Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика.
Вот и пошла последняя
неделя нашей практики. Хочется сказать, что все – таки практика многое меняет,
если до этого были сомнение, что не смогу, что трудно, и думала идти или нет в
школу, то сейчас мое мнение изменилось, я поняла, что стала более уверенна в
себе, и даже задумалась над тем, а почему бы и не попробовать. На этой неделе я
уже преподаю в средних классах, а именно, в 7 классе. В понедельник я просто сидела
на уроке и смотрела, как урок ведет учитель, и мне очень понравилось. Преподаватель использовал, разные способы
преподнесения материала, так же мне очень понравилось, что она старалась
подобрать такие примеры по теме, которые ближе к интересам учащихся. Урок
прошел в виде беседы, преподаватель не только сама рассказывала про новую тему,
но и постоянно обращалась к ученикам, они высказывали свои мнения, предположения,
приводили примеры, т.е. с помощью наводящих вопросов ученики сами для себя раскрывали новую тему.
Вот и
подходит время прощаться с моими детками и переходить к старшим классам. На
этой недели я посетила урок информатики в 9 классе. На этом уроке учащиеся
изучали паскаль. На первом уроке они знакомились с ним, а на втором уроке т.е.
на этом они уже решали задачки. Не все учащиеся, понимали куда какие переменные
нужно записывать, учитель, в течении всего урока, старался подойти к каждому
ученику и помочь ему, объяснить. Прежде чем решать задачи на компьютере,
учитель проговаривал с учениками о всех данных, которые были даны в задаче,
чтобы учащиеся поняли, что и куда нужно записать, чтобы программа работала.
Учитель так же вставила такие задачи, в которых ученики должны были найти
ошибки, исправить их, чтобы программка работала. Второй урок был у 7 класса. У
них была тема «Всемирная сеть». Учитель начала урок с демонстрации ментальной карты. Она вела беседу с учениками, в ходе которой, объясняла им тему, или верней моменты, которые были для них не понятны. Ученики фиксировали все себе в тетрадь.
Затем они решали задачи около доски, с помощью кругов Эйлера, по новой теме. В конце урока, они просмотрели ролик про интернет зависимость, и была проведена беседа на эту
тему.
Вот и прошло уже половина практики, а я еще больше
привыкла к своим ученикам, которые ждут меня каждый день в школе. В пятницу у
меня были всего два урока: русский язык и литература. Уроки прошли очень
хорошо, и впервые я сама получила удовольствие от того как я их провела.
Учащиеся были очень эмоциональны и старались работать на уроке. Они подготовили
стихотворения, и рассказывали их настолько хорошо, что было видно, что они сами
получали от этого удовольствие. Так же в этот день в школе случилось не большое
чепе. На втором этаже кто – то из учеников подожгли бумагу, сработала пожарная
тревога и была эвакуация детей. Забыла до этого отметить, что на прошлой неделе
мне удалось посетить урок информатики. Мы присутствовали на уроке у 8 класса.
Вот и вторая неделя нашей практики подходит к концу.
Что же хочется отметить, я так же даю уроки в начальных классах, как я уже
писала дисциплина в моем классе не очень хорошая. Многие дети вовсе не знают,
что это значит вести себя тихо, мы с классным преподавателем постоянно проводим
с ними беседы, т.е. мы их не только учим, но и воспитываем. Свои уроки я
пытаюсь делать разнообразными, например, на литературном чтении мы не просто
читаем и разбираем сказки, но и ставим небольшие инсценировки по ним. Ученикам
очень нравится выступать в роли героев сказки. Так же я стараюсь делать всякие проверочные т.к. после них сразу видно
кто как усвоил материал, результаты проверок меня радуют, потому что я вижу,
что мои уроки проходят не зря.
Наша практика продолжается. Вот и быстро прошли
выходные, и мы снова в школе с нашими детками. В пятницу у меня было всего 2
урока: русский язык и математика, мы помогали после уроков подготовиться к
мероприятию «Веселые старты», которое проходило в субботу. Сегодня у меня было
4 урока, один из которых был показательный. Сегодня ко мне на ИЗО приходил
методист. Мне было очень непросто провести этот урок, так как там нужно все
учитывать до мелочей, с чем у меня не очень получилось. Учащиеся вели себя
очень плохо на уроке, и у меня не совсем получалось их успокоить.
Вот
и идет наша практика. Мы полностью влились в школьную атмосферу, наш класс к
нам привык, они говорят, что им нравится, что мы ведем у них уроки. Очень
трудно вести каждый день почти все уроки, к концу даже голос садится. Дети
очень активно работают на уроке. Бывают такие моменты, когда при обсуждении
материала с учителем, она нам говорит, что скорей всего многие не справятся с
заданиями, которые я для них готовлю. Но все получается хорошо, учитель немного
недооценивает знания своих детей, они показывают не плохие результаты, и я
очень рада, что мои уроки проходят не зря.
Как все – таки быстро летит время. И вот мы снова на
практике в школе. В этом году мы проходим практику в МБОУ СОШ № 53. Сразу
хочется отметить, что эта школа очень отличается от школы, в которой мы
проходили практику на 4 курсе. Здесь не во всех классах установлены
интерактивные доски, что лишает нас возможности сделать урок для детей наиболее
интереснее.
Предыдущие Главная страница
Подписаться на: Сообщения (Atom)
Тренировочные эссе для обществознания ЕГЭ – «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика»
«Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика»
(Л.Фейербах)
«Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика» – известное высказывание Л. Фейербаха, относящееся к такой науке, как философия. Философия – это наука о всеобщих законах природы, общества, человека, исследующая познавательное, нравственное, эстетическое отношение человека к окружающему миру и имеющая целью выработку обобщённой системы взглядов на мир и место человека в нем. В современном мире существует множество различных наук, играющих большую роль для человечества, и философия не является исключением. Именно поэтому тема, которую затрагивает автор, является актуальной не только в настоящее время, но и в прошлые времена.
Стоит разобраться в том, какой смысл Л.Фейербах вкладывал в данное высказывание. Он затрагивал такую тему, как роль практики и теории в познании мира. Познание незаменимая часть существования человека, она отличает его от животного и наделяет способностью изучать различные предметы и явления.
Для того, чтобы разобраться в данной теме более подробно, надо рассмотреть некоторые термины. Познание – это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Процесс познанания всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта, то есть того, кто осуществляет деятельность, и объекта – то, на что направлено познание. Различают два уровня познания: эмпирический и теоретический. Основой эмпирического метода служит чувственное познание, а также данные приборов. К числу таких методов относят наблюдение, эксперимент, изменение и сравнение. Всё это образует практику, благодаря которой находится какая-либо истина.
Теоретический метод опирается на рациональное познание, на логику человека. К таким методам относится: гипотеза, анализ, классификация, моделирование и так далее. Надо понимать, что эти два метода сильно связаны между собой, дополняя друг друга. Эмпирический метод невозможно начать без теоретического, так как гипотеза нужна при любом эксперименте, а теоретические методы в свою очередь требуют эмпирических фактов. То есть другими словами, любая теоретическая часть требует подтверждения и проверки с помощью эмпирических методов. Таким образом, это доказывает, что практика решает то, что не решает теория. Человек не просто наблюдает и созерцает окружающий мир, он в процессе своей жизнедеятельности преобразует его. Именно поэтому происходит такое глубокое познание всех связей мира, которые были бы просто невозможны, если познание бы ограничивалось простым наблюдением, которое обеспечивает теория.
Но любое познание или деятельность порождают какую-либо истину, один из главных критериев которого практика. Истина – это знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Практика, как критерий истины, означает, что пока какое-то положение высказанное в виде гипотезы, теории и так далее, не претворится в практике, то оно будет и дальше считаться просто теорией. Ярким примером этого служит открытие, связанное с формой нашей планеты. Раньше считалось, что Земля имеет плоскую форму. Всех, кто говорил иначе, сжигали и не хотели слушать. Они не могли доказать верность своей позиции, так как исходили только из теории. Но Магеллан смог доказать, что Земля имеет форму шара, сделав кругосветное путешествие. Таким образом, практика помогла решить то, что не сделала теория.
Во-вторых, примером может служить деятельность спортсмена, к примеру футболиста. Человек, сильно увлекающийся футболом, может знать абсолютно Асю информацию об этой игре, все правила и стратегии игры, и так далее. Но, тем не менее, если это человек не будет уметь играть в эту игру, не будет тренироваться, он не сможет достичь успехов в своей футбольной карьере, так как при практике он будет непосредственно тренироваться, учавствовать в игре, а не наблюдать со стороны, а значит будет лучше чувствовать игру, сможет скорректировать стратегию, предугадать поведение противников. Это ещё раз доказывает, что зачастую практика решает вопросы, которые не способна разрешить теория.
Таким образом, практика и теория тесно связаны друг с другом, и взаимодействуют между собой. Но сомнения, вопросы, с которые не способна зачастую справиться теория, часто решает практика, используя для этого методы, неподвластные теории.
Что такое теория психосоциального развития?
Если вы хотите получить степень бакалавра социальной работы (BSW) или степень магистра социальной работы (MSW), ваша курсовая работа, вероятно, включала обсуждение теорий и их важности для области социальной работы. Они определяют, как социальные работники рассматривают и подходят к отдельным клиентам, группам, сообществам и обществу.
Теории помогают предсказывать, оценивать и интерпретировать ситуации и поведение и обеспечивают основу для того, как социальный работник должен реагировать и вмешиваться в работу с клиентами, у которых есть определенный опыт, проблемы или цели. Социальные работники обычно знают общепринятые и проверенные теории социальной работы, которые основаны на ценностях социальной работы, и постоянно опираются на эти теории.
В этом введении рассматриваются многие аспекты теории восьмиэтапного психосоциального развития Эрика Эриксона, включая обзор этапов, предположений, приложений, а также сильных и слабых сторон. Включен список книг и онлайн-ресурсов, если вы хотите узнать больше по этой теме.
Теория психосоциального развития представляет собой расширение первоначальных пяти стадий развития Зигмунда Фрейда. Эриксон, психолог и психоаналитик 20-го века, сформулировал теорию восьмиэтапного жизненного цикла в 1919 году. 59 на предположении, что окружающая среда играет решающую роль в самосознании, приспособлении, человеческом развитии и идентичности.
Эриксон утверждает в своей психосоциальной теории, что эго-идентичность достигается путем столкновения с целями и вызовами на восьми стадиях развития в течение всего жизненного цикла. Каждая из психосоциальных стадий характеризуется двумя противоположными эмоциональными силами, известными как противоположные диспозиции, которые приводят к кризису, который необходимо разрешить. Каждый кризис нужно преодолевать как можно быстрее, иначе психология человека в опасности. Однако успешное разрешение конфликта приводит к здоровой личности и достижению основной добродетели. Эго использует эти сильные стороны характера для разрешения последующих кризисов.
1. Доверие против недоверия Первая стадия психосоциального развития Эриксона начинается с рождения и продолжается примерно до 18 месяцев. Основная задача — доверие против недоверия. Младенцы полагаются исключительно на своих опекунов; таким образом, если лица, осуществляющие уход, отзывчивы и чутки к потребностям своего младенца, это помогает младенцу развить чувство доверия. Апатичные воспитатели, которые не удовлетворяют потребности своего ребенка, могут вызвать у него чувство беспокойства, страха и недоверия, а также восприятие мира как непредсказуемого. Развита основная добродетель: надежда.
Вторая стадия происходит в возрасте от 1,5 до 3 лет. Если ребенку позволить развиваться в своем собственном темпе на этом этапе, он может приобрести самостоятельность и уверенность в себе. Однако, если родители непоследовательны, чрезмерно критичны или чрезмерно защищают, ребенок может сомневаться в своей способности контролировать себя и свой мир. Развита базовая добродетель: воля.
3. Инициатива против чувства вины Третья из восьми эриксоновских стадий психосоциального развития возникает на дошкольном этапе, в возрасте 3-5 лет. Ребенок может развивать инициативу через социальные взаимодействия, а также путем планирования и начала игры и других видов деятельности. Если занятия ребенка терпят неудачу или подвергаются критике, могут возникнуть чувства неуверенности в себе и вины. Развита основная добродетель: цель.
Четвертая стадия происходит в возрасте от 5 до 12 лет. В этот период ребенок начинает сравнивать себя со сверстниками. Ребенок учится быть продуктивным и принимать оценку своих усилий и, в свою очередь, может развить чувство выполненного долга и гордости за свою учебу, спорт, общественную деятельность и домашнюю жизнь. Если ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям, может возникнуть чувство неполноценности или некомпетентности. Развита основная добродетель: компетентность.
5. Идентичность и смешение ролей Пятая стадия психосоциального развития характеризуется подростковым кризисом идентичности. В возрасте от 12 до 18 лет человек развивает чувство собственного достоинства, экспериментируя с различными социальными ролями. Подросток, успешно формирующий сплоченную, позитивную идентичность, будет иметь сильное чувство идентичности, в то время как подростки, которые не ищут идентичности или на них оказывается давление, могут столкнуться с ролевой неразберихой и развить слабое чувство собственного достоинства. Развита основная добродетель: верность.
Шестой этап длится от позднего подросткового до раннего среднего возраста, от 18 до 40 лет. этап. Взрослые, у которых отсутствует позитивная самооценка, могут испытывать эмоциональную изоляцию или одиночество.
Чтобы не чувствовать себя изолированным или одиноким, люди должны научиться не терять себя, когда они делятся друг с другом или заботятся о них. Обретение сильной самоидентификации позволяет человеку достичь истинной близости, в то время как распространение идентичности может быть проблемой. Развита основная добродетель: любовь.
Седьмая стадия в теории психосоциального развития Эриксона, также называемая генеративностью против эгоцентризма, приходится на возраст 40-65 лет. В середине взрослой жизни у людей есть позитивная цель генеративности. В большинстве случаев это приводит к продолжению рода, наряду с выполнением родительских и социальных обязанностей. Это резко контрастирует с интересом к себе или эгоцентризмом. Развита основная добродетель: забота.
8. Целостность против отчаяния Заключительный этап теории психосоциального развития в пожилом возрасте (65+) – это период осмысления человеком жизни. Можно либо развить чувство удовлетворения своей жизнью и спокойно подойти к смерти, либо развить чувство отчаяния из-за упущенных возможностей и потраченного впустую времени, заставляя человека приближаться к смерти со страхом. Развита основная добродетель: мудрость.
Хотя Эриксон построил свою теорию психосоциального развития на основе многолетних полевых исследований и исследований, эта теория основывается на нескольких предположениях.
- Социальные ожидания на каждом этапе одинаковы во всех культурах.
- Влияние родителей существует на всех стадиях детства и юности.
- Люди развиваются одинаково на всех восьми стадиях.
Теория психосоциального развития утверждает, что люди формируются и реагируют на окружающую среду. По этой причине теория может оказаться полезным инструментом во многих областях, включая социальную работу.
Теория психосоциального развития может быть использована при анализе симптоматического поведения клиента в связи с прошлым травмирующим опытом и конфликтами с текущими задачами развития.
Социальные работники могут использовать «график взросления» Эриксона, чтобы определить индивидуальные проблемы и определить, какая поддержка и услуги лучше всего подходят для решения этих проблем.
Как и у всех теорий, у теории психосоциального развития есть сильные и слабые стороны.
- Сильной стороной этой теории Эриксона является ее способность связывать важное психосоциальное развитие на протяжении всей жизни человека. Этот подход обеспечивает прагматическую перспективу развития личности.
- Однако главная слабость теории психосоциального развития Эриксона заключается в том, что сам Эриксон признает, что эта теория не может объяснить, как и почему происходит развитие.
- Еще одна сильная сторона теории психосоциального развития заключается в том, что она демонстрирует, что средний и поздний взрослый возраст являются активными и значительными периодами личностного роста, в то время как другие теории считают обе стадии несущественными.
- Эриксон не разъясняет, как результат одной психосоциальной стадии влияет на личность на более поздней стадии.
- К достоинствам теории можно добавить то, что люди могут относиться к различным стадиям через собственный опыт.
- Теория не дает универсального метода разрешения кризиса.
- В отличие от психоаналитического подхода Фрейда, на котором основывалась теория психосоциального развития, Эриксон предлагает более широкий и всеобъемлющий взгляд на человечество.
- Теория устарела, так как не рассматривает влияние семьи с одним родителем на ребенка.
Теория Эриксона постулирует, что люди продвигаются по стадиям развития в зависимости от того, как они приспосабливаются к социальным кризисам на протяжении всей своей жизни. Эти социальные кризисы определяют, как люди реагируют на окружающий мир. Это дает специалистам по социальной работе группу сигналов, которые помогают определить, насколько успешно клиенты справляются с кризисами и прогрессируют, а также «график взросления».
Восемь стадий теории психосоциального развития Эриксона представляют собой ступеньку для движения к правильному росту, которую социальные работники могут применять для выявления индивидуальных трудностей и, в свою очередь, предоставления соответствующей поддержки и услуг для решения этих проблем.
Хотя эмпирические исследования подтверждают теорию психосоциального развития Эриксона о том, что положительное разрешение кризисов на всех стадиях коррелирует с самооценкой, критики предполагают, что эта теория имеет несколько недостатков.
- У Эриксона нет диплома об образовании.
- Теория не в состоянии детализировать, какой опыт необходим для разрешения конфликтов на каждой стадии.
- Эриксон использовал двусмысленный стиль письма и использовал множество терминов, таких как развитие личности, консолидация личности и лишение права выкупа личности, для определения личности, не предлагая объяснения их использования. Эта практика может сбить с толку читателей или последователей.
- Теория психосоциального развития фокусировалась на кризисах и утверждала, что завершение одного кризиса необходимо для следующего кризиса в развитии.
- Используемые социальные объяснения могут быть не применимы к другим культурам, кроме среднего класса США.
- Эриксон неадекватно рассматривает опыт женщин, о чем свидетельствует стадия Генерация против Стагнации. Женщины с большей вероятностью откажутся от деторождения и сосредоточатся на себе.
Хотя теория психосоциального развития Эриксона устанавливает временную шкалу взросления, которая имеет эмпирическую поддержку и близка многим, эта теория не соответствует универсальному инструменту социальной работы. Скорее, эта теория лучше всего подходит в качестве дополнения к другим соответствующим теориям и практикам социальной работы.
Вы можете найти следующие связанные книги и онлайн-ресурсы полезными в вашем образовании социальной работы и карьере.
Книги«Идентичность и жизненный цикл» Эрика Х. Эриксона Личность» и «Проблема эго-идентичности», которые знакомят читателя с теориями Эриксона.
«Детство и общество» Эрика Эриксона : Автор обсуждает взаимосвязь между детским опытом и культурными достижениями, анализируя молодые и зрелые, современные и устаревшие элементы человеческой мотивации.
«Жизненный цикл завершен» Эрика Эриксона : Используя бесчисленные примеры из своих тематических исследований, Эриксон продолжает обсуждение психосоциального развития. Как эволюционный психолог, автор предлагает идеи и новые открытия потенциала роста для пожилых людей.
«Социальная работа: психосоциальная терапия» Мэри Вудс и Флоренс Холлис : Введение в психосоциальную терапию, которая обеспечивает сбалансированное внимание к людям, их окружению и способам взаимодействия людей с окружением. Обсуждение включает влияние этнической принадлежности, разнообразие практики социальной работы, изменения ролей в семейной жизни, изменения в идеях и практических подходах.
«Психосоциальная практика и практика, основанная на отношениях», Клаудия Мегеле : Эта книга предлагает критический междисциплинарный анализ тематических исследований вмешательств социальной работы с точки зрения психосоциальных отношений и отношений.
«Оксфордский справочник по развитию идентичности» Кейт С. Маклин (редактор), Мойн Сайед (редактор) : Эта книга знаменует собой поворотный момент в области исследований развития идентичности. Исследователи обсуждают, расширяют и применяют теорию Эриксона к современным проблемам и эмпирическим проблемам. Результатом является всестороннее и современное исследование развития идентичности, которое толкает эту область в провокационных новых направлениях.
Интернет-ресурсыAdolescentHealth.org: Общество здоровья и медицины подростков (SAHM) предлагает множество ресурсов, посвященных физическому и психосоциальному развитию подростков и молодых людей.
Nami.org: Национальный альянс по борьбе с психическими заболеваниями предоставляет информацию о психосоциальном лечении, включая психосоциальную реабилитацию, ассертивное лечение по месту жительства и профессиональную реабилитацию.
HHS.gov: Министерство здравоохранения и социальных служб США имеет набор ресурсов для специалистов, работающих с молодежью, в том числе руководство по ресурсам для развития детей для родителей и поставщиков медицинских услуг.
Aap.org: Клинический отчет Американской академии педиатрии , в котором представлены рекомендации по облегчению и координации помощи между специалистами, школами, поставщиками услуг по охране психического здоровья и социальными службами для детей и молодежи с особыми потребностями в уходе и их семей.
CHADD.org: Сайт для детей и взрослых с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (CHADD) предлагает информационный бюллетень о психосоциальном лечении, а также информацию об обучении и обучении родителей, а также о школьных и социальных вмешательствах.
ScienceDirect.com: Science Direct предоставляет образцы глав книг и исследовательские статьи по теории психосоциального развития.
Последнее обновление: Февраль 2022
Этическое мышление – Марккула Центр прикладной этики
Нравственные проблемы приветствуют нас каждое утро в газетах, сталкиваются с нами в заметках на наших столах, беспокоят нас с наших детских футбольных полей, и пожелайте нам спокойной ночи в вечерних новостях. Нас ежедневно бомбардируют вопросами о справедливости нашей внешней политики, этичности медицинских технологий, которые могут продлить нашу жизнь, правах бездомных, справедливости учителей наших детей по отношению к разным ученикам в их классах.
Решение этих моральных вопросов часто вызывает недоумение. Как именно мы должны продумывать этический вопрос? Какие вопросы мы должны задать? Какие факторы мы должны учитывать?
Первый шаг в анализе моральных проблем очевиден, но не всегда прост: получить факты. Некоторые моральные вопросы вызывают споры просто потому, что мы не удосуживаемся проверять факты. Этот первый шаг, хотя и очевидный, также является одним из самых важных и наиболее часто упускаемых из виду.
Но фактов недостаточно. Факты сами по себе говорят нам только то, что это ; они не говорят нам, каким должно быть . Помимо получения фактов, решение этического вопроса также требует обращения к ценностям. Философы разработали пять различных подходов к ценностям для решения моральных проблем.
Утилитаристский подход
Утилитаризм был разработан в 19 веке Джереми Бентамом и Джоном Стюартом Миллем, чтобы помочь законодателям определить, какие законы являются наилучшими с моральной точки зрения. И Бентам, и Милль предполагали, что этические действия — это те, которые обеспечивают наилучший баланс между добром и злом.
Чтобы проанализировать проблему с помощью утилитарного подхода, мы сначала определяем различные варианты действий, доступные нам. Во-вторых, мы спрашиваем, кого затронет каждое действие и какую пользу или вред принесет каждое из них. И в-третьих, мы выбираем действие, которое принесет наибольшую пользу и наименьший вред. Этическое действие — это действие, которое приносит наибольшую пользу наибольшему количеству людей.
Правозащитный подход
Второй важный подход к этике уходит своими корнями в философию мыслителя 18-го века Иммануила Канта и ему подобных, которые сосредоточили свое внимание на праве человека на выбор самого себя. По мнению этих философов, человеческие существа отличаются от простых вещей тем, что люди обладают достоинством, основанным на их способности свободно выбирать, что они будут делать со своей жизнью, и у них есть фундаментальное моральное право на уважение этого выбора. Люди не объекты, которыми можно манипулировать; использование людей не по их свободному выбору является нарушением человеческого достоинства.
Конечно, помимо этого базового, существует множество других, но связанных прав. Эти другие права (неполный список ниже) можно рассматривать как различные аспекты основного права на то, чтобы с нами обращались по нашему выбору.
Право на правду: У нас есть право на то, чтобы нам говорили правду и на информацию о вопросах, которые существенно влияют на наш выбор.
Право на неприкосновенность частной жизни: у нас есть право делать, верить и говорить все, что мы выбираем в нашей личной жизни, пока мы не нарушаем права других.
Право не быть раненым: У нас есть право не получать вреда или травм, если только мы добровольно и сознательно не делаем что-то, заслуживающее наказания, или мы добровольно и сознательно не выбираем риск таких травм.
Право на то, что согласовано: У нас есть право на то, что было обещано теми, с кем мы добровольно заключили договор или соглашение.
Решая, является ли действие моральным или аморальным, используя второй подход, мы должны спросить: Уважает ли действие моральные права каждого? Действия неправильны в той мере, в какой они нарушают права личности; чем серьезнее нарушение, тем противоправнее действие.
Подход справедливости или справедливости
Подход справедливости или справедливости к этике берет свое начало в учении древнегреческого философа Аристотеля, который сказал, что «с равными следует обращаться одинаково, а с неравными — неравно». Основной моральный вопрос в этом подходе: насколько справедливо действие? Относится ли он ко всем одинаково или демонстрирует фаворитизм и дискриминацию?
Фаворитизм дает преимущества некоторым людям без уважительной причины для их выделения; дискриминация возлагает бремя на людей, которые ничем не отличаются от тех, на кого бремя не возлагается. И фаворитизм, и дискриминация несправедливы и неправильны.
Подход общего блага
Этот подход к этике предполагает, что общество состоит из людей, чье собственное благо неразрывно связано с благом общества. Члены сообщества связаны стремлением к общим ценностям и целям.
Понятие общего блага возникло более 2000 лет назад в трудах Платона, Аристотеля и Цицерона. Совсем недавно современный специалист по этике Джон Ролз определил общее благо как «некоторые общие условия, которые … в равной степени выгодны для всех».
При таком подходе мы концентрируемся на обеспечении того, чтобы социальная политика, социальные системы, институты и окружающая среда, от которых мы зависим, приносили пользу всем. Примеры благ, общих для всех, включают доступное здравоохранение, эффективную общественную безопасность, мир между народами, справедливую правовую систему и незагрязненную окружающую среду.
Призывы к общему благу побуждают нас рассматривать себя как членов одного и того же сообщества, размышляя над общими вопросами, касающимися того, каким обществом мы хотим стать и как мы должны достичь этого общества. Уважая и ценя свободу людей преследовать свои собственные цели, подход общего блага требует от нас также признания и продвижения тех целей, которые мы разделяем.
Подход добродетели
Подход добродетели к этике предполагает наличие определенных идеалов, к которым мы должны стремиться и которые обеспечивают полное развитие нашей человечности. Эти идеалы обнаруживаются в результате вдумчивого размышления о том, какими людьми мы можем стать.
Добродетели — это отношения или черты характера, которые позволяют нам быть и действовать таким образом, чтобы развивать наш наивысший потенциал. Они позволяют нам следовать идеалам, которые мы приняли. Честность, мужество, сострадание, щедрость, верность, честность, справедливость, самообладание и благоразумие — все это примеры добродетелей.
Добродетели подобны привычкам; то есть однажды приобретенные, они становятся характерными для человека. Более того, человек, развивший в себе добродетели, будет естественно расположен действовать в соответствии с моральными принципами. Добродетельный человек – этичный человек.
При решении этической проблемы с использованием подхода добродетели мы могли бы спросить: каким человеком я должен быть? Что будет способствовать развитию характера во мне и в моем сообществе?
Этическое решение проблем
Эти пять подходов предполагают, что, установив факты, мы должны задать себе пять вопросов, пытаясь решить моральную проблему:
Какую пользу и какой вред принесет каждый образ действий, и какая альтернатива приведет к наилучшим общим последствиям?
Какие неимущественные права есть у затронутых сторон, и какой образ действий лучше всего уважает эти права?
Какой образ действий относится ко всем одинаково, за исключением случаев, когда существует морально оправданная причина не делать этого и не проявляется фаворитизм или дискриминация?
Какой образ действий способствует общему благу?
Какой образ действий развивает моральные добродетели?
Этот метод, конечно, не дает автоматического решения моральных проблем.