как устроено школьное образование в Японии
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Школьное образование в Японии — одно из лучших в мире. Это подтверждают международные рейтинги. Для того, чтобы быть лидерами, японским ученикам приходится немало потрудиться: после уроков — обязательные кружки, после кружков — репетиторы. На выходных и каникулах горы домашнего задания. Как справляются школьники с нагрузками и чему можно поучиться у японской системы образования, рассказывают русские мамы японских учеников.
С чего всё начинается
Учебный год в Японии начинается в апреле и состоит из трех триместров. Каникулы у школьников длятся в общей сложности около двух месяцев: зимние, весенние и самые длинные — чуть больше месяца — летние.
Японское правительство гарантирует начальное (шесть лет) и среднее (три года) бесплатное школьное образование. Дальше старшая школа — необязательная, платная, но очень востребованная.
Вообще, главная цель почти каждого японского ребенка, к которой он идет с детского сада, — поступить в хорошую старшую школу, чтобы потом попасть в престижный вуз. Эта образовательная цепочка гарантирует высокооплачиваемую работу и высокий уровень жизни.
В школу идут все дети, кому исполнилось шесть лет, неважно, когда — 31 марта или 10 апреля. Поэтому в одном классе могут оказаться ученики с разницей в возрасте почти год.
В начальной школе почти нет оценок и серьезных контрольных работ. Баллы ставятся только для перевода в следующий класс. Пишут младшеклассники простым карандашом, чтобы была возможность исправить ошибки. Домашнего задания мало: на его выполнение должно тратиться не больше 15 минут.
Школьной формы в начальных классах чаще всего нет. Но со второго класса ученики получают два стандартных головных убора — для лета и для зимы. Школа официально уведомляет родителей, когда их следует менять. Также на протяжении шести лет младшеклассники носят одинаковые рюкзаки — «рандосэру». В более консервативных школах рюкзаки определенного цвета: девочки носят красный, мальчики — черный.
Красные рандосэру в Японии носят девочки. Источник: Wikipedia
Главная цель начальной школы — научить правильному поведению, дисциплине, самостоятельности, уважению, состраданию, организованности.
Правильное поведение — это обязательное приветствие, уважение учителей и старших учеников, послушание, чистоплотность, дисциплинированность.
Самостоятельности детей учат с первых дней учебы. Уже в первом классе ученики должны добираться до школы сами. По рассказам родителей, провожать и встречать детей нельзя, телефон в школе запрещен (пользоваться им можно только в старших классах). Младшеклассники ходят в школу группами под руководством старшего 12-летнего школьника. Чтобы детей было хорошо видно при переходе через дорогу, в первом классе им выдают ярко-желтые шапочки.
С первых же классов дети сами с помощью и под руководством учителя убирают в школьных помещениях. После уроков они остаются, чтобы навести порядок в классе и коридорах.
Столовых в японских школах нет, поэтому обедают ученики в классах. Дежурные накладывают еду и после убирают.
«Дети по очереди сервируют столы и подносы. В школе выдают халат, платок на голову и сумочку, куда это все складывается. После дежурства дети приносят вещи домой для стирки и глажки и передают следующему. Каждый день кто-то из ребят должен исполнять обязанности повара, а кто-то — уборщика. Позволяя детям самим справляться с чашками и поварешками, преподаватели учат ребят быть самодостаточными», — рассказывает мама ученицы третьего класса Ольга.
Вообще школьные обеды в Японии можно назвать частью учебного процесса. Помимо того, что ученики учатся обслуживать себя, они еще и привыкают правильно питаться. Школьное меню составляется на месяц и выдается родителям, в нем указывается состав блюд и подробное содержание углеводов, белков, жиров.
Сбалансированный школьный обед едят прямо за партой. Источник: Instagram
Одна из важных особенностей японских школ — ежегодная перетасовка детей и учителей. Каждый год меняется состав класса. В конце учебного года ученики подают в администрацию по три имени учеников, с которыми они бы хотели или не хотели учиться. По возможности эти пожелания учитываются.
«Перетасовка детей в классах происходит не случайно, как многие думают. При смене класса учитываются многие моменты: стараются, чтобы в каждом классе был одинаковый средний балл, то есть одинаковое соотношение сильных и слабых учеников. Хорошие отношения с одноклассниками. Равномерно распределяются по классам дети-лидеры и, наоборот, дети, которым нужно особое внимание. Двойняшек определяют в разные классы. Стараются, чтобы в каждом классе был ученик, играющий на пианино», — говорит Елена Таке, живущая в Японии и воспитывающая троих сыновей-школьников.
Каждый год происходит и смена учителя в классе, а каждые три-четыре года учителей переводят из школы в школу. Это делается для того, чтобы не было любимчиков в классе, а также чтобы не было сильных и слабых школ.
Сбалансированные обеды, смена состава класса, отсутствие оценок в начальных классах — на эти сильные стороны обращают внимание русские родители японских учеников.
«В японской системе образования мне нравится отсутствие разделения на сильные и слабые классы, благодаря тому, что ежегодно меняется состав класса и учителя. В школах в Японии нет общих родительских собраний, на которых обсуждают успехи детей. Вместо них — индивидуальные беседы: стараются указать на сильные стороны ребенка, о проблемах говорят очень деликатно. И конечно, большой плюс — вкусные и сбалансированные обеды», — делится Елена Таке.
Не выделяйся
Если в начальной школе к внешнему виду учеников, к домашнему заданию и оценкам относятся достаточно лояльно, то в средней школе требования ужесточаются. Про японских школьников — да и вообще японское общество — часто говорят: «Торчащий гвоздь забивают». Среди школьников ценится умение подчиняться правилам, действовать по шаблону и не выделяться.
Школьная форма в средних классах обязательна. Классическая униформа — в военном стиле: у мальчиков китель с воротником-стойкой и брюки, обычно черные, у девочек — блузка с матросским воротником и плиссированная юбка.
Школьная форма в военном стиле. Источник: Wikipedia
Даже погода не может отменить строгих школьных правил: если в школе положено носить гольфы, девочки надевают их, даже когда на улице минус. Если в школе по расписанию физкультура, в этот день даже ученики младших классов обязаны прийти в спортивной форме: шорты.
«В день, когда в расписании стоит физкультура, дети должны ходить в спортивной форме, а это — по крайней мере в младшей школе — всегда шорты. Дети даже зимой ходят в шортах. Мне это не нравится, но я привыкла и смирилась с такими правилами. Зато дети закаленные и редко болеют», — рассказывает Елена Таке.
Помимо формы одежды, регламентируется и внешний вид: нельзя носить украшения, выщипывать брови, пользоваться макияжем. Даже цвет волос не должен отличаться от цвета большинства — черного. Если волосы у девочки от природы светлее, она должна принести справку от родителей и детские фотографии. Не раз дело о цвете волос школьниц доходило до суда. Чаще всего правосудие оказывалось на стороне школ, хотя были и исключения.
Соблюдение норм и правил высоко ценится и в учебе. Ученый-японист, автор книг об этой стране Александр Прасол пишет:
«Решение математической задачи оригинальным способом удостоится сдержанной похвалы учителя, но будет непременно сопровождаться замечанием о том, что она была решена, хотя и быстро, но ненадлежащим способом. А это недостаток».
«Репетитор. Как педагогу развить личный бренд и зарабатывать больше» — курс повышения квалификации от Учебного центра Педсовета.
За 60 ак. часов обучения вы узнаете:
— какие есть тонкости и «подводные камни» в работе репетитора,
— как организовывать и планировать свою деятельность,
Программа основана на реальном опыте экспертов-практиков. По ее окончании выдается удостоверение о прохождении курса.
Удобный формат обучения. Доступна рассрочка.
Узнать подробнее
Чем меньше свободного времени, тем лучше
В японской школе учат дружить со временем. Весь день школьников расписан буквально по минутам. Учеба начинается, в зависимости от школы, между 8 и 9 часами утра. Опаздывать нельзя: за опоздание наказание — дополнительная уборка школьных помещений. Заканчиваются уроки около 15:00. Затем обязательная уборка помещений. В средней школе после нее ученики идут на кружки, а потом — на дополнительные занятия: либо индивидуально с репетитором, либо в репетиторские конторы — дзюку. В итоге домой возвращаются школьники лишь поздно вечером и садятся за уроки. Их в средней школе задают много, особенно на выходные и каникулы. Считается, что это отличное время для учебы.
Реклама дзюку — компании по подготовке к экзаменам. Источник: Instagram
«На лето дочке (учится в третьем классе — прим. ред.) задали домашнюю работу по математике и японскому языку, объем — около 90 страниц. Также нужно прочитать не меньше трех книг и написать отзыв о прочитанном, ежедневно вести дневник (во сколько встал, сколько минут уделил учебе), написать сочинение о том, как провел лето, сделать поделку своими руками. Вести дневник по природоведению о том, как растет твой цветок (в школе у каждого ученика есть свое растение, на каникулы его забирают домой). А летние каникулы всего один месяц!» — рассказывает Ольга.
Впрочем, в Японии перегружены занятиями не только ученики, но и учителя. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, японские учителя — самые занятые в мире: они тратят на работу порядка 54 часов в неделю при средней недельной нагрузке в 38 часов в других странах. Причем по преподавательской нагрузке их показатель ниже среднего, а вот на подготовку к урокам, собрания, букацу — дополнительные кружки, секции — тратится много времени и сил.
При этом профессия учителя считается престижной и уважаемой в Японии. Чтобы стать учителем, нужно получить высшее образование и сдать квалификационный экзамен на пригодность к профессии, после чего префектура выдает лицензию на преподавательскую деятельность. В японских школах больше половины учителей — мужчины. Согласно закону 1973 года, работа учителя оплачивается выше, чем зарплата специалиста равной квалификации, работающего по найму. Зарплата учителей растет вместе с их возрастом.
Загружены школьной работы и родители японских учеников. При классах действуют родительские комитеты, в которых состоят в основном мамы. Они отмывают туалеты, участвуют в школьных мероприятиях, по очереди дежурят по субботам в школе, когда нет занятий, но есть кружки или дети просто хотят поиграть. По словам Елены Таке, сейчас из-за пандемии коронавируса нагрузка на родителей снизилась.
Реформы образования
В японских школах в последние годы все же видят немало проблем, которые требуют перемен в системе образования. Беспокойство вызывает растущее с каждым годом число прогульщиков, которые не хотят посещать уроки. Среди причин — плохие отношения с учителями, буллинг, жесткие школьные правила и запреты, а также большая учебная нагрузка. Перед правительством стоит задача снизить давление на учеников и перегруженность занятиями.
К тому же консервативность японской системы образования привела к тому, что Страна восходящего солнца стала отставать от современных требований к навыкам и умениям выпускников. В связи с этим в 2020 году правительство начало реформу образования. В школах увеличивается количество часов для изучения английского языка, смещается акцент с зазубривания правил на активное критическое освоение материала и идет цифровизация образования: «один ученик — один планшет». Каждому школьнику должны предоставить планшет с набором из учебников по все дисциплинам.
Материалы по теме:
- «Учиться меньше, да лучше»: секреты финского образования
- Играючи и без «обязаловки»: необычные практики канадских школ
- Глазами родителя: 9 принципиальных отличий американской школы от российской
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Школы под общественным управлением в Японии: более 10 000 «коммунальных школ» по всей стране
Количество «общественных школ», в которых родители детей и местные жители участвуют в управлении школой, увеличивается с каждым годом и превысило 10 000 школ по всей стране.
Согласно опросу, проведенному Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий, количество государственных начальных, неполных и средних школ, определённых в качестве «коммунальных школ» (школы, управляемые местными общинами), на 1 мая 2021 года составило 11 856, то есть по сравнению с 9788 в 2020 году выросло более чем на 2000. Среди всех 35 571 государственных школ в стране они занимают 33,3%.
По типам учебных заведений «коммунальными» являются 276 детских садов (9,8%), 7051 начальная школа (37,5%), 3339 школ средней ступени (36,5%), 95 школ обязательного среднего образования, т. е. включающих начальную и среднюю ступень (66%), 805 старших школ (22,9%), 4 школы средней-старшей ступени (11,8%) и 286 школ для детей с особыми потребностями (26%). По сравнению с 2017 годом особенно выросло количество старших школ – в 12,3 раза, и школ для детей с особыми потребностями – в 13,6 раза.
«Коммунальные школы» по типам учебных заведений на май 2021 года (в скобках дан показатель роста по сравнению с предыдущим годом)
Типы | Количество | Доля в общем кол-ве |
---|---|---|
Детские сады | 276 (39) | 9,8% |
Начальная школа | 7051 (1167) | 37,5% |
Школа средней ступени | 3339 (618) | 36,5% |
Школы обязательного среднего образования | 95 (19) | 66% |
Старшие школы | 805 (137) | 22,9% |
Школы средней-старшей ступени | 4 (1) | 11,8% |
Специальные школы | 286 (87) | 26% |
Всего | 11 856 (2068) |
Составлено по данным Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии
Система «коммунальных школ» предусматривает создание совета управления школой, состоящего из родителей и местных жителей и отражающего мнение общины в отношении управления школой. Она была учреждена в 2004 году после пересмотра Закона о местном управлении образованием. После того, как содействие таким советам стало обязательным для муниципальных советов по образованию в 2017 году, число таких школ стало стремительно расти, и к 1 мая 2009 года эту систему внедрил 1041 муниципалитет из 1815 органов местного самоуправления по всей стране.
В качестве показательного примера можно привести город Митака в Токио, где действует «коммунальная школа», включающая младшую и среднюю ступень, местных жителей приглашают в городские школы, они устраивают практические экскурсии на рабочие места, знакомство с традиционной культурой, проводят уроки по предотвращению ущерба от стихийных бедствий. Жители участвуют в уроках, набирают волонтёров, которые помогают детям в учёбе – этот город известен своими усилиями по созданию школ, поддерживаемых местным сообществом.
Кроме того, в городе Нагато префектуры Ямагути стремятся объединить в одну сеть поддержку начальных и средних школ с системой муниципальных общественных холлов – например, для учёбы детей по субботам, в общественном холле учредили «Субботнюю школу Ваку-Ваку», в сотрудничестве с местными группами содействия образованию и проводится обучение по предотвращению ущерба от стихийных бедствий, уроки кулинарии для родителей и детей, занятия по изготовлению воздушных змеев и другая деятельность.
Фотография к заголовку: PIXTA
Статьи по теме
- Гендер и школьная форма: 60% школ учитывают детей из числа ЛГБТК при выборе школьной формы
- Японские старшеклассники считают английский необходимым для своего будущего, но не очень любят его учить
- Результаты национального теста успеваемости учеников младших и средних классов: у школьников пока недостаточно общих знаний и умения их применять
- Японские дети учатся и во время каникул: более 90% школьников занимаются математикой и пишут иероглифы
- Опрос школьников: каким они видят свой годовой доход к 45-летнему возрасту?
- Будущее в тумане? Зрение японских детей падает от чрезмерного пользования Интернетом
- Кем хотят стать японские первоклассники, когда вырастут? Данные опроса 2021 года
- Кем хотят стать японские первоклассники, когда вырастут?
- Кондитеры и видеоблогеры: кем хотят стать японские дети, когда вырастут?
- Преобразование японской традиционной системы образования
- Дети в Японии: подсознательные причины отказа ходить в школу
- Переутомлённые учителя работают в cреднем по 11 часов в день
- Какого цвета ваши трусы? Унизительные правила японских школ
- Система школьного образования в Японии
- Японская система образования глазами директора средней школы
- Государственное и частное образование: восьмикратная разница в ценах
- Рекордное число самоубийств несовершеннолетних в 2018 году в Японии
- Издевательства в японских школах: пути решения проблемы
- Издевательства в школах Японии: аналитическое исследование
- Способы выживания личности в японской общине
- Японский школьный медкабинет: уникальный комплексный подход к решению проблем современных детей
Фильм о дискриминации в школах Чосон в Японии
Кинотеатр |
Квак Ён Су
В 2010 году японское правительство отменило плату за обучение в старших классах, чтобы уменьшить бремя расходов семьи на образование. Однако 10 школ Чосон, предоставляющих образование для этнических корейцев в Японии, были освобождены от платы за обучение из-за их связи с Северной Кореей.
В качестве причины исключения правительство назвало связь между школами Чосон и Чонрюн, про-северокорейской организацией в Японии. В Японии около 70 школ Чосон, основанных в 1940-х годах этническими корейцами, приехавшими в страну для работы на шахтах и фабриках. Школы были построены и финансировались северокорейским режимом.
Документальный фильм «Дискриминация» прослеживает двухлетние судебные баталии между школами Чосон в Нагое, Осаке, Хиросиме и Кита-Кюсю в префектуре Фукуока и японским правительством ― от первого судебного решения Окружного суда Осаки об утверждении права на обучение в корейской средней школе Осаки. Школа в июле 2017 г. на решение Верховного суда в пользу решения правительства об исключении Токийской корейской младшей и старшей средней школы в августе 2019 г..
Режиссеры Ким Джи Ун и Ким До Хи рассматривают тему не просто как этническую дискриминацию, а как нарушение основных прав человека, в частности, права на образование.
Повествует о борьбе этнических корейцев, проживающих в Японии; учителя, студенты и юристы, которые боролись за защиту школ Чосон.
«Я хотел проинформировать аудиторию о нарушении японским правительством прав человека и дискриминации в отношении корейцев, живущих в Японии и школах Чосон, которые продолжаются почти 80 лет с момента освобождения Кореи», — сказал директор Ким Чжи Ун во время недавней пресс-конференции. конференция для фильма.
Постер к фильму «Дискриминация» / Предоставлено Д.О. Кинотеатр |
«Каждый человек имеет право на образование, и я надеюсь, что зрители больше не будут закрывать глаза на дискриминационную политику Японии, вызванную идеологическими тенденциями».
Несмотря на то, что фильм имеет критический оттенок о Японии, режиссер Ким До Хи сказал, что виновато правительство, а не народ.
«Больше всего преследовали корейцев японцы, но японцы больше всех помогали студентам. Пожалуйста, не поймите неправильно. Японское правительство должно нести ответственность за свою дискриминационную политику», — сказала она.
У некоторых зрителей могут возникнуть вопросы, например: «Почему южнокорейцы должны заботиться о школах Чосон? Это школы, поддерживающие Северную Корею». Однако режиссер Ким утверждает, что правительство Южной Кореи не должно хранить молчание по этому вопросу, поскольку оно несет историческую ответственность за колониализм и разделение Кореи.
В школах Чосона преподают курсы корейского языка и способствуют повышению осведомленности о Корее.
Некоторые учащиеся школы говорят, что они фанаты K-pop исполнителей, таких как BTS и TWICE, рассказывая о своих приятных поездках в Южную Корею.
«Дискриминация» появится в местных кинотеатрах 22 марта.
Изувеченных кошек находят в японском городе, а школы в ужасе
Начальные школы и местные власти отреагировали на ужасные убийства кошек, усилив патрулирование районов. Фото: Kyodo News через Getty Images
Изуродованные кошачьи туши находят в японском городе, что побудило местные власти и начальные школы усилить меры безопасности, чтобы защитить юных учеников от потенциального серийного убийцы кошек.
В воскресенье утром полиция города Сайтама, расположенного в большом Токио, была предупреждена о частично закопанной кошке с отсутствующими лапами и головой. Кошачьи кишки были найдены через несколько часов на соседней дороге. В середине февраля полиция также обнаружила оторванную кошачью челюсть во дворе школы, связанную веревкой и свисающую с решетки детской площадки.
Реклама
Мировые новости
Японские крематоры сжигали свой мусор вместе с животными в течение 10 лет
Ханако Монтгомери
Опасаясь, что убийца кошек может также причинить вред маленьким детям, близлежащие начальные школы и местные власти усилили патрулирование в районах, где были обнаружены трупы. Они также провожают детей домой и заставляют их гулять большими группами.
«Давно я не слышал о подобных ужасных убийствах кошек в нашей префектуре», — сказал VICE World News Казухико Ногучи, который занимается связями с жителями полицейского округа Минами. Он добавил, что усиленное патрулирование также помогло успокоить соседей.
Ужасные убийства кошек потрясли жителей и борцов за права животных в префектуре Сайтама, где шесть лет назад человек убил и замучил более дюжины кошек и разместил видеозапись этого в Интернете. Мужчину приговорили к 22 месяцам лишения свободы.
World News
Женщина, обвиненная в жестоком обращении с животными за то, что она позволила своей 221 собаке гноиться в собственных фекалиях Правление заявило, что некоторые родители были особенно обеспокоены печально известным случаем детских убийств в 1997 совершено 14-летним мальчиком в префектуре Кобе.
Перед тем, как убить своих жертв 10 и 11 лет, малолетний убийца также расчленял тела кошек.