Врач леонардо да винчи: Итальянские врачи выяснили причину паралича Да Винчи

Итальянские врачи выяснили причину паралича Да Винчи

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

07.05.2019 10:45

Рубрика:

Культура

Александр Гавриленко

iStock

Леонардо да Винчи не смог дорисовать свое самое известное творение, картину “Мона Лиза”, потому что серьезно повредил руку во время обморока. О новом исследовании двух итальянских медиков сообщила британская The Daily Telegraph.

Причины инвалидности художника эпохи Возрождения обсуждались искусствоведами на протяжении веков, а в последние годы частичный паралич в результате инсульта стал доминирующей теорией. Сторонники этой версии считают, что высокомолочная диета, которой он придерживался, действительно могла спровоцировать нарушение мозгового кровообращения, (при этом известно, что художник не ел мясо). Однако пластический хирург Давиде Лаззери и невролог Карло Росси из Италии провели исследование и пришли к выводу, что эта теория неверна.

На кроваво-красном меловом портрете Джованна Амброджо Финио изображен пожилой да Винчи, правая рука которого под прямым углом к телу, свернутая в складки одежды, словно в слинге. Его большой, указательный и средний палец вытянуты, а безымянный и мизинец сжаты. Если бы да Винчи действительно перенес инсульт, что скорее всего весь его кулак был бы сжат, пишут они в журнале Королевского медицинского общества. Кроме того, нет никаких доказательств, что у старого мастера были какие-либо лицевые или неврологические нарушения, которые почти неизбежны после инсульта.

Зато такое положение пальцев типично при параличе локтевой кости и травматическом повреждении нерва. Это часто случается с пожилыми людьми после падения во время обморока или головокружения, пишут исследователи.

– Теперь мы понимаем, почему мастер оставил множество незаконченных картин, в том числе портрет Моны Лизы, – говорит доктор Лаззери.

Рисунки, приписываемые Да Винчи, заштрихованы от левого верхнего угла, что типично для левшей. Однако широко распространено мнение, что рисовал он правой. Авторы исследования цитируют запись в дневнике Антонио де Беатиса, помощника кардинала Луиджи д’Арагона, после посещения да Винчи в 1517 году, в которой говорится: “Нельзя ожидать от него более хорошей работы, так как паралич разбил его правую руку… И хотя Леонардо больше не может рисовать с присущей ему сладостью, он все же может изобретать и обучать других”.

“Мона Лиза”, как полагают, была написана в 1503 или 1504 году во Флоренции. Исследователи считают, что он писал ее в течение многих лет и оставил незаконченной.

К слову, до травмы, предположительно имевшей место в 1505 году, Да Винчи считался невероятно сильным. В отрывке из книги его коллеги-живописца Джорджо Вазари говорится: “Да Винчи был физически настолько силен, что мог противостоять насилию. Он правой рукой мог согнуть кольцо молотка железной двери или подковы, как будто они были свинцовые”.

ЖивописьИстория

Главное сегодня

  • Цена на газ в Европе вновь превысила 500 долларов за тысячу кубометров

  • Марочко: Командование ВСУ наращивает группировку войск в районе Артемовска

  • Сбербанк в тестовом режиме увеличил лимит для покупок без PIN-кода

  • Financial Times: Украина получила одну из обещанных США и ФРГ систем Patriot

  • Экс-конгрессвумен Габбард объяснила появление “украинской” версии по “Северным потокам”

  • FT: Минфин США призвал крупнейших нефтетрейдеров без опаски торговать российской нефтью

Загадка Леонардо да Винчи – evrikaru — LiveJournal


Леонардо, как никто другой среди художников, проявлял не только большой интерес к анатомическим исследованиям, но и первым сделал немало описаний строения различных частей тела человека. Живопись побудила его уже в юношеские годы ученичества углубленно изучать анатомию. Он посещал мастерскую, где производились вскрытия трупов с целью изучения строения мышц и суставов.


В 1487—1495 годах Леонардо начал серьезно заниматься анатомическими исследованиями во Флоренции и продолжил их в Милане, уделив при этом особое внимание не только строению, но также функциям скелета, мышц и внутренних органов. Большую помощь Леонардо в изучении анатомии человека оказал преподававший в Университете Павиа Марко Антонио делла Торре. Этот врач и анатом, по-видимому, был одним из первых, кто начал изучать медицину в свете учения Галена, пытаясь осветить новым истинным светом анатомию, окруженную до того времени густым мраком невежества. Художника и врача в их творческом союзе объединило общее стремление — заменить схоластическую анатомию арабских толкователей Гиппократа и Галена опытом и наблюдением над природой, исследовать строение живого тела. А для этого нужны были исследования соответствующих объектов.

Между тем добывание мертвых тел для анатомического исследования было в те времена делом не только трудным, но и опасным в связи с существовавшим запретом папы Бонифация VIII. Однако стремление к познанию не останавливало людей ни перед чем в добывании трупов: их покупали за большие деньги у палачей и больничных гробовщиков, отнимали силой, крали с виселиц, вырывали из могил на кладбищах. Именно в таких незаконных действиях впоследствии будет обвинен Леонардо своими братьями, не пожелавшими уступить ему долю наследства после смерти отца.

Не следует однако забывать, что Леонардо начал свои исследования в области анатомии человека не на пустом месте. Еще в XIII столетии король Фридрих II, основавший школу в городе Салерно, разрешил производить вскрытие тел казненных преступников, несмотря на существовавшие тогда запреты церкви. Более того, практикующим хирургам Фридрих II даже запретил заниматься своей профессиональной деятельностью без изучения анатомии. Приблизительно в это же время в Болонье появилась школа, в которой проводилось вскрытие тел, если причины смерти остазались неясными. Первым, кто произвел за двести лет до Леонардо публичное анатомическое сечение двух трупов в Болонье, был Мондино де Луцци, который выбрал для этого женщин, более близких, как он считал, к живой природе. Однако, по собственному признанию ученого, его настолько мучила совесть, что он не осмелился анатомировать голову, считавшуюся «обиталищем духа и разума». Основываясь « собственных анатомических исследованиях, Мондино де Луцци, преподававший в последующем в Болонском университете анатомию и хирургию, создал в начале XIV века «Анатомию», остававшейся фундаментальным трудом вплоть до времен Леонардо.

Как видно, уже начиная с XIII века придавалось важное значение изучению медиками анатомии человека, которая начала преподаваться в университетах. Однако качество преподавания оставалось не столь высоким из-за отсутствия прежде всего иллюстративного материала, который тогда был представлен грубыми гравюрами на дереве и эстампами, передававшими приблизительно и не очень четко строение скелета и изображения внутренних органов. Даже изданный в 1495 году в Венеции при жизни Леонардо анатомический труд Иоганесса Кетамса был снабжен иллюстрациями в технике древних времен, хотя считался прогрессивным.

И вот здесь появился Леонардо, словно почувствовав, что настал его час как анатома-художника новой фармации. Вклад в изучение анатомии Леонардо как художника оказался неоценимым с точки зрения точности изображения различных анатомических структур, а главное возможности обучения анатомии на новом уровне. Ведь до Леонардо представители медицины мало интересовались анатомическими рисунками, а многие из них вовсе оспаривали их необходимость на страницах книг, считая, что они отвлекают студентов от текста. Но все рисунки Леонардо были настолько ясны и убедительны, что никто больше не смог отрицать значения этих рисунков в преподавании медицины и анатомии. По сей день анатомические рисунки в учебниках анатомии воссоздают по принципу, предложенному Леонардо да Винчи.

По свидетельству самого Леонардо, он создал 120 (!) альбомов с анатомическими рисунками, сделанными красным карандашом и заштрихованных пером, а также с изображением трупов, с которых он собственноручно сдирал кожу и которые срисовывал с величайшей тщательностью. На этих рисунках он изображал все кости, которые затем по порядку соединял сухожилиями и покрывал мышцами. При этом Леонардо тут же вписывал в разные места буквы, написанные в его манере неразборчивым почерком, левой рукой и навыворот. И, опять же, это была своеобразная шифровка Леонардо, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того как человечество до них «дозреет». Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, да еще и справа налево. Но и этого мало — он все буквы переворачивал в зеркальном изображении.

Леонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. Например, если вглядываться в картины, можно обнаружить символическую взлетающую птицу. Таких знаков, видимо, немало, поэтому те или иные его детища вдруг обнаруживаются через века. Так случилось со знаменитой мадонной Бенуа, которую долгое время в качестве домашней иконы возили с собой странствующие актеры.Изображая анатомически предельно точно каждую часть человеческого тела, различные органы, кости, мышцы, Леонардо развивал и совершенствовал технику рисования. Рисунки Леонардо отражают интерес мастера к механике движения тела, сгибанию и выпрямлению конечностей, особенностям походки и осанки человека. Большое внимание в своих рисунках Леонардо обращает на суставы позвонков — лишнее подтверждение желания исследовать двигательные функции человека. Поражает точная передача строения позвоночника — сравнимая с данными таких современных методов исследований, как компьютерная и магниторезонансная томография.

Кстати, Леонардо первым определил число позвонков у человека и наиболее точно воспроизвел форму позвоночного столба. При этом отдельно изображались шейный отдел позвоночника, первый шейный позвонок — атлант (atlas), второй — осевой (axis) и третий. Схематично представлен спинной мозг, а также один из нервов каудальной группы. Леонардо да Винчи первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный отдел позвоночника наподобие канатов, удерживающих мачту корабля.

Проявляя интерес к строению человеческого тела и восхищаясь его анатомическим совершенством и пропорциональностью, Леонардо создал знаменитую иллюстрацию (ветрувий), доказывающую пропорциональность нашего тела.

С раскинутыми руками и раздвинутыми ногами фигура человека вписывается в круг. А с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками — в квадрат, при этом образуя крест. Такая своеобразная «мельница» дала толчок ряду разнообразных мыслей мастера. Так, Леонардо оказался единственным, от кого пошли проекты церквей, когда алтарь помещается посередине (пуп человека), а молящиеся — равномерно вокруг. Этот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гения — шариковому подшипнику.

Острый исследовательский ум побуждал Леонардо изучать при вскрытиях различные структуры, отвечающие за соответствующие функции, а гений художника и инженера-математика позволял с абсолютной точностью воспроизводить сложные анатомические формы человека. Быть может, с помощью анатомирования трупов и изображения частей человеческого тела на бумаге Леонардо пытался постичь всю сложность не только строения человека, но также законы природы и тайны божества, сотворивших такое совершенство. В своей книге с рисунками, изображающими человеческие органы, Леонардо написал на полях: «Да поможет мне Всевышний изучить природу людей, их нравов и обычаев так же, как я изучаю внутреннее строение человеческого тела».

Анатомические рисунки Леонардо да Винчи отличались удивительной точностью и иногда опережали в этом отношении иллюстрации к выдающимся медицинским трактатам его времени. К сожалению, долгое время эти рисунки, представляющие несомненную ценность для обучения, не были доступными. Изучение рисунков Леонардо и его рукописей, большей частью зашифрованных, началось лишь в конце XVIII века. До нашего времени дошло несколько сотен этих изображений, главным образом костной и мышечной систем.

Большая часть этих рисунков находилась в руках миланского живописца Франческо Мельци, ученика Леонардо, сопровождавшего его во Францию и перевезшего в Италию после смерти учителя завещанные ему рукописи и книги Леонардо. Именно от Мельци получил некоторые сведения о Леонардо его биограф Вазари, который встречался с Мельци в 1566 году. Кстати, кисти Мельци приписывается находящийся в Эрмитаже женский портрет (так называемая «Коломбина», а возможно и та самая знаменитая «Джоконда»).

Рисунки Леонардо были настолько точны и в то же время так прекрасны, что трудно было решить, где кончается искусство и начинается наука. Вот что писал в своих заметках Мастер: «Тому, кто мне возразит, что лучше изучать анатомию на трупах, чем по моим рисункам, я отвечу: это было бы так, если бы ты мог видеть в одном сечении все, что изображает рисунок; но какова бы ни была твоя проницательность, ты увидел и узнал бы лишь несколько вен. Я же дабы иметь совершенное знание, произвел сечения более, чем десяти человеческих тел различных возрастов, разрушая все члены, снимая до последних частиц все мясо, окружавшее вены, не проливая крови, разве только чуть заметные капли из волосяных сосудов. И когда одного тела не хватало, потому что оно разлагалось во время исследования, я рассекал столько трупов, сколько требовало совершенное знание предмета, и дважды начинал одно и то же исследование, дабы видеть различия. Умножая рисунки, я даю изображение каждого члена и органа так, как будто ты имел их в руках и, повертывая, рассматривал со всех сторон, внутри и снаружи, сверху и снизу».

В этих словах Леонардо предстает перед нами как профессионал-анатом, владеющий в совершенстве методикой вскрытия тел, заложивший, быть может, основы сравнительной анатомии, опирающийся только на полученные в ходе секционных исследований данные. Изучая на трупах беременных женщин последовательные ступени развития зародыша в матке, Леонардо поражался сходством в строении тел людей и животных, не только четвероногих, но также рыб и птиц, к которым художник испытывал особую привязанность. О высоком мастерстве вскрытий свидетельствуют минимальные кровотечения, за исключением почти невидимых капель крови из мельчайших сосудов — капилляров, о существовании которых Леонардо уже тогда был осведомлен и называл их «волосяными сосудами». Он находил никому неизвестные, замурованные в соединительно-тканных участках тела тончайшие кровеносные сосуды и нервы, разветвления вен. Их находила, ощупывала скальпелем и обнажала его легендарная левая рука, которая была настолько сильной, что гнула подковы, и настолько нежной, что ощущала тайную прелесть в улыбке Джоконды.

Анатом Леонардо проявил незаурядные знания в эпидемиологии, течении заболевания и лечебных мероприятий при чуме, разразившейся в Милане в 1484 году, бушсвавшей почти два года и унесшей тысячи человеческих жизней. Видя бессилие врачей остановить чуму, Леонардо делает, по-видимому, недалекое от истины и правильное с позиций врача заключение, что прописываемые лекарства только ускоряют смерть больных чумой. Леонардо имел в виду прежде всего слабительные средства и кровопускания, часто приводящие к фатальным исходам. Вот как он критически оценивает действия врачей: «Каждый человек ищет возможность оплатить хлопоты врача, чтобы тот смог дать отпор приходящему разрушению жизни. Итак, по всей видимости, врачи — состоятельные люди… Беспокойся о своем здоровье, и это будет наилучший способ твоей защиты от врачей. Ибо их микстуры всего лишь разновидность алхимии». Поражает не только «клиническая проницательность» Леонардо, но и понимание важной роли сопротивляемости организма при тяжелой инфекции и, наконец, предвидение будущей коммерциализации врачебной деятельности.

Остается лишь сожалеть о потере медициной столь способного, незаурядного человека, каким был Леонардо, который так и не смог целиком посвятить себя медицине, получить соответствующее образование и применять свои знания на практике. Для профессиональной врачебной деятельности, разумеется, было необходимо получение соответствующего образования. Однако путь в университет для Леонардо, рожденного, как известно, вне брака, был наглухо закрыт. В те времена незаконнорожденные не могли находиться вместе с так называемыми добропорядочными аристократами.

Тем не менее можно смело утверждать, что медицина в том понимании этой научной и прикладной специальности оставалась одной из граней его многогранной деятельности. Хотя, конечно, в сравнении с другими видами его деятельности достижения в области медицины были признаны менее значительными. В чем же преуспел в науке о человеке этот величайший представитель эпохи Возрождения? Среди его достижений в области анатомии и физиологии можно назвать следующие:

— Заключение об иерархической структуре нервной системы с основным центром в головном мозге

— Заключение о том, что чувствительной к свету является именно сетчатка, а не хрусталики, как предполагалось ранее. Он изучал хрупкие структуры глаза с помощью изобретения новых методов, рассекая глаз, после фиксации его нагреванием в яичных белках

— Описание атеросклеротических поражений сосудов и их возможная роль в сужении коронарных артерий. Более того, в развитии этих поражений он с редким предвидением предписывал значение избыточному поступлению из крови «продуктов питания»

— Идентификация сердца как мышцы и предположения о происхождении тепла в результате сердечной активности

— Установление соответствия между артериальным пульсом и сокращением желудочков сердца, а также укорочения размеров желудочка во время сокращения

— Развитие понимания механики движения и понятия о реципрокной иннервации антагонистических мышц

— Эрекция мужского полового члена возникает вследствие наполнения его кровью, а не воздухом, как предполагалось ранее

— Высказывание мнения, что вклад матери и отца в наследование признаков одинаков

— Закрытие аортального клапана при еще сокращающемся левом желудочке

— Рассматривание функций организма с точки зрения механики; построение различных экспериментальных моделей, в частности стеклянной модели, позволяющей наблюдать движение крови в сердце

Масштабы анатомических исследований Леонардо, опередивших свое время наряду со сделанными им поразительными по точности изображения рисунками, впечатляют современников и позволяют считать именно Леонардо да Винчи анатомом новой формации, который первым начал изучать анатомию с помощью систематических тщательных посмертных исследований при вскрытии трупов. Ведь проводившиеся до Леонардо анатомирования человеческого тела не являлись самостоятельным методом исследования, а скорее лишь наглядно иллюстрировали тексты Галена, который так и не вскрыл ни одного трупа человека.

К сожалению, анатомические исследования Леонардо и созданный им уникальный по тем временам иллюстративный материал оказались недоступными в течение долгого времени и не могли быть использованы для дальнейших исследований и преподавания анатомии. По этим же причинам истинный «образ Леонардо-анатома» оставался вплоть до XVIII века неведомым для потомков. Быть может, именно поэтому лавры «отца анатомии» достались Андрею Везалию, упоминание о котором рядом с Леонардо да Винчи нам кажется вполне уместным. С именем А.Везалия, родившегося в Брюсселе, в семье аптекаря за пять лет до смерти Леонардо, связано становление анатомии как научной дисциплины.

А.Везалий изучал медицину в Париже и в Падуе, где получил звание бакалавра, а затем доктора медицины. После того как в 1537 году он публично произвел вскрытие, Сенат Венецианской республики назначил 23-летнего Везалия профессором хирургии Университета Падуи с обязательством преподавать анатомию.

Изучая труды Галена, Везалий не был подавлен непререкаемым авторитетом своего предшественника, но добавил к его учению много такого, что тот не заметил. Везалий правильно описал скелет человека, его мышцы (хотя, как оказалось, это сделал и прекрасно изобразил Леонардо) и многие другие органы, установил отсутствие в сердечной перегородке отверстия, через которое, согласно учению Галена, кровь должна была проникать из правого желудочка в левый, описал клапаны

сердца, создав тем самым предпосылки для обоснования кругового движения крови и открытия системы кровообращения У.Гарвеем. В 1543 году в Базеле вышел в свет его главный труд «О строении человеческого тела», в котором он обобщил достижения анатомии предыдущих столетий и собственные данные, полученные в результате многочисленных вскрытий. Текст сопровождали 250 блестяще выполненных И.С. ван Калькаром рисунков.

Примечательно, что в своем труде Везалий применил принцип многопроекционного представления частей тела человека, которое было впервые воспроизведено Леонардо и использовано в дальнейшем другими анатомами. Свой монументальный труд Везалий посвятил Карлу V, который вскоре предложил ему занять пост придворного врача, на что Везалий дал свое согласие и покинул университет.

После отъезда Везалия из Падуи университетскую кафедру занял известный анатом и врач Габриеле Фаллопий, продолживший анатомические исследования по методу Везалия и издавший в 1561 году свое сочинение «Анатомические наблюдения».

Г.Фаллопий описал, в частности, полукружные каналы, клиновидные пазухи, тройничный, слуховой и языкоглоточный нервы, канал лицевого нерва, а также маточные трубы, называемые в его честь фаллопиевыми. С фаллопиевыми трубами у медиков ассоциируется прежде всего имя этого выдающегося анатома. Указывая на некоторые ошибки в анатомических сочинениях Везалия, Фаллопий всегда признавал превосходство этого «божественного князя анатомов», «восхитительного врача».

После переезда двора в Мадрид и отречения Карла V в пользу своего сына Филиппа II А.Везалий продолжал оставаться придворным врачом, однако анатомических исследований ему проводить не удавалось. Исследование скальпелем трупа человека считалось в Испании кощунством. «Я не мог прикоснуться рукой даже к сухому черепу и тем менее возможности я имел производить вскрытия», — вспоминал анатом. Не раз Везалий просил Филиппа II отпустить его на родину, где он мог бы продолжить занятия анатомическими исследованиями. Получив отказ, он дал обещание в случае выполнения королем его просьбы совершить паломничество в Палестину.

Существует предположение, что как-то Везалий по ошибке вскрыл тело живого человека (при публичной демонстрации вскрытия ассистент якобы заметил сокращение сердечной мышцы) и должен был искупить этот грех паломничеством. После возвращения из паломничества Венецианский Сенат предложил Везалию занять свою прежнюю кафедру в Университете Падуи, которая освободилась после смерти Фаллопия. Однако на обратном пути из Иерусалима Везалий внезапно заболел и умер.

Со смертью Везалия и Фаллопия завершилась блестящая эпоха целой плеяды анатомов Падуанского университета, заложивших фундамент научной анатомии и ставших как бы продолжателями дела Леонардо да Винчи, с исследованиями которого ни Везалий, ни Фаллопий, скорее всего, не были знакомы. Ведь, как уже упоминалось, анатомические рисунки Леонардо оставались практически неизвестными для современников, поскольку он не публиковал своих произведений. Сделанные им рисунки находились долгое время невостребованными главным образом в Виндзорском собрании. А желание Леонардо написать «Трактат по анатомии» так и осталось нереализованным.Л.И.Дворецкий



О Леонардо – Smarthistory

Небеса часто обрушивают на людей богатейшие дары, но иногда они щедро одаривают одного человека красотой, изяществом и способностями, так что что бы он ни делал, каждое действие было настолько божественным, что он отдаляет всех других людей и ясно показывает, что его величие есть дар Божий, а не достижение человеческого искусства. Мужчины видели это в Леонардо. (Вазари, Жизнеописания выдающихся живописцев, скульпторов и зодчих )

Леонардо: из Флоренции в Милан

Леонардо родился незаконнорожденным в известной тосканской семье гончаров и нотариусов. Возможно, он путешествовал из Винчи во Флоренцию, где его отец работал на несколько влиятельных семей, включая Медичи. Сообщается, что в возрасте семнадцати лет Леонардо поступил в ученики к флорентийскому художнику Верроккьо. Здесь Леонардо оценил достижения Джотто и Мазаччо и в 1472 году вступил в гильдию художников Compagnia di San Luca.

Леонардо да Винчи, Голова Леды, c. 1504-06, перо и тушь поверх черного мела, 14,7 x 17,7 см (Королевский фонд коллекции, Великобритания)

Благодаря семейным связям Леонардо получил выгоду, когда Лоренцо Медичи (Великолепный) правил Флоренцией. К 1478 году Леонардо был полностью независим от Верроккьо и, возможно, тогда встретил изгнанного Людовико Сфорца, будущего герцога Милана (Людовико правил как регент с 1481-94, прежде чем стать герцогом). В 1482 году Леонардо прибыл в Милан с серебряной лирой (на которой он, возможно, умел играть), подарком Людовико Сфорца от флорентийского правителя Лоренцо Великолепного. Людовико стремился превратить Милан в центр гуманистического обучения, способный соперничать с Флоренцией.

Леонардо да Винчи, Поверхностная анатомия плеча и шеи , c. 1510, перо и тушь поверх черного мела, 29,2 x 19,8 см (Королевский фонд коллекции, Великобритания)

Леонардо процветал в этой интеллектуальной среде. Он открыл студию, получил многочисленные заказы, обучал студентов и начал систематически записывать свои научные и художественные изыскания в серии тетрадей. Архетипический «человек эпохи Возрождения» Леонардо был непревзойденным художником, опытным архитектором, инженером, картографом и ученым (особенно его интересовали биология и физика). На него повлияли различные древние тексты, в том числе платоновские Тимей , Космография Птолемея и Витрувий Об архитектуре . Леонардо приписывают помощь Луке Пачоли в его трактате Divina Proportione (1509). Соединив практическое и теоретическое, Леонардо сконструировал множество боевых механических устройств, в том числе подводную лодку, и даже экспериментировал с конструкциями для полета.

В ныне известном письме (вероятно, написанном в начале 1480-х годов) Леонардо перечислил свои таланты будущему герцогу, сосредоточившись в основном на своих способностях военного инженера. Буква начинается:

До сих пор достаточно изучив и изучив эксперименты всех тех, кто претендует на звание экспертов и изобретателей военных машин, и обнаружив, что их машины ни в малейшей степени не отличаются от тех, которые обычно используются, я возьму на себя смелость, не желая причинить никому вреда, так как обращаюсь к Вашему Высокопревосходительству, чтобы открыть ему мои тайны, и предложить продемонстрировать ему, по его желанию, все вещи, кратко перечисленные ниже.

В десяти коротких абзацах Леонардо перечислил услуги, которые он мог бы выполнить — он сказал (среди прочего), что может строить мосты, туннели, крепости и «делать осадные орудия, минометы и другие машины красивой и практичной формы, полностью отличается от того, что обычно используется». Что может показаться нам удивительным, так это то, что только в самом последнем абзаце Леонардо упоминает об искусстве, и он упоминает его так скромно! Вот что он написал:

В мирное время я полагаю, что способен доставить вам не меньше удовлетворения, чем кто-либо, будь то архитектура, строительство общественных или частных зданий или доставка воды из одного места в другое. Предмет я могу вылепить из мрамора, бронзы или терракоты; а в живописи моя работа не уступает ничьей.

Возвращение во Флоренцию, затем во Францию ​​

В 1489 году Леонардо заключил долгожданный контракт с Людовико и был удостоен титула «Флорентийский Апеллес» в честь древнегреческого художника, почитаемого за его великий натурализм. Леонардо вернулся во Флоренцию, когда Людовико был свергнут французским королем Карлом VII. Находясь там, Леонардо встретился с Никколо Макиавелли, автором Принц и его будущий покровитель Франциск I (правивший Францией с 1515 по 1547 год). В 1516 году, после многочисленных приглашений, Леонардо отправился во Францию ​​и присоединился к королевскому двору. Леонардо умер 2 мая 1519 года в королевском замке Клу.

Смерть Леонардо и изменение статуса художника

Вазари, написавший Жизнеописание выдающихся живописцев, скульпторов и зодчих  (1550), сказал о смерти Леонардо следующее:

Наконец, состарившись , он пролежал больным много месяцев и, чувствуя себя близким к смерти, просил, чтобы его усердно осведомляли об учении католической веры, о добром пути и святой христианской религии; а потом, со стонами, исповедовался и каялся; и хотя он не мог хорошо подняться на ноги, опираясь на руки своих друзей и слуг, он благоговейно принял со своей постели Святейшее Таинство. Король, который имел обыкновение часто и с любовью навещать его, вошел в комнату; а потому он из благоговения, поднявшись, чтобы сесть на ложе, рассказав ему о своей болезни и ее обстоятельствах, показал вместе с тем, как сильно он оскорбил Бога и человечество тем, что не работал над своим искусством так, как должен был. сделанный. После этого его охватил пароксизм, вестник смерти; по этой причине король встал и взял его голову, чтобы помочь ему и оказать ему благосклонность, чтобы затем закончить, чтобы он мог облегчить его боль, его дух, который был божественным, зная, что он не может иметь большей чести, умер в объятиях короля.

Эта история хорошо свидетельствует об изменении статуса художника — Леонардо, который провел последние годы своей жизни во Франции, работая на короля Франциска I, часто посещал король (помните, что художник считался всего лишь искусный ремесленник в Средние века и на протяжении большей части раннего Возрождения). В эпоху Высокого Возрождения, напротив, мы обнаруживаем, что художников считают интеллектуалами и что они общаются с высшими слоями общества. Довольно перемен! Все это, конечно же, связано с гуманизмом эпохи Возрождения и растущим признанием достижений великих людей. Художники раннего Возрождения настаивали на том, чтобы их считали интеллектуалами, потому что они работали не только руками, но и разумом. Они защищали эту позицию, указывая на научные инструменты, которые они использовали, чтобы сделать свою работу более натуралистичной — изучение анатомии человека, математики и геометрии, линейной перспективы. Очевидно, все это были интеллектуальные занятия.

Леонардо да Винчи, Портрет мужчины красным мелом (автопортрет) , ок. 1512, бумага, красный мел (Biblioteca Reale, Турин)

Посмотрите внимательно на этот автопортрет. Разве не ясно, что Леонардо считал себя мыслителем, философом, интеллектуалом?

Натурализм Леонардо

Древнегреческие врачи вскрывали трупы. Отказ ранней церкви от науки классического мира, наряду с возможностью телесного воскресения, привел к запрету вскрытия. И Леонардо, и Микеланджело исполняли их — вероятно, исключительно на телах казненных преступников. По его собственным подсчетам, Леонардо за свою жизнь вскрыл 30 трупов.

 

 


Дополнительные ресурсы

Леонардо да Винчи: торжество гения на ArtUK

Universal Leonardo

Витрувианский человек из Стэнфордского университета

Страница “Стэнфордский университет” О Леонардо», в Smarthistory , 9 августа 2015 г. , по состоянию на 10 марта 2023 г., https://smarthistory.org/about-leonardo/.

Биография Леонардо да Винчи со всеми подробностями

Судебные протоколы от 1476 года показывают, что Леонардо и трое других молодых людей были обвинены в содомии и оправданы. С этой даты до 1478 года нет никаких записей о его работе или даже о его местонахождении, хотя предполагается, что у Леонардо была собственная мастерская во Флоренции между 1476 и 1481 годами. В 1478 году ему было поручено написать запрестольный образ для часовни Святого Бернара. и «Поклонение волхвов» в 1481 году для монахов Сан-Донато-а-Скопето.

В 1482 году Леонардо помог заключить мир между Лоренцо Медичи и Людовико иль Моро, герцогом Миланским. Леонардо написал письмо Людовико, в котором описал свои инженерные и живописные способности. Он создал серебряную лиру в форме лошадиной головы, с которой был отправлен в Милан.

Леонардо продолжал работать в Милане между 1482 и 1499 годами. Ему было поручено написать «Мадонну в скалах» для Братства Непорочного Зачатия и «Тайную вечерю» для монастыря Санта-Мария-делле-Грацие.

Живя в Милане между 1493 и 1495 Леонардо перечислил женщину по имени Катерина среди своих иждивенцев в своих налоговых документах. Когда она умерла в 1495 году, ее список расходов на похороны предполагает, что она была его матерью.

Его работы для Людовико включали поплавки и театрализованные представления для особых случаев, проекты купола Миланского собора и модель огромного конного памятника Франческо Сфорца, предшественнику Людовико. Леонардо вылепил из глины огромную лошадь, которая стала известна как «Гран Кавалло» и превзошла по размерам две большие конные статуи эпохи Возрождения. На его отливку было выделено семьдесят тонн бронзы. Памятник оставался незавершенным несколько лет, что не было чем-то необычным для Леонардо. В 1492 модель была завершена, и Леонардо строил подробные планы ее отливки. Микеланджело грубо намекнул, что Леонардо не может его отлить. В ноябре 1494 года Людовико передал бронзу для пушек для защиты города от вторжения Карла VIII.

В начале Второй итальянской войны в 1499 году вторгшиеся французские войска использовали глиняную модель «Гран Кавалло» в натуральную величину для стрельбы по мишеням. Когда Людовико Сфорца был свергнут, Леонардо со своим помощником Салаи и другом, математиком Лукой Пачоли, бежали из Милана в Венецию, где он работал военным архитектором и инженером, разрабатывая методы защиты города от нападения с моря.

По возвращении во Флоренцию в 1500 году он и его домочадцы гостили у монахов-сервитов в монастыре Сантиссима Аннунциата и получили мастерскую, где, по словам Вазари, Леонардо создал карикатуру на Богородицу с младенцем и св. Анны и Иоанна Крестителя , произведение, вызвавшее такое восхищение, что «мужчины и женщины, молодые и старые» стекались, чтобы посмотреть на него, «как будто они присутствовали на большом празднике». В 1502 году Леонардо поступил на службу к Чезаре Борджиа, сыну папы Александра VI, исполняя обязанности военного архитектора и инженера и путешествуя по Италии со своим патроном. Он вернулся во Флоренцию, где воссоединился с Гильдией Святого Луки 18 октября 1503 года и провел два года, проектируя и рисуя большую фреску «Битва при Ангиари» для Синьории, а Микеланджело разработал сопутствующую ей картину «Битва при Кашине».

Оставить комментарий