же год сертифицировалась Оргкомитетом IB для обучения по этой программе (младшая и старшая средние школы, 11-18 лет). Благодаря хорошо отлаженному механизму обмена школьниками, многие ученики получают возможность поучиться в школах США, Канады, Европы. Среди выпускников школы есть нынешние студенты Гарварда, Принстона, Стэнфорда, Лондонского Института Экономики и др.

Китайские школы (образцово-показательные школы, где разрешен прием иностранных учащихся):
Для подачи заявок обычно требуется: нотариально заверенный перевод оценок ребенка из предыдущей школы, аттестата (если есть, например, за 9 класс), копию паспорта и страницы с кит.визой. После рассмотрения документов школа высылает регистрационную анкету и назначает время для интервью.
Это лишь крупицы, их более 500 по всей стране.

Частная китайская начальная и средняя школа Хуэйцзя HUIJIA от 20 000 долл./год (стоимость обучения и проживания).  В этой школе только последние два года по программе IB, также есть возможность сдачи экзаменов по американской системе GAC.
Средняя школа № 19 г.Пекин обучение 5560 $/год, проживание в школьном общежитии 2636 долл./год. Принимает учащихся возрастом от 11 лет. Одна из лучших и самых старых школ района пекинского района Хайдянь. Обучение на китайском языке как в международных классах (состав учащихся – иностранцы), так и в китайских. Для обучения по школьной программе требуется от 3 уровня HSK. С нулевым знанием китайского языка обязательно предварительное обучение языку на подготовительных курсах школы.
Средняя школа № 55 г.Пекин обучение примерно от 7000 долл./год. Система IB действует с 1995 года, для учащихся от 7 класса (возрастом с 11 лет до 18-19).
[/url]с/ш Хуэйминь HUIMIN создавалась более 80 лет назад как школа для китайских мусульман, расположена на юге Пекина.  Учащиеся на 2010-2011 год не набираются.
с/ш Хуэйвэнь HUIWEN – образцовая школа г.Пекина, стала одной из первых групп пекинских школ, имеющих право на приём иностранных учеников.  С нулевым знанием китайского языка обязательно предварительное обучение языку на подготовительных курсах школы в течение полугода, стоимость: 3660 долл. Для обучения по школьной программе требуется  от 3 уровня HSK.  Стоимость года школьной программы 7900 долл. Обучение как в международных классах на английском языке, так и с кит. учащимися на кит.языке.
с/ш Нюланьшань – школа-пансионат, расположена за городом, район Шуньи, обучение 4390$/год, проживание: 1100 долл./год. С нулевым знанием китайского языка обязательно предварительное обучение языку на подготовительных курсах школы.
Средняя школа при Пекинском педагогическом университете обучение от 7300 долл. в год. Воспитала немало известных академиков, журналистов, партийных лидеров. Пилотная площадка для образовательных экспериментов правительства Пекина.
Средняя школа при Пекинском техническом университете (Ligong Daxue), обучение от 5440 долл. в год.
С/ш Ихай YIHAI Частная средняя школа. Стоимость обучения от 6500 долл./год.
Пекинская школа Кэмбридж Школа создана совместно с Канадской государственной оффшорной средней школой (Пекин), 10-11-12 классы. По окончании школы  выдаются два диплома: китайского и канадского образцов (образца канадской провинции Британская Колумбия). Преподаватели школы, а также программа заимствована из этой пекинской школы. При поступлении в школу идет подготовка учеников английскому языку по системе English as a Second Language (ESL).
Стоимость обучения: 8900 долл./год, проживание 1050 долл./год, обеды: 1050 долл./год, учебники: 950 долл./год.
Пекинская австралийская школа Айди – китайская школа с австралийским капиталом. год обучения до 10 000 долл., возможность проживания.

Официальная страничка российской школы при консульстве РФ в Шанхае – около 300 долл./мес.
Обсуждение российской школы при консульстве РФ в Шанхае
Список всех канадских школ в Китае с сайта МИДа Канады
Начальная и средняя школа при Шанхайском педагогическом университете
Обсуждение школ Шанхая
С/ш Пинхэ г.Шанхая (PINGHE), образцовая школа города. Обучение от 10 000 долл./год. Обучение вместе с китайскими студентами, китайская  школьная программа.
Шанхайская американская школа: американская школьная программа на английском языке, изучение китайского языка. Обучение от 23 тыс.долл./год.
Шанхайская общественная международная школа Shanghai Community International School. Негосударственная школа. Обучение от 26 360 долл./год.
Шанхайская средняя школа мировых иностранных языков Shanghai World Foreign Language School – негосударственная средняя школа,была открыта в 1996 году госпожой Ло Пэймин, в прошлом директором средней школы, Героем труда г.Шанхай, победительницей национальных премий «Лучший учитель». Упор в обучении на иностранные языки и информационные технологии. Система IB действует с 2009 года, а именно средняя и старшая ступени (11-18 лет), со стоимостью обучения  9000 и 12 000 долл./год соответственно. По китайской программе: обучение ок. 7400 долл./год.
Шанхайская средняя школа-пансионат Shanghai Zhongxue. Обучение от 11 тыс.долл./год, проживание 1460 долл. /год]

Шанхайская средняя школа Цзиньцай, около 10 000 долл/год. Система IB для 11-16 лет. Очень известная школа, тем не менее, обычная, куда ходят простые дети, которые уезжают домой на автобусе или велосипеде. Уровень поступающих в вузы высокий.

Канадско-китайская школа Пяохуа в Шанхае от 12 000 долл./год (обучение+проживание+другие расходы). Обучение по канадскому учебному плану 7-12 классы, по окончанию школы выдается аттестат канадского образца.

Школы Гуанчжоу
Пока можете посмотреть обсуждение здесь , а детские сады Гуанчжоу – здесь

Школы Тяньцзиня:
Тяньцзиньская международная школа от 18 000 долл./год, обучение по системе IB
Тяньцзиньская международная школа ТЭДА от 17 000 долл./год, обучение по системе IB.
Тяньцзиньская экспериментальная средняя школа. Можно обучаться в китайской или корейской группе по китайской школьной программе от 3 тыс.долл./год. Требуется 2-3 уровень китайского по системе HSK. Возможно обучение по системе IB от 11 700 долл. /год.

Школы Даляня:
Мэпл Лиф, китайско-канадская международная школа г.Далянь. Meaple Leaf International school
Возможности обучения по канадской шк.программе на английском языке или по кит.программе на кит.языке. В старшей средней школе учащиеся канадской и китайской программ обучаются в одном потоке по системе IB от 15000 долл./год.
Средняя школа при Даляньском университе. Можно обучаться в китайской или корейской группе по китайской школьной программе от 3 тыс.долл./год. Требуется 2-3 уровень китайского по системе HSK. Без проживания в школе.
С/ш Юймин г.Даляня Yuming Gaoji Zhongxue Обучение по китайской школьной программе. 14600 долл. за три года старшей средней школы.

Школы г.Нанкина (Наньцзин):
Нанкинская международная школа
, обучение по системе IB от 23900 долл./год.
Нанькинская средняя школа, обучение на китайском языке по китайской программе. Учащимся с нулевым знанием китайского предоставляется возможность индивидуальных занятий по кит. языку Обучение от 5 тыс.долл./год, проживание 790 долл./год. В школе есть русский преподаватель, преподающий англ.язык

Школы города Сямынь (или по-старому Сямынь), центр провинции Фуцзянь:
Сямыньская международная школа
от 14 000 долл./год, обучение по системе IB

Школы г.Сиань:
с/ш Боай
, обучение от 3000 долл./год, китайская школьная программа.

Школы Китая с проживанием на англоязычном он-лайн ресурсе и на сайте http://www.beijing-kids.com/forum/2011/09/05/International-boarding-school-in-Beijing

Тема о дистанционном российском школьном образовании – ссылки на ресурсы, обсуждение родителями.

Общение родителей на тему выбора средних школ в Китае

Вышеуказанная информация о выборе китайских начальных и средних школ, а также конкретное описание китайских программ и школ в виде отдельных страниц форума – созданы мной. Если Вы читали это на других сайтах – значит кто-то скопировал этот первоисточник.
Если в моих описаниях Вы найдете неточности – сообщите мне, это поможет другим родителям, идущим по Вашему пути.

BFSU – Школа русского языка


ШКОЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

Школа русского языка, основанная в 1941 году, является старейшим членом Пекинского университета иностранных языков.

Школа принимает одну из ключевых муниципальных дисциплин Пекина и предлагает программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры. По состоянию на сентябрь 2015 года в Школе обучалось 284 магистранта, 46 магистрантов, 21 докторанта, 6 человек, занимающихся постдокторскими исследованиями, и 5 иностранных студентов. В штате 23 сотрудника, в том числе 19учителей и 4 вспомогательного персонала. Среди наших преподавателей 8 профессоров (в том числе 5 научных руководителей), 8 доцентов, 3 преподавателя и 1 иностранный эксперт. 16 наших преподавателей и вспомогательного персонала имеют докторские степени. На сегодняшний день 5 наших учителей стали лауреатами Пушкинской премии, в то время как в Китае эту премию получили только 20 человек, что является высшей наградой в русском литературном мире. Многие из наших учителей являются лауреатами других российских премий, таких как Премия Президента, Премия Дружбы и Литературная премия Максима Горького. Базовые учебники для программ русского языка, составленные нашими преподавателями, получили Пекинские городские и национальные награды и используются более чем в 100 колледжах и университетах Китая.

Школа специализируется на учебных и исследовательских программах, включающих лингвистику, литературу, перевод, культуру, регионоведение, международные отношения, международную политику, российскую экономику и т. д. Она предлагает разнообразные языковые курсы, основанные на навыках, такие как языковая практика, грамматика, аудирование, чтение, перевод, устный и письменный перевод, а также курсы, основанные на знаниях, такие как география России, история, культура, литература, социальные и региональные исследования, экономика и торговля и международные отношения. Мы предлагаем как академические магистерские программы, так и профессиональные магистерские программы. Наши магистерские и докторские программы ориентированы на современный русский язык, русскую литературу, российские социальные и культурные исследования, а также регионоведение.

Школа подготовила высококлассных специалистов с хорошей языковой компетенцией и глубокими знаниями. Наши учащиеся показали исключительно хорошие результаты в тестах на российские мейджоры Band 4 и Band 8 и заняли призовые места на национальных соревнованиях по российским мейджорам. Наши докторские программы подготовили большое количество преподавателей и администраторов китайских колледжей и университетов.

Благодаря дальнейшему развитию китайско-российского стратегического партнерства и торговых отношений наши выпускники имеют хорошие карьерные перспективы. При уровне занятости почти 100% они работают в государственных органах, государственных предприятиях, российских компаниях в Китае и так далее.

Школа поддерживает тесные партнерские отношения с российскими вузами, такими как Московский государственный университет, Московский государственный институт международных отношений, Московский государственный лингвистический университет, Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, Российский университет дружбы народов и Санкт-Петербургский государственный университет. Каждый год мы отправляем наших студентов и преподавателей на краткосрочные учебные программы. В то же время мы также принимаем иностранных студентов на обучение по нашим программам бакалавриата и магистратуры по русскому языку.

Чтобы справиться с задачей трансформации и модернизации образования, мы стремимся использовать наш обширный опыт в области языков и литературы для разработки методов и моделей преподавания языков мирового класса с учетом особенностей китайского языка и подготовки высококлассных письменных и устных переводчиков, научных и административных специалистов. для региональных исследований, а также специалистов, занимающихся китайско-российским культурным обменом.


СИСУ | Краткий обзор истории

1949-1950 Шанхайская русская школа

После образования Китайской Народной Республики возникла огромная потребность в специалистах, владеющих русским языком, которые могли бы помочь в изучении опыта социалистического строительства бывшего Советского Союза. По предложению Чэнь И, тогдашнего мэра Шанхая, тогдашнее Восточно-китайское бюро ЦК КПК и Шанхайский городской комитет КПК приняли решение о создании русской школы в Шанхае как филиала четвертого отдела Восточно-китайской народной революции. Университет.

Школа была основана в декабре 1949 года как первая школа иностранных языков в КНР. Цзян Чуньфан, известный опытный русский переводчик, а затем глава издательства Times, был назначен Шанхайским комитетом КПК первым президентом школы. Его кампус сначала располагался на Баошань-роуд, где находился один из кампусов бывшего Цзинаньского университета.

Только что родившаяся Шанхайская русская школа была монодисциплинарной и специализировалась на русском языке, русской и советской литературе. Его выпускники в основном работали письменными и устными переводчиками, а также учителями русского языка.

1950–1952 Шанхайский колледж иностранных языков

В 1950 году, в ответ на потребность Китая в специалистах в области дипломатии и международной торговли, школа начала проводить программы на английском языке и была переименована в Шанхайский колледж иностранных языков при Восточно-китайском университете народной революции. . Его кампус был перемещен на восток Тиюхуэй-роуд (место другого кампуса бывшего Цзинаньского университета), где сейчас расположен кампус Хункоу SISU. В апреле 1951 года был создан факультет восточных языков и литературы, предлагающий программы на бирманском, вьетнамском и индонезийском языках. 19 марта52 января около 150 студентов из Нанкинского колледжа иностранных языков, входящего в состав Политического департамента Восточно-китайского военного округа НОАК, были переведены в Шанхайский колледж иностранных языков. С августа 1952 года Шанхайский колледж иностранных языков стал полноценным колледжем, предлагающим программы на 5 языках: русском, английском, бирманском, вьетнамском и индонезийском.

1952-1956  Шанхайский русский колледж

Начиная со второй половины 1952 г. была введена в действие национальная система приема в колледжи, и министерство образования провело общенациональную корректировку отделений высших учебных заведений Китая. В результате отделение восточных языков и литератур Шанхайского колледжа иностранных языков было передано Пекинскому университету, а 19 сентября колледж был переименован в Шанхайский русский колледж.52 и начали предлагать трехлетнюю программу. В том же году в колледж была привлечена первая группа специалистов из бывшего Советского Союза, которая руководила составлением учебников «Русский чтец» и «Русский разговорный».

В этот период колледж преобразовал свою систему обучения с обучения на образование. В частности, было пересмотрено понятие формального образования; факультет был реорганизован и объединен с обширной секцией обучения и исследований, заброшенной и замененной десятью преподавательскими и исследовательскими группами, ориентированными на курсы для конкретных целей, включая практику, перевод, историю литературы и лингвистику; составлены новые учебные планы; и система управления студентами была создана и оказалась успешной.

По состоянию на июнь 1956 г. на факультете работал 241 преподаватель, в том числе 90 из бывшего Советского Союза и 151 китаец, а всего в семи классах обучалось 3998 студентов, из которых 2087 получили высшее образование для работы русскими специалистами на различных должностях для страна.

1956-1994 Шанхайский институт иностранных языков

Утвержденный Государственным советом в 1956 году, университет был официально переименован в Шанхайский институт иностранных языков, а факультет был реорганизован, чтобы состоять из программ английского, французского и немецкого языков, предлагающих 4-летнее обучение в бакалавриате. . 12 сентября 1963, он был внесен центральным правительством в список ключевых национальных университетов, находящихся в непосредственном подчинении Министерства образования.

С момента принятия политики реформ и открытости в конце 1970-х годов в Китае расширилась дипломатическая работа и международный обмен, что вызвало острую потребность в специалистах по иностранным языкам. В 1982 году в институте началась работа по преобразованию монодисциплинарного института иностранных языков в многопрофильный прикладной университет. Впоследствии были добавлены новые специальности с 1983, включая международную журналистику, международную торговлю, международное экономическое право, международный бухгалтерский учет, TCFL (преподавание китайского языка как иностранного), управление иностранными делами, журналистику и технологии и так далее. Эти специальности призваны обеспечить студентов не только владением одним-двумя иностранными языками, но и профессиональными знаниями и навыками по прикладным дисциплинам, умением самостоятельно решать задачи. Тем временем Институт также работал над модернизацией и улучшением своей системы и структуры образования. 19 сентября83, он получил одобрение Комитета по ученым степеням Госсовета на присуждение докторских степеней по программам на английском и русском языках.

В 1993 году под руководством Государственной комиссии по образованию (теперь Министерство образования) и муниципального правительства Шанхая он стал одним из первых университетов и колледжей в Китае, принявших новую систему обучения, включающую стипендии и студенческие ссуды. Кроме того, Институт продолжил свою образовательную реформу, чтобы гарантировать, что обучение иностранным языкам в Китае лучше отвечает потребностям социалистического экономического строительства, а также иностранных дел, международной торговли и культурных обменов.

С 1994 г. по настоящее время Шанхайский университет международных исследований

Утвержденный Государственной комиссией по образованию в 1994 году, институт был официально переименован в Шанхайский университет международных исследований (SISU) и внесен в список как один из первых университетов, находящихся под совместным контролем Государственной комиссии по образованию и Муниципалитет Шанхая. В 1996 году SISU прошел процесс оценки «Проекта 211», проводимого Государственной комиссией по образованию, и стал одним из «100 ключевых университетов страны 21 века».

В 2000 году в университетском городке Сунцзян в Шанхае был построен новый кампус, и в него переехали все студенты бакалавриата, а затем и аспиранты 1-го курса. Наш кампус в Сунцзяне может похвастаться множеством зданий в иностранном стиле и становится базой и колыбелью для воспитания высококлассных специалистов. качественные международные таланты.

В январе 2007 г. был создан новый девиз SISU «Честность, видение и академическое превосходство», который воплощает дух университета.

В ноябре 2013 года Министерство образования утвердило Устав Шанхайского университета международных исследований.

В ноябре 2013 года Министерство образования утвердило Устав Шанхайского университета международных исследований.

В целях углубления комплексной реформы образования в мае 2014 года SISU приняла лозунг «Интерпретировать мир, транслировать будущее» и «Подготовить глобальные таланты будущего к всестороннему развитию для удовлетворения потребностей нашей нации, для продвижения социального прогресса». , а также содействовать сердечному общению между Китаем и остальным миром» в качестве своей миссии.

В ноябре 2015 года SISU запустила новаторскую стратегию «Многоязычие+».

В июле 2016 года, предложив «Университет мирового класса для глобальных и региональных исследований» в качестве своего видения, Университет подтвердил свою приверженность развитию талантов «Многоязычие +», которые владеют как минимум двумя вторыми языками, обладают блестящими способностями к межкультурному общению и получил междисциплинарную подготовку, которая «связывает» различные области дисциплин и предметов, ядром которых является регионоведение.

В сентябре 2007 г. SISU был объявлен «Университетом с первоклассной дисциплиной» в рамках Инициативы Министерства образования «Двойной первоклассный университет». В октябре четыре института университета, в том числе Шанхайская академия глобального управления и региональных исследований и Китайско-арабский исследовательский центр по реформам и развитию, были упомянуты в Шанхайском плане действий по взаимодействию и поддержке инициативы B&R.

Оставить комментарий