Учение платона и аристотеля о душе: Учение Аристотеля о душе – Русская историческая библиотека

Учение Аристотеля о душе – Русская историческая библиотека

читайте также статьи Философия Аристотеля – кратко, Аристотель – биография, Аристотель – краткая биография, Труды Аристотеля, Ликей Аристотеля

Рассматривая живые существа, Аристотель и к ним подходит с точки зрения соотношения материи и формы. Если форма везде играет роль движущего начала, то душа, естественно, оказывается формой, а тело – «материей» органического существа. Более точно Аристотель определил душу как «первую энтелехию органического тела» (О душе, II, 1, 412 b), т. е. жизненное начало тела, движущее его и строящее его как свое орудие. Поэтому в живых телах наиболее явственно обнаруживается целесообразная деятельность природы.

 

Аристотель. Иллюстрированная биография

 

Соответственно своим функциям, душа делится на три рода. Функции питания и размножения, наличные у любого живого существа, образуют питательную, или растительную, душу. Ощущение и передвижение, свойственные животным, образуют душу ощущающую, или животную. Наконец, мышление осуществляется как деятельность разумной души – она принадлежит только человеку. Закон здесь таков: высшие функции, а соответственно души, не могут существовать без низших, тогда как последние без первых – могут.

Мало занимаясь растениями, Аристотель гораздо больше пишет о животных. Тело животного, считает он, составлено из мелких частиц – гомеомерий (отличие их от атомов Демокрита в том, что гомеомерии могут бесконечно делиться). Особое значение имеют массы «мяса», выступающие, по Аристотелю, в качестве носителей ощущений, – нервы были ему еще неизвестны. Непосредственным носителем жизни – «души» – является «пневма», источник жизненной теплоты, тело, родственное эфиру и переходящее в тело ребенка из отцовского семени. Орган – носитель пневмы есть сердце, в котором из питательных веществ, доставляемых через жилы, вываривается кровь. Важное место в учении о животных занимает их классификация, описание развития эмбриона, различных способов зарождения животных, включая самозарождения, и прочее.

Человек, занимающий высшее место в природе, согласно Аристотелю, отличается от других животных наличием разума (разумной души). И структура его души, и строение тела соответствуют этому более высокому положению. Оно сказывается в прямохождении, наличии органов труда и речи, в наибольшем отношении объема мозга к телу, в обилии «жизненной теплоты» и т. д. Познание выступает деятельностью ощущающей и разумной души человека. По мнению Аристотеля, ощущение или восприятие – это изменение, которое производится воспринимаемым телом в душе через посредство тела воспринимающего. Воспринимается только форма предмета, а не его материя, так на воске воспроизводится отпечаток формы перстня, тогда как воск остается воском, а перстень – перстнем. Отдельное чувство воспринимает только единичное, и всякое такое восприятие истинно. Общие же качества, считает Аристотель, воспринимаются уже не отдельным чувством, но всеми ими. «Общее чувство», возникающее в результате их взаимодействия, уже не простая сумма единичных восприятий, а особым образом организованное душевное действие, с помощью которого можно сравнивать и различать отдельные восприятия, соотносить восприятия и их предметы, осознавать отношение восприятия к субъекту, т. е. к нам самим. Общее чувство позволяет выявить единство и множество, величину, форму и время, покой и движение предметов. Оно может быть истинно или ложно.

Аристотель, голова статуи работы Лисиппа

 

Восприятие души непосредственно. Но если вызвавшее его движение в органе чувства сохраняется дольше, чем само восприятие, и вызывает повторение чувственного образа в отсутствие предмета, то мы имеем акт воображения (фантазии). Если воображаемое признается копией прежнего восприятия, то перед нами воспоминание. К функциям животной (чувствующей) души, по Аристотелю, относятся также сон, удовольствие и неудовольствие, желание и отвращение и т. д. Разумная душа добавляет к ним разум или мышление (noys). Способность к мышлению предшествует при этом реальному мышлению. Отсюда образ ума как «пустой доски», на которой мышление записывает результаты своей деятельности. Аристотель считает, что мышление всегда сопровождается чувственными образами, и потому в разуме выделяются две стороны: деятельный разум, или творческое начало ума, все творящее, и ум, воспринимающий и страдающий, который может стать всем (см. : О душе, III, 5, 430 а). Деятельный ум уподобляется свету, который «делает действительными цвета, существующие в возможности» (там же). Иными словами, воспринимающий ум – «материя», деятельный – «форма»; воспринимающий – «возможность», а деятельный – «действительность», энтелехия.

Отсюда вытекает одна существенная неясность относительно посмертной судьбы души. Аристотель считает, что растительная и животная (питающая и ощущающая) души безусловно смертны, распадаясь вместе с телом. Видимо, возникает вместе с телом и вместе с ним гибнет и воспринимающий разум. А вот творческий разум божествен и потому вечен. Но означает ли это индивидуальное бессмертие души? Если у Платона уже пробивается мысль об индивидуальном бессмертии, то ответ Аристотеля совершенно неясен. Высшая часть не может существовать без низших, значит, творческий разум не может существовать без растительного и животного начал души и без воспринимающего разума. И тем не менее мы встречаем в труде Аристотеля «О душе» следующее утверждение: «ничто не мешает чтобы некоторые части души были отделимы от тела» (там же, II, 1, 413 а). И еще более определенно: «способность ощущения невозможна без тела, ум же существует отдельно от него» (там же, III, 4, 429 b). Иначе говоря, творческий ум, будучи энтелехией в отношении воспринимающего, не есть энтелехия тела, а значит, может отдельно от тела существовать.

Неразвитость и противоречивость учения Аристотеля в творческом уме послужила основой для многочисленных и неоднозначных толкований. Лишь в одном аспекте его смысл, пожалуй, ясен. Из существования вечного и божественного творческого ума Аристотель выводит само божество или божественный ум. Рассуждая об отношении души к ее объектам, Аристотель писал: «В душе чувственно воспринимающая и познавательная способности потенциально являются этими объектами, – как чувственно познаваемыми, так и умопостигаемыми; [душа] должна быть или этими предметами, или формами их. Но самые предметы отпадают, – ведь камень в душе не находится, а [только] форма его. Таким образом, душа представляет собою словно руку. Ведь рука есть орудие орудий, а ум – форма форм, ощущение же – форма чувственно воспринимаемых качеств» (О душе, III, 8, 431 b). Из приведенного положения следует, что творческий ум, предметом и содержанием которого являются формы и только формы, не только свободен и независим от реальных предметов, но логически первичен по отношению к ним. Он «творит» вещи, мысля их.

 

Платон. Учение Платона о душе

Учение о душе — первая глубоко продуманная психологическая концепция в античной философии. Рассмотрим ее основные положения и узнаем, как великий философ рассуждал о соотношении души и тела, частях души и бессмертии.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Виктор Горбатов

Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

🙌 По Платону человек состоит из двух совершенно разных начал — его телесное начало является материальным, а душа человека является эйдосом.

🧍‍♂️ Тело состоит из множества частиц, оно всю жизнь изменяется, хрупко и как только душа покидает тело, оно начинает разлагаться.

🌟 Душа есть эйдос — нематериальная, вечная и неуничтожимая сущность. Она не имеет частей и существовала еще до рождения тела.

🔎 Суть философских занятий — внимание к своей душе. Платон подчеркивает, как важно человеку заботиться о своей душе. «Неосознанная жизнь не стоит быть прожитой» — эти слова принадлежат Сократу. Вслед за ним Платон видит главной задачей человеческой жизни не просто выжить, прожить какую-нибудь биографию, а прожить жизнь осознанно. Внимание к своей душе, к той части человека, которая противоположна материальному началу, для Платона составляет всю суть философских занятий.

Вырваться из плена материального существования. Если мы присмотримся, то заметим, что противопоставление души и тела тоже условно, потому что душа и тело очень тесно связаны. Но мы можем понять, почему для Платона важнее их противопоставить, чем соединить. Он искренне желает помочь людям вырваться из плена своего обыденного материального существования, открыть глаза души. Согласно Платону душа — это то единственное в человеке, о чем имеет смысл всю жизнь заботится.

😍 Прекрасная душа в прекрасном теле. Нельзя сказать, что Платон презирал тело. В работах Платона мы часто встречаем понятие «калокагатия». Это слово составлено из двух греческих корней: «калон» означает «прекрасное» — это понятие применительно к телу, «агатон» означает «доброе» — это моральное понятие, которое применимо к душе. Калокагатия — гармония души и тела. Платон воспевает прекрасную душу в прекрасном теле и считает ее вершиной человеческого существования.

Рассмотрим три части души, которые выделяет Платон.

⚙️ Части души — функциональные части.

Платон выделяет три части души и образно представляет их в своих философских произведениях. Может показаться странным, что Платон говорит, что душа неделимая, не состоит из элементов, и в то же время представляет три ее части. В этом нет противоречия, три части души по Платону — это не физические части, а функциональные. В человеческом теле руки и ноги — это физические части, без них тело может существовать. Дыхание, пищеварение, кровообращение — функциональные части, их нельзя отделить друг от друга и от тела, только вместе они образуют жизнь.

Платон выделяет три части души 👇

🧠 Высшая, главная часть души — разумная. Она обращена вверх к царству идей, она занята безмолвной беседой ума с самим собой и достижением вечных истин.

💪 Вторая часть души — волевая. Она связана не с интеллектуальным стремлением к истине, а с решимостью, мужеством, ей присуще активное начало. Именно она заставляет нас двигаться и совершать поступки в материальном мире.

😋 Низшая часть души — чувственная. Она самая пассивная и зависимая. Это та сторона души, которой мы пришиты к телу. В ней сосредоточены телесные потребности, например, именно этой частью души мы испытываем удовольствие от вкусной еды.

👤 Место души в теле. Греки делили человеческие органы на две части: над диафрагмой — чистая часть, под ней — грязная. Платон считал, что разумная часть души расположена в грудной клетке над диафрагмой, в нашем дыхании, а остальные части души под диафрагмой. По-настоящему бессмертна только разумная часть души, а волевая и чувствующая умирают вместе со смертью тела.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Главной формой бессмертия души Платон считает метемпсихоз — переселение душ.

🌌 Как происходит переселение душ? Душа — эйдос. Обиталище всех душ — на небе, в царстве идей. Периодически эйдосы падают вниз в материальный мир и приобретают телесную оболочку — так рождается человек. Когда душа оказывается внутри тела, она становится привязанной. Тело в некотором смысле выступает темницей, тюрьмой души на протяжении всей жизни.

🕊 Когда человек умирает, душа освобождается от оков тела, но это не значит, что она сразу воспаряет на небо в царство эйдосов, где ей положено быть. Потому что за одну человеческую жизнь у нее не успевают отрасти крылья. Ей нужно прожить серию человеческих жизней, перевоплощаясь из одного тела в другое, пока, наконец, отрастут крылья души и она сможет прекратить переселения и обрести блаженство на небе. Эта концепция во многом похожа на

буддистскую концепцию нирваны как выхода из цепи перерождений.

Согласно Платону есть две формы бессмертия 👇

1️⃣ Простая форма — переселение души из одного тела в другое.

2️⃣ Высшая форма — переселение прекратилось и душа вместе с богами пребывает в царстве эйдосов.

⚡️ В жизни человека всегда есть что-то важнее самой жизни. Некоторые исследователи считают, что эти поэтические образы не нужно принимать слишком буквально. Внимательный анализ показывает, что тема бессмертия души у Платона всегда оказывается связана с понятием справедливости.

Возможно, концепция бессмертной души нужна Платону для того, чтобы обосновать простую вещь — в жизни человека всегда есть что-то важнее самой жизни, есть что-то большее, ради чего иногда не страшно и умереть. Для Платона это большее — справедливость и вера в нее, которая придает смысл нашей жизни.

🩸 Почему Сократ не боялся смерти? Сократ добровольно принял яд по приговору суда. Похоже, что Платон всю жизнь размышлял о том, почему Сократ не боялся смерти? Вряд ли из-за буквальной веры в бессмертие, как это описано в мифах. Скорее, он всем своим существом ощущал, что в жизни есть что-то больше, чем сама жизнь. Это ощущение и порождает концепцию бессмертия: бессмертие есть не просто отрицание смерти, а преодоление ее. Что-то, что порождено жизнью, но при этом неподвластно смерти — знания, поступки, духовные ценности.

курс Level One

Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире.

С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽

подробнее о курсе

Концепция души у Платона и в ранней иудео-христианской мысли

Аннотация

Глава 1: Введение Цель этой диссертации состоит в том, чтобы изучить две великие исторические концепции души и показать, что они не только резко контрастируют друг с другом, но и сильно противоречат друг другу. Эти два важных исторических понятия души таковы; платоническая концепция, как она встречается в трудах Платона; и ранняя иудео-христианская концепция, записанная в канонах Ветхого и Нового Заветов. Они представляют два совершенно разных религиозно-этических мира; тем не менее вступили в контакт друг с другом, свободно смешались и оказали большое влияние друг на друга.

Некоторые из самых ранних Отцов Церкви видели громадное различие между платоновской концепцией души и ранней иудео-христианской концепцией и выражали решительную оппозицию вторжению платоновской концепции «души» в жизнь и учения ранних христиан. христианская община. Эти люди, однако, были заменены другими Отцами Церкви, которые использовали философию Платона для интерпретации христианского богословия в раннехристианской церкви, и этот процесс все еще продолжается в эту современную эпоху. Этот тезис связан с тщательным изучением всех сочинений Платона и поиском в первоисточниках; сами, именно то, что Платон учил о душе. Чтобы установить истинное платоновское понятие «души», его сочинения были изучены в соответствии с различными периодами его сочинений. Согласно выдающемуся ученому-платонику Лютославскому, сочинения Платона можно разделить на четыре совершенно определенных периода: период Сократа, первый платоновский период, средний платоновский период и поздний платоновский период. Цель этой диссертации состояла в том, чтобы изучить использование термина «душа» в каждый из периодов его творчества, чтобы определить, как он обычно использует слово «душа», насколько последовательно он использует этот термин и как его использование слова «душа» в последних его произведениях сравнивается с самыми ранними из его работ.
На основе этого исследования в этой диссертации была предпринята попытка определить платоновскую концепцию «души» с точки зрения ее наиболее последовательного, наиболее распространенного и новейшего использования. Этот тезис также был связан с столь же тщательным изучением ранней иудео-христианской концепции термина «душа». Чтобы получить представление о его использовании в ранних писаниях иудеев и христиан, каноны Ветхого и Нового Заветов были изучены книга за книгой. В каноне Ветхого Завета каждое упоминание еврейского слова «душа», nephesh, изучалось в его контексте, а в каноне Нового Завета изучалось каждое упоминание греческого слова «душа», psuche. в его контексте. Также были изучены некоторые родственные еврейские термины, такие как руах, нешама и леб, чтобы увидеть их родство с нефеш. Также были изучены некоторые связанные с psuche греческие термины, такие как pneuma и zoe, чтобы установить их использование и их родство с psuche. Выяснилось, что эти термины нельзя использовать взаимозаменяемо, так как их значения сильно различаются. Глава II: Платоническая концепция души Тем не менее, в четыре периода платоника: период Сократа, ранний период, средний период и последний период, изучение использования Платоном термина «душа» показывает, что он использует «душу» по крайней мере шестью философскими способами: (1) «душа» используется в этико-морально-философском смысле 308 раз; (2) «душа» используется в философско-религиозном смысле 66 раз; (3) «душа» используется в эпистемологическом смысле 36 раз; (4) «душа» употреблена в социально-политическом смысле 17 раз; (5) «душа» используется в метафизическом смысле 354 раза; (6) «душа» в эстетическом смысле, 19раз. Было несколько случаев, когда слово «душа» использовалось в таком неясном смысле, что невозможно было классифицировать его философское значение. Частое использование термина «душа» и множество философских применений, которые Платон использовал для нее, указывает на ее важность для платоновской мысли. На самом деле, это исследование показывает, что метафизика, этика и эпистемология Платона основаны исключительно на его определении psuche. В свете философского использования Платоном термина «душа» можно определить этот термин по его наиболее распространенному, последовательному и новейшему употреблению. Платон определяет душу как простую, чистую, неорганизованную, несоставную, невидимую, разумную сущность. Он говорит, что душа проста по своей истинной природе и не может состоять из многих элементов, что душа чиста в своем первоначальном, божественном состоянии, и что всякая нечистота в душе происходит от соприкосновения ее с землей. Душу не видно, только разуму. Оно рационально, ибо это то, что касается истинного знания. Платон описывает душу как божественный разум, взращенный на истинном знании. Платон также определяет душу как предсуществующую, высшую и самодвижущуюся. Теория познания Платона основана на воспоминании души о ее прежнем существовании, ибо для Платона душа стоит прежде всего и имеет непосредственные знания о мире Чистых Форм. Платон определяет душу через употребление еще по-другому; как нечто нематериальное, неподвижное, божественное, нерушимое и бессмертное. Платон утверждает, что душа имеет такую ​​нерушимую природу, что даже зло не может погубить душу, ибо душа по самой своей сущности бессмертна и, следовательно, неуничтожима. Платон также утверждает, что души фиксированы, так что их число всегда остается одним и тем же; следовательно, душа должна быть бессмертной по своей природе. В связи с этим он также подчеркивает простую, чистую, несложную природу этой души и ее предсуществование прежде всего. Глава III. Библио-иудейская концепция души Еврейское слово, означающее «душа», — нефеш. Это слово используется более 700 раз в тридцати девяти книгах канона Ветхого Завета. Каждое появление слова «душа» в Пересмотренной стандартной версии — это еврейское слово nephesh, но с четырьмя исключениями: Псалом 56:8, 108:1, Притчи 23:16 и Плач 1:20. Читатель может знать, что он читает еврейское слово nephesh каждый раз, когда читает слово «душа», помимо четырех упомянутых отрывков, но чего он не знает, так это того, что слово nephesh в более чем трехстах случаях не переводится как «душа», а переводится более тридцать различных слов и фраз, таких как «жизнь», «дыхание жизни», «человек», «лица», «я», «сердце», «разум», «творение» и множество других подобных слов и В одном и том же стихе nephesh часто переводится двумя или тремя разными способами, из-за чего обычному читателю чрезвычайно трудно понять, что каждый раз используются одни и те же термины. Если этот термин каждый раз последовательно переводить словом «душа , “англоязычный читатель мог бы прийти к лучшему пониманию его определения по его usa ge, но в данных обстоятельствах это очень трудно, если не невозможно. Внимательный читатель Библии должен иметь право и привилегию делать собственные выводы, давать собственные определения и формулировать собственное учение о библейском использовании термина «душа». Эта возможность предоставила заинтересованному читателю этот тезис благодаря перечислению всех случаев употребления еврейского слова «душа», nephesh, в Ветхом Завете в исправленной стандартной версии. Внимательно изучив все 754 случая употребления слова nephesh в Ветхом Завете, читатель замечает, что душа определяется следующими терминами: (1) как движущийся живой организм, созданный Богом. Это прямо противоположно несозданной, самодвижущейся, неорганизованной платоновской душе. (2) Как высшее творение Бога – весь человек. Все движущиеся, живые организмы суть души, но высшим организмом, созданным Богом, является человек. об этом сотворенном человеке, «душе», говорится как о сотворенном сложном, составном, разумном, организованном существе, в противоположность платоновской простой, несоставной, неорганизованной душе. Канон Ветхого Завета также определяет душу через употребление как материальную субстанцию, смертную и разрушимую по своей природе, но также и кандидата на воскресение и вечную жизнь. Это прямо противоположно нематериальной, бессмертной, нерушимой душе Платона. Мысль о телесном воскресении жизни вечной благодаря могущественному действию Бога также совершенно чужда мышлению Платона. Глава IV: Библио-христианская концепция души Греческое слово «душа» — psuche. Это слово используется 111 раз в каноне Нового Завета после рукописи Codex Vaticanus. В Пересмотренной стандартной версии Библии нет другого слова, кроме psuche, которое переводится как «душа». Однако слово psuche не всегда переводится как «душа», а, скорее, множеством способов. Некоторые слова и фразы, используемые для перевода psuche, кроме слова «душа», следующие: «жизнь», «жизни», «разум», «умы», «лица», «нас» и «человеческое существо». Из 111 раз, когда psuche используется в Новом Завете, оно переводится как «душа» только сорок раз. Остальные семьдесят один раз английский читатель остается в неведении о том, что слово, которое он читает, является греческим словом psuche. Поскольку перевод греческого слова psuche осуществляется множеством различных способов, английскому читателю будет очень полезно иметь полный список всех случаев употребления слова psuche, как в этой диссертации. Изучение их показывает, что psuche, исходя из его употребления, определяет себя как созданный Богом движущийся живой организм, такой же, как и в Ветхом Завете. Словоупотребление также определяет psuche как высшее творение Бога — всего человека. Этот человек сотворен, сложен, сложен, материален, организован и рационален. Он также смертен, подвержен смерти, но также является кандидатом на воскресение и вечную жизнь через могущественное действие Бога. Как легко заметить, определение «души» в Ветхом и Новом Заветах одинаково и сильно противоречит платоновской душе. Глава V: Сравнение и противопоставление платонической и ранней иудео-христианской концепции «души» В сочинениях ранних Отцов Церкви первых двух столетий христианской эры мы находим сильную оппозицию платоновской концепции «души», пытавшейся проникнуть в богословие раннехристианской церкви. Они противостояли платоновской философии души, ниспровергающей самую сущность христианства, с его учением о естественном бессмертии души по сравнению с христианской верой в смертность каждой души и каждой души, нуждающейся в телесном воскресении для того, чтобы чтобы получить вечную жизнь. Слова и фразы, вошедшие в обиход позже в истории христианской церкви, не использовались самым ранним Отцом Церкви. Мы обращаемся к таким знакомым терминам, как «бессмертная душа», «бессмертный человек», «неумирающая душа», «бессмертное существо», «бесконечный грех и страдание», «бесконечные муки», «смерть, которая никогда не умирает». умирает», и другие подобные знакомые выражения, которые явно уходят своими корнями в платоновскую мысль. Многие думают, что платоновское учение о естественном бессмертии души естественно и легко вошло в учение и богословие раннехристианской церкви, но это не так, ибо оппозиция была велика с самого начала со стороны ранних Отцов Церкви. , чья проницательность увидела, что она ниспровергает основные доктрины христианской церкви и что ее философия принадлежит совершенно другому религиозному и этическому миру. Главным средством проникновения платонизма в христианство были объемистые сочинения и великие проповеди епископа Гиппона Аврелия Августина. В четвертом веке Августин взял учение Платона о присущем душе бессмертии, отделил его метемпсихоза и переселения душ и завоевал для него то всеобщее доверие, которым он пользуется и по сей день. Глава VI: Выводы Когда Платон говорит о душе, всегда присутствует мысль о бессмертии души, поскольку бессмертие является естественным даром души, благодаря ее божественному происхождению, существовавшему извечно. Все, что требуется от души, однажды вошедшей в темницу тела, — это очиститься и освободиться от рабства чувственного мира и вернуться к своему божественному происхождению в сверхчувственном мире. Таким образом, мир естественного бессмертия является его истинным домом и его нормальным состоянием. Естественное бессмертие души было также основой, на которой Платон основывал свою метафизику, этику и свою теорию познания. Она лежала в основе платоновской концепции души. Это исследование также показало, что идея естественного бессмертия души совершенно чужда использованию в Библии слов nephesh и psuche. Здесь говорится, что душа была создана из праха ее Творцом и возвращается в прах после смерти. Сам факт, что Бог назвал первого человека Адамом, «сотворенным из земли», указывает на земную природу библейской души, в отличие от небесного происхождения платоновской души. Если человек был сотворен своим Создателем живой душой из праха и «дыхания жизни», и если при смерти он возвращается в землю, откуда был взят, и его «дыхание» (дух) возвращается к Богу, откуда оно пришло, то должно быть необходимо, чтобы эти двое воссоединились, чтобы человек мог снова жить. Не только воскресение, но и воскресение тела для вечной жизни занимает центральное место в учении христианской веры. Мысль о телесном воскресении к вечной жизни совершенно чужда и ненужна платоновской мысли. Именно в этот момент два великих понятия «души» встречаются и навсегда расходятся.

Описание

Диссертация (Магистр) – Бостонский университет

Права
На основании расследования, проведенного сотрудниками библиотек BU, эта работа свободна от известных ограничений авторского права.

Критически сравните Платона и Аристотеля об отношениях тела и души.

02.10.2013

0 комментариев

 

Платон считает, что тело и душа разделены, что делает его дуалистом. Напротив, Аристотель считает, что тело и душу нельзя рассматривать как отдельные сущности, что делает его материалистом. Теперь я сравню Платона и Аристотеля в отношении их взглядов на тело и душу.

Платон считает, что душа полностью отлична от физического мира. Платон создал аналогию с пещерой, чтобы объяснить свою теорию дуализма. В своей аналогии он рассуждал о том, что существуют два различных царства, царство форм и физическое царство. Платон предположил, что физическое царство — это всего лишь отражение царства форм, и именно здесь живет тело. Его теория гласит, что душа заперта в этом теле, но хочет получить знания в мире форм. Платон считал, что когда тело умирает, душа отправляется в царство форм, чтобы обрести знание (аргумент знания). Тело находится в постоянном изменении и поэтому не может быть источником достоверной истины. Напротив, душа бессмертна и неизменна, что делает ее совершенным источником истины и знания.

Взгляды Аристотеля на тело и душу отличаются от взглядов Платона в силу его материалистической позиции. Аристотель считает, что душа является формой тела, поэтому без души тело было бы просто грудой крови, кожи, костей и т. д. Аристотель также утверждает, что душа является действенной, формальной и конечной причиной тела. Он использовал пример отпечатка на воске, чтобы объяснить свои взгляды на тело и душу. Он заявил, что отпечаток в воске отражает то, что тело и душа не могут быть разделены (отпечаток не может быть отделен от воска и наоборот). Это значит, что тело реально и не может быть без души, а душа без тела.

Аристотель избегает ключевой проблемы, с которой столкнулся Платон, и это доказывает, что есть еще одна сфера, которой принадлежит душа. Нет никаких физических доказательств того, что существует отдельная сфера, к которой принадлежит душа, что делает невозможным для Платона доказать свою дуалистическую теорию. Платон также столкнулся с проблемой предположения о том, как связаны тело и душа, потому что он не мог объяснить, как отдельная душа может оказаться в ловушке в теле, которое на самом деле не реально. Он не предложил никакого объяснения того, что связывает тело и душу в физическом мире, предполагая, что он не знал ни того, ни другого, что, таким образом, в целом ослабляет его аргумент. Аристотель избегал этого вопроса, заявляя, что душа и тело едины, поэтому не было проблемы с тем, чтобы они были единым целым, поскольку они неразрывно связаны. Аргумент Аристотеля о том, как мы получаем знания через наши чувства, может быть неверным, поскольку мы не знаем, действительно ли наши чувства ощущают истинную реальность. Платон избегает этого вопроса, заявляя, что все знания приобретаются через душу в царстве форм, а не через наши тела в физическом царстве. Локк утверждал, что любое понятие является врожденным. Мы получаем знания через физическое царство, тогда мы можем составить концепции, о которых Платон сказал бы, что только наша душа может получить знания, например, идеальный круг. С 17-го века наука изучала физическую реальность и доказала, что она реальна, например, существуют молекулы и так далее. Таким образом, это опровергает теорию Платона о том, что этот мир нереален.

Ричард Докинз спорил бы и с Платоном, и с Аристотелем. Докинз — закоренелый материалист, поэтому его взгляды сразу расходятся с платоновскими. Докинз считает, что существует два определения души, одно из которых является типичной дуалистической духовной душой, а другое является просто метафорой или концепцией. Докинз — биолог и поэтому считает, что мы такие, какие мы есть, из-за эволюции и нашей ДНК, в его научном объяснении нет места чему-то лишнему. Докинз не согласен с теорией Платона только потому, что он считает, что если вы не можете что-то увидеть или измерить, то оно не существует, именуя себя царством форм. Докинз не согласился бы с теорией Аристотеля, потому что он считает, что нас можно объяснить ДНК, а не четырьмя причинами. Аристотель не стопроцентный материалист, поскольку он считает, что когда вы умираете, часть вас остается. Это скорее дуалистическое отношение к жизни после смерти, что делает его материалистический аргумент сомнительным, поскольку он не привержен материализму. Это делает его теорию непоследовательной. Современная наука не использует четыре причины Аристотеля для объяснения, например, назначения лягушки, а это означает, что теорию Аристотеля можно считать устаревшей. Современная наука также опровергает теорию Платона, поскольку мы знаем, что тело — это реальная вещь, как и наш мир, потому что ученые изучали их веками. Он также не смог доказать, что существует отдельное царство, в котором хочет находиться душа.

Оставить комментарий