Социальная группа как элемент социальной структуры: Социальная структура общества — компоненты, примеры, определение

Социальная структура общества — компоненты, примеры, определение

​ ​

Покажем, как применять обществознание в жизни

Начать учиться

Общество похоже на сложный механизм. Его состояние тоже зависит от того, как хорошо в нем работают элементы и связи. Только в роли шестеренок выступаем мы — люди. В этой статье мы вместе узнаем, как устроено современное общество, разберем виды его структур и поговорим о важнейшей проблеме — социальном неравенстве.

Что такое социальная структура

В широком смысле социальная структура общества (от лат. structura — порядок, расположение) — это строение общества в целом, совокупность социальных групп, которые взаимосвязаны отношениями.

Структура необходима обществу, т. к. она организует его в единое целое, систематизирует работу и делает стабильным.

Что входит в структуру общества

Из понятия структуры общества следует, что социальные группы — это основные компоненты ее системы. Они бывают разными и классифицируются по нескольким признакам:

  • численность: малые, средние, большие;

  • характер взаимодействия: первичные, вторичные;

  • факт существования: номинальные, реальные;

  • способ организации: формальные, неформальные;

  • социальное положение: этнические, территориальные, профессиональные, религиозные, демографические.

Особенности каждого из видов, их признаки и примеры мы уже подробно разобрали в статье о социальных группах.

Какими бывают социальные отношения

Структуру общества образуют взаимосвязи (или отношения) между социальными группами. Характер этих отношений может выражаться в сотрудничестве или соперничестве. Давайте подробнее разберемся, что это значит.

Характер социальных отношений между группами

СотрудничествоСоперничество

Группам взаимно интересны и выгодны отношения.

Связь между группами помогает им достичь общей цели, что укрепляет взаимопонимание.

Отношения связаны с положительными качествами: честью, уважением, поддержкой и т. д.

Каждая из групп стремится опередить соперника, чтобы достигнуть цели.

Группы считают друг друга препятствием, что приводит к социальному конфликту

Подумайте…

Приведите несколько примеров сотрудничества и соперничества между социальными группами.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Виды социальной структуры

Существуют два вида социальной структуры, которые по-разному делят людей на группы: горизонтальная и вертикальная. Давайте разберемся, как устроен каждый из них.

Горизонтальная социальная структура

В горизонтальной структуре членов общества разделяют по общим признакам. При этом по ним нельзя определить, выше или ниже находятся представители разных групп относительно друг друга. Рассмотрим некоторые из таких признаков в таблице.

КритерииПримеры

Пол

Мужчины, женщины

Возраст

Дети, подростки, молодежь, старики

Национальность

Русские, итальянцы, немцы, шведы, украинцы

Религия

Христиане, буддисты, синтоисты, мусульмане

Место проживания

Жители деревень, горожане, островитяне, москвичи

Подумайте…

Несмотря на то что номинально признаки горизонтальной структуры не делят людей на высшие и низшие слои, в обществе встречается дискриминация по ним. Приведите примеры, когда люди могут попасть в такую ситуацию из-за своей национальности, пола, места проживания, возраста, религии или других признаков.

Вертикальная социальная структура

Вертикальная социальная структура

делит общество на социальные слои. Их система похожа на строение Земли, где один слой находится выше другого. Такое разделение в обществе называется социальной стратификацией, а сами слои — стратами.

То, к какому слою относится человек, определяют по четырем критериям:

  • доход;

  • объем власти;

  • образование;

  • престижность профессии.

Ресурсы неравномерно распределяются по слоям. Одни получают престиж и достаток, вторые — куда меньшее, а третьи живут за чертой бедности. Чем ниже находится социальный слой, тем меньше ресурсов он получает.

Это называется социальным неравенством.

Давайте разберемся, чем конкретно различаются люди из разных социальных слоев, на примерах.

Социальные слои общества с примерами

Высший

Средний

Низший

Характерные черты

Богатство, высокий социальный статус, известность и т. д.

Стабильный доход, высшее образование, комфортное жилье и т. д.

Доход низкий, либо его нет. Среднее или неоконченное среднее образование и т. д.

Кто входит

Значимые политики, члены аристократических семей, богатые бизнесмены и т.

д.

Госслужащие, мелкие и средние предприниматели, специалисты различных сфер и т. д.

Безработные, рабочие с низкой квалификацией, малоимущие

Человек не привязан к своему социальному слою на всю жизнь. Он может усердно трудиться, чтобы достичь более высокого уровня жизни, либо опуститься на слой ниже. Это называется социальной мобильностью, воспользоваться которой можно при помощи особого механизма, или института, — социального лифта.

Подумайте…

Почему считается, что так называемый средний класс дарит обществу стабильность и развитие? Аргументируйте свой ответ.

Как изменилась социальная структура в информационном обществе

При переходе к постиндустриальному обществу в начале XX века люди начали больше ценить информацию и тех, кто ею обладает. Производства все чаще стали заменять ручной труд на машинный, а для работы начали искать людей с качественным образованием. Оплата низкоквалифицированного труда упала, а умственного — поднялась. Из-за этого стало расти число тех, кто входит в средний класс. Сегодня этот социальный слой самый многочисленный.

Подумайте…

Ученые считают, что с развитием технологий в сфере искусственного интеллекта начнет падать ценность специалистов с высшим образованием. Настолько, что придет время, когда роботы будут готовы полностью заменить умственный труд человека. Как вы относитесь к этой теории? И чем, по-вашему, это может обернуться для человечества?

Проверьте себя

А теперь — традиционное задание на самопроверку. Ниже вы найдете 6 утверждений о социальной структуре общества: что это такое, его элементы и типы. Ваша задача — определить, верные они или ложные.

  1. Человек принадлежит к одному социальному слою всю жизнь и не может сменить его.

  2. Социальная структура помогает сохранять общество стабильным и единым.

  3. Социальные группы имеют два типа отношений друг с другом: соперничество и сотрудничество.

  4. Социальная стратификация — это разделение людей по признакам, которые не определяют высокое или низкое положение человека в обществе.

  5. Чем выше человек в иерархии вертикальной структуры, тем больше он имеет привилегий и власти.

  6. Самым многочисленным является низший класс, к которому относятся низкоквалифицированные сотрудники и безработные.

Если по теме структуры общества у вас остались вопросы, советуем разобрать их вместе с преподавателем. На курсах подготовки к ОГЭ по обществознанию в Skysmart вы сможете вникнуть в темы, написать тестовый экзамен и морально подготовиться к настоящему. На занятиях учитель расскажет, в каких заданиях ОГЭ чаще всего ошибаются ученики, и поможет избежать этого. Испытать онлайн-платформу Skysmart можно на бесплатном вводном уроке.

Алёна Федотова

Автор Skysmart

К предыдущей статье

Политическая элита

К следующей статье

Политические выборы

Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

Социальная группа | это… Что такое Социальная группа?

Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. [1]

Содержание

  • 1 История
  • 2 Признаки
  • 3 Виды групп
  • 4 Структура социальных групп
  • 5 Функции социальных групп
  • 6 Социальные группы в настоящее время
  • 7 Примечания
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки

История

Слово «группа» попало в русский язык в начале 19 в. из итальянского (ит. groppo, или gruppo — узел) как технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию.[2]. Именно так объясняет его словарь иностранных слов начала 19 в., где среди прочих заморских «диковин» содержится и слово «группа» как ансамбль, композиция «фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает»[3].

Первое письменное появление французского слова groupe, от которого, позже произошли его английский и немецкий эквиваленты, датируется 1668 г. Благодаря Мольеру, год спустя, это слово проникает в литературную речь, пока еще сохранив техническую окраску[4]. Широкое проникновение термина «группа» в самые разные области знания, его поистине общеупотребительный характер создают видимость его «прозрачности», то есть понятности и общедоступности. Оно чаще всего употребляется применительно к некоторым человеческим общностям как совокупностям людей, объединенным по ряду признаков некой духовной субстанцией (интересом, целью, осознанием своей общности и т. п.). Между тем социологическая категория «социальная группа» является одной из самых трудных для понимания в силу значительного расхождения с обыденными представлениями. Социальная группа — это не просто совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди. «Мы не можем отождествлять агентов, объективирующих позицию, с самой позицией, даже если совокупность этих агентов является практической группой, мобилизованной для единых действий ради общего интереса»[5].

Признаки

Виды групп

Выделяются большие, средние и малые группы.

В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т.  д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

Одна из самых ранних и известных классификаций малых групп на первичные и вторичные была дана американским социологом Ч.Х. Кули, где он проводил различие между ними. “Первичная (базовая) группа” относится к тем личным отношениям, которые являются прямыми, лицом к лицу, относительно постоянными, и глубокими, такие, как отношения в семье, группе близких друзей и тому подобное. “Вторичные группы” (словосочетание, которое Кули на самом деле не использовал, но которое появились позже) относятся ко всем другим лицом-к-лицу отношениях, но особенно к таким группам или ассоциациям, как производственным, в которой человек относится к другим через формальные, часто юридические или договорные отношения. [6]

Структура социальных групп

Структура — это строение, устройство, организация. Структура группы — способ взаимосвязи, взаиморасположения её составных частей, элементов группы (осуществляется через групповые интересы, групповые нормы и ценности), образующих устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию социальных отношений.

Действующая большая группа имеет свою внутреннюю структуру: “ядро” (а в некоторых случаях — ядра) и “периферию” с постепенным ослаблением по мере удаления от ядра сущностных свойств, по которым идентифицируют себя индивиды и номинируется данная группа, то есть по которым она отделяется от других групп, выделяемых по определенному критерию.

Конкретные индивиды могут и не обладать всеми сущностными чертами субъектов данной общности, они постоянно переходят в своем статусном комплексе (репертуаре ролей) с одной позиции на другую. Ядро же любой группы относительно устойчиво, оно состоит из носителей этих сущностных черт — профессионалов символического представительства.

Другими словами, ядро группы — это совокупность типических индивидов, наиболее постоянно сочетающих присущие ей характер деятельности, структуру потребностей, нормы, установки и мотивации, отождествляемые людьми с данной социальной группой. То есть занимающие позицию агенты должны сложиться в качестве социальной организации, социальной общности, или социального корпуса, обладающего идентичностью (признанными представлениями о себе) и мобилизованного вокруг общего интереса.

Поэтому ядро — концентрированный выразитель всех социальных свойств группы, определяющих ее качественное отличие от всех иных. Нет такого ядра — нет и самой группы. В то же время состав индивидов, входящих в «хвост» группы, непрерывно меняется вследствие того, что каждый индивид занимает множество социальных позиций и может переходить с одной позиции на другую ситуативно, из-за демографического движения (возраст, смерть, болезнь и т. п.) или как результат социальной мобильности.

Реальная группа имеет не только свою структуру или конструкцию, но и свою композицию (а также декомпозицию).

Композиция (лат. compositio – составление) – организация социального пространства и его восприятия (социальной перцепции). Композиция группы – это сочетание её элементов, образующих гармоническое единство, которое обеспечивает целостность образа её восприятия (социального гештальта) как социальной группы. Композицию группы обычно определяют через индикаторы социального статуса.

Декомпозиция — противоположная операция или процесс разделения композиции на элементы, части, показатели. Декомпозиция социальной группы осуществляется путем проекции на различные социальные поля и позиции. Нередко композицию (декомпозицию) группы отождествляют с набором демографических и профессиональных ее параметров, что не совсем верно. Здесь важны не сами по себе параметры, а в той степени, в какой они характеризуют статусно-ролевую позицию группы и выступают в качестве социальных фильтров, позволяющих ей осуществлять социальное дистанцирование, чтобы не слиться, не быть “размытой” или поглощенной другими позициями.

Что касается членства в группе конкретного индивида как элемента композиции, то действительно он сталкивается с окружающим миром, который окружает его и позиционирует его как члена группы, т.е. его индивидуальность в этой ситуации становится «несущественной», в нем как в личности, как члене группы, видят прежде всего целую группу.

Функции социальных групп

Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

  • Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;
  • Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;
  • Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;
  • Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.[7]

Социальные группы в настоящее время

Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире – среднего слоя (среднего класса)[8][источник не указан 1315 дней].

Примечания

  1. Пособие для подготовки к ЕГЭ 2011: Обществознание, М:2010
  2. Классический пример — скульптурная композиция «Лаокоон» родосских мастеров Агесандра, Атенодора и Полидора (ок. 50 г до н. э.)
  3. Цит. по: Донцов А. И. Группа: психология и этимология // Вопросы психологии, 1983, № 4, с. 134.
  4. Донцов А. И. Группа: психология и этимология // Вопросы психологии, 1983, № 4, с. 133.
  5. Ю. Л. Качанов, Н. А. Шматко Проблема реальности в социологии: как возможна социальная группа? // Социологические исследования”. 1996. № 12, с. 90-105
  6. “Social group.” Encyclopaedia Britannica. Encyclopedia Britannica Online. Encyclopædia Britannica Inc, 2012. Web. August 26, 2012. – <Http://www.britannica.com/EBchecked/topic/551247/social-group>.
  7. Всероссийский банк учебных материалов РЕФ.РФ
  8. См. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. Раздел V. Социальные процессы. Глава 3. Социальная мобильность. М.: Наука, 1994.

См. также

  • Социальная изоляция
  • Психология толпы
  • Суперорганизм
  • Тусовка

Ссылки

  • Определение КС РФ № 564-О-О о конституционности запрета возбуждения ненависти к социальным группам в статье 282 УК РФ

6 наиболее важных элементов социальной структуры (508 слов)

Статьей поделились:

РЕКЛАМА:

Некоторые из важных элементов социальной структуры обсуждаются ниже:

(1) Значения:

На верхнем уровне находятся общественные ценности. Это самые общие или абстрактные нормативные представления о том, каким должно быть идеальное общество.

Изображение предоставлено: static.disabroad.org/media/galleries/sociology_mc_dsc00941.jpg_jpg_800x600_crop_q85.jpg

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Установлено, что отдельные лица или группы эмоционально привержены ценностям. Эти ценности помогают интегрировать личность или систему взаимодействия.

(2) Группы и учреждения:

Социальную структуру можно рассматривать с точки зрения взаимоотношений составных частей. Социальная структура включает социальные группы и институты. Они называются основными группами и институтами. Четыре из них — семья, экономические институты, политические институты и религиозные институты — сосредоточены на добывании пищи и других предметов богатства, продолжении рода, поклонении и управлении.

Сообщество, целостная организованная жизнь местности, представляет собой наиболее инклюзивную спонтанную группировку в социальной структуре. Существуют также устойчивые феномены социальных классов, этнических или расовых групп и временных группировок толпы. Это более или менее спонтанные конфигурации, отвечающие различным интересам, которые развиваются внутри сообщества.

(3) Организации:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

В больших обществах современности люди преднамеренно создают определенные организации для достижения своих конкретных целей или задач. Эти организации, очень часто называемые ассоциациями, представляют собой групповые проявления жизни и общих интересов. Цитируя Маклвера и Пейджа, «ассоциации составляют наиболее заметную часть социальной структуры, и они приобретают связность, определенное количество и эффективность по мере усложнения условий жизни общества».

(4) Коллективы:

Существуют специализированные коллективы, такие как семьи, фирмы, школы, политические партии и т. д. (Дифференцированные институциональные модели почти напрямую предполагают существование коллективных и ролевых единиц, деятельность которых имеет различное функциональное значение).

(5) Роли:

Наконец, внутри всех таких коллективов можно выделить типы ролей. «Конкретно это соответствующие действия их отдельных пассажиров. Функционально они являются вкладом в достижение коллективной цели».

Ожидается, что исполнители ролей будут выполнять свои обязательства перед другими людьми (которые также являются исполнителями ролей). Например, в семье у мужа есть обязательства по отношению к жене. Элементами социальной структуры, по Нодалю, являются роли.

(6) Нормы:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Согласно Х.М. Джонсон, подгруппы и роли регулируются социальными нормами. Социальные нормы бывают двух типов: (i) обязательные или реляционные и (ii) разрешающие или регулирующие.

Некоторые нормы устанавливают позитивные обязательства. Но они обычно не применяются ко всем ролям и подгруппам. Например, позитивные обязательства семьи отличаются от обязательств коммерческой фирмы.

Некоторые другие нормы определяют предел допустимого действия. Роль, занимающая подгруппу, в этом случае «должна» делать определенные вещи, «может» делать определенные вещи и «не должна делать другие». Их называют регулятивными нормами. Они не делают различий между ролями и подгруппами. Например, в нашем обществе, независимо от своей роли, нельзя пытаться влиять на других угрозой насилия или самим насилием.

Компонентами социальной структуры являются люди, причем структура представляет собой совокупность людей в отношениях, институционально определенных и регулируемых.

Общество

Значение социальной структуры | Социология

Значение и функции социальных ценностей | Социология

Социальная структура — значение, элементы и типы

РЕКЛАМА:

Социальная структура – ​​значение, элементы и типы!

Социальная структура является основной концепцией для правильного понимания общества. Здесь мы предлагаем дать несколько подробный обзор важного понятия социальной структуры.

I. Значение социальной структуры :

С тех пор было предпринято много попыток определить «социальную структуру», но до сих пор нет единого мнения по поводу ее определения.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Герберт Спенсер был первым писателем, пролившим свет на структуру общества. Он называл общество организмом, но его взгляд на общество был запутанным. Эмиль Дюркгейм также предпринял тщетную попытку дать ему определение.

Ниже приведены важные взгляды на социальную структуру:

(i) точка зрения Наделя:

С. Ф. Надель пишет: «Мы приходим к структуре общества, абстрагируясь от конкретного населения и его поведения, модели или сети (или системы) отношений, возникающих между акторами в их способности играть роли по отношению друг к другу».

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Надель пытался объяснить в своем определении, что «структура» относится к поддающейся определению артикуляции, упорядоченному расположению частей. Он связан с внешним аспектом или структурой общества и совершенно не связан с функциональным аспектом общества. Поэтому он подчеркивал, что социальная структура относится к сети социальных отношений, которая создается между людьми, когда они взаимодействуют друг с другом в соответствии со своим статусом в соответствии с моделями общества.

Надель, таким образом, говорит: «Структура указывает на упорядоченное расположение частей, которые можно рассматривать как переносимые, относительно неизменные, в то время как сами части изменчивы. По его словам, есть три элемента общества: —

(i) группа людей

(ii) институционализированные правила, в соответствии с которыми взаимодействуют члены группы

(iii) институционализированный паттерн или выражение этих взаимодействий

Институционализированные правила или образцы нелегко изменить, и это создает порядок в обществе. Эти правила определяют статусы и роли людей. Между этими ролями и статусами также существует порядок, обеспечивающий упорядоченное расположение человеческих существ.

(ii) Взгляд Гинзберга:

Согласно Гинзбергу, «изучение социальной структуры связано с основными формами социальной организации, т. е. типами групп, ассоциаций и институтов, а также их комплексом, из которых состоят общества……. Полное описание социальной структуры потребовало бы обзора всего поля сравнительных институтов».

Гинзберг писал, что люди организуются в группы для достижения какого-либо объекта или цели, и эти группы называются институтами. Сумма этих институтов порождает структуру общества.

Главный недостаток взглядов Гинзберга состоит в том, что он не делает никакого различия между социальной структурой, социальной организацией и социальными группами. В другом месте он пишет: «Социальная структура сообщества включает различные типы групп, образуемых людьми, и институты, в которых они принимают участие».

(iii) Мнение Рэдклиффа Брауна:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Рэдклифф Браун был великим социальным антропологом Англии. Он принадлежит к структурно-функциональной школе социологии. Он пишет: «Компонентами социальной структуры являются люди, а сама структура представляет собой совокупность людей в отношениях, институционально определенных и регулируемых.

Чтобы пояснить свое определение, он привел примеры из племенных обществ Австралии и Африки. Он сказал, что система родства у них является описанием институционализированных отношений. Эти отношения особым образом связывают индивидов друг с другом и, таким образом, приписывают им определенные позиции.

Кин, занимая множество позиций, создает паттерн, называемый «структурой родства». Он привел еще один пример из племен тонга и банту в Южной Африке. Среди них существует обычай платить «выкуп за невесту», называемый лаболой. Этот обычай, связанный с браком, связывает людей вместе. Для уплаты лаболы берутся за руки не только члены семьи, но и родные и близкие.

Эта лабола дается в качестве материальной помощи на время бракосочетания брата невесты или ее близких родственников. Таким образом, институт брака сближает не только членов семьи, но и приносит своего рода экономическую помощь. Таким образом, институционально определенные и регулируемые брачные отношения становятся связующим звеном между двумя семьями в социально-экономической сфере, и тем самым их детерминированные позиции создают модель брачно-родственной структуры.

Позже Рэдклифф Браун дал другое определение социальной структуры. Он сказал: «…Люди связаны сложной сетью социальных отношений. Я использую термин «социальная структура» для обозначения этой сети реально существующих отношений». Составными частями социальной структуры являются личности, а личность – это человек, рассматриваемый не как организм, а как занимающее положение в социальной структуре.

Рэдклифф Браун считает социальную структуру столь же реальной, как и индивидуальные организмы. По его словам, и социальная структура, и человеческий организм подвержены изменениям, но при этом стабильны. Под изменением он подразумевает, что органы обеих структур подвержены развитию или разрушению. Возможности человеческого организма сначала развиваются от младенчества к зрелости, а затем в старости начинается их угасание. Точно так же в социальной структуре рождаются новые люди, а старые продолжают умирать.

Но, несмотря на это постоянное изменение, их основные черты остаются стабильными. Другими словами, можно сказать, что функциональная сторона социальной структуры всегда находится в процессе изменения, в то время как внешняя структура стабильна. Рэдклифф использовал термины «фактическая структура» и «общая структура» соответственно.

Он провел различие между структурной формой и «социальной структурой». Социальная структура абстрактна; его выражение возможно только в функциях или ролях частей или единиц социальной структуры. Следовательно, мы можем понять социальную структуру только с точки зрения функций или ролей ее компонентов.

(iv) Вид Парсонса:

Согласно Толкотту Парсонсу, «социальная структура — это термин, применяемый к определенному расположению взаимосвязанных институтов, агентств и социальных паттернов, а также статусов и ролей, которые каждый человек принимает в группе».

Талкотт Парсонс попытался объяснить концепцию социальной структуры в абстрактной форме. Все единицы социальной структуры, то есть институты, агентства, социальные модели, статусы и роли, невидимы и неосязаемы и, следовательно, абстрактны. Он подчеркивал, что статусы и роли людей определяются обычаями, традициями и условностями общества.

Эти статусы порождают различные институты, агентства и модели. Все они, будучи определенным образом взаимосвязаны и организованы, образуют социальную структуру общества. Социальная структура связана с формами взаимоотношений между этими единицами, а не с единицами. Эти единицы составляют общество. Упорядоченное расположение, наблюдаемое между этими единицами, является социальной структурой.

(v) Вид Джонсона:

Гарри М. Джонсон пишет: «Структура чего-либо состоит из относительно стабильных взаимосвязей между его частями; более того, сам термин «часть» подразумевает определенную степень стабильности. Так как социальная система состоит из взаимосвязанных действий людей, то ее структуру нужно искать в некоторой степени регулярности или повторяемости в этих действиях».

Таким образом, по Джонсону, сама «структура» представляет собой паттерн стабильности, который создается взаимосвязью частей. Этими частями являются группы и подгруппы общества. Под стабильностью он понимает не то, что в структуре вообще нет никаких изменений, но на самом деле он подразумевает, что она сравнительно стабильна.

Например, структура сообщества состоит из институтов и ассоциаций, которые, в свою очередь, состоят из людей. Каждому человеку отводится определенный статус и роль, которую он должен выполнять. Со смертью индивидуума не меняется сам статус и роль.

Новый действующий президент, сменивший умершего, должен снова выполнять ту же роль в том же статусе. Таким образом, статус и роль относительно стабильны, что, в свою очередь, делает структуру стабильной. К составным частям социальной структуры Джонсон относит группы, подгруппы, роли, регулятивные нормы и культурные ценности.

(vi) Мнение Макивера:

Макивер и Пейдж пишут: «…Различные способы группировки… вместе составляют сложную модель социальной структуры……. При анализе социальной структуры раскрывается роль разнообразия взглядов и интересов социальных существ».

Макивер и Пейдж также рассматривали социальную структуру как абстрактную, состоящую из нескольких групп, таких как семья, церковь, класс, каста, государство, община и т. д. Они уделяли должное внимание тем источникам и силам, которые связывают эти группы в цепь, чтобы придать им определенную форму социальной структуры.

Так как общество есть организация социальных отношений и абстрактно, то и его структура абстрактна. Макивер и Пейдж также говорят о стабильности и изменчивости социальной структуры. Они пишут: «Потому что, хотя сама социальная структура неустойчива и изменчива, она имеет определенный характер на каждой стадии, и многие из ее основных элементов показали большую устойчивость типа благодаря изменению». В свое изучение социальной структуры они включили изучение ассоциаций, институтов, групп, функциональных систем и институциональных комплексов.

Изучив различные взгляды на социальную структуру, мы можем сделать следующий вывод:

(а) Социальная структура является абстрактным и неосязаемым явлением.

(b) Как индивиды являются единицами ассоциации и институтов, так и эти ассоциации и институты являются единицами социальной структуры.

(c) Эти институты и ассоциации взаимосвязаны в определенном порядке и, таким образом, создают образец социальной структуры.

(d) Это относится к внешнему аспекту общества, который относительно стабилен по сравнению с функциональным или внутренним аспектом общества.

(e) Социальная структура – ​​это «живая» структура, которая создается, поддерживается на время и изменяется.

II. Элементы социальной структуры:

В социальной структуре люди организуются в ассоциации для достижения какого-либо объекта или объектов. Цель может быть достигнута только в том случае, если социальная структура основана на определенных принципах.

Эти принципы приводят в движение элементы социальной структуры, а именно:

(i) Нормативная система:

Нормативная система представляет обществу идеалы и ценности. Люди придают этим нормам эмоциональное значение. Учреждения и ассоциации взаимосвязаны в соответствии с этими нормами. Индивиды выполняют свои роли в соответствии с принятыми в обществе нормами.

(ii) Система позиционирования:

Система должностей относится к статусам и ролям отдельных лиц. Желания, стремления и ожидания людей разнообразны, многочисленны и безграничны. Таким образом, они могут быть выполнены только в том случае, если членам общества будут отведены разные роли в соответствии с их способностями и способностями. На самом деле правильное функционирование социальной структуры зависит от правильного распределения ролей и статусов.

(iii) Система санкций:

Для надлежащего соблюдения норм в каждом обществе существует система санкций. Интеграция и координация различных частей социальной структуры зависят от соответствия социальным нормам. Нонконформисты наказываются обществом в соответствии с характером несоответствия.

Это, однако, не означает, что в хорошо организованном обществе нет нонконформистов. Нонконформизм также является существенной чертой общества, иначе не было бы прогресса. Но нонконформистов меньше, чем конформистов. Стабильность социальной структуры зависит от эффективности ее системы санкций.

(iv) Система ожидаемого реагирования:

Система ожидаемого реагирования призывает людей участвовать в социальной системе. «Его подготовка приводит в движение социальную структуру. Успешное функционирование социальной структуры зависит от реализации человеком своих обязанностей и его усилий по выполнению этих обязанностей.

(v) Система действий:

Это объект или цель, к которой должна прийти социальная структура. Вся конструкция вращается вокруг него. Действие является первопричиной, которая плетет паутину социальных отношений и приводит в движение социальную структуру.

Можно подчеркнуть, что социальная структура является абстрактной сущностью. Это невозможно увидеть. Его части динамичны и постоянно меняются. Они широко распространены в пространстве и, следовательно, их трудно увидеть как единое целое. Любое научное понимание социальной структуры требует структурно-функционального подхода.

III. Типы социальной структуры:

Толкотт Парсонс описал четыре основных типа социальной структуры. Его классификация основана на четырех социальных ценностях: универсалистских социальных ценностях, партикуляристских социальных ценностях, достигнутых социальных ценностях и приписываемых социальных ценностях.

Универсальные социальные ценности — это те, которые присутствуют почти в каждом обществе и применимы ко всем. Например, каждое общество ценит опытных мастеров, поскольку в этом случае производство и дешевле, и лучше, и, таким образом, в каждом обществе отбираются эффективные мастера.

Партикуляристские социальные ценности являются чертами конкретных обществ, и они различаются от общества к обществу. Если, например, отбор осуществляется на основе касты, религии, государства и т. д., это означает, что в таких обществах партикулярные социальные ценности считаются более важными.

Когда статусы достигаются на основе усилий, это означает, что такие общества придают большое значение достигнутым социальным ценностям. Когда статусы являются наследственными, то общество учитывает приписанные социальные статусы.

Четыре типа социальной структуры:

(i) Модель универсального достижения:

Это сочетание моделей ценностей, которые иногда противоречат ценностям социальной структуры, построенной в основном на родстве, сообществе, классе и расе. Универсализм сам по себе способствует определению статуса на основе обобщенных правил независимо от достижений.

Когда универсализм сочетается с ценностями достижения, получается социальная структура модели универсалистского достижения. При таком типе социальной структуры выбор цели индивидуумом должен соответствовать универсалистским ценностям.

Его стремления определяются универсалистскими моральными принципами. Такая система является динамично развивающейся системой с поощрением инициативы. С одной стороны, ему приходится прибегать к усыновляющим структурам, которые противоречат его основным ценностным паттернам; с другой стороны, он не может допустить, чтобы усыновляющие структуры стали слишком важными, чтобы социальная структура не перешла в другой тип.

(ii) Модель универсального приписывания:

При этом типе социальной структуры в элементах ценностной ориентации преобладают элементы атрибуции. Поэтому в такой социальной структуре сильный упор делается на статус личности, а не на ее конкретные достижения. Акцент делается на том, чем является человек, а не на том, что он сделал. Статус приписывается группе, а не отдельному человеку. Индивидуум получает свой статус от своей группы.

Отсюда в такой структуре обнаруживаются понятия аристократии и этнического превосходства. Нацистская Германия была таким типом общества. В этом типе социальной структуры все ресурсы мобилизуются в интересах коллективного идеала. Он имеет тенденцию иметь «политический» акцент в отличие от «экономического» акцента.

Особое внимание уделяется государству как первичному органу реализации идеального состояния коллективных дел. Коллективная мораль в отличие от индивидуальной морали занимает особое место. Подводя итог, можно сказать, что универсалистско-достиженческий тип социальной структуры является «индивидуалистическим», тогда как универсалистско-приписывающий тип является «коллективистским».

(iii) Модель частных достижений:

Этот тип сочетает в себе ценности достижения с партикуляризмом. Первичный критерий ценимого достижения обнаруживается не в универсальных терминах, таких как соответствие обобщенному идеалу или эффективность, а в том, что они сосредоточены на определенных точках отсчета внутри самой системы отношений или присущи ситуации.

Акцент на достижениях приводит к концепции надлежащей модели адаптации, которая является продуктом человеческих достижений и может поддерживаться только постоянными усилиями. Этот тип предполагает гораздо более однозначное принятие родственных связей, чем любой из универсалистских типов. Он более традиционален. Парсонс отнес индийскую и китайскую социальную структуру к этой категории.

(iv) Партикуляристско-дескриптивный паттерн:

В этом типе социальная структура также организована вокруг реляционных точек отсчета, особенно родства и местного сообщества, но она отличается от партикуляристско-достиженческого типа тем, что реляционные ценности принимаются как данные и пассивно «приспосабливаются» к ним, а не создаются для них. активно организованная система. Структура тяготеет к традиционализму, упор делается на ее устойчивость. По Парсонсу, испанская социальная структура является примером такого типа.

IV. Социальные учреждения:

Мы также можем уделить некоторое внимание концепции социальных институтов, поскольку социальные институты необходимы для поддержания упорядоченного устройства социальной структуры. Институты — это коллективные модели поведения. Они предписывают способ делать вещи. Они объединяют членов группы. Некоторые мыслители проводят различие между «институтами» и «институциональными агентствами».

По их мнению, термин «институт» относится к нормативным образцам поведения, тогда как институциональные агентства представляют собой социальную систему, посредством которой они выражают себя. Но так как происходит тесная интеграция этих нормативных комплексов и систем, посредством которых они становятся эффективными, то большинство писателей не различают их. Общепринятой практикой является обращение к семье, школе, церкви, государству и многим другим институтам общества.

Виды учреждений:

Существует пять видов учреждений. Это (i) семья, (ii) экономика, (iii) религия, (iv) образование и (v) государство. Есть ряд вторичных институтов, полученных из каждого из пяти первичных институтов. Таким образом, вторичными институтами, производными от семьи, были бы брак, развод, моногамия, полигамия и т. д.

Вторичными институтами экономики являются собственность, торговля, кредит, банковское дело и т. д. Второстепенными институтами религии являются церковь, храм, мечеть, тотем, табу и т. д. Вторичными учебными заведениями являются школа, колледж, университет и т. д. государством являются группы интересов, партийная система, демократия и т. д.

Институты могут расти вместе с народными обычаями и нравами, или они могут создаваться одновременно с принятием законов, например, моногамия или полиандрия росли в ответ на некоторые ощущаемые потребности людей. Банки росли по мере того, как ощущалась потребность в займах и ссудах. Школы и колледжи создаются осознанным выбором и действием. Важной чертой, которую мы находим в росте институтов, является распространение власти государства на остальные четыре первичных института.

Государство теперь обладает большей властью в соответствии с законами и постановлениями. Иногда народные обычаи и нравы включаются в законы, например, о моногамии: иногда могут приниматься новые законы, например, Закон об индуистском кодексе. Сегодня семья регулируется и контролируется государством множеством способов. Ряд традиционных функций семьи перешел к государству. Государство приняло законы, регулирующие брак, развод, усыновление и наследование. Аналогичным образом власть государства распространилась на экономику, образование и религию.

Учреждение никогда не умирает. Новые институциональные нормы могут заменить старые нормы, но институт продолжает существовать. Например, современная семья заменила нормы патриархальной семьи, но семья как институт продолжает существовать. Когда феодализм умер, правительство не прекратилось. Государственные и хозяйственные функции продолжали выполняться, хотя и по измененным нормам. Всем первичным институтам тысячи лет, только институциональные нормы новые.

Функции учреждений:

Функции учреждений бывают двух видов:

(i) явный и (ii) латентный. Проявленные функции — это те функции, которые предназначены и основные функции, т. е. те функции, ради которых в первую очередь существует институт. Скрытые функции — это непреднамеренные функции. Они не первичные функции, а только побочные продукты.

Таким образом, явными функциями образования являются развитие грамотности, обучение профессиональным ролям и привитие основных социальных ценностей. Но его латентные функции будут заключаться в удержании молодежи от рынка труда, ослаблении родительского контроля или развитии дружбы. Явными функциями религии являются поклонение Богу и обучение религиозной идеологии. Его латентными функциями будет развитие привязанности к религиозной общине, изменение семейной жизни и разжигание религиозной ненависти.

Явной функцией экономических институтов является производство и распределение товаров, в то время как их латентные функции могут заключаться в содействии урбанизации, содействии росту профсоюзов и перенаправлении образования. Скрытые функции учреждения могут поддерживать намеченные цели или могут нарушать нормы учреждения.

Взаимоотношения учреждений:

Социальная структура обязана своей стабильностью правильному регулированию отношений между различными институтами. Ни одно учреждение не работает в вакууме. Религия, образование, семья, правительство и бизнес взаимодействуют друг с другом. Таким образом, образование создает установки, влияющие на принятие или неприятие религиозных догм.

Религия может превозносить образование, потому что оно позволяет познать истины Бога, или осуждать его, потому что оно угрожает вере. Деловые условия могут повлиять на семейную жизнь. Безработица может определять количество людей, которые чувствуют себя способными ко многим. Безработный может отложить вступление в брак до тех пор, пока не найдет подходящую работу.

Откладывание брака может повлиять на уровень рождаемости. Государство влияет на функции институтов. Он может взять на себя часть функций и определить их институциональные нормы. Бизнесмены, работники образования, священнослужители и служащие всех других учреждений также стремятся влиять на действия государства, поскольку любое действие государства может помешать или помочь реализации их институциональных целей.

Оставить комментарий