Учение Аристотеля о душе – Русская историческая библиотека
читайте также статьи Философия Аристотеля – кратко, Аристотель – биография, Аристотель – краткая биография, Труды Аристотеля, Ликей Аристотеля
Рассматривая живые существа, Аристотель и к ним подходит с точки зрения соотношения материи и формы. Если форма везде играет роль движущего начала, то душа, естественно, оказывается формой, а тело – «материей» органического существа. Более точно Аристотель определил душу как «первую энтелехию органического тела» (О душе, II, 1, 412 b), т. е. жизненное начало тела, движущее его и строящее его как свое орудие. Поэтому в живых телах наиболее явственно обнаруживается целесообразная деятельность природы.
Аристотель. Иллюстрированная биография
Соответственно своим функциям, душа делится на три рода. Функции питания и размножения, наличные у любого живого существа, образуют питательную, или растительную, душу. Ощущение и передвижение, свойственные животным, образуют душу ощущающую, или животную. Наконец, мышление осуществляется как деятельность разумной души – она принадлежит только человеку. Закон здесь таков: высшие функции, а соответственно души, не могут существовать без низших, тогда как последние без первых – могут.
Мало занимаясь растениями, Аристотель гораздо больше пишет о животных. Тело животного, считает он, составлено из мелких частиц – гомеомерий (отличие их от атомов Демокрита в том, что гомеомерии могут бесконечно делиться). Особое значение имеют массы «мяса», выступающие, по Аристотелю, в качестве носителей ощущений, – нервы были ему еще неизвестны. Непосредственным носителем жизни – «души» – является «пневма», источник жизненной теплоты, тело, родственное эфиру и переходящее в тело ребенка из отцовского семени. Орган – носитель пневмы есть сердце, в котором из питательных веществ, доставляемых через жилы, вываривается кровь. Важное место в учении о животных занимает их классификация, описание развития эмбриона, различных способов зарождения животных, включая самозарождения, и прочее.
Человек, занимающий высшее место в природе, согласно Аристотелю, отличается от других животных наличием разума (разумной души). И структура его души, и строение тела соответствуют этому более высокому положению. Оно сказывается в прямохождении, наличии органов труда и речи, в наибольшем отношении объема мозга к телу, в обилии «жизненной теплоты» и т. д. Познание выступает деятельностью ощущающей и разумной души человека. По мнению Аристотеля, ощущение или восприятие – это изменение, которое производится воспринимаемым телом в душе через посредство тела воспринимающего. Воспринимается только форма предмета, а не его материя, так на воске воспроизводится отпечаток формы перстня, тогда как воск остается воском, а перстень – перстнем. Отдельное чувство воспринимает только единичное, и всякое такое восприятие истинно. Общие же качества, считает Аристотель, воспринимаются уже не отдельным чувством, но всеми ими. «Общее чувство», возникающее в результате их взаимодействия, уже не простая сумма единичных восприятий, а особым образом организованное душевное действие, с помощью которого можно сравнивать и различать отдельные восприятия, соотносить восприятия и их предметы, осознавать отношение восприятия к субъекту, т. е. к нам самим. Общее чувство позволяет выявить единство и множество, величину, форму и время, покой и движение предметов. Оно может быть истинно или ложно.
Аристотель, голова статуи работы Лисиппа
Восприятие души непосредственно. Но если вызвавшее его движение в органе чувства сохраняется дольше, чем само восприятие, и вызывает повторение чувственного образа в отсутствие предмета, то мы имеем акт воображения (фантазии). Если воображаемое признается копией прежнего восприятия, то перед нами воспоминание. К функциям животной (чувствующей) души, по Аристотелю, относятся также сон, удовольствие и неудовольствие, желание и отвращение и т. д. Разумная душа добавляет к ним разум или мышление (noys). Способность к мышлению предшествует при этом реальному мышлению. Отсюда образ ума как «пустой доски», на которой мышление записывает результаты своей деятельности. Аристотель считает, что мышление всегда сопровождается чувственными образами, и потому в разуме выделяются две стороны: деятельный разум, или творческое начало ума, все творящее, и ум, воспринимающий и страдающий, который может стать всем (см. : О душе, III, 5, 430 а). Деятельный ум уподобляется свету, который «делает действительными цвета, существующие в возможности» (там же). Иными словами, воспринимающий ум – «материя», деятельный – «форма»; воспринимающий – «возможность», а деятельный – «действительность», энтелехия.
Отсюда вытекает одна существенная неясность относительно посмертной судьбы души. Аристотель считает, что растительная и животная (питающая и ощущающая) души безусловно смертны, распадаясь вместе с телом. Видимо, возникает вместе с телом и вместе с ним гибнет и воспринимающий разум. А вот творческий разум божествен и потому вечен. Но означает ли это индивидуальное бессмертие души? Если у Платона уже пробивается мысль об индивидуальном бессмертии, то ответ Аристотеля совершенно неясен. Высшая часть не может существовать без низших, значит, творческий разум не может существовать без растительного и животного начал души и без воспринимающего разума. И тем не менее мы встречаем в труде Аристотеля «О душе» следующее утверждение: «ничто не мешает чтобы некоторые части души были отделимы от тела» (там же, II, 1, 413 а). И еще более определенно: «способность ощущения невозможна без тела, ум же существует отдельно от него» (там же, III, 4, 429 b). Иначе говоря, творческий ум, будучи энтелехией в отношении воспринимающего, не есть энтелехия тела, а значит, может отдельно от тела существовать.
Неразвитость и противоречивость учения Аристотеля в творческом уме послужила основой для многочисленных и неоднозначных толкований. Лишь в одном аспекте его смысл, пожалуй, ясен. Из существования вечного и божественного творческого ума Аристотель выводит само божество или божественный ум. Рассуждая об отношении души к ее объектам, Аристотель писал: «В душе чувственно воспринимающая и познавательная способности потенциально являются этими объектами, – как чувственно познаваемыми, так и умопостигаемыми; [душа] должна быть или этими предметами, или формами их. Но самые предметы отпадают, – ведь камень в душе не находится, а [только] форма его. Таким образом, душа представляет собою словно руку. Ведь рука есть орудие орудий, а ум – форма форм, ощущение же – форма чувственно воспринимаемых качеств» (О душе, III, 8, 431 b). Из приведенного положения следует, что творческий ум, предметом и содержанием которого являются формы и только формы, не только свободен и независим от реальных предметов, но логически первичен по отношению к ним. Он «творит» вещи, мысля их.
Платон. Учение Платона о душе
Учение о душе — первая глубоко продуманная психологическая концепция в античной философии. Рассмотрим ее основные положения и узнаем, как великий философ рассуждал о соотношении души и тела, частях души и бессмертии.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике
🙌 По Платону человек состоит из двух совершенно разных начал — его телесное начало является материальным, а душа человека является эйдосом.
🧍♂️ Тело состоит из множества частиц, оно всю жизнь изменяется, хрупко и как только душа покидает тело, оно начинает разлагаться.
🌟 Душа есть эйдос — нематериальная, вечная и неуничтожимая сущность. Она не имеет частей и существовала еще до рождения тела.
🔎 Суть философских занятий — внимание к своей душе. Платон подчеркивает, как важно человеку заботиться о своей душе. «Неосознанная жизнь не стоит быть прожитой» — эти слова принадлежат Сократу. Вслед за ним Платон видит главной задачей человеческой жизни не просто выжить, прожить какую-нибудь биографию, а прожить жизнь осознанно. Внимание к своей душе, к той части человека, которая противоположна материальному началу, для Платона составляет всю суть философских занятий.
✨ Вырваться из плена материального существования. Если мы присмотримся, то заметим, что противопоставление души и тела тоже условно, потому что душа и тело очень тесно связаны. Но мы можем понять, почему для Платона важнее их противопоставить, чем соединить. Он искренне желает помочь людям вырваться из плена своего обыденного материального существования, открыть глаза души. Согласно Платону душа — это то единственное в человеке, о чем имеет смысл всю жизнь заботится.
😍 Прекрасная душа в прекрасном теле. Нельзя сказать, что Платон презирал тело. В работах Платона мы часто встречаем понятие «калокагатия». Это слово составлено из двух греческих корней: «калон» означает «прекрасное» — это понятие применительно к телу, «агатон» означает «доброе» — это моральное понятие, которое применимо к душе. Калокагатия — гармония души и тела. Платон воспевает прекрасную душу в прекрасном теле и считает ее вершиной человеческого существования.
Рассмотрим три части души, которые выделяет Платон.
⚙️ Части души — функциональные части.

Платон выделяет три части души 👇
🧠 Высшая, главная часть души — разумная. Она обращена вверх к царству идей, она занята безмолвной беседой ума с самим собой и достижением вечных истин.
💪 Вторая часть души — волевая. Она связана не с интеллектуальным стремлением к истине, а с решимостью, мужеством, ей присуще активное начало. Именно она заставляет нас двигаться и совершать поступки в материальном мире.
😋 Низшая часть души — чувственная. Она самая пассивная и зависимая. Это та сторона души, которой мы пришиты к телу. В ней сосредоточены телесные потребности, например, именно этой частью души мы испытываем удовольствие от вкусной еды.
👤 Место души в теле. Греки делили человеческие органы на две части: над диафрагмой — чистая часть, под ней — грязная. Платон считал, что разумная часть души расположена в грудной клетке над диафрагмой, в нашем дыхании, а остальные части души под диафрагмой. По-настоящему бессмертна только разумная часть души, а волевая и чувствующая умирают вместе со смертью тела.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Главной формой бессмертия души Платон считает метемпсихоз — переселение душ.
🌌 Как происходит переселение душ? Душа — эйдос. Обиталище всех душ — на небе, в царстве идей. Периодически эйдосы падают вниз в материальный мир и приобретают телесную оболочку — так рождается человек. Когда душа оказывается внутри тела, она становится привязанной. Тело в некотором смысле выступает темницей, тюрьмой души на протяжении всей жизни.
🕊 Когда человек умирает, душа освобождается от оков тела, но это не значит, что она сразу воспаряет на небо в царство эйдосов, где ей положено быть. Потому что за одну человеческую жизнь у нее не успевают отрасти крылья. Ей нужно прожить серию человеческих жизней, перевоплощаясь из одного тела в другое, пока, наконец, отрастут крылья души и она сможет прекратить переселения и обрести блаженство на небе. Эта концепция во многом похожа на
Согласно Платону есть две формы бессмертия 👇
1️⃣ Простая форма — переселение души из одного тела в другое.
2️⃣ Высшая форма — переселение прекратилось и душа вместе с богами пребывает в царстве эйдосов.
⚡️ В жизни человека всегда есть что-то важнее самой жизни. Некоторые исследователи считают, что эти поэтические образы не нужно принимать слишком буквально. Внимательный анализ показывает, что тема бессмертия души у Платона всегда оказывается связана с понятием справедливости.
🩸 Почему Сократ не боялся смерти? Сократ добровольно принял яд по приговору суда. Похоже, что Платон всю жизнь размышлял о том, почему Сократ не боялся смерти? Вряд ли из-за буквальной веры в бессмертие, как это описано в мифах. Скорее, он всем своим существом ощущал, что в жизни есть что-то больше, чем сама жизнь. Это ощущение и порождает концепцию бессмертия: бессмертие есть не просто отрицание смерти, а преодоление ее. Что-то, что порождено жизнью, но при этом неподвластно смерти — знания, поступки, духовные ценности.
курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽
1450₽
подробнее о курсе
Концепция души у Платона и в ранней иудео-христианской мысли
Аннотация
Глава 1: Введение
Цель этой диссертации состоит в том, чтобы изучить две великие исторические концепции души и показать, что они не только резко контрастируют друг с другом, но и сильно противоречат друг другу. Эти два важных исторических понятия души таковы; платоническая концепция, как она встречается в трудах Платона; и ранняя иудео-христианская концепция, записанная в канонах Ветхого и Нового Заветов. Они представляют два совершенно разных религиозно-этических мира; тем не менее вступили в контакт друг с другом, свободно смешались и оказали большое влияние друг на друга.











Описание
Диссертация (Магистр) – Бостонский университет
Права
На основании расследования, проведенного сотрудниками библиотек BU, эта работа свободна от известных ограничений авторского права.Критически сравните Платона и Аристотеля об отношениях тела и души.
02.10.2013
0 комментариев
Платон считает, что тело и душа разделены, что делает его дуалистом. Напротив, Аристотель считает, что тело и душу нельзя рассматривать как отдельные сущности, что делает его материалистом. Теперь я сравню Платона и Аристотеля в отношении их взглядов на тело и душу.
Платон считает, что душа полностью отлична от физического мира. Платон создал аналогию с пещерой, чтобы объяснить свою теорию дуализма. В своей аналогии он рассуждал о том, что существуют два различных царства, царство форм и физическое царство. Платон предположил, что физическое царство — это всего лишь отражение царства форм, и именно здесь живет тело. Его теория гласит, что душа заперта в этом теле, но хочет получить знания в мире форм. Платон считал, что когда тело умирает, душа отправляется в царство форм, чтобы обрести знание (аргумент знания). Тело находится в постоянном изменении и поэтому не может быть источником достоверной истины. Напротив, душа бессмертна и неизменна, что делает ее совершенным источником истины и знания.
Взгляды Аристотеля на тело и душу отличаются от взглядов Платона в силу его материалистической позиции. Аристотель считает, что душа является формой тела, поэтому без души тело было бы просто грудой крови, кожи, костей и т. д. Аристотель также утверждает, что душа является действенной, формальной и конечной причиной тела. Он использовал пример отпечатка на воске, чтобы объяснить свои взгляды на тело и душу. Он заявил, что отпечаток в воске отражает то, что тело и душа не могут быть разделены (отпечаток не может быть отделен от воска и наоборот). Это значит, что тело реально и не может быть без души, а душа без тела.
Аристотель избегает ключевой проблемы, с которой столкнулся Платон, и это доказывает, что есть еще одна сфера, которой принадлежит душа. Нет никаких физических доказательств того, что существует отдельная сфера, к которой принадлежит душа, что делает невозможным для Платона доказать свою дуалистическую теорию. Платон также столкнулся с проблемой предположения о том, как связаны тело и душа, потому что он не мог объяснить, как отдельная душа может оказаться в ловушке в теле, которое на самом деле не реально. Он не предложил никакого объяснения того, что связывает тело и душу в физическом мире, предполагая, что он не знал ни того, ни другого, что, таким образом, в целом ослабляет его аргумент. Аристотель избегал этого вопроса, заявляя, что душа и тело едины, поэтому не было проблемы с тем, чтобы они были единым целым, поскольку они неразрывно связаны. Аргумент Аристотеля о том, как мы получаем знания через наши чувства, может быть неверным, поскольку мы не знаем, действительно ли наши чувства ощущают истинную реальность. Платон избегает этого вопроса, заявляя, что все знания приобретаются через душу в царстве форм, а не через наши тела в физическом царстве. Локк утверждал, что любое понятие является врожденным. Мы получаем знания через физическое царство, тогда мы можем составить концепции, о которых Платон сказал бы, что только наша душа может получить знания, например, идеальный круг. С 17-го века наука изучала физическую реальность и доказала, что она реальна, например, существуют молекулы и так далее. Таким образом, это опровергает теорию Платона о том, что этот мир нереален.
Ричард Докинз спорил бы и с Платоном, и с Аристотелем. Докинз — закоренелый материалист, поэтому его взгляды сразу расходятся с платоновскими. Докинз считает, что существует два определения души, одно из которых является типичной дуалистической духовной душой, а другое является просто метафорой или концепцией. Докинз — биолог и поэтому считает, что мы такие, какие мы есть, из-за эволюции и нашей ДНК, в его научном объяснении нет места чему-то лишнему. Докинз не согласен с теорией Платона только потому, что он считает, что если вы не можете что-то увидеть или измерить, то оно не существует, именуя себя царством форм. Докинз не согласился бы с теорией Аристотеля, потому что он считает, что нас можно объяснить ДНК, а не четырьмя причинами. Аристотель не стопроцентный материалист, поскольку он считает, что когда вы умираете, часть вас остается. Это скорее дуалистическое отношение к жизни после смерти, что делает его материалистический аргумент сомнительным, поскольку он не привержен материализму. Это делает его теорию непоследовательной. Современная наука не использует четыре причины Аристотеля для объяснения, например, назначения лягушки, а это означает, что теорию Аристотеля можно считать устаревшей. Современная наука также опровергает теорию Платона, поскольку мы знаем, что тело — это реальная вещь, как и наш мир, потому что ученые изучали их веками. Он также не смог доказать, что существует отдельное царство, в котором хочет находиться душа.