Простой тест «Гуманитарий или технарь? Определяем тип мышления ребенка»
10
March
2021
Количество просмотров: 214
Время чтения: n- минут(а)
Наука утверждает, что чистые гуманитарии или технари встречаются очень редко. Примерно 1-2% от всего населения Земли. Несмотря на такой маленький процент, лучше определить склонности ребенка пораньше.
Да, современность стирает грани между «гуманитариями» и «технарями», требуя от людей пластичности и разнообразных навыков, но разглядеть потенциал ребёнка и помочь ему раскрыться — задача любого ответственного родителя.
- Конечно, если ваше чадо в пятилетнем возрасте уверенно попросило у дедушки Мороза «Занимательную физику» Перельмана, никаких вопросов у вас нет. Но, что делать если ребёнок не стремится читать Гомера или решать квадратные уравнения с младых ногтей? Как определить его склонности? И зачем?
В конце мы вам предложим пройти тест,а пока давайте разбираться.
Что лучше?
Кем лучше быть — гуманитарием или технарем?
Технари педантичные и аккуратные, гуманитарии креативные и видят картину в целом… А вот и нет! Склонность к тому или иному типу мышления действительно влияет на методы решения задачи, но никакого «лучше» тут быть не может.
Кем лучше быть — сангвиником или холериком, блондином или брюнетом? Тип мышления — это данность, такая же как особые черты характера. Лучше всего выявить склонности ребенка пораньше и дать ему возможность их развить.
Как же понять, к чему склонен ваш ребёнок?
Наблюдение
Наблюдайте за ним.
Это банальный, но очень действенный совет. Какие книги предпочитает ваш ребёнок? Люди с техническим складом ума часто выбирают научную фантастику, а гуманитарии зачастую отдают предпочтение фэнтези. Играет ли ребёнок в шахматы или в «Эрудит»? Ему легче даются задания, связанные со словами или с цифрами?
- Ваш ребенок аккуратен или рассеян? Доводит задачу до конца или быстро меняет интересы? Понаблюдайте за ним, скорее всего, вы довольно быстро поймете к чему он склонен.
Не полагайтесь на школу
— Ну, — вздыхает преподаватель математики, — что с него взять? Чистый гуманитарий!
Звучит как приговор? Давайте не будем торопиться.
- Если ребёнку плохо даётся математика или физика, это еще не делает его склонным к гуманитарному знанию, скорее, иногда у него просто нет контакта с педагогом. Вспомните, какой предмет в школе вы терпеть не могли? А теперь честно ответьте себе на вопрос: какие отношения у вас были с педагогом? Хорошие? То-то и оно.
Чаще всего наши нелюбимые предметы вели самые нелюбимые учителя. И не спешите обвинять систему образования, причин, по которым ребенку сложно увлечься предметом может быть множество, однако и не полагайтесь на школьные оценки.
Попробуйте предложить ребёнку позаниматься на онлайн-платформе iSmart , например, предлагает интересные задания и по русскому языку, и по математике даже в бесплатном режиме.
Зарегистрироваться можно прямо сейчас.
- Пусть ребёнок позанимается несколько дней, и на основе полученных данных вы сможете легко сделать выводы. Онлайн-платформа проста в использовании, задания озвучены, и ребенок легко справится с ними самостоятельно, а на результат не повлияет ни обстановка в классе, ни личное отношение ученика к предмету или педагогу.
Устали вспоминать школьную программу? У нас есть решение! «Продлёнка online» — проект, с помощью которого дети делают домашку самостоятельно под контролем педагога, а родители отдыхают! Попробуйте бесплатно любой из форматов Продленки https://prodlenka-online.ru/
Соглашайтесь с предложениями ребенка
Если ваша нежная ромашка, коротающая вечера со сборниками сказок, вдруг заинтересовалась программированием, ни в коем случае не говорите: «Солнышко, тебе не понравится». Прислушивайтесь к желаниям ребенка и идите навстречу.
- Способности детей подчас раскрываются очень необычным образом, неожиданным для родителей.
Дети меняются, ваш прекрасно считающий до 1000 дошкольник может через пару лет всерьёз увлечься музыкой.
Пластичное детское сознание легко впитывает новое, так что поддерживайте любой интерес вашего ребёнка, даже если вам кажется, что успеха на выбранном поприще ему не добиться.
А теперь пройдите короткий тест и определите тип мышления ребенка.Пройти тест
Специальный автор iSmart: Белова Кира Валерьевна, журналист, автор «Что? Где? Когда?» и «Своей игры» на гуманитарные темы.
Ты гуманитарий или технарь? Как выбрать профессию по своим предрасположенностям? Онлайн тесты
Джон Хьюстон
Здравствуйте, добро пожаловать на блог!
Сейчас время поступления в ВУЗы и в основных поисковых системах в разы увеличилось количество запросов «тест на выбор профессии онлайн», «ты гуманитарий или технарь?». Очень сложно выбрать только одну профессию из множества существующих. С этой проблемой каждый сталкивался в своей жизни.
Но сейчас, мне кажется, люди, особенно молодые, стали более трезво, спокойно и последовательно мыслить. Меньше поддаются стереотипам. Больше ценят свободу, творчество, размеренный образ жизни, но вместе с тем имеют целеустремленность и понимание, в каком направлении двигаться.
Итак, при выборе профессии важно использовать системный, взвешенный подход и последовательно ответить на несколько вопросов. В предыдущих статьях мы уже рассмотрели вопросы:
- какие сейчас самые востребованные и высокооплачиваемые профессии? (см. статью )
- профессии будущего, которые будут востребованы через 10-20 лет (см. статью )
- куда пойти учиться, чтобы получить перспективную профессию и обязательно ли сейчас иметь высшее образование (см. статью )
Но эти вопросы являются второстепенными по сравнению с вопросом выбора профессии в соответствии со своими врожденными способностями, талантами, призванием. Мы все знаем выражение Конфуция, что если будешь заниматься любимым делом, то не будешь работать ни дня в своей жизни.
Сегодня мы с Вами будем разбираться с вопросами по теме выбора профессии в соответствии со своими способностями:
- Почему важно выбрать профессию в соответствии с талантами и призванием?
- Как определить свои врождённые способности?
- Гуманитарий или технарь – тесты онлайн
- Известные методики и тесты на выбор профессии
- Тест А.Е. Климова онлайн
- Методика самоопределения профессионального Дж. Голланда
- Карта для выявления интересов по методике А.Е. Голомштока
- Тест на определение личности
- Тест на склонности Л.Йовайши
- Тест установок личности О.Ф.Потемкиной
Почему важно выбрать профессию в соответствии с талантами и призванием? Технарь и гуманитарий
Из опыта могу сказать следующее. Когда я работала на большом проекте внедрения новой IT архитектуры банка, мне пришлось заниматься подбором персонала на проект. Причём, в очень короткие сроки нужно было набрать команду из около 40 человек.
Из этого курса мне запомнились слова опытного менеджера по подбору персонала. Он сказал: «Нет большей ошибки, если на работу, требующую творческого подхода, взять человека с врождёнными качествами педантичности, усидчивости, внимательности, терпения. И, наоборот».
Если согласно врождённых свойств человека, ему приносит радость всегда разная работа с нестандартными задачами, то на работе, где надо работать по шаблону и инструкции, он будет страдать и мучиться. А если, наоборот, человек от природы любит выполнять последовательные действия строго согласно инструкции, то он будет страдать на работе, где ему каждый день дают разные задания.
Но как определить, к какому типу ты относишься, как определить свои врожденные наклонности?
Как определить свои врождённые способности?
Сразу надо сказать, что нет чёткого разделения, ты гуманитарий или технарь. У каждого человека есть определённый процент математических и гуманитарных способностей. Есть люди, которые одинаково талантливы в обеих областях. Мы знаем, что Леонардо да Винчи был и талантливым художником, и талантливым изобретателем. Но всё же чаще бывает, что какие-то способности превалируют.
Итак, обратимся к известным методикам определения своих врождённых способностей и талантов. Первое, что нужно сделать, это грубо определить, ты скорее гуманитарий или технарь (художник или математик)?
Гуманитарий или технарь – тесты онлайн
Вы математик или художник или, какое полушарие у Вас доминирует? Учеными доказано, что 2 наших полушария отвечают за разные способности. Если доминирует левое полушарие, которое отвечает за логику, то у Вас больше развиты способности к аналитическому мышлению. Вы больше технарь (математик). А если, наоборот, то у Вас развито воображение и творчество. Вы больше художник (гуманитарий).
Определите прямо сейчас при помощи 3-х популярных быстрых, но эффективных тестов, кто Вы — художник или математик?
Вот 1-й онлайн тест с картинками , художник или математик?
У меня получился такой результат:
2-й тест – визуальный на определение доминирующей руки
Также я помню ещё со студенческих времён простой тест на определение доминирующего полушария, который нам показал преподаватель в институте. Это визуальный тест, состоит из 4-х упражнений с руками (скрестить руки на груди в позе Наполеона и 3 других) и определяет преобладающее правое или левое полушарие. Можете прямо сейчас пройти
3-й тест – Владимира Пугача, тоже визуальный
В этом видео представлен тест Владимира Пугача на определение, какое у Вас доминирующее полушарие головного мозга.
Если фигурка девушки вращается против часовой стрелки – доминирующим у Вас является левое полушарие. Оно отвечает за логику и анализ. Т.е. Вы больше математик (технарь), чем художник (гуманитарий). Если – по часовой стрелке, то Вы больше гуманитарий (развита интуиция и эмоции). Если усилием воли можете вращать фигурку и по, и против часовой стрелки, то у Вас одновременно развиты оба полушария. Поздравляю, Вы в клубе с Леонардо да Винчи!
Тест А.Е. Климова онлайн
20 вопросов, потребуется 5 минут
Тест разработал выдающийся русский учёный-психолог, методолог практической психологии. В основу теста он положил простую идею о том, что все профессии делятся на 5 типов в зависимости от объекта взаимодействия с человеком.
- Человек – природа . Профессии, в которых человек взаимодействует с природой, животными, растениями и природными процессами.
- Человек – техника . Профессии, в которых человек взаимодействует с техническими системами, установками, материалами и энергией.
- Человек – человек . Профессии, в которых человек взаимодействует с людьми, группами людей.
- Человек – знаковая система . Профессии, в которых человек взаимодействует с условными знаками, шифрами, кодами, таблицами.
- Человек – художественный образ . Профессии, в которых человек взаимодействует с художественными образами, их элементами и особенностями.
Мне нравится тест тем, что в нём всего 20 вопросов. В каждом из 20-ти вопросов предлагается 2 профессии. Из них надо выбрать одну, представив, что на свете существует только эти 2 профессии и выбрать можно только одну. Отвечать надо быстро. После ответа на все вопросы, Вы узнаете, какой тип профессий Вам больше подходит по Вашему типу характера, талантам и профессиональным наклонностям.
Например, у меня получился такой результат.
Методика самоопределения профессионального Дж. Голланда
42 вопроса, потребуется 5 минут
Американский профессор Дж. Голланд положил в основу теста теорию, что успех в профессии зависит от соответствия типа личности типу профессиональной среды. Согласно теории Голланда есть всего 6 типов личности: практический; социальный; интеллектуальный; стандартный; предприимчивый; артистический. После того, как Вы пройдете тест, Вы сможете соотнести свои склонности, интеллект с существующими профессиями.
У Вас будет 42 вопроса. В каждом нужно выбрать одну из предложенных профессий: наименее «противную» или наиболее желательную.
У меня, например, получился вот такой результат.
Карта для выявления интересов по методике А.

96 вопросов, потребуется 15 минут
Карта разработана для старших школьников 9-11 классов. Она поможет Вам выбрать профессию. Надо постараться ответить как можно точнее: вариантов ответов 5 «Очень не нравится», «Не нравится», «Сомневаюсь», «Нравится», «Очень нравится».
Тест на определение личности
Потребуется 3 секунды
Экспресс тест – мне нравятся такие моментальные тесты – надо только выбрать картинку с деревом, которое нравится больше других.
Интересно! Вот мой результат:
Тест на склонности Л.Йовайши
24 вопроса, потребуется 15 минут
Чтобы работа приносила удовольствие, надо выбрать профессию в соответствии со своими предрасположенностями, навыками и увлечениями. Этот тест литовского психолога популярен, потому что прост и точен.
Тест установок личности О.Ф.Потемкиной
40 вопросов, потребуется 5 мин
При помощи этого теста Вы определите, согласно Вашему типу личности Вы больше ориентированы на результат или процесс, на свободу или усердный труд.
P.S.1 В комментариях пишите о результатах теста, спрашивайте, как интерпритировать результаты тестов
P.S.2 Делитесь статьёй в соц сетях с Вашими друзьями
P.S.3 Подписывайтесь на статьи блога – форма подписки под статьёй.
На самом деле гуманитарий – не тот, кто любит читать хорошие книжки. Любить читать должен каждый нормальный человек, обладающий воображением. Великий физик Альберт Эйнштейн восхищался Достоевским. Генеральный конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королев регулярно перечитывал «Войну и мир» и знал наизусть многие стихи Есенина. Но это не сделало их гуманитариями.
Бывает и хуже: последние годы «гуманитариями» корректно называют тех, кто, отсидев 10 лет в школе, не может посчитать площадь квадрата и не помнит таблицу умножения. Как правило, это обычные лентяи. Но слово «лентяй» обидное, а «гуманитарий» – нет.
Конечно, гуманитарные науки отличаются от точных. Но совсем не так, как кажется многим. Дело в том, что естественные (точные) науки стремятся к построению объективной картины мира. Гуманитарные же имеют дело с человеческим сознанием. А оно, во-первых, всегда нелинейно, во-вторых, тяжело поддается формализации, а в-третьих, очень субъективно. Психологи говорят, что у любого явления есть как минимум семь объяснений, а в любой ситуации – семь способов действия. Поэтому главная задача гуманитария – увидеть многозначность и сложность явлений, их принципиальную незамкнутость.
Например, литературный текст для гуманитария – это способ познания мира. Мы можем познавать себя с помощью текста. Можем анализировать взаимоотношения героев. Можем рассматривать, как и из чего текст сделан. Изучать, каким образом человек (в данном случае автор) составляет модель, которая начинает жить собственной жизнью. Если человеку интересно смотреть на эту многозначность и вертеть ее, как калейдоскоп, – он гуманитарий. Если хочется просто восхищаться – он хороший человек. Но это не имеет отношения к гуманитарным профессиям.
Вы думаете, филологи – это те, кто любит литературу? О нет! Филологи литературу изучают и препарируют. Они уже не могут любить книги наивной трепетной любовью. А тот, кто остается в таком первозданном состоянии, обычно не особо котируется как специалист.
«Гуманитариями» иногда называют себя и люди искусства – те, кто идет во ВГИК, Щепкинское или Суриковское училища. Увы, искусство и гуманитарные дисциплины – это разные вещи. Искусство апеллирует к чувствам, а гуманитарные науки – к разуму. Да, в Средневековой Европе гуманитарные науки назывались свободными искусствами (кстати, в их число входила и арифметика), но со времен Средневековья много воды утекло.
Тому, кто хочет поступить в творческий вуз, нужно учиться думать и анализировать. И в этом может помочь изучение литературы. Опыт людей, лишь вступающих во взрослую жизнь, обычно достаточно ограничен. А литература дает множество моделей восприятия массы душевных оттенков и жизненных коллизий. Так что если человек в 16-17 лет не прочитал определенного количества текстов и не пропустил их через себя, значит почти наверняка работа его души не налажена.
Формально для поступления в большинство творческих вузов хватает 55-60 баллов по литературе. Но на самом деле, чтобы стать артистом, режиссером, музыкантом, художником, мало «изучить» программные произведения по кратким пересказам. Их надо пропустить и через сердце, и через разум.
Так что быть гуманитарием непросто. Гуманитариями не рождаются – этому надо учиться.
«Любой человек должен уметь менять пеленки, планировать вторжения, резать свиней, конструировать здания, управлять кораблями, писать сонеты, вести бухгалтерию, возводить стены, вправлять кости, облегчать смерть, исполнять приказы, отдавать приказы, сотрудничать, действовать самостоятельно, решать уравнения, анализировать новые проблемы, бросать навоз, программировать компьютеры, вкусно готовить, хорошо сражаться, достойно умирать. Специализация – удел насекомых»
Роберт Хайлайн
Прежде, чем пуститься во все тяжкие, договоримся о терминологии.
Гуманитарий – человек, чья работа связана с обществом, культурой, людьми.
Технарь – человек, чья работа связана с техникой, проектированием, вычислениями.
В этих определениях используется слово «работа», потому что это едва ли не единственный объективный источник обратной связи, который позволяет определить адекватность избранной в социуме роли.
Так, вчерашний продавец и недели не просидит на стуле разработчика, если на деле не докажет свои навыки технаря. Потому что в сфере, где нет места, чтобы «лить воду», плести интриги и строить глазки, чужака можно вычислить быстро – по отсутствию исчислимого результата. С другой стороны, технарь с подвешенным языком сможет чуть дольше оставаться нераскрытым в какой-нибудь гуманитарной профессии. Но и он рискует тем, что его таки вычислят и потопят – надо было дружить с «нужными» людьми, плести интриги и знать, что, кому и как сказать в курилке.
То есть успешное выполнение своих функций на занимаемой должности позволяет более-менее объективно определить себя в условную категорию технарей или гуманитариев (другой вопрос – зачем это нужно?). Образование же вторично. Ещё с советских времен немало людей поступало в технические вузы и даже заканчивали их по какой угодно причине, но только не потому, что они любили физику и математику: одобрение общества, наличие военной кафедры, невозможность поступить на «блатную» гуманитарную специальность, единственный способ вырваться в город и так далее.
Всё дело в мотивации
Одной из причин обращения в одну из двух противоборствующих религий выступает мотивация. Она может быть внутренней или внешней, питаться отзывами от окружающих или обратной связью от самого себя. Мотивация может кончаться (об этом недавно рассказывал С. Немчинский). И вполне может быть, что ребёнок в детстве не «дотянул» до эталонного технаря лишь из-за того, что ему было чуть труднее, чем другим, окружающие его не хвалили, учителя гнобили и когда мотивация закончилась, он решил, что точные науки – не его. И поскольку дальше всё шло по накатанной, так и получился гуманитарий. Хотя, если б мозг получал достаточные дозы гормона удовольствия, то мог бы быть и технарь. И наоборот!
Родители тоже принимают активное участие в навешивании условных ярлыков. Если у сынка всё клеится с алгеброй, но проблемы с английским, кто-нибудь из родителей тут же подхватит тенденцию и скажет – «Да он весь в меня! Технарюга». И будет «курировать» его, заставляя за завтраком озвучивать желаемую величину куска омлета в радианах. И наоборот – если доця ненавидит математику, а с языками у неё все отлично, то восторженная мамаша подхватит – у неё мои способности к языкам! И будет тут и там сорить английскими словечками. Родители очень хотят, чтобы их дети были похожи на них. Так хотят, что усиливают этот искусственный раскол, после чего ребенок выбирает одно направление и уже никуда не сворачивает, забывая, что так было не всегда и что деление на физиков/лириков возникло относительно недавно, вместе с возросшей специализацией труда.
Философы (по-нашему – гуманитарии) древней Греции не ограничивали себя надуманными рамками. Поэтому занимались не только различными науками – астрономией, математикой, медициной, географией, но и борьбой и гимнастикой. Есть даже версия, что «Платон» – это не имя, а прозвище (от греческого слова «plato» – широта), которое дал философу Сократ за его высокий рост, широкие плечи и успехи в борьбе. Знали люди толк в эрудированности!
Физики и лирики
Но мы живём не в древней Греции – у нас всё заточено на узкую специализацию. Причем не только профессиональную, но и мозговую. Поэтому в народе всё еще живут мифы про «правополушарных» и «левополушарных» людей, гуманитариев и технарей.
Имидж гуманитариев в нашей стране изрядно подпортило не столько слабое образование, сколько наличие немалого числа его носителей, которые своим поведением создают поводы для недоразумений.
Один из примеров: если в ИНЯЗе на одну группу из 30 человек придется пару мальчиков – это ещё не самый скверный вариант. Большинство гуманитариев – девушки. Понятия вроде «блондинка» или «женская логика» – одна из ловушек их восприятия. Когда никто не смотрит, они могут тут же выключить «дурочку» и общаться на удивление прагматично и даже практично. Но образ «милой глупышки» мужскому обществу показывают чаще – отсюда и взялись стереотипы о блондинках. Наивные хлопцы воспринимают эту игру за чистую монету, ищут причины «недалёкости», идут в Linkedin смотреть, какой она окончила универ, и делают скоропалительные, неверные выводы. А она уже посчитала в уме стоимость всей одежды, которая на вас, оценила степень её изношенности, прикинула вашу зарплату и перспективы карьерного роста. Недурно как для «гуманитария»!
При этом один из аргументов в пользу крутости технарей звучит так: технарь может освоить любую гуманитарную профессию, а вот гуманитарий технарём не станет как бы ни старался.
Но мало ли кто кем может стать! Главное кто чем занимается и какой результат производит. Здесь гуманитариям приходится нелегко, потому что результат их деятельности бывает трудно измерить (и они этим иногда злоупотребляют).
Кто больше повлиял на общество – инженер, придумавший датчик крена судна или философ, написавший книгу о смысле бытия? Ньютон или Гомер? Разработчик, создавший новый фреймворк или журналист, написавший у себя в Facebook: «Встречаемся в 22:30 под монументом Независимости. Одевайтесь тепло, берите зонтики, чай, кофе, хорошее настроение и друзей»?
Рано радоваться
В Японии сокращают гуманитарные направления. И кто теперь будет продавать поделки технарей? Кто нарисует презентации? Или может, раз технари такие умные, то станут менеджерами, аналитиками, финансистами и юристами? Конечно, нет. Как говорил китайский миллиардер Ма Юнь, самый богатый человек Китая, создатель Alibaba: «Нужно заниматься не тем, чем можешь, а тем, чем должен» (согласно представления о своей роли в социуме). То есть наличие результатов в определенном деле ещё не говорит о том, что нужно закрыть глаза на всё остальное и только этому и посвящать всю жизнь. С таким подходом не видали бы мы романа Энди Уира «Марсианин»!
Гуманитарии и технари – это как инь и ян: одни придумывают смыслы, другие подгоняют под них физический мир. Одни вдохновляют, другие воплощают. Философ спрашивает «зачем», инженер «как». Но это всё сферические кони в вакууме. В реальной жизни намного чаще встречаются два в одном, но в разных пропорциях. Например 60% технарь, 40% гуманитарий. Вот только некоторым почему-то стыдно признаться в этой своей дуальности. Но это и не останавливает их в том, чтобы прямо в резюме расписаться в своей гуманитарности – «Excellent communicator», «Passionate about UI and UX», «Interfacing well with clients and colleagues», «Proficient in English, German, French» и так далее.
Если вам трудно выучить иностранный язык, то это не значит, что вы типичный технарь, которому трудно даются гуманитарные науки. Вы всего лишь не умеете (или не хотите) его учить. Доказательство? Вы уже знаете два языка – русский и украинский, не считая языков программирования. Это намного больше, чем один!
Аналогичные примеры можно придумать и про «гуманитариев». Например, современный литературный критик, вполне вероятно, знает математику лучше, чем его коллега сто лет назад. Стандарты за десятилетия поднялись, вот он и выучился в школе тому, чему раньше учили в университетах. Бывает!
«Технарскость» или «гуманитарность» – это очень условное деление даже для Кремниевой долины, где техническое образование есть лишь у половины стартаперов .
STEM – это акроним для Science, Technology, Engineering and Math
Это значит, что даже в святой святых всех стартапов мира, не обязательно быть убежденным гиком! Зато там ценятся другие качества – активность, желание изменить мир.
Бывают случаи, когда прожженный технарь начинает понимать, что кодом сыт не будешь и идет учить гуманитарщину. Так поступил Дэймон Хоровитц, исследователь AI, окончивший Массачусетский технологический институт. Он бросил высокооплачиваемую работу в IT, чтобы получить PhD по философии. После подобного опыта Дэймон «больше не пытается решить все задачи с помощью техники» и не считает, что лучше знает о том, что нужно пользователю. То есть спустился с небес.
Конечно, это не значит, что технари должны всё бросить и повально поступать на философию, социологию, рисование и прочую дартаньянщину. Нет, кесарю кесарево. В конце концов, научившись хорошо делать что-то одно, можно обеспечить себе сытое, в меру спокойное существование. Но только не удивляйтесь потом, что в такой зашоренной жизни зрелищ и воспоминаний будет не больше, чем при езде в тоннеле – потолок, дорога, стены. Впереди свет – вот она и пролетела.
На самом деле гуманитарий – не тот, кто любит читать хорошие книжки. Любить читать должен каждый нормальный человек, обладающий воображением. Великий физик Альберт Эйнштейн восхищался Достоевским. Генеральный конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королев регулярно перечитывал «Войну и мир» и знал наизусть многие стихи Есенина. Но это не сделало их гуманитариями.
Бывает и хуже: последние годы «гуманитариями» корректно называют тех, кто, отсидев 10 лет в школе, не может посчитать площадь квадрата и не помнит таблицу умножения. Как правило, это обычные лентяи. Но слово «лентяй» обидное, а «гуманитарий» – нет.
Конечно, гуманитарные науки отличаются от точных. Но совсем не так, как кажется многим. Дело в том, что естественные (точные) науки стремятся к построению объективной картины мира. Гуманитарные же имеют дело с человеческим сознанием. А оно, во-первых, всегда нелинейно, во-вторых, тяжело поддается формализации, а в-третьих, очень субъективно. Психологи говорят, что у любого явления есть как минимум семь объяснений, а в любой ситуации – семь способов действия. Поэтому главная задача гуманитария – увидеть многозначность и сложность явлений, их принципиальную незамкнутость.
Например, литературный текст для гуманитария – это способ познания мира. Мы можем познавать себя с помощью текста. Можем анализировать взаимоотношения героев. Можем рассматривать, как и из чего текст сделан. Изучать, каким образом человек (в данном случае автор) составляет модель, которая начинает жить собственной жизнью. Если человеку интересно смотреть на эту многозначность и вертеть ее, как калейдоскоп, – он гуманитарий. Если хочется просто восхищаться – он хороший человек. Но это не имеет отношения к гуманитарным профессиям.
Вы думаете, филологи – это те, кто любит литературу? О нет! Филологи литературу изучают и препарируют. Они уже не могут любить книги наивной трепетной любовью. А тот, кто остается в таком первозданном состоянии, обычно не особо котируется как специалист.
«Гуманитариями» иногда называют себя и люди искусства – те, кто идет во ВГИК, Щепкинское или Суриковское училища. Увы, искусство и гуманитарные дисциплины – это разные вещи. Искусство апеллирует к чувствам, а гуманитарные науки – к разуму. Да, в Средневековой Европе гуманитарные науки назывались свободными искусствами (кстати, в их число входила и арифметика), но со времен Средневековья много воды утекло.
Тому, кто хочет поступить в творческий вуз, нужно учиться думать и анализировать. И в этом может помочь изучение литературы. Опыт людей, лишь вступающих во взрослую жизнь, обычно достаточно ограничен. А литература дает множество моделей восприятия массы душевных оттенков и жизненных коллизий. Так что если человек в 16-17 лет не прочитал определенного количества текстов и не пропустил их через себя, значит почти наверняка работа его души не налажена.
Формально для поступления в большинство творческих вузов хватает 55-60 баллов по литературе. Но на самом деле, чтобы стать артистом, режиссером, музыкантом, художником, мало «изучить» программные произведения по кратким пересказам. Их надо пропустить и через сердце, и через разум.
Так что быть гуманитарием непросто. Гуманитариями не рождаются – этому надо учиться.
Тест авторитета | Ответы в Бытие
Хотите быть лучшим свидетелем? Боди Ходж, AiG-US, показывает вам, как помочь другим увидеть авторитет, на который они полагаются, а затем привести их к евангельской вести.
Ключевые слова : авторитет, христиане, Библия, безошибочность, буквальное, практика, гуманизм, религия, влияние, д-р Юджини Скотт, д-р Ричард Докинз, Бог, Писание, культура, свидетельство
Часть 1: Проверка христианского предела Орган
Зачем нужен этот тест?
Многие христиане говорят, что верят в авторитет Библии. Они могут даже утверждать, что придерживаются библейской непогрешимости, и говорят, что понимают Библию «буквально» или так, как она написана. Однако в практике многие из этих христиан часто игнорируют Библию.
Основная причина, по которой многие христиане не придерживаются библейского авторитета на практике, заключается в том, что они находятся под влиянием религии гуманизма и могут даже не осознавать этого. Гуманизм является общей религией того времени. Как христиане, мы должны уметь эффективно распознавать и опровергать это. В этой статье я представлю
«проверка авторитета», чтобы помочь христианам распознать, когда гуманизм пытается превзойти авторитет Бога. Но прежде чем я объясню, что я имею в виду под «проверкой авторитета», давайте посмотрим на влияние гуманизма.
Влияние гуманизма
В современной культуре религия гуманизма проникла в мышление христиан, будь то миряне, пасторы, старейшины или профессора. Гуманизм — это религия, которая, по сути, ставит людей на первое место, а все остальное — на нижнее. Итак, в этой религии Бог был бы ниже человека — или Бога вообще не было бы.
Гуманизм действительно начал завоевывать западный мир с повсеместным отрицанием Бога как авторитета около 200 лет назад. Гуманизм стал основной религией в университетах и государственных школах по всему миру и прямо противоречит библейскому авторитету.
Среди известных гуманистов доктор Юджини Скотт, возглавляющая Национальный центр научного образования, и доктор Ричард Докинз, который открыто исповедует атеизм и пишет книги, нападающие на христианство. Оба подписали Гуманистический манифест III. Однако многие люди мыслят гуманистически (считая человека авторитетом), независимо от того, осознают ли они существование Гуманистического манифеста или нет. Поскольку гуманизм является основной религией, преподаваемой сегодня в школах, неудивительно, что молодое поколение думает, что человечество является авторитетом.
Бог есть власть
Вопреки тому, во что верит мир, мы знаем, что Бог, будучи Творцом и Хранителем всего сущего, является высшим авторитетом во всем. Вдумайтесь в Божье Слово:
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. Итак, я заклинаю вас перед Богом и Господом Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в Его явление и Его Царство: проповедуйте слово! Будьте готовы в сезон и не в сезон. Увещевай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям, потому что льстит слуху, будут избирать себе учителей; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. А ты будь бодрствующим во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. ( 2 Тимофею 3:16–4:5 )
Бог определяет, что правильно, а что нет. Поэтому Его Слово, то есть Писание, полезно для порицания и исправления. Даже люди, семьи и руководящие органы различных культур могут время от времени корректировать законы и правила гражданской жизни, но это потому, что они заимствуют то, что Бог определил как правильное и неправильное.
Контекст, окружающий 2 Тимофею 3:16 , показывает, что наступит время, когда люди больше не будут придерживаться здравого учения от Бога, а оставят представления о добре и зле на свое усмотрение. Когда кто-то выдвигает свои собственные желания быть авторитетом, это гуманизм, когда люди думают, что они могут иметь власть над Богом. Павел в письме к Тимофею говорит, что эта философия повлияет на учителей и отвратит людей от истины к басням. В современной культуре это именно то, что происходит с университетами и школами, и поэтому христианам необходимо быть исключительно проницательными, чтобы не увлечься баснями гуманизма (например, эволюции от молекулы к человеку) вместо того, чтобы опираться на Писание.
Испытание авторитетом
1 Фессалоникийцам 5:21–22 говорит, что мы должны «испытывать все; держитесь того, что хорошо». Бог помогает нам обдумывать проблемы, используя стандарты Писания, чтобы определить, что хорошо и правильно. Тогда мы должны твердо придерживаться этого.
Использование следующего авторитетного теста может сыграть большую роль в процессе обдумывания вопросов. Тест авторитетности таков: «Идея/утверждение/предпосылка, с которыми я сталкиваюсь, имеет человека как высший авторитет или Бога Библии как высший авторитет? Возвышаются ли мысли человека над Словом Божиим, или слово Божие почитается?»
Этот тест на авторитет можно использовать двумя способами:
- Чтобы стать лучше, осознав, как гуманизм проник в вашу жизнь, и соответствующим образом измениться, чтобы соответствовать Слову Божьему ( 2 Коринфянам 13:5 )
- Распознавать, когда другие мыслят «гуманистически», и быть в состоянии раскрыть это заблуждение, чтобы подготовиться к его опровержению ( 2 Коринфянам 10:3–6 )
Краткие примеры в Священном Писании
В Писании есть немало примеров, когда власть Бога была уменьшена, а человеческие идеи возвысились до большего, чем то, что сказал Бог. Вот несколько из множества библейских примеров, иллюстрирующих это:
- Адам и Ева, Бытие 3 : Когда Женщине (позже названной Евой в стихе 20) были представлены два разных варианта (что сказал Бог и что сказал змей), она подняла свои мысли, чтобы быть авторитетом в предмет. Женщина увидела плод и возжелала его. Она подняла свои мысли о плоде выше того, что Бог сказал о плоде в Бытие 2:17 , о котором она была более или менее осведомлена ( Бытие 3:2–3 ). Таким образом, она первой проявила эту гуманистическую черту. Затем Адам последовал его примеру.
- Каин, Бытие 4:1–12 : Жертва Каина не имитировала жертвоприношения животных, как это сделал Бог в Бытие 3:21 для Адама и Евы (кожи). Его жертва по той или иной причине была неприемлема по сравнению с жертвой Авеля, который приносил в жертву животных. Бог советовал Каину, но Каин не послушал Бога и в гневе на Божью власть определять, что приемлемо, а что нет, пошел и убил своего брата Авеля.
Это нарушает трансцендентный Божий закон против убийства. Итак, Каин возвысил свои мысли, чтобы они были выше мыслей Бога, отвергнув их. Опять гуманистическое мышление.
- Саул, 1 Царств 15 : Вместо того, чтобы слушать Бога, Саул решил удержать то, что он считал лучшей добычей животных, чтобы якобы принести ее в жертву Богу, вместо того, чтобы уничтожить их, как повелел Господь. Саул предпочел иметь собственное мнение по этому вопросу, чтобы быть выше Бога.
- Фарисеи, Матфея 12:38 : Фарисеи хотели увидеть знамение от Иисуса. Они поставили себя во власть, пытаясь заставить Иисуса, всемогущего Бога, подчиниться их желаниям, чтобы доказать им Себя, тем самым ставя себя во власть над Богом.
Проверка идей и комментариев в современной культуре
Христианам следует учиться на таких примерах, потому что, как только кто-то умаляет Бога как авторитет, тогда человеческие идеи по умолчанию становятся авторитетом. К сожалению, многие христиане не осознают, что, когда это происходит, власть переходит к ошибочным идеям и философии человека и для некоторых больше не исходит от Христа. Вдумайтесь:
Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по основным принципам мира, а не по Христу. ( Колоссянам 2:8 )
Как христиане, мы должны уметь различать, имеют ли человеческие идеи (даже наши собственные) власть над Словом Божьим. Вот три примера:
- Культы: Многие культы заявляют, что добавляют что-то к Слову Божьему. На самом деле они возвышают человеческие слова до уровня Слова Божьего или выше его. Это форма гуманизма. Как только кто-то ссылается на книгу, журнал, организацию и т. д. как на авторитет, равный или даже больший, чем Библия, тогда это должно быть красным флагом для любого, в кого проник гуманизм.
- Божественность Христа: Иоанна 1 , Колоссянам 1 и Евреям 1 ясно, что Иисус Христос есть Бог-Творец.
Некоторые люди принижают это и принижают божественность Христа. Это человек, сидящий у власти над Божьим Словом — снова. Подробнее об этом см. Является ли Иисус Богом-Творцом?
- Миллионы лет: Нигде в Писании нет идеи, что земле миллионы лет. Сложение генеалогий не даст никому даже близкого миллиона лет. Представление о миллионах и миллиардах лет исходит из подверженных ошибкам человеческих представлений о прошлом. Эти склонные к ошибкам люди интерпретируют геологические слои горных пород как накопленные в течение миллионов лет, и, следовательно, эти люди отвергают Божье Слово в Бытие 6–8 о всемирном потопе. Если кто-то принимает эти идеи, зная, что эти идеи противоречат Божьему Слову, тогда они ставят человеческие идеи выше Божьих. Разве не ясно, насколько это гуманистично? К сожалению, даже искренние христиане могут начать корректировать свои методы толкования, чтобы их толкование Библии согласовывалось со светскими «находками» науки. Эти христиане, может быть, и не ставят свои идеи преднамеренно над Божьим Словом, но на них сильно влияют результаты гуманистического мышления.
Нет законных оснований отвергать простое прочтение Книги Бытия о сотворении мира и Потопе. Только когда христиане исследуют «доказательства» светской геологии в свете Слова Божьего, а не наоборот, они смогут понять, что эволюционная временная шкала ошибочна. Противоядием от влияния гуманистического мышления является признание Писания авторитетным.
Подумайте над этими комментариями и попытайтесь найти в них гуманизм:
- Мой пастор сказал, что наша церковь согласна с тем, что эволюция и Библия совместимы.
- Библия не означает обычный день в Бытие 1, потому что наука говорит, что он намного длиннее.
С помощью [а] автор этого высказывания обращается к пастору, который обращается к конкретной поместной церкви, которая обращается к представлениям человека о миллионах лет и эволюции. Может быть несколько уровней поиска, прежде чем вы обнаружите гуманизм в корне. С [б] человек снова апеллирует к «науке», но на самом деле они означают светскую интерпретацию научных фактов. Мы должны использовать данный нам Богом разум, чтобы делать логические выводы, но если наш разум интерпретирует факты таким образом, что наш вывод противоречит Божьему Слову, тогда мы должны отвергнуть этот вывод и предоставить Богу презумпцию сомнения. В противном случае мы виновны в гуманистическом мышлении. Мы должны позволить
Божье Слово должно быть высшим авторитетом.
Я молюсь о том, чтобы каждый из нас ежедневно использовал тест на авторитет, чтобы исправить свое мышление. Это один из первых шагов к возвращению к библейскому авторитету.
Важно понимать, что, когда человек пытается получить власть над Словом Божьим, он пытается судить Бога. Но Бог ясно дает понять, что Он и Его Слово будут судить нас.
Часть 2: Проверка гуманизма и свидетельствование
Как только христиане начинают возвращаться к библейскому авторитету, следующим вызовом становится гуманизм в культуре. Рассмотрим эти комментарии, распространенные в современном обществе, и попытайтесь найти в них гуманизм:
- В статье из последнего научного журнала говорится, что динозавры и человек не жили в одно и то же время.
- Большинство ученых верят в эволюцию, так что это должно быть правдой.
- Библия не может быть правдой, потому что она полна противоречий.
В [a] статье из журнала придается авторитетность по отношению к библейскому утверждению о том, что на 6-й день Бог создал и человека, и наземных животных (динозавров). Откуда взялась бумага? Ошибающийся человек. В [b] он апеллирует к нескольким людям (ученым) как к власти над Богом и подразумевает, что консенсус — это метод, с помощью которого мы определяем истину, но как часто этот консенсус менялся? В дни Ноя все считали, что потопа не будет! В [c] человек сидит у власти над Божьим Словом, утверждая, что существуют противоречия (которых на самом деле нет), и, по сути, что Бог лжет или не может прямо представить Свои факты в том, что Он называет Своим Словом. , истинный, совершенный и полный ( Откровение 22:18, 19; 2 Тимофею 3:15,16; 2 Тимофею 2:15; Римлянам 3:2; Римлянам 2:16; Евреям 4:12 и др. ).
Прохождение теста на практике
Тест авторитета просто позволяет вам распознать корень системы верований — либо вернуться к Богу, либо вернуться к человечеству. Но каков следующий шаг? Целей три:
- Открыть этому человеку реальную религию, в которую он верит или на которую он повлиял, — гуманизм
- Чтобы показать основные проблемы с этим представлением
- Чтобы представить то, что говорит Библия, и завершиться Евангелием
Многие люди, мыслящие гуманистически, просто не осознают этого. Итак, первая цель — открыть им это. Возможно, бросьте вызов гуманистическому мировоззрению (в доброте), задав вопросы о том, как они видят мир и как их убеждения соотносятся с вещами в реальности. Обычно это безопасный способ заставить людей задуматься о своих убеждениях (христианских или нет) более глубоко, потому что они, вероятно, этого не сделали, особенно об основании их системы убеждений.
Это также указывает на проблемы с основами гуманизма. Например, спросите этого человека, почему люди вообще носят одежду. Человек может быть немного ошеломлен, но это показывает, что гуманистический взгляд на прошлое на самом деле не объясняет мир. В конечном счете, конечно, одежда — это христианский аспект, который восходит к греху, стыду и жертве в Бытие 3 .
Или спросите о браке — откуда взялась идея брака? (В конце концов, это тоже из Библии). Спросите, почему существует смерть, существуют ли «правильно и неправильно» и каков окончательный критерий, по которому мы судим о том, что правильно, а что неправильно. Спросите, существует ли истина; если да, то что именно? А потом спросите, для всех ли истина одинакова. Спросите, откуда взялись мир и вселенная; и откуда взялись звезды; и откуда взялась жизнь; и так далее.
Несколько вопросов, подобных этим, должны заставить человека задуматься, но не быть «проповедником». Однако, скорее всего, произойдет то, что человек расскажет, что он действительно думает о происхождении. . . что, вероятно, представляет собой смесь какого-то большого взрыва, долгих веков и эволюции с некоторой примесью духовности или даже христианства. , натурализм, долгие века, большой взрыв и т. д. являются подмножествами гуманизма). Возможно, вам даже придется объяснить это. Как только они осознают, как гуманизм повлиял на них, тогда продолжайте указывать, что люди (или даже этот человек в отдельности) действительно возвышают себя до «бога», ставя себя в качестве высшей власти. Укажите, что гуманизм на самом деле является политеистической религией, в которой каждый человек является своим собственным «богом».
Это должно пройти через любое гуманистическое мышление, но затем подсказать им, что Библия действительно объясняет такие вещи, как происхождение материи, пространства, времени, звезд, брака, одежды, истины и так далее. Затем перейдите к учению о грехе и о том, что совершенный Бог изначально создал все совершенное. Именно из-за греха человека мир стал таким — полным смерти и страданий. Затем это может привести к Евангелию и к тому, как Христос пришел спасти нас от греха и смерти.
Во время свидетельских показаний помните, что нужно быть добрым и терпеливым ( 1 Петра 3:15; 2 Тимофею 2:24 ). В конце концов, каждый из нас когда-то был врагом Евангелия ( Колоссянам 1:21 ), но Иисус Христос был терпелив с нами и на кресте совершил величайший акт доброты.
Предыдущая статья Ламинин и крест Следующая статья Объяснение разнообразия созданных видов
Проверьте свое ценностное предложение
Ваше ценностное предложение работает? Обозреватель Брайан Мэсси объясняет, как протестировать и сузить варианты, чтобы убедиться, что у вас есть сильное ценностное предложение, которое оптимизирует ваши маркетинговые усилия.
Брайан Мэсси 10 августа 2017 г., 11:14 | Время чтения: 6 минут
При оптимизации веб-сайта одним из лучших мест для начала является ценностное предложение. Это сочетание слов и изображений, которые говорят вашим посетителям, почему они находятся в нужном месте и почему им следует продолжить изучение вашего сайта.
Ценностное предложение меняется в зависимости от типа страницы, над которой вы работаете. Для домашней страницы ценностное предложение будет включать:
- Что вы предлагаете . Какие товары или услуги вы предлагаете посетителю? В какой ты категории?
- Как вы позиционируете свое предложение . Вы недорогие или дорогие? Вы как-то специализируетесь? Чем вы отличаетесь?
- Ваше торговое предложение . Это может включать правила возврата, гарантии и правила доставки.
- Ваше отношение к бренду . Как вы используете слова и образы, чтобы показать свое чванство, успокоить потенциальных клиентов и завоевать доверие?
Ценностное предложение для целевой страницы — это обещание , сделанное в рекламе, электронной почте или публикации в социальных сетях. Ценностное предложение должно включать следующие элементы:
- Повторите обещание . Убедите посетителя, что вы сдержите обещание, данное в рекламе. Вот почему домашние страницы могут быть плохими целевыми страницами.
- Составьте предложение . Что произойдет, если я воспользуюсь обещанием?
- Предоставить доказательства . Какие существуют доказательства того, что я буду рад, что воспользовался предложением?
- Построить доверие . Можете ли вы действительно выполнить предложение?
- Предложите им сделать выбор . Дайте понять, что вы просите их принять меры, и убедите их сделать это.
Многие дизайнеры хотят, чтобы ваши веб-страницы содержали яркое изображение в верхней части страницы или «главный снимок». Этот метод используется в качестве рефлексивного способа, но он уходит корнями в маркетинг прямой почтовой рассылки. Специалист по прямому маркетингу Фрэнк Джонсон смог увеличить количество откликов, добавив поле в верхней части почтовой программы — теперь оно называется «Ящик Джонсона» — с кратким содержанием в верхней части страницы.
Тем не менее, элемент выстрела героя теперь является частью ценностного предложения большинства страниц.
Когда мы пытаемся найти правильное сочетание предложения, заголовка, текста, изображений, доказательств и доверия, мы можем попасть впросак. Должны ли мы использовать длинный или короткий контент? Что должно быть первым, наверху? Какой контент должен быть в верхней части страницы? Какие изображения поддерживают ценностное предложение? Должны ли мы вести с функциями или преимуществами? Быть логичным или эмоциональным?
Количество комбинаций не поддается проверке. Нам нужно сузить наш выбор.
Ограничение вариантов тестирования
При тестировании объявления мы хотим выявить наиболее отличающиеся варианты. Например, предположим, что у нас есть 10 заголовков, которые нам нравятся для целевой страницы.
Предположим, мы являемся Монетным двором США и продаем долларовые купюры со скидкой 50 процентов. Это отличное предложение. Но даже с таким предложением монетному двору все равно придется работать над конвертацией посетителей.
У нас есть восемь заголовков, подтверждающих обещание предложения:
- Получите доллары США со скидкой 50% — Упоминание США для доверия
- Мгновенно удвойте свои деньги — Ориентирован на выгоду
- Дайте нам пятьдесят центов, мы дадим вам доллар — Личный
- Экономия на долларах за полцены — подчеркивает экономию
- Получите скидку 50% прямо с Монетного двора — Упоминание Монетного двора для доверия
- Скидка 50% на доллары США в течение ограниченного времени — Добавляет нехватку времени
- Обменяйте свои десятки на двадцатые — Использует изображения
- Время на исходе. Доллары за полцены — Добавляет срочности
- Налоговая служба говорит: «Извините». Продает долларовые банкноты за полцены — Причудливые
- Помогите нам увеличить количество долларов в обращении со скидкой 50% — мотив
Все они выполняют обещание, но конвертируются с разной скоростью. Что наиболее эффективно? Мы не можем протестировать все 10. Этот тест займет слишком много времени. Наша цель — протестировать три-четыре самых разных варианта.
Чтобы помочь себе в выборе, мы используем четыре квадранта Способов убеждения, описанных Брайаном и Джеффри Айзенбергами в их книге «В ожидании лая вашей кошки?» Выглядит это так:
Посетители, приходящие в режиме Спонтанный принимают решения быстро и эмоционально. Они быстро нажимают на курок и просто ищут предлог, чтобы действовать. Пример: «Я принял решение, и я здесь, чтобы купить».
Посетители с склонностью к конкуренции ищут способы стать лучше. Они легко тратят деньги на вещи, которые заставляют их чувствовать себя и выглядеть хорошо. Пример: «Я много плачу за обувь, но только за правильный бренд».
Тем, кто посещает Методический режим, необходимо понимать, как все работает. Они не будут действовать, пока не получат ответы. Пример: «Чем ваше решение отличается от других, которые я видел?»
Гуманист Посетители должны понимать, что они будут чувствовать, если завершат действие. Они хотят знать, с кем имеют дело и можно ли им доверять. Пример: «Мне нравится покупать у компаний, которые заслужили мое доверие».
Если вы знаете, в каких основных режимах приходят ваши посетители, вы можете сосредоточиться только на этих квадрантах. Это проще для целевой страницы, чем для домашней страницы, которая обслуживает всех типов посетителей.
Для наших целей мы попытаемся классифицировать каждый из наших заголовков в соответствии с типом посетителей, которым они могут понравиться. Мы можем расположить их на карте в соответствии с нашим пониманием их уровней.
У нас много заголовков, склоняющихся к спонтанности и гуманизму. Наша цель — протестировать самые экстремальные примеры каждого из них. Мы могли бы выбрать по одному из каждой категории или только из тех, которые представляют наших посетителей.
Этот же подход можно использовать для изображений, параметров копирования и многого другого.
Совет эксперта: Контент, предназначенный для лиц, принимающих быстрые решения, должен располагаться ближе к началу страницы, списка и так далее.