Теория созревания гезелла: Теория созревания

4. Теория созревания а. Гезелла

Рост и развитие ребенка обусловлено двумя основными силами: генотипом (процесс развития – это процесс созревания, который направляется изнутри действием генов) и окружением человека (ребенок – продукт своего окружения). Генотип – наиболее важный фактор развития.

В период пренатального развития внутренние механизмы созревания обеспечивают определенное формирование внутренних структур и действий, а внешние факторы (среда) не оказывают существенного влияния на развитие. В постнатальный период ребенок попадает в совершенно иное социальное окружение, которое не только отвечает его физическим потребностям, но и побуждает его вести себя определенным образом. Силы окружающей среды срабатывают наилучшим образом, когда совпадают с внутренними процессами созревания.

Философии воспитания А. Гезелла основана на приспособлении деятельности взрослых к особенностям созревания ребенка.

Необходимо достичь баланса между собственными потребностями ребенка и необходимостью приобщения к культуре. Первостепенная задача – помочь ребенку выразить свою личность, ценить его автономию и индивидуальность, а не привести в соответствие с социальными шаблонами.

  1. Раскройте основные представления о развитии различныхбиодинамических теорий.

  2. Каким образом применение людьми идеи о механизме эволюционного развития – естественном отборе, выдвинутой Ч.Дарвином, может повлиять на социальные процессы в обществе, характер межличностных отношений?

  3. Какое отношение к более слабым членам общества должны воспитывать у детей педагоги в образовательном процессе, другие взрослые?

  4. Каким образом эмоциональное отношение к действию, переживание удовольствия, связанного с ним будет влиять на характер выполнения действия и его продуктивность?

  5. Что отличает человека от животного в плане переживания удовольствия, связанного с действиям? На каких стадиях развития по К. Бюлеру человек может переживать удовольствие? А животные?

  6. Могут ли Вам быть полезны идеи теории 3-х ступеней детского развития К.Бюлера о переживании удовольствия, связанного с действиям в будущей профессиональной деятельности? Как их можно использовать в образовательном пространстве?

  7. Каковы представления о соотношении наследственности и среды в развитии ребенка в теории созревания А. Гезелла?

  8. Что Вы думаете по поводу представлений А.Гезелла о том, что первостепенной задачей воспитания является помощь ребенку в самовыражении, в развитии у него самоценности, автономии и индивидуальности? В каких других психологических и педагогических теориях данное отношение к ребенку считается принципиально важным для его полноценного гармоничного развития?

  9. Осуществить анализ научных работ представителей биодинамических теорий. Выделить наиболее важные, значимые и актуальные, с Вашей точки зрения, аспекты работы.

  10. Проанализировать какую-либо актуальную современную проблему развития с позиций представлений различных биодинамических теорий.

  11. Какая из биодинамических теорий представляет наибольший интерес для Вас и Вашей будущей профессиональной деятельности и почему?

Теория созревания Гезелла.

Гезеллу психология обязана введением метода лонгитюдного (лонгитюдинального), т.е. продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста, который он предлагал называть «биографически-лабораторным». Кроме того, исследуя монозиготных близнецов, он одним из первых ввел в психологию близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. И уже в последние годы жизни А. Гезелл изучал психическое развитие слепого ребенка, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития.

В разработанной им практической системе диагностики использовалась фото и кинорегистрация возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка.

Обобщая данные своих наблюдений за 165 (!) детьми, А. Гезелл разработал теорию детского развития, согласно которой, начиная с момента развития, через строго определенные промежутки времени, в определенном возрасте у детей появляются специфические формы поведения, которые последовательно сменяют друг друга.

Однако, признавая важную роль социальных факторов, в своих исследованиях А. Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития (в 3, 6, 9, 12, 18, 24, 36 мес. и т.д. до 18 лет), сводя развитие к простому увеличению, биологическому росту, созреванию – «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивая зависимость развития лишь от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом (или уменьшение «плотности» развития): чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении.

А. Гезелл ориентировался на биологическую модель развития, в которой чередуются циклы обновления, интеграции, равновесия, и в рамках такого подхода к пониманию развития он не смог ответить на вопрос, что же скрывается за изменением темпа развития. Это и понятно, ибо следствием применяемых им срезовых (поперечных и продольных) методов исследования было отождествление развития и роста.

Теория, сформулированная Зигмундом Фрейдом, объяснявшая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидума. Социальный опыт на каждой стадии предположительно оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретенных на данной стадии.

Стадии психосексуального развития.

Cамо развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:

1. Оральная фаза (0 — 1.5 года) — первая стадия детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения в процессе сосания и глотания.

2. Анальная фаза (1.5 — 3.5 года) — вторая стадия детской сексуальности, где ребёнок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая при этом удовлетворения от осуществления контроля над своим телом. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы к испражнениям. Возникновение проблем в отношении между ребёнком и родителями (когда например, ребёнок из принципа отказывается какать в горшок, а затем какает в штаны, испытывая удовлетворение из-за того, что он «насолил» маме) могут привести к развитию у ребёнка так называемого «анального характера», который проявляется в жадности, педантичности и перфекционизме.

3. Фаллическая фаза (3.5 — 6 лет) — третья стадия детской сексуальности. На этой стадии ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы; у него возникает интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. При проблемном прохождении стадии у ребёнка может развиться эдипов комплекс, что во взрослой жизни может привести к идентификации себя с другим полом или проблемам во взаимоотношениях с партнёрами.

4. Латентная фаза (6 — 12 лет) — четвёртая стадия детской сексуальности, характеризующаяся снижением полового интереса. Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

5. Генитальная фаза — пятая стадия, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Достигается в подростковом возрасте.

Основной тезис Фрейда был, что раннее различие полов детей полиморфно, и что развивается сильная тяга к кровосмешению, и ребенок должен использовать или сублимировать это, чтобы развить здоровую взрослую сексуальность.

Теория созревания (Gesell) | Здравоохранение и социальная помощь

Узнайте больше о здравоохранении и социальной помощи

Учебные заметки

Уровень:
BTEC Национальный
Плата:
Эдекссель

Последнее обновление 29 сентября 2019 г.

Поделиться :

В начале 20 века клинический психолог и педиатр Арнольд Гезелл разработал теорию детского развития, основанную на наблюдениях за детьми, которые следовали как нормальным, так и исключительным образцам поведения. Он провел наблюдения с рождения до взрослой жизни . Это исследование повлияло на наши знания о вехах развития .

Ключевые принципы теории взросления Гезелла:

  • Дети развиваются через сходные и предсказуемые последовательности. Однако Гезелл заметил, что они делали это в своем собственном темпе, и предположил, что это развитие начинается еще до рождения ребенка.
  • На скорость, с которой человек развивается в последовательностях, влияют внутренние факторы, такие как физическое и умственное развитие и генетика .
  • Он не соглашался с теоретиками, которые предполагали, что развитие было исключительно до факторы окружающей среды .
  • Если у ребенка наблюдается задержка развития, то, по мнению Гезелла, это связано с наследственностью.
  • Ребенка следует учить выполнять задания только тогда, когда он физически и умственно к этому готов. Обучение ребенка тому, что опережает его возраст, нанесет ему больший вред.

Применение теории созревания Гезелля:

Дети демонстрируют циклическое поведение.

От 18 месяцев до 4,5 лет: у ребенка случаются приступы гнева. Они действительно становятся более легкими на подъем, но заканчивают стадию, все еще испытывая эмоциональные всплески.

От 5 до 8 лет: ребенок становится более уверенным в себе и может заводить друзей. Согласно теории, в 7 лет ребенок становится пугливым, но заканчивает стадию общительными детьми.

От 9 до 17 лет: ребенок проявляет много забот и тревог в нечетные годы, но в четные годы 12, 14 и 16 лет он более позитивен и энергичен.

Критика теории взросления Гезелля:

  • Психологи, такие как Пиаже, утверждают, что на ребенка больше влияет среда, в которой он живет.
  • Более поздние исследования показали, что вехи Гезелла неверны. Теперь мы знаем, что младенцы могут следовать за движущимися объектами в более раннем возрасте, чем думал Гезелл.
  • В своей выборке Гезелл использовал только белых родителей из среднего класса и их детей.

Доля :

Вам также может понравиться

Наши предметы
Исследовать
Контакты

© 2002-2023 Tutor2u Limited. Регистрационный номер компании: 04489574. Регистрационный номер НДС 816865400.

Наверх

Объяснение теории созревания Арнольда Гезелла

You are here: Home / Определения и примеры теории / Объяснение теории созревания Арнольда Гезелла

Впервые представленная в 1925 году, д-р Арнольд Гезелл предложил теорию взросления детского развития, которая фокусируется на ходе, характере и скорости роста, которые ожидаются как у нормальных, так и у исключительных детей. Гезелл считал, что на рост и развитие детей влияют их генетика и окружающая среда, но основным фактором является психологическое развитие ребенка.

Гезелл не соглашался с мнением, что дети развиваются главным образом за счет внешних факторов. Его теория взросления фокусируется на внутренних факторах, таких как рост центральной нервной системы ребенка, как на их первичном влиянии.

Когда спинной мозг, головной мозг и нервы способны общаться в своей сложной сети, это позволяет ребенку развиваться. По мере роста происходит развитие. Когда происходит развитие, поведение этого ребенка также меняется.

Как Гезелл пришел к восприятию созревания как концепции

Разрабатывая свою теорию взросления, Гезелл чувствовал, что психологические процессы могут развиваться в фиксированной последовательности точно так же, как физическое тело ребенка развивается в фиксированной последовательности. Сердце эмбриона, например, всегда развивается первым органом. Затем начинает развиваться центральная нервная система. Затем развиваются периферические органы.

Гезелл также отметил, что младенцы получают контроль над своим телом после рождения в серии фиксированных последовательностей. Их губы и языки сначала получают контроль, затем движение глаз, затем постепенно контроль над плечами, шеей и конечностями. В человеческом развитии существует постоянная тенденция с головы до ног.

В процессе разработки компания Gesell выходит за рамки физических факторов. Он утверждает, что культурная среда, социальная среда и другие факторы также играют роль в взрослении. Он утверждает, что эти силы могут быть положительными и эффективными, когда они применяются одновременно с естественными внутренними «расписаниями», которые уже присутствуют.

По этой причине Гезелл предлагает обучать детей выполнению определенных задач только тогда, когда они физически и умственно готовы к этим задачам. Например, обучение трехмесячного ребенка ходьбе опережает график его развития и может принести больше вреда, чем пользы.

Как измерять рост?

При разработке своей теории взросления Гезелл заметил, что поведение развивается по паттернам. Вместо того, чтобы измерять этот рост с помощью количественного процесса, он предлагает выявлять и поощрять закономерности. Когда модель может быть идентифицирована, тогда люди вокруг этого ребенка знают, что он или она готовы начать следующую стадию взросления.

В рамках этого процесса идентификации Гезелл также понял, что существует определенный «балансирующий акт», который происходит на каждой стадии развития. Со временем у детей может развиться предпочтение быть правшой или левшой, но это происходит через процесс уравновешивания. Дети используют обе руки, а затем вырабатывают модель предпочтительного использования.

Этот процесс можно применить к концепции развития личности в соответствии с теорией созревания. Личность подобна двигательному поведению. Дети могут экспериментировать с тем, чтобы быть интровертами или экстравертами, а затем сбалансировать эти черты, чтобы прийти к своим личным предпочтениям.

Благодаря этим процессам становится возможным создать индивидуальную перспективу. Это также создает возможность того, что маленькие дети будут склонны вести себя и видеть мир точно так же, как только они достигнут определенной вехи зрелости.

Гезелл считал, что, определяя моменты, когда ребенок может быть чрезмерно развит или недостаточно развит, его окружающая среда может быть изменена, чтобы его личные процессы могли быть сбалансированы. Теория взросления задумывалась как руководство, а не всеобъемлющее решение, описывающее каждого ребенка.

Проблемы с теорией взросления Арнольда Гезелла

Хотя Гезелл задумал свою теорию взросления как обобщенную концепцию человечества, его исследования были сосредоточены на домохозяйствах с социально-экономическим статусом среднего класса. В теорию не встроена концепция изменчивости, и может быть чрезмерный акцент на созревании и недооценка факторов окружающей среды, которые могут влиять на индивидуализированные процессы для ребенка.

Оставить комментарий