Правила составления списка литературы по ГОСТу 2021
Документы, которые составляются с применением источников, в обязательном порядке должны включать в себя раздел, посвященный списку использованной литературы. Пункт ни в коем случае нельзя оформлять в произвольном порядке. Чтобы правильно составить раздел, нужно придерживаться требований, регламентированных ГОСТом.
Содержание
- Что такое список использованной литературы
- ГОСТ оформления списка использованной литературы в 2021 году
- Общие требования к оформлению
- Требования к наименованию раздела
- Типы, используемых в списке источников
- Требования к расположению источников
- Порядок оформления систематического списка использованной литературы
- Требования к оформлению списка литературы в алфавитном порядке
- Правила оформления списка литературы в порядке упоминания в тексте
- Оформление списка литературы в хронологическом порядке
- Общая структура описания
Что такое список использованной литературы
Список использованной литературы представляет собой раздел, в котором отражены все источники, изученные автором в процессе написания работы.
Подобный перечень часто включается в состав курсовых, дипломных работ, рефератов, отчетов и т.д.
Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс Бесплатный Экспресс-курс “Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel” от Ждановых. Получить доступ
Список использованной литературы в обязательном порядке оформляется с учетом требований, регламентированных ГОСТом. В противном случае оценка за работу может быть снижена, либо ее вообще не примут.
Многие образовательные учреждения разрабатывают собственные рекомендации по оформлению раздела. Но они не должны противоречить ГОСТу. Подобные указания формируются специально для авторов, для того, чтобы облегчить процесс написания работы и снизить риск допущения им ошибок.
ГОСТ оформления списка использованной литературы в 2021 году
В 2021 году список использованной в процессе написания работы литературы, оформляется с учетом правил, отраженных ГОСТ Р 7.0.100-2018. Надо отметить, что на территории РФ используется именно данный НПА.
Иные нормативы оформления библиографии в России не применяются.
Важно! Используемый ранее ГОСТ 7.1-2003 в РФ теперь не действителен. Однако им могут пользоваться жители стран СНГ.
Надо отметить, что ГОСТ, применяемый для оформления списка использованной литературы, не регламентирует правил отражения в документе сносок. Порядок их написания утвержден иным НПА, а точнее ГОСТом Р 7.0.5-2008.
Общие требования к оформлению
Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс
Бесплатный Экспресс-курс “
Вся работа, в том числе и список использованной литературы, оформляется с учетом следующих правил, регламентированных ГОСТом.
- Перед написанием текста необходимо разметить поля. Верхнее и нижнее не должны быть больше или меньше 20 мм, правое – 10 мм., а левое – 30 мм.
- Вся работа набирается на компьютере при помощи стандартных программ, например Microsoft Word.
Обязательное условие предъявляется к шрифту. Автор должен использовать исключительно Times News Roman. - К размеру кегеля, то есть к размеру шрифта, также предъявляются особые требования. Например, весь текст должен быть написан 14-тым кегелем, сноски – 12-тым. Причем в заголовках шрифт не увеличиваем, а чтобы выделить их на общем фоне, можно воспользоваться функцией Caps Lock или жирным шрифтом.
- В тексте используется полуторный междустрочный интервал. Если же автор использует сноски, то здесь разрешено применить одинарный интервал.
- Обязательно наличие красной строки. Ее размер не должен превышать значения 1,25.
- Переносы в процессе написания любых учебных работ или официальных документов не используются. Поэтому если подобная функция включена, ее следует отключить.
Важно! Текст работы набирается исключительно черным шрифтом. Нельзя использовать даже оттенки.
Также рекомендуется обратить внимание и на другие правила:
- заголовок «Список использованной литературы» располагают по центру и выделяют жирным шрифтом;
- после последнего слова заголовка запрещено ставить точку;
- источники оформляем исключительно списком, но без маркеров, а со сквозной нумерацией;
- не используем при составлении перечня использованной литературы табличную форму.

Надо отметить, что не имеет значения, на каком языке составлен список источников. Но, по общепринятым правилам, литература указывается на родном ее языке.
Требования к наименованию раздела
Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс Бесплатный Экспресс-курс “Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel” от Ждановых. Получить доступ
Название «Список использованной литературы» не единственное разрешенное наименование раздела. ГОСТ регламентирует особые требования:
- Если в ходе работы составитель просто руководствовался какими-либо источниками и не включал в текст мысли других авторов, то пункт называют «Литература».
- Если автор заимствовал из источников любую информацию, делал обзор на них, то раздел называют «Список использованной литературы».
- Если же кроме стандартной литературы, например книг, законов, журналов, статей и т.д., в тексте использовались иные источники, например электронные ресурсы, то следует использовать наименование «Список использованной литературы и источников».

Важно! В некоторых случаях разрешается использовать название «Библиографический список» или «Библиография».
Типы, используемых в списке источников
В ходе написания работы, автор может пользоваться любыми достоверными источниками информации. Их перечень довольно обширный, от небольших статей в периодических изданиях до объемных книг, законодательных актов и т.д.
| № п.п. | Тип источников | Пример источников |
| 1 | Литература | Книги, учебные издания, методические рекомендации |
| 2 | Официальная документация | Законы, кодексы, международные НПА, Конституция |
| 3 | Специальная, техническая документация | ГОСТы, нормативные документы, технические каталоги, сборники изобретений и т.д. |
| 4 | Научные документы | Монографии, статьи из научных журналов, диссертации, рукописи |
| 5 | Источники | Информация, размещенная в открытом доступе в сети, например статьи на сайтах, электронных газетах, цифровые книги и т. д. |
Таким образом, в ходе написания работы можно пользоваться любыми источниками. Главное условие – это их отражение в списке.
Важно! Составляя перечень используемой литературы, важно отразить не менее 20 источников. Подобные требования применяются к большинству учебным работам.
Требования к расположению источников
ГОСТ предъявляет требования не только к составу источников, но и к их расположению в списке. Существует несколько вариантов структуры раздела:
- алфавитный порядок;
- систематический (сквозной) список;
- по упоминанию в работе;
- хронологический порядок.
В первом случае перечислять источники необходимо по первой букве алфавита и первой буквы первого слова описания издания. Систематический перечень предполагает деление источников на несколько разделов.
Если перечень оформляется в порядке упоминания издания в работе, то начинают с первого процитированного в тексте издания.
Порядок оформления систематического списка использованной литературы
Если автор оформляет список использованной литературы в систематическом порядке, то он обязан поделить все источники на подразделы:
- официально-документальные издания;
- источники;
- специальная научно-техническая документация;
- научные документы.
В первом разделе отражают законы, российские и международные НПА. Второй подраздел включает в себя литературу, например книги, газеты, журналы, выписки из архивов и т.д.
К специально-технической документации относят ГОСТы, описания к изобретениям, научные каталоги. Последний подраздел состоит из монографий, учебных работ, диссертаций и т.д.
Важно! Если автор использовал источники на русском и иностранном языках, то в списке сначала отражаются русские издания, а затем иностранные.
При перечислении источников внутри группы следует пользоваться алфавитным порядком.
Требования к оформлению списка литературы в алфавитном порядке
При составлении списка литературы в алфавитном порядке, при перечислении источников обращают внимание на первую букву описания. Как правило – это первый знак фамилии автора издания или наименования книги.
Если в работе использованы источники двух авторов с одной фамилией, то при их перечислении нужно обращать внимание на инициалы.
Если же требуется перечислить несколько работ одного автора, то разрешается придерживаться хронологического порядка, либо упоминания в тексте.
Сам список начинают с русских источников, затем отражают авторов, пишущих на латинице, а в последнюю очередь указывают издания, составленные на графических языках.
Правила оформления списка литературы в порядке упоминания в тексте
Вполне понятно, что если автор перечисляет источники в порядке их упоминания в тексте, то перечисление начинается с первого цитированного в работе издания.
Однако сам список следует оформить немного по-другому. Например, каждый новый источник пишется с другой строки, но не с красной. Перед описанием проставляется номер источника, но точка после знака не ставится.
Оформление списка литературы в хронологическом порядке
Часто авторы составляют список использованной литературы в хронологическом порядке. В таком случае источники перечисляют по годам из издания, начиная с самой старой книги.
Общая структура описания
Каждый использованный источник описывается также по правилам, регламентированным ГОСТом. Начинают описание с наименования автора, например Федоров В.В. Затем вписывают непосредственное название источника, например «Социология и жизнь» и ставят двоеточие.
Далее нужно отразить информацию, которая описывает тип источника. Например, учебник, справочник, Закон и т.д.
Через знак «/» перечисляют авторов и редакторов, то есть лиц, ответственных за содержание источника, затем ставят точку и тире. После этого отражают данные об издании, например 1-е издание, через тире место издания и год.
В результате должно получиться примерно такое описание:
«Федоров В.В., Социология и жизнь: учебное пособие / В.В. Федоров. 1-е издание. – Москва: Флинта, 2020 год – 613 с.»
Истории о привидениях: смысл, идеи и анализ
В тот или иной момент мы все задумывались о загробной жизни. Что происходит когда мы умираем? Куда уходит наше сознание? Вернемся ли мы когда-нибудь в этот мир? Все эти размышления в конечном итоге приводят нас к размышлениям о призраках и их месте в нашем мире. Стоит ли удивляться тому, что призраки вызывают всеобщее восхищение, что писатели, поэты, драматурги, режиссеры и художники хотят рассказывать о них истории?
Истории о привидениях: значение
В каждой культуре мира есть свое понимание смерти и загробной жизни. У них также есть истории и сказки об их умерших и о том, что произошло после их смерти. Фигура призрака популярна во многих культурах. Призрак означает следы человеческого бытия, разума или души, которые остаются в этом мире спустя долгое время после смерти человека.
Истории о привидениях относятся к историям, в которых фигурируют призраки. Эти истории могут быть написаны, рассказаны, исполнены или спеты.
Генри Джеймса«Поворот винта » (1898 г.) — пример известной истории о привидениях.
Истории о привидениях: характеристики
Согласно исследователю и писателю-медиевисту М. Р. Джеймсу, английские истории о привидениях включают в себя определенные особенности. История о привидениях с такими чертами стала известна как «Jamesian Tale». Обстановка способствовала настроению истории. Для истории о привидениях было важно, чтобы обстановка передала ощущение мрачности и предчувствия. Обстановка может быть как маленькой, как загородный дом, так и большой, как деревня или город.
Объект, являющийся источником призраков. Обычно призрак в рассказах о привидениях дает о себе знать, когда главные герои обнаруживают объект, тесно связанный с призраком.
Мягкий и наивный главный герой , чтобы привлечь внимание читателя к призраку и привидениям.
Никакое объяснение сверхъестественных явлений , таких как привидение, с помощью разума или науки.
Гневные или угрожающие призраки , поскольку Джеймс считал, что дружелюбные призраки должны быть в сказках.
Истории о привидениях: анализ и популярные книги
Анализ истории о привидениях требует тщательного изучения определенных аспектов повествования. К ним относятся настройка , причина навязчивых мыслей и источник навязчивых мыслей .
Сеттинг
Анализируя сеттинг истории о привидениях, вы можете задать себе следующие вопросы:
- Каковы особенности настройки?
- Как обстановка добавляет жуткости истории о привидениях?
- Сеттинг обычно в чем-то особенный или содержит что-то особенное для призрака. Призраки, как правило, не могут покинуть место, где их преследуют, поэтому важно, чтобы обстановка была разнообразной — как история достигает этого?
- Есть ли в обстановке определенные символы или мотивы, которые подчеркивают историю о привидениях?
Вопросов очень много, давайте посмотрим, как их можно использовать для анализа текста:
В фильме Сьюзан Хилл « Женщина в черном » (1983) действие происходит в ветхом уединенном доме под названием «Дом угря», который стоит на болотах недалеко от городка Критин Гиффорд.
Название дома и его уединенность от города наводят на мысль о чем-то неестественном в этом месте. Болота, окружающие дом, являются причиной привидения, так как у призрака, когда она была жива, был сын, который утонул в болотах. Она бродит по Дому Угрей, чтобы найти своего ребенка, тело которого не нашли, и наказать других. Многочисленные сцены происходят в Доме Угрей, в первую очередь в детской, что добавляет повествованию жутковатости. Кресло-качалка в детской, качающееся само по себе, создает впечатление, что в нем восседает призрак женщины, которая с нетерпением ждет своего ребенка. Для главного героя, который один в доме, это усиливает ощущение угрозы в атмосфере. Детская в руинах и все ее принадлежности являются символом потерянной радости материнства, которая поглотила призрак, когда она была жива после смерти своего ребенка.
В большинстве историй о привидениях считается, что те люди, у которых после смерти остались «незаконченные дела» на земле, не могут перейти в загробную жизнь.
Поэтому их беспокойные души становятся призраками и преследуют определенное место, с которым они были тесно связаны в течение своей жизни. Как правило, призраки никогда не могут покинуть место преследований, кроме как «перейти» в загробную жизнь.
У Шекспира широко читаются и исполняются Гамлет (1601), покойный король является призраком принцу Гамлету. Он не может двигаться дальше из-за того, что его убийца остается безнаказанным. Он появляется на территории замка и, хотя и виден гвардейцам, общается исключительно с Гамлетом. Призрак поручает Гамлету отомстить за его убийство.
Источник преследований Обычно призраки связаны с местом какой-то драгоценной принадлежностью или глубокой привязанностью к людям или местам. Эти места или объекты становятся источником привидения. Некоторые люди, которые верят в призраков, также считают, что уничтожение объекта освобождает призрака. Хотя это еще предстоит научно доказать, как и существование призраков, объекты или места, которые являются источником призраков, также дополняют вымышленное повествование и служат символом чего-то еще.
Подобно роману Хилла «Женщина в черном », роману Сары Уотерс 2009 года « Маленький незнакомец », в котором также фигурирует мертвый ребенок. Ребенка зовут Сьюзан Эйрес, которая умерла от болезни в возрасте 8 лет и бродила по детской Зала Сотни, пытаясь уговорить свою мать, миссис Эйрес, присоединиться к ней в загробной жизни. Миссис Эйрес, столкнувшись с «призраком Сьюзен», а затем спасаясь от нее, всего через несколько дней убивает себя. Хотя неясно, видят ли другие члены семьи Эйрес призрак Сьюзен, важно отметить, как призрак Сьюзен привязан к комнате, где она играла и умерла, и как миссис Эйрес доводится до самоубийства после того, как ее заперли и терроризируется в этой самой комнате – источник призраков.
Истории о привидениях: жанр
Хотя все истории о привидениях относятся к жанру фантастики о сверхъестественном, не вся фантастика о сверхъестественном является историей о привидениях. В рассказах о сверхъестественном могут быть существа и звери, отличные от призраков.
В фильме Брэма Стокера « Дракула » (1897) вампиры отличаются от призраков. Это делает повествование рассказом об ужасах и сверхъестественном, но не историей о привидениях.
В то время как истории о привидениях могут включать черты, встречающиеся в рассказах о сверхъестественном, такие как психологически тревожные происшествия, призраки, смерть и трагедия, истории о привидениях должны обязательно содержать призраков, чтобы их можно было квалифицировать как таковые.
Рассказы об ужасах и сверхъестественном, в том числе истории о привидениях, часто развлекаются во время походных костров и ночных посиделок. Некоторые истории о привидениях стали очень популярными в результате того, что их повторяли снова и снова во время таких событий.
Существует множество историй о призрачных автостопщиках, которые бродят по определенным участкам дорог, и о пассажирах, проезжающих по ним. История о «Кровавой Мэри», призраке, который появляется в зеркале перед теми, кто вот-вот умрет, — еще одна известная история о привидениях.
Из-за своей повышенной популярности эти истории о привидениях стали городские легенды.
Истории о привидениях: идеи для собственного написания
Если вы собираетесь написать историю о привидениях самостоятельно, рекомендуется сначала прочитать некоторые известные истории о привидениях в английском литературном каноне, так как они дадут вам представление о том, как чтобы увлечь ваших читателей. Это может включать чтение рассказов таких авторов, как Эдгар Аллан По, Шеридан Ле Фаню и Ширли Джексон.
Важно помнить о следующих аспектах: предыстория , источник преследующих , обстановка г и атмосфера и главный герой.
ПредысторияСначала придумайте предысторию призрака, задав себе следующие вопросы:
- Чей это призрак?
- Почему они призраки?
- У них есть какие-то «незавершенные дела» на земле?
- Кого они преследуют и почему?
- Злобны ли они только по отношению к своей цели или ко всем, кто с ними сталкивается?
- Что потенциально может освободить призрака?
Источник привидения
Когда вы узнаете предысторию своего призрака, определите источник его привидения, задав себе следующие вопросы:
- Какой объект вызывает появление призрака и почему?
- Что такого особенного в предмете для призрака? Убедитесь, что он занимает значительное место в предыстории.
Объект также может быть символом чего-то, что чувствует призрак, например гнева, ревности или жадности.
Обстановка и атмосфера
Обстановка и атмосфера очень важны в истории о привидениях. Они передают читателю ощущение «призрака». Традиционно явления призраков отмечаются холодными пятнами и сквозняками, туманами и парами и т. д. Призрак также привязан к определенному месту и обычно никогда не может покинуть это место. В своей истории о привидениях определите это место и подготовьте сцену для создания у читателя чувства ужаса и страха с помощью образов.
Главный герой
Знай своего главного героя. Хотя все эти факторы важны, именно взаимодействие между призраками и вашим главным героем увлечет ваших читателей.
Истории о привидениях – основные выводы
- Жанр историй о привидениях относится к фантастике о сверхъестественном. Все истории о привидениях — это вымысел о сверхъестественном, но не всякая фантастика о сверхъестественном — это история о привидениях.

- Истории о привидениях — это вымышленные рассказы о привидениях.
- В рассказах о привидениях призраки обычно привязаны к месту или объекту. У них есть «незавершенные дела», которые нужно решить, прежде чем они смогут двигаться дальше в загробной жизни.
- Некоторые истории о привидениях, благодаря огромной популярности, становятся городскими легендами.
- В историях о привидениях важную роль играют обстановка, источник и причина появления призраков.
- Примеры историй о привидениях включают Маленький незнакомец (2009) Сары Уотерс, Поворот винта (1898) Генри Джеймса и Женщина в черном (1983) Сьюзан Хилл.
1 С. Т. Джоши. Граф Магнус и другие истории о привидениях: Полное собрание историй о привидениях М. Р. Джеймса. Том. 1. Книги о пингвинах. 2005.
10 лучших историй о привидениях | Fiction
Давайте начнем с самой большой проблемы для любого, кто пишет рассказ о привидениях: существует ли ваш призрак на самом деле? Возможно, будет какое-то другое объяснение: человек, увидевший призрака, сходит с ума или его сводит с ума кто-то другой.
В случае с седьмой платформой я ответил на этот вопрос с самого начала, записав весь роман призраком — молодой женщины, которая умерла на вокзале в Питерборо и оказалась там в ловушке до тех пор, пока не разгадывалась тайна ее смерти. решается. Однако это создало другие проблемы — что мог сделать мой призрак? Могла ли она перемещать предметы, проходить сквозь стены?

1. Возлюбленная Тони Моррисон (1987)
Это великое свидетельство ужасов рабства начинается с навязчивой мысли. «124 был злобным. Полный детского яда. Женщины в доме знали это, и дети тоже». В самой известной книге нобелевского лауреата призрак младенца, убитого своей матерью, чтобы спасти ее от рабства, является злобным духом, но также и метафорой того, как великое зло рабства преследует своих жертв после отмены, преследует история Америки и должна преследовать нас всех. Написать его «все равно что разбить палатку на кладбище, населенном громко кричащими призраками», — сказал Моррисон, говоря о «хаосе нуждающихся мертвецов». Когда в начале августа было объявлено о смерти Моррисона, многие комментаторы назвали «Возлюбленную» одним из величайших романов всех времен. Если вы еще не читали, что с вами не так?
2. «Поворот винта» Генри Джеймса (1898)
Ни один список историй о привидениях не может исключить эту классическую викторианскую историю, действие которой происходит в отдаленном загородном доме.
Гувернантка заботится о мальчике и девочке, двух сиротах, которые, как она приходит к выводу, могут видеть призраки мужчины и женщины, злонамеренно бродящие по дому. Один из интригующих аспектов прочтения этой неразрешенной истории заключается в том, что, если смотреть современными глазами, ее двусмысленность предлагает себя как метафоры пренебрежения детьми и сексуального насилия в семье.
3. Человек-тигр Эка Курниаван (2015)
Истории о привидениях разных народов представляют собой своего рода культурный барометр. Призраки широко представлены в индонезийской культуре, и белый тигр, обитающий в этой истории, — это не только призрак внутри молодого убийцы Марджио, но и настоящий тигр, которого могут увидеть жители деревни. Эта короткая, насыщенная и красивая книга была включена в лонг-лист Международного Букеровского агентства, что сделало Курниавана первым номинированным индонезийским писателем. Это действительно история о привидениях? Какая разница?
4.
«Призраки цунами» Ричарда Ллойда Парри (2017)
Этот отмеченный наградами научно-популярный рассказ о цунами 2011 года, унесшем десятки тысяч жизней в Японии, не является строго историей о привидениях, но это ошеломляющий отчет о том, как живых преследует необходимость вернуть своих мертвых. Парри сосредотачивается на трагедии начальной школы Окава, которая потеряла всех детей, кроме двух. Многие из его описаний будут преследовать вас: для меня это были осиротевшие родители, обучающиеся управлять механическими экскаваторами, чтобы они могли выкапывать ил и грязь для тел своих детей спустя много времени после того, как официальные поиски прекратились.
5. «Линкольн в бардо» Джорджа Сондерса (2017)
Эта полифоническая история о множестве призраков получила Букеровскую премию 2017 года — неплохо, учитывая, что это был первый роман Сондерса, хотя он уже был широко известным писателем рассказов. . Он касается скорби президента Авраама Линкольна по своему маленькому сыну Уильяму и является занимательным и душераздирающим напоминанием о том, что горе в равной мере затрагивает бедных и сильных мира сего.
6. Темная материя Мишель Пейвер (2010)
Этот замечательный роман для взрослых от автора «Хроник Древней Тьмы» доказывает, какая она бесконечно изобретательная писательница. Она начинается, как и многие другие истории о привидениях, с обнаружения дневника, в данном случае написанного Джеком, радистом из арктической экспедиции, действие которой происходит в 1938 году, когда над Европой сгущаются тучи войны. Группа разбила лагерь в отдаленной бухте, но когда вокруг них сгущаются полярная зима и бесконечная ночь, они понимают, что они не одиноки…
7. The Lovely Bones by Alice Sebold (2002)
Эта история из загробной жизни, рассказанная призраком 14-летней жертвы убийства, сразу после публикации стала бестселлером. был превращен в слащавый, но все еще трогательный фильм Питера Джексона с Сиршей Ронан в главной роли.
Сьюзи Сэлмон наблюдает со своего личного рая, как ее семья скорбит, а полиции не удается поймать ее убийцу. В меньших руках это могло быть сентиментально, но мастерство и наблюдательность Сиболда таковы, что вы плывете по течению и отчаянно нуждаетесь в том, чтобы юная Сьюзи обрела мир и справедливость для своей семьи.
8. «Маленький незнакомец» Сары Уотерс (2009)
Врача вызывают в Зал сотен, ветхий особняк, принадлежащий семье Эйрс. У них просто тяжелые времена, как у многих аристократических семей послевоенной эпохи, или же происходит что-то более зловещее? Уотерс берет свое глубокое знание викторианской готики и сочетает его со всем своим обычным мастерством, чтобы создать что-то одновременно заведомо традиционное и совершенно современное в изображении семейных тайн и класса.
9. «Женщина в черном» Сьюзен Хилл (1983)
Роман Сьюзан Хилл, одна из самых известных современных историй о привидениях, благодаря чрезвычайно успешной экранизации и экранизации не утратил своей шокирующей готической мощи.

Обязательное условие предъявляется к шрифту. Автор должен использовать исключительно Times News Roman.

д.
Объект также может быть символом чего-то, что чувствует призрак, например гнева, ревности или жадности.