Совместная деятельность воспитателя и детей | Педагогический опыт
Автор: Соловьева Елена Петровна
Организация: ГБДОУ детский сад № 2 компенсирующего вида Кировского района
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Совместная деятельность взрослых и детей – одно из требований ФГОС ДО к организации образовательного процесса.
Прежде, чем подробно рассматривать понятие «совместная деятельность педагога и детей», необходимо уточнить значение понятия «деятельность». Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. В содержании деятельности в качестве важнейших обычно выделяются следующие компоненты: познавательные, эмоциональные, волевые.
В деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются.
Схема развития деятельности:
– совместная деятельность с взрослым
– совместная деятельность с сверстниками
– самостоятельная деятельность
Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.
Совместная деятельность – это субъект – субъектные отношения.
Совместная деятельность – взаимосвязь двух явлений, взаимодействия и взаимные отношения которых отличаются высокой динамичностью и процессуальностью. (Е.В. Шорохова)
Совместная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности. При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – не руководство, а наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.
Понятие «партнерская деятельность» раскрывается исследователями по-разному, но всегда во взаимосвязи с проблемой личностного развития. В ходе совместной деятельности происходит обмен информацией, действиями, планирование и осуществление общей деятельности.
Что значит быть партнером детей? (по Н.А. Коротковой):
– Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
– Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.)
– Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.)
– Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.)
Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.
Значимым является утверждение В. А.Сухомлинского о том, что педагогическое взаимодействие направлено на развитие ребенка и не только. В самом педагогическом взаимодействии заложена необходимость и возможность саморазвития педагога.
Таким образом, сотрудничество взрослых и детей на фоне совместной деятельности, их содружество в реальных и живых контактах друг с другом – это та среда, где возникают качества развивающейся личности ребенка.
К сождалению современные дошкольники имеют ряд особенностей, которые еще больше доказывают необходимость в совмесной деятельности детей и воспаитателя
1. У многих современных детей низкий уровень когнитивного ( cognitiо — «познание») развития
3. Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
4. Неразвитость тонкой моторики рукистарших дошкольников, отсутствие графических навыков.
5. Недостаточная социальная компетентность детей дошкольного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.
6. Большое количество детейтс нарушениями речевого развития
7. Серьезную тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних дошкольников познавать окружающий мир
8. Низкий уровень коммуникативной компетентности.
9. Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.
Указанное выше требование ФГОС ДО знакомо всем современным педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Однако, при организации совместной деятельности с детьми педагоги, допускают ряд ошибок, превращающих данную деятельность в «формально совместную». Например:
– в процессе наблюдения во время прогулки воспитатель сам комментирует увиденное, дети молча слушают рассказ воспитателя;
– все действия с материалами в процессе экспериментальной деятельности осуществляет взрослый, дети только наблюдают;
– вопросы, которые задает воспитатель, относятся к вопросам «закрытого» типа – предполагают ответ «да» или «нет»;
– совместное обсуждение отсутствует;
– выводы по результатам опытов делает взрослый;
– воспитатель ставит перед детьми проблему и сам же предлагает вариант, как ее решить;
– на всех этапах игры дети действуют по указанию воспитателя, детская инициатива и самостоятельность отсутствуют и т.
Это еще раз доказывает, что деятельность воспитателя с детьми должна быть не просто формально совместной, а партнёрской, являлась сотрудничеством взрослого и ребёнка. Воспитатели должны решать образовательные задачи в совместной партнерской деятельности с детьми и создавать условия для свободной самостоятельной деятельности дошкольников. Совместная партнерская деятельность воспитателя и ребенка – оптимальная форма сотрудничества.
Рассмотрим основные компоненты совместной деятельности – сотрудничества:
1. Общая цель. Совместное выполнение задания.
2. Общий мотив. Всегда объединяет усилия партнеров. Приводит их к сотрудничеству.
3. Совместные действия. Направлены на то, чтобы достичь общую цель. Вначале необходимо понять цель, распределить самостоятельные и совместные действия, определить очередность этих действий, уточнить и скорректировать.
4. Общий результат. Завершающий этап совместной деятельности, который объединяет всех участников. Он позволяет оценить индивидуальные и совместные действия на основе полученного результата.
Какие требования должен соблюдать педагог, какие качества помогут грамотно организовать партнерскую деятельность:
- Наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности.
- Педагога – партнёра отличает особый стиль взаимоотношений, взаимодействия с детьми.
- Он уважает мнение детей, умеет слушать и слышать своих воспитанников, в общении с ними предпочитает диалог, предоставляет детям свободу выбора ( выбор партнёра, материалов, способов действия).
- Педагог – партнёр не забывает о том, что ребенок – это полноценный участник образовательных отношений.
Партнёрские формы организации деятельности с детьми различны:
1) Проведение круглого стола.
Обычно педагог выделяет волнующие вопросы детей, конфликтные ситуации или желание просто организовать подготовку к празднику, например:
- Новогодние самоделкины
- Мастерская флористов (изготовление цветов для мам)
- “Мальчики и девочки.
Какие они?”
- “Я и моя семья” (или “Семейные традиции”)
- “Учимся весело и быстро учить стихи” (с помощью мнемотаблиц, логоритмических упражнений, пальчиковых игр и т.д.)
- круглые столы, в которых в деятельность включены педагоги, дети и их родители
2) Серия совместной деятельности под лозунгом “Кто может или хочет помочь мне? (помощнику воспитателя)
3) Такой вид деятельности, как “Кто может меня научить…?”
4) Квест – игры:
- “В поисках угощения” (приурочена дню города)
“Осеннее путешествие”- “Пасхальные игры”
- “Я знаю правила дорожного движения”
- “Зеленый огонек” (приурочена дню Земли)
- “Сбережем природу вместе”
Правильно организованная совместная деятельность со взрослым способствует достижению целевых ориентиров развития дошкольника:
- Ребенок начинает интересоваться окружающими предметами и активно действовать с ними
- эмоционально вовлекается в действия с игрушками и другими предметами
- стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий
- стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении
- начинает проявлять отрицательное отношение к грубости, жадности.
- старается соблюдать правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе))
- имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их
- старается “владеть” речью, включенной в общение
- может обращаться с вопросами и просьбами
- речь становится необходимым средством общения с другими детьми
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях
- появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого
- эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу
- начинает проявлять интерес к сверстникам; наблюдать за их действиями и подражать им
- умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им
- проявляет интерес к совместным играм небольшими группами
- проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях
- начинает проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
- с пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-роле-вых играх.
- начинает проявлять интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
Список литературы:
- Жесткова, Баркан, Лузай: Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в детском саду. Из опыта работы
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
Совместная деятельность взрослого и детей. Ее значение в процессе экологического воспитания (Николаева)
- Информация о материале
- Природа, экология
- Просмотров: 48982
Воспитатель детского сада — главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания.
Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей.
Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.
Идея эта не нова, она так или иначе представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, советских педагогов В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко, Ш. А. Амонашвили и др.
Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.
Характерными особенностями совместной деятельности являются:
- контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
- понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;
- наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;
- возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.
Какие же виды совместной деятельности могут оказать решающее воздействие на становление начал экологической культуры в дошкольном детстве?
Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т. д.).
Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условии для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения.
Создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию групповых уголков природы, комнаты или кабинета природы, ми-нифермы, теплицы, площадки природы и пр., ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.
Методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она включена в педагогический процесс и выполняется совместно — взрослыми и детьми.
Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.
Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей.
Дошкольники способны стать участниками этой деятельности тремя способами:
- слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;
- наблюдая за деятельностью взрослых;
- практически участвуя в ней.
Например, в дошкольном учреждении во вновь пристроенном флигеле создается зимний сад. Крупномасштабные строительные и хозяйственные работы по его благоустройству, заполнение объектами природы производятся одними взрослыми, без участия детей. Тем не менее старшие дошкольники могут быть соучастниками этого процесса, если воспитатель рассказывает о том, что строится в детском саду, каким будет зимний сад, кто в нем будет жить и что в нем будет расти; время от времени показывает, как продвигаются дела, поясняет, зачем сделаны большие окна, почему ламп много, а вместо клеток высокие вольеры и т. д.
Дети еще практически в деятельности не участвуют, но уже включены в процесс — они в курсе событий, эмоционально реагируют на них.
На последнем этапе оборудования зимнего сада взрослые могут найти доступные для 5—7-летних детей дела, и тогда они станут действительными участниками большого мероприятия.
Какие бы формы ни принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных — с экологической точки зрения — действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.
Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная ее форма — создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка при-роды. Прежде чем обсуждать конкретную методику организации совместной деятельности с детьми разного возраста в уголке природы, необходимо остановиться еще на одном важном явлении — педагогическом общении, которое всегда сопровождает взаимодействие педагога с детьми.
Обстоятельные исследования психологов показали поистине феноменальное значение общения взрослого с ребенком для его полноценного психического и личностного развития. Так, М. И. Лисина утверждает: общение — это процесс взаимодействия людей с целью достижения общего результата; в общении активны оба его участника, они попеременно выслушивают друг друга и высказываются. (Лисина М. И. Общение ребенка со взрослым, как деятельность. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника: Сб. научных трудов. М., 1974). Общение, как правило, осуществляется в форме диалога, но психологи (Ж. Пиаже, М. М. Бахтин и др.) подчеркивают, что изначально ребенок не владеет диалогом — он развивается в процессе содержательного взаимодействия с другими людьми. А. Г. Арушанова считает: овладение диалогом — это формирование способности слышать и понимать собеседника, быть заинтересованным соучастником деятельности. Такое умение формируется через образцы ведения диалога, которые ребенок получает в общении со взрослым (Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. М., 1999).
Особый смысл в понятие «педагогическое общение» вкладывает А. А. Леонтьев. По его мнению, это то, что обеспечивает коллективную деятельность: постановку конкретных задач, распределение обязанностей, определение моментов взаимодействия. Он подчеркивает: «…Общение непосредственно обеспечивает взаимодействие, а уж это последнее — коллективную деятельность» (Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1996. С. 16). А. А. Леонтьев выделяет несколько видов педагогического общения;
для нас же наибольшее значение имеет личностно ориентированное общение, которое может принимать форму делового взаимодействия, нацеленного на какую-либо совместную деятельность. В таком общении значимы и содержание, и форма — общий тон, подбор выражений, интонации и громкость голоса. Оптимальное педагогическое общение воспитателя с детьми — это когда создаются наилучшие условия для развития ребенка, его активного творческого участия в деятельности.
Все эти моменты имеют непосредственное отношение к совместной деятельности воспитателя с детьми в уголке природы и других «экологических пространствах». Как же следует организовать эту деятельность, чтобы реализовать ее ведущий мотив — воспитание у дошкольников начал экологической культуры — и достичь конкретных целей?
Этих целей немало.
- Демонстраиия воспитателем, образца (эталона) взаимодействия человека с природой, в котором, реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение.
- Демонстрация способов общения с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное, эмоционально окрашенное, практическое взаимодействие с ними.
- Ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями и животными, построенное на основе понимания потребностей живого организма.
- Косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова.
- “Развитие наблюдательности, формирование понимания причинно-следственных связей в природе.
В младшем дошкольном возрасте
дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговорвзрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух — трех детей участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подошли к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? (Осматривает растения.) Нет, все в порядке — вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них смотреть! (Трогает землю в горшке. ) Сухая земля, а растениям нужна вода — они живые, без воды жить не могут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку лейку, в которой немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Огонек, мы нальем в твой горшок много воды, пей сколько хочешь и расти дальше — мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают за его действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.
Постепенно функции воспитателя и степень самостоятельности дошкольников изменяются, но деятельность остается совместной.
В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»
В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их
дежурство в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Обучение дошкольников в процессе создания необходимых условий для растений и животных происходит косвенно — как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается: напомню, подскажу, покажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу.
Остановимся подробнее на методике проведения дежурств в уголке природы с детьми старшей группы.
1-й этап — осмотр обитателей уголка природы и выявление: а) их самочувствия и состояния; б) недостающих компонентов жизненно важных условий (корм, вода, чистая подстилка и пр. ). Воспитатель говорит и делает примерно следующее: «Сначала надо осмотреть птицу в клетке — здорова ли она, не нахохлилась ли, не заболела ли. (Вместе осматривают и делают вывод, что с птицей все в порядке.) Теперь надо осмотреть клетку, прежде всего дно, кормушки, поилки и выяснить, каких условий для жизни ей сейчас недостает. {Осматривают, воспитатель называет, что не в порядке, чего не хватает, определяя, таким образом, набор трудовых операций.) Зерна в кормушке мало, птичка почти все склевала — надо добавить; вода мутная, в ней плавают перья и шелуха — надо срочно налить чистую, птицы не любят грязную воду; песок на дне замусорился за выходные дни — надо его просеять; наша птичка склевала всю зелень — надо поставить новую коробочку с овсом и посеять новую порцию. Все это сделаем, и у птицы будут хорошие условия».
2-й этап — практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий. Воспитатель говоритпримерно следующее: «Саша и Маша, распределите между собой, кто и что будет делать для птицы, и начинайте уборку. Если вы не знаете, как договориться и распределить дела, я помогу вам. Если вы забыли, как это надо делать, я подскажу, покажу, вы только спрашивайте, не стесняйтесь».
3-й этап — заключительное кратковременное наблюдение за животными — их поведением в улучшенных детьми условиях жизни (внешняя среда).
Предварительный осмотр аквариума с рыбами, птиц в клетке, растений — это очень важный момент методики.
Во-первых, он позволяет воспитывать в детях истинно гуманное отношение ко всему живому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы уголка природы, не произошло ли с ними какого ЧП, не заболели ли они.
Во-вторых, именно осмотр условий, в каких находятся живые объекты в данный момент, позволяет определить набор трудовых операций, которые необходимо выполнить во время дежурства.
Предварительный осмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмысленным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка. «Экологическая формула» взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем: «Какие условия сейчас имеются — чего не хватает — что надо добавить и изменить».
Второй момент методики традиционен — это реальные трудовые операции по улучшению условий для животных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность: их выполнение проходит с максимальным вниманием к живому существу, ради которого они делаются, и максимальным удобством для ребенка, их исполняющего. Именно поэтому необходимо подходящее оборудование: столик для приготовления кормов, щетки и совки небольшого размера, чтобы ребенку было удобно и нетяжело,
небьющиеся миски, банки, ведерки, небольшие безопасные ножи и т. д. Воспитатель учит детей выполнять все действия спокойно, не торопясь, осторожно, чтобы не напугать птицу, рыб, не сломать стебли или листья растений.
Во всех трудовых операциях главным является живой объект, а сами операции имеют подчиненное значение. «Дети, теперь мы достанем из клетки поилку, кормушку. Смотрите, как я делаю это — осторожно, спокойно и медленно, чтобы не напугать птичку, чтобы ей не было страшно от наших резких движений». И далее: «Теперь выдвинем поддон, поставим его на столик и будем просеивать песок: соберем его совком в кучку, рядом поставим сито, переложим совком в него всю кучку и легко просеем. Смотрите, чистый песок оказался на поддоне, а весь мусор в сите. Разровняем песок и снова осторожно вдвинем поддон в клетку». И т. д.
Третий момент методики (заключительный осмотр) позволяет наглядно увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблюдают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают корм и т. д.,— всем стало лучше от того, что потрудились дежурные. Это необходимое эмоциональное завершение совместной деятельности воспитателя и детей-дежурных. Оно вселяет в них уверенность, рождает понимание важности реальной практической заботы о питомцах уголка природы, вызывает желание и далее принимать в этом участие.
Организация дежурства в уголке природы предусматривает совместную деятельность одних и тех же детей с воспитателем в течение нескольких дней (от 2 до 5). Оптимальным вариантом является дежурство трех детей подряд три дня. За это время 5—6-летние дошкольники способны понять смысл и значение обязательного ухода за живыми объектами природы, приобрести начальные
практические навыки.Процесс организации дежурств с детьми старшей группы в течение года можно условно разделить на три периода: начальный (осенние месяцы), средний (декабрь — март) и завершающий (апрель и май). В эти периоды по-разному осуществляется совместная деятельность воспитателя с дежурными, происходит постепенный рост самостоятельности детей.
На начальном этапе дети впервые принимают участие в дежурстве, и воспитатель обучает их всему процессу. В совместной деятельности на этом этапе приоритет принадлежит воспитателю — он полностью включен в трудовые операции, все делает вместе с детьми, показывает и корректирует. На этом этапе уборка происходит пока еще медленно, поэтому воспитатель облегчает процесс — приносит в уголок природы ведро для мусора и ведро с водой, в котором можно все быстро помыть.
Следующий период — это когда дети дежурят уже по второму и третьему разу. Дежурные начинают все делать самостоятельно, воспитатель стоит рядом и помогает им — словом и делом, показом и одобрением. Индивидуальные различия между детьми весьма значительны, поэтому степень включенности воспитателя в практические действия различна: с одними приходится все снова делать вместе, а другим лишь подсказывать и немного помогать. В одну команду лучше объединять детей с одинаковыми умениями и сходным темпом работы. Быстрых ребят можно приучать мыть оборудование под умывальником, а не в ведре. На этом этапе важны положительная оценка всех достижений и усилий детей, похвала за формирующиеся практические умения, поддержка тех, у кого еще не все получается.
На завершающем этапе, когда дети принимают участие в дежурстве уже по третьему, четвертому и даже пятому разу, воспитатель в совместной деятельности отдает приоритет дошкольникам. Он находится не рядом, но близко, осуществляет визуальный
контроль и по-прежнему готов напомнить, подсказать и практически помочь дежурным выполнять их обязанности. Воспитатель хвалит детей за правильность выполнения трудовых операций, хорошее их качество (например, делали все осторожно, аккуратно и т. д.), за самостоятельность, уверенность и инициативу; за то, что не забыли сначала осмотреть питомцев и условия, в которых они находятся, и только потом приступили к практическим действиям. В конце напоминает: надо понаблюдать за поведением животных в улучшенных условиях, порадоваться за них. Когда все сделано, воспитатель может подвести итог: «Как замечательно у нас все получилось! Вы почти все сделали сами, без моей помощи, самостоятельно. Я переживала, но у вас все получилось. Молодцы!»
Дежурство детей и на этом последнем этапе, при достаточно высоком уровне их самостоятельности, остается совместной деятельностью: воспитатель наблюдает за дежурными, подсказывает и включается, когда надо,— это и есть его участие в этой деятельности.
В число обязательных операций на втором этапе организации дежурства необходимо ввести посев овса (или семян других злаковых культур) в 2—3 маленькие коробочки. Каждая троица ребят один раз за три дня делает такой посев — это зеленая подкормка для птицы и других обитателей живого уголка, комнаты природы.
Таким же образом (по такой же схеме) осуществляется организация совместной трудовой деятельности детей и взрослых в других «экологических пространствах». В комнате природы старшие дошкольники могут коллективно трудиться после того, как они обретут первые умения и навыки и будут хорошо знать объекты труда (как и за кем следует ухаживать). Например, взрослый с подгруппой детей (5—10 человек) может провести «генеральную уборку». Воспитатель распределяет между детьми
дела, просит сначала осмотреть своих подопечных, выяснить, что надо делать, а потом уже приступать к уборке (сам помогает им). Коллективный труд старших дошкольников в комнате природы — это реальная помощь взрослым (эти умения могут пригодиться в экстренных случаях, например при отсутствии взрослых, отвечающих за комнату природы).
Аналогичным образом организуется совместная деятельность по выращиванию растений на участке дошкольного учреждения (в огороде, цветниках) — каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или что мешает, а затем поливают их, пропалывают и т. д.
Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, экологически целесообразным:
- если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся;
- если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.
Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания — методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
С. НИКОЛАЕВА, старший научный сотрудник
Института семьи и воспитания РАО, канд. пед. наук
Николаева С. Совместная деятельность взрослого и детей // Дошкольное воспитание. 2000. № 5. С. 36-38.
- Назад
- Вперед
10 Занятий для работы над совместным вниманием
Совместное внимание — это когда ребенок взаимодействует со взрослым или другим ребенком. Это взаимодействие не требует разговорного языка. На самом деле совместное внимание — это важный навык, которому учатся до словесного выражения, и его можно демонстрировать с помощью знаков и жестов, зрительного контакта или других телодвижений.
Для вашего ребенка важно понимать, когда вы пытаетесь заинтересовать его, и учиться реагировать на вас. Простой способ начать заниматься с ребенком — быть рядом с ним и копировать его действия. Это называется параллельной игрой, но ее можно превратить в совместную игру. Ваш ребенок может заметить, что вы копируете его действия и звуки, и он, скорее всего, начнет копировать и вас.
Работая над совместным вниманием, подумайте о действиях, которые требуют чередования и привлечения внимания к своему лицу и голосу. Имейте в виду, что повторение одного и того же действия полезно для вашего ребенка, чтобы узнать, чего ожидать. Надеемся, что со временем они будут взаимодействовать с меньшим количеством подсказок и даже будут инициировать некоторые действия.
Вот 10 занятий, которым вы можете помочь с совместным вниманием:
- По очереди складывайте блоки или толкайте автомобили с горки/пандуса. Если вашему ребенку нравится смотреть, как вещи падают, не забудьте сбить башню из кубиков!
- Моделирование жестов/визуальных эффектов с песнями. Вспомните «Колеса в автобусе» и «Маленького паука».
- Играть в замораживающий танец.
Ищите зрительный контакт или улыбку вашего ребенка, пока вы стоите совершенно неподвижно. Он/она может научиться предвидеть следующий ваш переезд.
- Скажите «Готово, готово, вперед!» Может использоваться со многими действиями, упомянутыми в этом списке. Несколько раз смоделируйте полную фразу, а затем попробуйте сделать паузу, прежде чем сказать «Давай». Подождите, пока ваш ребенок смотрит вам в глаза, прежде чем сказать «Иди!»
- Выдувать и лопать пузыри вместе. Попробуйте поймать пузырь палочкой, поднесите его к лицу и предложите ребенку лопнуть его.
- Катайте мяч вперед и назад. Иногда полезно иметь рядом с ребенком другого взрослого или брата или сестру, чтобы помочь с этим занятием. После нескольких бросков подождите и дайте ребенку возможность предвидеть мяч, глядя на вас или поднимая руки.
- Используйте анимированные голоса и жесты во время игры или при просмотре картинок в книге.
С другой стороны, неожиданный шепот также привлечет внимание ребенка.
- Время пощекотать! Если ваш ребенок любит щекотку, это интересный способ поработать над просьбой или ожиданием «еще». Подобно катанию мяча, сделайте паузу, чтобы увидеть, будет ли ваш ребенок сочетать свою улыбку со зрительным контактом, прежде чем еще несколько секунд щекотки.
- Воздушные шары! Помимо подбрасывания воздушного шара туда-сюда, вы можете выпустить из него воздух и наблюдать, как воздушный шар летит по комнате. Посмотрим, кто найдет его первым!
- Туннели! Если у вас нет всплывающего туннеля, создайте свой собственный туннель с подушками, стульями, одеялами и т. д. Следуйте друг за другом, пока вы ползете! Если ваш ребенок не уверен, что сможет пролезть внутрь, попробуйте прокатить по туннелю мяч или машинку.
Не забывайте работать над этим и получайте удовольствие от обучения вместе с ребенком!
Автор Fatima Huizar, MA, CCC-SLP/L
Поощрение совместной работы с детьми с РАС
Лорен Лоури
Ханен SLP и клинический штатный писатель
Научиться взаимодействовать с другими людьми — самая важная цель для маленьких детей в спектре аутизма. Дети учатся общаться во время повседневного общения со своими опекунами. Таким образом, чем больше они общаются с важными людьми в своей жизни, тем больше у них возможностей приобрести ценные коммуникативные навыки.
В дополнение к знанию того, как взаимодействовать с людьми лицом к лицу, дети должны научиться распределять свое внимание между людьми и объектами во время их взаимодействия. В типичном развитии это проявляется предсказуемым образом [1]:
- В течение первых двух месяцев младенцы обращают внимание на людей, когда находятся с ними лицом к лицу
- В возрасте от пяти до шести месяцев дети начинают обращать внимание на предметы в своем окружении
- Когда воспитатели замечают это, они начинают присоединяться к тому, как их ребенок исследует предметы и играет с ними. Это приводит к развитию чего-то под названием совместное участие .
Совместное взаимодействие происходит, когда ребенок и его опекун взаимодействуют с одним и тем же объектом в течение периода поворотов туда-сюда [2] |
При первом развитии совместной активности ребенок и воспитатель обращают внимание на один и тот же объект и по очереди играют с ним и выполняют с ним действия, но ребенок не реагирует активно на действия или слова воспитателя [1]. Однако ребенок знает о взрослом, и есть негласное понимание того, что они вдвоем занимаются одним и тем же.
Со временем и с большим опытом ребенок начинает узнавать опекуна, устанавливая зрительный контакт и используя жесты, например указывая на что-то или давая опекуну какой-либо предмет во время игры. Эти взаимодействия становятся все более и более приятными для ребенка, и он узнает, что вовлечение людей в их игру с предметами может доставлять массу удовольствия!
Ребенок может использовать или не использовать язык во время совместной деятельности, и взаимодействие может длиться недолго. Ключевой особенностью совместного участия является то, что и ребенок, и опекун сосредоточили свое внимание на одном и том же объекте и осознают участие друг друга.
Заметка о совместной помолвке… Возможно, вы слышали термин совместное внимание . Хотя термины «совместное участие» и «совместное внимание» иногда используются взаимозаменяемо, это две разные вещи. Совместное занятие относится к периоду времени , когда взрослый и ребенок взаимодействуют вместе, фокусируясь на одном и том же объекте. Совместное внимание — это особый навык , который включает в себя направление чьего-либо внимания с помощью зрительного контакта, жестов и/или речи, чтобы разделить момент с этим человеком (например, взгляд назад и вперед между человеком и объектом, указывая, как если бы чтобы сказать «Эй, посмотри на это!» или «Ты это видел?!») |
Совместное занятие и дети с аутизмом
Дети с аутизмом испытывают трудности с совместным занятием. Им сложно обращать внимание как на объект, так и на человека во время взаимодействия. Из-за этого они в конечном итоге проводят много времени, играя с игрушками в одиночестве, без людей [3]. Это означает, что они упускают ценные возможности для взаимодействия и общения.
Почему совместное участие важно для развития коммуникации?
Когда дети учатся одновременно обращать внимание на объект и на того, кто за ними ухаживает, это сигнализирует об очень важном шаге вперед в их развитии. Один из основных способов, которым дети учатся понимать и произносить новые слова, — это слушать, как взрослые рассказывают об объектах, с которыми дети играют или на которые смотрят. Наблюдение за объектом или обращение с ним или выполнение действия, когда взрослый говорит об этом, помогает ребенку сопоставить слова с тем, что они означают.
Есть много других важных навыков, которым дети учатся в процессе совместной работы, включая следующие:
- Повороты вперед-назад
- Переключение взгляда с объекта на взрослого
- Имитировать действия взрослого
- Следуйте инструкциям
- Используйте жесты, звуки или слова во время игры
- Играйте с игрушкой по-новому
- Взаимодействовать в течение более длительных периодов времени
- Получайте удовольствие, играя одновременно с людьми и предметами
Количество времени, которое младенцы проводят в совместном общении со своими матерями, предсказывает ранние жесты и общение младенцев.
Исследования показали тесную связь между совместным взаимодействием и развитием коммуникации. Фактически, количество времени, которое младенцы проводят в совместном взаимодействии со своими матерями, предсказывает ранние жесты и общение младенцев [4]. Поскольку это так важно для развития общения, поиск способов поощрения совместного взаимодействия с детьми в спектре аутизма является важной целью.
Недавнее исследование: отзывчивость родителей способствует совместному взаимодействию
Недавнее исследование [2] показало, что когда родители детей с аутистическим спектром отзывчивы во время общения, их дети, как правило, инициируют совместное взаимодействие с ними.
«Отзывчивость» означает, что родитель:
- Разрешает ребенку выбирать занятие
- Ожидает, пока ребенок отправит сообщения, а затем отвечает
- Не пытается взять на себя управление или возглавить взаимодействие
- Позитивный и веселый во время игры
Эти исследователи также обнаружили, что, когда дети были теми, кто инициировал совместное взаимодействие со своими родителями (в отличие от родителей, которые начинали взаимодействие), эти взаимодействия длились дольше, и дети использовали больше социальных навыков во время взаимодействия (например, уделение внимания , подражание и использование зрительного контакта для отправки сообщений).
Поощряйте совместную деятельность, проявляя отзывчивость
Может возникнуть соблазн взять на себя инициативу и дать ребенку много указаний, если ему трудно заниматься или он предпочитает играть в одиночку. Тем не менее, будучи отзывчивым, совместное взаимодействие происходит с меньшими усилиями и более естественно. Когда вы следуете примеру ребенка и строите взаимодействие вокруг его интересов, у него появится мотивация играть с вами, общение продлится дольше, и вам, скорее всего, будет веселее вместе!
Вот несколько советов, которые помогут вам поощрять совместную деятельность, проявляя отзывчивость:
- Наблюдайте за ребенком – Первый шаг к совместному участию – наблюдение за тем, на что смотрит ребенок и что он делает. Вам нужно выяснить, что привлекло их внимание в данный момент. Они будут наиболее мотивированы взаимодействовать с вами, если вы присоединитесь к их деятельности, а не представите что-то новое.
- Присоединяйтесь к — опуститесь на уровень ребенка, лицом к лицу, чтобы вы могли продолжать наблюдать за ним и найти способ игриво присоединиться к нему. Ребенку может не понравиться, если вы начнете прикасаться к игрушке, в которую он уже играет. с. Поэтому иногда проще всего просто сесть рядом и несколько мгновений спокойно наблюдать. Затем вы можете взять часть игрушки и быстро повернуться с ней. Например, поместите один блок на башню, которую строит ребенок, или на мгновение столкните одну из машин с рампы. Таким образом, вы присоединяетесь, но не слишком вмешиваетесь поначалу. В конце концов, когда у ребенка будет больше опыта, играя с вами таким образом, становится легче играть по очереди с одними и теми же фигурами.
- Копируйте действия ребенка — Если вы не знаете, как присоединиться, хорошей стратегией будет копирование всего, что ребенок делает с игрушкой. Затем подождите и посмотрите, что они сделают дальше, а затем скопируйте их снова.
Старайтесь по очереди ходить вместе и поддерживать взаимодействие. Говорите простым языком об игрушке и действиях, которые вы оба делаете.
- Продолжайте следовать примеру ребенка – Избегайте соблазна показать ребенку, как пользоваться игрушкой, или привлечь его внимание к чему-то другому. Продолжайте наблюдать за ними и их интересами, будьте игривыми и внимательными. Сделайте паузу и подождите после того, как вы сделаете ход, чтобы увидеть, что они будут делать дальше. Отвечайте им, если они общаются каким-либо образом.
- Получайте удовольствие! — Если вы игривы, когда присоединяетесь, скорее всего, ребенок получит удовольствие и захочет продолжить общение. Они также поймут, что включать людей во время игры с предметами может быть очень весело!
Важно, чтобы ваши ожидания были реалистичными . Если ребенок редко участвует в совместной деятельности, не ожидайте, что взаимодействие продлится очень долго, или что он будет использовать зрительный контакт или отправлять сообщения. Изначально идея состоит в том, чтобы ребенок оставался во взаимодействии в течение нескольких секунд и позволял вам участвовать вместе с ним и игрушкой. В конце концов, как только они привыкнут заниматься таким образом, вы можете ожидать большего, например, быстрого взгляда между вами и игрушкой, или, возможно, он вручит вам игрушку, чтобы показать, что ваша очередь. Возможно, взаимодействия будут длиться немного дольше, а может быть, они будут короткими, но происходить чаще. А еще лучше, может быть, ваш ребенок покажет вам, что ему нравится общаться таким образом, улыбаясь и смеясь, когда вы играете вместе.
Помните, что совместное участие зависит от мотивации ребенка продолжать общение. Это означает, что она должна начинаться с интереса ребенка. Следуя примеру ребенка, внимательно наблюдая за ним и игриво присоединяясь к нему, вы можете подготовить почву для совместного участия и большого удовольствия!
Примечание. Некоторым детям в спектре аутизма очень трудно позволить взрослому играть с предметами.![]() |
Ссылки
- Хан, Л.Дж., Брэди, Н.К., Флеминг, К.К., и Уоррен, С.Ф. (2016). Совместное участие и ранняя речь у детей раннего возраста с синдромом ломкой Х-хромосомы. Журнал исследований речи, языка и слуха, 59 , 1087–1098.
- Паттерсон, С.Ю., Элдер, Л., Гульсруд, А., и Касари, К. (2014). Связь между стилем взаимодействия родителей и совместным участием детей в семьях с малышами, страдающими аутизмом. Аутизм, 18(5) , 511-518.
- Боттема-Бейтель, К., Йодер, П.Дж., Хохман, Дж.М., и Уотсон, Л.Р. (2014). Роль поддерживаемого совместного взаимодействия и высказываний родителей в развитии языка и социальной коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра.