Роберт Славин Мнемотехника. Способы запоминания информации и приемы тренировки памяти О чём эта книга Мнемотехнику, как правило, связывают с проявлением феноменальной памяти. И это не случайно, ведь возможности памяти человека имеют определённые пределы. Расширить эти пределы помогает соблюдение 3-ёх принципов: • активное первоначальное восприятие; • использование мнемотехник; • интервальные повторения. *** Первая стадия запоминания – это запечатление нужной информации в сознании в виде образов. Как сделать этот процесс эффективным, как развить концентрацию внимания и зрительную память описывается в 1 главе. *** В основе мнемотехник лежит структурирование информации и использование 3-ёх особенностей нашей памяти. Суть этих особенностей раскрывается в главе 2. *** Глава 3 описывает самые известные и эффективные методы мнемотехники. *** Закрепить новую информацию в долговременной памяти поможет метод интервальных повторений. Он основан на кривой забывания информации, полученной опытным путём немецким учёным Германом Эббингаузом. А как использовать его на практике узнаете в 4 главе. *** Методы запоминания, которые использовали знаменитые люди, описывает глава 5. *** Глава 1. Как проверить и развить память При запоминании первые 15-25 секунд работает кратковременная память. Мозг сравнивает запоминаемый объект с его образом в сознании. Закрепить в памяти “первый снимок” объекта (объект это то, что нужно запомнить) помогает соблюдение 4-ёх правил. 1. Каждое сравнение должно улучшать схожесть объекта с образом. 2. Этот процесс должен длиться не меньше 15-25 секунд. Допустимая длительность до 1 минуты. 3. В запоминаемом объекте не может быть больше 5-6 деталей. Почему именно так – объясним в этой книге позднее. 4. Запоминаемые детали желательно связать между собой в цельную картинку. Проверка “внутреннего экрана” Чтобы сравнить объект с образом, нужно этот образ создать. И сделать его максимально схожим с “образцом” – объектом. За создание образов отвечает наша способность создавать образы и управлять (оперировать) ими – ассоциативное мышление. Проверить, насколько эта способность развита, помогут 2 теста. *** Достаточно простой, на первый взгляд, тест № 1. Как можно ясно и отчётливо представьте ситуацию: на перекрёстке со светофором, показывающим красный свет, стоит автомобиль красного цвета, светофор переключается на зелёный свет и автомобиль начинает движение. И с этого места начинается тест. Представьте в динамике, как автомобиль медленно начинает движение, постепенно набирает скорость и останавливается на следующем перекрёстке (следующий перекрёсток должен быть близко). Картинка должна быть цельной, связной и максимально подробной, со всеми деталями: нужно увидеть, как у машины вращаются колеса, и автомобиль при этом двигается в 4-ёх стадиях: разгон, движение, замедление, остановка. Трактовка результатов 1-го теста: • движение представили слитно, отчётливо, возможно слышали хруст гальки под колёсами – прекрасно. • движение представляли, они носило дискретный характер – хороший результат. Но нужно поработать над устойчивостью внимания. Как это сделать в домашних условиях – расскажу в следующих постах. • получилось представить в статике – сигнал к тому, что нужно развивать образное мышление. *** Тест № 2 – это ответы на загадку-друдл за 1 минуту. Многие знают, что друдл – это визуальная загадка, предполагающая много ответов. Для поиска отгадок можно мысленно добавлять любые элементы к изображению, смотреть на него под любым углом. Главное – давать волю своему воображению. Для иллюстрации посмотрите фото 1. Здесь можно разглядеть плавник акулы надо волной или нос человека, если мысленно повернуть фото на 90 градусов налево. Потренируйтесь пару минут в создании образов. Фото 1 Затем переходите к фото 2 и ровно за 1 минуту (не больше) постарайтесь подобрать максимально возможное количество отгадок к нему. Фото 2 Полученные результаты 2-го теста можно описать так: • более 6 образов – очень хороший показатель. Не только память, но и креативное мышление на высоком уровне; • 5-6 образов – всё в порядке. Это оптимальный показатель для человека с нагруженным и сильным интеллектом; • менее 5 образов – очень желательно добавить работы вашему интеллекту. *** Общая оценка результатов: • удались оба теста – Вам очень многое по плечу! До сих пор не владеете 2-3 иностранными языками??? Скорее всего, это только потому, что Вам не нужно столько языков. • средние показатели: можете очень многое, но надо немного поработать над собой, чтобы довести способности до совершенства. • низкие показатели – не печальтесь. Дело вполне поправимое. Поищите советы по развитию образного мышления в интернете, их полно и они бесплатные. Есть книги, посвящённые развитию креативного мышления. *** Также пройти бесплатный курс по развитию ассоциативного мышления можно на сайте https://супер-память. *** Приёмы развития внимания и памяти Независимо от того, насколько развитым ассоциативным мышлением вы обладаете, развить концентрацию внимания и память помогут 3 упражнения. 1. На развитие устойчивости внимания. Слежение за кончиком двигающейся секундной стрелки в течение 3-5 минут. Возможно, что это покажется простым. Но на практике Вы столкнётесь, скорее всего, с тем, что слежение на 2-ой минуте становится скачкообразным. Не давайте отвлекать Вас мыслям, какими бы важными они не были. Выполнять упражнение лучше всего 2 раза в день. Начинайте с 2-ух минут. На следующей неделе время слежения нужно увеличить. Добавляя каждую неделю по 20-30 секунд, Вы постепенно можете увеличить общее время слежения за стрелкой до 6-7 минут. Это одно из самых простых и в то же время эффективных упражнений для самостоятельного развития концентрации и устойчивости внимания. *** 2. На развитие зрительной памяти. Фотографическая память (её также называют эйдетической) – это такой вид памяти, который позволяет воспроизводить образ нужного объекта с точностью до 100%. Считается, что известный художник Иван Константинович Айвазовский обладал развитой фотографической памяти. Метод Айвазовского – это не приём мнемотехники. Но один из эффективных способов тренировки зрительной памяти. Суть приёма: • в течение 1-5 минут внимательно разглядывайте нужный объект; • закрыв глаза, мысленно представляйте его максимально подробно; • открыв глаза, сравнивайте реальный объект с его образом в нашем сознании; • повторяйте действия в этом порядке до тех пор, пока не добьётесь максимального совпадения. Начинать тренировки рекомендуем с простых предметов, у которых будет до 7-910 признаков: чашка, ручка и так далее. По мере улучшения способности к воспроизведению, нужно использовать более сложные объекты. И даже несколько. Конец ознакомительного фрагмента. Текст предоставлен ООО «ЛитРес». |
Тренировка памяти: советы и упражнения, которые помогут держать мозг в тонусе
Содержание:- Для чего нужно тренировать память
- Способы тренировки
- 10 упражнений для развития памяти
- Тренировка памяти и внимания
- Тренировка памяти и мозга
- Заключение
Для чего нужно тренировать память
Память человека неразрывно связана с мозгом и мыслительными процессами. Чем больше информации мы удерживаем в памяти, тем больше активности у мозга, которому приходится эту информацию обрабатывать. Так мозг обучается и становится более развитым.
Однако уровень интеллекта не фиксируется раз и навсегда в одной точке. Ученые из института Макса Планка в Берлине выяснили, что мозг достигает пика активности в возрасте 16–25 лет, после чего когнитивные функции постепенно снижаются.
Наш мозг обладает нейропластичностью – способностью адаптироваться к новым условиям и изменяться. И делать это он может в любом возрасте. А лучше всего мозг формирует новые нейронные связи, когда узнает что-то новое и запоминает эту информацию. Также исследования показывают, что регулярные тренировки памяти увеличивают показатели интеллекта у взрослых людей и способны улучшить память пожилых людей и вернуть ее к показателям среднего возраста.
Материалы по теме:
9 простых привычек, которые улучшают память
Развитие памяти — эффективные способы тренировки
Способы тренировки
Чтобы поддерживать память в тонусе, ее, как и тело, нужно тренировать. Но не пугайтесь – это не так сложно и почти не потребует дополнительных усилий. Все действия, которые помогут тренировать память, легко можно включить в повседневную рутину.
Изучать иностранные языки. Это один из лучших способов, который развивает и мозг, и память. Когда вы изучаете иностранный язык, вы сталкиваетесь с новой и неизвестной системой. Но именно это стимулирует работу мозга и заставляет его выходить из зоны комфорта. Также это довольно трудоемкое занятие, которое требует повышенной концентрации внимания. Ступенчатый процесс изучения – вы начинаете с простых вещей и постепенно повышаете свой уровень, обеспечивает мозгу равномерную нагрузку. А в конце вас ожидает награда – вы узнаете новую культуру, сможете поговорить с носителем языка, сдать экзамен и получить новую работу. Это, в свою очередь, влияет на выработку гормона дофамина, который отвечает за чувство удовлетворения, а также помогает процессам обучения и запоминания.
Работать над воображением и визуализацией. Развивать память помогает образное мышление. Допустим, вам надо запомнить номер телефона или новый пин-код банковской карты.
Нарушать автоматизм. Ежедневно мы совершаем множество рутинных действий – чистим зубы, идем знакомой дорогой до работы, заказываем один и тот же вид кофе в кафе по соседству. Мозг в это время действует на автомате и не напрягается. Чтобы растормошить мозг и заставить его работать активнее, полезно периодически менять устоявшиеся привычки. Например, сменить привычный маршрут, почистить зубы левой рукой, если вы правша, попробовать новое блюдо в кафе или приготовить самому по новому рецепту.
10 упражнений для развития памяти
Чтобы натренировать память, попробуйте ежедневно выполнять эти упражнения.
1. Решать арифметические примеры
Когда вы выполняете арифметические вычисления, вы заставляете мозг работать и анализировать ситуации быстрее. Также можно ввести арифметические подсчеты в бытовую жизнь. Например, считать в уме чаевые в кафе или выгоду, которую можно получить от специального предложения в магазине.
2. Учить стихи
Попробуйте каждый день заучивать небольшое стихотворение или его фрагмент. Когда учите стихотворение, старайтесь проговаривать его вслух. Так вы задействуете свой артикуляционный аппарат, что способствует лучшему запоминанию. Со временем вам понадобится меньшее количество повторений, чтобы выучить один стих.
3. Описывать предметы
Выберите любой предмет, который есть поблизости – вазу, статуэтку, книгу с интересной обложкой.
Лучше выбирать предметы, у которых больше деталей. Смотрите на предмет внимательно полминуты и запоминайте все детали. После этого отвернитесь от предмета и опишите его во всех подробностях.
4. Разгадывать кроссворды
5. Запоминать фигуры («Спички»)
Для этого упражнения вам понадобится десять спичек. Сначала возьмите пять спичек и бросьте их на стол. В течение нескольких секунд запоминайте их расположение, потом отвернитесь и попробуйте сделать такую же картину из других пяти спичек.
6. Запоминать предметы или слова
Положите на стол десять разных предметов, перечислите их вслух в течение минуты, а потом накройте чем-нибудь. После этого попытайтесь назвать все предметы, которые лежат на столе. Чтобы повысить сложность упражнения, можно увеличить количество предметов.
7. Выполнять действия вслепую
Попробуйте походить по квартире с закрытыми глазами или сделать привычное действие вслепую. Это улучшит память и повысит навыки пространственного ориентирования.
8. Рассказывать истории
Попробуйте придумывать рассказ о том, как прошел ваш день. Сторителлинг помогает лучше запоминать важные события и интересные детали, а также связывать эмоции с воспоминаниями.
9. Делать мысленные экскурсии
Представьте себе путь на работу или мысленно прогуляйтесь по квартире. Во время таких «прогулок» обращайте внимание на детали и рассматривайте отдельные объекты. Это упражнение тренирует концентрацию внимания, ведь в ходе прогулки вы затрачиваете достаточно много времени, чтобы детально изучить объекты.
10.
Строить дворцы памяти
Представьте хорошо знакомое вам пространство, например, свою комнату. Потом выберите там предметы или места, которые будут вашими «крючками», и привяжите к ним нужные ассоциации. Чем более абсурдными они будут, тем лучше запомнятся. Когда освоите метод на знакомом месте, сможете строить такие дворцы из любого пространства.
Shutterstock / Gohengs
Тренировка памяти и внимания
Умение концентрироваться и удерживать внимание очень важно для развития памяти. Ведь именно так воспоминания переносятся из краткосрочной памяти в долгосрочную.
Начать стоит с того, чтобы максимально концентрировать внимание на одном виде деятельности. Когда работаете над какой-либо задачей, не отвлекайтесь на другие дела или соцсети.
Также можно выполнять упражнения, которые помогут развить как внимание, так и память. Для этого хорошо подходят упражнения для скорочтения. Например, таблицы Шульте.
Их суть – последовательно находить числа за как можно меньшее количество времени. Когда вы ищете числа в таблице, зрение сразу фиксирует несколько ячеек. Таким образом вы запоминаете место нахождения не только нужной ячейки, но и ячеек с другими числами. Таблицы тренируют периферийное зрение, внимание и наблюдательность.
Также подойдет тест Струпа. Он хорошо тренирует как зрительную память, так и внимательность. Его суть заключается в том, чтобы назвать вслух цвет слов как можно быстрее. Главная ошибка – соблазн прочитать само слово, а не цвет, которым оно написано. Если вы ошибаетесь, надо назвать цвет еще раз.
Тренировка памяти и мозга
Мозг и память человека взаимосвязаны, поэтому, когда мы тренируем память, мы тем самым тренируем и наш мозг. Упражнения на запоминание, визуализацию предметов отлично развивают мышление. Но есть еще несколько лайфхаков, которые улучшат функционирование мозга и помогут ему эффективнее запоминать и обрабатывать информацию.
Заниматься спортом. Ежедневные физические нагрузки улучшают работу мозга. Когда вы занимаетесь спортом, мозг получает больше кислорода. Также снижается риск диабета или сердечно-сосудистых заболеваний. А они – частые причины потери памяти. Физические упражнения также помогают бороться со стрессом. Даже получасовая прогулка в ближайшем парке или 5–10 минут зарядки перезагрузят мозг и вернут концентрацию.
Хорошо спать. Здоровый сон крайне важен для процессов обучения и запоминания. Ведь во время глубокой фазы сна происходит укрепление памяти. Важно не только количество сна – 7-9 часов, но и качество. Для этого надо составить расписание сна и ежедневно ложиться в одно и то же время. А за час до сна следует избегать взаимодействия со смартфоном или компьютером. Ведь свечение экранов оказывает негативное воздействие на организм, в частности, подавляет гормон сна мелатонин.
Отслеживать количество стресса и следить за здоровьем.
Хронический стресс способен уничтожать клетки мозга, а также быть причиной потери памяти. Постоянный стресс может влиять на здоровье человека и обострять хронические заболевания. Поэтому важно вовремя отслеживать свое состояние и контролировать количество стресса. Например, делать перерывы в течение дня, ставить себе реалистичные задачи, хорошо отдыхать.
Также следует наблюдать за здоровьем и регулярно проводить медицинские чекапы. Деменция и болезнь Альцгеймера – не единственные заболевания, которые вызывают нарушения памяти. Болезни сердца, диабет, дисбаланс гормонов также ухудшают когнитивные способности и могут влиять на наши способности концентрироваться и адекватно воспринимать новую информацию.
Заключение
Активная работа мозга – залог здоровой и успешной жизни человека. Чтобы развивать мозг и постоянно подпитывать его энергию, необходимо регулярно тренировать память, внимание, воображение, а также не забывать про физическое состояние организма.
Для этого попробуйте включать в свою жизнь эти действия.
- Изучать новое. Например, иностранные языки.
- Развивать воображение.
- Менять привычные паттерны поведения.
- Регулярно выполнять упражнения для тренировки памяти.
- Тренировать концентрацию и внимание.
- Заниматься спортом.
- Уменьшать количество стресса.
- Поддерживать здоровье и хороший сон.
Автор: Марина Расторгуева
Фото на обложке: Shutterstock / fizkes
Научно обоснованные советы и методы запоминания
Память играет важную роль в повседневной жизни, позволяя нам узнавать об окружающем мире и соответствующим образом адаптироваться. Мы используем память каждый момент, будь то запоминание имен наших клиентов, подготовка к экзамену в школе медсестер или бесчисленное множество других аспектов нашей работы и жизни.
Информация, которую мы получаем, проходит через три стадии памяти: кодирование, хранение и извлечение. Процесс кодирования преобразует информацию в конструкцию, хранящуюся в мозгу. Затем информация сохраняется либо в долговременной, либо в кратковременной памяти. Наконец, информация доступна для извлечения из хранилища.
Есть несколько способов облегчить этот процесс, защититься от ухудшения памяти и повысить нашу способность запоминать информацию. Ниже мы расскажем о стратегиях улучшения здоровья мозга, а также о конкретных методах запоминания и припоминания информации.
Советы по улучшению памяти
Лучший способ защитить и улучшить память — вести правильный образ жизни: регулярно заниматься спортом, ограничивать стресс, правильно питаться и достаточно спать. Вы также можете поддерживать гибкость ума, изучая иностранный язык или играя в игры для тренировки мозга, чтобы улучшить навыки мышления и кратковременную память.
- Регулярно занимайтесь спортом : Упражнения — это один из лучших способов сохранить память. Регулярные аэробные упражнения (кардио), по-видимому, увеличивают размер гиппокампа, области мозга, отвечающей за вербальную память и обучение. Регулярные физические упражнения также могут помочь вам поддерживать здоровый вес, уменьшить стресс и улучшить сон, и все это связано с памятью.
- Ограничение стресса : Медитация и осознанность также являются отличными способами снижения стресса и улучшения сна. Было показано, что медитация улучшает эпизодическую память, память о повседневных событиях.
- Следите за тем, что вы потребляете : Неудивительно, что то, что вы употребляете в пищу, также может влиять на вашу память. Употребление сбалансированной диеты, включающей полезные жиры и натуральный сахар (глюкозу) и ограничивающей насыщенные жиры, рафинированный сахар и алкоголь, может быть лучшим для улучшения функции долговременной памяти.
- Сон: Сон имеет решающее значение, так как он играет роль в консолидации воспоминаний.
Кроме того, недостаток сна может ухудшить способность человека концентрироваться. Вы можете улучшить сон, регулярно занимаясь спортом, занимаясь осознанностью/медитацией, ограничивая употребление алкоголя и избегая кофеина днем и вечером.
8 Техники памяти для сохранения информации
При подготовке к экзамену, подготовке презентации или произнесению речи вам, вероятно, потребуется запоминать информацию.
Прежде чем начать подготовку, вы можете сделать несколько вещей, чтобы настроить себя на успех. Старайтесь не отвлекаться во время учебы, планируйте заранее, чтобы вам не пришлось зубрить, и делайте перерывы в учебе. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что занятия незадолго до сна, а также сон между учебными занятиями могут помочь людям запоминать информацию.
Ниже приведены 8 научно обоснованных методов сохранения информации и улучшения припоминания и памяти.
1. Или систематизируйте информацию
Начните с описания информации, которую вам нужно будет вспомнить.
Создание подробного, но организованного плана информации позволяет выделить и сфокусировать внимание на важных понятиях.
Полезной стратегией организации является метод фрагментации , который разбивает большие объемы информации на более мелкие логические единицы, которые легко понять. Например, при изучении иностранного языка вы можете составить словарные слова по функциональным группам, таким как предметы домашнего обихода, животные и занятия. Фрагментирование — ценный инструмент для запоминания.
2. Создавайте ассоциации
Создание ассоциаций на основе существующих знаний — еще один полезный способ запоминания информации. Вы можете создавать мысленные образы и соединяться со звуками, запахами и вкусами, чтобы кодировать воспоминания.
Парадокс Бейкера/пекаря говорит нам, что если два человека должны помнить, что чья-то фамилия Бейкер, они с гораздо большей вероятностью сделают это, если представят этого человека как профессионального пекаря (т.
е. мистера Бейкера). в поварском колпаке). Вот почему разработка истории — это мощный способ сохранить информацию. Например, если вы хотите запомнить, что клиентку зовут Сэнди, вы можете представить ее идущей по пляжу.
3. Используйте визуальные подсказки
Использование визуальных инструментов, таких как концептуальные карты, графики, иллюстрации и фотографии, может быть полезным для обучения. Графики и диаграммы также упрощают информацию, облегчая ее понимание и последующее запоминание.
Этот метод может быть полезен для визуалов, то есть для людей, которые лучше осмысливают информацию, которую видят. Это также отличный метод для докладчиков, которые могут использовать визуальные эффекты в своих слайдах в качестве подсказок для поиска.
Помимо того, что визуальные подсказки являются отличным методом запоминания информации, они также отлично подходят для улучшения пространственной памяти. Исследования показали, что визуальные подсказки помогают в пространственной навигации у пациентов с AD и MCI.
4. Создание мнемоники
Использование мнемонических приемов, таких как акронимы, акростихи и рифмы, является хорошим способом запоминания информации в долгосрочной перспективе. Например, вы помните, в каком году Колумб высадился в Америке? Вы, вероятно, знаете, если вы когда-нибудь выучили рифму: «В 1492, Колумб плыл по синему океану». Так что, если вам нужно запомнить серию чисел для работы, вы можете подумать о том, чтобы придумать креативную рифму.
Еще одно мнемоническое средство, которое вы можете использовать для более визуальных учеников, — это строительство дворца памяти. Дворец памяти — это воображаемое место (это может быть дом или знакомое место), где вы можете хранить мнемонические образы. Идея заключается в том, что вы совершаете мысленное путешествие, чтобы вспомнить информацию. Некоторые участники чемпионата мира по запоминанию даже использовали метод рассказа в своем дворце памяти.
5. Запишите
Оказывается, некоторые вещи лучше делать по старинке.
Исследователи обнаружили, что записывать информацию от руки более эффективно, чем печатать для изучения понятий. Поскольку на написание от руки уходит больше времени, вы, естественно, вынуждены более избирательно подходить к тому, что пишете, и сосредотачиваться только на ключевой информации. На самом деле, чем меньше, тем лучше, когда дело доходит до заметок. Одно исследование показало, что чем больше слов учащиеся записывали дословно, делая заметки, тем хуже они справлялись с тестами на запоминание.
6. Произнесите это вслух
Когда вам нужно запомнить новую информацию, полезно прочитать ее вслух. Одно исследование показало, что двойное действие, когда мы говорим и слушаем, как мы говорим, помогает запоминать слова и фразы в долговременной памяти. Это исследование, среди прочего, подтверждает, что память выигрывает от активного участия.
7. Активно вспоминайте
Проверка себя заставляет вас извлекать информацию из памяти. Карточки — отличный способ самопроверки.
Исследования показывают, что практика припоминания может значительно улучшить память, чем просто повторное изучение материалов. Вероятно, это очень эффективный способ закрепить информацию в памяти из-за значительных дополнительных усилий.
8. Репетируйте
Практика действительно ведет к совершенству. Повторяйте информацию снова и снова, либо записывая ее, либо читая вслух.
Исследования показывают, что интервальное повторение — разделение обучения на более длительный период времени — является более эффективным способом запоминания информации, чем попытка «втиснуть» в мозг большое количество информации за короткий промежуток времени.
Все эти методы запоминания не только подтверждены наукой, но даже чемпионы памяти могут подтвердить их эффективность. Даже если вы не спортсмен памяти, эти методы запоминания могут помочь вам в школе или на работе. Ознакомьтесь с нашими сообщениями об эффективных методах обучения и обучении на дому для получения дополнительной информации.
Источники:
Редакция Indeed. Верно. «Практикующая медсестра против семейной практикующей медсестры: определения и чем они отличаются». 13 мая 2021 г. https://www.indeed.com/career-advice/finding-a-job/fnp-vs-np. Дата обращения: 26 января 2022 г.
Карпик, Джеффри Д. и Генри Л. Редигер III. «Критическое значение поиска для обучения». Наука 319, вып. 5865 (февраль 2008 г.): 966–968. doi: 10.1126/science.1152408.
Трафтон, Энн. “В мгновение ока.” Новости Массачусетского технологического института. 16 января 2014 г. https://news.mit.edu/2014/in-the-blink-of-an-eye-0116. Доступ: 26 января 2022 г.
Полный список из 23 лучших методов запоминания для учащихся
Чтобы хорошо учиться в школе, вам нужно хорошо использовать свою память.
Лучшие ученики используют различные техники и инструменты для запоминания информации и быстрого ее воспроизведения во время экзаменов.
Конечно, память не заменит понимания.
Вам необходимо понимать темы, которые вы изучаете, иначе вы не сможете хорошо работать.
Но есть много техник, которые помогут вам лучше запомнить то, что вы изучаете.
Вот 23 лучших метода запоминания для учащихся.
(Загрузите бесплатный PDF-файл ниже, чтобы изучить 3 дополнительных метода.)
Методы запоминания для обучения
Готовясь к следующему экзамену, попробуйте несколько из следующих методов запоминания для студентов.
Уверен, они вам пригодятся!
1. Используйте изображения
Человеческий мозг обрабатывает изображения быстрее, чем слова.
Фактически, 90% информации, которую обрабатывает наш мозг, является визуальной. Мы также обрабатываем визуальную информацию в 60 000 раз быстрее, чем слова.
Поэтому неудивительно, что мы запоминаем образы лучше, чем слова.
Вот почему превращение слов или уравнений в образы является эффективным методом запоминания.
Возьмите факт, который вы хотите запомнить, и превратите его в изображение.
Но не просто изображение — постарайтесь сделать изображение смешным или преувеличенным.
Чем нелепее изображение, тем легче его запомнить.
Например, чтобы помнить, что катионы — это положительно заряженные ионы, а анионы — отрицательно заряженные ионы, вы можете…
- Представьте кошку и подумайте о том, что у кошек есть лапы. «Лапы» напоминают вам «положительно», поэтому катионы заряжены положительно.
- «Анион» звучит как «лук», и от лука можно плакать. Плач обычно считается негативным событием, поэтому анионы заряжены отрицательно.
Вот еще один пример.
Допустим, вы хотите вспомнить, что Нил Армстронг был первым человеком, ступившим на Луну.
Вы можете представить себе человека, идущего по Луне с гвоздем («гвоздь» звучит как «Нейл») в его мускулистой руке (чтобы напомнить вам слово «Армстронг»).
Образы являются эффективным методом запоминания, потому что они позволяют запоминать больше информации, затрачивая при этом меньше времени на изучение.
2. «Сопоставьте» информацию со звуками или буквами
Иногда слова звучат одинаково или имеют сходное написание.
А некоторые слова просто трудно написать.
Например, вот как вы можете использовать звуки или буквы, чтобы запомнить эти факты:
- «Gr e y» используется в E Англия, тогда как «gr a y» используется в A America
- «Ne c e ss ary» имеет одну «с» и две «s», так же как рубашка имеет один c воротник и два s рукава
- Стала г клещи (разновидность скального образования) растут из г круглых, а сталя c титов растут из c лейлинга
3. Используйте акронимы и мнемоники
Акронимы и мнемоники также являются полезными методами запоминания для учащихся.
Акроним — это аббревиатура, образованная из первой буквы ряда слов.
Например, PEMDAS — это аббревиатура для запоминания порядка операций в математике:
- Скобка
- Экспоненты
- Умножение
- Подразделение
- Дополнение
- Вычитание
Мнемоника — это короткая фраза, используемая для запоминания правила или принципа, например, «i» перед «e», кроме «c».
Эта мнемоника напоминает учащимся, что буква «i» обычно стоит перед «e» при написании различных слов, таких как «ложь», «вера» и «пирог».
Исключение составляют случаи, когда «i» стоит после «c» — например, «получать» и «потолок».
Вот еще один пример.
M Y V ERY E XCITED M ERSHIL j UST S erved UST S. S. S. S. S. S. S. S. S. S. S. S. S. S S. S S S S S S . восемь планет в нашей Солнечной системе:
- M ercury
- В энус
- Е арт
- М арс
- J upiter
- С по
- U Ранус
- Н ептун
Кроме того, «Можно мне подушку?» — это мнемоника, которую вы можете использовать для запоминания значения числа пи: 3,1416 («может» состоит из 3 букв, «я» — из 1 буквы и т.
д.).
Также помогает то, что первые две буквы слова «подушка» образуют слово «пи».
4. Создайте историю
Еще одна эффективная техника запоминания — построить рассказ на основе фактов, которые вы пытаетесь запомнить.
Допустим, вы пытаетесь выучить формулу потенциальной энергии гравитации (P.E. = mgh).
Вы можете придумать историю о том, как вы на уроке физкультуры вдруг видите маму (м), бабушку (ж) и лошадь (з), стоящих вместе.
Или, может быть, вы пытаетесь запомнить формулу E = mc 2 .
Вы можете представить слона (E), идущего к обезьяне (m), которая держит квадратный крекер (c 2 ).
5. Соедините информацию с тем, что вы уже хорошо знаете
Исследования показывают, что легче узнать что-то новое, если вы можете связать это с тем, что вы уже понимаете.
Например, если вы изучаете электричество, вы можете сравнить электричество с водой, используя следующую аналогию:
- Плата = вода в резервуаре для воды
- Ток = расход воды
- Напряжение = давление воды
Это не идеальная аналогия, но она поможет вам быстрее изучить понятия, связанные с электричеством.
Вот еще один пример.
Допустим, вы изучаете Древний Рим и уже много знаете о Древней Греции. Вы можете связать две области знания, заметив, что:
- И греки, и римляне полагались на сельское хозяйство как на важную часть своей экономики.
- В конечном итоге греки управлялись посредством демократии, а римляне пользовались смесью демократии, монархии и олигархии.
- Греки колонизировали, а римляне завоевали.
- Греки говорили по-гречески, а римляне по-латыни.
Создав эти связи, вы сохраните больше информации, которую узнаете о Древнем Риме.
6. Учитесь в разных местах
Многие люди скажут вам, чтобы вы учились в одном месте.
Идея состоит в том, что это позволит вам учиться более эффективно, потому что вы связываете обучение с этим местом.
Но исследования показывают, что это не всегда так.
В классическом эксперименте психологи дали студентам колледжа список из 40 слов для запоминания.
Студенты выучили список в двух разных комнатах. В одной комнате не было окон и она была загромождена, а другая была современной и имела прекрасный вид.
Эти учащиеся показали гораздо лучшие результаты при тестировании по сравнению с другими учащимися, которые изучали один и тот же список слов дважды в одной и той же комнате.
Эти результаты наблюдались и в других подобных экспериментах.
Так почему изучение одного и того же материала в разных местах может помочь в запоминании?
Изучение одного и того же материала в разных условиях заставляет мозг создавать множество ассоциаций с материалом. Другими словами, различные настройки создают дополнительные «ментальные леса», на которые вы можете «повесить» новый материал.
Чтобы воспользоваться этим эффектом, попробуйте изменить среду обучения. Изучайте что-то дома, что-то в школе, а что-то в библиотеке.
Но помните, что для того, чтобы эта техника работала, вам нужно изучать один и тот же материал в разных местах.
7. Ложитесь спать после изучения чего-то сложного
Вы, наверное, знаете, что недосып негативно влияет на вашу память. Если вам интересно, что лучшие ученики делают по-другому, достаточное количество сна, безусловно, является одним из них.
Но знаете ли вы, что сон вскоре после учебного занятия улучшит вашу память о только что изученном материале?
Исследования показывают, что учащиеся, которые ложились спать в течение нескольких часов после учебного занятия, лучше запоминали то, что они только что выучили.
Так что, если вам нужно выучить что-то особенно сложное, сделайте это за несколько часов до сна.
8. Прежде чем пытаться запомнить информацию, прогуляйтесь
Упражнения полезны как для тела, так и для мозга.
В исследовании, проведенном Джеймсом Т. Хейнсом IV, участники, которые ходили по беговой дорожке в течение 15 минут до периода обучения, лучше запоминали два списка из 15 слов.
Чтобы воспользоваться этой техникой запоминания, совершите короткую прогулку перед прослушиванием записи лекции, изучением карточек или запоминанием определений или уравнений.
9. Произнесите информацию вслух
Этот метод основан на исследованиях, проведенных в Университете Ватерлоо.
Исследования показывают, что мы с большей вероятностью запоминаем информацию, которую мы читали вслух, по сравнению с информацией, которую мы читали только про себя.
Это явление основано на том, что исследователи называют «производственным эффектом».
Объяснение этого эффекта заключается в том, что слова, прочитанные вслух, воспринимаются нашим мозгом лучше, чем слова, произнесенные про себя. Эта особенность помогает процессу кодирования информации в нашей памяти.
Итак, когда вы хотите запомнить определенную информацию, прочитайте ее вслух.
10. Полностью понять информацию, прежде чем пытаться ее запомнить.
Этот тип зубрежки не работает.
Трудно запомнить содержание, когда вы используете зубрежку. Это потому, что когда вы не понимаете тему, у вас не будет никаких мысленных «прищепок», на которые можно повесить новую информацию.
Это восходит к идее «ментальных лесов», концепции, о которой я упоминал ранее.
Давайте рассмотрим пример.
Спусковым крючком для Первой мировой войны стало убийство эрцгерцога Франца Фердинанда 19-летним Гаврило Принципом.
Вы можете попытаться запомнить этот факт сам по себе, но это будет трудно сделать.
Представьте, если бы вы также узнали эти связанные факты:
- Эрцгерцог Франц Фердинанд был убит в Сараево, столице Боснии
- Босния входила в состав Австро-Венгерской империи
- Сербия хотела взять Боснию под свой контроль
- Гаврило Принцип был сербским националистом
- Австрия вторглась в Сербию, потому что почувствовала угрозу со стороны сербского национализма
- Сербия имела договор с Россией
- Австрия заключила договор с Германией
- Россия мобилизовала свои силы для поддержки Сербии, а Германия мобилизовала свои силы для поддержки Австрии
Эти дополнительные факты помещают первоначальный факт в контекст.
Таким образом, он дает вам «колышки», на которые можно повесить первоначальный факт.
Вот еще один пример.
Допустим, вы хотите выучить теорему Пифагора: в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов двух других сторон.
Если это все, что вы выучите, вам будет трудно запомнить теорему.
Но что, если вы также узнаете, что с помощью этой теоремы можно найти длину третьей стороны любого прямоугольного треугольника, если известны длины двух других сторон?
Тогда вы поймете, почему эта теорема полезна, а значит, вам будет легче ее запомнить.
11. Расскажите другим о том, что вы узнали
Исследования показывают, что когда люди изучают материал, а затем преподают его другим, их понимание значительно улучшается.
Таким образом, эффективная техника запоминания состоит в том, чтобы учить других тому, что вы изучаете.
Это улучшит понимание и запоминание материала.
Кроме того, всегда полезно помогать другим и обучать их материалу, если они его не понимают!
Вы начнете понимать, что знаниями нужно делиться, а не копить, что повысит вашу мотивацию к учебе.
12. Используйте цвета
Цвета привлекают наше внимание. Более того, они работают как своего рода умственная стенограмма.
Цвета придают контекст изучаемому материалу и помогают более эффективно его обрабатывать.
Как упоминалось ранее, мозг обрабатывает визуальную информацию, например цвета, в 60 000 раз быстрее, чем текст.
Это означает, что когда вы кодируете информацию цветом, это позволяет вашему мозгу предварительно обработать информацию, прежде чем вы начнете ее изучать.
Вот несколько советов по использованию цветов, которые помогут вам лучше учиться:
- Код цвета после вы делаете заметки, а не , а вы делаете заметки. (Это связано с тем, что цветовое кодирование при ведении заметок будет прерывать ход вашего учебного занятия, и вы также можете переусердствовать.)
- Используйте маркеры, разноцветные ручки и разноцветные стикеры.
Используйте единый цветовой код для всех предметов и тем.
Например, вы можете решить использовать такую систему:
- Синий = ключевой факт
- Зеленый = пояснение к ключу
- Красный = пример ключа
Или вы можете использовать цветовые коды для таких подтем:
- Синий = основные причины Второй мировой войны
- Зеленый = основные события Второй мировой войны
- Желтый = основные последствия Второй мировой войны
Предупреждение: при использовании цветов в качестве учебного пособия не переусердствуйте. Если слишком много вашего учебного материала раскрашено или выделено, вы запутаетесь.
13. Запишите информацию, которую хотите запомнить
Исследования показали, что в течение двух дней, когда мы слушаем или читаем новую информацию, мы забываем 60% ее.
Но если мы запишем информацию, наша память значительно возрастет.
Это действие заставляет нас оценивать и классифицировать новую информацию. Этот процесс помогает закрепить новую информацию в нашей памяти.
Конечно, невозможно выписать всю информацию, содержащуюся в ваших учебниках – это заняло бы слишком много времени.
Так что записывайте только ключевую информацию, уравнения, определения и т. д., которые вам необходимо запомнить.
14. Рисование таблиц и диаграмм
Многие методы запоминания для учащихся, обсуждаемые в этой статье, помогают создать больше «ментальных лесов». Это позволяет вам легче хранить новую информацию в вашем мозгу.
Еще один способ добавить дополнительную ментальную основу — представить новую информацию в виде таблиц, диаграмм и ментальных карт.
Например, вы можете нарисовать простую диаграмму, объясняющую круговорот углерода.
Или вы можете нарисовать диаграмму Венна, чтобы сравнить характеристики птиц и летучих мышей.
Или вы можете нарисовать ментальную карту, чтобы проиллюстрировать причины Второй мировой войны.
Используя таблицы, диаграммы и интеллект-карты, вы запомните понятия быстрее, чем если бы вы просто пытались запоминать куски текста.
15. По возможности используйте трудночитаемые шрифты
Исследователи Принстонского и Индианского университетов обнаружили интересный эффект. Испытуемые лучше вспоминали, когда информация была представлена им трудночитаемым шрифтом.
Одним из объяснений этого является то, что трудные для чтения шрифты (такие как Comic Sans MS) заставляют нас глубже задуматься о том, что мы читаем. Это по сравнению с легко читаемыми шрифтами (например, Arial).
Но исследователи отметили, что у этого эффекта есть пределы.
Поскольку шрифты становятся чрезвычайно трудными для чтения, преимущества для запоминания информации начинают уменьшаться.
16. Запоминание списков с помощью системы рифмованных слов
Вы можете использовать эту технику для запоминания списка элементов.
В системе рифмующихся слов каждое число связано с существительным, которое с ним рифмуется.
Например:
- = Булочка
- = Башмак
- = Дерево
- = Дверь
- = Улей
- = Палки
- = Небеса
- = Ворота
- = Вино
- = Ручка
После того, как вы запомнили эти ассоциации, вы можете связать существительное с элементом в списке, который вы хотите запомнить.
Допустим, вы хотите запомнить три элемента периодической таблицы: водород, кислород и углерод.
Создайте в уме образ, который связывает каждый из предметов с существительным из списка выше:
- Водород: Представьте себе булочку, привязанную к воздушному шару, наполненному водородом.
- Кислород: представьте, что кислородный баллон падает на чей-то ботинок.
- Углерод: представьте себе дерево, поглощающее углерод из земли и воздуха.
17. Применить метод локусов (дворец памяти)
Легенда гласит, что греческий поэт Симонид изобрел метод локусов, также известный как «дворец памяти».
Симонид присутствовал на банкете, когда здание внезапно рухнуло. Он был единственным выжившим.
Тела были раздавлены до неузнаваемости. Но Симонид смог опознать тела, помня, где сидел каждый человек.
Позже он понял, что эту технику — связывание информации с местами (или локусами) — можно использовать для запоминания всех видов информации.
Вот как использовать технику.
Допустим, у вас есть список из 10 продуктов, которые вы хотите запомнить:
- Бананы
- Молоко
- Кулинарное масло
- Рыба
- Брокколи
- Арахис
- Яблоки
- Порошок карри
- Яйца
- Кофе в зернах
Визуализируйте, как вы открываете входную дверь своего дома и понимаете, что дверная ручка на самом деле банан.
Затем представьте, что когда вы открываете дверь, из дома выливается поток молока.
Вы идете по коридору на кухню и обнаруживаете, что кухонный стол покрыт растительным маслом.
Затем вы видите большую рыбу в кухонной раковине.
Затем вы смотрите в окно и видите, что брокколи растет в вашем саду.
И так далее.
Вы можете использовать метод локусов, чтобы запомнить элементы, моменты, которые вы хотите осветить в презентации, или задачи, которые вам нужно выполнить.
18. Практика активного припоминания
Активное припоминание — это метод запоминания, в котором используется так называемый «эффект тестирования».
Это тенденция к улучшению вашей памяти, когда вы посвящаете часть своего обучения активному извлечению информации.
Активный отзыв сильно отличается от пассивного.
При пассивном вспоминании вы усваиваете материал пассивным способом, т.е. чтение конспектов, прослушивание аудиозаписи лекции, просмотр видео о научной концепции.
Напротив, при активном воспоминании вы тренируетесь в извлечении информации.
Вы можете сделать это, отвечая на вопросы по материалу или проходя викторины и тесты.
Пассивное припоминание является необходимой частью обучения, но я рекомендую, чтобы большая часть вашего обучения состояла из активного припоминания.
19. Делайте карточки
Карточки — популярный инструмент для обучения.
Если вы уже используете карточки, правильно ли вы их используете?
Вот способ максимально использовать карточки.
- На лицевой стороне карточки напишите термин, понятие, слово или название уравнения, которое вы хотите выучить.

- На обратной стороне карточки в левом верхнем углу напишите пояснение, определение или полное уравнение. Насколько это возможно, используйте свои слова.
- В правом верхнем углу укажите категорию или тему, к которой принадлежит термин. Если это словарное слово, вы можете указать его тип, например: существительное, глагол, прилагательное. Если это концепция или событие в истории, напишите тему или категорию верхнего уровня, к которой оно принадлежит.
- В левом нижнем углу напишите предложение или пример, содержащий этот термин.
- В правом нижнем углу нарисуйте рисунок, диаграмму или график, представляющий этот термин.
Не все перечисленные выше действия применимы в каждой отдельной ситуации.
Но рекомендуется применять как можно больше шагов, потому что это поможет вашему обучению.
Вот пример.
Допустим, вы хотите узнать о π , математической константе.
- На лицевой стороне карты напишите « π ».

- На обратной стороне карты в левом верхнем углу напишите « π = 3,1416″.
- В правом верхнем углу напишите «математическая константа».
- В левом нижнем углу напишите «длина окружности = 2 πr = πd».
- В правом нижнем углу начертите схему окружности и укажите радиус, диаметр и длину окружности.
Во время учебы держите рядом с собой стопку чистых карточек.
Каждый раз, когда вы сталкиваетесь с термином или понятием, которое хотите запомнить, записывайте его на лицевой стороне карточки.
Позже, когда вы закончите читать набор заметок, возьмите каждую из этих карточек и выполните описанные выше шаги (т. е. шаги 2–5).
Регулярно изучайте свои карточки. Прочитайте, что написано на лицевой стороне карточки, а затем посмотрите, сможете ли вы вспомнить, что написано на обратной стороне карточки.
Делая это, вы применяете принцип активного припоминания, который мы обсуждали в предыдущем совете.
20. Используйте фрагментацию, чтобы сделать информацию более запоминающейся
Фрагментация — это метод запоминания, при котором вы разбиваете тему на подтемы или список элементов на более мелкие группы элементов.
Разделение на фрагменты облегчает запоминание информации.
Вот простой пример.
Допустим, у вас есть список покупок, содержащий следующие позиции:
- Кукуруза
- Брокколи
- Кулинарное масло
- Огурец
- Кетчуп
- Арбуз
- Мука
- Рис
- Кокосовое молоко
Этот список можно разделить на четыре подсписка в зависимости от цвета:
Желтые элементы
- Кукуруза
- Кулинарное масло
Красный стручковый перец
- Красный стручковый перец
- Кетчуп
Белые изделия
- Мука
- Рис
- Кокосовое молоко
Зелень
- Огурец
- Брокколи
Вам будет намного легче запомнить товары в списке покупок, потому что они упорядочены по цвету.
Вот пример, который больше подходит для учащихся.
Возможно, вы пытаетесь запомнить имена президентов Соединенных Штатов.
Вы можете сократить список, разделив его на пять подсписков, включающих президентов из разных периодов истории США:
- Американская революция до конца Гражданской войны
- Конец гражданской войны к началу Первой мировой войны
- С начала Первой мировой войны до конца Второй мировой войны
- Эпоха холодной войны
- Эпоха после холодной войны
В этих двух примерах принцип одинаков. Вы облегчаете запоминание информации, распределяя ее по разным группам.
Этот подход обеспечивает нейронные леса, которые позволят вам вспомнить информацию позже.
21. Используйте как можно больше органов чувств
Вы когда-нибудь сталкивались с запахом или слышали песню, которая перенесла вас на пару лет назад в другое место?
Если да, то вы понимаете, что ваши чувства играют ключевую роль в том, как мы кодируем воспоминания.
Идея о том, что сенсорные стимулы, такие как осязание, зрение и звук, могут помочь в обучении, лежит в основе известного метода Монтессори.
Чем больше органов чувств вы задействуете в процессе обучения, тем лучше вы запомните информацию.
Например, вы можете использовать изображения и графику для обобщения ключевых понятий.
Вы также можете включать успокаивающую классическую музыку во время учебных занятий, так как было доказано, что это улучшает обучение.
Кроме того, вы можете попробовать различные формы практического обучения, такие как построение моделей, чтобы улучшить свою память.
22. Просмотрите информацию, используя интервальное повторение
При интервальном повторении учащиеся просматривают одну и ту же информацию с увеличивающимися интервалами с течением времени.
Исследования показали, что повторение с интервалами приводит к тому, что в долговременную память закодировано больше информации, чем при «зубрежке».
Чтобы применить этот совет, попробуйте изучить один и тот же материал в течение коротких сеансов, разделенных интервалами, которые со временем становятся длиннее.
Например, вы можете сделать первый обзор в течение дня после изучения новой информации, затем следующий обзор может быть через три дня, затем через неделю, затем через три недели и т. д.
Это может показаться утомительным, но в конечном итоге сэкономит вам много-много часов!
23. «Смешивание» тем путем чередования
Чередование — это метод, который включает в себя изучение различных связанных навыков или типов знаний в течение часа или дольше.
Противоположность чередования называется «блокировкой».
Здесь учащиеся осваивают один навык или область знаний, прежде чем перейти к следующему.
Например, кто-то, кто учится играть в баскетбол, используя блокирующий подход, может сосредоточиться только на ведении мяча.
Только после того, как он освоит дриблинг, он сможет научиться выполнять передачу грудью.
И только после того, как он освоит передачу от груди, он перейдет к обучению выполнению передачи отскоком.
При блокировании вы изучите Навык А перед Навыком В и Навык В перед Навыком С.
Но при чередовании вы будете изучать разные навыки или типы знаний одновременно — или почти одновременно.
Например, при чередовании один и тот же баскетболист может выполнять 15 минут упражнений на дриблинг, затем 15 минут упражнений на передачу грудью, а затем 15 минут упражнений на передачу отскоком.
Этот цикл может повторяться 2-3 раза в течение тренировки.
В течение многих лет преподаватели считали, что блокирование — лучший способ учиться. Но недавние исследования показали, что чередование дает гораздо лучшие результаты.
В одном исследовании чередование привело к улучшению обучения на 25-76%.
Чтобы воспользоваться преимуществами этой техники запоминания, попробуйте в течение учебного занятия чередовать учебные темы внутри одного предмета.

Представить в виде структуры.

рф/. В разделе “Полезное” нужно выбрать рубрику “Ассоциативное мышление”. Более 60 различных упражнений этой рубрики помогут вывести ваше образное мышление на хороший уровень.

Кроме того, недостаток сна может ухудшить способность человека концентрироваться. Вы можете улучшить сон, регулярно занимаясь спортом, занимаясь осознанностью/медитацией, ограничивая употребление алкоголя и избегая кофеина днем и вечером.
