Яков Перельман – Быстрый счет. Тридцать простых приемов устного счета читать онлайн
БЫСТРЫЙ СЧЕТ
Тридцать простых приемов устного счета
Ленинград.
От составителя
В настоящее время в продаже нет руководств, содержащих наставления к быстрому выполнению счетных операций в уме. Мы сочли поэтому полезным собрать в краткой брошюре наиболее простые и легко усваиваемые приемы быстрого устного счета, Они рассчитаны на средние способности имеют в виду не публичные выступления на эстраде, а потребности повседневной жизни. Пользующиеся книжечкой должны помнить, что успешное овладение ее указаниями предполагает не механическое, а вполне сознательное распоряжение приемами и, кроме того, более или менее продолжительную тренировку. Зато, усвоив рекомендуемые приемы, можно выполнять быстрые расчеты в уме с безошибочностью письменных вычислений.
Умножение на однозначное число
§ 1.
Чтобы устно умножить число на однозначный множитель (например, 27 X 8) выполняют действие, начиная с умножения не единиц, как при письменном умножении, а иначе: умножают сначала десятки множимого (20X8 = 160), затем единицы (7*8 =56) и оба результата складывают.
Еще примеры:
34*7=30*7+4*7=210+28=238
17*6=40*6+7*6=240+42=282
§ 2.
Полезно знать на память таблицу умножения до 19*9:
Зная эту таблицу, можно умножение например, 147*8 выполнить в уме так: 147*8-140*8+7*8= 1120 + 56= 1176
§ 3
Когда одно из умножаемых чисел разлагается на однозначные множители, удобно бывает последовательно умножать на эти множители. Например: 225*6=225*2*3=450*3=1350
Умножение на двузначное число
§ 4
Умножение на двузначное число стараются облегчить для устного выполнения, приводя это действие к более привычному умножению на однозначное число.
Когда множимое однозначное, мысленно переставляют множители и выполняют действие, как указано в § 1. Например:
6*28=28*6=120+48=168
§ 5.
Если оба множителя двузначные, мысленно разбивают один из них на десятки и единицы. Например:
29*12=29*10+29*2=290+58= 348
41*16=41*10+41*6 = 410+246 =656
(или 41*16=16*41 = 16*40+16*1=640+16=656
Разбивать на десятки и единицы выгоднее тот множитель, в котором они выражены меньшими числами.
§ 6.
Если множимое или множитель легко разложить в уме на однозначные числа (напр., 14 = 2*7), то пользуются этим, чтобы уменьшить один из множителей, увеличив другой во столько же раз (ср. § 3). Например:
45*14 =90*7=630
Умножение на 4 и на 8
§ 7.
Чтобы устно умножить число на 4, его дважды удваивают. Например:
112*4 =224*2=448
335*4 = 670*2 =1340
§ 8.
Чтобы устно умножить число на 8, его трижды удваивают. Например:
217*8 = 434*4=868*2=1736
(Eще удобнее: 217*8=200*8 +17*8= 1600*13=1736.
Деление на 4 и на 8
§ 9.
Чтобы устно разделить число на 4, его дважды делят пополам. Например:
76:4 =38:2=19
236:4=118:2=59
§ 10.
Чтобы устно разделить число на 8, его трижды делят пополам. Например:
464:8=232:4=116:2=58
516:8=258:4=129:2= 64 1/2
Умножение на 5 и на 25
§ 11.
Чтобы устно умножить число на 5 умножают его на 10/2, т. е. приписывают к числу ноль и делят пополам. Например:
74*5= 740:2= 370
243*5=2430:2=1215
При умножении на 5 числа четного удобнее сначала делить пополам и к полученному приписать ноль. Например:
74*5 = 74/2*10=370
§ 12.
Чтобы устно умножить число на 25, умножают его на 100/4 , т. е.—если число кратно 4-х —делят на 4 и к частному приписывают два ноля. Например:
72*25=72/4*100= 1800
Если же число при делении на 4 дает остаток, то прибавляют
при остатке: к частному
1 25
2 50
3 75
Основание приема ясно из того, что
100:4=25;
200:4=50;
300:4=75
Умножение на 11/2, на 1 1/4, на 21/2, на 3/4
§ 13.
Чтобы устно умножить число на 11/2 прибавляют к множимому его половину. Например:
34*11/2 = 34 + 17=51
23*11/2=23 + 111/2 = 341/2 (или 34,5)
§ 14.
Чтобы устно умножить число на 11/4 Прибавляют к множимому его четверть. Например:
48*11/4 =48 +12=60
58*11/4 = 58+14 1/2=721/2 или 72,5
§ 15
Чтобы устно умножить число на 21/2. к удвоенному числу прибавляют половину множимого.
Например: 18*21/2.=36+9= 45;
39*21/2.= 78 + 191/2.= 971/2 (или 97,5)
Другой способ состоит в умножении на 5 и делении пополам:
18*21/2 = 90:2 = 45
§ 16.
Чтобы устно умножить число на 3/4 (т. е. чтобы найти 3/4 этого числа), умножают число на 11/2 и делит пополам. Например:
30 * 3/4 = (30+15)/2= 221/2 (или 22,5)
Видоизменение способа состоит в том, что от множимого отнимают его четверть или к половине множимого прибавляют половину этой половины.
Умножение на 15, на 125, на 75
§ 17
Умножение на 15 заменяют умножением на 10 и на 11/2, (потому что 10*11/2 =15) Например:
18*15=18*11/2*10=270
45*15=450+225=675
§ 18.
Умножение на 125 заменяют умножением на 100 и на 11/4 (потому что 100*11/4=125). Например:
26*125 = 26*100*11/4 = 2600 + 650 = 3250
47*125 = 47*100*11/4 = 4700+4700/4= 4700+1175 = 5875
§ 19.
Умножение на 75 заменяют умножением на 100 и на 3/4 (потому что 100*3/4=75). Например:
18*75= 18*100*3/4 =1800* 3/4 =(1800 + 900)/2=1350
Примечание. Некоторые из приведенных примеров удобно выполняются также приемом § 6
18*15 = 90*3 = 270
26*125 = 130*25 = 3250
Умножение на 9 и на 11
§ 20.
Чтобы устно умножить число на 9, приписывают к нему ноль и отнимают множимое. Например:
62*9=620-62=600—42=558
Читать дальше
МетаШкола – Курсы – Устный счёт
здесь может быть наша реклама
- Онлайн-курсы /
- Онлайн-курсы по устному счёту
Идёт запись!
Онлайн-курсы по устному счёту |
Приёмы устного счёта круглый год, произвольный темп
Приёмы устного счёта круглый год, произвольный темп
Стоимость обучения на курсе
Теория, упражнения, консультации учителя:
3300 р. за весь курс.
Способы оплаты
Присоединиться к курсу с первого урока можно прямо сейчас.
Как проходят занятия
Каждый курс состоит из уроков.
Каждый урок состоит из теории (видеоролик и конспект) и задач на закрепление.
Уроки можно проходить в произвольном порядке, в произвольном темпе, возвращаясь, при необходимости, к пройденному материалу.
Доступ к курсу открывается на один год.
Ввод ответов
Каждое задание — это семь примеров, которые нужно решить на скорость.
Ответы можно вводить, используя либо клавиатуру компьютера, либо виртуальную клавиатуру на мобильных устройства - планшетах и смартфонах. Виртуальная клавиатура изображена под примером.
После ввода ответа нужно нажать кнопку Enter на клавиатуре или зеленую кнопку на виртуальной клавиатуре.
Ответ сразу же проверяется. Если сделана ошибка, предлагается решить этот же пример еще раз. Если решение верное, появляется следующий пример.
Статистика
После выполнения упражнения на экране показывается диалоговое окно с результатом тренировки.
В этом окне можно узнать, насколько хорошо выполнено упражнение — по сравнению с собственными предыдущими попытками (доступно после регистрации) и по сравнению с другими участниками.
Примечание. При сравнение своих результатов с результатами других школьников следует учитывать, что пользователи ноутбуков и стационарных компьютеров изначально находятся в привилегированном положении по сравнению с пользователями мобильных устройств, так как набирать цифры на обычной клавиатуре быстрее, чем на виртуальной.
Консультации учителяКонсультации учителя |
- Войдите в МетаШколу с паролем.
- Перейдите по ссылке Поддержка.
В своём сообщении укажите название кружка (курса), номер серии (урока), номер задания и свой вопрос.- Ответ учителя появится на той же странице.
Руководитель курса
Руководитель курса
1–5 классы
Е. В. Смыкалова
Елена Владимировна Смыкалова — кандидат педагогических наук, доцент СПб АППО Санкт-Петербург, победитель конкурса учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Стаж работы в школе более 30 лет.
Стоимость обучения на курсе
Теория, упражнения, консультации учителя:
3300 р. за весь курс.
Способы оплаты
Присоединиться к курсу с первого урока можно прямо сейчас.
Как записаться на курс?
- Зарегистрироваться в МетаШколе
- Войти в МетаШколу со своим логином и паролем
- Перейти по ссылке “Все курсы”
- Добавить курс в корзину.
- Перейти на страницу “Корзина”, выбрать способ оплаты, оплатить.
Отзывы
24. 11.2022 Родители Александра М., 4 класс, СОШ 39, Павлодар
Спасибо Вам за предоставленную возможность для участия наших детей в Вашем проекте. Спасибо, что осуществляете свою деятельность много лет. Спасибо Вам за Ваш труд.
20.05.2021 Дмитрий Е., 11 класс, МБОУ СОШ № 40, г. Чита
Занимался в МетаШколе, окончил школу с золотой медалью, поступил в технический ВУЗ. Знания, полученные в МетаШколе, мне пригодились в университете. МетаШкола – СУПЕР. Огромное спасибо за вашу работу. Успехов, удачи и дальнейшего развития.
23.11.2022 Ольга Игоревна Л., учитель, Гимназия, Волгоград
Хочу выразить огромную благодарность Смыкаловой Елене Владимировне за вебинар “Неравенства с модулем в 7-9 классах”. Всё очень подробно, понятно и интересно! Буду ждать новых вебинаров.
02.03.2021 Родители Наташи С., 2 класс, Гимназия № 178, Киев
Занимаемся с сентября в кружке математики, позже подключились к русскому языку и китайской каллиграфии. Мечтаем еще об окружающем мире.
23.05.2020 Мама Александры С., 7 класс, Гимназия Российской Культуры, г. Тюмень
Здравствуйте! Хочу поблагодарить организаторов площадки “Меташкола”,за оказанную помощь в форс-мажорных обстоятельствах, которые случились у моей дочери при написании олимпиады по немецкому языку 3 уровень. Группа поддержки пришла к нам на помощь!!! Очень приятно работать на таких площадках где организаторы всегда принимают сторону ученика. Успехов Вам, процветания и крепкого здоровья!!! Ксения
Все отзывы
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Chat WhatsApp |
Toll-free service 0800 1234 000 |
|