Гиппократ и его учение о темпераменте.
Близкие к этим взглядам, и особенно к философии Эмпедокла, общие положения относительно природы в целом и человека в частности выдвигал крупный древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Подобно Эмпедоклу, Гиппократ полагал, что мир образуется из четырех стихий. Подобно всем другим телам, организм человека также представляет собой смесь четырех начал (земли, воды, воздуха, огня), но связанных в определенной пропорции. Гармоническое сочетание стихий обусловливает физическое здоровье человека. Однако в результате внешних воздействий (климат, смена времени года, условия жизни, характер употребляемой пищи и т.д.) пропорция стихий может нарушаться и вызывать у человека болезни. Вариации в пропорции стихий у отдельных людей, лежат в основе различий между людьми по их конституциональным особенностям, общей активности и подвижности, душевным способностям, склонностям и характеру.
Среди современников Анаксагора и Гиппократа из наиболее крупных философов античной эпохи особо выделяется Демокрит (460-370 гг. до н. э.) – ближайший ученик Левкиппа, философа, одно лишь имя которого дошло до наших дней, но которого в истории философии и психологии оценивают как дейного вдохновителя атомистического учения. Подлинным же основателем атомистического направления принято считать Демокрита, поскольку именно он дал систематическое изложение атомарной картины мира. Исходным положением в философской системе Демокрита является то, что за первооснову мира им принимаются не стихии, ибо они сами уже есть сложные по своему составу образования, а атомы. Атомы меньше по величине, более легки, не делимы и не тождественны видимым предметам. Атомы различаются друг от друга по величине, форме и положению или повороту. Главным и необходимым условием движения атомов, их соединения и разъединения является пустота. Без нее мир был бы неподвижным, он принял бы статически мертвый характер. Только благодаря пустоте атомы могут находиться в постоянном движении, а природа и мир в целом – в его вечном изменении и развитии.
Гиппократ и учение о темпераментах
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра политических наук
РЕФЕРАТ
студента (ки) 2 курса 221 группы
направления (специальности) 030200 Политология
юридического факультета
Иванова Ивана Ивановича
Научный руководитель
к.п.н., ассистент ______________ А.В. Богданов
подпись, дата
Саратов 2013
Содержание
Введение………………………………………………………………стр. 3
Понятие о темпераменте……………………………………….…стр. 7
Теория темпераментов Гиппократа……………………………..стр. 12
Заключение……………………………………………………………стр. 21
Список литературы…………………………………………………..стр. 25
Введение
В
одном из учебников психологии приведен
пример разного поведения четырех молодых
людей, опоздавших в театр и встретивших
сопротивление билетера. Один из них,
затеяв спор, пытался проникнуть на свое
место в партер. Он настойчиво уверял
билетера, что часы в театре спешат, что
он никому не помешает. Другой быстро
сообразил, что в партер ему не попасть,
а первое действие спектакля можно
посмотреть и с верхнего яруса, куда
проникнуть проще. Третий из друзей
решил, что ему особенно терять нечего,
первое действие, как правило, неинтересное,
и направился в буфет. Четвертый, посетовав
на то, что он «невезучий», уехал домой
Молодые люди встретились с одной и той же непредвиденной ситуацией, с одним конфликтом. Но как по-разному все они вели себя. Первый прямолинейно добивался цели, второй добился ее более гибким путем, третий временно отступил, найдя удобное оправдание, а четвертый отказался от любых попыток достижения цели.
При всей похожести людей друг на друга человечество с древнейших времен не прекращает попыток разделения себе подобных на различные типы. Даже если особенности поведения человека, его цели, задачи, достижения, внешний вид, качество работы и т.
В книге В. Сагатовского «Вселенная философа» приводится следующий вымышленный эпизод, демонстрирующий разные типы людей: «Вообразим себе ситуацию, носящую скорее символический характер: несколько человек, обладающих значительными и разнообразными способностями, комментируют свое возможное участие в постройке пирамиды (пирамида здесь символ любого большого дела).
«Какую пирамиду можно построить! — воскликнул первый. — История не забудет ее создателя! И сделать это могу только я!»
«Нужно делать, а не рассуждать!» — отрубил второй и пошел организовывать доставку каменных блоков.
«А занятно будет повозиться!» — заметил третий, потирая руки от удовольствия.
«Дело стоящее, — сказал четвертый. И добавил, подумав: — А ведь можно сделать еще лучше».
«Да-да-да! — прокудахтал пятый. — На днях я сидел в президиуме с самим фараоном, он сказал, что обязательно привлечет меня для консультации».
«Не исключено, что я погибну здесь, — мрачно изрек шестой, обратив свой взор внутрь, — но в этом испытании я, может быть, наконец найду себя»2.
В примере с опоздавшими в театр молодыми людьми при одинаковой цели и сложившейся ситуации их отличали способы достижения цели и настойчивость. Будущие строители пирамиды отличались мотивами участия в предстоящем деле.
Проблема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Люди начинаются знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижные, веселые настойчивые, а другие медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.
Наблюдения показали, что все люди различны не только по внешности, но и по поведению, движениям. Например, если последить за поведением учеников на уроке, то можно сразу заметить разницу в поведении, движениях каждого. У одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах, но большинство из них показывают похожие результаты в развитии.
Такая разница в поведении объясняется, прежде всего, темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности (игровая, трудовая, учебная, творческая), в походке, жестах. Индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению.
Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса.
Приведенные выше примеры подводят к пониманию того, что темперамент является динамической характеристикой человека и что от темперамента зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенные контакты с предметами и людьми, на интерес человека к себе или другим.
Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых “все знают”. Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия различных темпераментов – об одном утверждаем: “типичный холерик”, другого именуем “сангвиником”, третьего – “флегматиком”, четвертого – “меланхоликом”. Да и себя обычно относим к одной из четырех категорий.
Оказывается, чаще всего люди считают себя холериками или сангвиниками. Флегматики попадаются реже, а уж в меланхоличности, как бы стыдясь, редко кто соглашается признаться. Между тем, люди самого различного темперамента могут добиться высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Если взять крупнейших писателей, то А.И.Герцен был типичным сангвиником, И.А.Крылов – флегматиком, А.С.Пушкин – холериком, а Н.В.Гоголь – меланхоликом. Примерно в одно и то же время прославили себя на военном поприще выдающиеся русские полководцы – холерик (по другой версии – сангвиник) А.В.Суворов и флегматик М.И.Кутузов3.
Знакомство с понятием и типологией темпераментов позволяет не только удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода к процессу обучения, для руководителей всех уровней при построении тактики деловых взаимоотношений с подчиненными, при выборе профессии, а также при профессиональном отборе, при общении людей друг с другом, при выработке профессиональных навыков и т.д.
Что такое личность? – Психология
Личность
OpenStaxCollege
[латексная страница]
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Давать определение личности
- Опишите ранние теории развития личности
Личность относится к давним чертам и образцам, которые побуждают людей постоянно думать, чувствовать и вести себя определенным образом. Наша индивидуальность – это то, что делает нас уникальными личностями. У каждого человека есть идиосинкразический образец устойчивых, долгосрочных характеристик и манеры, в которой он или она взаимодействует с другими людьми и окружающим миром. Считается, что наша личность долговременна, стабильна и ее нелегко изменить. Слово личность происходит от латинского слова persona . В древнем мире персоной была маска, которую носил актер. В то время как мы склонны думать, что маску носят, чтобы скрыть свою личность, театральная маска изначально использовалась либо для представления, либо для демонстрации определенной черты личности персонажа ([ссылка]).
Счастливый, грустный, нетерпеливый, застенчивый, боязливый, любопытный, полезный. Какие характеристики описывают вашу личность?
Концепция личности изучается не менее 2000 лет, начиная с Гиппократа в 370 г. до н.э. (Fazeli, 2012). Гиппократ предположил, что черты личности и поведение человека основаны на четырех отдельных темпераментах, связанных с четырьмя жидкостями («гуморами») тела: холерический темперамент (желтая желчь из печени), меланхолический темперамент (черная желчь из почек), сангвинический темперамент ( красная кровь из сердца) и флегматический темперамент (белая слизь из легких) (Clark & Watson, 2008; Eysenck & Eysenck, 19). 85; Леччи и Магнавита, 2013 г.; Нога, 2007). Столетия спустя влиятельный греческий врач и философ Гален опирался на теорию Гиппократа, предполагая, что как болезни, так и личностные различия можно объяснить дисбалансом юмора и что каждый человек проявляет один из четырех темпераментов. Например, холерик страстный, честолюбивый и смелый; меланхолик сдержан, тревожен и несчастлив; сангвиник радостен, нетерпелив и оптимистичен; а флегматик спокоен, надежен и вдумчив (Clark & Watson, 2008; Stelmack & Stalikas, 1991). Теория Галена преобладала более 1000 лет и оставалась популярной в Средние века.
В 1780 году немецкий врач Франц Галль предположил, что расстояния между бугорками на черепе раскрывают черты личности, характер и умственные способности человека ([ссылка]). По словам Галла, измерение этих расстояний выявило размеры областей мозга под ним, предоставив информацию, которую можно было использовать для определения того, был ли человек дружелюбным, гордым, кровожадным, добрым, хорошо владел языками и так далее. Первоначально френология была очень популярна; однако вскоре она была дискредитирована из-за отсутствия эмпирической поддержки и долгое время низводилась до статуса лженауки (Fancher, 19).79).
Псевдонаука измерения площадей черепа человека известна как френология. (а) Галл разработал схему, на которой показано, какие области черепа соответствуют определенным чертам или характеристикам личности (Hothersall, 1995). (б) Литография 1825 года изображает Галла, исследующего череп молодой женщины. (кредит b: модификация работы Wellcome Library, London)
Спустя столетия после Галена другие исследователи внесли свой вклад в развитие его четырех основных типов темперамента, в первую очередь Иммануил Кант (в 18 веке) и психолог Вильгельм. Вундт (в 19век) (Айзенк, 2009; Стелмак и Сталикас, 1991; Вундт, 1874/1886) ([ссылка]). Кант соглашался с Галеном в том, что каждого можно отнести к одному из четырех темпераментов и что между четырьмя категориями нет совпадения (Eysenck, 2009). Он разработал список черт, которые можно использовать для описания личности человека с каждым из четырех темпераментов. Однако Вундт предположил, что лучшего описания личности можно добиться, используя две основные оси: эмоциональность/неэмоциональность и изменчивость/неизменность. Первая ось отделяла сильные эмоции от слабых (меланхолический и холерический темпераменты от флегматичного и сангвинического). Вторая ось отделяла изменчивые темпераменты (холерики и сангвиники) от неизменных (меланхоликов и флегматиков) (Айзенк, 2009).).
Разработанный на основе теории Галена о четырех темпераментах, Кант предложил слова-характеристики для описания каждого темперамента. Позже Вундт предложил расположить признаки по двум основным осям.
Психодинамическая точка зрения Зигмунда Фрейда на личность была первой всеобъемлющей теорией личности, объясняющей большое разнообразие как нормального, так и ненормального поведения. Согласно Фрейду, бессознательные влечения под влиянием секса и агрессии, наряду с детской сексуальностью, являются силами, влияющими на нашу личность. Фрейд привлек множество последователей, которые модифицировали его идеи для создания новых теорий о личности. Эти теоретики, которых называют неофрейдистами, в целом соглашались с Фрейдом в том, что детские переживания имеют значение, но они уменьшили акцент на сексе и больше сосредоточились на социальной среде и влиянии культуры на личность. Перспектива личности, предложенная Фрейдом и его последователями, была доминирующей теорией личности в первой половине 20 века.
Затем появились другие основные теории, в том числе обучающая, гуманистическая, биологическая, эволюционная, личностная и культурная перспективы. В этой главе мы подробно рассмотрим эти различные взгляды на личность.
Личность изучается более 2000 лет, начиная с Гиппократа. Были предложены более поздние теории личности, в том числе психодинамическая точка зрения Фрейда, согласно которой личность формируется в результате переживаний раннего детства. Затем в ответ на психодинамическую точку зрения возникли другие точки зрения, включая обучающую, гуманистическую, биологическую, личностную и культурную точки зрения.
Считается, что личность ________.
- краткосрочный и легко заменяемый
- шаблон краткосрочных характеристик
- нестабильный и краткосрочный
- Долгосрочная, стабильная и не легко заменяемая
D
Давние черты и паттерны, которые побуждают людей последовательно думать, чувствовать и вести себя определенным образом, известны как ________.
- психодинамический
- темперамент
- юмор
- личность
D
________ приписывают первую всеобъемлющую теорию личности.
- Гиппократ
- Галл
- Вундт
- Фрейд
D
Ранняя наука, которая пыталась сопоставить личность с измерениями частей черепа человека, известна как ________.
- френология
- психология
- физиология
- психология личности
А
Что делает личное качество частью личности?
Определенное качество или черта должны быть частью устойчивой модели поведения, чтобы оно было постоянным или предсказуемым качеством.
Как бы вы описали свою личность? Как вы думаете, друзья и семья описали бы вас примерно так же? Почему или почему нет?
Как бы вы описали свою личность в профиле онлайн-знакомств?
Каковы некоторые из ваших положительных и отрицательных качеств личности? Как вы думаете, как эти качества повлияют на ваш выбор профессии?
- личность
- давние черты и модели, которые побуждают людей постоянно думать, чувствовать и вести себя определенным образом
Введение в четыре темперамента > Блог > The Rose Garden – Buffalo, NY
«Есть четыре времени года, четыре элемента (земля, огонь, вода и воздух) и четыре основных темперамента, присутствующих в людях. Гиппократ определил чтобы они лучше понимали индивидуальные различия и то, как они влияют на то, как люди реагируют на исцеляющие процедуры. Педагогам и родителям необходимо знать что-то о них, чтобы понимать и удовлетворять потребности наших детей. Это также помогает нам в стремлении к пониманию на протяжении всей жизни. себя и наши отношения с другими
Я познакомлю вас с темпераментами и предложу, если вы хотите узнать больше, просмотреть книги Штайнера или Anthroposophic Press, чтобы найти материалы для чтения по этой теме. Учителя вальдорфской школы используют эту информацию, чтобы адаптировать свои уроки для детей, которых они обучают, а также для улучшения их понимания людей, с которыми они сталкиваются. С эскизом, который я предоставляю, можно было бы упростить темпераменты, когда на самом деле люди полны нюансов. Пусть эта картинка станет началом вашего понимания, чем-то, на чем можно будет основываться.
Четыре темперамента: холерик, меланхолик, флегматик и сангвиник. Конечно, каждый темперамент может быть в равновесии или нет, и то, как мы их воспринимаем, сильно различается в зависимости от того, есть ли равновесие. Темпераменты не бывают хорошими или плохими, и со зрелостью и саморазвитием мы стремимся, чтобы каждый темперамент стал целым. С другой стороны, дети, как правило, проявляют больше одного темперамента, и поэтому мы можем легко определить их сильные стороны и то, что нужно усилить или сбалансировать. В нашей жизни также есть время, когда каждый из темпераментов представлен наиболее сильно; например, детство — это время сангвинизма, поэтому даже у ребенка с холерическим темпераментом в детстве будет сильный сангвинический компонент.
Темперамент холериков отличается страстностью, они могут быть великими лидерами или, если они неуравновешены, диктаторами. Холерический темперамент представлен огнем и сезоном лета. Холерики ориентированы на действия и любят добиваться цели, вкладывая в достижение много энергии и сердца, часто ища вызовы. Ребенок с холерическим темпераментом обладает сильной волей и обычно достаточно активен; они склонны быть экстравертами. Обычно в жизни человека период, когда холерические наклонности наиболее выражены, приходится на юность.
Если холерик ассоциируется с действием и летом, то меланхолик ассоциируется с глубоким размышлением, землей и сезоном осени. Они могут быть очень сострадательными и великими гуманистами, если не зацикливаются на жалости к себе и чрезмерной субъективности. Меланхолики имеют богатую внутреннюю жизнь и обычно интроверты. Маленькие дети с меланхолическим темпераментом, как правило, уделяют много внимания физическим и эмоциональным травмам и могут быть задумчивыми. Они также могут проводить много времени, тихо играя сами по себе. В целом, люди, как правило, становятся более меланхоличными, когда достигают зрелости, более глубоко обдумывая вещи и следя за несправедливостью.
При рассмотрении фельгматиков подумайте о времени года зимы и стихии воды. Флегматик любит комфорт, а ребенок с флегматичным темпераментом тоже с удовольствием спокойно сидит и играет, любит поесть и поспать. Они, как правило, интроверты и очень проницательны. Распорядок очень важен для фельгматиков, и они обычно уравновешены, хотя могут быть очень упрямыми, если их подтолкнуть. Время жизни, имеющее в целом флегматичный характер, — это старость. Иногда мы встречаем маленьких детей, которые напоминают стариков в молодых телах; у них обычно фелгматический темперамент.