Структура атома михайлов: Михайлов В. А., Науменко И. А. Ядерная физика и ядерное оружие. — 1966 — Электронная библиотека «История Росатома»

Содержание

Надстройки над периодическим законом, или дьявол, засидевшийся в мелочах (о статье О. В. Михайлова) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2019-28-11-98-103

Надстройки над периодическим законом, или Дьявол, засидевшийся в мелочах (о статье О. В. Михайлова)

Дмитриев Игорь Сергеевич – д-р хим. наук, проф. E-mail: [email protected] Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия Адрес: 199034, г. Санкт-Петербург, Менделеевская линия, 2

Аннотация. Высказаны критические замечания по поводу статьи О.В. Михайлова о преподавании темы «Периодический закон Д.И. Менделеева» в национальном исследовательском университете. Указаны некоторые конкретные ошибки О.В. Михайлова историко-научного и квантово-химического характера, а также дана общая критическая оценка его подхода к преподаванию.

Ключевые слова.: Д.И. Менделеев, Периодический закон, строение атома, преподавание химии

Для цитирования: ДмитриевИ.С. Надстройки над Периодическим законом, или Дьявол, засидевшийся в мелочах (о статье О.В. Михайлова) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11. С. 98-103.

DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-98-103

С историко-химическими и социологическими работами проф. О.В. Михайлова я знаком давно и как-то имел случай одну из них прокомментировать [1]. Проф. Михайлова отличает необычайная широта интересов: химик, науковед, историк науки, педагог. Его историко-научные статьи отличаются яркостью языка и необычностью приводимой в них информации. Уже начало вышеприведённой статьи возвышает душу: «4 марта 1869 г. произошло величайшее по значимости для химической науки событие – наш соотечественник Дмитрий Иванович Менделеев на заседании Русского химического общества (РХО) представил доклад под названием “Соотношение свойств с атомным весом элементов”.

..».

Учитывая, что в марте 1869 г. ни в РХО, ни где-либо ещё «наш соотечественник Дмитрий Иванович Менделеев» о Периодическом законе не докладывал, что 4 марта заседаний в РХО никаких не было и, наконец, что в этот день Менделеев обследовал артельные сыро-

варни в Тверской губернии, то от возвышенного зачина статьи остаётся только пафос. Не утруждая читателя разбором всех ошибок автора, скажу лишь, что их много. Казалось бы, зачем в таком случае публиковать статью? Думаю, однако, что редакция, решившись на её публикацию, поступила правильно, поскольку речь идёт не только о неповторимом индивидуальном стиле и познаниях автора, но о предметах более существенных.

На мой взгляд, преподавание любой дисциплины должно базироваться на принципе, который я буду называть принципом акад. Г.С. Ландсберга: учить надо так, чтобы в дальнейшем человек доучивался, но не переучивался [2].

В перспективе этого принципа изложение темы «Строение атома и Периодический закон» может быть реализовано разными путями. Можно, например, кроме всего прочего, что обычно рассказывается в этой теме,

отметить два крайне важных обстоятельства (подробнее см. [3, с. 80-103]).

1. Сумма орбитальных энергий не только не равна полной энергии атома (Еполн), но составляет её меньшую часть. Поэтому говорить о том, что заполнение АО происходит в порядке возрастания их энергий, совершенно некорректно (я мягко выражаюсь). Порядок заполнения АО обусловлен не соотношением их энергий (особенно когда речь идёт об орбиталях одной и той же п/-оболочки), а требованием минимума полной энергии атома. Более того, сами энергии АО – это не совокупность величин, одинаковых для всех атомов; нет, они зависят от выбора электронных конфигураций, т.е. от порядка заполнения АО.

1 не потому, что < £зл, а потому, что в первом случае полная энергия атома (Еполн = – 599, 16459 а.е.) меньше, чем во втором (Еполн = – 599,07571 а. е.).

Указанные выше ошибочные, но прочно вжившиеся в практику преподавания интерпретации структуры Периодической

1 А уж если совсем строго, то и для данного тер-

ма, но понятие терма, по-видимому, не всегда ис-

пользуется в общем курсе химии.

системы с позиций теории строения атома восходят к началу 1920-х годов, когда Периодическую систему трактовали в рамках «старой» квантовой теории Бора -Зоммер-фельда. Но и в этой теории полная энергия атома не равна сумме энергий электронов. Рассмотрим для примера двухэлектрон-ную систему. Энергии электронов, согласно «старой» квантовой теории, равны £1 = р\/2 + 1/г12 и £2 = рг/2 + 1/г12 (где pi – импульс г’-го электрона, г12 – расстояние между электронами), тогда как полная энергия системы

Еполн = р12/2 + р22/2 + 1/ Г12 Ф £1 + £2.

Следует также отметить ещё одно обстоятельство. Поскольку соответствующие уравнения, отвечающие орбитальному приближению (уравнения Хартри – Фока в том или ином их варианте), имеют только численное решение, т.е. в результате определённой расчётной процедуры мы получаем ряды чисел, а не математическую формулу, как в случае аналитического решения, то причина периодического повторения сходных валентных конфигураций атомов остаётся не более чем расчётным результатом. Таким образом, Периодический закон остаётся загадкой. По сути, мы имеем своего рода «чёрный ящик», т.к. не знаем – и по природе используемого приближения не можем знать, – почему минимум полной энергии отвечает именно данной конфигурации.

2. По мере увеличения заряда ядра приходится учитывать релятивистские эффекты, в результате чего меняется характеризующий АО набор квантовых чисел, поскольку происходит «расщепление» каждой п/-оболочки на две, различающиеся новым квантовым числом j, меняющимся через единицу от |/ – 1/2| до |/ + 1/2|.

Таким образом, АО характеризуются уже тремя квантовыми числами: п, I и j. Так, для I = 1 (р-АО) получаем два значения j: j = 1 – 1/2 = 1/2 и j = 1 + 1/2 = 3/2, а для s-АО j = 1/2. Скажем, вместо 6s теперь имеется АО 6s1/2, вместо 6р – 6р1/2 и 6р3/2. Поэтому для атома свинца валентная конфигурация будет не 6s26p2, но 6s1/226p1/22,

т. е. в известном смысле электронная конфигурация атома свинца подобна электронной конфигурации инертных газов (его заселённые nlj-оболочки полностью заполнены). И это обстоятельство проявляется в химии свинца: степени окисления Pb(II) более устойчивы, тогда как соединения Pb(IV), например, PbO2 – сильные окислители, а оксид Tl2O3 во времена Менделеева вообще принимали за пероксид и Дмитрий Иванович поначалу помещал Tl в группу щелочных металлов.

Кроме того, важным релятивистским эффектом является «сжатие» АО, которому в большей степени подвержены ns-АО, что приводит к их стабилизации (уменьшению энергии).

Иногда говорят об 6s2 инертной паре (эффект Сиджвика). Действительно: e5s (Sn) = – 1250.64 кДж/моль, тогда как £6s (Pb) = – 1410 кДж/моль.

На мой взгляд, приведённый разворот темы позволяет, с одной стороны, понять реальное положение дел в теории периодичности, а с другой – выводит слушателя непосредственно на химическую проблематику.

Естественно, может возникнуть вопрос: будет ли студентам доступно такое изложение? Моя практика и практика многих моих коллег показывает: если преподаватель сам хорошо владеет материалом, то он, как правило, в состоянии найти слова и образы, чтобы донести до своих студентов идеи, пунктирно изложенные выше. Дело не в средствах донесения тех или иных концепций и представлений, дело в выборе подхода и в квалификации преподавателя.

Однако проф. Михайлов, судя по всему, придерживается другой методы. Какой? Он сам ясно ответил на этот вопрос в двух своих публикациях в данном журнале.

1. «Одним из важнейших критериев целесообразности практического использования того или иного фрагмента научного знания в учебном процессе является его удобство, прежде всего – для обучающихся лиц» [4, с. 158].

2. Тема должна усваиваться студентом творчески (на этом сделан акцент в его публикации в данном номере журнала).

Если рассуждать «в общем и целом», то со вторым тезисом трудно не согласиться. Но… «дьявол кроется в мелочах», как мудро заметил проф. Михайлов, приписав это изречение Мефистофелю. И что же профессор конкретно предлагает? Он предлагает для творческого усвоения темы «Периодический закон» даже «не слишком обременённым знаниями и интеллектом студентом» (крайне интересен и симптоматичен адресат его методических усилий!) воспользоваться. правилом Маделунга – Клечковского, наряду, разумеется, с правилом Хунда (трактовку которого автором я оставляю в стороне) и принципом Паули.

Что касается правила Маделунга – Клеч-ковского, то его поначалу (в 1920-х гг. и позднее) воспринимали как некое мнемоническое правило. Затем В.М. Клечковский [5], а вслед за ним Д. Уонг [6] пересмотрели его, используя статистическую модель атома Томаса -Ферми. Это квазиклассическая модель, основанная на предположении о непрерывном сферически-симметричном распределении плотности заряда в атоме. Модель Томаса -Ферми справедлива только в пределе бесконечного ядерного заряда. Использование её для анализа правила Маделунга – Клечков-ского нельзя считать строгим обоснованием этого правила. Да и вряд ли это возможно, ведь само это правило (о чём проф. Михайлов деликатно умалчивает) не выполняется для атомов многих элементов, например Сг, Си, Мо, Ра, Ag, Р1:, Аи, №>, Ru, Rh, La, Се, Gd, Ас, ТЬ, Ра, и, Ст.

Итак, студенту предлагается поиграть в некую игру по несложным арифметическим правилам, цель которой – правильно расставить электроны-стрелки по ячейкам-орбита-лям. Разумеется, студенту, особенно «не обременённому…», в такой ситуации учиться очень удобно и даже весело.

Я ни в коей мере не возражаю против использования правила Маделунга –

Клечковского в преподавании. Более того, вопреки утверждениям проф. Михайлова, оно в образовательной практике (скажем, в Петербургском университете) использовалось давно, ещё в 1970-х гг. Мои возражения касаются другого: в теории периодичности есть куда более глубокие и важные проблемы, нежели это правило. Соответственно и образовательные задачи должны быть несколько более серьёзными, по крайней мере, в национальных исследовательских университетах. И здесь мне хотелось бы сделать несколько замечаний общего характера.

Как известно, каждое знание существует в разных ипостасях и социопрофессиональ-ных нишах. Прежде всего, знание (я имею в виду уже устоявшееся знание) пребывает в нише строгой (если угодно, академической -в лучшем смысле этого слова) науки2. = S, а формулировки «спин электрона может быть равен +1/2 и – 1/2» или «электрон со спином вверх и вниз» – это жаргон, который надо правильно понимать: речь идёт не о спине электрона (момент не может быть отрицательным), но о значениях квантового числа т, характеризующего проекцию спинового момента на ось квантования.

рассуждениях (как это имело место с понятием «кайносимметрии», введённым С.А. Щукаревым). Химику нужны наглядные образы, эвристические концепции. Приемлемые пределы трансформации знания при переходе его в другие дисциплины или в учебные курсы определяются практически консенсусом научно-преподавательского сообщества. Природа этого консенсуса сложна, противоречива и переменчива, поскольку здесь играют роль разные факторы (специфика дисциплины-донора и дисциплины-акцептора, исторические традиции, цели и направленность образования, общая интеллектуальная и культурная ситуация в обществе и т. д.).

Наконец, есть ещё одна ниша, куда попадает знание, – это ниша интеллектуального (или псевдоинтеллектуального) досуга. В ней свои правила, в частности, большое внимание уделяется форме подачи знания и его чисто прикладным аспектам. Само по себе существование такой ниши вполне естественно и в определённых аспектах даже полезно. Хуже другое.

В ситуации снижения общего интеллектуального уровня населения, с одной стороны, и усложнения (концептуального и формального) собственно научного знания, локализованного в первой нише, происходит дифференциация знания по его пригодности для массового потребления, причём этот процесс вторгается и во вторую из вышеперечисленных ниш, т.е. в сферу образования, что проявляется, в частности, в примитивизации, или, скажем мягче, в упрощении программ и/или критериев выбора объяснительных процедур. Разумеется, в ситуации расхождения карьерных и репутационных траекторий в науке и в образовании указанные тенденции быстро находят своих носителей в академической среде. Поэтому акцент проф. Михайлова на принципе удобства образования, какой бы смысл он в него ни вкладывал, неизбежно будет работать и, судя по изложенному им «опыту преподавания

Периодического закона Д. 0869587315040039

2. Щербаков Р.Н. Г.С. Ландсберг: в будущем учащийся должен доучиваться, но не переучиваться // Педагогика. 2014. № 5. С. 95-102.

3. Дмитриев И.С. Электрон глазами химика. Л.: Химия, 1986. 228 с.

4. Михайлов О.В. Альтернативные варианты Периодической системы химических элементов в учебном процессе // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 156-160.

5. Клечковский В.М. Распределение атомных электронов и правило последовательного заполнения (п+1)-групп. М.: Атомиздат, 1968. 432 с.

6. Wong D.P. Theoretical justification ofMadelung’s rule // Journal of Chemical Education. 1979. Vol. 56. № 11. P. 714-717.

7. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. , Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. М.: Политиздат, 1955-1986. Т. 20. С. 343-628.

Статья поступила в редакцию 13.06.19 Принята к публикации 10.10.19

Superstrutures above the Periodic Law (About the article of O.V. Mikhailov)

Igor S. Dmitriev – Dr. Sci. (Chemistry), Prof., e-mail: [email protected] St Petersburg University, St. Petersburg, Russia.

Address: 2, Mendeleevskaya liniya, St. Petersburg, 199034, Russian Federation

Abstract. The author expresses critical remarks regarding the article by O.V. Mikhailov on teaching the topic “Mendeleev’s Periodic law” by at the national research University. Some specific errors of O.V. Mikhailov relating to historical-scientific and quantum-chemical issues are indicated. The article also presents a general critical assessment of his approach to teaching

Keywords: D. I. Mendeleev, Periodic law, atomic structure, chemistry teaching

Cite as: Dmitriev, I.S. (2019). Superstrutures above the Periodic Law (About the article of

0.V. Mikhailov)]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 11, pp. 98-103. (In Russ., abstract in Eng.)

DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-98-103

References

1. Dmitriev, I.S. (2015). “He’s a Chemist, a Botanist, a Mechanic, and a Sailor” (About “The Suitcase Maker” by O.V. Mikhailov, or once more about Dmitry Ivanovich Mendeleev). Vest-nik Rossiyskoi Akademii nauk = Herald of the Russian Academy of Sciences. Vol. 85, no. 4, pp. 338-343. DOI: 10.7868/S0869587315040039 (In Russ.)

2. Shcherbakov, R.N. (2014). G.S. Landsberg: in the Future, the Student Must Complete His Education, but Not Relearn. Pedagogika = Pedagogy. No. 5, pp. 95-102. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Dmitriev, I.S. (1986). Electron glazami khimika [Electron as Seen by a Chemist]. Leningrad: Khimiya Publ., 228 p. (In Russ.)

4. Mikhailov, O.V. (2016). Alternative Versions of Periodic System of Chemical Elements in the Educational Process. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia.. No. 5, pp. 156-160. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Klechkovskiy, V.M. (1968). Raspredelenie atomnykh electonov i pravilo posledovatel’nogo zapolneniya (n+l)-grupp [The Distribution of Atomic Electrons and the Rule of Sequential Filling of (n+l)-Groups]. Moscow: Atomizdat Publ., 432 p. (In Russ.)

6. Wong, D.P. (1979). Theoretical Justification of Madelung’s Rule. Journal of Chemical Education. Vol. 56, no. 11, pp. 714-717.

7. Engels, F. (1961). Dialektika Prirody [The Dialectic of Nature]. In: Marx K., Engels F. Works: In 50 vols. Moscow: Politizdat Publ., 1955-1986. Vol. 20, pp. 343-628. (In Russ.)

The paper was submitted 13.06.19 Accepted for publication 10.10.19

Том 1 Номер 2 1959

Конкин А. А., Роговин З. А.,
К вопросу о роли межмолекулярного взаимодействия в реакции гидролиза полисахаридов в гетерогенной среде
Текст: pdf

  177

Каргин В. А., Бакеев Н. Ф., Рыжов В. Б.,
О процессах структурообразования в растворах полимерных углеводов и полиакрилатов
Текст: pdf

  182

Михайлов Н. В., Шейн Т. И., Горбачева В. О., Топчибашева В. Н.,
Исследование молекулярной структуры синтетических волокон. XIV. Физико-химические и физико-механические свойства в ряду полиамидов поликапрамид—полиундеканамид
Текст: pdf

  185

Каргин В. А., Мирлина С. Я., Нагорная Ю. Ф.,
Исследование анизотропии электропроводности полимерных электролитов
Текст: pdf

  191

Михайлов Н. В., Файнберг Э. З.,
Исследование молекулярной структуры синтетических волокон. XV. Термохимические свойства в ряду полиамидов поликапрамид—полиундеканамид
Текст: pdf

  201

Коршак В. В., Челнокова Г. Н., Грибкова П. Н.,
Из области гетероцепных полиамидов. XI. Синтез и исследование полиамидов, содержащих в цепи сульфидную и сульфоновую серу
Текст: pdf

  208

Шатенштейн А. И., Правикова Н. А.,
О влиянии комплексообразования на свойства растворов полимера метилового эфира метакриловой кислоты
Текст: pdf

  215

Серебрякова З. Г., Михайлов Н. В.,
Исследование молекулярной структуры синтетических волокон. XVI. Исследование сорбционных свойств полиамидных волокон в зависимости от их структуры
Текст: pdf

  222

Воюцкий С. С.,
Диффузионная теория адгезии
Текст: pdf

  230

Слонимский Г. Л., Ершова В. А.,
К вопросу о температурной зависимости деформации кристаллических полимеров
Текст: pdf

  240

Андрианов К. А., Слонимский Г. Л., Дикарева Т. А., Аснович Э. З.,
О растворимости и термомеханических свойствах полиалюмоорганосилоксанов
Текст: pdf

  244

Четыркина Г. М., Соколова Т. А., Котон М. М.,
Полимеризация N-карбокси- и N-карбалкоксифенилметакриламидов
Текст: pdf

  248

Догадкин Б. А., Фельдштейн М. С., Беляева Э. Н.,
Действие двойных систем ускорителей вулканизации
Текст: pdf

  254

Каргин В. А., Кабанов В. А., Зубов В. П.,
Полимеризация в системах, полученных методом молекулярных пучков
Текст: pdf

  265

Китайгородский А. И., Цванкин Д. Я.,
К вопросу о структуре целлюлозы. I
Текст: pdf

  269

Китайгородский А. И., Цванкин Д. Я.,
К вопросу о структуре целлюлозы. II
Текст: pdf

  279

Фрунзе Т. М., Коршак В. В.,
Из области гетероцепных полиамидов. XII. О полимерном изоморфизме в ряду полиамидов
Текст: pdf

  287

Фрунзе Т. М., Коршак В. В.,
Из области гетероцепных полиамидов. XIII.О смешанных полиамидах, содержащих в основной цепи атомы серы
Текст: pdf

  293

Каргин В. А., Кабанов В. А., Андрианова Г. П.,
Гетерогенная полимеризация акрилата натрия в присутствии других солей
Текст: pdf

  301

Андреева Н. С.,
О связи пространственной структуры фибриллярных белков с их химическим строением
Текст: pdf

  308

Догадкин Б. А., Беляева Э. Н.,
Роль свободных радикалов в процессе низкотемпературного структурирования (вулканизации) каучука
Текст: pdf

  315

Козлов П. В., Кабанов В. А., Фролова А. А.,
О некоторых закономерностях развития одноосной деформации в кристаллических и стеклообразных пленках из полиэтилентерефталата
Текст: pdf

  324

Каргин В. А., Платэ Н. А.,
О химической прививке на кристаллических поверхностях
Текст: pdf

  330

Библиография

Слонимский Г. Л., Воюцкий С. С.,
«Растворы высокомолекулярных соединений»
Текст: pdf

  332

Слонимский Г. Л., Бильмейер Ф. ,
«Введение в химию и технологию полимеров»
Текст: pdf

  333

Михайлов Владимир Константинович

Повышение квалификации

ВГСПУ.

Переподготовка и повышение квалификации:
  • 01. 03.2018: Совершенствование навыков работы в электронной информационной образовательной среде вуза (ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»)

Сведения об образовании: Высшее образование, физика, физик;

Общий стаж (лет): 54

Общий научно-педагогический стаж (лет): 41

В базе данных “Публикации сотрудников ВолгГТУ” зарегистрировано:

Общее количество публикаций — 64, включая учебных пособий — 18, статей — 26.

  • Практикум по электричеству: учеб. пособ.(гриф). Рек. М-вом общ. и проф. образ. для студ. вузов / Б. Н. Сипливый, В. К. Михайлов, В. Подгорный, П. И. Поленичкин; ВолгГУ. – Волгоград, 1998. – 216 с.
  • Internal mechanical stresses in hot air drying / А. М. Афанасьев, И. А. Конягин, В. К. Михайлов, Б. Н. Сипливый // Theoretical Foundations of Chemical Engineering. – 2005. – Vol. 39, № 1. – С. 92-97.- Англ.
  • Михайлов, В. К. Conformations of the octogen molecule / В. К. Михайлов, В. А. Шляпочников // Journal of Structural Chemistry. – 1982. – Vol. 23, № 5. – С. 810-812.- Англ.
  • Study of the conformations of bicyclo[3.3.1]nonane and its derivatives by the method of atom-atom potentials / В. К. Михайлов, Е. Н. Аредова, В. В. Севостьянова, В. А. Шляпочников // Russian Chemical Bulletin. – 1978. – Vol. 27, № 11. – С. 2184-2188.- Англ.
  • Михайлов, В.К. Calculation of atomization enthalpies of nitrogen-containing compounds based on a mechanical model / В. К. Михайлов, Ю. А. Панкрушев, В. А. Шляпочников // Russian Chemical Bulletin. – 1978. – Vol. 27, № 8. – С. 1707-1709.- Англ.
  • Михайлов, В.К. Use of the method of atom-atom potentials to analyze the structure of nitrogen-containing compounds / В. К. Михайлов, Ю. А. Панкрушев, В. А. Шляпочников // Russian Chemical Bulletin. – 1978. – Vol. 27, № 5. – С. 1006-1008.- Англ.
  • Михайлов, В.К. Краткий курс векторного анализа: учеб. пособие / В. К. Михайлов, Б. Н. Сипливый, А. М. Афанасьев; ВолгГТУ. – Волгоград, 2017. – 142 с.
  • Михайлов, В.К. Задачи по механике и термодинамике: учеб. пособие / В. Е. Аввакумов, В. К. Михайлов; ВолгГТУ. – Волгоград, 2016. – 184 с.
  • Михайлов, В.К. Задачи по электромагнетизму: учеб. пособие / В. К. Михайлов; ВолгГТУ. – Волгоград, 2015. – 118 с.
  • Михайлов, В.К. Лабораторный практикум по курсу «Физика». Волновая оптика: учеб. пособие / Д. П. Калинкин, В. Е. Аввакумов, В. К. Михайлов; ВолгГТУ. – Волгоград, 2015. – 76 с.
  • Михайлов, В.К. Лекции по электромагнетизму: учеб. пособие / В. К. Михайлов; ВолгГТУ. – Волгоград, 2014. – 247 с.
  • Михайлов, В.К. Лабораторный практикум по курсу «Физика». Часть 2. Электричество и магнетизм: учеб. пособие / В. Е. Аввакумов, В. К. Михайлов, Д. П. Калинкин; ВолгГТУ. – Волгоград, 2014. – 116 с.
  • Михайлов, В.К. Физический практикум по электромагнетизму: учеб. пособие / В. К. Михайлов; ВолгГТУ. – Волгоград, 2013. – 288 с.
  • Михайлов, В. К. Сборник конкурсных задач по физике. Ч. 1. Условия задач: учеб. пособие. (Для поступающих в вузы) / В. К. Михайлов; ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – 131 с.
  • Михайлов, В.К. Сборник конкурсных задач по физике. Ч. 2. Ответы и решения: учеб. пособие. (Для поступающих в вузы) / В. К. Михайлов; ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – 176 с.
  • Михайлов, В.К. Сборник конкурсных задач по физике: учеб. пособие. `для поступающих в вузы / В. К. Михайлов; ВолгГТУ. – 4-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: РИО РПК “Политехник”, 2007. – Т.1. – 136 с.
  • Михайлов, В.К. Сборник конкурсных задач по физике: учеб. пособие. `для поступающих в вузы / В. К. Михайлов; ВолгГТУ. – 4-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: РИО РПК “Политехник”, 2007. – Т.2. – 183 с.
  • Михайлов, В.К. Задачи по векторному анализу: учеб. пособие / В. К. Михайлов, Б. Н. Сипливый, А. М. Афанасьев; ВолгГТУ, ВолГУ. – 2-е изд., исправл. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – 142 с.
  • Михайлов, В.К. Механика: учеб. пособие. `по физическому практикуму для студентов вузов / К. О. Смирнов, В. П. Заярный, В. К. Михайлов; ВолГУ. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – 173 с.
  • Михайлов, В.К. Сборник конкурсных задач по физике: учеб. пособие. ` для поступающих в вузы / В. К. Михайлов; ВолгГТУ. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: РПК “Политехник”, 2004. – 300 с.

Общее количество охранных документов на объекты интеллектуальной собственности — 1.

  • Пат. 2509384 РФ , МПК H01B3/20, H01B3/42. Электроизолирующая жидкость / А. И. Рахимов, В. П. Заярный, Д. Д. Молдавский, Л. В. Хоперскова, А. В. Мирошниченко, В. К. Михайлов, В. Е. Аввакумов; ВолгГТУ. – 2014.

Синтез и строение комплексов висмута [Ph 4 P] + 2 [Bi 2 I 8 (μ 2 -Et 2 SO-O)] 2– и [Ph 4 P] + 2 trans -[Bi 2 I 8 (dmso-O) 2 ] 2- | Михайлов

Elfaleh, N. Structural Characterization, Vibrational Studies and Optical Properties of a New Lu-minescent Organic-Inorganic Material / N. Elfaleh, S. Kamoun // J. Organomet. Chem. – 2016. – V. 819. – P. 95–102. DOI: 10.1016/j.jorganchem.2016.06.029

Structural Diversity and Thermochromic Properties of Iodobismuthate Materials Containing d-Metal Coordination Cations: Observation of a High Symmetry [Bi3I11]2− Anion and of Isolated I− Anions / A.M. Goforth, M.A. Tershansy, M.D. Smith et al. // J. Am. Chem. Soc. – 2010. – V. 133, № 3. – P. 305–313. DOI: 10.1021/ja108278j

α- to β-[C6h5(Nh4)2]2Bi2I10 Reversible Solid-State Transition, Thermochromic and Optical Studies in the p-Phenylenediamine-Based Iodobismuthate (III) Material / C. Hrizi, A. Trigui, Y. Abid et al. // J. of Solid State Chem. – 2011. – V. 58, № 4. – P. 3336–3344. DOI: 10.1016/j.jssc.2011.10.004

Синтез и строение фосфорсодержащих комплексов: [Ph5P]2+[Hg4I10]2– и [Ph5P]2+[BiI5(Me2S=O]2– / В.В. Шарутин, И.В. Егорова, О.К. Шарутина и др. // Коорд. химия.

– 2005. – Т. 31, № 10. – С. 791–795.

Syntheses, Structures and Vibrational Spectra of Some Dimethyl Sulfoxide Solvates of Bis-muth(III) Bromide and Iodide / G.A. Bowmaker, J.M. Harrowfield, P.C. Junk et al. // Aust. J. Chem. – 1998. – V. 51, № 4. – P. 285–292. DOI: 10.1071/C97035

Lindqvist, O. The Crystal Structure of Caesium Bismuth Iodide, Cs3Bi2I9 / O. Lindqvist // Acta Chemica Scandinavica. – 1968. – V. 22, № 9. – P. 2943–2952. DOI: 10.3891/acta.chem.scand.22-2943.

Chabot, B. Cs3Sb2I9 and Cs3Bi2I9 with the Hexagonal Cs3Cr2Cl9 Structure Type / B. Chabot, E. Parthe // Acta Cryst. – 1978. – V. B 34, № 2. – P. 645–648. DOI: 10.1107/S0567740878003684

Tris(ethyldimethylphenylammonium) Nonahalogenodibismuthates (III) / H. Eickmeier, B. Jaschinski, A. Hepp et al. // Z. Naturforsch. B. – 1999. – V. 54, № 3. – P. 305–313. DOI: 10.1515/znb-1999-0303

Effect of Mono-Versus Di-ammonium Cation of 2,2′-Bithiophene Derivatives on the Structure of Organic-Inorganic Hybrid Materials Based on Iodometallates / X.H. Zhu, N. Mercier, P. Frere et al. // Inorg. Chem. – 2003. – V. 42, № 17. – P. 5330–5339. DOI: 10.1021/ic034235y

Реакции иодида висмута с солями аммония, фосфония и висмутония / В.В. Шарутин,

И.В. Егорова, Е.А. Бояркина и др. // Журн. общ. химии. – 2008. – Т. 78, № 7. – С. 1083–1088.

Синтез и строение комплексов висмута [Bu4P]+2[Bi2I8·2Me2S=O]2–, [(Me2S=O)8BI]3+[Bi2I9]3– / В.В. Шарутин, О.К. Шарутина, В.С. Сенчурин, Р.М. Хисамов // Бутлеровские сообщения. – 2013. – Т. 36, № 11. – С. 78–82.

Synthesis and Structure of Bismuth Complexes [pTol4E]+3 [Bi3I12]3– ∙HOCh3Ch3OC2H5

E=P, Sb / V.V. Sharutin, O.K. Sharutina, V.S. Senchurin et al. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Химия». – 2015. – Т. 7, № 4. – С. 44–51. DOI: 10.14529/chem150406

Mitzi D.B. Structure and Optical Properties of Several Organic-Inorganic Hybrids Containing Corner-Sharing Chains of Bismuth Iodide Octahedra / D.B. Mitzi, P. Brock // Inorg. Chem. – 2001. – V. 40, № 9. – P. 2096–2104. DOI: 10.1021/ic000622l

Синтез и строение комплекса висмута [n-Bu4N]2+[Bi2I8•2Me2S=O]2− / В.В. Шарутин,

В.С. Сенчурин, О.К. Шарутина и др. // Журн. неорг. химии. – 2011. – Т. 56, № 8. – С. 1342–1345.

Clegg, W. Synthesis and Structure of [SMe3]2[Bi2I8(SMe2)2]: a Dimethylsulphide Complex of Bismuth (III) / W. Clegg, N.C. Norman, N.L. Pickett // Polyhedron. – 1993. – V. 12, № 10. – P. 1251–1252. DOI: 10.1016/S0277-5387(00)88219-4

Синтез и кристаллическая структура соединений висмута [Ph4BuP]+I−, [Ph4BuP]2+[Bi2I8• 2Me2C=O]2−, и [Ph4BuP]2+[Bi2I8•2Me2S=O]2− / В.В. Шарутин, И.В. Егорова, Н.Н. Клепиков и др. // Коорд. химия. – 2009. – Т. 35, № 3. – С. 188–192.

A Double Salt of Iodobismuthate: cis-Aquaiodidobis (1, 10-phenanthroline) Cobalt (II) tris(1,10-phenanthroline) Cobalt (II) Trans-hexa-μ2-iodido-hexaiodidotribismuthate (III) / J. Chen, W. Chai, L. Song et al. // Acta Crystallogr., Sect. E: Struct. Rep. Online. – 2011. – V. 67, № 9. – P. m1284–m1285. DOI:

1107/S1600536811033460

Синтез и строение комплексов висмута [Ph5P]4[Bi8I28], [Ph5P]2[Bi2I8•2Me2S=O]•2Me2S=O, [(Me2S=O)8Bi][Bi2I9] / В.В. Шарутин, В.С. Сенчурин, О.К. Шарутина, О.А. Давыдова // Журн. общ. химии. – 2012. – Т. 82, № 2. – С. 197–201.

Синтез и строение комплексов висмута [p-Tol4P]2[Bi2I8(THF)2]2–, [p-Tol4Sb]2[Bi2I8(THF)2]2–, [p-Tol4P]2[Bi2I8(DMSO)2]2–, [Bu4P] [(Bi2I7)n]n–, [p-Tol4P] [(Bi2I7)n]n–, [p-Tol4Sb] [(Bi2I7)n]n– / В.В. Ша-рутин, О.К. Шарутина, Р.М. Хисамов, В.С. Сенчурин // Журн. неорг. химии. – 2017. – Т. 62, № 6. – С. 782–793.

Bruker. SMART and SAINT-Plus. Versions 5.0. Data Collection and Processing Software for the SMART System. Bruker AXS Inc., Madison, Wisconsin, USA, 1998.

Bruker. SHELXTL/PC. Versions 5.10. An Integrated System for Solving, Refining and Displaying Crystal Structures From Diffraction Data. Bruker AXS Inc., Madison, Wisconsin, USA, 1998.

OLEX2: Complete Structure Solution, Refinement and Analysis Program / O.V. Dolomanov, L.J. Bourhis, R.J. Gildea et al. // J. Appl. Cryst. – 2009. – V. 42. – P. 339–341. DOI: 10.1107/S0021889808042726

Covalent Radii Revisited / B. Cordero, V. Gómez, A.E. Platero-Prats et al. // Dalton Trans. – 2008. – Iss. 21. – P. 2832–2838. DOI: 10.1039/B801115J

Consistent Van der Waals Radii for the Whole Main Group / M. Mantina, A.C. Chamberlin, R. Valero et al. // J. Phys. Chem. A. – 2009. – V. 113, iss. 19. – P. 5806–5812. DOI: 10.1021/jp8111556

Бацанов, С.С. Атомные радиусы элементов / С.С. Бацанов // Журн. неорган. химии. – 1991. – Т. 36, № 12. – С. 3015–3037.

Учебно-методическая работа | Юго-Западный государственный университет

М о н о г р а ф и и

 

Бабанин И.Г. Методологические основы выбора параметров фильтров частотной селекции с учетом эквивалентных энергетических потерь в радиоприёмных устройствах высокоскоростных радиосистем передачи информации : монография / И.Г. Бабанин, И.Е. Мухин, Д.С. Коптев; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2020. – 136 с. 

ISBN 978-5-7681-1475-6

Монография посвящена изучению методологии выбора параметров в частотно-селектирующих трактах систем приема и обработки радиосигналов с квадратурной амплитудной модуляцией различной позиционности.

 

Рыбочкин А.Ф. Электронно-вычислительные средства в пчеловодстве : монография / А.Ф. Рыбочкин; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2019. – 335 с. 

ISBN 978-5-7681-1436-7

В монографии приведены математические модели разных состояний жизнедеятельности пчелиных семей. Рассмотрены различные методы контроля распределения температурных полей в ульях пасеки, а также структурные и схемные решения электронно-вычислительных средств.

 

Рыбочкин А.Ф. Методы и алгоритмы автоматизированного контроля состояний пчелиных семей на основании анализа воздействующих на них внешних и внутренних факторов : монография / А.Ф. Рыбочкин; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2018. – 283 с. 

ISBN 978-5-7681-1338-4

В монографии рассмотрены методы и алгоритмы автоматизированного контроля состояний пчелиных семей на основании анализа форм спектров их акустических сигналов. Приведены решающие правила принятия решения к диагностируемому состоянию пчелиных семей, структурные и схемные решения электронно-вычислительных средств. Приведены алгоритмы анализа акустических сигналов пчелиных семей.

 

Мухин И.Е. Методологические основы синтеза систем диагностики технического состояния космических и летательных аппаратов: монография / И.Е. Мухин, А.И. Мухин, С.Н. Михайлов, Д.С. Коптев; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2018. – 211 с. 

ISBN 978-5-7681-1311-7

В монографии рассмотрены вопросы методологии анализа и синтеза систем диагностики технического состояния комических и летательных аппаратов как сложных комплексов «человек – машина». Проанализированы подходы к системному проектированию комплексов диагностики и прогностики технического состояния авиационного комплекса на базе вертолетов, как наиболее сложной с точки зрения механики системы. Результаты исследований представлены в виде базовых системно-технических решений.

 

Михайлов С.Н. Исследования и разработка научно-технических путей создания инфологической системы информационно-аналитического обеспечения научных исследований: монография / С.Н. Михайлов, С.В Кулешов, О.Е. Ключникова, А.В. Хмелевская; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2018. – 111 с. 

ISBN 978-5-7681-1288-2

В монографии излагаются основы методологии реализации технологии аналитического мониторинга данных в неструктурированных информационных ресурсов. В качестве отличительной особенности технологии аналитического мониторинга данных выступает применение инфологической системы для оценки тематической направленности текстовых документов. Рассматриваются способы и алгоритмы решения задачи оценки соответствия смыслового содержания текстов заданной проблематики.

 

Довбня В.Г. Помехоустойчивость радиоприемных систем цифровых линий связи: монография / В.Г. Довбня, В.Е. Азиатцев, С.Н. Михайлов; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2017. – 175 с. 

ISBN 978-5-7681-1201-1

Рассмотрены основные вопросы обеспечения помехоустойчивости приема радиосигналов цифровых линий связи. Изложена методология и приведены результаты теоретического обоснования требований к основным параметрам радиоприемных систем цифровых линий связи с многопозиционными видами модуляции.

 

Мухин И.Е. Методологические основы синтеза систем обеспечения электромагнитного доступа средствами радиомониторинга современных систем телекоммуникаций: монография / И. Е. Мухин, А. В. Хмелевская, И. Г. Бабанин; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2016.- 316 с.

ISBN 978-5-7681-1144-1

В монографии рассмотрены вопросы методологии анализа и синтеза систем автоматизированного радиомониторинга современных систем телекоммуникаций. Проанализированы подходы к системному проектированию основных видов обеспечивающих ресурсов систем данного класса – эквивалентных энергетических потерь. Результаты исследований представлены в виде базовых системно-технических решений в комплексных системах приёма и демодуляции сигналов наземных цифровых линий связи.

             Андронов, В.Г. Моделирование космических сканерных изображений высокого разрешения. Методы, модели, технологии: монография / В.Г. Андронов – LAP LAMBERT Academic Publishing ist ein imprint der, 2014. – 290 с.

ISBN:978-3-659-21873-6

 

Гуламов, А.А. Преобразование частоты лазерного излучения с предельной эффективностью: монография / А.А. Гуламов, Э.А. Ибрагимов, И.А. Кулагин, В.И. Редкоречев, Т.В. Усманов. – М: Lennex Corp – Подготовка макета: Издательство Нобель Пресс, 2013. – 289 с.
ISBN 978-5-518-42611-5

В монографии развита теория нелинейных процессов взаимодействия волн с учетом реальных характеристик излучения и нелинейной среды. Подробно исследовано влияние формы пространственно-временной модуляции волн при сильном энергообмене. Описаны оригинальные эксперименты по высокоэффективному преобразованию частоты излучения широкоапертурных неодимовых лазеров путем генерации гармоник (второй, третьей, четвертой и пятой) и параметрической генерации света.

 

Андронов В.Г. Теоретические основы геоорбитального моделирования космических сканерных изображений высокого разрешения: монография / В.Г. Андронов; Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2012. – 260 c.

ISBN 978-5-7681-0801-4

Изложены теоретические основы геоорбитального моделирования космических сканерных изображений высокого разрешения в формате включения съемочной аппаратуры, которые связаны с разработкой математических моделей их формирования, планово-высотной координатной привязки по схемам «изображение – местность» и «местность – изображение», а также построения аналитических моделей маршрута изображения и местности.

Системы радиоприема цифровых линий связи: монография [Текст] / В.Г. Довбня – Москва: Радиотехника, 2012. с. 184 – 1000 экз.

ISBN 978-5-88070-325-8

Рассмотрены основные вопросы обеспечения электромагнитной доступности цифровых линий связи в городских условиях. Изложена методология теоретического обоснования требований к основным параметрам и приведены результаты технических решений для радиоприемных систем мониторинга цифровых линий связи со сложными видами модуляции сигналов.

Мухин И.Е. Методологические основы синтеза технических средств обеспечения автоматизированного радиомониторинга современных систем телекоммуникаций: монография / И.Е. Мухин; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2010. – 283 с.
ISBN 978-5-7681-0571-6

Рассмотрены вопросы методологии анализа и синтеза систем автоматизированного радиомониторинга современных систем телекоммуникаций. Проанализированы подходы к системному проектированию основных видов обеспечивающих ресурсов систем данного класса – эквивалентных энергетических потерь. Результаты исследований представлены в виде базовых системно-технических решений в комплексных системах приема и демодуляции сигналов наземных цифровых линий связи.

У ч е б н ы е     п о с о б и я

 

Гуламов А.А. Практики магистратуры в образовательном процессе: учеб. пособие / А.А. Гуламов, О.Г. Бондарь; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2020. – 226 с. 

ISBN 978-5-7681-1491-6

В учебном пособии даны сведения по организации и проведению практик магистратуры по направлениям подготовки 11.04.02 и 11.04.03. Рассмотрены роль научно-технических исследований в современном мире, категории объектов опытно-конструкторских и проектных разработок, методы научных исследований, информационное обеспечение научных исследований, виды научно-технических документов.

 

Бондарь О.Г. Проектирование электронных измерительных приборов: учеб. пособие / О.Г. Бондарь, Е.О. Брежнева; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2020. – 291 с. 

ISBN 978-5-7681-1448-0

В учебном пособии изложены основы построения электронных измерительных приборов, элементы расчёта их основных узлов. Содержит сведения, которые позволят студентам, связанным с проектированием и использованием измерительных приборов, самостоятельно решать возникающие задачи.

 

Андронов В.Г. Коррекция смаза изображений на борту космического аппарата: учеб. пособие / В.Г. Андронов, С.Г. Емельянов; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2019. – 112 с. 

ISBN 978-5-7681-1429-9

В учебном пособии рассмотрены вопросы коррекции смаза изображений, определения программных значений скорости движения изображения, формирования выборок параметров яркостного поля изображений и их дисперсионного анализа, оптимизации тактовых периодов опроса матриц ПЗС и др.

 

Бабанин И.Г. Общая теория связи. Цифровые системы передачи данных: учеб. пособие / И.Г. Бабанин, Д.С. Коптев, И.Е. Мухин; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2019. – 106 с. 

ISBN 978-5-7681-1429-9

Учебное пособие является теоретической базой, позволяющей специалисту в области телекоммуникаций квалифицированно эксплуатировать современные телекоммуникационные системы, уверенно ориентироваться среди множества устройств и систем связи, представленных на рынке, четко представлять их сильные и слабые стороны, пути их совершенствования. Рассмотрены вопросы теории помехоустойчивости систем передачи сообщений, принципы организации многоканальной связи, характеристики и показатели эффективности систем связи, вопросы их оптимизации, а также основы цифровой обработки сигналов. 

 

Коптев Д.С. Теория радиотехнических сигналов: учеб. пособие / Д.С. Коптев, И.Г. Бабанин, В.Г. Довбня; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2019. – 240 с. 

ISBN 978-5-7681-1410-7

В учебном пособии рассматриваются основные вопросы теории детерминированных сигналов: спектральный и временной анализ немодулированных и модулированных сигналов, проблемы дискретизации аналоговых сигналов, методы формирования и основных преобразований сигналов, методы расширения спектра сигналов.

 

Бабанин И.Г. Общая теория связи. Сигналы и аналоговые системы передачи информации: учеб. пособие / И.Г. Бабанин, Д.С. Коптев; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2018. – 109 с. 

ISBN 978-5-7681-1341-4

Учебное пособие является теоретической базой, позволяющей специалисту в области телекоммуникаций квалифицированно эксплуатировать современные телекоммуникационные системы, уверенно ориентироваться среди множества устройств и систем связи, представленных на рынке, четко представлять их сильные и слабые стороны, пути их совершенствования.

 

Андронов В.Г. Построение космических макетных снимков земной поверхности: учеб. пособие / В.Г. Андронов; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2018. – 158 с. 

ISBN 978-5-7681-1290-5

В пособии изложены теоретические основы построения космических макетных снимков земной поверхности, получаемых оптико-электронными сканирующими системами, которые связаны с разработкой математических моделей формирования геометрической структуры пикселей маршрута съемки, построения аналитических моделей сканерного снимка местности и планово-высотной пространственной координатной привязкой пикселей сканерного снимка.

 

Мухин И.Е. Основы конструирования радиоэлектронной аппаратуры с учетом обеспечения электромагнитной совместимости: учеб. пособие / И.Е. Мухин, А.В. Хмелевская, Д.С. Коптев; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2018. – 140 с. 

ISBN 978-5-7681-1286-8

В пособии изложены основные теоретические и практические подходы, необходимые на этапе разработки принципиальных схем и конструирования радиоэлектронной аппаратуры, даны краткие сведения о методах и способах улучшения электромагнитной совместимости при работе технических средств.

 

Дрейзин В.Э. Современные методы инженерного творчества; учеб. пособие / В.Э. Дрейзин; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2017. – 328 с.

ISBN 978-5-7681-1271-4

В учебном пособии кратко изложена методика информационного обеспечения прикладных научных исследований и разработки новых технических объектов, методология подготовки и проведения научного и производственного эксперимента, рассмотрены основные методы математической обработки экспериментальных данных, основы математического моделирования сложных объектов по результатам активного и пассивного экспериментов, даны методические рекомендации по проведению предпроектных этапов разработки новых технических объектов и рассмотрены основы теории решения изобретательских задач.

 

Рыбочкин А.Ф. Методы и алгоритмы автоматизированного контроля состояний сложных систем на основании анализа форм спектров их акустических сигналов: учебное пособие / А.Ф. Рыбочкин; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2017 г. – 140 с.

ISBN 978-5-7681-1204-2

Рассмотрены методы и алгоритмы автоматизированного контроля состояний сложных систем на сновании анализа форм спектров их акустических сигналов. Приведены решающие правила принятия решения к диагностируемому состоянию пчелиных семей, структурные и схемные решения электронно-вычислительных средств.

 

Хмелевская А.В. Основы теории информации и кодирования: учеб. пособие / А. В. Хмелевская, А. М. Потапенко; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2016 г. – 220 с.

ISBN 978-5-7681-1155-7

Учебное пособие содержит краткие теоретические положения основ теории информации и кодирования, а именно: основы теории информации, основы теории кодирования и передачи информации по каналам связи. Для удобства пользования пособие содержит краткие справочные сведения по теории вероятностей, которые крайне необходимы при рассмотрении основных положений теории информации, теории кодирования и передачи информации по каналам связи.

 

Дрейзие В.Э. Физические основы регистрации ионизирующих излучений: учеб. пособие / В.Э. Дрейзин, Д.И. Логвинов, А.А. Гримов; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2016 г. – 228 с.

ISBN 978-5-7681-1107-6

В пособии кратко изложено строение атома и атомного ядра, физическая природа радиоактивности, виды ионизирующих излучений, физические величины и единицы их измерения в области радиационных измерений и дозиметрии. Рассмотрены основные источники ионизирующих излучений различных видов и их энергетические спектры. Основное внимание уделено физическим процессам взаимодействия ионизирующих излучений различных видов с атомами и ядрами атомов вещества и на этой основе рассмотрены физические основы основных методов регистрации различных видов ионизирующих излучений и реализующие их детекторы. 

 

Умрихин В.А. Введение в физику полупроводников: учебное пособие / В.В. Умрихин, В.И. Бачурин, А.В. Кочура; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2016.– 244 с.

ISBN 978-5-7681-1096-3

 

Мухин И.Е. Методы проектирования радиоэлектронной аппаратуры с учетом электромагнитной совместимости: учеб. пособие / И.Е. Мухин, И.С. Надеина;  Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2015 – 101 c.

ISBN 978-5-7681-1030-7

 

Дрейзин В.Э. Спектрометрические измерения ионизирующих излучения: учеб. пособие / В.Э. Дрейзин;  Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2015 – 218 c.

ISBN 978-5-7681-1081-9

Рассмотрены основные виды ионизирующих излучений и их энергетические спектры. Приведена классификация спектрометров ионизирующих излучений и их общие характеристики. Рассмотрены принцип действия и устройство спектрометров альфа-, бета-излучений и других типов заряженных частиц, а также различные типы спектрометров гамма-излучения. Описаны методы спектрометрии нейтронного излучения. Показаны перспективы создания нейтронных спектрометров реального времени с использованием нескольких детекторов с различными спектральными характеристиками и совместной обработки информации с помощью искусственных нейронных сетей.

 

Михайлов С.Н. Методология организации научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности: учебно-практическое пособие / С.Н. Михайлов, В.Г. Андронов; 2-е изд. перераб. и доп. – Юго-Зап. ун-т. – Курск, 2014. – 250 с.

ISBN 978-5-7681-0960-8

Пособие рассматривает вопросы методологии организации научных исследований; охватывает весьма обширный материал общеметодического характера, необходимый студентам-магистрам для получения знаний, представлений и навыков в организации и управлении процессами научных исследований, разработки и создания научно-технической продукции и оформления научных результатов, а также обеспечения учебного процесса в этой сфере образования.

 

Лукьянюк С.Г. Теория  электрической связи. Помехоустойчивость и эффективность систем связи: учебное пособие / С.Г. Лукьянюк, А.М. Потапенко; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2013. – 263 с.

ISBN 978-5-7681-0874-8

В пособии рассмотрены основные вопросы теории помехоустойчивости систем передачи дискретных и непрерывных сообщений , теории информации, кодирования сообщений и помехоустойчивого кодирования, теоретико-информационные основы криптозащиты сообщений в телекоммуникационных системах, принципы многоканальной связи и распределения информации, вопросы оценки эффективности систем связи.

Лукьянюк, С.Г. Теория электрической связи. Сигналы, помехи и системы передачи: учебное пособие / С.Г. Лукьянюк, А.М. Потапенко; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2012. – 223 с.

ISBN 978-5-7681-0741-3

В пособии излагаются основные способы математического представления сообщений, сигналов и помех, методы формирования и преобразования сигналов в системах передачи.

Потапенко, А.М. Приложение теории графов к исследованию сетевых структур в телекоммуникациях: учебное пособие / А.М. Потапенко, Р.А. Томакова, М.В. Томаков; Курск. гос. техн. ун-т. – Курск, 2010. – 148 с.

ISBN 978-5-7681-0547-1

В учебном пособии рассмотрены основы теории графов, которая является эффективным аппаратом формализации современных инженерных и научных задач в области телекоммуникации. Для их решения применяют методы оптимизации, в основе которых лежат общие математические понятия теории множеств и отношений и теории графов. Рассмотрены прикладные оптимизационные методы для определения максимального потока, нахождения кратчайшего пути, а также по размещению центров в сети, представленных в виде графовых структур.

Учебные материалы по неорганической и аналитической химии

Учебные материалы по неорганической и аналитической химии | Лесотехнический университет
  • niah_01
  • ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ Методические указания к расчету рН и лабораторной работе для студентов технологических и технических специальностей вузов
  • Гравиметрический анализ методические указания к выполнению индивидуальных заданий и лабораторной работы по аналитической химии для студентов специальностей 240406 и 280201, по направлениям 240100 и 280200
  • Общая и неорганическая химия. Кислород, сера и их соединения: методические указания / сост. Е.В. Школьников, Д.Л. Байдаков – СПб.: СПбГЛТА, 2010. − 20 с.
  • Аналитическая химия. Метод кислотно-основного титрования: методические указания/ сост.: Е.В.Школьников, Н.В. Михайлова. – СПб.: СПбГЛТА, 2009. – 37 с.
  • Аналитическая химия. Комплексометрия: методические указания/ сост.: Е.В.Школьников. Н.В. Михайлова, – СПб.: СПбГЛТУ, 2011. – 32 с.
  • Коррозия и защита металлов и оборудования : методические указания / сост.: Е.В.Школьников, И.Я. Киселев. – СПб.: СПбГЛТУ, 2014. – 40 с.
  • Расчеты растворимости солей, гидроксидов и оксидов в водных средах
  • Школьников Е.В ., Михайлова Н.В. Химические методы количественного анализа. Учебное пособие по аналитической химии для студентов технологических и технических вузов. СПб.: СПбГЛТУ, 2013. 128 с.
  • Школьников Е.В ., Нараев В.Н. Основы химической термодинамики: Учебное пособие для студентов технологических и технических специальностей вузовю СПб.: СПбГЛТА, 2002. 132 с.
  • Общая и неорганическая химия: методические указания/ сост.: Е.В.Школьников, Д.Л.Байдаков.−СПб.: СПбГЛТА, 2009. −39 с.
  • Общая и неорганическая химия. Углерод, кремний и их соединения: методические указания / сост.: Е. В. Школьников, Ю. Т. Виграненко, В. М. Ушаков. – СПб.: СПбГЛТУ, 2012. – 20 с.
  • Аналитическая химия. Осадительное титрование: методические указания / сост.: Е.В.Школьников, Н.В.Михайлова. – СПб.: СПбГЛТУ,2012. – 30с.
  • Общая и неорганическая химия. Строение атома и периодический закон: методические указания/сост. Е.В.Школьников, Т.И. Фомичева. – СПб.: СПбГЛТА, 2010.− 27 с.
  • РАСЧЕТЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КОЛИЧЕСТВЕННОМУ АНАЛИЗУ.(уч. пос. )2017 -80 стр
  • Метод. указания МЕДЬ, ЦИНК И ИХ СОЕДИНЕНИЯ( Школьников Е.В., Байдаков Д.Л.) апр.2016
  • Учебное пособие Е.В.Школьников «Знергетика и равновесие химических процессов» (2018, 80 стр., 5 п. л) для студентов 1 курса ИХПБД и ТБ

Студентка ИТМО разработала VR-игру для обучения химии. С ее помощью можно запоминать строение атома, управляя космическим кораблем

Игроки выступают в качестве капитанов космических флотилий, которые должны победить флот противника. Чтобы сделать это, им надо вспомнить квантовые числа, обозначающие положение электрона в атоме. Именно эти значения и являются координатами вражеских кораблей.

Игру разработала студентка факультета программной инженерии и компьютерной техники (ПИиКТ) Университета ИТМО Анастасия Рычкова. До этого она не сталкивалась с химией, но погрузилась в область и смогла довести проект до потребителя. Итоги работы опубликованы в статье, которая вышла в Journal of Chemical Education.

Есть такие темы, которые из года в год даются студентам тяжело, как бы преподаватель ни пытался их донести. Такие вопросы есть в каждом предмете и зачастую мало зависят от подготовки лектора. Именно для таких трудных пунктов учебного плана особенно необходимо придумывать новые методы подачи и закрепления материала.

Как отмечает декан факультета биотехнологий и ведущий научный сотрудник химико-биологического кластера Университета ИТМО Михаил Курушкин, по его опыту такой непростой темой является электронное строение атома. В 2016 году он даже придумал настольную игру по принципу морского боя для того, чтобы в игровой форме мотивировать студентов изучить эту тему.

Михаил Курушкин

В 2018 году вместе с коллегами по вузу Михаил решил создать проект по изучению роли виртуальной реальности в химическом вузовском обучении. Тогда он вспомнил о своей старой игре и решил перенести ее в новый формат.

«Мы решили перенести эту бумажную игру в виртуальную реальность. Возможность использовать VR-версию с автоматическим контролем грамотности освоения материала может снять с преподавателя часть нагрузки по изучению электронного строения атома с большим количеством студентов одновременно», ― отмечает он.

VR-игра для обучения химии. Иллюстрация из статьи. Источник: pubs.acs.org

Чтобы игра по-настоящему помогла в обучении, она должна впечатлить студента. Поэтому для изначальной задумки нужно было придумать яркую оболочку.

«Я предложил перенести морской бой в космические просторы, чтобы игрок был капитаном космического корабля одной из воюющих друг с другом инопланетных рас и, стоя на мостике, пытался победить противника. Я предложил Михаилу назвать расы ― лантаноиды и актиноиды, и ему это понравилось. Таким образом мы придумали не просто визуальный контент, но и добавили к нему определенный сторителлинг, чтобы повысить эффект сопричастности», ― вспоминает директор центра юзабилити и смешанной реальности, доцент факультета программной инженерии и компьютерной техники Университета ИТМО Артем Смолин.

Артем Смолин

Основная работа по программированию игры легла на студентку третьего курса бакалавриата образовательной программы «Компьютерные технологии в дизайне» Анастасию Рычкову. Ей предстояло решить, как именно перенести в мир виртуальной реальности идею космического боя на основе химических объектов и явлений.

«Мы начали с изучения движка, пришлось какое-то время разбираться, как это вообще можно сделать. Дело в том, что к тому времени гарнитура виртуальной реальности Oculus Go, которую мы использовали, была на рынке не так долго, информации было крайне мало, приходилось действовать методом “научного тыка”, ― рассказывает она. ― Затем подключился дизайнер Алексей Коротких, мы приступили к работе над самим проектом. Процесс напоминал игру “Сапер”. Самый большой “подрыв” произошел в прошлом ноябре, когда игра была почти закончена. Однако движок в этот момент обновился, и определенный функционал исчез. Поэтому нам пришлось искать альтернативу».

Анастасия Рычкова. Фото из личного архива

Серьезные проблемы возникли с тем, чтобы создать игру в режиме игрок против игрока. Как отмечает Артем Смолин, одна из главных неожиданностей заключалась в том, что для VR нет как такового мультиплеера. Проблему удалось решить, написав выделенный сервер, рассказывает Анастасия Рычкова.

«Сначала у нас работало автономно две гарнитуры, нам пришлось писать отдельную программу. Однако, в результате мы даже выиграли ― все гарнитуры могли подключаться к одному устройству», ― отмечает автор игры.

VR-игра для обучения химии. Иллюстрация из статьи. Источник: pubs.acs.org

В своей механике игра сохранила базовые принципы морского боя. Игрок должен уничтожить флот противника до того, как тот успеет сбить все его корабли. Только вместо численно-буквенных координат он должен атаковать контейнеры со стрелками, которыми в химии изображается состояние электронов в атоме.

«Перед тобой в космосе висит враждебный флот в виде контейнеров, и по нему необходимо стрелять с помощью лазера, ― объясняет Михаил Курушкин. ― В качестве координат выступают квантовые числа, которыми записывается состояние электрона в атоме. По сути, для удачной игры вам надо понимать, как электроны распределяются по орбитальным диаграммам».

Перед каждым раундом игроки загадывают химический элемент, а затем, используя диаграмму из контейнеров, начинают угадывать элемент противника.

«У тебя есть две стратегии поведения. Первая ― ты стреляешь до самого конца и называешь химический элемент, когда ты в этом абсолютно уверен, ― объясняет Артем Смолин. ― Вторая стратегия более рискованная. Ты примерно пристрелялся, увидел некий диапазон возможных элементов, и ты рискуешь, называешь элемент. Если ты неправ ― ты проиграл, если прав ― выиграл. Поскольку тут в дело вступает азарт, игра затягивает, что помогает в конечном счете запоминанию предмета».

VR-игра для обучения химии. Иллюстрация из статьи. Источник: pubs.acs.org

Работы над игрой были почти закончены в начале этого года. В феврале первый прототип игры продемонстрировали на ITMO Open Science. Эта демонстрация выявила ряд неточностей, требовавших определенной доработки.

«Тогда мы смогли апробировать игру, посмотреть на пользователях, какие есть сложности, ― вспоминает Анастасия Рычкова. ― У людей часто встречались проблемы с точки зрения знания химии, и когда преподавателю необходимо был помочь, то приходилось снимать и надевать гарнитуры виртуальной реальности. Я поняла, что, чтобы этого избежать, надо создать своего рода средство мониторинга, чтобы преподаватель мог видеть, что происходит в гарнитурах виртуальной реальности учащихся. Тут началась пандемия, и у меня появилась возможность доработать игру и убрать оставшиеся “косяки”. А к июню мы смогли опробовать наше детище».

ITMO Open Science-2020

Чтобы продемонстрировать эффективность разработки, Надежда Максименко, одна из ключевых участниц проекта из лаборатории «Нейропедагогика химического образования», провела педагогический эксперимент, на который пригласили студентов Университета ИТМО.

По итогам работы была опубликована статья в Journal of Chemical Education с описанием игры и возможностью для скачивания. В следующем году создатели намерены сделать онлайн-версию орбитального морского боя.

Перейти к содержанию

Первые подробные фотографии атомов

Атомы готовы к своему первому портрету крупным планом.

ВАШИНГТОН. Впервые физики сфотографировали структуру атома вплоть до его электронов.

На фотографиях, которые вскоре будут опубликованы в журнале Physical Review B, показаны подробные изображения электронного облака одного атома углерода, сделанные украинскими исследователями из Харьковского физико-технического института в Харькове, Украина.

Это первый раз, когда ученые смогли увидеть внутреннюю структуру атома напрямую.С начала 1980-х исследователи смогли составить карту атомной структуры материала в математическом смысле, используя методы визуализации.

Квантовая механика утверждает, что электрон не существует в виде единой точки, а распространяется вокруг ядра в облаке, известном как орбиталь. Мягкие синие сферы и разделенные облака, показанные на изображениях, показывают два расположения электронов на их орбиталях в атоме углерода. Структуры подтверждают иллюстрации, которые можно увидеть в тысячах книг по химии, потому что они соответствуют установленным квантово-механическим предсказаниям.

Дэвид Голдхабер-Гордон, профессор физики Стэнфордского университета в Калифорнии, назвал это исследование замечательным.

«Одно из преимуществ [этой техники] в том, что она интуитивна», – сказал он. «Как люди, мы привыкли смотреть на изображения в реальном пространстве, например на фотографии, и мы можем легче и быстрее усваивать вещи в реальном пространстве, особенно люди, менее глубоко разбирающиеся в физике».

Для создания этих изображений исследователи использовали автоэмиссионный электронный микроскоп или FEEM.Они поместили жесткую цепочку атомов углерода длиной всего в несколько десятков атомов в вакуумную камеру и пропустили через образец 425 вольт. Атом на конце цепочки испускал электроны на окружающий люминофорный экран, создавая изображение электронного облака вокруг ядра.

Электронные микроскопы с полевым излучением были основным продуктом ученых, исследующих очень маленькие объекты с 1930-х годов. До этого момента микроскопы могли только определять расположение атомов в образце.

Чем острее заостренный кончик образца внутри вакуумной камеры, тем выше разрешение финального изображения на экране, сказал Игорь Михайловский, один из авторов статьи. За последний год физики научились превращать атомы углерода в цепочки. Теперь, когда острие образца было всего в один атом шириной, микроскоп смог разрешить орбитали электронов. Харьковские исследователи первыми создали реальные изображения электронов отдельного атома, сделав предсказания квантовой механики видимыми.

Хотя такие инструменты, как сканирующий туннельный микроскоп, уже отображают структуру электронов в образце из многих атомов, «всегда полезно иметь дополнительные подходы», – сказала Голдхабер-Гордон. «Иногда что-то загадочное в одном взгляде становится кристально ясным в другом. Каждое из них приближает вас на шаг ближе к полному пониманию».

Голдхабер-Гордон также указал, что этот метод не может быть широко применим, потому что высокое разрешение было обусловлено специфической структурой образца.

«В настоящий момент более важно напрямую показать квантовую механику, чем изучать новые вещи о материалах», – сказал он. «Но это может измениться, если [украинская команда] разовьет новые возможности».

2.2: Структура атома и как мы ее представляем

Развитие современной атомной теории многое раскрыло о внутренней структуре атомов. Стало известно, что атом содержит очень маленькое ядро, состоящее из положительно заряженных протонов и незаряженных нейтронов, окруженное гораздо большим объемом пространства, содержащим отрицательно заряженные электроны.Ядро содержит большую часть массы атома, потому что протоны и нейтроны намного тяжелее электронов, тогда как электроны занимают почти весь объем атома. Диаметр атома составляет порядка 10 −10 м, тогда как диаметр ядра примерно 10 −15 м – примерно в 100 000 раз меньше. Чтобы получить представление об их относительных размерах, рассмотрим следующее: если бы ядро ​​было размером с чернику, атом был бы размером с футбольный стадион (рис. \ (\ PageIndex {1} \)).

Рисунок \ (\ PageIndex {1} \): Если бы атом можно было расширить до размеров футбольного стадиона, ядро ​​было бы размером с одну чернику. (в середине: модификация работы «babyknight» / Wikimedia Commons; право на зачет: модификация работы Паксона Вельбера).

Атомы и составляющие их протоны, нейтроны и электроны чрезвычайно малы. Например, атом углерода весит менее 2 \ (\ times \) 10 −23 г, а электрон имеет заряд менее 2 \ (\ times \) 10 −19 C (кулонов).При описании свойств крошечных объектов, таких как атомы, мы используем соответственно небольшие единицы измерения, такие как атомная единица массы (а.е.м.) и фундаментальная единица заряда (е). Первоначально аму был определен на основе водорода, самого легкого элемента, а затем – кислорода. С 1961 года он был определен в отношении наиболее распространенного изотопа углерода, атомам которого приписываются массы ровно 12 а.е.м. (Этот изотоп известен как «углерод-12», как будет обсуждаться позже в этом модуле.) Таким образом, одна а.е.м. равна точно \ (1/12 \) массы одного атома углерода-12: 1 а.е.м. = 1,6605 \ (\ times \) 10 −24 г. (Дальтон (Да) и единая атомная единица массы (u) являются альтернативными единицами, эквивалентными аму.) Фундаментальная единица заряда (также называемая элементарным зарядом) равна величине заряда электрона (е). с e = 1.602 \ (\ times \) 10 −19 C.

Протон имеет массу 1,0073 а.е.м. и заряд 1+. Нейтрон – это немного более тяжелая частица с массой 1.0087 а.е.м. и заряд ноль; как следует из названия, он нейтрален. Электрон имеет заряд 1− и представляет собой гораздо более легкую частицу с массой около 0,00055 а.е.м. (потребуется около 1800 электронов, чтобы равняться массе одного протона. Свойства этих элементарных частиц суммированы в Таблице \ (\ PageIndex {1} \). (Наблюдательный студент может заметить, что сумма субатомных частиц атома не равна реальной массе атома: общая масса шести протонов, шести нейтронов и шести электронов равна 12.0993 а.е.м., что немного больше, чем 12,00 а.е.м. действительного атома углерода-12. Эта «недостающая» масса известна как дефект массы, и вы узнаете о ней в главе, посвященной ядерной химии.)

Таблица \ (\ PageIndex {1} \) : Свойства субатомных частиц
Имя Расположение Заряд (К) Стоимость единицы Масса (а.е.м.) Масса (г)
электрон вне ядра \ (- 1.{−24} \)

Число протонов в ядре атома – это его атомный номер (Z). Это определяющая черта элемента: его значение определяет идентичность атома. Например, любой атом, содержащий шесть протонов, является элементом углерода и имеет атомный номер 6, независимо от того, сколько нейтронов или электронов он может иметь. Нейтральный атом должен содержать одинаковое количество положительных и отрицательных зарядов, поэтому количество протонов равно количеству электронов.Следовательно, атомный номер также указывает количество электронов в атоме. Общее количество протонов и нейтронов в атоме называется его массовым числом (А). Таким образом, количество нейтронов – это разница между массовым числом и атомным номером: A – Z = количество нейтронов.

\ [\ begin {align *}
\ ce {атомное \: число \ 🙁 Z) \: & = \: число \: \: протонов \\ масса
\: число \ 🙁 A) \: & = \: число \: из \: протонов + число \: из \: нейтронов \\
AZ \: & = \: число \: из \: нейтронов}
\ end {align *} \]

Атомы электрически нейтральны, если они содержат одинаковое количество положительно заряженных протонов и отрицательно заряженных электронов.Когда количество этих субатомных частиц не равно , атом электрически заряжен и называется ионом. Заряд атома определяется следующим образом:

Заряд атома = количество протонов – количество электронов

Как будет обсуждаться более подробно позже в этой главе, атомы (и молекулы) обычно приобретают заряд, приобретая или теряя электроны. Атом, который получает один или несколько электронов, будет иметь отрицательный заряд и называется анионом. Положительно заряженные атомы, называемые катионами, образуются, когда атом теряет один или несколько электронов.Например, нейтральный атом натрия (Z = 11) имеет 11 электронов. Если этот атом потеряет один электрон, он станет катионом с зарядом 1+ (11-10 = 1+). Нейтральный атом кислорода (Z = 8) имеет восемь электронов, и если он получит два электрона, он станет анионом с зарядом 2− (8-10 = 2−).

Пример \ (\ PageIndex {1} \): состав атома

Йод – важный микроэлемент в нашем рационе; он необходим для выработки гормона щитовидной железы. Недостаток йода в рационе может привести к развитию зоба, увеличению щитовидной железы (Рисунок \ (\ PageIndex {2} \)).

Рисунок \ (\ PageIndex {2} \): (a) Недостаток йода в рационе может вызвать увеличение щитовидной железы, которое называется зобом. (б) Добавление к соли небольшого количества йода, предотвращающего образование зоба, помогло устранить эту проблему в США, где потребление соли велико. (кредит а: модификация работы «Алмази» / Wikimedia Commons; кредит б: модификация работы Майка Моцарта)

Добавление небольшого количества йода к поваренной соли (йодированной соли) по существу устранило эту проблему для здоровья в Соединенных Штатах, но до 40% населения мира по-прежнему подвержены риску дефицита йода.Атомы йода добавляются в виде анионов, и каждый из них имеет заряд 1- и массовое число 127. Определите количество протонов, нейтронов и электронов в одном из этих анионов йода.

Решение

Атомный номер йода (53) говорит нам, что нейтральный атом йода содержит 53 протона в своем ядре и 53 электрона вне ядра. Поскольку сумма числа протонов и нейтронов равна массовому числу 127, число нейтронов равно 74 (127 – 53 = 74).Поскольку йод добавляется в виде аниона 1−, количество электронов равно 54 [53 – (1–) = 54].

Упражнение \ (\ PageIndex {1} \)

Ион платины имеет массовое число 195 и содержит 74 электрона. Сколько протонов и нейтронов он содержит и каков его заряд?

Ответ

78 протонов; 117 нейтронов; заряд 4+

Химические символы

Химический символ – это сокращение, которое мы используем для обозначения элемента или атома элемента.Например, ртуть обозначается символом Hg (Рисунок \ (\ PageIndex {3} \)). Мы используем один и тот же символ для обозначения одного атома ртути (микроскопический домен) или для обозначения контейнера из многих атомов элемента ртути (макроскопический домен).

Рисунок \ (\ PageIndex {3} \) : символ Hg представляет элемент ртуть независимо от количества; он может представлять один атом ртути или большое количество ртути. Изображение использовано с разрешения Википедии (пользователь: Materialscientist).

Символы для нескольких общих элементов и их атомов перечислены в Таблице \ (\ PageIndex {2} \). Некоторые символы являются производными от общего имени элемента; другие – это аббревиатуры имени на другом языке. Символы состоят из одной или двух букв, например H для водорода и Cl для хлора. Чтобы избежать путаницы с другими обозначениями, заглавными являются только первая буква символа. Например, Co – это символ элемента кобальта, но CO – это обозначение соединения монооксида углерода, которое содержит атомы элементов углерода (C) и кислорода (O).Все известные элементы и их символы находятся в периодической таблице.

Таблица \ (\ PageIndex {2} \): Некоторые общие элементы и их символы
Элемент Обозначение Элемент Обозначение
алюминий Al утюг Fe (из железа )
бром Br свинец Pb (из свинца )
кальций Ca магний мг
углеродистый С ртуть Hg (из гидраргирум )
хлор Класс азот N
хром Cr кислород O
кобальт Co калий К (из калия )
медь Cu (из меди ) кремний Si
фтор F серебро Ag (из argentum )
золото Au (из aurum ) натрий Na (из натрия )
гелий He сера S
водород H банка Sn (из олова )
йод I цинк Zn

Традиционно первооткрыватель (или первооткрыватели) нового элемента дает ему имя.Однако до тех пор, пока это название не будет признано Международным союзом теоретической и прикладной химии (IUPAC), рекомендуемое название нового элемента основано на латинских словах, обозначающих его атомный номер. Например, элемент 106 назывался уннилгексий (Unh), элемент 107 назывался unnilseptium (Uns), а элемент 108 назывался уннилоктиум (Uno) в течение нескольких лет. Эти элементы теперь названы в честь ученых или мест; например, элемент 106 теперь известен как сиборгий (Sg) в честь Гленна Сиборга, лауреата Нобелевской премии, который принимал активное участие в открытии нескольких тяжелых элементов.

ИЮПАК

Посетите этот сайт, чтобы узнать больше об ИЮПАК, Международном союзе теоретической и прикладной химии, а также изучить его периодическую таблицу.

pme (en): д-р Александр Сергеевич Михайлов

Сб, 06 апреля 2002 г.

Михайлов Александр Сергеевич

5 апреля (пт) мы пригласили доктора Александра Сергеевича Михайлова из Института Фрица Габера Общества Макса Планка, Германия. Мы также присоединились к его лекции «Неравновесные стационарные и движущиеся наноструктуры в поверхностных химических реакциях».

«Неравновесные стационарные и подвижные наноструктуры в поверхностных химических реакциях»

Александр Сергеевич Михайлов
Кафедра физической химии,
Институт Фрица Габера Общества Макса Планка,
Берлин (Далем), Германия

РЕФЕРАТ
Поверхностные химические реакции играют центральную роль в процессах гетерогенного катализа, которые широко используются в химической промышленности и экологических технологиях. В типичном каталитическом процессе молекулы реагентов адсорбируются из газовой фазы на поверхность металла, диффундируют на ней и реагируют с образованием продукта, который возвращается в газовую фазу.Таким образом, реакция протекает в атомарно тонком слое адсорбата на поверхности металлического катализатора. Концентрационные картины, развивающиеся на поверхности, наблюдаются с помощью электронной микроскопии. Сканирующая туннельная микроскопия, кроме того, позволяет наблюдать такие реакции с атомным разрешением, отслеживая диффузионные движения отдельных атомов и отслеживая отдельные события реакции. Обычно присутствуют боковые взаимодействия между адсорбированными молекулами. Взаимодействие притяжения может привести к фазовому переходу конденсации внутри адсорбата, превращая его в двумерную реактивную жидкость.С другой стороны, адсорбция молекул может также вызвать структурный фазовый переход в металлическом катализаторе, сопровождающийся перегруппировкой атомов в его верхнем слое. Следовательно, поверхностные химические реакции часто сопровождаются фазовыми переходами. Наш теоретический анализ показывает, что это может приводить к образованию большого разнообразия неравновесных наноструктур в таких системах. Возможны локализованные стационарные структуры, представляющие собой неравновесные химические нанореакторы. Периодические стационарные паттерны с длиной волны, контролируемой химической реакцией, могут возникать спонтанно.Также могут наблюдаться перемещающиеся наноструктуры, представляющие собой атомно-реактивные кластеры.

отправлено 6 апреля 2002 г., 12:11

«Проф. Тайхён Чанг | Вернуться домой | Макромолекулы (Температурная зависимость препарата) »

в формате PDF / Ebook / EPUB Загрузить – CLEO.MX

Электронная книга Скачать

  • Дом

Электронная книга Скачать

От DMCA:
Около
, связанные с
.

Оставить комментарий