Роли менеджера по МинцбергуTalent Management
Статья посвящена основным ролям менеджера в организации согласно концепции Минцберга
Независимо от того, новичок вы в управлении или опытный специалист, вы должны осознавать, что для управления требуются определенные навыки и способности.
Минцберг выделил десять ролей менеджера, которые он сгруппировал в три основные области управленческой деятельности:межличностные роли, инфрмационные и роли в принятии решений. Эти области описаны Пью и Хигсоном (Pugh and Hickson 1996, pp. 30-31).
Межличностные роли. Эти роли охватывают отношения менеджера с другими людьми. Внутри данной области имеются три следующие роли: глава, лидер и связующее звено. Менеджер должен действовать как глава, обладая формальными полномочиями и символическим положением, представляя свою организацию. Как лидер менеджер должен собрать воедино потребности организации и её отдельных работников, с которыми он сотрудничает и которыми управляет. Третья межличностная роль — связующее звено — охватывает область горизонтальных отношений, которые, как показывают исследования, также важны в деятельности менеджера. В круг его обязанностей входит поддержание сетей связей внутри самой организации и за её пределами. Работа с людьми, формальная и неформальная, в иерархии и по горизонтали, является, таким образом, главной составляющей роли менеджера.
Работа с людьми, формальная и неформальная, в иерархии и по горизонтали, является, таким образом, главной составляющей роли менеджера.
Информационные роли. Менеджер должен постоянно работать с информацией, исполняя три соответствующие роли — собирателя, распространителя и представителя. Он является важной фигурой в мониторинге того, что происходит в организации, обобщая информацию как о внутренних, так и о внешних событиях и передавая её другим. Процесс передачи информации — это элемент роли распространителя. Менеджер должен предоставлять касающуюся организации информации персоналу и внешним заинтересованным сторонам, выполняя роль представителя.
Роли в принятии решений. Как и многие другие авторы, Минцберг считает эти роли самой важной частью управленческой деятельности, так как они касаются принятия решений. Четыре роли, включенные в эту категорию, основаны на различных типах решений — инициатор, устранитель проблем, распределитель ресурсов и ведущий переговоры. В качестве инициатора менеджер принимает решения об изменениях, которые происходят в организации. Он может вносить изменения и принимать активное участие в принятии решения относительно того, как они должны быть проведены. Он предчувствует ситуацию и действует проактивно. Эта роль сильно отличается от роли устранителя проблем, в которой менеджеру приходится принимать решения во время каких-либо непредвиденных событий, вышедших из-под контроля. Способность реагировать на внезапные события, как и способность планировать деятельность, — это важный управленческий навык, по мнению Минцберга. Роль распределителя ресурсов является центральной для многих видов деятельности в организации. Понятно, что менеджер должен принимать решения и о распределении денег, людей, оборудования, времени и т.д. Минцберг подчеркивает, что поступая таким образом, менеджер действительно рассчитывает время, программирует работу и отвечает за деятельность. Роль ведущего переговоры не менее важна: менеджер должен вести переговоры с другими и при этом уметь принимать решения об использовании организационных ресурсов.
Минцберг полагает, что информационные роли являются очень важными: менеджеры определяют приоритетность информации. Благодаря своим межличностным ролям они получают информацию, а, благодаря ролям в принятии решений, они её используют. Однако Минцберг не считает, что один аспект работы важнее других. Это происходит по двум причинам: относительная важность каждой роли меняется с течением времени и от задания к заданию, не имея четких границ. Минцберг признает, что до определенной степени роли могут меняться по своей значимости согласно ситуации и окружения, в котором работает менеджер. Это является важным условием:
Не существует единой модели или образца, которым должны следовать менеджеры, и то, что хорошо для одной ситуации, может не подойти для другой. Это называется ситуационным подходом в менеджменте.
Возможность менеджера самому выбирать совокупность различных ролей означает, что менеджмент не сводится к набору научных утверждений и программ. По существу менеджмент является искусством, и менеджеру придется изучать ситуацию постоянно. Это можно делать, изучая себя и способы, с помощью которых вы выполняете свою работу. Такой подход называется «рефлексивной практикой», означая, что вы можете учиться, размышляя о том, что вы делаете: что получается хорошо, а что идет плохо, почему появляются те или иные результаты.
Одно из преимуществ рефлексивного размышления состоит в том, что оно позволяет научиться видеть различия между моделями менеджмента и собственным реальным опытом. Многие из ваших действий могут быть основаны на собственных рассуждениях, интуиции или накопленном опыте.
Знакомство с Минцбергом можно закончить ещё одной ссылкой на него. Он подчеркивает важность связующей и коммуникационной составляющей управленческой деятельности, которая дает возможность команде работать эффективно. Он объясняет эту точку зрения, используя метафору оркестра.
«Взятые вместе, различные ограничения, с которыми дирижер работает внутри оркестра, имеют много общего с работой менеджеров — не подвергать абсолютному контролю других, но и не отказываться совершенно от применения власти, а находиться где-то посередине».
Минцберг (Mintsberg, 1998, p. 144)
Успехов всем и эффективной работы.
А мы — с вами, как вы знаете).
1.4. Управленческие роли в организации по г. Минцбергу
Американский ученый Генри Минцберг1 в своей работе «Природа управленческой деятельности» 1973 г., касаясь деятельности менеджеров, утверждал, что каждый руководитель играет в процессе управления собственную роль соответственно занимаемой им должности, причем под ролью понимается набор правил и процедур поведения, последовательность их выполнения руководителем.
Управленческие роли по Г. Минцбергу
Роль | Описание | Характер деятельности |
А. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РОЛИ | ||
Председатель, Главный Руководитель | Символ, глава фирмы. | Церемониал, действия, обязываемые положением, рассмотрение ходатайств. |
Лидер | Отвечает за мотивацию действий, активизацию подчиненных, набор и подготовку работников, реализацию решений. | Все управленческие действия с участием подчиненных. |
Посредник, связующее звено | Обеспечение контактов, работы информационных служб и систем. | Переписка, совещания, работа с высшими организациями, физическими лицами. |
Б. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РОЛИ | ||
Приемник информации, аналитик | Сбор различной информации, рациональное ее использование. Это нервный центр организации | Обработка почты, анализ информации, информационные контакты |
1 | 2 | 3 |
Распространитель информации, информатор | Рассылка почты, составление информационных сообщений, вербальные контакты | |
Представитель | Передает внутреннюю информацию фирмы внешним источникам – конкурентам, акционерам, клиентам, властям | Подготовка финансового отчета, ознакомление с новыми проектами, участие во внешних заседаниях |
В. | ||
Предприниматель | Деятельность, связанная с инновациями, новыми продуктами, услугами, рынками, новой системой управления | Вкладывает собственные средства, средства фирмы, принимая на себя личный риск |
Устраняющий нарушения | Отвечает за корректировку действий или планов при возникновении серьезных изменений или угрозе существованию фирмы | Обсуждает стратегические и текущие вопросы управления, решает проблемы, разрабатывает и реализует кризисные планы |
Распределитель ресурсов | Отвечает за распределение всех видов ресурсов: трудовых, материальных, технических, научных и других. Одобряет все значимые решения | Формирование бюджета, составление планов работы подчиненных, графиков реализации проектов |
Ведущий переговоры | Отвечает за все ведущиеся переговоры: как внутренние (с профсоюзом), так и внешние (с клиентами) | Участие в переговорах, заключение сделок, улаживание конфликтов |
Выделяя роли менеджеров, Генри Минцберг имел в виду процесс управления предприятием в целом. Между тем должностные обязанности менеджеров в практике управления предполагают их специализацию на конкретных ролях и функциях в зависимости от статуса, занимаемой должности, масштабов и специфики деятельности фирмы. В этом плане можно говорить о неоднородности управленческого персонала вообще и корпуса менеджеров в частности. Минцберг отметил особый характер работы менеджеров: они часто переходят от одного объекта к другому, от устранения одного кризиса к устранению другого и поэтому не могут сконцентрироваться в течение продолжительного времени на какой-то задаче без того, чтобы в это время не звонил телефон или в их дверь не постучал коллега.
В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей, которые, по его мнению, принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. В табл. 1.2. представлена такая типизация ролей и приводятся примеры для каждой роли. Как указывает Минцберг, роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они
Например, заведующий секцией магазина «Сиро» каждый день взаимодействует с продавцами. Они приходят к заведующему для получения специального инструктажа о запросах и нуждах клиента, для решения своих проблем, связанных с работой, а часто просто пообщаться. Заведующий получает большой объем информации о том, как работают секции. Например, в отношении высказывания клиентов о товарах, информация, по большей части, не может быть получена из формальных источников, таких, например, как отчет о проданной продукции. Информация помогает руководителю принимать правильные решения для урегулирования существующих или потенциальных проблем. И когда заведующий или руководитель низового звена видится с управляющим магазина, он передает своему начальнику особенно важные части информации. Они-то и обеспечивают основу для управленческих решений на более высоком уровне.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ. Хорошо воспринятый анализ Минцберга о содержании управленческой работы является полезным объяснением того, чем занимается руководитель. Однако не все авторы согласны с Минцбергом в части его определений и классификаций. Не существует такого описания работы менеджера, которое устраивало бы всех в отношении содержания, ролей и функций управленческого труда. Даже в таких простых вопросах, каким,на первый взгляд, кажется определение управления, в управленческой мысли нет готовых ответов. Рис. 1.2. дает один из вариантов трактовки функций руководителя.
Однако, широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любойорганизациипроцессуправления, заключающийся в реализациифункций,которые должен выполнятьвсякийруководитель. В настоящее время в управленческой литературе существует тенденция рассматривать управление как реализацию функций. Более подробно мы остановимся на этом в гл. 2, но сейчас можно лишь сказать, что нет единого мнения и по вопросу о том, что это за управленческие функции, однако, чаще всего эти разногласия объясняются различиями семантического характера. Большинство экспертов в области управления принимают следующее определение.
УПРАВЛЕНИЕ — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
1 Mintzberg, Henry, The Nature of Managerial Work, Prentice Hall, New Jersey, 1973.
11
статей| Роли менеджера по определению Генри Минцберга
Существует множество теорий управления. Однако Генри Минцберг был одним из немногих исследователей, которым удалось передать повседневные роли менеджера в самых разных сферах и должностях. Минцберг предложил в своем исследовании и, в частности, в двух своих книгах: «Природа управленческой работы» (1973) и «Внутри нашего странного мира организаций» (1989), что менеджер должен играть десять различных ролей, переключаясь между ними. всякий раз, когда это необходимо. Десять ролей по Минцбергу (1973): «номинальное лицо, лидер, посредник, наблюдатель, распространитель, представитель, предприниматель, улаживающий беспорядки, распределитель ресурсов и переговорщик». Эти разные роли также были разделены на три основные категории: «межличностные, информационные и принимающие решения». Эти 10 ролей отражают сложность управленческой должности, когда любой менеджер имеет множество обязанностей по отношению к своей организации, подчиненным, начальству, акционерам и заинтересованным сторонам.
1- Краткий исторический обзор развития концепций управления:
Исторически исследования, связанные с менеджментом, прошли через три эпохи. Первая эпоха была до промышленной революции, между 1820 и 1840 годами, когда управленческая деятельность была ограничена владельцами, которые строго контролировали все ресурсы. Однако эта примитивная управленческая практика имела некоторое сходство с сегодняшними управленческими ролями, такими как координация, планирование и контроль. Второй период начался во время промышленной революции, когда всеобъемлющие теории и функции управления, такие как планирование, организация, командование, координация и контроль, появились особенно при Анри Файоле (19).16). Впоследствии, когда эпоха промышленной революции закончилась, началась вторая промышленная революция. Эта новая эпоха также известна как технологическая революция, поскольку это была стадия быстрой стандартизации и автоматизации, достигшая начала 20-го века. Из многих исследователей этого периода профессор Генри Минцберг провел тщательное экспериментальное исследование повседневной деятельности менеджеров в самых разных организациях и на разных должностях. Минцберг (1973) рекомендовал менеджерам играть десять ролей, разделенных на три основные категории в зависимости от ситуационных потребностей, как показано на рисунке ниже (1).
Изображение (1) источник: («Модель Минцберга: 10 различных ролей успешного менеджера», 2020 г.)
2- Различные роли менеджера согласно Минцбергу (1973):
Теория управления Минцберга основана на идее, что менеджеры участвуют в десяти ролях, разделенных на три основных кластера: межличностные, информационные и принятия решений. Кроме того, Генри Минцберг определяет операционные усилия менеджеров в каждой роли. Поведение этих менеджеров является важным компонентом их успеха. Конечно, десять ролей вдохновлены личными и ситуационными соображениями.
A) Межличностный кластер включает:
1- Роль подставного лица, где менеджер официально играет роль профессионала, представляющего свою организацию в общественной деятельности и мероприятиях.
2- Вторая роль — лидерство. Эта роль связана с мотивацией и вдохновением людей. Как лидер, менеджер должен обучать, поддерживать и направлять своих подчиненных.
3- Последняя роль, требуемая от менеджера в межличностном кластере, – быть связующим звеном и налаживать контакты со всеми заинтересованными сторонами. Менеджеры должны контролировать сетевое взаимодействие даже за пределами своей организации.
B) Информационный кластер включает также очень важные роли. Основываясь на этих ролях, менеджер должен общаться, контролировать, управлять и распространять информацию на всех уровнях. Таким образом, подробные роли в этом кластере следующие:
4- Монитор: менеджеры должны запрашивать информацию на рабочем месте и за его пределами. Это поможет им оценить свой отдел с внутренней и внешней точек зрения, выявить связанные с этим проблемы и своевременно их решить.
5- Распространитель: менеджеры должны делегировать больше, когда это уместно, и передавать важную информацию, особенно своим сотрудникам.
6- Пресс-секретарь: как менеджер должен передавать информацию за пределы рабочего места, играя роль посла бренда.
C) Решающая часть включает в себя следующие роли:
7- Предприниматель: действуя как предприниматель, менеджеры должны поощрять изменения и творчество, руководя реализацией новых идей.
8- Обработчик нарушений: менеджеры несут ответственность за предотвращение любых сбоев, которые могут помешать достижению необходимых результатов.
9- Распределитель ресурсов: менеджеры должны назначать и управлять различными финансовыми, технологическими и человеческими ресурсами.
10- Переговорщик: безусловно, менеджер несет ответственность за проведение важных переговоров в своем отделе и организации.
Короче говоря, успешный менеджер знает, когда играть каждую роль по отдельности или комбинацию ролей для достижения успеха. Профессию менеджера можно определить как исполнение нескольких ролей или запланированных наборов действий, связанных с его должностью (Минцберг, 19).75). Однако со временем и после того, как концепция обучающейся организации Гарвина и др. (2008) получила широкое признание, роль менеджера изменилась, и ему нужен новый набор навыков, чтобы дать возможность сотрудникам достигать своих целей, а также целей организации. Менеджеры должны сосредоточиться на целях, отношениях и участии (Юкл, 2001). Для этого менеджер должен играть больше руководящую роль, чтобы вдохновлять людей и делиться с ними необходимой информацией, чтобы работать вместе в команде, сотрудничать и учиться друг у друга.
Менеджеры всегда чувствуют себя комфортно в своей организационной среде. Тем не менее, они всегда могут извлечь выгоду как для себя, так и для своих сотрудников, внедрив позитивные изменения, обучение и развитие. Роли менеджеров, определенные Минцбергом, считаются важными ориентирами для хороших менеджеров, однако добавление новых навыков и компетенций всегда может поднять менеджера на более высокий уровень. Уровень исследования и понимания людей, который помогает улучшить общую производительность организации. Если вы хотите узнать больше о лидерстве и управлении, ознакомьтесь с нашими Сертифицированные курсы лидерства и менеджмента .
10 управленческих ролей по Минцбергу
Быть менеджером означает одновременно выполнять различные управленческие роли. Вы должны быть вдохновляющим лидером, брать на себя ответственность за людей и процессы и решать множество проблем разного рода. Каждая из ролей, которую выполняют менеджеры, важна, и каждая представляет свои собственные проблемы.
В этой статье мы обсудим управленческие роли, описанные в теории Генри Минцберга, канадского ученого и автора, специализирующегося в области бизнеса и менеджмента, профессора управленческих исследований в Университете Макгилла. Минцберг классифицировал управленческие обязанности, проводя линию между обязанностями, требующими различных навыков. Таким образом, он упростил анализ характера управленческой работы.
- Что такое управленческая роль?
- Какие существуют 3 категории управленческих ролей?
- Объяснение 10 управленческих ролей Минцберга
- Как применять управленческие роли Минцберга на рабочем месте
- Пять мыслей менеджера
Что такое управленческая роль?
Управленческие роли — это модели поведения, используемые для выполнения различных управленческих функций, таких как руководство и планирование, организация, разработка стратегии и решение проблем. Внутри организации менеджеры разных уровней имеют разные обязанности, которые могут частично совпадать.
Генри Минцберг классифицировал управленческие роли в зависимости от их назначения. Он разработал 10 управленческих ролей и разделил их на 3 категории, сгруппировав роли со схожими характеристиками. Некоторые из этих функций могут быть применены к двум или более ролям одновременно.
Какие существуют 3 категории управленческих ролей?
Согласно типологии Минцберга, управленческие роли делятся на три основные категории:
Межличностные роли . В эту категорию входят роли, связанные с взаимодействием с людьми, работающими внутри и вне организации. По сути, большая часть времени менеджеров тратится на межличностное общение, посредством которого все делается.
Руководящие роли в этой категории: подставное лицо, лидер и посредник.
Информационные роли . Информационная категория включает в себя создание, получение или обмен информацией с коллегами. Менеджер собирает информацию из источников как внутри, так и вне организации, обрабатывает ее и доставляет тем, кто в ней нуждается.
Руководящие роли в этой категории: наблюдатель, распространитель и представитель.
Решающие роли. Межличностные роли связаны с общением с людьми, а информационные — со знаниями. Решающие роли связаны с действием. Общаясь с людьми и используя информацию, менеджеры принимают решения, которые ведут организацию к ее целям.
Руководящие роли в этой категории: предприниматель, улаживающий беспорядки, распределяющий ресурсы и переговорщик.
Давайте подробно объясним каждую из управленческих ролей в трех категориях.
Объяснение 10 управленческих ролей Минцберга
Подставное лицо
Эта роль требует выполнения социальных, церемониальных и юридических обязанностей. Подставное лицо представляет организацию, а также мотивирует команду на достижение целей. Для людей эта управленческая роль является источником власти и авторитета.
Примеры:
- Менеджеры в роли подставных лиц посещают общественные мероприятия, на которых рекламируют свою компанию.
- Встреча с потенциальным бизнес-клиентом и экскурсия.
Лидер
Роль лидера является наиболее важной, так как показывает, насколько реализован потенциал менеджера. Менеджеры несут ответственность за работу своих людей, что может означать руководство командой, отделом или всей организацией.
В обязанности входит наем и обучение (прямое руководство) и поощрение сотрудников (косвенное руководство). Лидеры влияют на людей и мотивируют их, давая им чувство цели для достижения целей организации.
Пример:
- Менеджер ставит перед командой цель и сообщает о своих ожиданиях, следя за тем, чтобы люди их понимали. Он следит за их прогрессом и предоставляет обратную связь и ресурсы, если это необходимо.
Связной
Менеджеры, занимающиеся связями, развивают и поддерживают внутренние и внешние отношения. Они являются связующим звеном, которое устраняет разрыв между сотрудниками разных уровней, обеспечивая бесперебойную работу. Связные передают знания через разных членов организации вверх и вниз по цепочке подчинения, а также могут привлекать свои деловые контакты за пределами компании.
Примеры:
- Менеджер координирует работу с людьми внутри компании, а также координирует работу между подразделениями компании.
- Менеджер координирует свои действия с людьми за пределами организации, такими как покупатели, поставщики и стратегические партнеры.
- Взаимодействие менеджер-клиент-сотрудник. Менеджер общается с клиентом, чтобы узнать, каковы потребности клиента, предоставляя эту информацию сотрудникам постфактум.
Наблюдатель
Ожидается, что в роли наблюдателя менеджеры будут искать информацию, необходимую для их организации, а также информацию, которая может касаться потенциальных изменений в отрасли. Они собирают внутренние и внешние источники, пытаясь определить проблемы и возможности для роста. Другими словами, они сканируют окружающую среду, чтобы оценить текущее положение дел в компании и понять, нужны ли корректирующие действия.
Примеры:
- Поиск отзывов клиентов, чтобы увидеть, как именно вы можете улучшить свои продукты или услуги.
- Мониторинг отраслевых тенденций, таких как продукция конкурентов или изменения государственного регулирования, чтобы соответствовать стандартам и не сбиться с пути.
Распространитель
Получая информацию из различных источников, менеджер в роли распространителя отвечает за ее распространение среди тех, кому она может понадобиться. Это можно сделать как в устной, так и в письменной форме.
Менеджер может передавать информацию непосредственно соответствующему лицу или передавать ее между подчиненными, если у них нет контакта. Информация может касаться направления или стратегии организации, а также конкретных технических вопросов.
Примеры:
- Разговор один на один между руководителем и сотрудником, в ходе которого обсуждается определенный вопрос.
- Разработка предложения по дизайну нового изделия, представление его на утверждение вышестоящему руководству и предоставление работникам для ознакомления.
Пресс-секретарь
Менеджеры в роли пресс-секретаря говорят от имени своей организации, защищая интересы компании. Их обязанность состоит в том, чтобы организация выглядела хорошо в глазах потенциальных или новых клиентов и широкой общественности.
Примеры:
- Менеджер присутствует на годовом собрании акционеров, информирует присутствующих о результатах, достигнутых ее командой в этом году, и представляет статистику.
- Менеджер выступает от имени компании на конференции.
- Лидеры дивизий разговаривают с лидерами других дивизий, информируя их о стратегиях и потребностях в ресурсах.
- Генеральные директора встречаются с инвесторами или государственными служащими, чтобы предоставить им информацию о компании, которая может оказаться полезной. Таким образом, они могут убедить инвесторов в том, что их компания придерживается правильной стратегии, и привлечь некоторый капитал.
Предприниматель
В роли предпринимателя менеджер организует и управляет бизнес-процессами. Эта роль разрабатывает и реализует новые идеи или стратегии, что часто означает поиск инновационных решений. Предприниматели создают условия для изменений, поскольку инновации и изменения необходимы для того, чтобы компания оставалась конкурентоспособной. Кроме того, они следят за тем, чтобы компания внедряла новые продукты и процессы, разработанные другими, или меняли организационную структуру.
Примеры:
- Менеджер решает использовать социальные сети для увеличения продаж.
- Менеджер реорганизует слабый отдел или использует слияния или поглощения.
Специалист по устранению неполадок
Менеджер решает проблемы по мере их возникновения, например, слишком медленный рост продаж, нарушение клиентом контракта или уход ценных сотрудников. Задача менеджера в роли обработчика нарушений состоит в том, чтобы устранить проблему, поддерживая производительность.
Пример:
- Когда у двух членов команды возникает конфликт, менеджер обязан помочь им разрешить его.
Распределитель ресурсов
Роль распределителя ресурсов требует, чтобы менеджер определял, как и где использовать организационные ресурсы. Под ресурсами мы подразумеваем оборудование, персонал, финансирование, помещения и время. Как правило, ресурсы, которыми располагает организация, ограничены, поэтому необходимо приложить определенные усилия, чтобы решить, как их лучше всего распределить.
Пример:
- Менеджер распределяет финансирование между отделами своей организации, исходя из их текущих и будущих потребностей.
- Менеджер по маркетингу распределяет финансирование между рекламой в СМИ и продвижением.
- Менеджер ресурсов распределяет рабочую нагрузку проекта между людьми.
Переговорщик
Менеджеры участвуют в переговорах, пытаясь достичь своих целей. Эта управленческая роль включает в себя ведение переговоров с внешними сторонами, где они представляют интересы своих организаций, а также ведение переговоров с внутренними сторонами, такими как другие отделы или члены команды.
Чем выше навыки ведения переговоров у менеджеров, тем выше их шансы договориться с клиентами, лучше организовать рабочий процесс и получить доступ к большему количеству ресурсов.
Примеры:
- Менеджер договаривается с клиентами о цене, доставке и дизайне.
- Менеджер ведет переговоры о доступе к капиталу и персоналу со старшими.
Как применять управленческие роли Минцберга на рабочем месте
Естественно, никто не может одинаково хорошо выполнять все десять управленческих ролей. Но, как мы уже упоминали ранее, менеджер играет во все — в какие-то меньше, в какие-то больше, в зависимости от контекста его работы. Вот почему имеет смысл развивать области, в которых вы, как менеджер, чувствуете себя менее квалифицированным.
Чтобы понять, над чем вам нужно поработать, начните со следующих шагов:
- Подумайте о должностях, на которых вы проводите большую часть своего управленческого времени. Эти роли будут требовать вашего внимания в первую очередь.
- Напиши 10 ролей и оцени себя. Например, используйте шкалу от 1 до 5, где 1 — «очень опытный», а 5 — «совсем не квалифицированный». Так вы определите свои слабые места.
Давайте объясним, как каждую из 10 управленческих ролей Минцберга можно улучшить и применить на рабочем месте.
Подставное лицо
В роли подставного лица менеджеры представляют свои команды, поэтому им необходимо создать сильный положительный имидж.
В первую очередь подумайте о своей репутации. Вы подаете хороший пример? Вы чуткий и скромный или, наоборот, холодный и эгоистичный? Ответьте на эти вопросы, чтобы увидеть, где вам нужно работать над своей личностью.
Лидер
Не у всех есть сильные лидерские способности. Однако их можно развивать. Попытайтесь понять, насколько уверенно вы руководите другими людьми — мотивируете сотрудников и организуете их работу. Улучшите свой эмоциональный интеллект, то есть способность понимать собственные эмоции и управлять ими, а также читать эмоции других.
Связной
Развивайте свою профессиональную сеть. Ваши контакты могут включать следующее:
- ваш отдел или группа;
- другие отделы и команды вашей организации;
- бывшие коллеги или клиенты;
- местные предприятия;
- волонтерские группы.
Есть разные способы связаться с нужными людьми. Вы могли встретиться с ними лицом к лицу на конференциях. Вы также можете использовать социальные сети, такие как LinkedIn или Twitter. В любом случае, ваша задача — дать людям знать, чем занимается ваша организация, и заинтересовать их.
Наблюдатель
В роли наблюдателя лидер должен эффективно собирать информацию. Это не всегда легко.
Одной из проблем является информационная перегрузка — слишком много информации, которую вы получаете за короткий промежуток времени, например, электронные письма, голосовые сообщения, публикации для чтения и другие подобные вещи. Чтобы преодолеть это, вам нужно определить приоритеты и ограничить время сбора информации.
Еще одна вещь, которая мешает мониторингу, это неэффективные стратегии чтения. Вам нужно будет научиться читать быстро и внимательно, не обращая чрезмерного внимания на информацию, которая не относится к делу.
Распространитель
Чтобы делиться информацией с коллегами, вам необходимо обладать хорошими коммуникативными навыками. Вы можете общаться устно, используя язык тела или телефон, или посредством письма. Традиционные встречи лицом к лицу очень полезны, но отнимают много времени. Мгновенное общение экономит ваше время, но также может вызвать много недоразумений.
Вот почему так важно научиться структурировать и излагать свои мысли. Это потребует от вас изучения академического письма, улучшения навыков презентации и, опять же, эмоционального интеллекта, чтобы предсказывать реакцию.
Пресс-секретарь
Ожидается, что в качестве пресс-секретаря менеджер будет представлять организацию и говорить от ее имени. Менеджеры должны уметь проводить отличные презентации и, возможно, работать со СМИ. Это означает, что руководитель должен будет создать образ уверенного в себе человека, который может свободно выступать на публике.
Вот несколько советов о том, как работать с аудиторией:
- Поймите, кто ваша аудитория, так как это определит ваш стиль. Разговор с коллегой будет отличаться от разговора с высшим руководством.
- Говорите простым языком. Структурируйте информацию таким образом, чтобы аудитория могла легко ее понять.
- Работайте над языком тела.
- Обращайте внимание на отзывы из реальной жизни.
- Пусть зрители задают вам вопросы.
Предприниматель
В роли предпринимателя менеджер должен проявлять творческий подход и правильно реагировать на изменения.
Говоря о творчестве, мы имеем в виду не врожденное творчество, а скорее техническое, которое достигается за счет способности переформулировать проблемы и увидеть их с другой точки зрения.
Менеджеры также должны уметь вносить изменения. Для этого им необходимо обладать навыками управления изменениями:
- Составление планов управления изменениями — важная часть внедрения изменений.
- Постановка целей изменений.
- Доведение планов до сотрудников, которым необходимо понять свою роль в изменении.
Устранитель нарушений
Хороший лидер должен уметь разрешать конфликты, потому что конфликты неизбежны. Иногда сотрудники не могут решить конфликты самостоятельно, и им потребуется помощь руководителя. Иногда лидер сам оказывается вовлеченным в конфликт.
К наиболее распространенным способам разрешения конфликта относятся следующие:
- Переговоры. Переговоры ведутся без третьей стороны. Вы проводите мозговой штурм и ищете компромиссы.
- Посредничество. В этом случае есть третья сторона – посредник, который не находит решения, а побуждает стороны к изучению интересов друг друга. Медиатор работает с ними как по отдельности, так и вместе.
- Арбитраж. В этом методе также участвует третья сторона. Но в отличие от посредника арбитр принимает решение, часто конфиденциальное. Это решение основано на аргументах и доказательствах каждой стороны.
Распределитель ресурсов
Эта роль требует от лидера управления активами таким образом, чтобы это соответствовало стратегическим целям. Существует 4 типа ресурсов:
- Физические ресурсы. К ним относятся оборудование, здания и инвентарь (например, сырье и готовая продукция).
- Человеческие ресурсы. Люди являются самым ценным ресурсом, поскольку они обладают знаниями и могут демонстрировать творческий подход.
- Интеллектуальные ресурсы. Это нефизические ресурсы, такие как патент и авторское право. В то же время талант внутри организации также можно рассматривать как форму интеллектуального ресурса.
- Финансовые ресурсы. Это фонды.
Чтобы разумно распределить эти ресурсы, учтите следующее:
- Ставьте цели. Краткосрочные цели потребуют ресурсов, необходимых для критически важных операций компании. Для долгосрочных целей вам потребуются ресурсы, которые обеспечат живучесть компании.
- Настройте эффективную связь. Распространяйте важную информацию о ресурсах между отделами всех уровней, чтобы избежать конфликтов.
- Расставить приоритеты. Оцените текущее использование ресурсов и при необходимости внесите коррективы.
- Расчет ресурсов. Это относится только к тем ресурсам, которые можно рассчитать.
Переговорщик
Переговоры часто определяют успех компании. В роли переговорщика менеджеру придется разговаривать с людьми, вести переговоры о силе и ресурсах, и это будет происходить постоянно.
Вот несколько советов, как стать хорошим переговорщиком:
- Помните, что вы ведете переговоры с людьми, а не с организациями или отделами. Поэтому для достижения сделки менеджеру придется думать не о своих интересах, а об интересах другой стороны.
- Мощное восприятие. Не воспринимайте другую сторону как противника. Пытаясь получить то, что они хотят, менеджеры также должны помочь другой стороне получить то, что они хотят.
- Переговоры не попрошайничество. Соглашение должно быть справедливым для всех сторон.
- Не ограничивайте переговоры одним вопросом. Подготовьте несколько вариантов, чтобы создать возможности для торга. Например, если тема обсуждения — работа, не сужайте ее только до вопроса о зарплате. Обсудите и другие вещи, такие как продвижение по службе и пакеты для переезда.
- Обменивайтесь вещами, которые малоценны для вас, но имеют большую ценность для другой стороны.
Пять складов ума менеджера
Генри Минцберг вместе с Джонатаном Гослингом, директором по изучению лидерства в Эксетере, также определили так называемые «пять складов управленческого ума». По мнению авторов, успешные менеджеры должны обладать всеми этими навыками мышления, каждое из которых поддерживает важную управленческую функцию:
Рефлексивное мышление
Функция: отражение
Цель: Управление собой
Менеджеры должны уметь понимать ситуацию. Им следует объяснить это, используя как свой личный опыт, так и анализируя текущую обстановку.
Мышление действия
Функция: Действие
Цель: Управление изменениями
Руководствуясь видением, менеджеры должны сосредоточить усилия своих людей, чтобы действительно двигаться к своей цели.
Действие и размышление — две основные характеристики, составляющие основу управления. Они идут парами, дополняя друг друга. Действия без размышлений, то есть решения без рассмотрения вариантов, неразумны. Отражение без действия есть пассивность.
Сотрудничество
Функция: Сотрудничество
Цель: Управление отношениями
Для достижения результатов менеджер должен общаться с людьми. Важно помнить, что люди — это не просто активы, которыми можно торговать. У них есть отношения, и, по сути, этими отношениями управляет лидер, а не сами люди.
Мирское мышление
Функция: Обладать знаниями и опытом
Цель: Управление контекстом
Минцберг и Гослинг противопоставляют термин «мирской» термину «глобализация». В то время как глобализация означает, что вещи воспринимаются на расстоянии, мировоззрение принимает во внимание культуру и привычки. Таким образом, управление с мирской точки зрения означает учет социальных, экономических и географических факторов.