Уральский костюм народный: История костюма русского населения уральских заводов в XIX веке

История костюма русского населения уральских заводов в XIX веке

Старообрядческое население Урала, особенно работники горнодобывающей промышленности, представляли собой отдельную этнокультурную группу со своими обычаями, традициями и бытом. Сегодня мы рассказываем о русской одежде, присущей этому региону и распространившейся как среди старообрядцев, так и других жителей уральских промышленных центров.

Женский заводской комплекс XIX века. Рубаха-окорок, парчовый косоклинный сарафан со складками, гребневидный кокошник и канаватная фатка. Реконструкция

Статья посвящена обзору основных тенденций моды русского населения уральских заводов в XIX веке, раскрывается влияние старообрядцев на развитие тех или иных нюансов традиционной народной одежды.

***

 

Говоря о народной моде XIX века, мы пользуемся визуальными источниками: картины современников (неоднократно мы будем обращаться к картине И. Ф. Худоярова «Гулянье на Лисьей горе», написанной в 40-е годы XIX века. ), купеческие портреты, гравюры и т. д. А также письменными источниками, где присутствуют описания внешнего вида заводчан от современников.

Худояров И. Ф. Гуляние на Лисьей горе. Холст, масло. 1830-1840 годы

Прежде чем начать разговор о традиционном уральском костюме XIX века, стоит сделать экскурс в историческую ситуацию и категории населения. Для Урала характерны черты переплетений и промежуточности всех сословий и категорий населения. Три этнографические группы выделяются еще в XVIII веке. Это старожилы — потомки русских, поселившихся здесь еще в конце XVI — середине XVII века, заводчане, начавшие заселять Урал в XVIII веке. Это переселенцы из разных губерний, мгновенно вбиравшие в себя черты и уклад старожилов. И это переселенцы вятского, южнорусского и малоросского происхождения, начавшие заселять Урал в конце XIX века.

При этом не стоит забывать о сословных и этнокофессиональных элементах. Основу заводского населения составляли старообрядцы. Абсолютное большинство заводов, основанных в начале XVIII века, населяли старообрядцы (заводами назывались не только сами предприятия, но и населенные пункты, возникавшие вокруг них — прим. ред.). Достаточно показательным является факт отсутствия молитвенных зданий господствующей церкви в течение 1-2 поколений на данных заводах (примерно до 80-х годов XVIII века). [7, с. 17].

Женский заводской комплекс XIX века. Рубаха-окорок, парчовый косоклинный сарафан со складками, гребневидный кокошник и канаватная фатка. Реконструкция

Староверы стали определяющей группой в укладе, нравах, обычаях и моде.


Член Вольного экономического общества Н. С. Попов в 1804 году отмечал: «...и вообще, заводской наряд обоих полов сходен с русским нарядом в г. Екатеринбурге употребляемым, да и все его перемены и моды заимствуют прочих заводов жители либо из Екатеринбурга, либо из Невьянскаго и Нижнетагильскаго, где шить умеют лучше сего роду платье [одежду]. Также вышивать шелком и золотом, приготовлять кокошники и прочее. С правилами раскольников распространяется оттуда по всем частным заводам и тамошний наряд с нововымышляемыми прекрасами…» [3, с. 96-97]. Н. С. Попов отмечает, что произведенные староверами вещи были популярны среди остального населения. Центры изготовления этой одежды, как правило, находились при скитах и монастырских общежитиях [4].

Этой моде следовало и сословие, экономически содержавшее старообрядцев, — купечество. Но при этом нужно понимать, что купечество исторически стремилось к дворянству, перенимая и тенденции дворянской моды, в свою очередь, оказывая влияние и на заводское население. Это породило некий сплав, отразившийся в народной моде. Никуда не делись влияние ампира и русского классицизма.

Для внешнего вида мужчин характерен образ, сближающий все сословия: традиционная русская одежда, борода, прическа «в кружок».


Купцы почти никак не выделялись среди заводского населения, нося аналогичную одежду. Отличал их более богатый материал и отделка.


Схожесть определялась конфессиональной близостью, так как старообрядческие соборы нередко предписывали носить традиционную русскую одежду.

Костюмный комплекс состоял из рубахи, портов, сапог, пояса, головного убора и верхней одежды. Начинала заводской комплекс рубаха — это туникообразного, перекидного кроя изделие, изготавливаемое из кумача либо шелка для праздничной вещи, либо «своедельщины» — самотканного материала, используемого при повседневной носке.


Характерной особенностью старообрядческого населения заводов первой половины XIX века было ношение рубах-голошеек (без ворота-стойки), что отмечает в своих записках Н. С. Попов.


Ворот и разрез были украшены сутажным золотным «гасником»-шнурком, характерным для зажиточного населения заводов и купцов: «Но большая часть купцов и мещан носят… рубашку из холста, но более из красной пестреди, а не редко, и из шелковых материй с косым воротом, обложенным шелковым или золотым шнурком….» [3, с. 95]. Данный прием происходит от мужской одежды XVII-XVIII веков. Гасник держал литые пуговицы округлой формы. В некоторых случаях гасник и пуговицы могли быть золотыми. Но чаще всего — это бронзовые, либо из низкопробного серебра. Классическая поясная мужская безразмерная одежда на гаснике-шнурке, характерная для Уральского населения XIX века — это порты, то есть разновидность штанов свободного покроя. Несмотря на то, что длинные брюки во 2-й четверти XIX века стали довольно модными, купечество и заводчане носили традиционные русские штаны-порты. Для купечества и зажиточных заводчан были характерны покупные материалы, а для обычных заводчан порты из «своедельщины» светлых оттенков, в виду отсутствия, либо редкости красителей [3, с. 95]. 

Группа мужчин на картине Худоярова «Гуляние на Лисьей горе»

Сапоги, по описательным источникам первой половины XIX века, имели притупленные носки — это форма достаточно распространенная в народной моде XIX века. Влияние на нее оказывала военная мода эпохи Павла I и Александра I.

Комплекс заводчанина нижнетагильских заводов: кумачевая рубаха, однотонный пояс, высокая шляпа, сапоги, азям

Мужские головные уборы, как и мужская одежда, на протяжении длительного времени не менялись. Летним головным убором были валяные шапки. Упоминаются и высокие валяные шляпы в виде суженного кверху цилиндра.

Комплекс зажиточного заводчанина екатеринбургских заводов: шелковая рубаха, цветной пояс, валяная шляпа с пряжкой, сапоги, кафтан

Шапки и шляпы были как покупными, так и изготовленными в домашних условиях.

Зимние шапки шили из меха, домашнего сукна, плиса. Обычно это были полукруглые шапки, утепленные мехом, с верхом из ткани и меховым околышем [3].


Во второй половине XIX века широко распространяется «картуз» (фуражка) — головной убор цилиндрической формы, с плоским верхом и, иногда, кожаным козырьком. Заводские жители носили так же высокие, как цилиндр, шляпы.


Жители невьянских заводов в середине XIX века в будни носили поярковые шляпы, в праздники — пуховые шляпы или суконные картузы, или фуражки, зимой надевали теплые шапки, опушенные мехом.

Шапочный промысел в Екатеринбургском уезде Пермской губернии в конце XIX века был наиболее развит в Невьянском, Березовском и Верх-Исетском заводах [6].

Особенностью старообрядческого населения Урала в XIX веке является принципиальное ношение валяных головных уборов, сохранившихся до наших дней. Интересно постановление Тюменского сбора 1840 года о запрете ношения картузов [2, п.6]

В каждом локусе выделялись свои особенные мужские головные валяные уборы, по которым легко было угадать происхождение обладателя.

В качестве верхней одежды мужчины использовали кафтаны, поддевки, азямы, армяки, шубы. И женская, и мужская верхняя одежда имела схожий крой, отличалась лишь особенностями декора.

Кафтан для старообрядческого населения являлся довольно значимым предметом гардероба, поскольку кафтаны являлись молитвенной одеждой [8]. Зачастую шили из сукна синего, белого или черного оттенков на подкладе. Черный краситель, достаточно редкий в XIX веке, довольно ценился до второй половины XIX века, когда появляется расхожий синий краситель, и в моду входят синие кафтаны, а черные остаются характерной чертой духовенства.

Кафтаны были с цельнокроеной спинкой, что достаточно распространенное явление для первой половины XIX века. На кафтане в «посаткахе» (лифе) делались складки-боры, соответствующие указания о регламентации моленных кафтанов мы находим в постановлениях ирюмского старообрядческого собора 1723 года [1, п. 3] и Тюменского собора 1840 года [2]. Имели место и кафтаны с отрезной спинкой, что соответствует модным тенденциям первой половины XIX века, в которой большая часть кафтанов были с цельнокроеной спинкой.

Цельнокроеный кафтан. Реконструкция

Застегивался кафтан либо на крючки, либо на дутые сферические пуговицы из разных металлов. Иногда, пуговицы держались на гаснике, пришитом к левой поле.

Цельнокроеный кафтан. Вид сзади. Реконструкция

Азямы, армяки представляли из себя верхнюю одежду. Это одежда халатообразного кроя с широким запахом. Азямы и армяки по воротнику и рукавам оторачивались бархатом, мехом и иными материалами. Могли надеваться как на кафтан, так и поверх рубахи. Стоит отметить, что азямы и армяки как вид одежды до наших дней сохраняются в среде часовенных староверов Сибири, пришедших с территории Урала в начале XX века [5].

Зачастую, азямы и армяки подпоясывались широкими кушаками. Кафтаны почти всегда не подпоясывались [3, с. 96].

Шубы шились чаще всего из овчины, покрывались черным сукном [3, с.94].


Женская одежда отличалась большим разнообразием. Костюмный комплекс заводчанки XIX века состоял из рубахи, юбок, сарафана, запона-фартука, пояса, головного убора (девичей повязки, либо кокошника для замужних женщин), верхней одежды и обуви.


Группа женщин и девушек с картины И. Ф. Худоярова «Гуляние на Лисьей горе»

Рубахи-«рукава», зачастую были бесполиковые, двух видов — с рукавом «окорок» — широкий рукав, заужающийся к кисти, и с прямым рукавом, выполнялись из чесычи, шелка и батиста [3, с. 94]. Нередко надевали две рубахи — нижнюю и верхнюю, сшитую из более тонкого, просвечивающегося материала.

Группа женщин и девушек на картине И. Ф. Худоярова «Гуляние на Лисьей горе». Слева на девушках рубаха с рукавом-окороком

Украшением служили кружева на манжетах и горловине. Кружева приобретались старообрядческим населением, в основном, в скитах.

Поверх рубах надевались минимум три нижние юбки и одна верхняя. А уже поверх юбок надевался сарафан. Самый распространенный тип сарафана — косоклинный. Встречались и глухие сарафаны-ферязи, воспринимавшиеся со 2-й четверти XIX века как «старушичьи».

Чаще всего встречается четырехклинные сарафаны. С высокими, либо низкими клиньями. Сарафаны, сохранявшие тенденцию к архаике, были полностью распашными. Более поздние образцы были с ложным запахом.

Как правило, материалом для «гульбошных» (надевающихся на праздничные гуляния) сарафанов служила парча с характерным для эпохи ампира и классицизма орнаментом, либо покупные среднеазиатские и иранские ткани — парча, муар, тафта и т. д. На стыках передних точей сарафана был расположен сутажный шнурок — «гасник», на левой поле, державший литые круглые пуговицы. На найденных нами сарафанах, датируемых второй половиной XIX века, встречаются довольно причудливые пуговицы тонкой ювелирной работы. Они выполнены из бронзы, либо серебра со сканью, либо сферы из граненого хрусталя или стекла на латунной ножке. В некоторых случаях пуговицы были выполнены в виде полусфер. На правой поле сарафана были расположены сутажные петли. Сарафан на гулянии зачастую не подпоясывался, но в некоторых случаях подпоясывали тонким шелковым поясом монастырской работы.

Девичий комплекс заводчанки в XIX веке. Батистовая рубаха с прямым рукавом, украшенным кружевом, косоклинный сарафан из муара с прямой грудкой, шелковый пояс, повязка, косникЖенский заводской комплекс XIX века. Рубаха-окорок, парчовый косоклинный сарафан со складками, гребневидный кокошник и канаватная фатка. Реконструкция


Поверх сарафана надевался высокий фартук-запон. Отличительной особенностью Урала является наличие таких запонов на косоклинных сарафанах. Н. С. Попов отмечает, что они входят в моду повсеместно [3].


Портрет девушки. Поверх сарафана надет запон-фартук. Фонды Нижнетагильского музеяПортрет женщины. Поверх сарафана надет запон-фартук. Фонды Нижнетагильского музея

Косоклинные сарафаны были как и с прямой грудкой, так и с разнообразными складками по всей ширине, к концу XIX века появляются и сарафаны сложного покроя, с явным влиянием городской моды.

Сарафан со слегка декольтированной грудкой. Фонды Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»

Завершал комплекс головной убор. Для незамужних девушек — это повязка, с открытой теменной частью, позатыльником и выпускавшейся косой. Головные уборы изготавливались из пазумента и картонно-тканевой основы, вышивались жемчугом, бусом и ювелирным стеклом. Бус в XIX веке являлся довольно редким украшением и поэтому иногда ценился выше жемчуга.

Девичья повязка на два хаза. Пермский краеведческий музей

Повязка представляет из себя классический уральский девичий головной убор, типологически похожий на костромские и нижегородские головные уборы. Для Урала были характерны повязки на 2-3 хаза. Хазы — полосы пазумента, нашивающиеся друг над другом.

Девичья повязка. Экспозиция СОКМ

Кокошник — это головной убор замужних женщин, типологически близок костромским и нижегородским однорогим кокошникам. Являлся традиционным головным убором замужних женщин, надевавшимся на гулянье в праздники. Распространены были кокошники костромского и нижегородского типов, среди известных музейных образцов. Вместе с кокошником надевалась канаватная шелковая фата, прицепляющаяся булавками, либо пришивавшаяся к кокошнику. В качестве фаток использовались среднеазиатские и китайские тонкие шелковые ткани, как правило, полосатые, либо икатные.

Однако на территории всей пермской губернии кокошником могли называть и вообще любой головной убор. Помимо гребневидного кокошника, встречался также и конусовидный, что запечатлено на картине Худоярова.

Кокошник конусовидный. Экспозиция Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»

В качестве обуви использовались женские ботинки «на венском каблучке», имеющие хождение в течение XIX века. Н. С. Попов отмечает, что бытует и архаичная женская обувь — это сафьяновые сапожки и туфли с золотной вышивкой, либо аппликациями из кожи или дорогих тканей [3, с. 95].

Женская обувь с кожаной аппликацией. Экспозиция Национального музея Республики Коми

Завершая краткий обзор одежды, бытовавшей на уральских заводах в XIX веке, мы можем обозначить несколько основных тенденций.


Старообрядцы оказывали значительное влияние на формирование моды на уральских заводах, они являлись производителями одежды, пользующейся спросом.


Женский заводской комплекс XIX века. Рубаха-окорок, парчовый косоклинный сарафан со складками, гребневидный кокошник и канаватная фатка. Реконструкция

Прослеживается общая тенденция к одежде предшествующих эпох, что сохраняется в нюансах одежды, таких как форма застежек на тельной и верхней одежде. Наблюдается общая схожесть в одежде между разными сословиями, кроме дворян, носивших европейский костюм.


Источники и литература:

Уложения соборов часовенных старообрядцев:
1. «Соборное уложение предков на Ирюме в деревне Крысановой» от 29.05.1723 г. — Собрание ИИ СО РАН, № 9/71-г, л. 109 — 111 об.
2. «Соборное уложение Тюменского собора» от 13.11.1840 г. — Собрание УрГУ, № XV 46р/92, л. 1 — 7 об/

Фонды музеев Свердловской области:
МКУК «Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской урал»
ГАУК СО «Невьянский историко-архитектурный музей»
МКУК «Верхнетагильский историко-краеведческий музей»
МБУ «Режевской исторический музей».
ГАУК СО «Центр традиционной народной культуры Свердловской области»

3. Попов Н. С. Хозяйственное описание Пермской губернии. Ч.3, — СПб, 1813 год.
4. Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII–XX вв.: Проблемы творчества и общественного сознания. М.: Памятники исторической мысли, 2002. 471 с., ил.
5. Фурсова Е. Ф. Традиционная одежда русского и других восточнославянских народов юга Западной Сибири. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН., 2015. 296 с., ил.
6. Сидорова Н.  Г. Традиционный костюм русского населения Среднего Урала (XIX- начало XX в.). Екатеринбург, 2006.
7. Белобоородов С. А. Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев/часовенных XVIII — начала XX в.. монография, Екатеринбург, 2018. 470 с., ил.
8. Печняк В. А. Эволюция мужского кафтана в среде староверов-беспоповцев Урала в XVIII-XX вв// Материалы V областной конференции по сохранению локальных традиций. Екатеринбург, 2019.


Автор: Вячеслав Печняк

Уральский народный костюм из Сухого Лога — Наш Урал и весь мир

  • Афиша
  • Уральское

Войти в систему

Добро пожаловать!Войдите в свой аккаунт

Ваше имя пользователя

Ваш пароль

Вы забыли свой пароль?

Политика Конфиденциальности

Восстановление пароля

Восстановите свой пароль

Ваш адрес электронной почты

Кочевые народы, которые на протяжении нескольких столетий проходили через Урал, оставили серьезный след в нашей культуре. Отразилось это не только в обрядах, рецептах блюд, но и в народном костюме. Совершенно особенный наряд сформировался в Сухоложской слободе — современном Сухом Логу.

Например, праздничный костюм зажиточной крестьянки отличался обилием различных отделок, украшений из дорогих тканей, поскольку идеал женской красоты сравнивался с образом матери-земли, плодородия, продолжения жизни. Мужские же костюмы, наоборот, отличались скупостью и немногоцветностью ткани, что соответствовало особенностям идеального образа мужчины, наделенного физической и духовной силой, мужеством и трудолюбием.

Мужская одежда состояла из рубахи, портов и пояса, которые носили многие сословия: купцы, мещане, заводские и сельские жители. Старинные праздничные мужские рубахи украшались вышивкой. Геометрические узоры выполнялись нитями красного цвета по белому холсту.

Стоит отметить, что вышивка всегда была крайне важна в одежде. В орнаментальные мотивы мастерицы вкладывали особенный смысл.

Например, геометрические узоры символизировали плодородие, растительные узоры — древо жизни, птицы — любовь, тепло, свет.

В начале XX века, когда рубахи уже стали массово шиться на фабриках, их выпускали без вышивки, но при этом ярких цветов — красные, малиновые, бордовые. Несмотря на то что сегодня традиционные русские костюмы мужчины и женщины сменили на платья, джинсы, зауженные брюки и другую модную одежду, интерес к народной одежде неизменно растет.

В Сухом Логу и взрослые, и дети с удовольствием наряжаются во время фольклорных праздников и массовых народных фестивалей в традиционные костюмы, пошитые руками местных мастеров по старым образцам. Более того, в 2014 году на

международной туристической выставке «Большой Урал» посол Бразилии в России Жозе Антонио Валлим Геррейро настолько проникся сухоложскими костюмами, что купил несколько вещей для своих родственников.

Свердловское региональное общественное движение «Центр традиционной народной культуры городского округа «Сухой Лог» ставит своей целью восстановление и сохранение лучших культурно-исторических, фольклорных и обрядовых традиций населения Среднего Урала.

Уральский народный костюм из Сухого Лога

Свердловская область, Сухой Лог, ул. Победы 13, [email protected]

Интересно? Расскажи друзьям!

КУПИТЬ НАШИ КНИГИ ОБ УРАЛЕ

Рассылка нашего урала

Ваш адрес электронной почты

На этот адрес будет приходить рассылка

Еженедельная рассылкаНовые статьи и достопримечательности Урала по пятницам Рассылку событий и маршрутов по Уралу Интересные события и маршруты по Уралу на выходные и не только

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

+

Спасибо за подписку

Русские традиционные костюмы


Русские традиционные костюмы

Историки предполагают, что традиционный русский костюм начал формироваться в XII-XIII веках. Вплоть до 18 века он хорошо подходил всем слоям русского общества: его носили цари, бояре, купцы, ремесленники, крестьяне.
После петровских указов (18 век) европеизация русского дворянства и городского костюма. Однако национальный (народный) русский костюм был популярен в деревнях до начала 20 века.


старинное аристократическое платье: бояре, купец (купец)


Платье русской жительницы

Основой русского женского костюма была «рубаха» (льняная рубашка или кофта). Вышивалась льняной вышивкой, шелковым кружевом, золотыми нитями и блестками. Воротники и рукава были богато украшены.
К началу 20 века самые распространенные женские костюмы были двух типов: южнорусский с поневой, т. е. с домотканой шерстяной юбкой, и среднерусский с сарафаном, т. Типичным цветом сарафана и юбок был красный, так как этот цвет буквально переводится как «красивый».

Одним из самых распространенных видов праздничного головного убора был «кокошник», он был искусно украшен речным жемчугом, сеткой из жемчуга, золотым и серебряным шитьем, цветной фольгой и декоративными камнями. Головной убор хранился в семье и передавался по наследству, являлся неотъемлемым элементом приданого состоятельной невесты.


кокошник

Мужской костюм состоял из длинной рубахи (рубаха-косоворотка с воротником-стойкой, застегивающимся сбоку), штанов (порти), пояса (пояс-кушак) и лаптей (позже сапоги). Плетеная обувь обычно изготавливается из волокон березы. В наше время их больше не носят, сегодня они являются декоративным элементом, висящим в домах людей. Фуражка (картуз) появилась в конце 19 века и украшалась цветком.


Рубаха мужская “рубаха”, шапка и праздничный “картуз”


рубаха-косоворотка


лапти

Зимой русские носили шубу (шубу) и шерстяную валенку (валенки). Это было чрезвычайно практично и эффективно в холодном северном климате. Шубы шились из меха, вывернутого внутрь или «наизнанку».

Для защиты ушей от холода использовалась традиционная мужская теплая шапка с клапанами – ушанка (от слова уши – уши) или треух. На женщине были традиционные русские вязаные платки и красивые павловопосадские шарфы из 100% шерсти.


валенки


женское пальто



Русские платки и шали



Пуховый платок Оренбургский – лучший бренд с Южного Урала


мужчин Мышкинской области 1832

шапка ушанка советская


от О My Russia Blogspot.ru – Елена

Сюжеты Девушка в национальном костюме идет по воде, держится за подол платья, выходит на берег Урала,…

Похожие кадры

HD 00:22

Девушка в национальном костюме идет по воде, держится за подол платья Уральский, Салаватский. ..

HD 00:58

Девушки в национальных костюмах репетируют на берегу реки, крупный план Урал, Салаватский район, девушки,…

HD 00:34

Девушка в национальном костюме идет по берегу реки, несет на коромысле Урал деревянные ведра,…

HD 00:18

Девушка в национальном костюме стоит в реке, брызгая водой в сторону берега Урала,…

HD 00:51

Девушка в национальном костюме танцует на берегу реки Урал, Салаватский район, девушка, лицо, улыбка,…

HD 00:14

Девушка в национальном костюме идет по берегу реки, несет на коромысле Урал деревянные ведра,…

HD 00:33

Девушка в национальном костюме танцует на берегу реки, лицо крупным планом Урал, Салаватский район,.

..

HD 01:02

Девушка в национальном костюме танцует на берегу реки, лицо крупным планом Урал, Салаватский район,…

HD 00:56

Девушка в национальном костюме танцует на берегу реки Урал, Салаватский район, девушка, национальная…

HD 00:16

Девушка в национальном костюме танцует на берегу реки Урал, Салаватский район, девушка, национальная…

Аналогичная кинохроника

Народные обряды 1975 г.

напротив берега церковь. А деревня на река берег. Лодка на берегу . Кто-то купается

Россияне №5 Хакасия 1995 г.

Скачки. Победитель награждается бараном . Семья в народные костюмы на крыльцо дом. деревянный

Россияне № 14 1992 г.

еда в костюмах . Ивильгинский храм. Туристы на территория монастырский комплекс. Берег Озеро

Для себя и потомков 1968

Хвойный лесной . Срубить деревьев, падений. Дерево пень на на землю. ветки деревья в луг. Деревья

Демонстрация в Карлсруэ 1920-1929

макет из замок, старинный мост. Шествие из человек одетые в национальные костюмы . Женщины, дымоход

Самый красивый Урал 1994

Удивляет природа Урал с его богатой флорой и фауной. За последних лет появилось все больше и больше территорий, имеющих статус из национальных парков.

Россияне № 5 1991

Причал в Сыктывкаре. Лодки на речные . Люди под зонтиком опускаются. Пассажиры на автобус .

Советский Урал № 48 1979 г.

рабочие идут , бригада идет работают нефтяники. Работа на буровой установке . A общий вид из нефтяная вышка. Памятник: A рука

Есть места на Урале 1983 г.

Фильм посвящен охране окружающей среды и показывает самые красивые места из Урал : ЧусоваяЧусовая река , озеро Тургояк. Там же рассказывается о башкирской пчеле, выращенной в пчеловодстве, водяном каштане

Первомайские праздники в Риге 1950

установлен флаг на на стену на на здание на Рига, на улица движется демонстрация. девушек с букетами

Похожие фото

Участники татарского национального праздника Сабантуй в национальных костюмах в Республике…

Встреча гостей татарского национального праздника Сабантуй на стадионе “Тасма” Московского…

Ильшат Гильметдинов Хамитович, батыр татарского национального праздника Сабантуй села…

Президент Российской Федерации Ельцин Борис Николаевич (в центре), глава Арского района…

Представители колхоза “Чулпан” Альметьевского района во время открытия…

Участники конкурса «Хождение по подвешенному бревну» в рамках татарского национального праздника Сабантуй…

Девушки села Тураево у родника “Тау Асты” (Подгорный ключ) Менделеевского. ..

Девушка с ремеслом народного мастера, жительница Мамадышского района Республики…

Юные участники соревнований по татарской национальной борьбе на поясах “куреш” во время…

Батыр по татарской национальной борьбе на поясах “куреш” Фасхетдинов Яхья Наилович с призом…

Открытие татарского национального праздника Сабантуй в селе Ютазы.

Открытие татарского национального праздника Сабантуй в городе Альметьевск.

Скачки во время национального татарского праздника Сабантуй в селе Муслюмово.

Участники конкурса «Бег в мешках» во время татарского национального праздника Сабантуй в…

Шествие участников во время открытия татарского национального праздника Сабантуй в.

Оставить комментарий