Формулы по физике, которые рекомендуется выучить и хорошо освоить для успешной сдачи ЕГЭ. Расширенная PDF версия документа “Все главные формулы по школьной физике” Основные формулы для решения егэ по физике
Определение 1
Физика является естественной наукой, которая изучает общие и фундаментальные закономерности строения и эволюции материального мира.
Важность физики в современном мире огромна. Ее новые идеи и достижения приводят к развитию других наук и новых научных открытий, которые, в свою очередь, используются в технологиях и промышленности. Например, открытия в области термодинамики делают возможным строительство автомобиля, а также развитие радиоэлектроники привело к появлению компьютеров.
Несмотря на невероятное количество накопленных знаний о мире, человеческое понимание процессов и явлений, постоянно меняется и развивается, новые исследования приводят к возникновению новых и нерешенных вопросов, которые требуют новых объяснений и теорий. В этом смысле, физика находится в непрерывном процессе развития и до сих пор далека от возможности объяснить все природные явления и процессы.
Все формулы за $7$ класс
Скорость равномерного движения
Все формулы за 8 класс
Количество теплоты при нагревании (охлаждении)
$Q$ – количество теплоты [Дж], $m$ – масса [кг], $t_1$- начальная температура, $t_2$ – конечная температура, $c$ – удельная теплоемкость
Количество теплоты при сгорании топлива
$Q$ – количество теплоты [Дж], $m$ – масса [кг], $q$ – удельная теплота сгорания топлива [Дж /кг]
Количество теплоты плавления (кристаллизации)
$Q=\lambda \cdot m$
$Q$ – количество теплоты [Дж], $m$ – масса [кг], $\lambda$ – удельная теплота плавления [Дж/кг]
КПД теплового двигателя
$КПД=\frac{A_n\cdot 100%}{Q_1}$
КПД – коэффициент полезного действия [%], $А_n$ – полезная работа [Дж], $Q_1$ – количество теплоты от нагревателя [Дж]
Сила тока
$I$ – сила тока [А], $q$ – электрический заряд [Кл], $t$ – время [с]
Электрическое напряжение
$U$ – напряжение [В], $A$ – работа [Дж], $q$ – электрический заряд [Кл]
Закон Ома для участка цепи
$I$ – сила тока [А], $U$ – напряжение [В], $R$ – сопротивление [Ом]
Последовательное соединение проводников
Параллельное соединение проводников
$\frac{1}{R}=\frac{1}{R_1} +\frac{1}{R_2}$
Мощность электрического тока
$P$ – мощность [Вт], $U$ – напряжение [В], $I$ – сила тока [А]
Итак, как говорится, от элементарного к сложному. Начнём с кинетических формул:
Также давайте вспомним движение по кругу:
Медленно, но уверенно мы перешли более сложной теме – к динамике:
Уже после динамики можно перейти к статике, то есть к условиям равновесия тел относительно оси вращения:
После статики можно рассмотреть и гидростатику:
Куда же без темы “Работа, энергия и мощность”. Именно по ней даются много интересных, но сложных задач. Поэтому без формул здесь не обойтись:
Основные формулы термодинамики и молекулярной физики
Последняя тема в механике – это “Колебания и волны”:
Теперь можно смело переходить к молекулярной физике:
Основные формулы электричества
Для многих студентов тема про электричество сложнее, чем про термодинамика, но она не менее важна. Итак, начнём с электростатики:
Переходим к постоянному электрическому току:
Электромагнитная индукция тоже важная тема для знания и понимания физики. Конечно, формулы по этой теме необходимы:
Ну и, конечно, куда же без электромагнитных колебаний:
Основные формулы оптической физики
Переходим к следующему разделу по физике – оптика. Здесь даны 8 основных формул, которые необходимо знать. Будьте уверены, задачи по оптике – частое явление:
Основные формулы элементов теории относительности
И последнее, что нужно знать перед экзаменом. Задачи по этой теме попадаются реже, чем предыдущие, но бывают:
Основные формулы световых квантов
Этими формулами приходится часто пользоваться в силу того, что на тему “Световые кванты” попадается немало задач. Итак, рассмотрим их:
На этом можно заканчивать. Конечно, по физике есть ещё огромное количество формул, но они вам не столь не нужны.
Это были основные формулы физики
В статье мы подготовили 50 формул, которые понадобятся на экзамене в 99 случая из 100.
Совет : распечатайте все формулы и возьмите их с собой.
Во время печати, вы так или иначе будете смотреть на формулы, запоминая их. К тому же, с основными формулами по физике в кармане, вы будете чувствовать себя на экзамене намного увереннее, чем без них.
Надеемся, что подборка формул вам понравилась!
P.S. Хватило ли вам 50 формул по физике, или статью нужно дополнить? Пишите в комментариях.
Более 50 основных формул по физике с пояснением обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру
Для того чтобы успешно подготовиться к ЦТ по физике и математике, среди прочего, необходимо выполнить три важнейших условия:
- Изучить все темы и выполнить все тесты и задания приведенные в учебных материалах на этом сайте. Для этого нужно всего ничего, а именно: посвящать подготовке к ЦТ по физике и математике, изучению теории и решению задач по три-четыре часа каждый день. Дело в том, что ЦТ это экзамен, где мало просто знать физику или математику, нужно еще уметь быстро и без сбоев решать большое количество задач по разным темам и различной сложности.
- Выучить все формулы и законы в физике, и формулы и методы в математике . На самом деле, выполнить это тоже очень просто, необходимых формул по физике всего около 200 штук, а по математике даже чуть меньше. В каждом из этих предметов есть около десятка стандартных методов решения задач базового уровня сложности, которые тоже вполне можно выучить, и таким образом, совершенно на автомате и без затруднений решить в нужный момент большую часть ЦТ. После этого Вам останется подумать только над самыми сложными задачами.
- Посетить все три этапа репетиционного тестирования по физике и математике. Каждый РТ можно посещать по два раза, чтобы прорешать оба варианта. Опять же на ЦТ, кроме умения быстро и качественно решать задачи, и знания формул и методов необходимо также уметь правильно спланировать время, распределить силы, а главное правильно заполнить бланк ответов, не перепутав ни номера ответов и задач, ни собственную фамилию.
Также в ходе РТ важно привыкнуть к стилю постановки вопросов в задачах, который на ЦТ может показаться неподготовленному человеку очень непривычным.
Успешное, старательное и ответственное выполнение этих трех пунктов, а также ответственная проработка итоговых тренировочных тестов , позволит Вам показать на ЦТ отличный результат, максимальный из того, на что Вы способны.
Нашли ошибку?
Если Вы, как Вам кажется, нашли ошибку в учебных материалах, то напишите, пожалуйста, о ней на электронную почту (). В письме укажите предмет (физика или математика), название либо номер темы или теста, номер задачи, или место в тексте (страницу) где по Вашему мнению есть ошибка. Также опишите в чем заключается предположительная ошибка. Ваше письмо не останется незамеченным, ошибка либо будет исправлена, либо Вам разъяснят почему это не ошибка.
Сессия приближается, и пора нам переходить от теории к практике. На выходных мы сели и подумали о том, что многим студентам было бы неплохо иметь под рукой подборку основных физических формул.
Больше всего задач обычно задают по трем самым популярным разделам физики. Это механика , термодинамика и молекулярная физика , электричество . Их и возьмем!
Основные формулы по физике динамика, кинематика, статика
Начнем с самого простого. Старое-доброе любимое прямолинейное и равномерное движение.
Формулы кинематики:
Конечно, не будем забывать про движение по кругу, и затем перейдем к динамике и законам Ньютона.
После динамики самое время рассмотреть условия равновесия тел и жидкостей, т.е. статику и гидростатику
Теперь приведем основные формулы по теме «Работа и энергия». Куда же нам без них!
Основные формулы молекулярной физики и термодинамики
Закончим раздел механики формулами по колебаниям и волнам и перейдем к молекулярной физике и термодинамике.
Коэффициент полезного действия, закон Гей-Люссака, уравнение Клапейрона-Менделеева – все эти милые сердцу формулы собраны ниже.
Кстати! Для всех наших читателей сейчас действует скидка 10% на .
Основные формулы по физике: электричество
Пора переходить к электричеству, хоть его и любят меньше термодинамики. Начинаем с электростатики.
И, под барабанную дробь, заканчиваем формулами для закона Ома, электромагнитной индукции и электромагнитных колебаний.
На этом все. Конечно, можно было бы привести еще целую гору формул, но это ни к чему. Когда формул становится слишком много, можно легко запутаться, а там и вовсе расплавить мозг. Надеемся, наша шпаргалка основных формул по физике поможет решать любимые задачи быстрее и эффективнее. А если хотите уточнить что-то или не нашли нужной формулы: спросите у экспертов

Шпаргалка с формулами по физике для ЕГЭ
Шпаргалка с формулами по физике для ЕГЭ
И не только (может понадобиться 7, 8, 9, 10 и 11 классам). Для начала картинка, которую можно распечатать в компактном виде.
И не только (может понадобиться 7, 8, 9, 10 и 11 классам). Для начала картинка, которую можно распечатать в компактном виде.
Шпаргалка с формулами по физике для ЕГЭ и не только (может понадобиться 7, 8, 9, 10 и 11 классам).
и не только (может понадобиться 7, 8, 9, 10 и 11 классам).
А потом вордовский файл , который содержит все формулы чтобы их распечатать, которые находятся внизу статьи.
Механика
- Давление Р=F/S
- Плотность ρ=m/V
- Давление на глубине жидкости P=ρ∙g∙h
- Сила тяжести Fт=mg
- 5. Архимедова сила Fa=ρ ж ∙g∙Vт
- Уравнение движения при равноускоренном движении
X=X 0 +
- Уравнение скорости при равноускоренном движении υ =υ 0 +a∙t
- Ускорение a=(υ –υ 0)/t
- Скорость при движении по окружности υ =2πR/Т
- Центростремительное ускорение a=υ 2 /R
- Связь периода с частотой ν=1/T=ω/2π
- II закон Ньютона F=ma
- Закон Гука Fy=-kx
- Закон Всемирного тяготения F=G∙M∙m/R 2
- Вес тела, движущегося с ускорением а Р=m(g+a)
- Вес тела, движущегося с ускорением а↓ Р=m(g-a)
- Сила трения Fтр=µN
- Импульс тела p=mυ
- Импульс силы Ft=∆p
- Момент силы M=F∙ℓ
- Потенциальная энергия тела, поднятого над землей Eп=mgh
- Потенциальная энергия упруго деформированного тела Eп=kx 2 /2
- Кинетическая энергия тела Ek=mυ 2 /2
- Работа A=F∙S∙cosα
- Мощность N=A/t=F∙υ
- Коэффициент полезного действия η=Aп/Аз
- Период колебаний математического маятника T=2π√ℓ/g
- Период колебаний пружинного маятника T=2 π √m/k
- Уравнение гармонических колебаний Х=Хmax∙cos ωt
- Связь длины волны, ее скорости и периода λ= υ Т
Молекулярная физика и термодинамика
- Количество вещества ν=N/ Na
- Молярная масса М=m/ν
- Cр.
кин. энергия молекул одноатомного газа Ek=3/2∙kT
- Основное уравнение МКТ P=nkT=1/3nm 0 υ 2
- Закон Гей – Люссака (изобарный процесс) V/T =const
- Закон Шарля (изохорный процесс) P/T =const
- Относительная влажность φ=P/P 0 ∙100%
- Внутр. энергия идеал. одноатомного газа U=3/2∙M/µ∙RT
- Работа газа A=P∙ΔV
- Закон Бойля – Мариотта (изотермический процесс) PV=const
- Количество теплоты при нагревании Q=Cm(T 2 -T 1)
- Количество теплоты при плавлении Q=λm
- Количество теплоты при парообразовании Q=Lm
- Количество теплоты при сгорании топлива Q=qm
- Уравнение состояния идеального газа PV=m/M∙RT
- Первый закон термодинамики ΔU=A+Q
- КПД тепловых двигателей η= (Q 1 – Q 2)/ Q 1
- КПД идеал. двигателей (цикл Карно) η= (Т 1 – Т 2)/ Т 1
Электростатика и электродинамика – формулы по физике
- Закон Кулона F=k∙q 1 ∙q 2 /R 2
- Напряженность электрического поля E=F/q
- Напряженность эл.
поля точечного заряда E=k∙q/R 2
- Поверхностная плотность зарядов σ = q/S
- Напряженность эл. поля бесконечной плоскости E=2πkσ
- Диэлектрическая проницаемость ε=E 0 /E
- Потенциальная энергия взаимод. зарядов W= k∙q 1 q 2 /R
- Потенциал φ=W/q
- Потенциал точечного заряда φ=k∙q/R
- Напряжение U=A/q
- Для однородного электрического поля U=E∙d
- Электроемкость C=q/U
- Электроемкость плоского конденсатора C=S∙ε ∙ε 0 /d
- Энергия заряженного конденсатора W=qU/2=q²/2С=CU²/2
- Сила тока I=q/t
- Сопротивление проводника R=ρ∙ℓ/S
- Закон Ома для участка цепи I=U/R
- Законы послед. соединения I 1 =I 2 =I, U 1 +U 2 =U, R 1 +R 2 =R
- Законы паралл. соед. U 1 =U 2 =U, I 1 +I 2 =I, 1/R 1 +1/R 2 =1/R
- Мощность электрического тока P=I∙U
- Закон Джоуля-Ленца Q=I 2 Rt
- Закон Ома для полной цепи I=ε/(R+r)
- Ток короткого замыкания (R=0) I=ε/r
- Вектор магнитной индукции B=Fmax/ℓ∙I
- Сила Ампера Fa=IBℓsin α
- Сила Лоренца Fл=Bqυsin α
- Магнитный поток Ф=BSсos α Ф=LI
- Закон электромагнитной индукции Ei=ΔФ/Δt
- ЭДС индукции в движ проводнике Ei=Вℓυ sinα
- ЭДС самоиндукции Esi=-L∙ΔI/Δt
- Энергия магнитного поля катушки Wм=LI 2 /2
- Период колебаний кол.
контура T=2π ∙√LC
- Индуктивное сопротивление X L =ωL=2πLν
- Емкостное сопротивление Xc=1/ωC
- Действующее значение силы тока Iд=Imax/√2,
- Действующее значение напряжения Uд=Umax/√2
- Полное сопротивление Z=√(Xc-X L) 2 +R 2
Оптика
- Закон преломления света n 21 =n 2 /n 1 = υ 1 / υ 2
- Показатель преломления n 21 =sin α/sin γ
- Формула тонкой линзы 1/F=1/d + 1/f
- Оптическая сила линзы D=1/F
- max интерференции: Δd=kλ,
- min интерференции: Δd=(2k+1)λ/2
- Диф.решетка d∙sin φ=k λ
Квантовая физика
- Ф-ла Эйнштейна для фотоэффекта hν=Aвых+Ek, Ek=U з е
- Красная граница фотоэффекта ν к = Aвых/h
- Импульс фотона P=mc=h/ λ=Е/с
Физика атомного ядра
- Закон радиоактивного распада N=N 0 ∙2 – t / T
- Энергия связи атомных ядер
E CB =(Zm p +Nm n -Mя)∙c 2
СТО
- t=t 1 /√1-υ 2 /c 2
- ℓ=ℓ 0 ∙√1-υ 2 /c 2
- υ 2 =(υ 1 +υ)/1+ υ 1 ∙υ/c 2
- Е = mс 2
Работа по специальности: личный опыт
Мария Беликова
вдохновилась историями
Профиль автора
По данным Росстата, лишь половина россиян работает по профессии, полученной в вузе.
Читатели Тинькофф Журнала, которые решили трудиться по специальности, вспомнили, как начинали карьеру. Собрали их истории о выборе профессии, поступлении в университет и поисках первой работы.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
ИСТОРИЯ № 1
Когда воплотил в реальность юношеские мечтыСергей Никитин
работает инженером-конструктором
Профиль автора
Выбор вуза. Я учился в физико-математической школе в Воронеже. Где-то в девятом классе случайно услышал про термоядерные реакторы — установки, с помощью которых можно получать чистую и практически бесконечную энергию на основе синтеза атомов водорода. После этого у 16-летнего меня больше не возникало вопросов о том, чем заниматься.
Позже я выяснил, что во Франции строят Международный экспериментальный термоядерный реактор. Решил, что хочу там работать — или, по крайней мере, внести свой вклад в развитие интересной мне отрасли.
В 18 лет окончил школу — это было в 2014 году. Я хотел учиться в Москве и изначально думал подавать документы на факультет проблем физики и энергетики МФТИ. Туда брали в основном олимпиадников, поэтому я пытался участвовать в олимпиаде «Физтех», но безуспешно. Тогда я понял, что путь в этот университет мне закрыт.
Другим вариантом был МГТУ им. Н. Э. Баумана. Там меня интересовал факультет энергомашиностроения, на базе которого работала кафедра ядерных реакторов и установок.
Поступление. В вуз принимали по результатам ЕГЭ: нужно было сдать русский, физику и математику. К экзаменам я готовился вместе с репетиторами.
/parents-admission/
«Поступление — страшный зверь»: истории родителей, чьи дети прошли на бюджет
Русский язык и физику написал на 92 балла, а математику — на 71, и это стало для меня трагедией. Но в год, когда я окончил школу, сильной конкуренции не было и в некоторые вузы зачисляли практически всех. Поэтому я спокойно прошел на бюджет в МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Учеба. Учеба в университете оказалась суровой. Так как я поступил на специалитет, то провел там шесть лет — все эти годы приходилось постоянно ботать. Помню, что на первых двух курсах отчислили половину студентов, а некоторые ребята решили покинуть вуз сами или уходили в академический отпуск.
Обложился материалами и ботаюВ первые годы нас, по сути, обучали инженерному языку. Объясняли, как читать и создавать чертежи, конструировать детали машин и программировать. Кроме этого, мы должны были разбираться в математическом анализе, ядерной физике, электротехнике, метрологии, свойствах материалов и других важных вещах.
Признаюсь, поначалу я чувствовал растерянность. Приходилось часами штудировать древние учебники, и я не понимал, зачем все это нужно. Но спустя время осознал, что теоретические предметы развивали инженерное мышление, которое потом не раз пригодилось в учебе и работе.
На старших курсах мы стали постепенно погружаться в профессию и получать больше актуальных знаний. Разбирались в конструкции и принципах действия реакторов, динамике и законах движения сред. А семинары часто проводили действующие специалисты — инженеры с предприятий.
Сколько зарабатывает инженер-испытатель
Курсовые были направлены на практику: в них надо было разработать какой-нибудь элемент реакторной установки. Для этого мы пользовались специальным программным комплексом. Например, я задал модель, в которой имитировал аварийные ситуации типа Чернобыля и смотрел, что произойдет. Очень запарился, но результаты получил неплохие: ошибку алгоритм не выдавал, а значит, в жизни бы мой реактор не взорвался.
Пары проходили в трех корпусах: главном, учебно-лабораторном и здании нашего факультета. Первый я бы охарактеризовал как красивый и просторный, но передвигаться по нему оказалось неудобно. Второй и третий представляли собой собрание тесных коридоров с аудиториями для занятий — дешево и сердито. Разница между ними была в том, что последний выглядел приятнее.
Еще студенты могли посещать спорткомплекс МГТУ им. Н. Э. Баумана, который считался очень хорошим. Там для нас оборудовали огромный бассейн, маты для единоборств, манеж с резиновым покрытием, теннисные корты и даже скалодром.
Вспомнить бы сейчас, что значат все эти формулы | Разбираем макет тепловыделяющей сборки |
Быт. Я жил в общежитии № 10 в Госпитальном переулке, которое находится в пяти минутах ходьбы от вуза. Это, пожалуй, его единственное преимущество. Само здание по-прежнему выглядит очень уставшим, и по нему явно плачет капитальный ремонт. Знаю, что сейчас его ремонтируют, а также строят новые корпуса рядом со спорткомплексом университета. Возможно, будущим бауманцам повезет больше.
Несмотря на материальные неудобства, об общажной жизни я всегда вспоминаю с теплотой. Мы с ребятами вместе ботали, готовили еду, отмечали праздники, путешествовали, да и просто ходили друг к другу в гости.
После поступления я сразу записался в профсоюз. Это помогло узнать о разных плюшках для студентов. Например, летом я бесплатно отдохнул в санатории в районе Адлера, но всего один раз, о чем сейчас жалею. Еще ездил в горы на базу «Джан-Туган», расположенную в Кабардино-Балкарии. Кроме этого, мне компенсировали проживание в общежитии и затраты на билеты до дома.
На четвертом курсе решил попробовать себя в консалтинге. Я знал, что там баснословные зарплаты, но нужно трудиться по 100 часов в неделю. В Бауманке как раз работал кейс-клуб, который организовал тематический чемпионат. На соревнованиях мы с ребятами решали задачки от «Рено» и «Марса», а в финале был кейс от «Бостон Консалтинг Груп». И хотя наша команда неплохо выступила и заняла почетное четвертое место, и я понял, что консалтинг меня не интересует. Хотелось решать действительно важные задачи, а эта сфера мою потребность не закрывала.
/case-championships/
Что такое кейс-чемпионаты и чем они полезны студентам и выпускникам
Моя вузовская стипендия была небольшой — 3000 Р в месяц. Деньги предпочитал копить, но иногда позволял себе небольшие радости. А в конце обучения подал на стипендию от одного предприятия и получил единовременную выплату в размере 50 000 Р.
Практика. Недалеко от моего родного Воронежа расположена Нововоронежская АЭС, где я решил пройти практику после четвертого курса. Мне захотелось совместить приятное с полезным: потусоваться дома летом и заодно понять, каково это — работать на станции.
Пришлось немного повозиться с документами, но в итоге все получилось. Правда, позже выяснилось, что попасть в энергоблок, как я хотел изначально, нельзя. Для этого требовалась специальная подготовка и другие бумаги. Да и никто не пошел бы на такое ради одного лихого студента.
«Почувствовала свою власть»: 10 историй о незабываемой практике в университете
Поэтому меня отправили в административное здание, где я общался со скучающими конструкторами. Даже экскурсию на станцию не организовали, что стало для меня разочарованием. Но все же этот опыт оказался полезен: я понял, что не буду туда устраиваться после выпуска.
После скучной практики решил устроиться по специальности. До окончания обучения оставалось два года — к тому моменту многие мои друзья, поступившие на бакалавриат, уже выпустились и вышли на биржу труда.
У нас на кафедре преподавали много сотрудников одного конструкторского института «Росатома». Я знал, что там есть работа по моему профилю, и отправил кадровикам резюме. Мне долго не отвечали, и я попробовал написать вузовским лекторам. Один из них позвал меня на собеседование. Разумеется, мальчика с улицы и без диплома на должность инженера устроить не могли. Поэтому я стал техником, то есть стажером.
Работал неполный день: сначала меня взяли на четверть, а потом перевели на половину ставки. Учеба от этого не страдала, а иногда у меня даже получалось трудиться сверхурочно. Только зарплата была откровенно мизерной — от 10 000 до 15 000 Р.
/engineers/
«Думал, это престижно, что я не менеджер»: сколько зарабатывают инженеры
На работе я встретил много замечательных людей и с интересом погрузился в молодую и активно развивающуюся сферу. В этом же месте потом прошел преддипломную практику, да и каждый раздел моей выпускной работы был посвящен задачам, которые решали коллеги.
Дальнейший путь. Сейчас я продолжаю трудиться в той же организации, куда устроился во время учебы, но на позиции инженера. После повышения мой оклад значительно вырос — теперь он превышает 150 000 Р.
Кстати, большинство выпускников моего потока работают по специальности на крупных предприятиях. Более того, знаю случаи, когда ребята начинали менять профессию, но потом все равно возвращались в привычную сферу. Вероятно, решающее значение имеет размер зарплаты в нашей отрасли: хорошие специалисты получают достойно.
ИСТОРИЯ № 2
Когда работала по специальности с первого курсаМилена Шевченко
училась на дизайнера в Школе дизайна НИУ ВШЭ
Профиль автора
Выбор вуза. Я родилась в Москве. В 12 лет окончила художественную студию с красным дипломом — обычно в этом возрасте туда только записываются. А в старших классах решила поступать на какое-нибудь креативное направление, связанное с дизайном.
Думая о том, где учиться дальше, я заходила на сайты разных вузов и оценивала их оформление. С этим у университетов оказались большие проблемы. Порой приходилось прикладывать невероятные усилия, чтобы просто найти информацию для абитуриентов, что уж говорить о дизайне. Неспособность профильных учебных заведений даже оформить свои ресурсы стала для меня показательной.
Другим важным критерием выбора вуза были вступительные испытания. Сдавать традиционные экзамены по рисунку и живописи я не хотела: такой способ отбора поступающих казался мне устаревшим.
В итоге остановилась на трех местах: Школе дизайна НИУ ВШЭ, Британской высшей школе дизайна и Институте бизнеса и дизайна. Второй вариант отпал из-за обучения на английском, а у третьего вуза на тот момент отсутствовала аккредитация. Поэтому я решила поступать только в Вышку и остановилась на направлении «коммуникационный дизайн». Документы туда подавала сразу после окончания школы — это было в 2018 году.
Поступление. Абитуриенты Школы дизайна сдавали госэкзамены по русскому и литературе, делали проект и проходили собеседование.
К ЕГЭ я готовилась весь год, пока училась в одиннадцатом классе. О том, что не пройду в выбранный вуз, даже не думала: времени было достаточно, завалить что-то казалось нереальным. Кроме того, я рассматривала обучение на коммерции тоже, а поступить туда просто.
Я ходила в школу с филологической направленностью, поэтому нужные мне предметы у нас преподавали на хорошем уровне. Но чтобы получить больше баллов, решила усилить подготовку и записалась на платные онлайн-курсы. В результате сдала русский на 87, а литературу — на 96 баллов. Кроме того, приемная комиссия ВШЭ начислила мне три дополнительных балла за итоговое сочинение.
Для творческого испытания я сделала шесть черно-белых плакатов, посвященных проблеме непонимания между людьми. В работе напомнила о том, как важно быть терпимыми по отношению к окружающим.
/list/plus-point/
7 способов получить дополнительные баллы при поступлении в вуз
Свой проект я подготовила за неделю с помощью «Фотошопа»Работы абитуриентов оценивали по разным показателям: концептуальности, стилистическому единству, оригинальности, композиции, технике исполнения, выразительности образов. За творческое испытание мне поставили 95 баллов из 100.
Но поступить на бюджет у меня в итоге не получилось: не хватило четырех баллов. Зато мне предложили 70-процентную скидку на обучение: вместо 400 000 Р в год я могла платить 120 000 Р. Поначалу я, конечно, расстроилась, но теперь даже рада, что так вышло. Чтобы сохранить скидку, нужно было получать высокие отметки. Поэтому я старательно поддерживала свой рейтинг все четыре года бакалавриата.
/get-discounts/
«Каждая сессия была огромным стрессом»: 4 истории о борьбе за скидку на оплату обучения
Учеба. На первом курсе мы изучали историю искусств и компьютерные программы для работы с графикой, разбирались, как создавать проекты. В дальнейшем можно было добавить в расписание курсы по выбору, например каллиграфию, ювелирное мастерство, создание 3D-пространств. Еще со второго курса было необходимо посещать майноры — так называются дополнительные занятия для нескольких факультетов одновременно. Я ходила на лекции, посвященные современному искусству, от команды музея «Гараж».
Учебный год в ВШЭ делится на четыре модуля, по окончании каждого устраивали сессию. Экзамены по теоретическим дисциплинам проходили в формате тестов, а по практическим — в виде просмотров работ. Нужно было сдать от одного до трех проектов, подготовленных под руководством куратора. Помню, что я создавала айдентику и фирменный стиль бренда, занималась версткой и дизайном сайтов, придумывала заставку для киностудии. Работы ребят, которые учились в Вышке, можно посмотреть в специальном разделе на сайте вуза.
Любимым предметом была история искусств. На нем рассказывали, как появились и развивались фотография, театр, архитектура, кинематограф. Конспекты этих лекций старалась вести как можно более подробно. Во-первых, мне действительно нравилось заниматься, а во-вторых, такой подход помогал готовиться к экзаменам. Благодаря вниманию к деталям я практически ничего не повторяла: все и так уже было в голове.
На третьем курсе заинтересовалась дизайном мобильных приложений и сайтов, поэтому перешла на программу «дизайн и программирование». На ней учат создавать прототипы цифровых продуктов — от лендингов до разных сервисов. Я видела, что эта ниша круто развивается, и находила ее очень многообещающей.
/creative-studies/
«Забываю, в каком веке и где живу»: как учатся в творческих учебных заведениях
Студенческая жизнь в ВШЭ была безумно насыщенной — даже несмотря на то, что мои старшие курсы выпали на пандемию ковида. Например, мне удалось поработать в команде студенческой организации вуза HSE Curator — она занимается адаптацией первокурсников и устраивает масштабные мероприятия для всех вышкинцев. Я помогала ребятам с ребрендингом и дизайном соцсетей.
Заказы на фрилансе брала с начальных курсов, в основном от знакомых. Моей первой работой стала отрисовка логотипа, за которую я получила 2000 Р. Сейчас мой доход составляет шестизначную сумму.
Стабильная занятость у меня появилась только на четвертом курсе, когда я уже окрепла как специалист. Тогда я устроилась штатным дизайнером специальных проектов в издания «Лайфхакер» и «Горящая изба». Придумывала концепции веб-проектов и адаптировала их под разные форматы, занималась брендбуком и защищала свои идеи перед командой. Совмещать работу с учебой было тяжело, но реально.
За и против: стоит ли совмещать работу и учебу
Дальнейший путь. В сфере дизайна смотрят не на диплом, а на портфолио. Поэтому для карьерного успеха не обязательно оканчивать вуз, важнее прокачать необходимые хард- и софт-скиллы и уделить время собственным работам. Учеба в ВШЭ дала мне навык работы над проектами в сжатые сроки, научила презентовать свои идеи и коммуницировать с заказчиками. Преподаватели делились с нами востребованными знаниями, а с однокурсниками я общаюсь до сих пор: мы обмениваемся опытом и помогаем друг другу.
Сейчас я работаю на фрилансе. Свое дело обожаю, как и дизайн в целом, считаю эту область многогранной и прогрессивной. Поэтому получать другую профессию точно не планирую — разве что, возможно, когда-нибудь захочу сменить профиль, например перейти из диджитал-дизайна в UX/UI.
Я на фоне стены с плакатамиИСТОРИЯ № 3
Когда нашел дело всей жизни благодаря лучшему другуAlexey
работает специалистом по информационной безопасности
Профиль автора
Выбор вуза. Школу я окончил в 2015 году. В старших классах четко понимал, что буду заниматься чем-то, связанным с технологиями. Меня всегда это интересовало, в особенности компьютерные игры — как, наверное, было у всех моих ровесников. Сферу ИТ я воспринимал как что-то новое, необычное и интригующее.
Окончательно свою будущую профессию выбрал случайно. Лучший друг решил поступать на информационную безопасность, и я захотел идти туда вместе с ним. У приятеля хорошее чутье на прогрессивные вещи — я понимал, что эта специальность точно окажется крутой и интересной.
Проблема возникла при выборе вуза: учебных заведений, где преподавали нужное направление, было не так много. В итоге мы с другом остановились на РТУ МИРЭА. Понравилось описание факультета на сайте вуза, да и стоимость обучения показалась адекватной — 132 000 Р в год.
Поступление. Нужно было сдать ЕГЭ по профильной математике и информатике. К экзаменам готовился самостоятельно, но не интенсивно: только решал пробники и задачи прошлых лет. В итоге информатику сдал на 48 баллов, а математику — на 33.
Сам процесс поступления прошел быстро. Я приехал в вуз, показал приемной комиссии свои баллы ЕГЭ, понял, что не прохожу на бюджет, и подал заявление на коммерцию. К счастью, родители хотели, чтобы я получил высшее образование, и считали выбранную мной сферу перспективной, поэтому были готовы платить.
/guide/welcome-to-it/
Как новичку найти работу в ИТ-сфере
Учеба. Я поступил на специалитет и провел в вузе пять лет. В силу лени и не очень строгого подхода к учебе домашним заданиям много времени не уделял. Зато было интересно во время сессии: помню, как бегал за преподавателями, чтобы сдать долги, и слушал обещания страшных кар.
В вузе нас учили в основном теории, а практических знаний не давали. Хотя сейчас я очень жалею, что пропускал занятия по построению компьютерных сетей, криптографии и программированию. Эти вещи должен знать любой ИТ-специалист. А прогуливал я пары, потому что не мог слушать преподавателей, которые сухо преподносили материал. Ну и лень, конечно, тоже мешала.
Самыми полезными предметами за все пять лет обучения я бы назвал профильные: основы информационной безопасности и введение в специальность. Их вели профессора, которые умели заинтересовать и грамотно донести самую суть. Нужную теорию они подкрепляли инструкциями о том, как ее применять на практике. Например, мы изучали реальные средства защиты информации и отрабатывали полученные знания, выполняя лабораторные. К сожалению, таких преподавателей было лишь процентов 20.
Большинство других предметов вели люди почтенного возраста, которые даже не всегда знали, как включить компьютер. Это, естественно, сказывалось на качестве преподавания.
Со второго года обучения я начал работать: устроился барменом в ресторан, а потом в одно заведение, где подавали коктейли. Там трудился до конца четвертого курса. Дальше я понял, что пора браться за голову и начинать учиться. Поэтому летом впервые закрыл сессию без задолженностей, и это было ужасно приятно.
С того момента также началось мое развитие как специалиста. Я стал делать доклады и играть в Capture the Flag — соревнования по спортивному хакингу, в ходе которых нужно захватить флаг другой команды.
Перед последним курсом мне захотелось работать по специальности. Тогда я устроился в поддержку компании — интегратора решений в области информационной безопасности.
В первое время я получал 34 000 Р и трудился в ночную смену, а потом сразу ехал на пары или шел отсыпаться. Помогало то, что на последнем курсе нагрузка была минимальной, иначе совмещать работу с учебой я бы не смог. Весной мне повысили зарплату до 52 000 Р и, к моей большой радости, перевели в штат на график 5/2.
/voyti-v-it-besplatno/
8 советов для тех, кто хочет войти в ИТ, но не хочет тратить кучу денег на обучение
По вечерам и выходным я писал диплом. Он был посвящен методике аудита информационной безопасности организаций. При подготовке работы полученные в вузе знания никак не пригодились: нужную информацию приходилось искать самостоятельно.
Дальнейший путь. После окончания вуза мне захотелось помочь студентам и дать им практические навыки, которых не хватало мне. Поэтому я пошел работать в свой университет на четверть ставки в качестве ассистента преподавателя.
Занятия проводил по субботам, так что это никак не мешало основной деятельности. Получал около 15 000 Р в месяц.
Побыв педагогом, я понял, что студентам нельзя давать только материал, который ты считаешь важным, — приходится постоянно оглядываться на методические рекомендации и планы занятий. Но я все равно умудрялся каким-то образом организовывать практически направленные лабораторные. Во время них нужно было имитировать информационные атаки или, наоборот, разворачивать защиту своей системы. Тем не менее ребята не горели что-то делать: наверное, уже устали учиться, а может, я не сумел их заинтересовать. Так прошел целый год, но потом я решил уволиться из-за ужасной бюрократии.
Сейчас я все еще работаю по специальности, но из первой компании, куда устроился во время учебы, успел перейти в другую.