Соотношение государственного управления и местного самоуправления: Соотношение государственной власти и местного самоуправления

53.Соотношение органов государственной власти и органов местного самоуправления

Для эффективного функционирования системы государственного и муниципального управления значение имеет взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления. Характер, механизмы, объем и содержание такого взаимодействия продолжают оставаться предметом дискуссий.

Местное самоуправление и государство имеют много общего. Они выступают формами народовластия. Статья 3 Конституции РФ прямо указывает на это: «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Государственная власть и местное самоуправление относятся к формам осуществления публичной власти, так как служат общему, совокупному интересу государства и общества.

Являясь формой осуществления публичной власти, местное самоуправление характеризуется присущими государственной власти чертами: наличие необходимых властных полномочий; издание нормативных актов; их обязательность к исполнению; применение санкций за неисполнение; наличие собственного аппарата, реализующего государственную или муниципальную власть; универсальный характер; осуществление специфических функций (формирование и исполнение бюджета, установление и отмена налогов и сборов).

В системе отношений «государство – местное самоуправление» первому отводится роль ведущего, второму можно претендовать только на место ведомого:

1. Статус местного самоуправления определяется государством в Конституции РФ и федеральных законах. Необходимость конституционного признания местного самоуправления в связи с Европейской хартией приобрела универсальный характер: «принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и по мере возможности в Конституции государства» (ст. 2 Хартии).

2. Государство выступает гарантом осуществления местного самоуправления (ст.12 Конституции РФ – в Российской Федерации местное самоуправления признается и гарантируется).

3. Органы государственной власти гарантируют местному самоуправлению право на судебную защиту (ст.133 Конституции РФ, ст.11 Хартии).

4. Местные дела решаются муниципальными органами, хотя и самостоятельно, но в русле общей государственной политики. Пожалуй самым красноречивым примером в подтверждение данного тезиса служит реформирование жилищно-комунального хозяйства в нашей стране. Затеваемое по инициативе государства, оно во всех отношениях ляжет тяжелым бременем на муниципальные органы. Местное самоуправление активно вовлечено в осуществление государственных планов и в других сферах.

5. Органы местной власти наделяются отдельными государственными полномочиями. Их изъятие также возможно по инициативе государства.

6. Содержание и объем полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления определяются государством. Следовательно, изменение данных параметров также в его воле. В литературе, посвященной местному самоуправлению, этот феномен часто определяют как невозможность муниципальных органов устанавливать собственную компетенцию. Действительно, это прерогатива государственной власти.

Таким образом, местное самоуправление привязано к государству очень прочными нитями. Не будет преувеличением признать, что оно полностью от него зависит, ему подчинено и живет по его законам. Однако отметим, что осуществление федеральными и региональными органами государственной власти исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления Федеральный закон № 131 допускает только в случаях и порядке, установленных российским законодательством. Необходимо заметить, что данное ограничение, прежде всего, касается исполнительно-распорядительных полномочий.

Муниципальное управление активно взаимодействует государственным управлением по вопросам, сочетающим триединый интерес: государства в целом, его отдельного региона (субъекта федерации), конкретного местного сообщества. Взаимодействие строится на следующих принципах: законности; добровольности; учета совместных интересов и взаимной ответственности; сохранения независимости муниципальной власти.

Взаимодействие органов государственного и муниципального управления при решении вопросов, имеющих взаимный интерес, а также принимаемые при этом правовые акты должны основываться на соблюдении требований федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, уставов муниципальных произвольных действий их участников.

При заключении договоров и соглашений должна быть соблюдена добровольность.

Основными формами взаимоотношений государственных и муниципальных органов власти, осуществляемых без взаимной передачи полномочий друг другу, являются договоры и соглашения, а также совместное создание государственно-муниципальных организаций, выполняющих общие задачи и функции.

Для организации постоянного взаимодействия и решения отдельных вопросов, а также для разработки условий заключаемых договоров соглашений органы государственной власти и органы МСУ создают совместные координационные, консультативные, совещательные и иные постоянно или временно действующие рабочие группы, решения которых носят рекомендательный характер.

Поскольку МСУ отведена роль ведомого целесообразно рассмотреть полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления.

Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления:

– определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых ФЗ-131;

– правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;

– правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

– правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления

– правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных ФЗ-131;

– правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

– правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

– правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном ФЗ-131;

– входят в состав конкурсной комиссии, формируемой для проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации по контракту.

Наделение ОМС отдельными государственными полномочиями

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации – законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Органы государственной власти осуществляют контроль осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Полномочия ОГВ субъектов Федерации в сфере территорий и границ муниципальных образований

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 12 ФЗ-131).

Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии со ст. 13 ФЗ-131.

Полномочия субъектов Федерации по регулированию муниципальной службы

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, ФЗ-131, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Соотношение государственного управления, местного самоуправления и иного негосударственного управления

Кроме государственного управления, как уже отмечалось, существует местное самоуправление и иное негосударственное управление, осуществляемое внутри различных систем, формирований, организаций, т.е. групп и коллективов людей, объединяемых по различным признакам и образуемых для достижения определенных целей. Негосударственные объединения имеют свои специфические уставные задачи, свое социальное назначение.

Государственное управление и местное самоуправление. Оба вида управления обеспечивают целенаправленное воздействие на общественные процессы в стране. Местное самоуправление гарантируется Конституцией Российской Федерации . Оно в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городах, сельских населенных пунктах и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Организация и структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем проведения референдумов, выборов, социологического опроса населения, а также в формах прямого волеизъявления, через выборные и другие органы.

Государственное управление и местное самоуправление взаимосвязаны. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления средств. Осуществление переданных полномочий подконтрольно государству и его соответствующим органам.

Вместе с тем местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.

Для более глубокого понимания сущности предмета административно-правового регулирования — государственного управления — важно ознакомиться с основными принципами исполнительной, управленческой деятельности.

Понятие принципов. Государственное управление базируется на основных положениях — принципах. Под принципами понимаются теоретические положения, идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства. Принципы государственного управления отражают наиболее существенные стороны организации и управления.

Содержание принципов объективно выражает сущность управления, исполнительной деятельности, ее наиболее характерные черты. Будучи облеченными в форму правовых норм, принципы представляют собой общие положения, на которых должно строиться и осуществляться управление. В этом качестве принципы имеют значение правовых требований, обязательных к исполнению и соблюдению.

Вместе с тем некоторые принципы-идеи, оказывающие регулирующее воздействие на управление, не находят своего закрепления в законодательстве в виде соответствующих формулировок, следовательно, не всегда являются правовыми и специфическими для Управления. К таким принципам-идеям относятся, например, гуманизм и социальная справедливость. Это — социальные принципы, носящие мировоззренческий характер. Идеи социальной справедливости и гуманизм должны пронизывать всю исполнительную деятельность субъектов управления.

Цели и задачи не только предопределяют характер управленческой, исполнительной деятельности и систему ее принципов, но и сами соизмеряются с принципами. Цели — это то, на что направлена исполнительная деятельность, а принципы отвечают на вопрос, как, каким образом она осуществляется. Принципы оказывают воздействие на формы, методы, структуру, кадры, процесс управления. В принципах находят свое выражение основные требования, предъявляемые к построению и организации аппарата управления, его подразделений способам осуществления ими функций, относящихся к управлению, к стратегии, тактике и стилю работы, к характеру взаимоотношений между субъектами и объектами управления.

Принципы устанавливаются, формулируются людьми. Однако это не означает, что они носят субъективный характер. Принципы отражают сущность явлений и реальных процессов развития общественных отношений, т.е. они носят объективный характер.

Итак, принципы образуют основу управленческой, исполнительной деятельности. Из основы выводятся все остальные свойства и отношения. Какова принципиальная основа деятельности — такова и ее сущность.

Классификация принципов. Принципы управления образуют систему, в которой они так или иначе связаны и взаимообусловлены. Ввиду этого эффективность управления достигается последовательным применением всей системы принципов и каждого из них в отдельности. Вместе с тем выделение того или иного принципа из системы дает возможность конкретно определить роль каждого принципа, что облегчает их практическое применение.

В системе управленческой, исполнительной деятельности выделяются общие (социально-правовые) и организационные принципы.

К общим (социально-правовым) принципам относятся те, которые имеют общесоциальный характер и реализуются в управленческой деятельности независимо от уровня и места того или иного органа, от должности, занимаемой работником, осуществляющим управленческую деятельность. Важная роль этих принципов обусловлена тем, что они основополагают социальные (моральные, юридические) правила управленческой деятельности.

Общими принципами являются: объективность, конкретность, эффективность, сочетание централизации и децентрализации, законность и дисциплина.

Объективность. Социальные процессы протекают в соответствии с объективными законами развития общества. Поэтому от субъекта управления требуются познание и умелое использование объективных закономерностей, учет реальных возможностей, фактического состояния общества. Эти требования и составляют суть принципа объективности. Управление может быть результативным тогда, когда люди, познав объективные законы, сознательно используют их, «заставляют служить» самым насущным интересам. Следовательно, познание законов выступает в качестве необходимой предпосылки научного управления.

Принцип объективности требует анализа и учета фактического состояния дел, учета трудностей и противоречий, существующих в социальной среде. Кроме того, важно учитывать закономерности взаимодействия общества с природной средой, ибо природа, являясь важным источником средств к жизни, одновременно вносит в общественные процессы элементы случайности, нередко неблагоприятно отражающиеся на ходе социальных процессов.

Принцип объективности в управлении несовместим с субъективизмом, игнорирующим объективные условия, закономерности развития общества. Субъективный фактор может играть важную роль в управлении лишь тогда, когда он опирается на учет объективных, реальных условий, на объективные закономерности общественного развития. Субъективизм в социальном, в том числе и государственном управлении приводит к волевым, волюнтаристским необоснованным решениям, а стало быть, к заведомому их неисполнению. Он может привести к бесполезной затрате сил и средств, вызвать дезорганизацию процессов управления, подорвать доверие к субъекту управления.

Вместе с тем объективные законы общества сами по себе, вне сознательной деятельности людей, не обеспечивают результативность управления. Использование законов заключается в том, чтобы привести в соответствие с требованиями этих законов деятельность людей, использовать открытый закон во имя целей управления. Из сказанного следует, что использование законов общества представляет собой как связь объективных закономерностей и субъективных действий людей.

Таким образом, содержанием принципа объективности являются изучение закономерностей общественного развития, научное определение путей и способов использования законов общества субъектом государственного управления (субъективным фактором) в целях обеспечения оптимального управления, эффективной исполнительной деятельности государства.

Научность в управленческой, исполнительной деятельности выражается в применении научных методик сбора, анализа и синтеза информации о состоянии объекта управления (сферы, отрасли управления). Для обработки и хранения информации используются электронно-вычислительные машины. Научность предполагает:

  • анализ информации;

  • выявление актуальных проблем;

  • прогнозирование;

  • выработку оптимальных вариантов разрешения проблем;

  • избрание наиболее эффективных путей и средств выполнения намеченных программ;

  • комплексный, системный подход к решению вопросов, определения путей достижения целей исполнительной деятельности, которые позволили бы их достигнуть при наименьших затратах сил и средств;

  • оптимальное определение и правовое закрепление функциональных обязанностей работников;

  • совершенствование структуры аппаратов и служб органов исполнительной власти;

  • научную организацию труда в органах исполнительной власти, использование автоматизированных систем управления и других научно-технических средств.

Принцип объективности предполагает использование выводов и рекомендаций науки в повседневной управленческой практике, изучение и обобщение собственного опыта, реалистическую объективную оценку последствий принимаемых решений для того, чтобы своевременно выявить и применить все положительное, оправдавшее себя на практике, а также творчески использовать отечественный и зарубежный опыт организации и управления.

Конкретность. Объективные закономерности в повседневной, конкретной жизни проявляются через действия людей, которые своим поведением стремятся достичь определенной цели. Следовательно, к числу принципов управления относится принцип конкретности. Суть этого принципа состоит в осуществлении управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам с учётом разнообразных форм проявления объективных законов, на основе достоверной информации, как о внутреннем состоянии объекта управления, так и о внешних условиях, в которых он находится. При этом речь идет не о разрозненных конкретных фактах, а об обобщенной систематизированной и объективной информации. Информация, ее объем, количество, направленность, необходимость и достаточность должны соответствовать функциям, которые осуществляют конкретный субъект управления.

Достоверная информация позволяет установить конкретные формы проявления в данных условиях тех или иных общественных закономерностей и определить в соответствии с этим цели и действия людей, т.е. конкретизировать пути и средства достижения целей управления.

Эффективность. Суть данного принципа заключается в том, чтобы достигнуть целей управления при наименьших затратах сил, средств и времени. Управление в любой социальной сфере, будь то экономика, образование, культура, безопасность, оборона, внутренние дела и т.д., связано с материальными и духовными ценностями, финансовыми и людскими ресурсами. Поэтому управление, как и всякая общественно полезная деятельность людей, должно осуществляться рационально, эффективно. К критериям эффективности, которые применяются на практике, обычно относят размеры затрат, сроки выполнения задач, сроки окупаемости и др.

Требования данного принципа управления состоят в оптимизации решений, т.е. в разработке различных вариантов решений, их сопоставлении и выборе наилучшего варианта. Задача субъекта управления состоит в том, чтобы выявить и исследовать варианты решений, которые с возможно большей степенью вероятности ведут к достижению цели при наличии находящихся в распоряжении субъекта управления сил и средств. Кроме того, эти варианты должны учитывать внешние и внутренние условия, возможно больший круг возбуждающих воздействий среды функционирования на систему управления, социальные последствия того или иного решения, а также интересы работников, принадлежащих к системе управления.

Наряду со средствами оптимизации управления большое значение имеет избрание эффективных методов управленческого воздействия, стимулирования, материальной заинтересованности предоставления исполнителям простора для разумной инициативы и самостоятельности, установления ответственности за результаты своей работы.

Эффективность являет собой, таким образом, важный принцип государственного управления, исполнительной деятельности, который обеспечивает оптимальное функционирование системы управления, способствует решению задач, стоящих перед субъектом управления, достижению намеченных целей управления.

Сочетание централизации и децентрализации. Этот принцип имеет важное значение в таком федеративном государстве, как Россия. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными субъектами управления и субъектами управления республик в составе России, краев, областей, округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется на основе Конституции, Федеративного договора и иных актов о разграничении между указанными субъектами компетенции. Законодательством признается и гарантируется местное самоуправление, которое действует в пределах своих полномочий самостоятельно. Этим достигается сочетание интересов государства и местного самоуправления.

Несоблюдение этого принципа приводит, с одной стороны, к снижению роли федеральных субъектов управления за состояние дел в соответствующей сфере или отрасли управления, а с другой — к мелочной опеке, к ограничению самостоятельности нижестоящих субъектов управления при осуществлении оперативных функций управления.

Федеральные субъекты управления определяют приоритетные направления развития соответствующих социальных сфер, разрабатывают и реализуют комплексные программы, проводят научные исследования, участвуют в разработке правил, стандартов и иных нормативов в той или иной сфере управления, составляют и осуществляют республиканские межрегиональные программы кадрового обеспечения сферы или отрасли управления и т.д. Однако в едином центре нельзя эффективно решить многочисленные проблемы управления, учесть условия и особенности субъектов федерации, результаты труда органа, коллектива. Это достигается путем децентрализации оперативных функций управления, предоставления нижестоящим субъектам управления самостоятельности в решении повседневных текущих дел и вопросов управления, повышения их ответственности за состояние дел в соответствующем регионе, учреждении, организации, предприятии (объединении), трудовом коллективе.

Принцип сочетания централизации и децентрализации организационно обеспечивается системой двойного подчинения объектов управления, т.е. подчиненностью по вертикали и горизонтали. Подчинение по вертикали обеспечивает необходимое единство в основных вопросах, имеющих общегосударственное (общероссийское) значение для сферы управления. Подчинение по горизонтали позволяет учитывать местные (региональные) условия и особенности при осуществлении управления.

Так, органы внутренних дел, осуществляя функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, руководствуются в своей деятельности не только законами и актами федеральных органов, но и актами субъектов федерации, а также актами органов местного самоуправления.

Централизация и децентрализация реализуются также в сочетании единоначалия и коллегиальности в управлении. При выработке управленческого решения руководитель должен считаться с мнением специалистов, нацеливать их на разработку вариантов решений, производить экспертную оценку проектов решений. Это не только не подрывает, но и повышает его авторитет. Руководитель, чувствуя за собой поддержку коллектива, повышает взаимную взыскательность и требовательность в коллективе за выполнение порученного задания.

Законность и дисциплина. Законность как принцип управления, исполнительной деятельности, означает строгое и неуклонное соблюдение и исполнение субъектами и объектами управления законов и подзаконных нормативных и иных актов государственных органов. Законность выражается в обязанности каждого субъекта и объекта управления действовать в установленных пределах, т.е. в пределах своей компетенции. С принципом законности тесно связана дисциплина.

Сущность дисциплины как принципа управления состоит в исполнении обязанностей, возложенных на систему управления, которые содержатся в нормах и правилах, установленных полномочными субъектами управления, а также в исполнении индивидуальных предписаний (актов) субъектов управления теми, к кому они адресованы. Государственная дисциплина — это добросовестное исполнение обязанностей по должности, а также обязанностей, установленных полномочными государственными органами.

Соблюдение законности и дисциплины составляет главное условие эффективности управления. Нарушение законности и дисциплины наносит ущерб государству и обществу. Злоупотребление властью, служебным положением и совершение иных противоправных действий влекут для субъекта управления установленную законом ответственность. Невыполнение предписаний, указаний, решений может служить основанием для привлечения объекта управления (исполнителя) к дисциплинарной или иной ответственности.

Организационные принципы управления, исполнительной деятельности, включают в себя две группы.

К первой группе относятся принципы: отраслевой, территориальный, линейный, функциональный, двойного подчинения.

Отраслевой принцип выступает в качестве ведущего в организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную деятельность. В соответствии с ним для реализации того или иного вида управленческой деятельности образуются соответствующие органы и аппараты (службы, подразделения). Так, для осуществления управления той или иной отраслью формируется специальный аппарат, орган исполнительной власти (министерство, департамент, служба). Отраслевой принцип обеспечивает единство государственной политики, проводимой в соответствующей отрасли, рациональное использование сил и средств, более эффективное внедрение достижений науки и техники, единообразное решение общих для всей отрасли вопросов.

Территориальный принцип. Суть этого принципа состоит в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе. Территориальный принцип позволяет обеспечивать комплексное развитие сфер и отраслей управления на конкретной территории (в республике, крае, области, округе, городе, регионе).

Линейный принцип. Его применение обеспечивает такой тип организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную деятельность, при котором каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функциями управления. При таком построении каждый подчиненный имеет лишь одного непосредственного начальника, в компетенции которого находятся все вопросы деятельности подчиненного. Линейный принцип обычно применяется при организации небольших по численности групп и коллективов работников и где работа относительно не сложна и не требует узкой специализации. Наиболее часто на этом принципе строятся низовые аппараты при управлении непосредственно исполнителями, которые не имеют подчиненных. В частности, линейный принцип положен в основу организации органов внутренних дел.

Функциональный принцип. На основе этого принципа формируются специальные органы и аппараты исполнительной власти, которые осуществляют общие надведомственные функции управления. Применение функционального принципа обеспечивает развитие межотраслевых связей, решение вопросов, имеющих общее значение для всех или многих отраслей управления, способствует достижению согласованности и необходимого единообразия в деятельности отраслевых систем управления. В соответствии с рассматриваемым принципом формируются органы государственного управления, занимающие надведомственное положение и осуществляющие ту или иную межотраслевую функцию государственного управления (статистика, стандартизация, метрология, сертификация и др.). Эти органы наделяются соответствующими полномочиями. Их указания по вопросам, связанным с осуществлением своих функций, являются обязательными независимо от ведомственной подчиненности того или иного органа отраслевой компетенции.

Функциональный принцип применяется также при сложных структурах аппаратов исполнительной власти, поскольку единоличный руководитель не в состоянии лично реализовать все функции органа. В этих случаях образуются и действуют подразделения, реализующие координационные и обеспечивающие функции — кадровую, финансовую, материально-техническую (хозяйственную), функцию планирования работы органа и др. Применение при создании структуры аппарата органа исполнительной власти функционального принципа позволяет руководителю разрешать конкретные вопросы через функциональные подразделения. Функциональный принцип обеспечивает специализацию труда, квалифицированное решение вопросов, повышает действенность контроля, упрощает работу руководителей. При этом важно, что функциональные аппараты оказывают управленческое воздействие на объект управления не непосредственно, а через руководителя органа, в состав которого они входят.

Принцип двойного подчинения. Как уже указывалось, этот принцип обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей субъектов федерации, региональных органов исполнительной власти.

Во вторую группу организационных принципов входят: рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности, ответственность субъектов этой деятельности за результаты их работы, сочетание единоначалия и коллегиальности.

Рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом, аппаратом, службой, подразделением и работником; урегулирование их взаимоотношений в исполнительной деятельности.

Ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты работы тесно связана с принципом рационального распределения полномочий. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей они могут быть привлечены к дисциплинарной или иной ответственности. Установление ответственности способствует повышению качества и эффективности работы, воспитывает добросовестное отношение к служебным обязанностям, требовательность руководителей к подчиненным, чуткое и внимательное отношение к людям.

Сочетание единоначалия и коллегиальности выражается в том, что важнейшие вопросы исполнительной деятельности государства решаются коллегиальными органами исполнительной власти, например Правительством Российской Федерации, а вопросы текущего, оперативного характера, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единоначальными органами, скажем, министерствами. Сочетание коллегиальности и единоначалия проявляется также в единоначальном руководстве органом с коллегиальным обсуждением основных вопросов исполнительной деятельности на совещательном органе — коллегии, оперативном совещании. Это позволяет избегать одностороннего, субъективного принятия решений.

Египет | История, карта, флаг, население и факты

флаг Египта

Аудиофайл: Государственный гимн Египта

Смотреть все СМИ

Глава правительства:
Премьер-министр: Мостафа Мадбули
Капитал:
Каир
Население:
(оценка 2023 г.) 105 129 000
Глава государства:
Президент: Абдель Фаттах ас-Сиси
Форма правления:
многопартийная республика с двумя законодательными палатами (Палата представителей [596] и Сенат [300 1 ])

Посмотреть все факты и статистику →

10 марта 2023 г., 9:48 по восточноевропейскому времени (AP)

Американская организация призывает Египет освободить голодающего поэта

Американская организация по свободе слова и литературе призвала Египет освободить известный поэт и автор песен, который объявил голодовку в знак протеста против своего пятилетнего заключения

9 марта 2023 г. , 8:26 по восточноевропейскому времени (AP)

В Египте снова скачок инфляции, рост цен на основные продукты питания

основные продукты питания

6 марта 2023 г., 9:20 по восточноевропейскому времени (AP)

Археологи раскопали в Египте похожую на Сфинкса статую римской эпохи

святыня в древнем храме на юге Египта

2 марта 2023 г., 14:35 по восточноевропейскому времени (AP)

Египет повышает цены на бензин в связи с инфляцией привязанная страна Ближнего Востока

2 марта 2023 г., 10:42 по восточноевропейскому времени (AP)

Египет представляет недавно обнаруженную камеру внутри Великой пирамиды

Управление древностей Египта открыло недавно обнаруженную камеру внутри одной из Великих пирамид в Гизе, недалеко от Каира

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Египет , страна, расположенная в северо-восточном углу Африки. Центральная часть Египта, долина и дельта реки Нил, была родиной одной из основных цивилизаций древнего Ближнего Востока и, как и расположенная дальше на восток Месопотамия, местом зарождения одного из первых в мире городских и грамотных обществ. Египет фараонов процветал около 3000 лет благодаря ряду местных династий, которые сменялись короткими периодами иностранного правления. После того, как Александр Македонский завоевал этот регион в 323 г. до н. э., городской Египет стал неотъемлемой частью эллинистического мира. При греческой династии Птолемеев в городе Александрии процветало развитое грамотное общество, но то, что сейчас является Египтом, было завоевано римлянами в 30 г. до н. э. Он оставался частью Римской республики и империи, а затем частью государства-преемника Рима, Византийской империи, до его завоевания арабскими мусульманскими армиями в 639 году.–642 н.э.

До мусульманского завоевания египетская сельская жизнь была типична для преемственности. Несмотря на несовпадающую этническую принадлежность сменявших друг друга правящих групп и космополитический характер крупных городских центров Египта, язык и культура сельских, аграрных масс, жизнь которых во многом измерялась ежегодными подъемами и падениями реки Нил с ее ежегодными разливами, — лишь незначительно изменился на протяжении столетий. После завоеваний как городская, так и сельская культура начала перенимать элементы арабской культуры, и арабский народный язык в конечном итоге заменил египетский язык в качестве общего средства разговорной речи. Более того, с того времени история Египта стала частью более широкого исламского мира, и хотя египтянами продолжала управлять иностранная элита — арабская, курдская, черкесская или турецкая — культурная среда страны оставалась преимущественно арабской.

Египет со временем стал одним из интеллектуальных и культурных центров арабского и исламского мира, статус, который был укреплен в середине 13-го века, когда монгольские армии разграбили Багдад и положили конец Аббасидскому халифату. Мамлюкские султаны Египта, при которых страна процветала на протяжении нескольких столетий, создали псевдохалифат сомнительной легитимности. Но в 1517 году Османская империя победила мамлюков и установила контроль над Египтом, который продлился до 1798 года, когда Наполеон I возглавил французскую армию для непродолжительной оккупации страны.

Французская оккупация, закончившаяся в 1801 году, стала первым случаем, когда европейская держава завоевала и оккупировала Египет, и подготовила почву для дальнейшего европейского вмешательства. Стратегическое положение Египта всегда делало его центром торговых путей между Африкой, Европой и Азией, но это естественное преимущество было усилено в 1869 году открытием Суэцкого канала, соединившего Средиземное море с Красным морем. Забота европейских держав (а именно Франции и Великобритании, которые были основными акционерами канала) о сохранении канала по стратегическим и коммерческим причинам стала одним из важнейших факторов, повлиявших на последующую историю Египта. Соединенное Королевство оккупировало Египет в 1882 г. и продолжало оказывать сильное влияние на страну вплоть до окончания Второй мировой войны (19 г.39–45).

Викторина “Британника”

Интересные факты о географии

В 1952 году в результате военного переворота был установлен революционный режим, продвигавший сочетание социализма и панарабского национализма. Крайняя политическая риторика нового режима и его национализация компании Суэцкого канала спровоцировали Суэцкий кризис 1956 года, который был разрешен только благодаря вмешательству Соединенных Штатов и Советского Союза, чье присутствие в Средиземноморском регионе впоследствии удерживало Египет в международном центре внимания. .

Во время холодной войны центральная роль Египта в арабоязычном мире увеличила его геополитическое значение, поскольку арабский национализм и межарабские отношения стали мощными и эмоциональными политическими силами на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Египет возглавил арабские государства в серии войн против Израиля, но первым из этих государств заключил мир с еврейским государством, что он и сделал в 1979 году.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В авторитарной политической системе Египта долгое время доминировали президент, правящая партия и службы безопасности. Когда политическая деятельность оппозиции была жестко ограничена, десятилетия общественного недовольства вылились в массовые демонстрации в 2011 году. Хосни Мубарак ушел в отставку, оставив совет офицеров управлять страной. Власть была передана избранному правительству в 2012 году, а в конце года была принята новая конституция. Это избранное правительство, однако, было свергнуто год спустя, когда военные вмешались, чтобы свергнуть новоизбранного президента Мохамеда Мурси, члена исламистского Братства-мусульман, после серии массовых публичных демонстраций против его администрации. (Для обсуждения беспорядков и политических изменений в Египте в 2011 г., см. Египетское восстание 2011 г.)

Древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила». Действительно, высокая производительность сельского хозяйства в стране — это один из основных производителей продуктов питания в регионе — долгое время поддерживала многочисленное сельское население, занимающееся обработкой земли. Однако современный Египет в значительной степени является городским. Столица, Каир, является одной из крупнейших в мире городских агломераций, а производство и торговля все больше опережают сельское хозяйство в качестве крупнейших секторов национальной экономики. Туризм традиционно обеспечивал огромную часть иностранной валюты, но эта отрасль подвергалась колебаниям во время политических и гражданских беспорядков в регионе.

Derek HopwoodCharles Gordon SmithArthur Eduard GoldschmidtThe Editors of Encyclopaedia Britannica

Краткое описание систем местного самоуправления в Соединенных Штатах

Хотя профессиональные администраторы в сети ICMA несут общую ответственность за предоставление программ и услуг населению в рамках своей юрисдикции они также действуют в условиях самых разных государственных структур и политических реалий. Являясь ведущим голосом в области управления и администрирования местных органов власти по всему миру, ICMA определяет уникальные условия, в которых работают профессиональные менеджеры, раскрывая типы и роли местных органов власти в разных странах. С этой целью в следующих выпусках будет освещена форма и структура органов местного самоуправления по всему миру. В этом выпуске информационного бюллетеня представлен обзор местного самоуправления в Соединенных Штатах. Будущие выпуски будут посвящены Японии, Бельгии, Грузии, Шри-Ланке, Кении и Мексике.

Международным членам, аффилированным лицам и партнерам рекомендуется предоставлять материалы, которые помогут нам лучше понять местное самоуправление, в котором они работают, чтобы мы могли начать лучше ценить различия и общие черты, в рамках которых мы все работаем как профессиональные администраторы. Поделитесь своим вкладом с Берной Озтекин-Гунайдин ([email protected]).

Местное самоуправление в Соединенных Штатах

История Соединенных Штатов как автономного государства уходит своими корнями в фундаментальное убеждение, что люди имеют право устанавливать законы на благо своего сообщества. После принятия Конституции Соединенных Штатов Америки в 1789 г., Соединенные Штаты были созданы как демократическая республика с ролью правительства, четко сформулированной в ее преамбуле

«Мы, народ Соединенных Штатов, для того, чтобы сформировать более совершенный Союз, установить справедливость, обеспечить внутреннее спокойствие, обеспечить совместная оборона, содействие всеобщему благосостоянию и обеспечение благословений свободы для нас самих и нашего потомства, учреждаем и принимаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

В соответствии с Конституцией «народ» рассматривается как источник легитимности правительства, а правительство существует для защиты его прав и свобод. Итак, в Соединенных Штатах федеральное правительство наделяет людей значительными полномочиями определять, как их сообщества управляются на местном уровне.

С этой целью Соединенные Штаты разделены на 50 штатов, которые принимают свои собственные конституции и пользуются значительной автономией в управлении своими делами при условии, что они сохраняют права людей, перечисленные в Конституции США. Точно так же каждый штат (через свои собственные конституции, законы и политику) далее признает право людей устанавливать законы и постановления в пределах локализованных географических областей. Следовательно, Соединенные Штаты имеют одну из самых сложных и разнообразных структур местного управления в мире с огромными различиями в форме и функциях не только от штата к штату, но и внутри штатов.

Округа

В каждом штате есть определенные географические области, которые чаще всего называют «округами». В Луизиане их называют «приходом», а на Аляске — «районом». Эти географические регионы имеют определенные границы и изначально были сформированы как административные подразделения правительства штата для обеспечения более строгого надзора и выполнения законов и мандатов штата.

Однако по мере роста населения и увеличения спроса на услуги выше возможностей штата, большинство штатов предоставило округам больше полномочий для удовлетворения этих потребностей. Сегодня почти в каждом штате организованы правительства графств, которые действуют независимо друг от друга с полномочиями, прямо предоставленными штатом. В Род-Айленде и Коннектикуте есть географические области, называемые округами, но у них нет окружных правительственных организаций. Штаты сохраняют высокий уровень полномочий и уполномочивают округа соблюдать принятые штатом уровни обслуживания и предоставлять государственные услуги и программы в пределах своей юрисдикции. Штаты также имеют право определять, как округа могут взимать налоги со своих жителей, и перечислять полномочия, которыми фактически обладают округа.

Муниципалитеты

В конце 19 века индустриализация американского общества вызвала резкий рост населения в больших и малых городах. Это ускорило спрос на коммерческие предприятия и, в конечном итоге, повысило уровень обслуживания, с которым округа в основном не могли справиться. Государства предоставили муниципалитетам полномочия на объединение и создание государственных структур для удовлетворения потребностей людей, в первую очередь, включая санитарию, коммунальные услуги, инфраструктуру, общественную безопасность и регулирование как гражданской, так и коммерческой деятельности.

Отсутствие единообразия в классификации муниципалитетов от штата к штату, а также различия во власти и полномочиях, предоставленных муниципалитетам, создают значительную сложность и двусмысленность в том, как правительство работает на местном уровне. В большинстве штатов муниципалитеты называются городами, поселками (за исключением шести штатов Новой Англии, Нью-Йорка и Висконсина), деревнями и районами (за исключением Нью-Йорка и Аляски). Государства устанавливают критерии (население, земельная площадь, инфраструктура и т. д.) и юридические процессы, необходимые для включения муниципалитетов. В большинстве штатов округа по-прежнему обязаны предоставлять определенные программы и услуги жителям внутри своих границ, за исключением городов в Вирджинии, которые являются независимыми и функционируют в основном в том же качестве, что и округа. В других штатах есть независимые города, но они ограничены.

Особые округа

В штатах часто создаются особые округа для выполнения определенных государственных функций с относительной автономией от любого другого государственного образования. Специальные округа могут действовать под разными названиями, чаще всего как «бюро», «комиссия», «управление» или «округ». Особые районы имеют определенные полномочия, предоставленные государством, и часто включают в себя возможность получать доход в виде налогов, сборов или сборов, а также могут иметь право получать гранты или брать долги для финансирования проектов. Советы могут избираться или назначаться соответствующим руководящим органом.

Формы правления

Подобно тому, как типы населенных пунктов различаются от штата к штату и даже в пределах штатов, так и формы правления на местном уровне весьма несопоставимы. Поскольку структура управления особыми районами в значительной степени определяется законом с небольшими возможностями общественного мнения по поводу формы или функций особого района, мы делаем акцент здесь на формах правления, выбираемых населением округов и муниципалитетов. Кроме того, в этой статье сформулированы общие принципы, лежащие в основе основных форм управления, чтобы дать представление о преимуществах и проблемах каждой формы. Тем не менее, важно отметить, что существуют модифицированные версии и разные названия этих форм правления, встречающиеся по всей стране.

Mayor-Council

Форма правления мэр-совет является первоначальной моделью муниципального управления в Соединенных Штатах. При форме правления «мэр-совет» мэр выполняет функции исполнительной власти, контролирующей повседневную деятельность и управление правительством. Хотя профессиональный опыт кандидата может быть фактором для избирателей в избирательном процессе, единственным требованием для баллотирования на должность является то, что кандидат проживает в пределах юрисдикции и имеет право баллотироваться на государственную должность в соответствии с законами штата.

Мэр в системе мэров и советов обычно избирается на свободе и выполняет функции исполнительного органа правительства. Полномочия, предоставленные мэру, различаются в разных муниципалитетах и ​​существуют по континууму от более сильного к более слабому, но, как правило, мэр имеет автономию в найме и увольнении глав департаментов, разработке бюджета и управлении деятельностью правительства. Совет избирается населением для представления его интересов и служит органом, определяющим политику. Мэр отделен от совета и не имеет права голоса при принятии политических решений.

Члены Совета могут избираться в целом или по округам/районам или по их комбинации. Совет имеет право издавать постановления и устанавливать правила, которым должны следовать жители. Однако право мэра накладывать вето на такие действия и неспособность совета направлять правительство для достижения целей и результатов ограничивают способность совета достигать желаемых результатов, если мэр не согласен с позицией совета.

Округа, действующие в рамках «выборной исполнительной» формы правления, очень похожи на муниципальную форму правления мэра и совета. При этой форме правления исполнительная власть избирается на свободе жителями с полномочиями, аналогичными полномочиям муниципального мэра, а законодательный орган избирается (обычно по округам) с полномочиями, аналогичными полномочиям совета.

Некоторые крупные города, действующие в соответствии с формой правления совета мэра, включают Хьюстон, штат Техас; Бостон, Массачусетс; Денвер, Колорадо; Лос-Анджелес, Калифорния; Чикаго, Иллинойс; и Детройт, штат Мичиган.

Комиссия

При комиссионной форме правления члены комиссии избираются на свободе. В качестве представительного органа комиссия принимает политические решения, принимает местные постановления и утверждает бюджет. Комиссия также управляет повседневными операциями правительства, при этом каждый уполномоченный курирует определенные департаменты и функции правительства. В качестве администратора определенных отделов каждый уполномоченный представляет бюджетные рекомендации для отделов, находящихся в их компетенции, и нанимает / увольняет персонал в этих отделах и агентствах.

Поскольку каждый уполномоченный отдельно наблюдает за отдельными подразделениями правительства, комиссионные формы правления менее последовательны в руководстве или операциях в рамках всей организации. Таким образом, очень немногие города больше работают в рамках комиссионной формы правления. Портленд, штат Орегон, остается единственным крупным городом, работающим по комиссионной форме. Однако несколько округов по всей стране работают по комиссионной форме.

Управляющий советом

В начале 20-го века муниципалитеты искали способы уменьшить политическую коррупцию, распространенную в городах с сильными мэрами. В то время «политические машины» возглавлял «босс», который определял, какие кандидаты могут баллотироваться на политические посты в той или иной партии. Во многих крупных городах США боссы обладали значительным влиянием, хотя сами редко занимали какие-либо политические посты или контролировали свою власть со стороны народа. В городах, где свирепствовала коррупция, мэры и назначенные ими правительственные чиновники могли использовать свое положение для вымогательства взяток и наказания политических противников.

Система управляющих советами была создана как способ снизить вероятность коррупции в правительстве. При форме правления «совет-менеджер» мэр вместе с каждым членом совета вместе составляют совет как единый орган, определяющий политику. Таким образом, мэр и члены совета имеют равный голос и все голосуют за политические решения. Мэр имеет дополнительные полномочия устанавливать повестку дня, проводить заседания совета и является подставным лицом города. Однако, поскольку мэр является равноправным членом совета, он или она не имеет права накладывать вето или иным образом изменять решение большинства совета, членом которого является мэр.

Совет (включая мэра) нанимает менеджера/администратора для управления повседневными делами правительства. Городские менеджеры / администраторы несут ответственность за наем государственных служащих на основе профессиональной квалификации и конкурентоспособности. Городские менеджеры остаются подотчетными народу через избранных народом представителей в совете. Если городской менеджер не соответствует ожиданиям совета, он может быть уволен в любое время и заменен простым большинством голосов совета. Городским менеджерам этически запрещено участвовать в политической деятельности. Как указано в Кодексе этики ICMA, сити-менеджеры должны «воздерживаться от любой политической деятельности, которая подрывает доверие общества к профессиональным администраторам». Городские менеджеры не могут жертвовать деньги на кампании, защищать политических кандидатов, баллотироваться на выборные должности или иным образом позиционировать себя как политические деятели. Это обеспечивает уверенность общественности в том, что сити-менеджер в равной степени служит всем людям, независимо от политических интересов.

Некоторые крупные города, действующие в рамках формы правления управляющего советом, включают Остин, штат Техас; Олимпия, Вашингтон; Феникс, Аризона; Сакраменто, Калифорния; и Шарлотта, Северная Каролина. Многие округа действуют в рамках формы правления управляющего округом или комиссии-администратора, которые в целом аналогичны форме правления управляющего муниципальным советом.

Городское собрание/представительное городское собрание

Городское собрание – это форма прямой демократии, при которой каждый имеющий право голоса избиратель собирается вместе во время общественного городского собрания для голосования по вопросам политики и принятия муниципального бюджета. Представительное городское собрание имеет избранный представительный совет, который представляет интересы людей, и только им разрешено голосовать по вопросам политики и принятию бюджета. Решения о том, как управлять повседневными операциями, определяются политикой, принятой на городских собраниях.

Городские собрания и представительные городские собрания практикуются почти исключительно в городах Новой Англии.

Заключение

В конечном счете, жители обращаются к своим местным органам власти за предоставлением программ и услуг, повышающих качество жизни людей в сообществе. Единственной константой для всех форм правления является фундаментальная вера в демократическую систему, в соответствии с которой политики голосуются, чтобы направлять действия правительства. Там, где возникает различие между формами правления, является степень, в которой профессионалы полагаются на реализацию программ и услуг, утвержденных в ходе этого совещательного процесса, и уровень полномочий, которыми люди должны непосредственно назначать людей для руководства местными органами власти.

В Соединенных Штатах ожидается, что местные органы власти откликнутся на волю народа. Степень, в которой, по мнению большинства избирателей, лучше всего достигается через прямую демократию (где избиратели принимают решения через избирательную урну) или через представительную демократию (где их избранные представители голосуют на публичных собраниях), меняет степень, в которой одна из форм правительство предпочтительнее другого.

Оставить комментарий