Способы решения задач по химии: Способы решения задач по химии

Содержание

Экспресс-методы решения задач по химии

1. ЭКСПРЕСС-МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ

СТ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Цобкало Ж.А.

2. ТИПЫ ЗАДАЧ

Связь
физико-химических величин (ФХВ)
для 1 компонента − через количество
вещества; доли.
Расчеты
по стехиометрическим
соотношениям связь нескольких объектов
через количества веществ

3. ТИПЫ ЗАДАЧ

Комбинированные
Нестандартные
задачи – зима
задачи – весна

4. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ -проценты, – дроби, -степени -корни, -пропорции, -уравнения, -системы, -логарифмы

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ
-ПРОЦЕНТЫ,
– ДРОБИ,
-СТЕПЕНИ
-КОРНИ,
-ПРОПОРЦИИ,
-УРАВНЕНИЯ,
-СИСТЕМЫ,
-ЛОГАРИФМЫ
-УГЛЫ
-ОБЪЕМЫ

5. Связь физико-химических величин

СВЯЗЬ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ
ВЕЛИЧИН
P ∙ V = n ∙ R ∙ T (пора вставать на работу)
– уравнение Клапейрона-Менделеева
101,3 кПа = 1 атм = 760 мм. рт.ст
00С = 273К
R= 8,31 кДж/моль∙К

7. НИ ДНЯ БЕЗ РЕШЁННОЙ ЗАДАЧИ!!!

?2 Какое число атомов содержится в 1 г алмаза?
?3Какая масса молекулы белого фосфора?
?4Какая масса озона может быть получена из
3,01·1021 молекул кислорода?
?5Какой объем воды (в см3) содержит столько же
атомов водорода, сколько и 4,48 дм3 аммиака (н.у.):

8. Расчеты по уравнениям, стехиометрическим схемам

РАСЧЕТЫ ПО УРАВНЕНИЯМ,
СТЕХИОМЕТРИЧЕСКИМ СХЕМАМ
Стараемся уравнение
упростить до
стехиометрической
схемы
логические взаимосвязи
·w
·д/ a
:M
mсм → mчист → n (A)
Vcм→Vчист
·M
:w
n(Д) → mчист →mсм→mпракт
Vчист → Vcм
·α
Ncм→Nчист
Nчист → Ncм
Q
·η
Q
ПЗ 1.Какая масса осадка выпадет при взаимодействии
9,8 г фосфорной кислоты с гидроксидом стронция?
ПЗ 2. Какой объем аммиака (при н.у.) можно получить из
простых веществ, если объем исходного водорода равен
300 л, а практический выход – 43 %?
ПЗ 3. 200 г известняка с массовой долей основного
компонента 54% и некарбонатными примесями
обработали иодоводородной кислотой, полученное
вещество осторожно выпарили. Потери в синтезе
составили 5%. Какова масса полученной соли.
ПЗ 4. Молярная теплота сгорания водорода -142,2
КДж/моль. Какой объем кислорода необходим, чтобы
при сжигании водорода получить 2844 кДж тепла,
если потери тепла в этом процессе составят 20%?
ПЗ 5. Мольная доля кислорода в воздухе – 0,208.
Какой объем воздуха необходим для сгорания 5,6 м3
природного газа с 1% негорючих примесей? Какая
теплота при этом может быть получена, если при
сгорании 1,6 г основного компонента природного
газа выделяется 89,1 кДж?
ПЗ 6. Какова массовая доля серной кислоты, если в
процессе ее полного взаимодействия её с оксидом
алюминия массой 14,2 г было получено 524,2 г
раствора?
ПЗ 7 Какую массу (т) магнетита с массовой долей
основного компонента 87% необходимо взять для
получения 1 тонны стали, содержащей 0,5%
нежелезных примесей, если выход процесса
составляет 75%.

Суббота
Введение в химию 15 сентября в 12-00 (501 ауд)
Органическая химия 15 сентября в 10-00 (507 ауд)
Неорганическая химия 15 сентября в 12-00 (507 ауд)
Углубленный курс химии 15 сентября в 14-00 (507 ауд)

13. СОСТАВ РАСТВОРА

14. РАСТВОРЫ приготовление, смешение, выпадение осадка при охлаждении

РАСТВОРЫ
ПРИГОТОВЛЕНИЕ, СМЕШЕНИЕ, ВЫПАДЕНИЕ
ОСАДКА ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ
Сколько воды надо добавить к 50 г 15%ного раствора хлорида натрия, чтобы
получить 10% раствор.
Решение:0,1=(50·0,15)/(50+х) => х=25 г
Какую
массу кристаллической соды
необходимо растворить в 200 г воды, чтобы
при добавлении данного раствора в 50 г
раствора с массовой долей карбоната
натрия 10% получить 20% раствор?
Решение:
x∙0,371+ 50 ∙0,1
=0,2
х+200+50
х=
Смешали
300 г 50%-ного раствора
гироксида натрия и 500 мл 20%-ного
раствора (плотность 1,1 г/см3) Какова
массовая доля полученного раствора?
Какие
объемы 20 %-ного (ρ=1,15) и
5 %-ного (ρ=1,05) растворов соли
необходимо смешать для получения
300 г 8%-ного раствора?
В
каком соотношении масс необходимо
взять 10%-ный раствор сульфата меди и
медного купороса, чтобы получить 30%ный раствор?
Решение.
Необходимо найти соотношение
Пусть m1= х, а m2=1, тогда
Определите концентрацию раствора
фосфорной кислоты, полученного сливанием
200 мл 0,3-молярного р-ра и 300 мл 0,6молярного р-ра. Какая массовая и мольная доля
фосфорной кислоты в полученном растворе?
ОХЛАЖДЕНИЕ РАСТВОРОВ
(нагревание р-ров газов, осушение,
упаривание растворов)
Какая масса осадка образуется при
охлаждении 250 г 30%-ного раствора
сульфата калия до 20 C0, если растворимость
при данной температуре соли составляет
21,4 г на 100 г растворителя?
Решение:
w20= 21,4/121,4=(250·0,30 – х)/(250–х) => х=
Приготовили 200 г насыщенного при 60 0С
раствора сульфата меди. Какая масса медного
купороса выкристаллизуется из раствора при
охлаждении его до 0 0C? Растворимость сульфата
меди при 60 0С равна 39,5 г, а при 0 0C – 14,3 г на
100 г воды.
Какая масса КГ выпадет, если перед
охлаждением испарить 10% массы воды,
находящейся раствора?
Решение:
0,125=(200∙0,283– х∙0,64)/200-х =>х=

21.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Способы решения задач по химии » Информационный сайт города Гусева

Если вдаваться в подробности, сравнивая учебный период в университетах и колледжах несколько десятков лет назад, то можно смело заявить, что в наше время студентам стало гораздо проще в плане поиска нужной информации для саморазвития и решения поставленных перед ними целей.

Варианты поиска доступной информации


Технологический прогресс шагнул очень решительным и широким шагом, поэтому развитие молодых людей, которым пришлось стать на эту нелегкую тропу студенчества очень упрощено, и теперь все меньше приходится проводить время в библиотеках для поиска нужной информации в тоннах макулатуры, а можно просто поставить правильно сформулированный вопрос в поисковике и найти интересующую вас информацию и исходя из неё дать ответы на все поставленные перед вами вопросы и задания. Тем не менее, при появлении таких возможностей, способствует и развитие людской лени, ведь большинство отдают предпочтение поиску готовой информации чем создания чего-то своего, по-настоящему уникального. Век технологий дал не только прогресс в доступности информации, но и способствует развитию хитрости.

Одной из таких хитростей является использование сервиса «УниверSOS», который предоставляет студентам возможность с легкостью и без особых затрат написать и сдать работу любой сложности. Прогресс не стоит на месте и уже сегодня можно найти любое решение задачи онлайн https://universos.ru/reshenie-zadach-za-dengi-onlajn. Ну, а для того, чтобы избежать долгого поиска в недрах интернета, можно упростить себе жизнь и предоставить конкретную задачу специалисту на нашем сервисе.

Решение химических задач


В школьные годы не все учащиеся уделяют должное внимание изучению увлекательного и необычного предмета, такого как химия. И уже по истечению нескольких лет, когда ученик становится студентом, он неоднократно жалеет об упущенной возможности изучения столь сложного предмета. Даже самые лучшие отличники рано или поздно сталкиваются с трудностями понимания и запоминания химических формул. Что уж говорить о студентах, не обладающих достаточной дисциплинированностью и усидчивостью. Но выход есть из любой ситуации. Решение задач по химии онлайн поможет вам быстро справиться с заданиями, сдать материал на «отлично» и освободить себе время для того, чтобы провести его за более приятными занятиями.

Не важно к какому разделу химии относится задача, не важно, насколько она сложная. Наши специалисты примут вызов любого уровня сложности. Просто перейдите на сервис «УниверSOS», заполните форму, укажите в ней необходимую задачу для решения онлайн и ожидайте ответа. Ваш личный менеджер, который будет приставлен к вам в момент подачи задания, сам лично проконтролирует успешное, быстрое и главное качественное выполнение задания.

Никогда еще учеба не была настолько легкой и доступной, как сегодня. Убедитесь в этом сами, предоставьте работу профессионалам, а сами в это время проживайте насыщенную и полноценную студенческую жизнь, не беспокоясь о плохих отметках.

Методы решения задач по химии

Методы решения задач по химии Расчётные задачи по химии решают несколькими методами: 1. пропорций; 2. готовых формул; 3. алгебраическим. Метод   пропорций  вытекает   из   того,   что   существует   прямо пропорциональная зависимость между количеством элемента в соединении и всей массой вещества, а также между количеством веществ, принимающих участие в реакции или образующихся в результате её. Пропорция составляется на основании условия задачи и теоретически вычисленных величин. Она должна отражать и объяснять ход рассуждений по формуле или уравнению, а не простой набор отношений чисел. Процесс решения задач с помощью пропорции включает этапы:   установление зависимости между количествами вещества;   составление пропорции;   решение пропорции. Метод   готовых   формул  применяют   при   решении   задач   с использованием понятий   «массовая доля» ω;   «молярная масса» М;   «молярный объём» Vm;   «относительная плотность газов» ρ. Алгебраический   метод  следует   использовать   в   тех   случаях,   когда арифметическое решение химической задачи более трудоёмко. С применением этого метода возможно решение следующих задач:  смешивание нескольких растворов;  косвенное   определение   содержания   двух   веществ   в   смеси   по массе осадка или объёму газа, полученного в результате реакции;  косвенное определение содержания двух газообразных веществ в смеси по массе их общего объёма и др.

Сущность алгебраического  способа решения задач заключается в том, что содержание одного компонента смеси обозначают определённой буквой – х. Второй компонент смеси выражают разницей между числовым значением смеси и неизвестного. Общие правила решения расчётных задач по химии. Процесс решения расчётных задач по химии включает такие этапы: 1. запись условия задачи; 2. изучение условия задачи; 3. составление плана и выбор метода; 4. сокращённая запись условия задачи; 5. осмысление логической последовательности решения задачи; 6. выполнение расчётов и проверка решения; 7. запись ответа и анализ. При изучении условия задачи важно выяснить, что дано и что нужно найти. Отвечая на вопрос «Что дано?», следует обратить внимание на то, о каких   веществах   идёт   речь   в   условии   задачи.   Затем   выяснить   химические процессы (если о них идёт речь в условии задачи), а потом указать единицы измерения. Если они находятся в разных системах, то их приводят в одну систему единиц. Записать сокращённое условие задачи на левой части страницы тетради.
Условие   задачи   отделяется   прямой   линией   справа   и   снизу   от   основного решения задачи. При   сокращённой   записи   условия   задачи   нужно   придерживаться следующих обозначений: Аr – относительная атомная масса; Мr  ­ относительная молярная масса; М – молярная масса; m – масса вещества; n – количество вещества, моль; ω – массовая доля; V – объём газов, жидкостей, л; Vm – молярный объём, л/моль; ρ  – плотность, г/мл; D – относительная плотность газов; Q – тепловой эффект химической реакции, кДж; υ  – скорость. Следующим  этапом в решении задач  по химии является составление плана решения задачи. При осмыслении логической последовательности выясняют, нужно ли решать задачу по химической формуле или по уравнению либо без них. Следует   помнить,   если   в   условии   задачи   указывается   тип   химической реакции, встречаются слова «при взаимодействии», «образуется», то расчёты ведут по химическим уравнениям. На основании условия задачи записывают формулу вещества или уравнение реакции.
 В зависимости от условия задачи расчёты проводят одним из методов. Если задача включает несколько действий, то к каждому их них записывают вопрос. Вычисления ведут с точностью 0,01, в некоторых случаях – до 0,1 или результаты округляют до целых чисел. При этом необходимо пользоваться правилами приближённых расчётов. В конце решения записывают полный ответ. Чтобы     убедиться   в   правильности   решения   той   или   иной   задачи,   нужно сделать проверку. Сущность проверки заключается в проведении обратных расчётов, позволяющих получить исходные данные.

Дополнительные главы химии. 8 класс: О курсе

Курс ориентирован на слушателей, владеющих школьной программой 8 класса по химии. Учащиеся познакомятся с основным понятиям и законам химии, начальным сведениям о химии элементов, систематизируют теоретические знания, научатся решать задачи повышенной сложности.

Курс поможет школьникам не только на уроках химии в школе, но и позволит успешнее выступать на олимпиадах, а учителям химии — лучше понять аспекты теории и задачные акценты, примыкающие к школьной программе и характерные для олимпиад по химии, использовать задачную базу курса на занятиях в школе.

Курс состоит из 13 обязательных модулей, 58 видеолекций с конспектами, 232 обязательных упражнений и факультативных задач для самостоятельного решения.

Учебные модули

– Химическая формула и способы ее определения
– Ядро атома и радиоактивные превращения
– Электронное строение атома
– Химическая связь
– Строение и свойства твердых веществ
– Строение и свойства газов
– Уравнения химических реакций

– Смеси веществ
– Химия водорода
– Химия кислорода
– Основные классы неорганических веществ
– Электролитическая диссоциация. Ионные реакции в растворах
– Окислительно-восстановительные реакции

Внутри каждого модуля есть:

– видео с кратким конспектом, где обсуждается теория и разбираются примеры решения задач,
– упражнения с автоматической проверкой, позволяющие понять, как усвоена теория,
– задачи для самостоятельного решения, которые не учитываются в прогрессе и не идут в зачет по модулю, но позволяют качественно повысить свой уровень.  

В каждом разделе есть ответы на популярные вопросы, где можно уточнить свое понимание теории или условия задачи, но нельзя получить подсказки по решению.

По итогам обучения выдается электронный сертификат. Для его получения необходим зачет по всем учебным модулям, кроме лекционных. Условие получения зачета по модулю — успешное выполнение не менее 70% упражнений. Сертификаты могут учитываться при отборе на очные программы по направлению «Наука».

Если ученик не успеет получить зачет по отдельным модулям, то он не сможет получить сертификат, но сможет возобновить обучение, когда курс стартует в следующий раз. При этом выполнять пройденные модули заново не потребуется (но может быть предложено, если соответствующие учебные материалы обновятся).

В следующий раз курс будет открыт в августе 2021 года.

Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по химии»

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кантемировская средняя общеобразовательная школа №2

Кантемировского муниципального района Воронежской области

“Утверждаю”

Директор школы _______. ………..

Приказ № … от “… “……. 2017 г.

“Согласовано”

Заместитель директора по УВР

___________ ……….

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

учителей естественно-научных дисциплин

Протокол № …. от “…” ……… 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»

 

11 класс

Учитель химии

Костина Наталья Васильевна

2017-2018 учебный год

1.Пояснительная записка

Программа элективного курса «Методы решения расчётных задач по химии» разработана на основе авторской программы в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09. 03.2004.

Элективный курс «Методы решения расчётных задач по химии» носит предметно-ориентированный характер.

Профильное образование призвано более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Одним из условий естественнонаучного образования в профильных классах является формирование систематического подхода к рассмотрению химических процессов, осознанного применения теоретических знаний на практике. Для учащихся, выбравших естественнонаучный профиль обучения, уже недостаточно просто решать задачи по известным алгоритмам. Важно научиться методам анализа и синтеза в совокупности, так как именно эти мыслительные операции позволяют справиться учащимся со сложными задачами.

Цель курса:

– расширить знания учащихся по методам решения задач по химии;

– развивать познавательный интерес и творческую самореализацию учащихся;

– сформировать зрелость учащихся в выборе профиля обучения.

Задачи курса:

– помочь учащимся получить реальный опыт решения сложных задач различными способами, а также научить составлять свои по заданному алгоритму;

– познакомить учащихся с различными типами задач повышенного уровня сложности;

– дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;

– создать условия для поступления учащихся в учебные заведения с химическим профилем.

2.Общая характеристика учебного предмета, курса

Решение задач требует от учащихся умения логически рассуждать, планировать, производить расчёты и обосновывать их теоретическими предпосылками, дифференцировать определённые проблемы на отдельные вопросы, после ответов на которые решаются исходные проблемы в целом. При решении задач происходит сознательное усвоение и лучшее понимание химических теорий, законов и явлений. Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность, способствует профессиональной подготовке школьника.

Решение традиционных задач различными способами и задач повышенного уровня сложности практически не изучается в школьном курсе химии. Однако при поступлении в ВУЗы и средние специальные учебные заведения учащиеся должны обладать определённым уровнем химических знаний в этой области.

Изучение данного курса способствует углублению знаний учащихся по химии, а именно – помогает получить реальный опыт решения сложных задач различными способами, а также углубить свои познания в физике и математике. При изучении данного курса большое внимание уделено вопросу методике решения расчётных химических задач с точки зрения рационального приложения идей математики и физики, показаны разные способы решения.

Для успешного усвоения старшеклассниками методов решения химических задач, практического применения теоретического материала, используются химические знания и химические действия: теории и законы, лежащие в основе предложенных задач. Предусмотрены также задачи для самостоятельной работы, при этом использованы задачи различных вариантов, что способствует более глубокому и осознанному овладению методикой их решения.

В качестве одной из форм организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых даётся краткое объяснение теоретического материала, а затем решаются задачи по данной теме. Для повышения интереса к теоретическим вопросам, закрепления изученного материала, а также совершенствования навыков экспериментальной работы предусмотрен лабораторный практикум. Кроме того, можно использовать такие формы работы, как дискуссии, моделирование проблемных ситуаций и ролевые игры.

Формами контроля за уровнем достижений учащихся служат текущие, рубежные и итоговые контрольные мероприятия; письменные творческие работы, итоговые учебные проекты (составление сборников авторских задач по различным темам).

Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов.

3. Место учебного предмета, курса в учебном плане школы

Согласно учебному плану МКОУ Кантемировской СОШ №2 на 2017-2018 уч. год на изучение элективного курса «Методы решения расчётных задач по химии» в 11 классе из школьного компонента отводится 17 часов (из расчета 0,5 часа в неделю).


 

4. Содержание учебного предмета, курса

Тема 1. Межпредметные и курсовые связи при решении расчётных задач по химии

Международная система единиц как основа обозначения величин. Физические величины в химии, масса тела, плотность вещества, давление, количество теплоты, энергия топлива, уравнение состояния идеального газа, газовые законы. Основы математических расчётов: вычисления по пропорции, метод приведения к единице, вычисления с использованием процентов, графиков, системы алгебраических уравнений, округление чисел. Основные понятия химии и их обозначения, применяемые при решении расчётных задач: моль, молярная масса, молярный объём, молярная концентрация, относительная плотность, теплота химической реакции, тепловой эффект реакции, массовая доля, объёмная доля, мольная доля, растворимость, число структурных единиц, постоянная Авогадро, выход продукта.

Тема 2. Вычисление состава смесей веществ и сплавов

Классификация смесей. Определение состава сплавов. Вычисление массовой доли вещества в растворе. Растворимость. Кристаллогидраты. Молярная концентрация растворов. Эквивалент Нормальная концентрация. Титр растворов. Разбавление растворов. Упаривание растворов. Сливание двух растворов. Расчёты по хим. уравнениям с участием растворенных веществ.

Практическая работа. Получение однородных и неоднородных смесей.

Тема3 . Определение количественных отношений в газах

Вычисление объёмов газов и числа частиц. Реакции с участием газов. Закон Авогадро и следствие из него. Объёмная доля газов. Мольная доля газов. Относительная плотность газов. Вычисление объёмов газов при ненормальных условиях

Тема 4. Определение скорости химических реакций

Скорость химических реакций. Природа реагирующих веществ. Площадь поверхности соприкосновения веществ. Закон действующих масс. Правило Вант-Гоффа. Влияние катализаторов и ингибиторов на скорость химических реакций.

Тема 5. Вычисления по уравнениям химических реакций

Вычисление количества вещества продукта реакции, если известно количество вещества одного из исходных веществ. Вычисление массы вещества по исходному количеству вещества одного из исходных или получающихся в реакции веществ. Вычисление объёма газа, необходимого для реакции с определённым объёмом другого газа. Вычисление объёма продукта реакции по известному объёму исходного газа. Вычисление объёма полученного газа, если известна масса исходного вещества, и вычисление объёма исходного газа, если известна масса продукта реакции. Расчёты по химическим уравнениям, связанные с массовой (объёмной) долей выхода продукта реакции от теоретически возможного. Вычисление количества вещества продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего примеси. Расчёты по уравнениям химических реакций с использованием растворов с определённой массовой долей растворённого вещества. Расчёты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. Расчёты по термохимическим уравнениям. Вычисление при протекании последовательных реакций. Вычисления по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.

Творческие задания. Составление задач с экологическим содержанием.

Тема 6. Комбинированные и нетрадиционные задачи

Решение комбинированных задач. Решение нетрадиционных задач. Решение задач повышенной сложности.

5. Тематическое планирование

п/п

Дата

Тема занятия

Содержание

образования

Тема 1

Межпредметные и курсовые связи при решении расчётных задач по химии (1 час)

1

 

Основные понятия и законы химии

Международная система единиц как основа обозначения величин. Физические величины в химии. Основные понятия и законы химии

Основы математических расчётов. Правила решения задач.

Тема 2.

Вычисление состава смесей веществ и сплавов (5 часов)

2

 

Практическая работа. Получение однородных и неоднородных смесей.

Классификация смесей. Определение состава сплавов. Вычисление массовой доли вещества в растворе. Растворимость. Молярная концентрация растворов. Разбавление растворов. Упаривание растворов. Сливание двух растворов.

3

 

Вычисление массовой доли вещества в растворе.

Вычисление массовой доли вещества в растворе. Растворимость. Кристаллогидраты

4

 

Молярная концентрация растворов.

Молярная концентрация растворов.

5

 

Нормальная концентрация.

Эквивалент Нормальная концентрация.

6

 

Разбавление растворов. Упаривание растворов Сливание двух растворов

Разбавление растворов. Упаривание растворов Сливание двух растворов

Тема 3

Определение количественных отношений в газах (2 часа)

7

 

Вычисление объёмов газов и числа частиц.

Вычисление объёмов газов и числа частиц. Реакции с участием газов. Объёмная доля газов. Мольная доля газов.

8

 

Вычисление объёмов газов при ненормальных условиях

Вычисление объёмов газов при ненормальных условиях

Тема 4.

Определение скорости химических реакций (2 часа)

9

 

Скорость химических реакций.

Скорость химических реакций.

10

 

Факторы, влияющие на скорость химических реакций Катализаторы и ингибиторы.

Природа реагирующих веществ. Площадь поверхности соприкосновения веществ. Закон действующих масс. Правило Вант-Гоффа. Влияние катализаторов и ингибиторов на скорость химических реакций.

Тема 5.

Вычисления по уравнениям химических реакций (5 часов)

11

 

Выход продукта реакции от теоретически возможного.

Расчёты по химическим уравнениям, связанные с массовой (объёмной) долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.

12

 

Вычисление массы вещества, содержащего примеси.

Вычисление количества вещества продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего примеси.

13

 

Расчёты на избыток и недостаток.

Расчёты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке.

14

 

Расчёты по термохимическим уравнениям

Расчёты по уравнениям ОВР

Расчёты по термохимическим уравнениям. Вычисления по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.

15

 

Вычисление при протекании последовательных реакций

Вычисление при протекании последовательных реакций

Тема 6.

Комбинированные и нетрадиционные задачи (2 часа)

16

 

Решение комбинированных и нетрадиционных задач

Решение комбинированных и нетрадиционных задач

17

 

Решение задач повышенной сложности.

Решение задач повышенной сложности.

6. Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны знать все предложенные типы задач, основные формулы и методики, по которым ведётся расчёт, а также способы их решения.

Учащиеся должны уметь самостоятельно определять способ решения, применять данные формулы при решении определённого типа задач, выбирать наиболее рациональный путь решения задачи

7. Учебно-методическое обеспечение курса

Литературы для учителя:

– Всероссийская химическая олимпиада школьников. М.: Просвещение, 2005.

– Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения. М.: ОНИКС 21 век, 2004.

– Штремплер Г.И., Хохлова А.И. Методика решения расчётных задач по химии: 8-11 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2000.

– Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по химии/ Сост. С.В.Суматохин.- М.: Дрофа, 2001.

Литература для учащихся:

– Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии. М.: Высшая школа, 2007.

– Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. М.: Новая волна, 2002.

– Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В. сборник задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. – М.:ОНИКС 21 век, 2001.

Рабочая программа спецкурса по химии “Способы решения расчётных задач по химии”(9 класс)

«С О Г Л А С О В А Н О»

Рук.ШМО МОУ СОШ №1

————— /А.Н.Леоненко/

«___»____________201__г.

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРГРАММА

элективного курса химии для учащихся 9 классов

«СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ РАССЧЁТНЫХ

ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»

Наседкиной Людмилы Владимировны,

учителя химии МОУ СОШ №1, 1к/к

Североуральск,2012

Пояснительная записка

Данный курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов. Его программа рассчитана на 17 часов, курс предпочтительнее проводить во втором полугодии, так как к этому времени учащиеся имеют больший объём знаний по химии элементов, на базе которого будут решаться задачи разных типов. В курсе по выбору представлены типы расчётных задач, которые не рассматриваются в базовом курсе химии. Курс разделён на три блока : расчёты по химическим формулам, количественные характеристики растворов, вычисления по химическим уравнениям. Каждый блок начинается с теоретического введения, учитель показывает учащимся разные способы решения задач.В дальнейшем учащиеся сами самостоятельно определяют способ решения — главное, чтобы он был рациональным и логически последовательным. Решение задач способствует развитию логического мышления, прививает навык самостоятельной работы. Решение сложных задач – интересный и творческий процесс, результат его часто бывает оригинальным и нестандартным —таким образом решение задач способствует самореализации ученика. Задачи обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации.

ЗАДАЧИ КУРСА:

1.Углубить знания учащихся по химии, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи.

2.Дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к химии.

3.Предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу химии на повышенном уровне.

4.Создать учащимся условия для подготовки к ГИА по химии за курс основной школы.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

1.фронтальный разбор способов решения новых типов задач;

2.групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач;

3.коллективное обсуждение решения сложных и нестандартных задач;

4.решение расчётно-практических задач.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

Производить расчёты по химическим формулам: определять среднюю молекулярную массу смеси, относительную плотность газовой смеси, состав газовой смеси;Производить вычисления состава раствора с использованием массовой доли растворённого вещества, молярной концентрации, растворимости;Производить расчёты по уравнениям: вычислять объёмные отношения газов, определять состав смеси, массы продуктов реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Тематический план

Тема

Количество

часов

1,Расчёты по химическим формулам

2.Растворы

3.Вычисления по химическим уравнениям

Зачётное занятие

ИТОГО:

П Р О Г Р А М М А

1.Расчёты по химическим формулам. Основные понятия и законы химии. Количество вещества. Молярная масса. Постоянная Авогадро. Число структурных единиц. Молярный объём газа. Относительная плотность газа. Массовая доля вещества. Массовая доля элемента. Средняя молекулярная масса смеси газов. Массовая доля газов в газовой смеси. Вычисления с использованием физических величин(количество вещества, молярный объём газа, относительная плотность газа, массовая доля) и постоянной Авогадро. Определение средней молекулярной массы смеси. Определение относительной плотности газовой смеси. Определение состава газовой смеси.

2.Растворы. Массовая доля растворённого вещества. Правило смешения. Расчёты с использованием массовой доли растворённого вещества. Молярная концентрация. Задачи на приготовление растворов заданной концентрации. Растворимость веществ. Насыщенные растворы. Решение задач на растворимость.

3.Вычисления по химическим уравнениям . Закон объёмных отношений газообразных веществ. Вычисление объёмных отношений газов. Задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе. Вычисление массы (объёма, количества вещества ) продукта реакции ,если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Определение состава смеси. Задачи на вычисление массы (объёма) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ содержит примеси. Задачи на массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Календарно – поурочный план

занятия

Тема занятия

Кол-во

часов

10-11

Расчёты по химическим формулам

Основные понятия и законы химии.

Вычисления с использованием физических величин и постоянной Авогадро. Определение средней молекулярной массысмеси. Определение относительной плотности газовой смеси.

Определение состава газовой смеси.

Растворы

Массовая доля растворённого вещества. Расчёты с использованием массовой доли растворённого вещества. Правило смешения.

Задачи на приготовление растворов заданной массовой доли.

Молярная концентрация. Вычисления с использованием молярной концентрации.

Растворимость веществ. Решение задач на растворимость.

Вычисления по химическим уравнениям

Вычисление объёмных отношений газов.

Задачи, связанные с вычислением массовой доли веществ в образовавшемся растворе.

Вычисление массы (объёма, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ взято в избытке.

Задачи на вычисление массы продукта реакции, если одно из реагирующих веществ содержит примеси.

Задачи на вычисление массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

ИТОГОВОЕ ЗАЧЁТНОЕ ЗАНЯТИЕ

Литература для учителя

Глинка Н.Л.Задачи и упражнения по общей химии.-Л.:Химия,1984Глинка Н.Л.Общая химия.-Л., «Химия»,1972г.Кузьменко Н.Е.,Ерёмин В.В. Сборник задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. – М.:Оникс 21 век, 2001.Кузьменко Н.Е.,Ерёмин В.В.Химия.2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы.-М.,Дрофа, 1999г.Кузьменко Н. Е.,Магдесиева Н.Н.,Ерёмин В.В. Задачи по химии для абитуриентов (курс повышенной сложности).М.,Просвещение, 1992г.Чернобельская Г.М.,Ярославцева Т.С. Методические указания для обучения учащихся расчётам по химическим формулам и уравне- ниям.:М., МГПИ им.В.И.Ленина, 1980г.Хомченко Г.П.Химия для поступающих в ВУЗы.-М.,Высшая школа, 1993г.Хомченко Г.П.,Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в ВУЗы. М.,Высшая школа, 1993г.Шамова М.О.Учимся решать расчётные задачи по химии:Технология, алгоритмы решения.Библиотека журнала «Химия в школе».М., «Школа-Пресс», 2001, выпуск 6.Хомченко И.Г. Решение задач по химии.8-11кл.—М.,ООО «Новая волна», 2005г.Решения, методики, советы.Быкова В.В.Пособие для учащихся профильного спецкурса. Технология и алгоритмы решения расчётных задач по химии. Школа №8 г.Североуральска, 2006г.Аликберова Л.Ю.,Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием.М.,Центрхимпресс, 2001. «Химия в школе»- абитуриенту, учителю : библиотека журнала.Цитович И.К., Протасов П. Н. Методика решения расчётных задач по химии. Книга для учителя.М.,Просвещение,1983г.

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта – свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Химия 101: Решение проблем


Задания
Оценка
— Итоговая Экзамен
— Среднесрочный экзамен Тесты
— Онлайн Тесты

Clickers
Help
— Drop-in Center
— Решение проблем
— MasteringChemistry
— Учиться Консультации

ДОМАШНИЙ
Инструкторы
Лаборатория
Предварительные требования
3

Домашняя страница UVic
UVic Chemistry



Решение проблем

Решение проблем – это навык у нас часто нет времени открыто учить в лекциях. Мы используем четыре простых шага:

  • ПРОЧИТАТЬ вопрос
  • ПЛАН Ваш подход
  • РЕШИТЬ проблему
  • ПРОВЕРИТЬ свой ответ

Вы, вероятно, делаете что-то подобное, когда успешно отвечаете на сложные вопросы: этот метод просто формализует шаги и должен помочь предотвратить панику, когда вы столкнетесь с незнакомой проблемой.Во-первых, ПРОЧИТАЙТЕ вопрос внимательно и активно. Это означает, что вам следует искать ключевые термины и пытаться разобраться, какие части вопроса являются наиболее важными. Затем PLAN ваш ответ – запишите уравнения или концепции, которые, по вашему мнению, могут вам понадобиться, и / или быстро резюмируйте основную суть вопроса. Когда вы РЕШАЕТ проблему, вы непосредственно применяете то, что вы прошли на этапах ЧТЕНИЕ и ПЛАНИРОВАНИЕ, и записываете свою работу и ответ. Наконец, шаг, о котором многие забывают – ПРОВЕРИТЬ , что вы действительно ответили на ВСЕ части вопроса и что ваш ответ разумный.

Конечно, эта стратегия мало что значит, пока вы не увидите ее в действии! Так как же этому научиться? Что ж, вы, безусловно, можете спросить своих технических специалистов или инструкторов, и мы покажем вам, как решить проблему, используя этот подход. Однако вы также можете узнать об этом прямо здесь, на этом сайте. Мы сделали озвученные, анимированные Flash-презентации, которые применяют подход READ PLAN SOLVE CHECK к широкому спектру проблем, которые возникали на прошлых экзаменах Chem101.

Лучший способ использовать этот ресурс – это, вероятно, сначала попробовать решить проблему самостоятельно. Вы найдете их в конце каждой главы вашей лекционной книги. Если вы застряли, вот тут и появятся заданные наборы задач:

Используйте панель навигации под каждым фильмом для паузы, воспроизведения, возврата и т. Д.

Если вы используете мобильное устройство, попробуйте версии Youtube. Получите доступ к правильному видео, отсканировав соответствующий QR-код, напечатанный в вашей лекционной книге.Большинство устройств Android изначально считывают эти коды, но на момент написания ipad / ipod / iphone требовалось приложение для этого. В основном они бесплатные, например «QR-сканер».

Более 75% студентов в предыдущие годы сочли приведенные примеры работы «полезными» или «очень полезными». Мы надеемся, что вы тоже.

Кредиты : Проблемы были получены доктором Коддингом на предыдущих промежуточных и выпускных экзаменах Chem101. Решения были разработаны и написаны Кристой Виксе и доктором МакИндо.Ведущая – Криста Виксе.

Химический факультет Университета Виктории. Обновлено 27 июля 2011 г.

Стратегии решения химических проблем – будьте готовы! Все, что нужно знать для 1 курса химии