Старовавилонское общество по законам хаммурапи характеристика источников: Положение рабов в старовавилонском обществе (по Законам Хаммурапи), купить и скачать готовый доклад по истории за 450 руб.

Тема 1. Хозяйственный уклад, человек и общество Месопотамии Старовавилонского периода по Законам Хаммурапи.

Семинарские занятия по курсу

« История Древнего Мира»

I.Общая характеристика источника.

А) Время создания;

Б) Причины создания;

В) Структура;

Г) Достоинства;

Д) Недостатки (с точки зрения современного права).

II.Хозяйственный уклад

1.Сельское хозяйство:

А) Место сельского хозяйства в экономике страны.

Б) Условия осуществления земледельческих работ.

В) Наиболее распространенные сельскохозяйственные культуры, породы животных.

Г) Уровень развития сельхозтехники.

Д) Характер сельского хозяйства (интенсивный или экстенсивный).

Е) Уровень развития садоводства.

2.Ремесленное производство Месопотамии

:

А) Отрасли ремесла, профессии.

Б) Организация ремесленного производства в царском хозяйстве.

В) Мероприятия Хаммурапи, способствующие развитию ремесла.

Д) Уровень развития ремесла:

-факторы, способствующие развитию ремесла;

-факторы, препятствующие развитию ремесла.

  1. Торговля и ростовщичество:

А) Правовое положение тамкаров и шамаллумов.

Б) Средства осуществления расчетов и платежей.

В) Место торговли в экономическом укладе страны.

Г) Уровень развития торговли:

-факторы, способствующие развитию торговли;

-факторы, препятствующие развитию торговли.

Д) Источники обогащения ростовщиков (легальные и нелегальные).

Е) Эффективность мероприятий Хаммурапи по борьбе с ростовщичеством.

III. Общество Месопотамии Старовавилонского периода

1.Поземельные отношения – основа стратификации общества:

А) Фонды земельной собственности;

Б) Положение держателей уступленных царских земель: воинов, купцов, жрецов, ремесленников.

2.Община по законам Хаммурапи. Права и обязанности общинников. Причины «культивирования» общины.

3.Сословное деление:

А) Признаки сословной принадлежности;

Б) Правовое положение полноправных сословий;

В) Неполноправное сословие – мушкенумы;

Г) Особенности процесса формирования сословий в Месопотамии.

4.Рабство по Законам Хаммурапи:

А) Источники рабства;

Б) Стоимость рабов;

В) Сферы применения рабов;

Г) Своеобразие рабства в Месопотамии.

5.Семья по Законам Хаммурапи:

А) Патриархальность семьи;

Б) Права и обязанности главы семьи;

В) Права и обязанности женщин;

Г) Права и обязанности детей;

Д) Мероприятия Хаммурапи по укреплению семьи.

6.Человек древней Месопотамии:

А) Одежда, жилище, рацион питания;

Б) Проявления мифологического мышления;

В) Основные ментальные характеристики.

Источники и литература

Законы Хаммурапи // Любое издание

Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства. // ВДИ.-

1952.- №3.

См. там же литературу к теме « История Древней Месопотамии».

Методические указания студентам

I. 1.Прежде чем приступить к ответам на

§

о чем?

о ком?

поставленные вопросы, проведите тщательную работу с источником: заполните таблицу

Краткая аннотация содержания параграфов Законов Хаммурапи позволит вам выполнить задания разной степени сложности, большая часть которых направлена на интегрирование “рассыпанных” по всему источнику сведений социально-экономического характера.

2. При общей характеристике источника обратите внимание на время его создания. Это позволит понять исторический контекст появления законов, объяснить потребность в их записи.

3. Подумайте, почему Законы Хаммурапи стали образцом при создании народами древности их первых законодательных актов. В чем совершенство Законов Хаммурапи?

В чем проявляется мудрость Хаммурапи как создателя законов и правителя Старовавилонского царства?

4. Что вас поразило в источнике? С чем вы не согласны? Что вам кажется наиболее важным в законах?

Если бы вы жили в Европе начала XXв. и работали журналистом, что бы вы написали в статье “ Сенсация! Найдены Законы Хаммурапи”.

II. 1. При изучении многоотраслевой хозяйственной деятельности населения МесопотамииIIтыс. до н.э. прежде всего постарайтесь доказать, что сельское хозяйство было доминирующей сферой жизни.

Обратите внимание на количество населения, участвовавшего в сельскохозяйственном производстве, на предметы экспорта, на формы оплаты труда государственных служащих. Какие еще аргументы вы можете назвать, доказывая свою точку зрения?

2. Что значил земельный участок в жизни человека Месопотамии? Какие орудия труда он использовал? Насколько радикально они изменились по сравнению с первобытнообщинной эпохой? Почему производительные силы в Месопотамии развивались медленно? О каком типе хозяйства это свидетельствует?

3. Какую роль играл Хаммурапи в организации жизни сельскохозяйственного населения Месопотамии? Почему Хаммурапи мог рассматривать все орошаемые земли как свои собственные? Какие меры предпринимал Хаммурапи для увеличения прибавочного продукта в сельском хозяйстве? В чем заключалась основная функция чиновников государственного аппарата? Что такое”трудовая повинность”? Чем расплачивался земледелец за недобросовестное отношение к ирригационной повинности?

Для ответа на эти вопросы используйте не только Законы Хаммурапи, но и частноправовые документы, помещенные в “Практикуме…”(с.

55-56).

4.Только ли признаки экстенсивной организации сельскохозяйственного производства отмечены в источнике? Если вы сомневаетесь в ответе, выпишите из словаря иностранных слов признаки “интенсивного” и “экстенсивного” производства и найдите подтверждение признаков интенсивности сельского хозяйства в Законах Хаммурапи.

5. Проанализируйте § 59 и объясните, почему жизнь дерева приравнивалось к жизни человека. Объясните, почему Месопотамия производила впечатление цветущего сада.

III.1. Перечислите сферы ремесленного производства в Месопотамии. Дайте определение понятию “ремесленник”, подчеркнув неземледельческий характер труда этой группы населения, производящей товары и оказывающей услуги населению страны. Как вы думаете, воин был ремесленником? А землекоп?

2. Проанализируйте § 274, в котором идет речь о царских ремесленниках. Как вы думаете, 5 ше серебра (0,25г.) было оптимальным или минимальным заработком ремесленника в день? Сколько времени приходилось работать царскому ремесленнику, чтобы получить вознаграждение, равное доходу врача? Почему Хаммурапи установил разные расценки за труд врача и работников физического труда? Почему все царские ремесленники получали одинаковое вознаграждение за свой труд?

3.

Назовите объективные ( не зависящие от воли и сознания человека) и субъективные (личностные) факторы, которые способствовали и, напротив, препятствовали развитию ремесленного производства в Месопотамии.

Могли ли способствовать развитию ремесленного производства такие факторы, как отсутствие сырья, изобилие сельскохозяйственной продукции, наличие ранжированного общества, элитарные слои которого предпочитали жить в городах, появление профессиональной армии, господство натурального хозяйства, суровые меры ответственности за недобросовестный труд ремесленника, зависимость заработка ремесленника от социального статуса заказчика,”уравниловка” в оплате работников физического труда?

4. Как вы думаете, произошло ли в Месопотамии окончательное отделение ремесла от сельского хозяйства?

Отвечая на этот вопрос, в свою очередь, подумайте: какую часть населения в процентном отношении составляли ремесленники? Был ли в Месопотамии рынок товаров и услуг? Потребности каких слоев населения обслуживали ремесленники? Обратите внимание на тот немаловажный факт, что с ремесленниками надо было расплачиваться только серебром.

IV. 1. Проанализируйте блок статей, посвященный тамкарам и шамаллумам. Определите правовой статус лиц, связанных с внешней торговлей.

Можно ли утверждать, что тамкары и шамаллумы были связаны именно с внешнеторговыми операциями? Сопряжена ли была внешняя торговля с опасностью, риском? Какие взаимные обязательства были у тамкаров и шамаллумов?

Можно ли считать, что внешняя торговля была монополией государства?

2. Выделите объективные и субъективные причины, благоприятствовавшие и препятствовавшие развитию торговли, как внутренней, так и внешней.

Постройте ответ по аналогии с рассуждениями на вопрос III. 3.

Подумайте, могло ли способствовать развитию торговли постоянное присутствие свидетелей, требование письменного оформления всех торговых сделок, наличие двойного эквивалента стоимости товаров, низкая покупательная способность населения?

3. При господстве натурального хозяйства и низком уровне развития товарно-денежных отношений ростовщичество приобретало ряд несвойственных ему черт: ростовщики получали свою прибыль не только предоставляя кредиты под проценты. Какими еще были источники обогащения ростовщиков в Месопотамии? (Они указывают на сферы деятельности этой группы населения, не связанной с производством). Ростовщичество было легализовано( разрешено законами), поэтому можно ли считать эффективными меры Хаммурапи по борьбе с ростовщичеством?

Какие последствия вызывало дальнейшее развитие ростовщичества?

V.1. Ключом к пониманию специфики общественных отношений у всех народов Древнего мира является изучение поземельных отношений, определявших статус социальных групп. В Древней Месопотамии земля овеществляла собой наиболее устойчивую материальную ценность, поэтому изучение характера общества в этой цивилизации следует начинать с выявления фондов земельной собственности и выяснения фактического положения обладателей земельных участков, включенных в эти фонды.

Сколько фондов земельной собственности вы обнаружили? Существовала ли при Хаммурапи храмовая собственность и, соответственно, храмовой фонд земель? Можно ли выделять в особый фонд частную земельную собственность?

2. Обратимся к изучению фонда царских земель. Какую он имел структуру?

Какие земли называются уступленными? Кто относится к категории “держателей уступленных царем земель”?

Проанализируйте правовой статус воинов как держателей уступленных царем земель. Мог ли воин продать выданный ему за службу участок царской земли? Мог ли он передать эти земли по наследству? В чем проявлялась дальновидность политики Хаммурапи в отношении воинов?

3. Можно ли, изучив § 40, утверждать, что в нем идет речь о держателях уступленных царем земель? Какие привилегии были у тамкаров, жриц, ремесленников по сравнению с воинами? В чем проявлялась личная зависимость от царя представителей этой группы населения?

VI. 1. Фонд общинно-частных земель принадлежал свободным полноправным жителям Месопотамии, как правило интегрированным в патриархальные семьи. Был ли общинник собственником своих земель? Какие права законы гарантировали общинникам? Какие обязанности выполняли общинники по отношению друг к другу и государству?

2. Какими мерами Хаммурапи пытался культивировать общину? Почему Хаммурапи был заинтересован в сохранении общины? Что этому препятствовало?

3. Какие нравственные устои формировались в общине, благодаря законам Хаммурапи? Какие ценности “прививались” детям, женщинам, мужчинам?

VII.1. В царстве Хаммурапи были государственные и частновладельческие рабы. Служит ли признание этого факта главным аргументом при определении характера общества?

Назовите внутренние и внешние источники рабства. Найдите информацию о цене малолетних и взрослых рабов. От чего она зависела?

2. Вспомните признаки примитивного и производственного рабства (см. лекции по истории первобытного общества) и с помощью Законов Хаммурапи подтвердите их наличие или отсутствие в Месопотамии Старовавилонского периода.

VIII.1. Изучение семейных устоев позволяет не только осветить гендерные отношения – мы можем лучше понять человека древности, если рассмотрим его представления о предназначении семьи, о целях деторождения, о способах формирования мужской и женской моделей поведения.

Докажите, что семья в Месопотамии была патриархальной (см. признаки патриархальной семьи в лекциях).

2. Выделите имущественные и личностные права мужчин, женщин, детей обоего пола.

Можно ли утверждать, что в Месопотамии существовала дискриминация женщин? В чем она проявлялась? Почему Хаммурапи не лишил женщин имущественных прав? Как Хаммурапи сдерживал самоуправство и вседозволенность мужчин? Какие общечеловеческие ценности формировались в семье? Какие функции выполняла семья?

VIII. 1. Как вы представляете себе человека Месопотамии? Постарайтесь представить коллективный портрет жителя этой цивилизации, выделив особенности его мировосприятия, жизненные ориентиры и ценности, указав на отношение к обязанностям (семейным, производственным и пр.), проиллюстрировав пороки и способы нравственного воспитания.

Сведения об образовательной организации

Размер:

A

A

A

Цвет: CCC

Изображения Вкл.Выкл.

Обычная версия сайта

Горно-Алтайский государственный университет

  • Университет
    • Обращение ректора
    • История
    • Ученый совет
    • Администрация
    • Медиацентр
    • Отдел делопроизводства
    • Юридический отдел
    • Управление бухгалтерского учета и финансового контроля
    • Планово-финансовое управление
    • Управление кадров
    • Центр цифрового развития
    • Управление стратегического развития
    • Управление по административно-хозяйственной работе
    • Административно-хозяйственное и материально-техническое подразделение
    • Контрактный управляющий
    • Противодействие коррупции
    • Сведения о доходах
    • Антитеррористическая безопасность
    • Международная деятельность
    • Безопасность и охрана труда
    • Лучшие студенты
    • Структура
    • Календарь мероприятий
    • Профком студентов и аспирантов
    • Республиканская профсоюзная организация высшей школы
    • Вопросы ректору
  • Образование
    • Факультеты и институт
    • Учебно-методическое управление
    • Методический совет ГАГУ
    • Образовательная деятельность
    • Отдел практической подготовки студентов
    • Заочное обучение
    • Центр дополнительного образования
    • Центр карьеры
    • Методические и иные документы
    • Консультационный центр поддержки студентов
    • Региональный центр финансовой грамотности
    • Учебно-тренинговый центр
    • Центр развития педагогического образования
    • Локальный центр тестирования иностранных граждан
    • Совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся ГАГУ
  • Воспитание
    • Центр воспитательной и внеучебной работы
    • Центр социально-психологической помощи
    • Совет по воспитательной работе
    • Волонтёрский центр
    • Cовет обучающихся
    • Информационные материалы
    • Совет кураторов
    • Клуб выпускников
  • Наука
    • Новости науки
    • Центр развития науки и инноваций
    • Отдел научно-технической информации
    • Отдел подготовки научно-педагогических кадров
    • Библиотечно-издательский центр
    • Лаборатории, НШ, НИЦ, вузовско-академическая кафедра
    • Музейный комплекс ГАГУ
    • Научные мероприятия в ГАГУ
    • Центр развития туризма и гостеприимства
    • Национальный проект «Наука и университеты»
  • Культура и спорт
    • Немецкий культурный центр
    • Центр языка и культуры Китая
    • Туристский клуб “Горизонт”
    • Спортивный клуб “Буревестник”
    • Киберспорт
    • Военно-патриотический клуб “БАРС”
    • Спортивно-оздоровительная база на Телецком озере
  • Контакты и адреса
    • Телефонный справочник
    • Платежные реквизиты
    • Символика ГАГУ
    • Карта корпусов
    • Карта сайта
  • Сведения об образовательной организации
  • Файлы

Кодекс Хаммурапи: законы и факты

Автор: History. com Editors

Обновлен: | Оригинал:

iStock / Getty Images Plus

Кодекс Хаммурапи был одним из самых ранних и полных письменных сводов законов и был провозглашен вавилонским царем Хаммурапи, правившим с 1792 по 1750 г. до н.э. Хаммурапи расширил город-государство Вавилон вдоль реки Евфрат, чтобы объединить всю южную Месопотамию. Свод законов Хаммурапи, сборник из 282 правил, установил стандарты для коммерческих взаимодействий и установил штрафы и наказания, отвечающие требованиям справедливости. Кодекс Хаммурапи был высечен на массивной черной каменной стеле (столбе) в форме пальца, которая была разграблена захватчиками и вновь обнаружена в 1901.

Хаммурапи

Хаммурапи был шестым царем вавилонской династии, правившей в центральной Месопотамии (современный Ирак) с ок. 1894-1595 гг. до н.э.

Его семья происходила от амореев, полукочевого племени в западной Сирии, и его имя отражает смешение культур: Хамму, что означает «семья» на аморейском, в сочетании с рапи, что означает «великий» на аккадском, повседневный язык Вавилона.

На 30-м году своего правления Хаммурапи начал расширять свое царство вверх и вниз по долине рек Тигр и Евфрат, свергая царства Ассирии, Ларсы, Эшунны и Мари, пока вся Месопотамия не оказалась под его властью.

Хаммурапи сочетал свои военные и политические успехи с ирригационными проектами и строительством укреплений и храмов в честь божества-покровителя Вавилона, Мардука. Вавилон эпохи Хаммурапи теперь погребен ниже уровня грунтовых вод в этом районе, и все архивы, которые он хранил, давно растворились, но глиняные таблички, обнаруженные в других древних местах, раскрывают проблески личности царя и государственного управления.

В одном письме записана его жалоба на то, что его заставляют обеспечивать обеденными нарядами послов из Мари только потому, что он сделал то же самое для некоторых других делегатов: «Вы думаете, что можете контролировать мой дворец в вопросе формальной одежды?»

Что такое Кодекс Хаммурапи?

Черная каменная стела, содержащая Кодекс Хаммурапи, была вырезана из цельной четырехтонной плиты диорита, прочного, но невероятно сложного для резьбы камня.

В его верхней части находится барельеф высотой два с половиной фута, изображающий стоящего Хаммурапи, принимающего закон, символизируемый измерительной рейкой и рулеткой, от сидящего Шамаша, вавилонского бога правосудия. Остальная часть памятника высотой семь футов пять дюймов покрыта колоннами точеной клинописи.

Текст, составленный в конце правления Хаммурапи, представляет собой не провозглашение принципов, а собрание юридических прецедентов, расположенных между прозой, прославляющей справедливое и благочестивое правление Хаммурапи. Кодекс Хаммурапи содержит некоторые из самых ранних примеров доктрины «lex talionis», или законов возмездия, иногда более известных как «око за око».

Знаете ли вы? Кодекс Хаммурапи включает в себя множество суровых наказаний, иногда требующих отрезать виновному язык, руки, грудь, глаз или ухо. Но кодекс также является одним из самых ранних примеров того, как обвиняемый считался невиновным до тех пор, пока его вина не была доказана.

Все 282 указа написаны в форме “если-то”. Например, если человек украл быка, то он должен заплатить в 30 раз больше его стоимости. Указы варьируются от семейного права до профессиональных договоров и административного права, часто излагая различные стандарты справедливости для трех классов вавилонского общества — класса имущих, вольноотпущенников и рабов.

Гонорар врача за лечение тяжелой раны составит 10 шекелей серебра для джентльмена, пять шекелей для вольноотпущенника и два шекеля для раба. Наказания за злоупотребление служебным положением следовали той же схеме: врачу, убившему богатого пациента, отрубали руки, а если жертва была рабом, требовалась только финансовая реституция.

Открытая заново стела Хаммурапи

В 1901 году Жак де Морган, французский горный инженер, возглавил археологическую экспедицию в Персию для раскопок эламской столицы Сузы, расположенной более чем в 250 милях от центра царства Хаммурапи.

Там они обнаружили стелу Хаммурапи, разбитую на три части, которая была доставлена ​​в Сузы в качестве военной добычи, вероятно, эламским царем Шутрук-Наххунте в середине 12 века до н. э.

Стела была упакована и отправлена ​​в парижский Лувр, и в течение года она была переведена и широко разрекламирована как самый ранний образец письменного свода законов, который предшествовал, но имел поразительные параллели с законами, изложенными в древнееврейском Ветхий Завет.

В здании Верховного суда США Хаммурапи изображен на мраморных скульптурах исторических законодателей, которые украшают южную стену зала суда.

Хотя другие обнаруженные впоследствии письменные месопотамские законы, в том числе шумерские «Липит-Иштар» и «Ур-Намму», старше Хаммурапи на сотни лет, репутация Хаммурапи остается новаторским законодателем, который работал — по словам его памятника — «Чтобы сильные не угнетали слабых и следили за справедливостью в отношении вдов и сирот».

Код Хаммурапи | Западная цивилизация

Цель обучения

  • Описать значение кода Хаммурапи

Ключевые моменты

  • Кодекс Хаммурапи — одно из старейших расшифрованных писаний в мире (написано около 1754 г. до н. э.) и содержит свод законов из древнего Вавилона в Месопотамии.
  • Кодекс состоял из 282 законов с наказаниями, которые различались в зависимости от социального статуса (рабы, свободные люди и собственники).
  • Некоторые рассматривали Кодекс как раннюю форму конституционного правления, как раннюю форму презумпции невиновности и как возможность представлять доказательства по своему делу.
  • Основные законы, охватываемые Кодексом, включают клевету, торговлю, рабство, обязанности рабочих, воровство, ответственность и развод. Почти половина кодекса посвящена контрактам, а треть — семейным отношениям.
  • Существовало три социальных класса: амелу (элита), мушкену (свободные люди) и арду (рабы).
  • Женщины имели ограниченные права и в основном основывались на брачных контрактах и ​​правах на развод.

Термины

Клинопись

Клиновидные буквы, использовавшиеся в древних системах письма Месопотамии, отпечатанные на глиняных табличках.

арду

В Вавилоне раб.

мушкену

В Вавилоне свободный человек, вероятно безземельный.

amelu

В Вавилоне элитный социальный класс людей.

ст.

Каменная или деревянная плита, обычно выше в высоту, чем в ширину, установленная в качестве памятника.

Кодекс Хаммурапи является одним из старейших расшифрованных писаний в мире и представляет собой свод законов из древнего Вавилона в Месопотамии. Написанный примерно в 1754 г. до н. э. шестым царем Вавилона Хаммурапи, Кодекс был написан на каменной стеле и глиняных табличках. Он состоял из 282 законов с наказаниями, которые различались в зависимости от социального статуса (рабы, свободные люди и собственники). Он наиболее известен тем, что «око за око, зуб за зуб» (9).0099 lex talionis ) форма наказания. Примерно в это же время в регионе существовали и другие формы сводов законов, в том числе Кодекс Ур-Намму, царя Ура (ок. 2050 г. до н.э.), Законы Эшнунны (ок. 1930 г. до н.э.) и кодекс Липита. -Иштар из Исина (ок. 1870 г. до н.э.).

Законы были сгруппированы, чтобы горожане могли легко прочитать то, что от них требуется. Некоторые рассматривали Кодекс как раннюю форму конституционного правления, как раннюю форму презумпции невиновности и возможности представлять доказательства по своему делу. Намерение часто признавалось и влияло на наказание, а халатность строго наказывалась. Некоторые положения могли быть кодификацией решений Хаммурапи с целью самопрославления. Тем не менее, Кодекс изучался, копировался и использовался в качестве модели для юридических рассуждений по крайней мере 1500 лет спустя.

В прологе Кодекса Хаммурапи заявляет, что хочет «сделать справедливость видимой на земле, уничтожить нечестивца и злодея, чтобы сильный не причинил вреда слабому». Основные законы, охватываемые Кодексом, включают клевету, торговлю, рабство, обязанности рабочих, воровство, ответственность и развод. Почти половина кодекса посвящена контрактам, таким как заработная плата, условия сделок и ответственность в случае повреждения имущества. Треть кодекса посвящена бытовым и семейным вопросам, включая наследование, развод, отцовство и сексуальное поведение. Один раздел устанавливает, что судья, неправильно решивший вопрос, может быть отстранен от должности навсегда. Несколько разделов посвящены военной службе.

Одним из самых известных разделов Кодекса был закон № 196: «Если человек выколет глаз другому человеку, они должны выколоть его глаз. Если кто сломает кость человеку, они сломают ему кость. Если кто-либо уничтожит глаз свободного человека или сломает кость свободного человека, он должен заплатить одну золотую мину. Если кто-либо выбьет глаз рабу человека или сломает кость раба человека, он должен заплатить половину его цены».

Во времена правления Хаммурапи существовало три социальных класса. amelu изначально был элитным человеком с полными гражданскими правами, чье рождение, брак и смерть были зарегистрированы. Хотя у него были определенные привилегии, он также подлежал более суровому наказанию и более высоким штрафам. К этой группе принадлежали король и его двор, высшие чиновники, профессионалы и ремесленники. мушкену был свободным человеком, возможно, безземельным. Он был обязан принять денежную компенсацию, платить меньшие штрафы и жить в отдельной части города. арду был рабом, хозяин которого платил за его содержание, но также брал компенсацию. Арду мог владеть имуществом и другими рабами, а также мог купить свою свободу.

Женщины вступают в брак по договору, заключенному их семьей. Она пришла с приданым, а с ней пришли и подарки, подаренные женихом невесте. Развод зависел от мужа, но после развода он должен был восстановить приданое и обеспечить ей доход, а дети перешли под опеку женщины. Однако, если женщина считалась «плохой женой», ее могли отослать или сделать рабыней в доме мужа. Если жена подала иск против своего мужа за жестокость и пренебрежение, она могла иметь юридическое раздельное проживание, если дело было доказано. В противном случае она может быть утоплена в качестве наказания.

Оставить комментарий