Темы для эссе по литературе – Как написать сочинение, эссе по литературе правильно: вступление, заключение, примеры

Темы эссе по русскому языку и литературе — КиберПедия

Темы эссе по русскому языку и литературе

(естественно-математическое направление)

Что мне нравится в творчестве

Владимира Владимировича Маяковского?

 

Творчество Владимира Владимировича Маяковского нравится не каждому человеку. Почему-то приходится слышать такие высказывания: «И что в нем хорошего? Не строчки, а какие-то лесенки, сам слова понавыдумывал, крикливый какой-то». А я отношусь к тем, кому дорого творчество великого поэта. Что нравится мне в его стихах? Прежде всего предельная искренность. Поэт не просто раскрывает душу перед читателем – он ее оголяет. Оголен каждый нерв, каждая клеточка нерва. Каждая эмоция у него очень сильная, он не скрывает своих чувств под красивыми словами, не жертвует правдой ради рифмы. Мне нравится его чувственность, порой скрытая, порой почти кричащая:

Любит? не любит? Я руки ломаю
и пальцы разбрасываю разломавши,

так рвут загадав и пускают по маю
венчики встречных ромашек

море уходит вспять
море уходит спать

Как говорят инцидент исперчен
любовная лодка разбилась о быт

С тобой мы в расчете
И не к чему перечень
взаимных болей бед и обид.

В записной книжке Владимира Владимировича это стихотворение написано без знаков препинания, и мне это понятно: чувство настолько захлёстывает поэта, что ему не до запятых и тире, он спешит передать бумаге и своё трагическое одиночество, и свою нежность к любимой женщине. Это у Пушкина: «Я не хочу печалить вас ничем», а у Маяковского другое: «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг». Сколько в этих словах любви и трагедии! Словно любовь эта у него первая, как у мальчишки-подростка. Да он и был, наверное, таким – нелепым, ранимым, чувственным, нежным.

У каждого есть любимые строчки какого-либо поэта. Что еще мне нравится в творчестве Маяковского? Да вот это, всем известное и всегда новое:

Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Стихи Маяковского понятны не каждому, надо заставить работать душу, чтобы его понять. Но для меня всё равно это великий и самый любимый поэт.

Рецензия

Данная работа соответствует теме. Автор, следуя жанру, пользуется возможностями эссе-рассуждения. В работе дается объяснение, что нравится в творчестве Маяковского, автор объясняет свою позицию. В эссе есть логика: автор ведет от общего к частному. Микротемы выделены абзацами. В эссе отсутствует оригинальность суждения (интересные сцепления, неожиданные повороты). В эссе представлены разнообразные синтаксические конструкции. Мысли не отличаются оригинальностью, стандартны. В эссе имеется речевая избыточность (частое использование слова «какой-то»). Не хватает эмоциональности, непосредственности, открытости, живости речи. В эссе отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки.



 

«Мы все глядим в Наполеоны…»

(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Ах, как прав был поэт, сказавший: Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.

Вот и в голове героя романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского Родиона Раскольникова, начитавшегося Ницше, зародилась преступная и бредовая теория «наполеонизма», по которой все люди делятся на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Амбициозный Раскольников причислил себя к тем, кто «право имеет»: убивать, совершать преступления и затем не мучиться угрызениями совести по примеру того, кто «забыл армию в Египте». А причислив, решил проверить, Наполеон ли он (язвительный следователь Порфирий Петрович замечает: «Позвольте, кто ж у нас сейчас себя Наполеоном не считает?»). Витает, носится эта идея в воздухе, как вирус. Один из судейских тоже предположил: «Уж не Наполеон какой-нибудь нашу старушку-то укокошил?»

Каково это Раскольникову было услышать? Старуха, пусть даже злая и вредная, и Наполеон – «две вещи несовместные». Раскольников с ужасом осознает, что он «тварь дрожащая», потому что испытывает страшные муки совести и оторванность от всех близких ему людей. Он не старушку убил, а себя, живую душу в себе. «Так – таки и угрохал», – в отчаянии говорит он Соне.

Он осознает, что переступил нравственный порог, нарушил первейшую из заповедей. Соня тоже переступила. Но она сделала это ради спасения голодных детей. А Раскольников для чего? В первую очередь, чтобы сомнения развеять, которые у него были: тварь ли он дрожащая или «право имеет» безнаказанно убивать? Проверил – и не смог жить обычной человеческой жизнью после преступления. Не вышло из Раскольникова нового Наполеона. И это хорошо и правильно, потому что наполеонов в истории человечества и без него хватает: Калигула, Иван Грозный, Гитлер.



Думаю, с высоты пророческого гения Достоевский предупреждает нас о том, как это опасно – «глядеть в наполеоны».

Рецензия

Данная работа соответствует теме. Тезисы сформулированы в соответствии с выбранной учеником проблемой. В эссе есть внутренняя логика, микротемы выделены абзацами. Аргументируя свою точку зрения, автор обращается к роману «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и к фактам мировой истории. Но позицию автора индивидуальной, оригинальной назвать нельзя. Отсутствуют интересные сцепления, неожиданные повороты. Мысли достаточно предсказуемы. Они не отличаются яркостью, которую обеспечивают композиционные средства, стилистические фигуры, тропы.

Не хватает эмоциональности, непосредственности, открытости, живости речи.

Рецензия

Автор данной работы использует разнообразные возможности эссе-мнения. Данная работа соответствует теме. Тезисы сформулированы в соответствии с выбранной проблемой.

В эссе прослеживается логичность. Микротемы выделены абзацами. Позиция автора представлена общими фразами. Для обоснования тезиса приведено два аргумента: слова М. Горького, С. Есенина. Эмоциональная оценка есенинской строфы не раскрывает глубину восприятия лирики поэта. Выразительность мысли и речи достигается афористическими высказываниями (вводными конструкциями, вопросно-ответной формой изложения, цитатным материалом из разных источников). В эссе представлены разнообразные синтаксические конструкции.

 

Критерии Баллы
Умение вычленить тему, проблему.
Композиция.
Аргументация.
Речевая культура.

Количество баллов (10) соответствует оценке «отлично»

Критерии Баллы
Орфография
Пунктуация
Соблюдение грамматических норм
Соблюдение речевых и стилистических норм

 

В эссе отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки, по русскому языку количество баллов (10 десять) соответствует оценке «отлично».

 

Рецензия

Рецензия

В данной работе автор прослеживает связь между современниками и литературными героями. Работа выполнена в формате эссе-мнение, использованы эпитеты. Чувствуется авторское отношение, но при этом автор поверхностно коснулся предлагаемой проблемы. В эссе есть нарушения речевых норм: «актуальность сквозь года», «представителей первых и вторых групп людей», автор неоправданно повторяет слова «этот», «этих».

Рецензия

Данная работа соответствует теме. В эссе выдержана композиция (вступление, основная часть, вывод), использован формат эссе-мнение. Аргументируя свою точку зрения, автор обращается к роману Булгакова, к библейским заповедям и роману Е. Замятина «Мы». В работе отсутствует конкретика при описании современных событий, нарушена восходящая градация ценностей романа (структура, любовь, жертвенность, вечная борьба добра и зла, актуальность) Используются вводные слова, что дает возможность отметить порядок мыслей автора; стилистический прием-параллелизм (в театре Воланд раздаёт подарки, зрители радостно соглашаются менять старые наряды на новые. О подобных случаях, к сожалению, мы часто узнаём из СМИ). Не хватает эмоциональности, есть нарушения речевых норм : неудачное употребление местоимения(читателю будущего суждено открыть

в нем новое), лексическая несочетаемость (грани связывают)

Рецензия

Данная работа соответствует теме. В эссе выдержана композиция (вступление, основная часть, вывод), использован формат эссе-мнение. Аргументируя свою точку зрения, автор обращается к роману Булгакова, к библейским заповедям и роману Е. Замятина «Мы». В работе отсутствует конкретика при описании современных событий. Используются вводные слова, что дает возможность отметить порядок мыслей автора; стилистический прием-параллелизм (в театре Воланд раздаёт подарки, зрители радостно соглашаются менять старые наряды на новые. О подобных случаях, к сожалению, мы часто узнаём из СМИ). Не хватает эмоциональности, «живой» речи.

Рецензия

Работа написана «живым» языком. Автор немного поверхностно коснулся самой проблемы, предоставив при этом свой взгляд на проблему. Имеется отступление от темы. Учащийся отметил цветовую гамму, связал образ Мастера с писателем, провел параллель с романом Е. Замятина.

Выразительность мысли и речи достигается вводными конструкциями, вопросительно-ответной формой изложения, разнообразием синтаксических конструкций.

Рецензия

Данная работа выполнена в формате эссе-мнение. Микротемы выделены абзацами. Выразительность мысли и речи достигается вводными конструкциями, вопросительно-ответной формой изложения, цитатным материалом, разнообразием синтаксических конструкций.

Комментарий к эссе

Личного восприятия образа Татьяны в сочинении нет, даются лишь общие характеристики, поэтому считаю, что тема сочинения не раскрыта.

Душа, испорченная светом

(по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Передо мной тема «Душа, испорченная светом», в которой я бы хотела высказать свою точку зрения по данному вопросу.

Без сомнения, светское общество сделало из Печорина «нравственного калеку». Он сам признается, что его «душа испорчена светом». Безусловно, Печорин образован, смел, честен, по-своему благороден, способен критически оценить свои поступки. Но почему же он так уязвим «светом»? Смею предположить, что ему не хватило в детстве материнской ласки, крепкого отцовского плеча, бабушкиных заботливых рук, дедушкиных нравственных наставлений. Одним словом, в семье он не получил уроков доброты и любви. Ему не дано было понять, что прежде чем совершать поступки, надо думать о последствиях. А не экспериментировать над людьми, компенсируя свои душевные муки, а потом рефлексировать.

Вращаясь в светском обществе, он видит притворную любовь, предательство друзей, зависть. Под влиянием света и отсутствия в душе семейных ценностей он и стал подобен остальным. Любовь и семейное счастье он отвергает. Друзей у него нет, да и дружба для него – порабощение одного человека другим.

Не понимая, что семья – это святое, он бесцеремонно вмешивается в чужие семьи. Печорин, как капризный ребёнок, желающий получить красивую игрушку, добивается Бэлы. Семья погибает. Конечно, Григорий Александрович не желал зла, но принёс его.

Семейству Лиговских Печорин тоже приносит страдания. Княжна Мери, наверное, никогда больше не сумеет поверить в искреннюю любовь. Мир рушится под ногами, её любовь не нужна герою её романа… И страдает ведь не только Мери, но и её мать, боль дочери – это её боль.

То же самое происходит с Верой. Печорин испытывает к ней глубокое чувство. Но этим лишь мучает её.

Безусловно, светское воспитание, «испортившее» Печорина, влияет на его поведение. Сам не познавший, что такое семья, он является разрушителем тех семей, с какими ему пришлось столкнуться. Его внутренний мир, его душа подобна страшному монстру, который высасывает жизненные силы, радости и счастье из жизни тех, кто волею судьбы оказался рядом с ним.

Рецензия

В данной работе отражена субъективная авторская позиция относительно затронутой в теме проблемы. Автор эссе представил эссе-мнение. Акцент делается на авторскую позицию. Автор воплощает своё индивидуальное восприятие проблемы. Эссе написано в полном соответствии с требованиями.

Мой любимый поэт

 

Таким я вижу облик Ваш и взгляд.

Б. Пастернак

Анна Ахматова … Взяв однажды в руки томик стихов Ахматовой, я так и не смогла рас­статься с её поэзией, ибо она удивительна по своему таланту и характеру. Совсем недавно я опять перечитала стихотворения Анны Андреевны, и вновь завораживающая музыка её лирики увлекла меня за собой, потому что она впитала в себя всё лучшее, что было в рус­ской литературе XIX века. Меня восхищает то, что с юных лет поэтесса читала латинских авторов, знала французский, немецкий, итальянский, англий­ский языки. Она была не только талантливым, но и великолепно образованным человеком. Её взгляды на жизнь самостоятельны и интересны. Поэтический го­лос ни с кем нельзя спутать: он самобытен и неповторим.

Большую часть своего творчества Анна Андреевна посвятила чистому, прекрасному и в то же время мучительному чувству любви. Много об этом написано с невыразимо глубокой грустью, тоской и даже усталостью:

То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснёт,

Почудится в дрёме левкоя…

Но верно и тайно ведёт

От счастья и от покоя.

Эти стихи не спутаешь с другими. Она жила великой земной любовью и пела об этом, и в этом был её смысл жизни, её естественное состояние. Читаешь и поражаешься, как можно всего несколькими простыми, обыденными словами сказать так много:

То пятое время года,

Только его славословь.

Дыши последней свободой,

Оттого, что это любовь.

Высоко небо взлетело,

Легки очертанья вещей,

И уже не празднует тело

Годовщину грусти своей.

Это ли не чудо поэзии Анны Андреевны, которое в том и состоит, чтобы преодолевать страдание, снимать горе с другой души, возвращая ей радость жизни! Ведь, в конце концов, жить – значит радоваться!

А Анна Андреевна любила жизнь. Она любила свою родину, готова была отдать всё ради того, чтобы «туча над тёмной Россией стала облаком в славе лучей».

Дай мне годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребёнка, и друга,

И таинственный песенный дар.

И это о стране, где был расстрелян её муж, сослан единственный сын, где её унижали как человека и заставляли забывать, что она поэт. Анна Андреевна многое перенесла. Часто «падала» с вершины поэзии вниз, но опять вставала, благодаря желанию жить и любить. Она не гналась за славой:

Забудут? – вот чем удивили!

Меня забывали сто раз,

Сто раз я лежала в могиле,

Где может быть я сейчас.

А Муза и глохла, и слепла,

В земле истлевала зерном,

Чтоб после, как Феникс из пепла,

В эфире восстать голубом.

Всю жизнь поэтесса делилась сокровищами своей души с миром и свято верила в высокое предназначение поэзии. По её мнению, поэзия не только сладкий дар песнопения, но и «веление небес», тяжёлый крест, который нужно нести достойно. И поэтому Ахматова сознательно обрекла себя быть в гуще жизни, в центре событий, какими бы трагическими они ни были:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, —

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Так искренно говорит Анна Андреевна, тем самым привлекая меня своей правдивостью. Одним словом, когда читаешь и перечитываешь стихи Ахматовой, происходит какое-то не зависящее от тебя самого очищение души, и ты вместе с поэтом приобщаешься к чему-то значительному и вечному. Её стихи как откровение человеческой души, они облагораживают мою жизнь. Поэтому я, когда перечитываю стихотворения Анны Андреевны, мысленно благодарю талантливую поэтессу за то, что она подарила мне чудо встречи с Человеком и Поэтом. Благодарю за ее стихи, читая которые, начинаю размышлять о вещах, до этого просто не замечаемых.

Рецензия

Данная работа соответствует теме. Тезисы сформулированы в соответствии с выбранной темой. Дается толкование ключевого слова «одиночество». В качестве аргументов выступают обращения к жизни и литературе. В конце работы обращение к тезису, заявленному в первом предложении, чтобы продемонстрировать еще одну особенность эссе-кольцевую композицию. В работе есть вводные конструкции, вопросно-ответная форма изложения, афоризмы, цитаты. В эссе отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки.

Рецензия

Тема сочинения раскрыта полно и целенаправленно. Работа выпускницы отличается самостоятельностью и обоснованностью аргументов, личностным подходом к оценке произведения. В работе присутствуют аргументы из художественного произведения, соответствующего теме сочинения, а также примеры из других источников, подтверждающих позицию автора.

Материал изложен логично, последовательно, эмоционально. Орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок в сочинении нет. Работа написана чисто и аккуратно.

Рецензия

Сочинение соответствует структуре эссе: мысли по проблеме излагаются в форме кратких тезисов и за ними следуют аргументы. Тема сочинения, на мой взгляд, раскрыта достаточно полно. Отступлений и пространных рассуждений, не относящихся к теме сочинения, автор избегает. Композиция сочинения стандартна: вступление, основная часть и заключение. Связь между ними явно просматривается. Вступление, помимо суждения темы, заявляет актуальность и значимость заявленной проблемы. Автор приводит тезисы, рассуждения и доказательства.

Эссе характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности.

Трудностей в восприятии текста нет, все смысловые блоки объединены между собой по смыслу и грамматически. Автор работы использует средства на всех уровнях языка, которые работают на связность целого текста: лексические повторы, синонимы, антонимы, союзы, союзные слова, синтаксический параллелизм и др. Фактические ошибки, ошибочные положения отсутствуют.

 

Среди друзей?

У каждого из нас есть друг: друг детства, школьный друг, друг-коллега. Довольно часто в друзья мы выбираем похожего на нас человека. Важно почувствовать в нем родственную душу. Ведь назвать человека другом можно лишь тогда, когда сможешь доверить сокровенное, когда он выручит в трудной ситуации, когда поймешь: он не предаст. В своем сочинении я попытаюсь объяснить, какого героя А.Пушкина и почему я хотел бы видеть среди своих друзей.

Перебрав в памяти всех героев великого писателя, я остановился лишь на одном произведении – «Капитанская дочка». Именно в данной повести автор поднимает проблемы нравственной прочности, чести и долга. Значит, герои пройдут испытание и покажут внутренний мир. Мужские образы, представленные Пушкиным в этом произведении, являются абсолютно противоположными. Не думаю, что найдутся желающие видеть среди друзей предателя Швабрина. Прямой и искренний Петр Гринев, напротив, восхищает читателя: он сумел сберечь честь смолоду. Но в моей работе речь пойдет не о Петре. Я считаю, что по-настоящему дружить смог бы с Машей Мироновой. Девушка привлекает меня не только своей простотой, искренностью и добротой, но и силой характера. Из «трусихи» и «дурочки» Маша «выросла» в смелую умную девушку. В повести дочь капитана немногословна. Я уважаю людей, которые знают цену словам, которые не бросают на ветер пустых фраз. К тому же пленяет и её сила воли, сила духа. Ради счастья Петра она смогла бы принести в жертву свою любовь. Чтобы спасти Петра от казни, Маша едет в Петербург, просит защиты императрицы. Этот поступок в очередной раз доказал силу характера, ее твердость, мужество и решительность. Бывает, что люди, которых мы считаем тихими, нерешительными, проявляют себя в сложных жизненных ситуациях. Красота их души раскрывается в самый неожиданный момент. Такой красавицей, я считаю, можно назвать Марию. Дружить с таким человеком – награда. О ней я бы с уверенностью говорил: настоящий друг.

Таким образом, я пришел к выводу, что лучшим героем произведений Александра Сергеевича, на мой взгляд, является Миронова Мария, дочь капитана. Я ценю в людях искренность, простоту, мужество, уважаю тех, которые ради близких пойдут на всё, поэтому и считаю, что в Марии смог бы найти родную душу.

Рецензия

Данная работа соответствует теме. Тема раскрыта полно и целенаправленно. Автор умело использует художественные средства выразительности речи, цитаты. Наблюдается личностное отношение автора. Работа выполнена грамотно.

 

Нужна ли человеку правда?

(по пьесе А.М.Горького «На дне»)

Жизнь человека… Коротка ли она или длительна, счастлива или несчастна, красива или ужасна, но она есть. И то, как проживёт человек эту жизнь, прежде всего, зависит от него.

А.М.Горький в пьесе «На дне» рассматривает одну из самых сложных философских проблем: для чего человеку дана жизнь? Писатель шаг за шагом, переходя от одного действия к другому, при помощи диалогов и монологов раскрывает характеры и взгляды людей, оказавшихся на «дне», попавших в этот подвал, похожий на пещеру. Что для них жизнь? В чём правда их жизни? Нужна ли им эта правда? Для каждого из героев это своя правда. Для Клеща – это освобождение после смерти жены, для Анны – это смерть, для Пепла – это жизнь вора, Сатин говорит о том, что « дважды убить нельзя», потому что они и так уже все мертвы в этой ночлежке. Как жить с такой правдой жизни? Впереди нет ничего…

Добродушный странник Лука вселяет в этих людей надежду на будущее счастье, и они верят ему, надеются. Он предлагает каждому новый путь в будущее. Я думаю, прав был Сатин, говоря: «Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал…вы – нет! Вы тупы, как кирпичи…Я понимаю старика …да! Он врал …но – это из жалости к вам, чёрт вас возьми!»

В пьесе сталкиваются две «правды». «Правда» Луки – утешительная ложь. Он считает, если человеку от этого будет лучше, то надо лгать. По его мнению, человеку необходимо жить вопреки никчёмности его жизни. Сатин же, говоря о том, что человек не нуждается в утешении путём лжи, считает, что человеку необходима правда, что лгать нельзя ни людям, ни самому себе, Человек должен (вопреки всем обстоятельствам) не отчаиваться и гордиться, что он Человек. «Всё в Человеке, всё для человека», – восклицает герой.

Сложно ответить на вопрос: «Нужна ли человеку правда?».

А.М. Горький вложил свои мысли в размышления Сатина, считавшего, что человек нуждается в правде жизни, какой бы ни была эта правда. Но я не отвергаю и взгляды Луки, который вселяет в людей веру. Не вина Луки, что Пепел, Клещ, Барон не смогли эту веру реализовать.

 

Нужна ли человеку правда?

(по пьесе М. Горького «На дне»)

За свою длительную историю человечество подарило миру немало великих имен, среди них имя Максима Горького выделяется значительно. Этот писатель высоко ценил человека как венец творения природы. «Человек – это звучит гордо!» – утверждал он. Конечно, человек отличается от животного своим разумом, интеллектом, но, к сожалению, бывает и такое, что человек доводит себя до состояния животного или даже хуже. Причины для этого бывают разные: болезнь психическая, употребление алкоголя, нежелание жить не только для других, но и для себя. И эта проблема до сих пор современна. Актуальной она была и во времена М. Горького. Человек, зачастую, в силу не зависящих от него обстоятельств, а чаще, благодаря самому себе, превращал свою жизнь в ад: спивался, нигде не работал, опускался на самое дно жизни. Вот о таких людях и написал Горький свою пьесу «На дне». Все герои «дна»: Васька Пепел, Клещ, Анна (его жена), Настя, Квашня, Бубнов, Барон Сатин, Актер и т.д. живут в ночлежке, которую содержит Костылев. Живут в грязи, в смраде. Как можно так жить нормальному человеку? Но обитатели «дна» уже привыкли к такому существованию и ничего не делают для того, чтобы как-то изменить свою жизнь.

Актер вспоминает, что он когда-то играл на сцене, Барон помнит, что был богатым и до сих пор еще не оставил своих прошлых замашек, хочется ему иногда покомандовать. Анна, бедная, несчастная женщина, умирает от болезни. Так и не дождалась она лучшей доли. И вдруг, откуда не возьмись, появляется новый обитатель ночлежки Лука. Это что за человек? Это странник, как только он появляется, что-то меняется в жителях «дна». А почему? Да потому, что он к каждому находит подход, каждого выслушает, пожалеет, никого не осуждает, не оскорбляет. Каждый человек для Луки, «каков ни есть – всегда своей цены стоит». Смиренный Лука говорит, что «если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил». Он пытается объяснить известные христианские заповеди и его ведь слушают, и что-то начинают чувствовать потерявшие веру в себя люди. Но Лука не говорит обитателям «дна» правду такой, какая она есть, он её сначала прячет, а затем потихоньку объясняет, раскрывает эту самую правду. Этот умный шестидесятилетний «старик» понимает, что жестокая, осуждающая правда не будет воспринята жителями ночлежки, а, следовательно, и изменений в их жизни не будет. Поэтому он так осторожен. Ведь он появляется среди этих обездоленных людей с целью обратить их внимание на самих себя, вспомнить, что они всё-таки люди и что не всё ещё в их жизни потеряно.

Рецензия

Данная работа соответствует теме. Автор данной работы использует в эссе риторические вопросы, междометия. Тезисы сформулированы в соответствии с выбранной темой.

В эссе присутствует внутренняя логика, чётко выделены микротемы, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается. Аргументируя свою точку зрения, автор обращается к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души», в качестве аргументов приводит яркие доказательства из произведения, обращаясь при этом к современной жизни. В эссе высказана индивидуальная позиция автора.

В эссе отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки.

В каждой строке доброта (по произведениям В.Распутина)

Современники часто не понимают своих писателей или не осознают их истинного места в литературе, предоставляя будущему давать оценки, определять вклад, расставлять акценты. Примеров тому достаточно. Но в нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить ее уже не сможем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен – Валентин Григорьевич Распутин.

Произведения Валентина Распутина состоят из живых мыслей… в каждой строке доброта. Мы должны уметь извлекать его мысли, хотя бы потому, что для нас это важнее, чем для самого писателя.

Мы должны читать его книги – читать его книги одну за другой. Его книги, изданные миллионными тиражами, читаются и перечитываются современниками, сообщая заряд высокой духовности и требуя ответного труда души. Мысленные проповеди его героинь очищают нас, вдохновляют, и главное – побуждают взглянуть на себя строже, пристальней, совершить путешествие вглубь души. Его повести и рассказы оказывают огромное влияние на читателя, формируя и утверждая в нем лучшие человеческие качества: крепость духа, доброту, сострадание, любовь к родной земле и ее святыням, милосердие. «Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль. Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу», – рекомендует римский философ Сенека. Когда я беру в руки книгу Распутина, то всегда вспоминаю об этом полезном совете. Он создал много произведений, в которых показывает взаимоотношения людей, рассуждает о том, как должен человек поступать в различных жизненных ситуациях. Читая книги Распутина, я становлюсь мудрее, учусь смотреть на мир добрыми глазами.

Хочу поделиться мыслями о рассказе «Уроки французского». Это рассказ о доброте человеческого сердца. Лидия Михайловна, учительница французского языка, преподала главному герою несколько уроков доброты, которые он запомнил на всю свою жизнь. Она может научить учеников не только своему предмету, но и преподать им главные уроки: уроки доброты, милосердия. А эти уроки, я считаю, гораздо важнее. Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Мне кажется, что на такой поступок способен только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек.

Добро – самая великая тайна на земле, помните об этом.

 

«Гений и злодейство – две вещи несовместные»

(А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

«Гений и злодейство ‒ две вещи несовместные», ‒ считается, что так думал Пушкин. И я с А.С.Пушкиным согласна, хотя многие в мире думают по-другому и в доказательство приводят факты из жизни великих людей, шедших по крови в полном смысле слова и достигших огромных вершин. Давайте увидим, чем отличаются эти «гении», я уверена: тогда мы поймём, что гениальный Пушкин был прав.

К гениям многие относят Наполеона, которым так восхищалось полчеловечества девятнадцатого века. Да, чтобы покорить себе огромную часть Европы и прийти к самому сердцу России, нужен был гениальный склад ума. И Чингисхану, одарённому природными талантами удалось сделать многое, даже не владея грамотой. А вспомним доктора Менгеле, ставившего опыты на узниках концентрационного лагеря. Благодаря его работам на счету германской медицины множество спасённых фашистских солдат. Но какой ценой? О степени его талантливости можно судить по тому, что учёные и медики многих стран мира пользовались его исследованиями. Все эти люди, действительно, весьма талантливы, они невероятно верно умели ставить цель и идти к ней, не брезгуя средствами. Они, возомнив в себе Бога, попытались соперничать с Творцом, и все пришли в конце жизни к краху своей мечты. Как становятся такими талантами, мы увидели в первой части поэмы А.Пушкина. Сальери ведь тоже создавал гениальные вещи, его гениальность признавал Моцарт. Но это всё создавалось великим трудом, а у Моцарта музыка рождалась в душе и неслась наружу. И она была прекрасна, так как душа гения не была испачкана пороками зависти. Несправедливое устройство мира возмутило Сальери. Если бы Моцарт напряженным трудом постигал тайну музыки, Сальери, мне кажется, по-доброму радовался бы его успехам. Но в Моцарте сосредоточивается враждебное Сальери творческое начало. Незаслуженный дар Моцарта разрушает всю систему ценностей, обессмысливает весь жертвенный жизненный путь Сальери. И он всем своим существом протестует против этого. Он вместо того, чтобы соперничать с Моцартом, убивает того.

А настоящему гению некогда думать о своей выгоде, он весь погружён в себя. Он радуется успехам друзей и, сам того не замечая, шагает на ступеньку выше. Он не задумывается о конечной цели, он просто рождает очередное своё дитя. Давая жизнь одному, переходит к сотворению следующего.

Да взять хотя бы писателей. Ведь талантливых много, но мы всё же выделяем тех, творчество которых не стёрто веками. Их помнят, потому что они оказались гениальными, потому что книги, учащие жить правильно, в гармонии с душой и людьми, во все века актуальны.

Надеюсь, я убедила, что гений и зло – не совместимы. Злодей, имеющий незаурядные способности, может быть гениален в своем злодействе. Но гений не может быть злодеем в своем творчестве, это, мне кажется, и имел ввиду А.Пушкин. Гению в конце жизни не в чём разочаровываться, он, как правило, жалеет, что жизнь так коротка и у него ещё есть, что сказать людям. На то они и Гении!

Рецензия

По структуре это сочинение эссе-мнения. Автор чётко представил обсуждаемый аргумент (…многие в мире думают по-другому и приводят факты из жизни великих людей, шедших по крови в полном смысле слова и достигших огромных вершин), обозначил то, что собирается обсуждать (Давайте увидим, чем отличаются эти «гении», я уверена: тогда мы поймём, что гениальный Пушкин был прав), чётко сформулировал свой тезис (я с А.Пушкиным совершенно согласна), обосновал и доказал, что нужно отличать гениев от талантливых людей и указал способы различия (таланты ставят цель и идут к ней, они имеют в своём развитии «потолок» и чаще всего приходят к краху мечты), сделал вывод. (Злодей, имеющий незаурядные способности, может быть гениален в своем злодействе. Но гений не может быть злодеем в своем творчестве)

У автора убедительное осмысление предложенной темы, выделена проблема, использует художественный материал и исторические факты, защищает свою позицию.

В сочинении есть композиционная цельность, части логически связаны, есть творческий подход.

Рецензия

Данная работа соответствует теме. Эссе имеет четкую структуру, в которой можно выделить вступление, основную часть и заключение. Автор данной работы использует возможности эссе-мнения: ставит риторические вопросы, логически рассуждает, делает выводы. Прослеживается системность подхода от общего к частному. Тезисы сформулированы в соответствии с выбранной проблемой. Каждый тезис подкрепляется доводами и аргументами, выражающими точку зрения автора на проблему.

Рецензия

Данная работа соответствует теме. Автор, следуя жанру, пользуется возможностями эссе-рассуждения. В работе дается толкование ключевого слова «восхищение». В эссе есть логика: автор ведет от общего к частному. В эссе отсутствует оригинальность суждения. Авторская позиция выражена в заключение эссе. В эссе использованы художественно-изобразительные средства.

 

«Мое образование – мой капитал»

Комментарий к работе

Педагог в качестве образца предлагает свою точку зрения на тему, рассказывая о своем жизненном пути. Автор данной работы вступает в диалог сам с собой, поэтому она имеет ярко выраженное личностное начало, индивидуальную позицию автора. Ей свойственны образность, внутреннее смысловое единство, обоснованность точки зрения, риторические вопросы, аналитические размышления, разнообразие синтаксических конструкций.

 

Если в системе ценностей образование станет главной ценностью,

то нацию ждет успех.

Н.А. Назарбаев

Мне хочется начать мои рассуждения по теме эссе со строк из статьи писателя Л.Леонова: «Образованию человечество доверило свои прозрения, открытия, рецептуру осмысленного существования на планете Земля». И действительно, без образования человек сразу стал бы затерявшимся путником в огромной, безвестной ночной пустыне.

Современный мир называют миром знаний. Успеха в нем достигает тот, кто вовремя формирует свой личный капитал образованности.

Мое образование – это и есть мой первоначальный капитал, опираясь на который я достигла соответствующего профессионального и жизненного успеха.

Что позволило мне добиться полноценной самореализации?

Вспоминая далекие 70-ые годы, когда я училась в старших классах, моим идеалом для подражания стала моя учительница литературы Грищенко Александра Федоровна. Более 30-ти лет отдала она святому учительскому делу. Внешне спокойная, всегда очень внимательная, она умела расположить к себе нас, своих учеников. Ведь недаром говорится:

Первый друг – это школьный учитель.

В этой дружбе нача





cyberpedia.su

Эссе по русскому языку и литературе 2017 (естественно-математическое направление)

Темы эссе по русскому языку и литературе

(естественно-математическое направление)

1. Что мне нравится в творчестве Владимира Маяковского?

2. «Мы все глядим в Наполеоны…» (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

3. Моё восприятие лирики С.Есенина

4. Трагичен или смешон «маленький человек» в произведениях А.П.Чехова?

5. Кого из литературных героев я узнаю в своих современниках?

6. В чем причина гениальности романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

7. Согласны ли Вы с утверждением А.Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?

8. Моё восприятие образа Татьяны Лариной (по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина)

9. Влияние поэзии на нравственное воспитание человека

10. Женский идеал в русской литературе

11. Душа, испорченная светом (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

12. Мой любимый поэт

13. Одиночество Чацкого – это явление современное?

14. Плоды «злонравия» в комедии Д.И. Фонвизина и в наши дни

15. В чём проблема  «лишнего» человека? (по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

16. Кого из героев А. С. Пушкина вы хотели бы видеть среди друзей?

17. «Береги честь смолоду» (по  повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

18. В чём своеобразие темы любви в лирике М. Ю. Лермонтова?

19. Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне»)

20. Огромное счастье ­­– любить и быть любимым

21. В чем трагедия Евгения Онегина?

22. «Живые» и «мертвые» души (по произведению Н. Гоголя «Мёртвые души»)

23. В каждой строке доброта (по произведениям В. Распутина)

24.  «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

25. Природа – мастерская или «храм»? (по роману «Отцы и дети» И. С.Тургенева)

26. Казахстан на пути в мировое сообщество

27. Любовь к Родине начинается с семьи

28. Активная жизненная позиция – старт в успех

29. Человек, которым я восхищаюсь

30. Мое образование – мой капитал

31. За жизнь необходимо бороться!

32. Что такое истинная любовь?

33. Будущее Казахстана – моё будущее

34. Как сохранить национальную культуру?

35. В век космических  скоростей люди перестали удивляться…

36. Есть ли равенство в дружбе?

37. Память сильнее времени

38. Говорю о войне, хоть и знаю о ней понаслышке…

39. Незабываемые страницы моей любимой книги

40. Вечный спор добра и зла

41. Деньги – это главное в жизни человека?

42. Если бы я был учителем…

43. Чтобы дойти до цели  надо, прежде всего,  идти

44. Победа за тем, в ком живет согласие?

45. Случай, который изменил мою жизнь

46. Дорога к счастью

47. Кино в моей жизни

48. Что разрушает дружбу?

49. Книги уходят в прошлое?

50. Природа просит защиты

bankreferatov.kz

Сочинения по русской литературе. Все темы



Сочинения по русской литературе. Все темы – сочинение на тему

Сочинения по русской литературе. Все темы

Предисловие

I. Темы аналитического характера

  1.1. Тема-характеристика
  1.2. Тема-проблема
  1.3. Сквозная тема

II. Темы, связанные с делением литературы на роды и жанры

  2.1. Анализ лирического произведения
  2.2. Анализ драматического произведения
  2.3. Анализ прозаического произведения

III. Темы, связанные с трактовкой литературоведческих понятий

Древнерусская литература и литература XVIII века

  Образ Родины в «Слове о полку Игореве»
  Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Русская литература 1-й половины XIX века

  Ум подлинный и ум мнимый в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
  Чацкий и фамусовское общество
  Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
  «У истинного таланта каждое лицо – тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец…» (В. Г. Белинский). (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
  Образ Репетилова в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
  Образ Санкт-Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
  Уроки нравственности в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…» (А. С. Пушкин)
  В чем состоит своеобразие любовной лирики А. С. Пушкина?
  Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина
  Как развивается тема свободы в лирике А. С. Пушкина?
  Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина
  Философская лирика А. С. Пушкина
  Образ разочарованного героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
  Духовная эволюция Онегина. (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
  «Творец всегда изображается в своем творении и часто – против воли своей» (Н. М. Карамзин). (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
  «Небо и ад обитают в человеческой душе…» (С. Н. Булгаков). (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
  «В чем же причина того, что отношения между Онегиным и Татьяной сложились так нелепо трагически?» (Г. А. Гуковский). (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
  «Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением» (М. Е. Салтыков-Щедрин). (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
  «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н. Г. Чернышевский). (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
  Тема любви в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
  Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
   Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова
  Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
  Почему автор называет Печорина «героем времени»? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
  «Человек – это… живая загадка» (С. Н. Булгаков). (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
  Двойники Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  Печорин и контрастные образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» «немой сценой»?
  Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
  Изображение провинциального города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
  Помещики и чиновники в изображении Н. В. Гоголя
  Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Русская литература 2-й половины XIX века

  Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе «Гроза» или «Бесприданница»)
  «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие – душевная подлость» (Л. Н. Толстой). (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
  Суровые нравы города Калинова. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
  Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
  «Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением» (М. Е. Салтыков-Щедрин). (По произведениям И. А. Гончарова)
  «Воспитание – великое дело: им решается участь человека…» (В. Г. Белинский). (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
  «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание» (К. Г. Паустовский). (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
  «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К. Д. Ушинский). Спутницы Обломова. (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
  Тема человека в русской литературе. (По рассказу И. С. Тургенева «Певцы»)
   «Человек – это… живая загадка» (С. Н. Булгаков). (По рассказу И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч»)
  Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
   «Без страстей и противоречий нет жизни…» (В. Г. Белинский). (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
  Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
  Женские образы в прозе И. С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети»)
  Тема любви в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
  Смысл эпилога в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
  «Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А. П. Чехов). Читая любимые строки русской поэзии. (По произведениям Н. А. Некрасова)
  Подлинная литература подлинной, а не вымышленной Руси. (По творчеству Н. А. Некрасова)
  Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева
  Философские мотивы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
  «В Салтыкове есть … этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения…» (И. С. Тургенев)
  «Выморочные» герои М. Е. Салтыкова-Щедрина
  «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н. Г. Чернышевский). (По произведениям Ф. М. Достоевского)
  «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования…» (Ф. М. Достоевский)
  «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно» (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевкого «Преступление и наказание»)
  Человек – целый мир (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  Библейские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
  Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
  Поиски цели и смысла жизни человека в русской классической литературе. (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
  «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие – душевная подлость» (Л. Н. Толстой). (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
  Портретные характеристики персонажей в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
  Изображение войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
  Образы «футлярных людей» в рассказах А. П. Чехова
  «Признание всякой духовной деятельности – в постоянном искании правды и смысла жизни» (А. П. Чехов). (По произведениям А. П. Чехова)
  Тема духовного перерождения в рассказах А. П. Чехова
  «Чехов был несравненный художник… художник жизни» (Л. Н. Толстой)
  «Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным» (М. М. Пришвин). (По творчеству А. П. Чехова)
  Тема времени в пьесе А. П. Чехова «Три сестры»

Русская литература XX века

  «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…» (М. Ю. Лермонтов). (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
  Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне»
  Тема любви в русской литературе. (По циклу рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи»)
  Образ Руси в поэзии А. А. Блока
  Тема любви в лирике А. А. Блока
  Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
  Анализ стихотворения А. А. Блока «Осенняя воля»
  Изображение жизни и природы в русской литературе. (По произведениям С. А. Есенина)
  Образ Родины в лирике С. А. Есенина
  Что вызывает протест у героя ранней лирики В. В. Маяковского?
  «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека…» (В. Г. Белинский). (По стихотворению В. В. Маяковского «Послушайте!»)
  Стихотворение В. В. Маяковского «Прозаседавшиеся». (Восприятие, истолкование, оценка)
  Тема гражданской войны в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»
  Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
  «Свет» и «покой» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  «Настанет время, когда не будет власти кесарей, ни какой-либо иной власти» (М. Булгаков). (Тема власти в романе «Мастер и Маргарита»)
  «Прощение или прощание? Последний закатный роман» (М. А. Булгаков). (Тема прощения в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
  «Тайны ремесла» в лирике А. А. Ахматовой
  «Если душа родилась крылатой…» (По лирике М. И. Цветаевой)
  Образ лирической героини в творчестве А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой
  Анализ стихотворения О. Мандельштама «Адмиралтейство»
  Поиски человеком смысла жизни в произведениях А. П. Платонова
  Тема поиска жизненной правды в прозе М. А. Шолохова. (По роману «Тихий Дон»)
  В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи? (По роману М. Шолохова «Тихий Дон»)
   Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»

Современная литература

  Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского
  Проблема человека и власти в прозе А. И. Солженицына
  Человек в эпоху сталинизма. (По рассказам В. Шаламова)
  «Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести?» (В. Г. Белинский). (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)
  Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе. (По повести В. Быкова «В списках не значился»)
  «Подвиг не рождается сразу. Для этого… нужно щедрую душу иметь» (Г. А. Медынский). (По произведению К. Симонова «Живые и мертвые»)
  Суровые будни войны. (По повести К. Д. Воробьева «Убиты под Москвой»)
  «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно…» (Ф. М. Достоевский). Великий русский поэт Н. А. Заболоцкий (идеалы, творчество, судьба)
  «Всякая благородная личность глубоко осознает свои кровные связи с отечеством» (В. Г. Белинский)
  Современный читатель и современный писатель. (Читая романы Бориса Акунина о Фандорине)
  Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы. (По роману Т. Толстой «Кысь»)
  Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы. (По рассказу В. Пелевина «Девятый сон Веры Павловны»)
  Образ современника в отечественной прозе последних десятилетий. (По прозе В. Пелевина)
  Согласны ли вы со словами В. В. Маяковского, что жизнь без звезд – «беззвездная мука»?
  Природа и человек в произведениях современной литературы. (На примере произведений современных русских писателей)

Сквозные темы

  Дружба в произведениях девятнадцатого века. (По произведениям А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова)
  «Искусство создает хороших людей, формируя человеческую душу» (В. Г. Белинский). (По произведениям А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова)
  «Настоящий писатель что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям XIX века)
  Дуэль в русской литературе XIX века
  «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский). (По произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского)
  Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя
  Писатель и персонаж: проблема взаимоотношений. (На материале цикла рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника», романов И. С. Тургенева «Отцы и дети» и М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
  Тема природы в творчестве русских писателей
  Изображение природы в русской поэзии XIX века
  Мои любимые стихи А. А. Блока и С. А. Есенина, посвященные России
  «Спешите делать добро». (По произведениям русской литературы ХХ века)
  Пророческий характер русской литературы. (По одному или нескольким произведениям ХХ века)
  Нравственная сила советских людей в годы Великой Отечественной войны. (На примере рассказа М. Шолохова «Судьба человека» и повести В. Распутина «Живи и помни»)
  Дети и детство в русской литературе ХIХ века

scribble.su

Эссе на актуальную тему по литературе для 9 класса

Челябинская область

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Брединская средняя общеобразовательная школа № 3

457311 п. Бреды, ул. Мира, 9. Тел. (835141) 3-41-72. email: MOU_BSOSH_3@mail.ru

Родионова Марзия Наильевна

учитель русского языка и литературы

высшей категории

2017 г.

Книги – корабли мысли,

странствующие по волнам времени

и бережно несущие свой драгоценный груз

от поколения к поколению.

Френсис Бэкон.

Читать – это модно!

С детских лет остались в памяти стихи:

Книг заветные страницы

Помогают людям жить,

И работать, и учиться,

И Отчизной дорожить.

Они напоминают о Неделе детской книги, которая традиционно проводилась, как и сейчас, в период весенних школьных каникул. По воспоминаниям детства, книжкины именины – самый чудесный праздник, чудеснее которого, наверное, был только Новый год! Встреча с любимыми героями книг, викторины и конкурсы по прочитанным книгам, театральные постановки и много других, поистине волшебных мероприятий! Школьная библиотека была для многих моих сверстников чуть ли не центром Вселенной: волнующий, специфический «книжный» запах, притягательные книжные полки, к которым допускались только избранные читатели (а остальным библиотекарь Ольга Николаевна Кукаркина сама приносила книги с полок), очередь к столу библиотекаря, кипы журналов и газет, а по воскресеньям – коллективный просмотр диафильмов и чтение новых книг! А запись в очередь за появившейся книжной новинкой и томительное ожидание, когда же эта книга придёт к тебе!

Читали много, «запоем», обсуждали, спорили, ссорились, не сходясь во мнении о прочитанном, но примиряла нас, тогдашних школьников, любовь к книге. Мы хотели всё знать! А откуда почерпнуть это «всё»? Конечно, из книг. Компьютеры, интернет, даже телевизор для многих – это было пока из области фантастики, а информационный, эстетический голод – вот он! И его надо утолить. А как? Выход: читать, читать, читать…

И странное дело: ни о какой моде на чтение и речи не шло. Читали не потому, что модно, а потому, что была потребность в открытии неизведанного, в общении с миром через «книг заветные страницы». Книга была и другом, и советчиком, и проводником в мир знаний, приключений, в мир чувственных переживаний, в мир поэтических грёз.

Любимые книги… Они у каждого поколения свои. Но есть такие, которые остаются «навечно в строю», потому что в них духовный, нравственный, моральный опыт народа. О них, наверное, можно сказать, что они «модные» во все времена. Это и «Война и мир» Л.Н.Толстого, и рассказы о любви И.С.Тургенева и А.П.Чехова, и «Тихий Дон» М.А.Шолохова, и ещё целый ряд произведений из русской классики, читаемой не только в России, но и далеко за её пределами. А советские подростки в 80-е годы прошлого столетия зачитывались такими книгами, как: «Два капитана» В.Каверина, «Мальчик со шпагой» В.Крапивина, повестями А.Алексина, черпали для себя уроки нравственности и духовного мужества. Эти книги не потеряли актуальности и сегодня.


Потребность в чтении и книгах была так велика, что в книжных магазинах создавались списки очередников на новинки, особенно на подписные многотомные издания. Кто-то пользовался возможностью получить талон на книги через «Общество книголюбов», кто-то сдавал макулатуру в обмен на книги, кто-то приобретал книги «по блату». Хотя очевидно было и то, что часть «читателей» просто украшала интерьер квартиры, «отрядом книг уставив полку», а содержанием не интересовалась. Вот тут как раз речь о моде на книги, именно на книги, а не на чтение книг, печально, но факт.

В конце 80 – х годов прошлого столетия пришли к широкому читателю «Дети Арбата» А.Рыбакова, «Доктор Живаго» Б.Пастернака, «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ» А.Солженицына и другие, ранее не издаваемые в России произведения, о которых наше поколение слышало, но не могло прочитать, а наши ученики о них и не подозревали. А когда запретное стало общедоступным, начался книжный бум. Искали в книжных магазинах, записывались в очередь в библиотеках, передавали друг другу по очереди. Как когда-то в 60 – е, радовались обретению этих книг. Что это? Мода? Возможно, да, мода – мода на знание истории своей страны, на постижение себя как частицы этой истории, на осмысление истории в свете происходивших и происходящих событий.

В 90-е годы в программу школьного литературного образования вошли и эти произведения, и произведения писателей так называемого русского зарубежья. И теперь в поисках истины читали и перечитывали «новые» книги я, мои коллеги и мои ученики. Кого-то судьбы писателей и их книг трогали за живое, заставляли сопереживать, глубоко вчитываться в содержание, чтоб «дойти до самой сути» и понять и принять трагические страницы истории своей страны. А кто-то (педагоги!) откровенно был недоволен: зачем забивать головы школьникам произведениями «предателей», покинувших Родину в поисках лучшей жизни?! Но лучшей ли?! Невольно вспоминается «Парус» М.Лермонтова:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнётся и скрыпит…

Увы, – он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

И следом – из стихов «Сыну» Сергея Поделкова, как ответ на упрёки о «писателях – предателях»:

Отечество,

как собственное сердце,

нельзя забыть, дать в долг иль заменить! – именно это чувство единения с

Отечеством, далёким или близким, я думаю, главное в литературе русского зарубежья.

Метаться в поисках истины и самого себя и найти свою поистине путеводную звезду и не потеряться во Вселенной – это, по-моему, дорогого стоит! А для многих людей такой путеводной звездой становится книга. Для меня такой книгой стала «Два капитана» В.Каверина, прочитанная мною впервые в 13-летнем возрасте. Чтобы её прочитать, долго ожидала своей очереди в школьной библиотеке. Став взрослой, постаралась приобрести для домашней библиотеки. И какое было счастье, когда эта книга у меня появилась! «Бороться и искать, найти и не сдаваться» – этот девиз Сани Григорьева стал и моим на долгие годы. Перечитывать страницы, которые знаю почти наизусть – удовольствие неописуемое. Издание у меня старое, сорокалетней давности. Листы пожелтевшие, переплёт потёртый – эту книгу читали и мои друзья, и мои ученики, и мои дети, и теперь читает внук.

В наши дни не случайно, видимо, возник вопрос: чтение – это модное или немодное в современном обществе занятие? Видимо, в связи с тем, что в повседневную нашу жизнь вошли компьютеры и интернет. В данном случае, я думаю, уместно было бы задать вопрос: модно или немодно сегодня читать книги в печатном варианте? Ведь читать книги можно и прямо в интернете, и в электронном варианте на диске, и даже слушать, потому как существуют аудиокниги. И, опираясь на опросы коллег и учащихся, я уверена, что сегодня интерес к чтению не исчез. Взрослые и самые маленькие дети предпочитают, как в былые времена, читать печатную книгу, тем более что современные издательства предлагают красочные и качественные издания. По словам продавцов, пользуются спросом яркие подарочные издания, и это свидетельство того, что и в качестве подарка книга сегодня не на последнем месте.

В подростковой среде, по моим наблюдениям и опросу моих учеников, интерес к чтению на низком уровне. В данном конкретном случае уместно вспомнить, что «бытие определяет сознание»: в большинстве семей моих учеников родители не читают, им «некогда», они заняты тем, что «зарабатывают на жизнь семьи», то есть духовные потребности подменяются материальными. В такой среде, естественно, и ребёнок не испытывает тяги к чтению, ведь «ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Именно поэтому на словесника и возлагаются надежды по вовлечению ученика в мир чтения.

Стоит учителю на уроке заинтриговать школьников каким – нибудь необычным фактом или историей и порекомендовать прочитать об этом самостоятельно – идут в библиотеку за книгой или ищут в интернете и читают. Не все, конечно, но если пятеро из десяти – это уже победа! Приведу пример. К 110-летию А.Гайдара проводила в 6 классе урок внеклассного чтения. Для самостоятельного чтения было рекомендовано несколько произведений, в том числе «Тимур и его команда». Прочитали не все ребята, но когда слушали на уроке тех, кто прочитал, когда посмотрели фрагменты из кинофильма, несколько человек заинтересовались и потом, по прошествии времени (читали долго ввиду отсутствия навыка беглого чтения), делились впечатлениями о прочитанном как о великом открытии! Однажды на классном часе посмотрели фильм «Алые паруса». Потом пришло время читать книгу А.Грина. От детей услышала объяснение, что «кино лучше смотреть, но по книге всё понятнее понимаешь». В 8 классе читали «Шинель» Н.В.Гоголя. Порекомендовала посмотреть одноименный мультфильм. Сказали (те, кто посмотрел, а их было немного), что «читать было понятно, а если бы не прочитали, то в мультике ничего бы не поняли». Таким образом, сами ребята приходят к мысли, что чтение – это интересное занятие.

Беседуя с ребятами о роли чтения в жизни человека, поражаюсь тому, что они понимают правильно: читать необходимо. Даже называют, почему необходимо: «получаешь новые знания, развиваешь ум, увеличиваешь словарный запас, начинаешь грамотно писать…». Поэтому важно, чтобы понимание проблемы чтения переросло в потребность чтения. Многие нормальные люди (не опустившиеся на дно жизни, не прозябающие в бомжатниках, не хамы и бандиты) понимают, что чтение развивает и логическое мышление, и творческую фантазию, формирует эстетическое восприятие мира, расширяет эмоциональную сферу, способствует концентрации внимания и участвует в воспитании души человека. По утверждению Джорджа Мартина, человек, который читает книги, проживает тысячу жизней, а тот, кто не читает, проживает лишь одну.

По определению различных лингвистических словарей и энциклопедий, одно из значений слова «мода» – совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенной общественной среде в определенное, обычно недолгое время. Исходя из этого, понимаешь, что сегодня читать – модно, потому что немодно быть нищим духом, необразованным, некультурным, неграмотным, морально неполноценным человеком, немодно быть Иваном, не помнящим родства.

Путешествуя по страницам интернета, наткнулась на стихотворение 6-классницы Юли Васильевой и им закончу своё эссе:

Читать – это модно!

Читать – это мудро!

Читайте свободно!

Читайте повсюду:

В автобусе, дома,

В кафе, на природе!

Книги, журналы,

Учебники – в моде!



infourok.ru

Как написать хорошее сочинение по литературе

Инструкция

Прочтите тему сочинения. Как только вы читаете, у вас должны появиться идеи, образы. Запишите на бумагу первое, что вам придёт в голову: например, целые предложения, фразы или слова. Это не обязательно должно быть вступлением или заключением. Пока это просто ваши мысли.

Теперь, когда вы выплеснули все мысли на бумагу, время подумать о построении сочинения. Стандартное сочинение-рассуждение по литературе (не формата ЕГЭ или проходного экзамена) подразумевает вступление, основную часть и заключение, которые будут являться разными абзацами.

Чтобы написать вступление для сочинения по литературе, вам нужно задуматься не столько о раскрытии темы (этим следует заняться в основной части), а о введении человека, читающего сочинение, в курс дела. По вступлению должно стать понятно, о чём будет идти речь в работе. Написав вступление, задайте себе вопросы:
– о каком произведении идёт речь?
– кто автор произведения?
– что это за произведение (драма, комедия, трагедия, роман и т.д.)?
– о каком аспекте будет идти речь в сочинении?

Если вы написали вступление, значит, уже многое сделано! Главное – начать. Не стоит приступать к основной части, если вам действительно сложно собрать мысли вместе. Лучше подумать о заключении. Пусть это и нарушает привычный порядок, но написание заключения поможет вам собраться с мыслями. В заключении вы должны дать чёткий ответ на вопрос или же дать оценочное суждение высказыванию – всё зависит от формулировки темы сочинения. Например: какую роль играет Кукшиной в романе «Отцы и дети» – здесь должен быть ответ на вопрос. Павел Кирсанов и Евгений Базаров в романе И.С.Тургенева – мы видим сравнение. Подумайте, почему именно этих двух героев поставили в сравнении для сочинения? Может, они похожи или же, наоборот, разные? Об этом и напишите в заключении. Образы/характеристика стариков Базаровых – в образах/характеристиках обычно вы просто кратко пересказываете основную часть. Какие персонажи: может, непонятые гении, а может закоренелые консерваторы или же другие характеристики.

Когда вы напишете вывод, будет уже понятно, о чём следует говорить в основной части. Она должна быть объяснением всего, о чём говорится после в заключении. Это как огромное доказательство теоремы, чтобы после прийти к короткой формулировке.

Чтобы написать основную часть, вам надо будет разобрать каждую часть своего вывода, сделанного в заключении, отдельно, подкрепляя информацией из текста. Например, если вы утверждаете, что персонажи в сравнении имеют разные идеологии, то вам нужно рассказать об их взглядах, попутно придавая сочинению несколько оценочный оттенок.

Помните, что в основной части сочинения-рассуждения по литературе обязательно должно идти именно рассуждение. Вы должны не высказывать конец мысли, а начинать объяснять с самого начала. Ведь вы же сделали вывод, что персонаж, например, консерватор, не просто так? Вы сначала о чём-то думали, оценивали его действия. Пользуйтесь теми записями, что сделали в самом начале, только прочитав тему. Они помогут вам подобрать слова. Закончив с основной частью, выстройте всё написанное по порядку (вступление, основная часть, заключение).

Обратите внимание

Обратите внимание на речь. Прочтите сочинение вслух, если есть такая возможность. Так вам сразу станут ясны все речевые ошибки.

Полезный совет

Дополнительные баллы можно получить, используя цитаты из текста.
Особую стройность и полноценность сочинению придают мягкие переходы или же «мостики» от части к части. В конце вступления можно задать вопрос, на который будете отвечать в основной части. Заключение начинают шаблонными фразами, вроде «таким образом,..», «исходя из всего вышеизложенного,…» и т.д.
Можно сначала прочесть работы критиков по произведению. Не переписывайте работы целиком, вырывая целыми предложениями, а используйте данный материал как дополнительное подспорье.

www.kakprosto.ru

Учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему: Примерные темы итогового сочинения по литературе

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ «РАЗУМ И ЧУВСТВА»

  • «Ум с сердцем не в ладу»

   (А. С. Грибоедов)

  • «Учитесь властвовать собой»

   (А. С. Пушкин)

  • Что важнее: мыслить или чувствовать?
  • Могут ли гармонично сочетаться в человеке «ум ума» и «ум сердца»?
  • Расчет или веление души? Что мы выбираем?
  • «Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями»

   (В. Г. Белинский)

Жизнь есть комедия для тех, кто думает, и трагедия для тех, кто чувствует (Мартти Ларни)

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
  • «Что делать?» Н. Г. Чернышевского
  • «Отцы и дети» И. С. Тургенева
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого
  • «Фома Гордеев» М. Горького
  • Пьесы У. Шекспира, повести О. де Бальзака, романы Дж. Голсуорси.

НАПРАВЛЕНИЕ «ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ»

  • «Чести своей никому не отдам»
  • «Невольник чести» или заложник предрассудков? Мой выбор.
  • Всегда ли можно следовать законам чести или нужно покоряться судьбе?
  • «Честь – это бриллиант на руке добродетели» (Вольтер)

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • «Капитанская дочка», «Выстрел», «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
  • «Песня про купца Калашникова», «Герой нашего времени»

     М. Ю. Лермонтова

  • «Отцы и дети» И. С. Тургенева
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого
  • «Дуэль» А. П. Чехова
  • «Поединок» А. И. Куприна

«Белая гвардия» М. А. Булгакова

НАПРАВЛЕНИЕ «ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ»

  • «Мы за ценой не постоим».
  • Согласны ли вы с поговоркой «Победителей не судят»?
  • Наша победа не ради войны, а ради мира.
  • «Одинаковое счастье — быть победителем или побежденным в битвах любви»

    (К. Гельвеций)

  • «Величайшая победа — победа над самим собой» (Цицерон)

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • «Судьба человека» и «Тихий Дон»

   М. Шолохова (нравственная победа героев над жизненными обстоятельствами)

  • «Сотников», «Обелиск» В. Быкова
  • «Звезда» Э. Казакевича
  • «Убиты под Москвой» К. Воробьева, «Прокляты и убиты» В. Астафьева
  • «Слепой музыкант» В. Короленко
  • «Я умею прыгать через лужи»

     А. Маршалла

НАПРАВЛЕНИЕ «ОПЫТ И ОШИБКИ»

  • «И опыт, сын ошибок трудных…»

   (А. С. Пушкин)

  • Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений
  • «Кто на многое отваживается, тот неизбежно во многом и ошибается» (Менандр)

«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением» (М. В. Ломоносов)

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
  • «Герой нашего времени»

    М. Ю. Лермонтова

  • «Обломов» А. И. Гончарова
  • «Отцы и дети» И. С. Тургенева
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого
  • «Тихий Дон» М. А. Шолохова

nsportal.ru

Литература. Сочинения

  • Главная
  • Изложения
  • Форум
  • 460 сочинений для ЕГЭ
    • Выпускное 2018
      • Общие материалы
      • Человек и общество
      • Смелость и трусость
      • Верность и измена
      • Цели и средства
      • Равнодушие и отзывчивость
    • Выпускное 2017
      • Общие материалы
      • Дружба и вражда
      • Победа и поражение
      • Разум и чувства
      • Опыт и ошибки
      • Честь и бесчестье
    • Выпускное 2016
      • Время
      • Путь
      • Дом
      • Любовь
      • Год литературы в России
    • Выпускное 2015
      • «Недаром помнит вся Россия…»
      • Вопросы, заданные человечеству войной
      • Человек и природа в отечественной и мировой литературе
      • Спор поколений: вместе и врозь
      • Чем люди живы?
    • Нравственная проблематика
    • Отцы и дети. Проблемы молодежи
    • Любовь к Родине, женщине. Ревность
    • О культуре, искусстве, науке…
    • О природе, животных
    • О войне
  • Для учеников
    • ЕГЭ по русскому языку
      • ЕГЭ 2019
      • ЕГЭ 2019. Задание 25
      • Демоверсия
      • Тесты 2017
      • Консультации
      • Устное собеседование 2019
    • ЕГЭ по литературе
      • Демоверсия
      • Тесты
      • Консультации
      • Выполнение заданий части В
      • Выполнение заданий части С (сочинения)
      • Традиционные сочинения
    • ОГЭ (для 9 классов)
      • Уроки ГИА
      • Демоверсия
      • Консультации
      • Сочинения, ГИА
      • Выполнение заданий части А
      • Выполнение заданий части В
      • Выполнение заданий части С
        • Сочинения на морально-этическую тему
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2011г.)
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2012г.)
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2013г.)
        • Презентация: Советы по написанию сочинения
        • C2 – 2013. Презентации
      • 15.2 – сочинение 2018
      • 15.3 – сочинение 2018
      • 15.2 – сочинение 2017
      • 15.3 – сочинение 2017
      • Сочинения 2016 года
        • Сочинения 2016 года (15.2)
        • Сочинения 2016 года (15.3)
      • УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН (ОГЭ)
    • ОГЭ по литературе
    • ОГЭ 2020 года
  • 700 cочинений ОГЭ
    • Сочинение 2017 года
      • Сочинение 15.2 (2017)
      • Сочинение 15.3 (2017)
    • Сочинения 2016 года
      • сочинение 15.2 (2016)
      • Сочинение 15.3 (2016)
    • Сочинения 2015 года
      • задание 15.1
      • задание 15.2
        • По текстам банка заданий
        • Сочинения о войне (15.2)
      • задание 15.3
        • По текстам банка заданий
        • Сочинения о войне (15.3)
    • Сочинения 2013 года
    • Сочинения 2012 года
    • Сочинения 2011 года
  • Литература. Сочинения
    • ЕГЭ
      • задание 8
      • задание 9
      • задание 15
      • задание 17
      • задание 16

www.xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

Оставить комментарий