Внутренние различия канады: Внутренние различия Канады

Содержание

Внутренние различия Канады

Центральный район

Замечание 1

Территория Канады неоднородна и её внутренние различия очень хорошо выражены. Основные экономические районы страны расположены в неширокой южной полосе, которая примыкает к границе с США. Эти экономические районы называются:

  1. Центральный,
  2. Степной,
  3. Тихоокеанский,
  4. Атлантический.

Центральный район относится к району старого или давнего освоения. Он расположился на юге страны от Атлантического побережья к Тихому океану через Приозерье и степные провинции Канады. Это крупнейший индустриальный район. Площадь района $26$ % территории страны, а проживает здесь $62$ % всего населения. Район дает $63$ % ВВП и сосредотачивает на своей территории $75$ % обрабатывающей промышленности. На протяжении $100$ лет Центральный район играл роль метрополии, где «делалась вся политика страны».

Постепенно политический и хозяйственный вес района уменьшился и стал заметен его раскол на две половины – Квебек и Онтарио.

Онтарио – это «оплот» англо-канадцев, самая канадская провинция страны. Франко-канадцы являются подавляющим большинством провинции Квебек. Здесь расположены промышленные центры Канады – Монреаль, Торонто. Квебек и Онтарио по существу являются самостоятельными экономическими подрайонами, объединенные в рамках Центрального района в силу сходного географического положения. Провинция Онтарио основные доходы получала от развития земледелия и добычи полезных ископаемых. Это был крупнейший мировой центр земледелия и скотоводства, в то время как Квебек являлся промышленным, железнодорожным, портовым, банковским центром страны. Также он был крупнейшим производителем электрической энергии.

Пережив бурный процесс индустриализации в первой половине $XX$ века, провинция

Онтарио превратилась в промышленный и банковский центр, но Квебек своих позиций не упустил и сохранил за собой ведущее положение. Сельскохозяйственная направленность Онтарио сохранилась, но она в значительной степени отличается от сельского хозяйства приморских провинций и Квебека. Преобладающими являются капиталистические фермы с наемными рабочими. Широко используется сельскохозяйственная техника и средняя стоимость фермы вместе со всеми постройками значительно дороже, чем в Квебеке. Но, несмотря на более высокий уровень жизни, мелкие и средние фермерские хозяйства разоряются. Промышленность наступает на сельскохозяйственную зону, предприятия, расширяясь, вклиниваются в зеленые поля и сады и отвоевывают обработанные плодородные земли, превращая в пролетариев населения района. Чтобы уступить место заводу вырубают сады, а на месте ферм появляются заводские поселки. В провинции только $17,7$ % населения занимается земледелием.

Провинция Квебек обладает полномочиями, определенными конституцией Канады – принимать законы во многих областях. В основе политической системы Квебека лежит Вестминстерская система – это значит, что Квебек является конституционной монархией с либерально-демократическим политическим строем. Недра провинции богаты природными ресурсами и, прежде всего, лесными и водными, поэтому ведущими её отраслями будут деревообрабатывающая, бумажная и гидроэнергетика.

Столицей провинции является город Монреаль. В провинции проживает более $7$ млн. человек, что соответствует примерно $24$ % канадского населения.

Степной район

Этот район Канады включает провинции Манитоба, Саскачеван, Альберта, которые занимают $2$ млн. кв км, а это примерно $1/5$ часть страны. Население Степного района увеличивается за счет притока их других районов в связи с развитием горнодобывающей и обрабатывающей промышленности. Район в общем дает уже $1/5$ часть всей промышленной продукции Канады, а если учесть развитие и других отраслей как материальной, так и нематериальной сферы, то можно говорить о том, что он постепенно превращается во второе экономическое ядро.

Тем не менее, «лицом» Степного района является сельское хозяйство, дающее $2/3$ всей сельхозпродукции страны. Животноводство имеет сильное развитие, но специализацию района всегда определяло производство зерна, для которого в районе исключительно благоприятные природные условия. Это широкая полоса канадских степей, плодородные почвы, равнинность территории, теплый и немного засушливый климат.

Формированию в районе «пшеничной экономики» способствовала и близость основных потребителей, и возможность выхода на мировой рынок через систему Великих озер. К тому же в $90$-е годы $XIX$ века спрос в Европе на канадскую пшеницу значительно вырос. За сравнительно короткий период времени Степной район превратился в главный сельскохозяйственный район страны, благодаря которому, Канада занимает одно из первых мест в мире – более $50$ млн. тонн в год – по производству зерна. В пересчете на душу населения Канада занимает первое место по производству зерна – $1650$ кг. В плане экспорта зерна страна уступает США. Половину всех посевов зерновых культур занимает яровая пшеница. Отличается зерно очень высоким качеством и белка содержит не менее $13,5$ %. Пшеница идет на экспорт в Японию и страны Европы.

Замечание 2

Из всех степных провинций Канады Манитоба была освоена первой. В этой провинции проживает $1/5$ часть всех украинцев Канады, также много англоканадцев, немцев. Столица провинции – Виннипег, с населением $60$ тыс. человек. В настоящее время провинция дает сельскохозяйственной продукции всего $1/10$ часть.

Земли второй провинции – Саскачевана – были освоены ещё во времена «пшеничной лихорадки». Национальный состав очень пестрый – англоканадцы, немцы, франкоканадцы, украинцы, скандинавы. Наряду с сельским хозяйством, которое является ведущей отраслью экономики страны, здесь получили развитие нефтяная, урановая, калийная отрасли. Саскачеван часто называют хлебной корзиной Канады, потому что провинция производит $2/3$ канадской пшеницы. В гербе провинции расположились три пшеничных снопа.

Сельское хозяйство было основой экономики и провинции Альберты. Кроме пшеницы в провинции выращивали ячмень, сахарную свеклу, выращивали крупный рогатый скот. Сегодня его вытесняет горнодобывающая промышленность. С другими провинциями Степной район связывает Трансканадская автомобильная магистраль, длина которой $8$ тыс. км и её по праву называют главной улицей Канады.

Тихоокеанский район

На побережье Тихого океана расположилась самая западная провинции Канады – Британская Колумбия. Она занимает особое географическое положение – отделяется от остальной части страны северными хребтами Кордильер. В пределах провинции находятся богатейшие лесные ресурсы, за что её называют главным «лесным цехом» страны. Здесь хорошо развита горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, которая ориентируется на рынок тихоокеанских штатов США, Японию, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Провинция занимает $9,5$ % всей территории Канады, на которой проживает более $4$ млн. человек. В её составе кроме материковой части находятся ещё и прибрежные острова – остров Ванкувер, острова Королевы Шарлотты.

Главным городом провинции является город Виктория с населением более $300$ тыс. жителей, а городом миллионером и крупнейшим городом страны является Ванкувер с населением $2$ млн. человек.

Размещается население по территории провинции неравномерно. Населенные пункты располагаются вдоль узких речных долин. Основная часть населения провинции проживает в городах. Британская Колумбия – это быстро растущий экономический район страны, экономика которого носит индустриально-аграрный характер. Несмотря на перепрофилизацию, ведущими по-прежнему являются отрасли по добыче и переработке лесных, минеральных и топливно-энергетических ресурсов.

Провинция дает $12$ % промышленного производства страны. Британская Колумбия привлекает к себе большое количество переселенцев их других провинций страны и из других стран. По числу иммигрантов провинция занимает второе место после Онтарио. На побережье Тихого океана расположены самые крупные порты Канады, являющиеся воротами для международной торговли, и здесь же заканчиваются трансконтинентальные автомобильные и железные дороги.

Британская Колумбия имеет свои особенности:

  1. Пять раз за $10$ лет Ванкувер в социальном плане признавали самым лучшим городом планеты;
  2. Половина жителей Британской Колумбии достигают $80$ лет;
  3. Самый крупный порт Канады – порт Ванкувер, где трудится $30$ тыс. человек;
  4. В провинции проживает $170$ тыс. индейцев в $197$ племенах. Трудятся они в основном на рыбоперерабатывающих предприятиях провинции.

Атлантический район

В составе этого района находятся $4 $провинции, расположенные на атлантическом побережье Канады – Нью-Брансуик, Новая Шотландия, остров Принца Эдуарда и провинции Ньюфаундленд и Лабрадор. В состав Атлантической Канады входит также и провинция Квебек. Население атлантических провинций составляет более $2$ млн. человек. Атлантический район относится к давней европейской колонизации Канады, первоначально французской. Раньше, во времена парусного флота, район процветал, экспортируя лес для мирового судостроения. Позже он оказался на периферии канадской хозяйственной системы, превратившись в депрессивную окраину.

Причины депрессии района:

  1. Неблагоприятное географическое положение. Район расположен на полуострове, а пути из Европы в Центральную Канаду обходят его с юга или с севера по реке Святого Лаврентия;
  2. Истощение рыбных ресурсов Ньюфаундленской банки.

В районе мало иммигрантов, а население представлено в основном англоканадцами и потомками первых французских поселенцев. Индейского населения очень мало.

Замечание 3

Самой компактной провинцией в этом районе является Нью-Брансуик. Он занимает площадь $73$ тыс. кв км, на которой проживает более $700$ тыс. человек. Значительная доля населения представлена франкоканадцами. Это единственная двуязычная канадская провинция, где и английский и французский являются обязательными и равноправными языками. В провинции развито рыболовство, горнодобывающая промышленность, цветная металлургия. Крупных городов здесь нет, а в главном городе провинции – Фредериктоне проживает $57$ тыс. человек. У провинции есть своя эмблема – цветок фиалки.

Новая Шотландия замает площадь $55$ тыс. кв км с населением более $900$ тыс. человек. Это одна из первых колоний, основанная в $1621$ году. До сих пор часть населения – $11$ % – представлена «чистокровными» шотландцами.

Провинция дала немало крупных политических деятелей Канады. Крупным городом является столица провинции Галифакс, население которого около $300$ тыс. человек. Здесь действует крупный морской порт, занимающийся контейнерными перевозками, международный аэропорт, есть предприятия транспортного машиностроения и пищевой промышленности. Сельское хозяйство имеет пригородный тип. В долине реки Аннаполис на $160$ км протянулись яблоневые сады. Развито рыболовство, рыбопереработка. На шельфе обнаружены запасы углеводородов.

Провинция Ньюфаундленд и Лабрадор присоединилась к Канаде только в $1949$ году. Провинция отличается самыми низкими доходами населения и самой высокой безработицей. Открытые на шельфе месторождения нефти и газа в будущем могут улучшить положение провинции. Основу хозяйства исторически занимало рыболовство, и первые поселения появились как рыболовецкие базы. На континентальной части провинции добывается железная руда. Для развития сельского хозяйства условий в провинции нет.

Главные город провинции Сент-Джонс. Его население составляет чуть более $150$ тыс. человек.

Остров Принца Эдуарда занимает $6$ тыс. кв км. Населяют территорию около $140$ тыс. человек. Это самая маленькая и самая густонаселенная канадская провинция. Здесь нет, каких бы то ни было ресурсов, нет промышленности. В основе экономики лежит сельское хозяйство и туризм. Провинция известна своими пляжами. Это знаменитый «картофельный остров». На почвах, богатых содержанием железа, выращивают самый крупный в мире картофель.

Внутренние различия Канады – онлайн справочник для студентов

Центральный район

Степной район

Тихоокеанский район

Атлантический район

Центральный район

Государство Канада расположилось на обширной территории. Степень развития областей Канады неравномерна, в основном экономически развитые районы государства находятся к югу, на границе с Соединенными Штатами Америки.

Одним из первых был освоен и заселен район, ныне называемый Центральным. Он дислоцирован между побережьем Атлантического и Тихого океанов и пролегает по территории Приозерья и степных областей страны. Занимает Центральный район площадь, составляющую свыше 25% территории всего государства, более шестидесяти процентов населения Канады сосредоточено именно здесь. Также здесь размещается большая часть предприятий обрабатывающей промышленности.

С течением времени политическая и хозяйственная значимость района пошла на спад, наметилось его разделение на две части – Онтарио и Квебек.

Прежде всего, различия этих районов состоят в этническом составе населения. Если в Онтарио проживают преимущественно англо-канадцы, то в Квебеке сосредоточены выходцы из Франции. Основные промышленные узлы Канады расположены в Квебеке. Это такие города, как Торонто и Монреаль.

Объединение независимых экономических подрайонов в крупный Центральный район было обусловлено из-за схожих географических особенностей их территорий. Различия в доминирующих секторах экономики сохраняются до сих пор. Так, для Онтарио характерны сельское хозяйство, земледелие, скотоводство и добыча ресурсов. В Квебеке развиваются промышленность, финансовая сфера, а также железнодорожная и портовая сферы. Производство электроэнергии также сосредоточено здесь.

Все эти секторы экономики в той или иной мере присутствуют в обоих подрайонах, но развиваются с отличиями. Так, Онтарио активно развивалось в начале двадцатого века. Бурное становление индустрии в это время способствовало тому, что провинция стала банковским и промышленным центром государства. На этом фоне, тем не менее, заметной оставалась и роль Квебека.

Сельское хозяйство в Онтарио, в отличие от такой же сферы соседнего подрайона, взяло курс на капиталистическое развитие. Здесь преобладают фермы, на которых используется труд наемных работников. В противоположность фермерам Квебека, их коллеги из Онтарио широко применяют в работе сельскохозяйственную технику. Эти два фактора влияют на развитие сельского хозяйства в целом. Стоимость фермы в Онтарио значительно выше, чем у соседей, следовательно, занятость в этой сфере снижается. Достаточно прочное финансовое положение, тем не менее, не позволяет многим фермерам сохранять рентабельность своих хозяйств, это приводит к тому, что мелкие или средние фермы разоряются. В сфере заняты преимущественно крупные хозяйственники. Еще один фактор, влияющий на развитие отрасли, – индустриализация. Увеличение промышленных предприятий приводит к тому, что луга застраиваются, леса вырубаются, сокращаются посевные площади. Жители района, прежде занятые в фермерском хозяйстве, переходят в разряд пролетариата. В настоящее время не более семнадцати процентов населения провинции связано с земледелием.

Квебек – политический район Канады. Именно здесь принимаются законы, регулирующие разные области жизни общества страны. Политическая система Квебека основывается на Вестминстерской системе, то есть, политический строй региона – конституционная монархия. Курс – либерально-демократический.

Степной район

В Степной район входят три обширные провинции, общая площадь которых приблизительно равна пятой части площади всей Канады. В этом районе активно развивается обрабатывающая и горнодобывающая промышленность. Постоянно создающиеся рабочие места на предприятиях этой отрасли являются стимулом для миграции населения. Степной район испытывает постоянный приток новых жителей из прочих регионов государства. В настоящее время одна пятая часть продуктов промышленного производства страны поступает именно из Степного района. Эта доля участия в развитии страны все больше возрастает, что, вкупе с развитием прочих сфер экономики региона, позволяет прогнозировать его постепенное превращение во второе экономическое ядро.

Но, несмотря на возрастающую роль промышленности, Степной район более известен как сельскохозяйственный регион. Именно отсюда поступает около двух третей всей продукции этой отрасли в государстве. Активно развивается отрасль животноводства, но, в то же время фермеры района специализируются на производстве зерна. Такую специализированность региона обусловили природные условия, благоприятные для выращивания зерновых. Среди этих условий: плодородные почвы, удобные для посевов равнины, мягкий климат.

Помимо природных условий, имеются и другие факторы, повлиявшие на специализацию района. Среди них: географическое положение. Главные потребители продукции фермеров проживают вблизи полей, что позволяет экономить на транспортных расходах. Также приближенность к системе Великих озер способствует выходу на мировой рынок.

Особенно бурно зерновая промышленность в Канаде развивалась в последнее десятилетие девятнадцатого века. Тогда европейские бизнесмены активно закупали канадскую пшеницу. Повышенный спрос на продукцию превратил Степной район в самый важный сельскохозяйственный узел государства. Объемы производства зерна здесь помогли вывести Канаду на уровень одного из первых в мире государств-производителей зерна. Относительно стран-экспортеров, Канада уступает только соседу – Америке. Канадская пшеница экспортируется преимущественно в Европу и Японию. Зерно от канадских фермеров ценят за отменное качество и высокое содержание белка.

Три провинции, входящие в состав Степного района, отличаются по времени заселения, составу населения и уровню развития промышленности.

Район Манитобы был освоен одним из первых. Здесь сосредоточена пятая часть выходцев из Украины, перебравшихся в Канаду. Помимо этой этнической группы, здесь проживают также немцы и англичане. В столичном городе Манитобы – Виннипеге – проживает более шестидесяти тысяч человек. Доля провинции в производстве сельскохозяйственной продукции государства составляет одну десятую. Именно здесь, в хлебной корзине Канады, производится до двух третей всей пшеницы государства. Это отразилось даже в официальных символах провинции: ее герб содержит изображение трех снопов пшеницы.

Провинция Саскачевана заселялась в эпоху так называемой «пшеничной лихорадки», развернувшейся в Канаде. Население провинции разношерстное – здесь проживают скандинавы, немцы, украинцы и прочие народности. Как и в других районах, здесь преобладает сельское хозяйство. Параллельно с ведущей отраслью экономики в районе развиваются добыча нефти, калийная и урановая отрасли.

Провинция Альберта, помимо традиционной для страны отрасли сельского хозяйства – производства пшеницы – специализируется на выращивании сахарной свёклы, ячменя, а также на скотоводстве. Здесь занимаются разведением крупного рогатого скота. Доля скотоводства в экономике провинции постепенно сокращается, на смену ему приходит промышленность. Горнодобывающая промышленность – перспективное направление развития для прежде сельскохозяйственного региона.

Степной район, раскинувшийся на обширной территории, вносит значительный вклад в экономику Канады. С прочими регионами государства его связывает Трансканадская магистраль. Эта автомобильная дорога, протянувшаяся более чем на восемь тысяч километров, полностью оправдывает своё название «главная улица Канады».

Тихоокеанский район

Британская Колумбия – самая западная из всех канадских провинций. Она находится в зоне тихоокеанского побережья. Помимо приморского расположения, ее географическое положение отличается от прочих районов государства тем, что эта провинция отделена от всей страны Кордильерами. Площадь провинции составляет примерно десять процентов канадской территории, численность населения – свыше четырех миллионов человек. Ее структура включает в свой состав материковую часть и острова: Ванкувер и Королевы Шарлотты.

Гористая местность обусловила особую отрасль экономики, развивающуюся именно в Британской Колумбии – лесную отрасль. Здесь расположены богатейшие лесные массивы. Если Манитоба – хлебная корзина Канады, то Б. Колумбия – лесной цех государства.

Также здесь наблюдается высокий уровень развития обрабатывающей и горнодобывающей промышленности. В основном их продукция поставляется на рынки США, в Японию и страны АТР.

В столице провинции – Виктории – проживает свыше трехсот тысяч жителей. Здесь же расположен самый крупный город государства – Ванкувер, в котором проживает более двух миллионов человек.

Расселение граждан по территории провинции не отличается равномерностью. Люди изначально селились вдоль долин рек. Здесь преобладает городское население, в отличие от сельскохозяйственного Степного района. Британская Колумбия – активно развивающийся район, осваивающий новые сферы экономики. Сейчас уже можно говорить об индустриально-аграрном характере экономики региона. Но смена профиля не отменяет развития прежних доминирующих отраслей, здесь также большое значение придается добыче и переработке леса, а также минеральных ресурсов и топливно-энергетической сфере.

Более двенадцати процентов продукции промышленности производится здесь. Еще одни ценный ресурс Британской Колумбии – трудовой. Множество иммигрантов стремятся сюда не только из других провинций Канады, но и из других стран. По этому показателю Б. Колумбия может сравниться только с Онтарио.

Также в этой провинции сосредоточена международная торговля, так как побережье Тихого океана позволяет располагать здесь крупные порты. На берегу трансконтинентальные дороги.

Достижения провинции Британская Колумбия впечатляют: большая часть проживающих здесь людей достигает восьмидесятилетия; Ванкувер – крупнейший порт Канады, в этой организации занято до тридцати тысяч человек; город Ванкувер неоднократно признавался наиболее удобным в социальном отношении мегаполисом; в Британской Колумбии живет свыше ста семидесяти тысяч индейцев. Сфера их занятости – преимущественно переработка рыбы.

Атлантический район

На побережье Атлантического океана расположены пять провинций, объединенные в Атлантический район государства. Общая численность населения, проживающего здесь, достигает двух миллионов человек. Европейцы появились здесь еще во времена первой колонизации Канады. Преимущественно здесь проживают потомки выходцев из Франции. В те времена, когда мореходство осуществлялось на парусниках, экспорт леса был главной отраслью экономики. Тогда Атлантический район Канады был процветающей провинцией. Со спадом запроса на продукты лесной отрасли район перешел в статус окраины хозяйственной системы государства.

Помимо снижения спроса на лесные ресурсы, депрессивной экономику региона делает неудачное географическое положение. Атлантический район занимает такие площади полуострова, что неудобно для курсирования судов, направляющихся в Канаду из стран Северной Европы. Еще один негативный фактор – уменьшение запасов рыбы в так называемой Ньюфаундлендской банке.

Притока населения в экономически неразвитый район не наблюдается.

Нью-Брансуик – самая маленькая из всех провинций региона. Ее площадь составляет менее семидесяти пяти кв. км. Эмблемой провинции была выбрана фиалка. Проживают здесь франкоканадцы. Только здесь на равных правах используются два языка – английский и французский.

Население занято преимущественно на металлургических предприятиях, а также на производствах, занимающихся рыбной ловлей, добычей полезных ископаемых.

Провинция Новая Шотландия выросла на месте поселения первых колонистов и основана в 1621 году. Жители района до сих пор гордятся своими шотландскими корнями. Выходцами из этой провинции являются многие влиятельные политики Канады. Здесь располагается морской порт, международный аэропорт. В провинции развиты машиностроение и пищевая промышленность. Кроме того, население занято в рыбной промышленности и садоводстве.

Ньюфаундленд и Лабрадор стали частью Канады только с середины двадцатого века. Отличительные черты этого района – низкий уровень жизни населения в сочетании с высокой безработицей. Надежды властей на улучшение экономической ситуации в регионе основаны на открытых недавно залежах газа и нефти.

Остров Принца Эдуарда – самый небольшой по площади район Канады. Ресурсы и промышленность тут отсутствуют.

Смотрите также:

Внутренние различия КНР

Внутренние различия Австралии

Trojden | Соединенные Штаты Америки. Хозяйство, внутренние различия: Домогацких Е. М.

Вспомните: Что производят известные вам американские компании?

1. Хозяйство

Соединенные Штаты достигли высокого уровня экономического развития довольно давно, еще в конце XIX века. С того времени лидирующее положение США только упрочилось.

Страна не знает равных по объему ВВП. По важнейшим отраслям промышленности и сельского хозяйства США занимают не ниже 3 места в мире. А по численности научного персонала и расходам на исследовательские проекты Соединенные Штаты оставляют далеко позади даже самые высокоразвитые страны.

Заметной тенденцией в развитии хозяйства США является медленное снижение удельного веса материального производства и возрастание роли нематериальной сферы, прежде всего сферы услуг. Не случайно считается, что эта страна ближе всех подошла к постиндустриальному уровню развития.

Соединенные Штаты создали самый крупный в мире топливно-энергетический комплекс. В основе его лежит великолепная обеспеченность страны важнейшими видами природного топлива.

Уголь добывается в 15 штатах США. Главные угольные районы связаны с одним из крупнейших в мире Аппалачским бассейном на востоке страны. По разведанным запасам угля, его добыче и экспорту США входит в первую тройку стран.

По добыче нефти она занимает 2 место в мире после Саудовской Аравии, и по добыче газа — тоже 2, но после России. Основные нефтегазоносные поля расположены на юге страны в штатах Техас и Луизиана и на западе — в Калифорнии. Правда, сейчас многие скважины на юге страны законсервированы, добыча нефти практически свернута. Нефтяные запасы южных штатов рассматриваются в качестве стратегического ресурса, своего рода неприкосновенного запаса, на будущее. Самый главный и наиболее перспективный район нефтедобычи в США — штат Аляска. Нефть здесь добывается на крайнем севере штата (рис. 81). Это самый северный нефтедобывающий район планеты. Несмотря на высокое место, которое США занимают но добыче нефти и газа, потребности страны удовлетворяются но полностью. Поэтому США закупают значительные объемы нефти в странах Латинской Америки и Персидского залива. Нефть и газ по трубопроводам поступают в США из Канады.

Рис. 81. Нефтепровод на Аляске

Высокая обеспеченность стропы топливными ресурсами определяет ведущую роль тепловой энергетики в производстве электроэнергии. ТЭС, использующие все имеющиеся в стране виды топлива, дают более 70% электроэнергии. Равнинный характер большей части рек США не способствует строительству на них гидроэлектростанций. Только на западе, в горной части страны, построено немалое число ГЭС (рис. 82). Особенно выделяется крайний северо-западный штат страны — Вашингтон. Здесь на реке Колумбия построен крупный каскад из шести мощных станций. Соединенные Штаты лидируют по выработке электроэнергии на атомных электростанциях. На долю США приходится почти половина суммарной мощности АЭС мира. При этом атомные электростанции дают всего 10% электроэнергии в стране. Это говорит только о том, что США производят просто невероятное количество электроэнергии. Действительно, по объему производства электроэнергии США далеко обгоняют все страны мира.

Рис. 82. Гидроэлектростанция Пауэлл на реке Колорадо

Черная металлургия долгое время оставалась предметом гордости американцев. Ведь именно в производстве стали США впервые добились мирового лидерства. Более ста лет эта страна сохраняла свои позиции в черной металлургии. Теперь ситуация изменилась. В США, как и в других развитых странах, происходит сокращение производства черных металлов. США уже не мировой лидер по выплавке стали. Черная металлургия не относится к числу высокодоходных отраслей, и производство стали в стране постепенно сокращается.

Главным центром размещения предприятий черной металлургии остается Приозерье — район Великих озер. Приозерье — это своего рода «американский Урал». Недалеко от этого района расположены Аппалачский угольный бассейн и крупные месторождения железной руды. Огромное число машиностроительных предприятий в районе Приозерья являются потребителями стали. Главные центры металлургии — города Питсбург, Кливленд, Буффало, Детройт, Милуоки.

В стране возник новый металлургический район — Приатлантический. Он ориентирован на привозное сырье, прежде всего на высококачественную железную руду.

Цветная металлургия США исключительно разнообразна. США входит в число мировых лидеров по производству почти всех видов цветных металлов. Основные районы размещения предприятий цветной металлургии: горные штаты, штат Вашингтон и Приатлантический район. Предприятия горных штатов привязаны к месторождениям руд цветных металлов, которых очень много в Кордильерах. В штате Вашингтон производится много дешевой электроэнергии. Поэтому здесь сконцентрированы электроемкие производства по выплавке меди, титана, алюминия.

Предприятия Приатлантического района работают на импортном (в основном из Канады) сырье. В отличие от черной металлургии, цветная развивается весьма успешно.

Важнейшая отрасль обрабатывающей промышленности США — машиностроение. В ней занято почти 40% экономически активного населения страны. Соединенные Штаты производят полный список необходимого машинного оборудования. Филиалы американских машиностроительных компаний расположены в десятках стран мира.

Самая «американская» отрасль машиностроения — это автомобилестроение (рис. 83).

Рис. 83. Склад готовой продукции автозавода компании «Форд» в Детройте

Именно в США производство автомобилей было поставлено на конвейер и из полукустарного производства превратилось в отрасль промышленности. Львиную долю автомобилей страны выпускают заводы трех крупнейших автомобильных концернов: «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер». Автомобильные заводы размещены почти в 20 штатах, но главным «автомобильным цехом» страны было и остается Приозерье.

Столица автомобильной промышленности США — город Детройт (штат Мичиган).

Несмотря на огромные объемы производства автомобилей (около 6 млн в год) США на рубеже 80-х и 90-х годов XX века уступили Японии лидерство в этой области. В настоящее время по выпуску автомобилей Соединенные Штаты (по некоторым данным) находятся уже на 3 месте, пропустив вперед и Германию.

Ключевые позиции в производстве аэрокосмической техники занимают несколько компаний: «Боинг», «Локхид», «Макдонелл Дуглас». Предприятия авиастроения есть во многих районах страны, но особенно велика роль Тихоокеанских штатов — Калифорнии и Вашингтона. Авиационными столицами страны по праву считаются города Сан-Диего и Сиэтл (рис. 84).

Рис. 84. Сборочный цех авиационного завода в Сиэтле

США долгое время оставались мировым лидером в производстве морских судов, но во второй половине XX века уступили новым лидерам — странам Восточной Азии и Латинской Америки. Судоверфи, продолжающие выпускать очень ограниченное количество судов, расположены на атлантическом побережье, а также в районе Великих озер. Все это касается только производства гражданских судов. По военному судостроению США своего лидирующего положения никому не уступают.

В хозяйстве США огромную роль играют наукоемкие отрасли машиностроения (электронная и электротехническая промышленность). Американская компания «Ай-би-эм» фактически контролирует мировой рынок компьютеров и комплектующих к ним.

США являются неоспоримым лидером в области производства электронико-промышленного назначения: автоматизированных производственных линий,робототехники и т.п.

Однако в области бытовой электроники американские фирмы не выдерживают конкуренции на мировом рынке и испытывают проблемы даже на внутреннем рынке. Предприятия электронной промышленности находятся как в крупных городах, так и в совсем маленьких, все население которых связано с этим производством. Концентрируются наукоемкие отрасли в знаменитой «Силиконовой долине» в окрестностях Сан-Франциско (штат Калифорния).

США — крупнейший в мире производитель и экспортер оружия. Предприятия, связанные с производством современных систем вооружений, размещены в США достаточно широко. Но основными районами являются штаты Texас и особенно Калифорния.

По объему производства химической промышленности США входит в число мировых лидеров. В США развиты все отрасли этой промышленности от основной химии до фармацевтической промышленности и от химии органического синтеза до бытовой химии.

Выделяются два района концентрации предприятий химической промышленности. На северо-востоке страны они работают как на привозных ресурсах так и на местных, в частности, на отходах черной металлургии.

Поскольку страна вытянута в широтном направлении, сложилась не радиальная, я линейная транспортная сеть. Она состоит из протяженных трансконтинентальных магистралей, пересекающих страну с запада на восток, и многочисленных меридиональных связок между ними.

Все основные виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и речной) играют в перевозках примерно одинаковую роль.

Пожалуй, единственный вид транспорта, который находится в состоянии затяжного кризиса, — это железнодорожный. Сложившаяся в США система автомобильных дорог практически дублирует железнодорожную сеть. Ввиду резкого сокращения железнодорожных перевозок в стране реализуется программа по выходу из кризиса этой отрасли. В частности, проводится техническое перевооружение железных дорог для увеличения скорости перевозок.

Развитие речного транспорта связано с большим количеством рек и озер. Существует разветвленная речная система Миссисипи и ее притоков, а также система Великих озер (рис. 85).

Рис. 85. Такие пароходы плавали по Миссисипи еще в позапрошлом веке

На долю морского транспорта приходится 75% международных перевозок страны. Для этого США предпочитают использовать суда малых стран, плавающих под «дешевыми» флагами (Панама, Либерия).

Крупнейшими портами атлантического побережья являются Нью-Йорк, Новый Орлеан и Филадельфия, а тихоокеанского — Сан-Франциско и Сиэтл.

Как во внешних пассажирских перевозках, так и во внутренних велико значение воздушного транспорта, США располагают самым большим в мире самолетным парком, а аэропорт Хартсфилд-Джексон города Атланты является самым крупным в мире.

Внешнеэкономические связи. В мировой торговле Соединенные Штаты — один из наиболее активных участников.

Нужно отметить, что доля экспорта в формировании ВВП в США почти в два раза меньше, чем в средней европейской стране, США имеет огромный внутренний рынок, поэтому экспорт из страны относительно мал.

Интересна структура американского экспорта. В международном географическом разделении труда США являются не столько промышленной, сколько аграрной страной. Продукция сельского хозяйства экспортируется в гораздо большем количестве, чем промышленная продукция.

На мировом рынке продается только 15% произведенной в США промышленной продукции. Для сравнения: Германия экспортирует почти 40% своей продукции. Связано это с тем, что крупные американские компании являются транснациональными корпорациями, то есть США уже довольно давно перешли от экспорта продукции к ее зарубежному производству.

В международных экономических связях США гораздо большую роль, чем торговля, играет экспорт капитала. США — крупный инвестор, вкладывающий деньги в экономику как развитых, так и развивающихся стран. Правда, что касается развивающихся стран, то вложения затрагивают почти исключительно отрасли добывающей промышленности, Однако США и сами являются объектом для иностранных инвестиций. Особенно активно ввозится капитал из Японии, которая вкладывает огромные средства в строительство автомобильных заводов, предприятий, производящих бытовую электронику. Многие крупнейшие кинокомпании США субсидируются Японией. Усиливается ввоз капитала в США и из некоторых стран Европы, например из Германии.

2. Внутренние экономические различия

Разнообразие природных условий в такой большой стране, как США, неизбежно приводит к серьезным различиям в уровне развития и хозяйственной специфике различных ее регионов.

В Соединенных Штатах принято выделять 9 экономических районов или, правильнее сказать, групп штатов. Но упрощенно можно говорить о четырех регионах: Северо-Восток, Средний Запад, Юг и Запад (рис. 86).

Рис. 86. Экономические районы США

Северо-Восток — наиболее важный регион в экономике США. Штаты Северо-Востока дают больше половины промышленной продукции и около 40% продукции сельского хозяйства страны. Здесь развиты старые, традиционные для США отрасли промышленности: судостроение, производство электротехники, а также разнообразная химическая, легкая и пищевая промышленность.

Средний Запад — крупный зерновой район страны, производящий главным образом кукурузу и пшеницу. Но здесь также находится и район Приозерья, который, как мы знаем, можно назвать «Американским Уралом» за его насыщенность металлургическими и химическими предприятиями. «Автомобильной столицей» страны стал Детройт.

Юг еще не так уж и давно считался только сельскохозяйственным регионом. Здесь производится хлопок, рис, арахис, табак. Однако открытие в конце XIX века крупных запасов нефти изменило облик района. Сейчас, правда, добыча нефти прекращена, но Юг по-прежнему остается крупнейшим центром нефтепереработки страны. В последние десятилетия появились предприятия, связанные с новейшими технологиями, в частности аэрокосмической промышленности.

Запад страны, всегда бывший наиболее отсталой, неразвитой и даже дикой окраиной страны, в последней четверти XX века полностью изменился. Сейчас это наиболее быстро развивающийся район США. Основу его процветания составляют наукоемкие отрасли промышленности, в том числе и оборонной: электроника, авиационная и космическая техника и т.д. Западные штаты займут то место в экономике США, которое занимают северо-восточные штаты. Это хорошо согласуется с общемировой тенденцией смещения центра человеческой цивилизации с берегов Атлантики к берегам Тихого океана.

ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ

  • 1. США — лидер мирового хозяйства. Страна играет огромную роль не только в экономической, но и политической жизни планеты.
  • 2. США располагают огромным внутренним рынком, в то время как экспорт относительно невелик.
  • 3. Сельское хозяйство США организовано очень рационально. Территориально его основу образуют несколько специализированных сельскохозяйственных поясов.
  • 4. Внутренние различия позволяют выделить на территории США четыре экономических района.

ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ

1. В производстве каких видов продукции США — мировой лидер? 2. Назовите крупнейшие города каждого из экономических районов США. 3. Какие виды продукции американских производителей вам известны?

А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие факторы способствовали превращению США в лидера мировой экономики? 2. Приведите примеры перехода США от экспорта продукции к ее зарубежному производству. 3. Почему именно Северо-Восток страны стал наиболее важным экономическим центром страны?

ПОРАБОТАЕМ С КАРТОЙ

1. С помощью атласа определите пять главных нефтяных штатов страны. 2. На основе анализа экономической карты США покажите различия в специализации машиностроения экономических районов страны.



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница