Совместная деятельность взрослого и детей дошкольного возраста: как выполнить требования ФГОС ДО

Совместная деятельность воспитателя и детей | Педагогический опыт

Автор: Соловьева Елена Петровна

Организация: ГБДОУ детский сад № 2 компенсирующего вида Кировского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Совместная деятельность взрослых и детей – одно из требований ФГОС ДО к организации образовательного процесса.

Прежде, чем подробно рассматривать понятие «совместная деятельность педагога и детей», необходимо уточнить значение понятия «деятельность». Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. В содержании деятельности в качестве важнейших обычно выделяются следующие компоненты: познавательные, эмоциональные, волевые.

В деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются.

Схема развития деятельности:

– совместная деятельность с взрослым

– совместная деятельность с сверстниками

– самостоятельная деятельность

Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.

Совместная деятельность – это субъект – субъектные отношения.

Совместная деятельность – взаимосвязь двух явлений, взаимодействия и взаимные отношения которых отличаются высокой динамичностью и процессуальностью. (Е.В. Шорохова)

Совместная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности. При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – не руководство, а наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.

Понятие «партнерская деятельность» раскрывается исследователями по-разному, но всегда во взаимосвязи с проблемой личностного развития. В ходе совместной деятельности происходит обмен информацией, действиями, планирование и осуществление общей деятельности.

Что значит быть партнером детей? (по Н.А. Коротковой):

– Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

– Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.)

– Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.)

– Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.)

Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Значимым является утверждение В. А.Сухомлинского о том, что педагогическое взаимодействие направлено на развитие ребенка и не только. В самом педагогическом взаимодействии заложена необходимость и возможность саморазвития педагога.

В итоге взаимодействие дает целостное развитие (саморазвитие) всех участвующих в нем субъектов.

Таким образом, сотрудничество взрослых и детей на фоне совместной деятельности, их содружество в реальных и живых контактах друг с другом – это та среда, где возникают качества развивающейся личности ребенка.

К сождалению современные дошкольники имеют ряд особенностей, которые еще больше доказывают необходимость в совмесной деятельности детей и воспаитателя
1. У многих современных детей низкий уровень когнитивного ( cognitiо — «познание») развития

2. Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать.

3. Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
4. Неразвитость тонкой моторики рукистарших дошкольников, отсутствие графических навыков.
5. Недостаточная социальная компетентность детей дошкольного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.
6. Большое количество детейтс нарушениями речевого развития

7. Серьезную тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних дошкольников познавать окружающий мир
8. Низкий уровень коммуникативной компетентности.

9. Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.

 

Указанное выше требование ФГОС ДО знакомо всем современным педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Однако, при организации совместной деятельности с детьми педагоги, допускают ряд ошибок, превращающих данную деятельность в «формально совместную». Например:

– в процессе наблюдения во время прогулки воспитатель сам комментирует увиденное, дети молча слушают рассказ воспитателя;

– все действия с материалами в процессе экспериментальной деятельности осуществляет взрослый, дети только наблюдают;

– вопросы, которые задает воспитатель, относятся к вопросам «закрытого» типа – предполагают ответ «да» или «нет»;

– совместное обсуждение отсутствует;

– выводы по результатам опытов делает взрослый;

– воспитатель ставит перед детьми проблему и сам же предлагает вариант, как ее решить;

– на всех этапах игры дети действуют по указанию воспитателя, детская инициатива и самостоятельность отсутствуют и т.

д.

Это еще раз доказывает, что деятельность воспитателя с детьми должна быть не просто формально совместной, а партнёрской, являлась сотрудничеством взрослого и ребёнка. Воспитатели должны решать образовательные задачи в совместной партнерской деятельности с детьми и создавать условия для свободной самостоятельной деятельности дошкольников. Совместная партнерская деятельность воспитателя и ребенка – оптимальная форма сотрудничества.

Рассмотрим основные компоненты совместной деятельности – сотрудничества:

1. Общая цель. Совместное выполнение задания.

2. Общий мотив. Всегда объединяет усилия партнеров. Приводит их к сотрудничеству.

3. Совместные действия. Направлены на то, чтобы достичь общую цель. Вначале необходимо понять цель, распределить самостоятельные и совместные действия, определить очередность этих действий, уточнить и скорректировать.

4. Общий результат. Завершающий этап совместной деятельности, который объединяет всех участников. Он позволяет оценить индивидуальные и совместные действия на основе полученного результата.

Какие требования должен соблюдать педагог, какие качества помогут грамотно организовать партнерскую деятельность:

  • Наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности.
  • Педагога – партнёра отличает особый стиль взаимоотношений, взаимодействия с детьми.
  • Он уважает мнение детей, умеет слушать и слышать своих воспитанников, в общении с ними предпочитает диалог, предоставляет детям свободу выбора ( выбор партнёра, материалов, способов действия).
  • Педагог – партнёр не забывает о том, что ребенок – это полноценный участник образовательных отношений.

Партнёрские формы организации деятельности с детьми различны:

1) Проведение круглого стола.

Обычно педагог выделяет волнующие вопросы детей, конфликтные ситуации или желание просто организовать подготовку к празднику, например:

  • Новогодние самоделкины
  • Мастерская флористов (изготовление цветов для мам)
  • “Мальчики и девочки. Какие они?”
  • “Я и моя семья” (или “Семейные традиции”)
  • “Учимся весело и быстро учить стихи” (с помощью мнемотаблиц, логоритмических упражнений, пальчиковых игр и т.д.)
  • круглые столы, в которых в деятельность включены педагоги, дети и их родители

2) Серия совместной деятельности под лозунгом “Кто может или хочет помочь мне? (помощнику воспитателя)

3) Такой вид деятельности, как “Кто может меня научить…?”

4) Квест – игры:

  • “В поисках угощения” (приурочена дню города)
  • “Осеннее путешествие”
  • “Пасхальные игры”
  • “Я знаю правила дорожного движения”
  • “Зеленый огонек” (приурочена дню Земли)
  • “Сбережем природу вместе”

Правильно организованная совместная деятельность со взрослым способствует достижению целевых ориентиров развития дошкольника:

  • Ребенок начинает интересоваться окружающими предметами и активно действовать с ними
  • эмоционально вовлекается в действия с игрушками и другими предметами
  • стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий
  • стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении
  • начинает проявлять отрицательное отношение к грубости, жадности.
  • старается соблюдать правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе))
  • имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их
  • старается “владеть” речью, включенной в общение
  • может обращаться с вопросами и просьбами
  • речь становится необходимым средством общения с другими детьми
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях
  • появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого
  • эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу
  • начинает проявлять интерес к сверстникам; наблюдать за их действиями и подражать им
  • умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им
  • проявляет интерес к совместным играм небольшими группами
  • проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях
  • начинает проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
  • с пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-роле-вых играх.
  • начинает проявлять интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

Список литературы:

  1. Жесткова, Баркан, Лузай: Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в детском саду. Из опыта работы
  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
Опубликовано: 04.08.2020

Совместная деятельность взрослого и детей. Ее значение в процессе экологического воспитания (Николаева)

Информация о материале
Природа, экология
Просмотров: 48982

Воспитатель детского сада — главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспита­ния.

Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологи­ческого воспитания, он организует де­ятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насы­щенной, способствовала формирова­нию практических навыков и необхо­димых представлений о природе и по­степенно «переходила» в самостоятель­ное поведение детей.

Ведущей в этом процессе должна стать совместная дея­тельность взрослого и ребенка.

Идея эта не нова, она так или иначе представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубеж­ных. Она отчетливо просматрива­ется в педагогических воззрениях К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, советских педагогов В. А. Сухомлинского, А. С. Макарен­ко, Ш. А. Амонашвили и др.

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочув­ствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совмест­ной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Характерными особенностями совместной деятельности являются:

  • контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
  • понимание всеми участниками смыс­ла деятельности, ее конечного результа­та;
  • наличие руководителя, который орга­низует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;
  • возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отноше­ний, характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.

Какие же виды совместной деятель­ности могут оказать решающее воз­действие на становление начал эколо­гической культуры в дошкольном дет­стве?

Основное место в системе экологи­ческого воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (рас­тет, дает потомство, цветет и т. д.).

Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условии для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространст­вах» дошкольного учреждения.

Создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду — это непрерывный педагогический процесс, который включает организа­цию групповых уголков природы, комнаты или кабинета природы, ми-нифермы, теплицы, площадки приро­ды и пр., ежедневное поддержание условий, необходимых для полноцен­ной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает ду­мать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», на­ходящихся в одном жизненном про­странстве с детьми.

Методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она включена в педагоги­ческий процесс и выполняется со­вместно — взрослыми и детьми.

Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольни­кам наблюдать и участвовать в созда­нии нормальных условий для обитате­лей живых уголков, комнаты приро­ды, участка, развивают в детях равно­душие, черствость и невнимание во­обще к жизни как уникальной цен­ности.

Совместная организационно-хозяйст­венная, трудовая деятельность в зеле­ной зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать раз­личные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей.

Дошкольники способны стать участниками этой дея­тельности тремя способами:

  • слушая рассказ воспитателя о раз­ных делах и событиях в ДОУ;
  • наблюдая за деятельностью взрос­лых;
  • практически участвуя в ней.

Например, в дошкольном учрежде­нии во вновь пристроенном флигеле создается зимний сад. Крупномас­штабные строительные и хозяйствен­ные работы по его благоустройству, заполнение объектами природы про­изводятся одними взрослыми, без участия детей. Тем не менее старшие дошкольники могут быть соучастни­ками этого процесса, если воспита­тель рассказывает о том, что строится в детском саду, каким будет зимний сад, кто в нем будет жить и что в нем будет расти; время от времени пока­зывает, как продвигаются дела, пояс­няет, зачем сделаны большие окна, почему ламп много, а вместо клеток высокие вольеры и т. д.

Дети еще практически в деятельнос­ти не участвуют, но уже включены в процесс — они в курсе событий, эмоционально реагируют на них.

На последнем этапе оборудования зимнего сада взрослые могут найти доступные для 5—7-летних детей дела, и тогда они станут действительными участниками большого мероприятия.

Какие бы формы ни принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое прояв­ляется в его заинтересованном рас­сказе, эмоциональных реакциях, оцен­ках, объяснениях и правильных — с экологической точки зрения — дейст­виях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отноше­ния к ней, демонстрирует необходи­мость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

Совместная деятельность может осу­ществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распро­страненная ее форма — создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка при-роды. Прежде чем обсуждать конкрет­ную методику организации совместной деятельности с детьми разного возрас­та в уголке природы, необходимо оста­новиться еще на одном важном явле­нии — педагогическом общении, кото­рое всегда сопровождает взаимодейст­вие педагога с детьми.

Обстоятельные исследования психо­логов показали поистине феноменаль­ное значение общения взрослого с ребенком для его полноценного пси­хического и личностного развития. Так, М. И. Лисина утверждает: обще­ние — это процесс взаимодействия людей с целью достижения общего результата; в общении активны оба его участника, они попеременно вы­слушивают друг друга и высказывают­ся. (Лисина М. И. Общение ребен­ка со взрослым, как деятельность. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника: Сб. научных трудов. М., 1974). Общение, как правило, осуществляется в форме диалога, но психологи (Ж. Пиаже, М. М. Бахтин и др.) подчеркивают, что изначально ребенок не владеет диалогом — он развивается в процес­се содержательного взаимодействия с другими людьми. А. Г. Арушанова считает: овладение диалогом — это формирование способности слышать и понимать собеседника, быть заинте­ресованным соучастником деятель­ности. Такое умение формируется через образцы ведения диалога, кото­рые ребенок получает в общении со взрослым (Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. М., 1999).

Особый смысл в понятие «педагоги­ческое общение» вкладывает А. А. Леонтьев. По его мнению, это то, что обеспечивает коллективную деятель­ность: постановку конкретных задач, распределение обязанностей, опреде­ление моментов взаимодействия. Он подчеркивает: «…Общение непосред­ственно обеспечивает взаимодействие, а уж это последнее — коллективную деятельность» (Леонтьев А. А. Пе­дагогическое общение. М., 1996. С. 16). А. А. Леонтьев выделяет несколь­ко   видов   педагогического   общения;

для нас же наибольшее значение имеет личностно ориентированное об­щение, которое может принимать форму делового взаимодействия, наце­ленного на какую-либо совместную деятельность. В таком общении зна­чимы и содержание, и форма — общий тон, подбор выражений, инто­нации и громкость голоса. Оптималь­ное педагогическое общение воспита­теля с детьми — это когда создаются наилучшие условия для развития ре­бенка, его активного творческого участия в деятельности.

Все эти моменты имеют непосредст­венное отношение к совместной дея­тельности воспитателя с детьми в уголке природы и других «экологичес­ких пространствах». Как же следует организовать эту деятельность, чтобы реализовать ее ведущий мотив — воспитание у дошкольников начал экологической культуры — и достичь конкретных целей?

Этих целей немало.

  • Демонстраиия воспитателем, образ­ца (эталона) взаимодействия человека с природой, в котором, реализуется эколо­гический подход ко всему живому, гуман­ное отношение.
  • Демонстрация   способов  общения   с объектами природы, обеспечивающих за­интересованное,   эмоционально   окрашен­ное,     практическое     взаимодействие     с ними.
  • Ненавязчивое   обучение   детей   при­емам и операциям  по уходу за расте­ниями    и    животными,    построенное    на основе  понимания  потребностей  живого организма.
  • Косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слы­шать   другого   человека,   реагировать   на его слова.
  • “Развитие наблюдательности, форми­рование   понимания   причинно-следствен­ных связей в природе.

В младшем дошкольном возрасте

дети в совместной деятельности явля­ются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слы­шат и впитывают ласковый разговорвзрослого с животными и растения­ми, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно при­нимают в них участие. Например, пригласив двух — трех детей участво­вать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно сле­дующее: «Пойдемте к окну, посмот­рим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подошли к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? (Осматривает растения.) Нет, все в порядке — вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них смот­реть! (Трогает землю в горшке. ) Сухая земля, а растениям нужна вода — они живые, без воды жить не могут! Польем их». Воспитатель дает каждо­му ребенку лейку, в которой немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Огонек, мы нальем в твой горшок много воды, пей сколько хочешь и расти дальше — мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспита­теля, наблюдают за его действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.

Постепенно функции воспитателя и степень самостоятельности дошколь­ников изменяются, но деятельность остается совместной.

В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взросло­му, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает,  становится  возможным  их

дежурство в уголке природы. Взрос­лый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Обучение дошкольников в процессе создания необходимых условий для растений и животных происходит косвенно — как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается: напомню, подскажу, покажу». Воспитатель обя­зательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятель­ность, уверенность и инициативу.

Остановимся подробнее на методике проведения дежурств в уголке природы с детьми старшей группы.

1-й этап — осмотр обитателей угол­ка природы и выявление: а) их самочувствия и состояния; б) недо­стающих компонентов жизненно важ­ных условий (корм, вода, чистая подстилка и пр. ). Воспитатель говорит и делает примерно следующее: «Сна­чала надо осмотреть птицу в клетке — здорова ли она, не нахохлилась ли, не заболела ли. (Вместе осматривают и делают вывод, что с птицей все в порядке.) Теперь надо осмотреть клет­ку, прежде всего дно, кормушки, поилки и выяснить, каких условий для жизни ей сейчас недостает. {Ос­матривают, воспитатель называет, что не в порядке, чего не хватает, определяя, таким образом, набор тру­довых операций.) Зерна в кормушке мало, птичка почти все склевала — надо добавить; вода мутная, в ней плавают перья и шелуха — надо срочно налить чистую, птицы не любят грязную воду; песок на дне замусорился за выходные дни — надо его просеять; наша птичка склевала всю зелень — надо поставить новую коробочку с овсом и посеять новую порцию. Все это сделаем, и у птицы будут хорошие условия».

2-й этап — практическое выполне­ние всех операций по созданию нуж­ных    условий.    Воспитатель    говоритпримерно следующее: «Саша и Маша, распределите между собой, кто и что будет делать для птицы, и начинайте уборку. Если вы не знаете, как договориться и распределить дела, я помогу вам. Если вы забыли, как это надо делать, я подскажу, покажу, вы только спрашивайте, не стесняйтесь».

3-й этап — заключительное кратко­временное наблюдение за животны­ми — их поведением в улучшенных детьми    условиях    жизни    (внешняя среда).

Предварительный осмотр аквариума с рыбами, птиц в клетке, растений — это очень важный момент методики.

Во-первых, он позволяет воспиты­вать в детях истинно гуманное отно­шение ко всему живому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы уголка природы, не произошло ли с ними какого ЧП, не заболели ли они.

Во-вторых, именно осмотр условий, в каких находятся живые объекты в данный момент, позволяет определить набор трудовых операций, которые необходимо выполнить во время де­журства.

Предварительный осмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмыслен­ным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка. «Экологическая формула» взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем: «Какие условия сейчас имеются — чего не хватает — что надо добавить и изменить».

Второй момент методики традиционен — это реальные трудовые опера­ции по улучшению условий для жи­вотных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педа­гогическую целесообразность: их вы­полнение проходит с максимальным вниманием к живому существу, ради которого они делаются, и максималь­ным удобством для ребенка, их испол­няющего. Именно поэтому необходи­мо подходящее оборудование: столик для приготовления кормов, щетки и совки небольшого размера, чтобы ребенку   было   удобно    и    нетяжело,

небьющиеся миски, банки, ведерки, небольшие безопасные ножи и т. д. Воспитатель учит детей выполнять все действия спокойно, не торопясь, ос­торожно, чтобы не напугать птицу, рыб, не сломать стебли или листья растений.

Во всех трудовых операциях глав­ным является живой объект, а сами операции имеют подчиненное значе­ние. «Дети, теперь мы достанем из клетки поилку, кормушку. Смотрите, как я делаю это — осторожно, спокойно и медленно, чтобы не напугать птичку, чтобы ей не было страшно от наших резких движений». И далее: «Теперь выдвинем поддон, поставим его на столик и будем просеивать песок: соберем его совком в кучку, рядом поставим сито, пере­ложим совком в него всю кучку и легко просеем. Смотрите, чистый песок оказался на поддоне, а весь мусор в сите. Разровняем песок и снова осторожно вдвинем поддон в клетку». И т. д.

Третий момент методики (заключи­тельный осмотр) позволяет наглядно увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблюдают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают корм и т. д.,— всем стало лучше от того, что потру­дились дежурные. Это необходимое эмоциональное завершение совмест­ной деятельности воспитателя и детей-дежурных. Оно вселяет в них уверенность, рождает понимание важ­ности реальной практической заботы о питомцах уголка природы, вызывает желание и далее принимать в этом участие.

Организация дежурства в уголке природы предусматривает совместную деятельность одних и тех же детей с воспитателем в течение нескольких дней (от 2 до 5). Оптимальным вариантом является дежурство трех детей подряд три дня. За это время 5—6-летние дошкольники способны понять смысл и значение обязатель­ного ухода за живыми объектами природы,       приобрести       начальные

практические навыки.Процесс организации дежурств с детьми старшей группы в течение года можно условно разделить на три периода: начальный (осенние месяцы), средний (декабрь — март) и завершаю­щий (апрель и май). В эти периоды по-разному осуществляется совмест­ная деятельность воспитателя с де­журными, происходит постепенный рост самостоятельности детей.

На начальном этапе дети впервые принимают участие в дежурстве, и воспитатель обучает их всему процес­су. В совместной деятельности на этом этапе приоритет принадлежит воспитателю — он полностью вклю­чен в трудовые операции, все делает вместе с детьми, показывает и кор­ректирует. На этом этапе уборка происходит пока еще медленно, поэ­тому воспитатель облегчает процесс — приносит в уголок природы ведро для мусора и ведро с водой, в котором можно все быстро помыть.

Следующий период — это когда дети дежурят уже по второму и третьему разу. Дежурные начинают все делать самостоятельно, воспита­тель стоит рядом и помогает им — словом и делом, показом и одобрени­ем. Индивидуальные различия между детьми весьма значительны, поэтому степень включенности воспитателя в практические действия различна: с одними приходится все снова делать вместе, а другим лишь подсказывать и немного помогать. В одну команду лучше объединять детей с одинаковы­ми умениями и сходным темпом работы. Быстрых ребят можно при­учать мыть оборудование под умывальником, а не в ведре. На этом этапе важны положительная оценка всех достижений и усилий детей, похвала за формирующиеся практи­ческие умения, поддержка тех, у кого еще не все получается.

На завершающем этапе, когда дети принимают участие в дежурстве уже по третьему, четвертому и даже пято­му разу, воспитатель в совместной деятельности отдает приоритет до­школьникам. Он находится не рядом, но близко,  осуществляет визуальный

контроль и по-прежнему готов напо­мнить, подсказать и практически по­мочь дежурным выполнять их обязан­ности. Воспитатель хвалит детей за правильность выполнения трудовых операций, хорошее их качество (на­пример, делали все осторожно, акку­ратно и т. д.), за самостоятельность, уверенность и инициативу; за то, что не забыли сначала осмотреть питом­цев и условия, в которых они нахо­дятся, и только потом приступили к практическим действиям. В конце напоминает: надо понаблюдать за по­ведением животных в улучшенных условиях, порадоваться за них. Когда все сделано, воспитатель может под­вести итог: «Как замечательно у нас все получилось! Вы почти все сделали сами, без моей помощи, самостоя­тельно. Я переживала, но у вас все получилось. Молодцы!»

Дежурство детей и на этом послед­нем этапе, при достаточно высоком уровне их самостоятельности, остает­ся совместной деятельностью: воспи­татель наблюдает за дежурными, под­сказывает и включается, когда надо,— это и есть его участие в этой деятельности.

В число обязательных операций на втором этапе организации дежурства необходимо ввести посев овса (или семян других злаковых культур) в 2—3 маленькие коробочки. Каждая троица ребят один раз за три дня делает такой посев — это зеленая подкормка для птицы и других обита­телей живого уголка, комнаты приро­ды.

Таким же образом (по такой же схеме) осуществляется организация совместной трудовой деятельности детей и взрослых в других «экологи­ческих пространствах». В комнате природы старшие дошкольники могут коллективно трудиться после того, как они обретут первые умения и навыки и будут хорошо знать объекты труда (как и за кем следует ухажи­вать). Например, взрослый с подгруп­пой детей (5—10 человек) может провести «генеральную уборку». Вос­питатель  распределяет между детьми

дела, просит сначала осмотреть своих подопечных, выяснить, что надо де­лать, а потом уже приступать к уборке (сам помогает им). Коллектив­ный труд старших дошкольников в комнате природы — это реальная помощь взрослым (эти умения могут пригодиться в экстренных случаях, например при отсутствии взрослых, отвечающих за комнату природы).

Аналогичным образом организуется совместная деятельность по выращи­ванию растений на участке дошколь­ного учреждения (в огороде, цветни­ках) — каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или что мешает, а затем поливают их, пропалывают и т. д.

Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, эколо­гически целесообразным:

  • если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся;
  • если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и живот­ных, создание и поддержание необхо­димых условий для всех живых су­ществ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются глав­ным методом экологического воспи­тания — методом, который обеспечи­вает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаи­модействия с природой ближайшего окружения.

С. НИКОЛАЕВА, старший научный сотрудник
Института семьи и воспитания РАО, канд. пед. наук

Николаева С. Совместная деятельность взрослого и детей // Дошкольное воспитание. 2000. № 5. С. 36-38.


  • Назад
  • Вперед

10 Занятий для работы над совместным вниманием

Совместное внимание — это когда ребенок взаимодействует со взрослым или другим ребенком. Это взаимодействие не требует разговорного языка. На самом деле совместное внимание — это важный навык, которому учатся до словесного выражения, и его можно демонстрировать с помощью знаков и жестов, зрительного контакта или других телодвижений.

Для вашего ребенка важно понимать, когда вы пытаетесь заинтересовать его, и учиться реагировать на вас. Простой способ начать заниматься с ребенком — быть рядом с ним и копировать его действия. Это называется параллельной игрой, но ее можно превратить в совместную игру. Ваш ребенок может заметить, что вы копируете его действия и звуки, и он, скорее всего, начнет копировать и вас.

Работая над совместным вниманием, подумайте о действиях, которые требуют чередования и привлечения внимания к своему лицу и голосу. Имейте в виду, что повторение одного и того же действия полезно для вашего ребенка, чтобы узнать, чего ожидать. Надеемся, что со временем они будут взаимодействовать с меньшим количеством подсказок и даже будут инициировать некоторые действия.

Вот 10 занятий, которым вы можете помочь с совместным вниманием:

  1. По очереди складывайте блоки или толкайте автомобили с горки/пандуса. Если вашему ребенку нравится смотреть, как вещи падают, не забудьте сбить башню из кубиков!
  2. Моделирование жестов/визуальных эффектов с песнями. Вспомните «Колеса в автобусе» и «Маленького паука».
  3. Играть в замораживающий танец. Ищите зрительный контакт или улыбку вашего ребенка, пока вы стоите совершенно неподвижно. Он/она может научиться предвидеть следующий ваш переезд.
  4. Скажите «Готово, готово, вперед!» Может использоваться со многими действиями, упомянутыми в этом списке. Несколько раз смоделируйте полную фразу, а затем попробуйте сделать паузу, прежде чем сказать «Давай». Подождите, пока ваш ребенок смотрит вам в глаза, прежде чем сказать «Иди!»
  5. Выдувать и лопать пузыри вместе. Попробуйте поймать пузырь палочкой, поднесите его к лицу и предложите ребенку лопнуть его.
  6. Катайте мяч вперед и назад. Иногда полезно иметь рядом с ребенком другого взрослого или брата или сестру, чтобы помочь с этим занятием. После нескольких бросков подождите и дайте ребенку возможность предвидеть мяч, глядя на вас или поднимая руки.
  7. Используйте анимированные голоса и жесты во время игры или при просмотре картинок в книге. С другой стороны, неожиданный шепот также привлечет внимание ребенка.
  8. Время пощекотать! Если ваш ребенок любит щекотку, это интересный способ поработать над просьбой или ожиданием «еще». Подобно катанию мяча, сделайте паузу, чтобы увидеть, будет ли ваш ребенок сочетать свою улыбку со зрительным контактом, прежде чем еще несколько секунд щекотки.
  9. Воздушные шары! Помимо подбрасывания воздушного шара туда-сюда, вы можете выпустить из него воздух и наблюдать, как воздушный шар летит по комнате. Посмотрим, кто найдет его первым!
  10. Туннели! Если у вас нет всплывающего туннеля, создайте свой собственный туннель с подушками, стульями, одеялами и т. д. Следуйте друг за другом, пока вы ползете! Если ваш ребенок не уверен, что сможет пролезть внутрь, попробуйте прокатить по туннелю мяч или машинку.

Не забывайте работать над этим и получайте удовольствие от обучения вместе с ребенком!

Автор Fatima Huizar, MA, CCC-SLP/L

Поощрение совместной работы с детьми с РАС


Лорен Лоури
Ханен SLP и клинический штатный писатель

Научиться взаимодействовать с другими людьми — самая важная цель для маленьких детей в спектре аутизма. Дети учатся общаться во время повседневного общения со своими опекунами. Таким образом, чем больше они общаются с важными людьми в своей жизни, тем больше у них возможностей приобрести ценные коммуникативные навыки.

В дополнение к знанию того, как взаимодействовать с людьми лицом к лицу, дети должны научиться распределять свое внимание между людьми и объектами во время их взаимодействия. В типичном развитии это проявляется предсказуемым образом [1]:

  • В течение первых двух месяцев младенцы обращают внимание на людей, когда находятся с ними лицом к лицу
  • В возрасте от пяти до шести месяцев дети начинают обращать внимание на предметы в своем окружении
  • Когда воспитатели замечают это, они начинают присоединяться к тому, как их ребенок исследует предметы и играет с ними. Это приводит к развитию чего-то под названием совместное участие .
Совместное взаимодействие происходит, когда ребенок и его опекун взаимодействуют с одним и тем же объектом в течение периода поворотов туда-сюда [2]

При первом развитии совместной активности ребенок и воспитатель обращают внимание на один и тот же объект и по очереди играют с ним и выполняют с ним действия, но ребенок не реагирует активно на действия или слова воспитателя [1]. Однако ребенок знает о взрослом, и есть негласное понимание того, что они вдвоем занимаются одним и тем же.

Со временем и с большим опытом ребенок начинает узнавать опекуна, устанавливая зрительный контакт и используя жесты, например указывая на что-то или давая опекуну какой-либо предмет во время игры. Эти взаимодействия становятся все более и более приятными для ребенка, и он узнает, что вовлечение людей в их игру с предметами может доставлять массу удовольствия!

Ребенок может использовать или не использовать язык во время совместной деятельности, и взаимодействие может длиться недолго. Ключевой особенностью совместного участия является то, что и ребенок, и опекун сосредоточили свое внимание на одном и том же объекте и осознают участие друг друга.

Заметка о совместной помолвке…

Возможно, вы слышали термин совместное внимание . Хотя термины «совместное участие» и «совместное внимание» иногда используются взаимозаменяемо, это две разные вещи.

Совместное занятие относится к периоду времени , когда взрослый и ребенок взаимодействуют вместе, фокусируясь на одном и том же объекте.

Совместное внимание — это особый навык , который включает в себя направление чьего-либо внимания с помощью зрительного контакта, жестов и/или речи, чтобы разделить момент с этим человеком (например, взгляд назад и вперед между человеком и объектом, указывая, как если бы чтобы сказать «Эй, посмотри на это!» или «Ты это видел?!»)

Совместное занятие и дети с аутизмом

Дети с аутизмом испытывают трудности с совместным занятием. Им сложно обращать внимание как на объект, так и на человека во время взаимодействия. Из-за этого они в конечном итоге проводят много времени, играя с игрушками в одиночестве, без людей [3]. Это означает, что они упускают ценные возможности для взаимодействия и общения.

Почему совместное участие важно для развития коммуникации?

Когда дети учатся одновременно обращать внимание на объект и на того, кто за ними ухаживает, это сигнализирует об очень важном шаге вперед в их развитии. Один из основных способов, которым дети учатся понимать и произносить новые слова, — это слушать, как взрослые рассказывают об объектах, с которыми дети играют или на которые смотрят. Наблюдение за объектом или обращение с ним или выполнение действия, когда взрослый говорит об этом, помогает ребенку сопоставить слова с тем, что они означают.

Есть много других важных навыков, которым дети учатся в процессе совместной работы, включая следующие:

  • Повороты вперед-назад
  • Переключение взгляда с объекта на взрослого
  • Имитировать действия взрослого
  • Следуйте инструкциям
  • Используйте жесты, звуки или слова во время игры
  • Играйте с игрушкой по-новому
  • Взаимодействовать в течение более длительных периодов времени
  • Получайте удовольствие, играя одновременно с людьми и предметами

Количество времени, которое младенцы проводят в совместном общении со своими матерями, предсказывает ранние жесты и общение младенцев.

Исследования показали тесную связь между совместным взаимодействием и развитием коммуникации. Фактически, количество времени, которое младенцы проводят в совместном взаимодействии со своими матерями, предсказывает ранние жесты и общение младенцев [4]. Поскольку это так важно для развития общения, поиск способов поощрения совместного взаимодействия с детьми в спектре аутизма является важной целью.

Недавнее исследование: отзывчивость родителей способствует совместному взаимодействию

Недавнее исследование [2] показало, что когда родители детей с аутистическим спектром отзывчивы во время общения, их дети, как правило, инициируют совместное взаимодействие с ними.

«Отзывчивость» означает, что родитель:

  • Разрешает ребенку выбирать занятие
  • Ожидает, пока ребенок отправит сообщения, а затем отвечает
  • Не пытается взять на себя управление или возглавить взаимодействие
  • Позитивный и веселый во время игры

Эти исследователи также обнаружили, что, когда дети были теми, кто инициировал совместное взаимодействие со своими родителями (в отличие от родителей, которые начинали взаимодействие), эти взаимодействия длились дольше, и дети использовали больше социальных навыков во время взаимодействия (например, уделение внимания , подражание и использование зрительного контакта для отправки сообщений).

Поощряйте совместную деятельность, проявляя отзывчивость

Может возникнуть соблазн взять на себя инициативу и дать ребенку много указаний, если ему трудно заниматься или он предпочитает играть в одиночку. Тем не менее, будучи отзывчивым, совместное взаимодействие происходит с меньшими усилиями и более естественно. Когда вы следуете примеру ребенка и строите взаимодействие вокруг его интересов, у него появится мотивация играть с вами, общение продлится дольше, и вам, скорее всего, будет веселее вместе!

Вот несколько советов, которые помогут вам поощрять совместную деятельность, проявляя отзывчивость:

  • Наблюдайте за ребенком Первый шаг к совместному участию – наблюдение за тем, на что смотрит ребенок и что он делает. Вам нужно выяснить, что привлекло их внимание в данный момент. Они будут наиболее мотивированы взаимодействовать с вами, если вы присоединитесь к их деятельности, а не представите что-то новое.

  • Присоединяйтесь к — опуститесь на уровень ребенка, лицом к лицу, чтобы вы могли продолжать наблюдать за ним и найти способ игриво присоединиться к нему. Ребенку может не понравиться, если вы начнете прикасаться к игрушке, в которую он уже играет. с. Поэтому иногда проще всего просто сесть рядом и несколько мгновений спокойно наблюдать. Затем вы можете взять часть игрушки и быстро повернуться с ней. Например, поместите один блок на башню, которую строит ребенок, или на мгновение столкните одну из машин с рампы. Таким образом, вы присоединяетесь, но не слишком вмешиваетесь поначалу. В конце концов, когда у ребенка будет больше опыта, играя с вами таким образом, становится легче играть по очереди с одними и теми же фигурами.

  • Копируйте действия ребенка — Если вы не знаете, как присоединиться, хорошей стратегией будет копирование всего, что ребенок делает с игрушкой. Затем подождите и посмотрите, что они сделают дальше, а затем скопируйте их снова. Старайтесь по очереди ходить вместе и поддерживать взаимодействие. Говорите простым языком об игрушке и действиях, которые вы оба делаете.

  • Продолжайте следовать примеру ребенка – Избегайте соблазна показать ребенку, как пользоваться игрушкой, или привлечь его внимание к чему-то другому. Продолжайте наблюдать за ними и их интересами, будьте игривыми и внимательными. Сделайте паузу и подождите после того, как вы сделаете ход, чтобы увидеть, что они будут делать дальше. Отвечайте им, если они общаются каким-либо образом.

  • Получайте удовольствие! — Если вы игривы, когда присоединяетесь, скорее всего, ребенок получит удовольствие и захочет продолжить общение. Они также поймут, что включать людей во время игры с предметами может быть очень весело!

Важно, чтобы ваши ожидания были реалистичными . Если ребенок редко участвует в совместной деятельности, не ожидайте, что взаимодействие продлится очень долго, или что он будет использовать зрительный контакт или отправлять сообщения. Изначально идея состоит в том, чтобы ребенок оставался во взаимодействии в течение нескольких секунд и позволял вам участвовать вместе с ним и игрушкой. В конце концов, как только они привыкнут заниматься таким образом, вы можете ожидать большего, например, быстрого взгляда между вами и игрушкой, или, возможно, он вручит вам игрушку, чтобы показать, что ваша очередь. Возможно, взаимодействия будут длиться немного дольше, а может быть, они будут короткими, но происходить чаще. А еще лучше, может быть, ваш ребенок покажет вам, что ему нравится общаться таким образом, улыбаясь и смеясь, когда вы играете вместе.

Помните, что совместное участие зависит от мотивации ребенка продолжать общение. Это означает, что она должна начинаться с интереса ребенка. Следуя примеру ребенка, внимательно наблюдая за ним и игриво присоединяясь к нему, вы можете подготовить почву для совместного участия и большого удовольствия!

Примечание. Некоторым детям в спектре аутизма очень трудно позволить взрослому играть с предметами. Если приведенные выше советы не поощряют совместное взаимодействие с вашим ребенком, вам может понадобиться еще несколько идей, чтобы начать взаимодействие. Дополнительные стратегии поощрения совместного участия можно найти в руководстве More Than Words®.

Ссылки

  1. Хан, Л.Дж., Брэди, Н.К., Флеминг, К.К., и Уоррен, С.Ф. (2016). Совместное участие и ранняя речь у детей раннего возраста с синдромом ломкой Х-хромосомы. Журнал исследований речи, языка и слуха, 59 , 1087–1098.
  2. Паттерсон, С.Ю., Элдер, Л., Гульсруд, А., и Касари, К. (2014). Связь между стилем взаимодействия родителей и совместным участием детей в семьях с малышами, страдающими аутизмом. Аутизм, 18(5) , 511-518.
  3. Боттема-Бейтель, К., Йодер, П.Дж., Хохман, Дж.М., и Уотсон, Л.Р. (2014). Роль поддерживаемого совместного взаимодействия и высказываний родителей в развитии языка и социальной коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра.

Оставить комментарий